Лексические нормы связанные с употреблением синонимов и антонимов 5 класс конспект

Обновлено: 19.09.2024

Лексические нормы – это употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении. К лексическим нормам относятся нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Лексические нормы (нормы словоупотребления) определяют правильный выбор слова из ряда других, близких ему по значению или по форме, а также употребление слов в тех значениях, которые они имеют в литературном языке. Эти нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых , его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых , чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности: 1) нарушение лексической сочетаемости слов; 2) смешивание паронимов; 3) неточности словоупотребления; 4) плеоназмы; 5) тавтология; 6) речевая недостаточность. Все эти нарушения лексической языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности.

Выразительность – качество речи, которое предполагает грамотное использование образных средств. Мы используем средства речевой выразительности для того, чтобы передать свои эмоции, впечатления, дать оценку или воздействовать на чувства собеседника. Лeксичeские нормы в аспекте выразительности: 1) синонимы, 2) антонимы, 3) омонимы, 4) многозначные слова, 5) фразеологизмы.

Лексические нормы с точки зрения развития языка: 1) устаревшие слова (историзмы, архаизмы); 2) возвращение устаревших слов; 3) неологизмы (новая лексика), 4) иноязычные / заимствованные слова.

Наиболее распространённые лексические ошибки

  1. Неправильный выбор слова ( костный тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей ), неточный выбор синонима ( за ответ я получил прекрасную оценку ).
  2. Нарушение норм лексической сочетаемости ( стадо зайцев, под гнётом гуманности ).
  3. Противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными оттенками значения слова ( Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошёл по ней, оставляя несмываемые следы. Он внёс непосильный вклад в развитие России ).
  4. Употребление анахронизмов, т. е. исторически несовместимых понятий ( Ломоносов поступил в институт );
  5. Смешение понятий из разных культур ( Ломоносов жил за сотни миль от столицы ).
  6. Неверное употребление фразеологизмов ( Надо вывести его на свежую воду ).

Речевая избыточность и речевая недостаточность

Плеоназмы — обороты речи, в которых сочетаются однородные по значению слова, излишние с точки зрения логики: темный мрак, снилось во сне, говорить словами .

В языке художественной литературы, в поэтическом языке тавтология может использоваться как художественный приём повторения, усиливающий выразительность речи: Знать не знаю, ведать не ведаю; на дворе белым-бело; на пороге стоял старый-престарый старик.

Некоторые однокоренные слова потеряли лексическую связь друг с другом: чёрные чернила; белое бельё, красная краска.

Речевая недостаточность выражается в пропуске слов, что порождает логическую ошибку: Характер Базарова резко отличается от братьев Кирсановых . (Нужно: от характера братьев Кирсановых.)

Смешение паронимов

Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению: телефонный абонент — концертный абонемент , эффектный наряд — эффективный приём, жёстки й диван — жестокий бой и др.

Многие смешивают однокоренные глаголы одеть (одевать) и надеть (надевать) . Одеть можно кого-то, надеть — что-то (на что-то): Одевать капризного ребёнка довольно сложно; в холода надеваю на него комбинезон.

Лексическая сочетаемость

Часто речевые ошибки происходят из-за того, что словосочетания строятся неверно, состоят из слов, не сочетающихся друг с другом:

Благодаря неосторожному обращению с огнём, лес выгорел. (Нужно: Из-за неосторожного обращения с огнём лес выгорел.)

Большое значение в наше время играет бережное отношение к природе . (Нужно: Большое значение в наше время имеет бережное отношение к природе.)

Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.

Цели урока : дать понятие об антонимах; показать роль антонимов в речи.

Тип урока : Урока изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: проектор, ноутбук, иллюстрация, карточки, корзина, учебник.

Этапы урока : 1. Оргмомент; 2. Мотивационный этап; 3. Актуализация знаний; 4. Определение темы урока; 5. Постановка целей и задач урока; 6. Работа по теме урока; 7. Первичная проверка полученных знаний; 8. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. 9. Домашнее задание.

  1. Личностные : навык сотрудничества со сверстниками;
  2. Метапредметные : способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  3. Предметные : учащиеся научатся находить антонимы и пользоваться в речи; понимать роль антонимов в речи как средства выразительности.

1. Организационный момент . (Слайд 1)

Здравствуйте, ребята. Поднимите руки, если вы готовы к уроку. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Мы продолжим путешествие по сказочным странам. Сегодня мы из страны Синонимов отправимся страну слов с противоположным лексическим значением.

2. Мотивационный этап.

Попрощаемся со страной Синонимов.

Задание (для 1-ой группы). (Формулировка заданий проецируется на экран).

В каком предложении есть синонимы?

1. Я вышел и увидел большую серую кошку

2. Весна давно пришла и согнала снег.

3 . Игра получилась интересной, захватывающей .

Задание (для 2-ой группы)

1 Этот человек был известным и популярным.

2. Над цветами кружили осы и пчёлы.

3. Мягко стелет, да жёстко спать .

Задание для всех .

Какое из этих утверждений ошибочное:

1 . Синонимы – это слова, одинаковые по написанию и произношению, но разные по смыслу.

2. Омонимы – это слова одной и той же части речи

3. Омоформы – это слова, которые относятся к разным частям речи.

4. Определение темы урока.

Задание . (Формулировка заданий проецируется на экран).

Вставьте пропущенные буквы в словах. Составьте из пропущенных и выделенных букв слово.

1. Умей не только брать, но и отд…вать. 2. Уче н ье свет, а неуче н ье – тьма. 3. Легко стелет, да жёс…ко спать. 4. Бедность учит, а б…гатство портит. 5. Лучшая вещь н овая, лучший друг старый. 6. Ласточка день нач…нает, а соловей кончает. 7. У м ная ложь лучше глупой правды. (Верный ответ. Антоним).

Что вы можете сказать о лексическом значении слов с пропущенными буквами? (Примерный ответ. Эти слова противоположны по смыслу).

Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (Антонимы)

Запишите тему урока в тетрадь.

5. Постановка целей и задач урока.

Прочитайте выразительно эти предложения? Что представляют собой данные предложения? (Примерный ответ. Это пословицы).

Пословицы и поговорки богаты антонимами.

Подумаем, что нам нужно знать, чтобы попасть в страну Антонимов?

(Ученики вместе с учителем формулируют цели урока)

(Примерный ответ. Путь в страну Антонимов лежит через темный лабиринт. Чтобы пройти этот лабиринт, нам нужно знать следующее : (Слайд 3)

1. Что такое антонимы.

2. Роль антонимов в речи.

Мы должны научиться :

1. Выделять антонимы в речи.

2. Подбирать к слову антонимическую пару. (Слайд 4)

6. Работа по теме урока.

На доске появляется иллюстрация двух лабиринтов. Учитель объясняет детям правила игры. (Правила игры. Ученики делятся на две группы. Лабиринт можно пройти в 3 этапа. На иллюстрации лабиринта им соответствуют три красных кружка. Двигаться по лабиринту можно с помощью фишек с магнитом. После каждого удачно выполненного задания один из учеников группы переставляет фишку с одного кружка на другой. Побеждает та группа, которая найдёт выход из лабиринта. Чтобы победить, нужно выполнить все задания верно).

Какое задание можно придумать? (Примерный ответ. Провести соответствие)

Какие слова лишние? (СЛЕВА. ВЫСОКИЙ.)

Подберите к ним антонимы и сделайте морфемный разбор этих слов.

Помните, что у наречия нет окончания.

Сделать морфемный разбор и к выделенным морфемам подобрать антонимы.

1. Выходить. 2. Обуть. 3. Носище. 4. Уехать.

Попробуйте дать определение антонимам. (Антонимы – это слова с противоположным значением)

Ученики кладут в корзину карточки, на которых заранее написан вывод.

Антонимическую пару могут иметь не только слова, но и части слова (морфемы).

Молодцы! Обе группы справились с этим заданием. (Один ученик из группы подходит к иллюстрации лабиринта и переставляет фишку с одного кружка на другой).

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься

Учащиеся садятся по двое. За одним столом должны оказаться ученики из двух групп. Ученик показывает своему противнику карточку с иллюстрацией. Его противник должен назвать как можно больше слов, обозначающих признак или действие, изображённые на карточке, и подобрать к этим словам антоним. Пример. На карточке изображён радостный мальчик с тёмными волосами. Тогда ученик должен сказать следующее: РАДОСТНЫЙ – ГРУСТНЫЙ, ТЁМНЫЙ – СВЕТЛЫЙ и т. д. (Слайд 6)

Скажите, слова СВЕТЛЫЙ и ТЕМНО можно назвать антонимами? (Нет)

Почему? (Примерный ответ. Это слова с противоположным лексическим значением, но они относятся к разным частям речи. Следовательно, эти слова нельзя назвать антонимами.

Какой можно сделать вывод?

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Ученики кладут в корзину карточки, на которых заранее написан вывод.

Молодцы! Все справились с этим заданием. (Один ученик из группы подходит к иллюстрации лабиринта и переставляет фишку с одного кружка на другой).

Задание . Завершите пословицу так, чтобы во второй части появился антоним.

1.Не откладывай на завтра то, что можешь сделать… (сегодня).

2. Нет худа без… (добра).

3. Умная ложь хуже глупой… (правды).

1. Знай больше, говори… (меньше)

2. Умей взять, умей и … (отдать)

3. Корень учения горек, а плод… (сладок)

Какую роль играют антонимы в речи? (Примерный ответ. Антонимы являются средствами выразительности).

Ученики кладут в корзину карточки, на которых заранее написан вывод.

Молодцы! Все справились с этим заданием. (Один ученик из группы подходит к иллюстрации лабиринта и переставляет фишку с одного кружка на другой).

Сопоставим наши выводы с теорией из учебника.

7. Первичная проверка полученных знаний.

Мы уже приближаемся к стране Антонимов. Давайте ещё закрепим наши знания об антонимах.

В следующих заданиях нужно выбрать цифру с верным вариантом и сложить соответствующие этим цифрам числа.

Задание №1 . (Для обеих групп) (Формулировка заданий проецируется на экран)

Выберите верные утверждения:

1. Антонимы – это слова с противоположным значением.

2. Антонимы – это слова, которые относятся к разным частям речи.

3. Антонимические пары могут иметь только глаголы.

4 . Антонимическую пару могут иметь не только слова, но и части слов .

5 . Антонимы являются средствами выразительности.

6. Антонимы, синонимы, омонимы являются лексическими разрядами слов.

В каких строках ошибочно подобраны антонимичные пары:

1. РАДОСТНО – ГРУСТНО; СВЕТЛЫЙ -ТЁМНЫЙ; ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ.

2. ВЕРХ - ВНИЗ; ДРУГ- ВРАГ; ГОРЯЧИЙ - ХОЛОДНЫЙ.

3 . ДОБРЫЙ - ЗЛОЙ; РАДОВАТЬСЯ - ГРУСТИТЬ; ГРЯЗНЫЙ – ЧИСТОТА .

4. ВЗЯТЬ ОТДАТЬ; ГОВОРИТЬ – МОЛЧАТЬ; УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ.

5. СВЕТ – ТЬМА; ВОЛЯ – ПЛЕН; МЯГКИЙ – ЖЁСТКИЙ.

В каких строчках есть слова с антонимичными приставками:

1. ПРИЕХАТЬ – ОТЪЕХАТЬ; ПОЗВОНИТЬ – ПЕРЕЗВОНИТЬ; УХОДИТЬ – ЗАХОДИТЬ.

2. ВХОДИТЬ – ВЫХОДИТЬ; ПРИУЧИТЬ – ОТУЧИТЬ; ПРИБЕЖАТЬ – УБЕЖАТЬ.

3. ПРИБЕЖАТЬ – ЗАБЕЖАТЬ; ПОДНЕСТИ – УНЕСТИ; ЗАДУТЬ – ПОДУТЬ.

Какое число у вас получилось? (Верный ответ. 23)

Комментарий к заданию № 2.

Слова ВЕРХ, ВНИЗ относятся к разным частям речи, поэтому они не являются антонимами.

Попробуйте подобрать антонимы к многозначным словам.

Что такое многозначные слова?

Мягкий (о хлебе) - … (чёрствый)

Мягкий (о шаге) - … (тяжёлый)

Мелкий (о дожде) - … (частый)

Мелкий (о водоёме) - … (глубокий)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности .

Мы вышли из тёмного лабиринта. Обе группы успешно справились с заданиями.

Мы подошли к стране Антонимов. Давайте посмотрим, с какими знаниями мы подошли к стране Антонимов.

Ученики по очереди подходят к корзине, достают карточки, на которых написаны выводы, и читают вслух.

1. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

2. Антонимы являются средствами выразительности.

(Ученики произносят с места).

Чему мы научились?

1. Выделять антонимы в речи

2. Подбирать к слову антонимическую пару.

А сейчас попробуйте пофантазировать и представить себе страну Антонимов и её жителей.

(На доске появляется рисунок страны Антонимов, который заранее подготовили трое учеников).

Сравните то, что вы представили с тем, что вы видите.

Опишите то, что вы видите на рисунке.

Какую страну напоминает страна антонимов. (Возможный ответ. Страна Антонимов напоминает мир, в котором мы живём).

Почему вы так считаете?

Попробуйте оценить свою работу на уроке. Поставьте на полях своей тетради следующие символы:

! – всё было отлично, задания выполнял без затруднения.

+ - испытывал затруднение при выполнении некоторых заданий.

- - не мог самостоятельно выполнить ни одного задания.

? – затрудняюсь в оценивании.

1. П. 69. Внимательно прочитать.

2. Упр. 372 – выполнение заданий (письменно).

3. Написать лингвистическую сказку о стране Антонимов (по желанию).

Урок подошёл к концу. (Ученики сдают тетради с домашним заданием)

Очень приятно было с вами работать. Поблагодарите друг друга за урок.

Спасибо за урок. До свидания! (слайд 7)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Антонимы 5 класс

Улыбнитесь друг другу

Ученье - свет, а неученье - тьма

Мы узнаем: Что такое антонимы Роль антонимов в речи Мы научимся: Выделять антонимы в речи Подбирать к словам антонимы Мы узнаем: Что такое антонимы Роль антонимов в речи Мы научимся: Выделять антонимы в речи Подбирать к словам антонимы

Открываем новые знания

СЛЕВА ТИХИЙ ДОБРЫЙ ХОЛОДНЫЙ ГОРЯЧИЙ ЗЛОЙ ГРОМКИЙ ВЫСОКИЙ

Грустный - Радостный Большой - Маленький

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать… Нет худа без… Умная ложь хуже глупой… Знай больше, говори … Умей взять, умей и… Корень учения горек, а плод…

Поблагодарите друг друга за урок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно.

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с.


План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский.

План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"

Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми.


План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло.


ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под.


План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык в 5 классе

Тема: Синонимы, антонимы. Синонимический ряд

Цель урока: познакомить с синонимами, антонимами, с синонимическим рядом слов.

1.Образовательная: знать определение синонимов, антонимов,; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

2.Развивающая: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

3.Воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткос-ти и внимательности к слову.

Тип урока:урок изучения нового материала.

Форма урока: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: учебник для 5 класса, картинки с изображением героев Луко-морья, изображение дуба, иллюстрации с заданиями.

I Организационный момент.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

– А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?(Лексика)

-Чему мы должны научиться?(Дети определяют цели)

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том

И днём , и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

- Поможем выполнить учёному коту первое задание.(По мере выполнения задания выставляются фигурки героев)

II. Объяснение новой темы.

1. Слово учителя.

Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в русском языке, которые очень дружны между собой, а называют их синонимы.

"Синоним" – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает "соименный", то есть синонимы – это слова одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

2. Наблюдение над синонимами.

1) Откроем учебник и посмотрим, что еще интересного мы узнаем о словах-друзьях.

Работа в группах. Предлагаю вам следующее задание: на доске записан тезисный план этого параграфа, прочитайте §41 и разделите его на части в соответствии с пунктам плана.

2.Это слова… (имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той же части речи)

– Что у нас получилось? Прочитаем.

2.Это слова ,имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той же части речи)

Месяц, луна; бегемот, гиппопотам.

Красный, алый; храбрый, смелый; радостный весёлый.

2)Выполнение упражнения 298.

-Выпишите из текста пары синонимов. Какие из них близки или одинаковы по своему лексическому значению? Какой частью речи являются синонимы?

1.Скупой , жадный.2.Клевета , дожь.3.Неласковое, недоброе.4.Не печалить-ся, не кручиниться.5.Не тужи, не горюй.

3)Наблюдение над синонимическими рядами.

Лицо - лик- морда. Бежать - нестись- мчаться- лететь-трусить.

Стилистически нейтральные слова: лицо бежать. Они начинают синоними-ческий ряд. Это доминанта.

Словарная работа .Объяснение лексического значения слова доминанта.

Найдите доминанту в синонимическом ряду, расположив её на первом месте. Запишите синонимические ряды.

1.Парень, парнишка, хлопец, юноша .2.Смоляной, вороной, чёрный , агатоый.

3.Рисовальщик, художник , живописец.4.Пепельный, дымчатый , серый , сталь-ной.5.Помалкивать, молчать , безмолвствовать.

Упражнение 301.

Замените каждое слово синонимами. Чтобы дать другую характеристику лицу или предмету: положительную, отрицательную или нейтральную.

Ну и верзила , мужчина маленького роста, хороший человек, красивая жен-щина , льняные волосы, серебристые волосы, белоснежная скатерть, чёр-ные глаза.

Упражнение 302.Какие синонимы встретились в тексте.Какой оттенок- нейтральный, разговорный, грубый или торжественный они имеют?

Педагогическая цель: создать мотивацию на совместную работу, закрепить умениеопределять лексическое значение слова разными способами, способствовать развитию умения использовать в речи синонимы и антонимы,формировать умение работать со словарями,делать выводы, анализировать; развивать творческие способности.

  • закрепить умение определять лексическое значение слова,
  • формировать умениеподбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,
  • углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова;
  • познакомить учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования.

• определять и формулировать цель деятельности;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•умение высказывать своё предположение (версию);

•умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

•умение адекватно воспринимать оценки.

• поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос;

• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;

• ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;

•подведение под понятие;

•выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.

•умение слушать, слышать и понимать;

• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

•выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

•умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников;

умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.

  • обогащение словарного запаса учащихся
  • развитие познавательных интересов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;
  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, доброжелательности, ответственности).

Образовательные ресурсы: учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской, толковый словарь, словари антонимов и синонимов; ИКТ: проектор, экран, компьютер, интернет - ресурсы.

Тип урока: урок закрепления знаний и умений (актуализация)

Вид урока: урок - путешествие

Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации, игровые технологии, проблемное обучение, информационные компьютерные технологиис применением элементов интерактивности,групповые технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, т ехнология формирующего оценивания.

  1. Сознательность и активность
  2. Доступность
  3. Связь теории и практики
  4. Систематичность и последовательность
  5. Наглядность
  6. Научность
  7. Учёт возрастных, индивидуальных и личностных особенностей
  8. Прочность усвоения знаний
  1. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок веселый –Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.

Ребята, желаю Вам на уроке: Раскрыть свою индивидуальность. Проявить себя творчески. Получить положительные эмоции. Наш эпиграф:

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

- Кто знает – что за слова здесь спрятаны? почему?

- Это слова из нашей новой темы, которую мы начали изучать на предыдущем уроке.

Читайте также: