Лексическая сочетаемость 5 класс рыбченкова конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

На первый взгляд слово кажется чем-то простым и привычным. Но надо заметить, что при помощи правильно подобранного слова можно ясно и доступно объяснить самые сложные вещи, но можно и запутать. Можно заставить смеяться и плакать. Как говорил поэт Владимир Шефнер:

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Только надо уметь пользоваться этими сокровищами, бережно обращаться с языком.

(Студентам раздаётся материал для индивидуальной работы).

Фонема, антонимы, падеж, склонение, диалекты, историзмы, число, метафора, неологизмы, морфология, профессионализмы, однозначные и многозначные слова, словообразование, фразеологический оборот, омофоны, грамматика.

Давайте прочитаем, что у нас получилось? Знаем ли мы значения этих слов?

(Ответы студентов: синонимы, омонимы, устаревшие слова, лексическое значение слова).

Какие ещё слова с лексическим значением не были охарактеризованы? (Диалектные, заимствованные).

О заимствованных словах и своих исследованиях нам расскажет Оля Циберкина. (Русский и татарский национальные костюмы. Слайды на экране, приложение 3.) Спасибо.

А теперь подберите синонимы к следующим словам и выражениям, запишите в тетрадь:

Специальность – профессия
Обучение животных – дрессировка
Скорый поезд – экспресс
Асфальтированная дорога – шоссе
Небольшая комната, где люди моются – ванная
Популярная игра на льду – хоккей
Помещение в школе – класс
Вид плавания – брасс

Какое правило написания объединяет эти слова?

Значения каких слов вам не совсем понятны? Как называются такие выражения?

Обратите внимание на доску (экран). По данным выражениям определите слово со следующим лексическим значением:

Разбитый с силой, разделённый на куски.

Заключить между распростёртыми руками, пальцами, лапами, плотно прижать кого- или что-либо к себе.

Достойный звания человек, отзывчивый, гуманный.

Только один такой, кроме него нет никакого другого.

Являющийся типом, обнаруживающий общее в частном, индивидуальном.

Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление.

Общий, одинаковый, один для всех.

Благозвучная последованность звуков, образующая музыкальное единство.

Лишённый воли, подавленный морально, принуждённый к покорности.

Ярко выраженный, обладающий особенностями, свойственными какому-либо типу.

(сломанный, обхватить, человечный, единственный, типический, адресант, единый, мелодия, охватить, сломленный, типичный).

Обратите внимание на слова сломанный–сломленный, типический–типичный. В чём разница этих слов? Правильно, в лексическом значении. Мы подошли к новой теме нашего урока. Итак.

Сочетаемость слова – это его способность употребляться в речи совместно с другим словом. Различают лексическую и синтаксическую сочетаемость. Лексическая сочетаемость определяется своеобразием знания слов: правильное сочетание возникает лишь в том случае, когда слова имеют общий смысловой компонент. Повысить можно лишь то, к чему применим высокий: высокая речевая культура – повысить речевую культуру, но нельзя повысить речь. Синтаксическая сочетаемость связана с грамматической характеристикой слова: синтаксически правильное сочетание образуется тогда, когда зависимое слово отвечает именно на тот вопрос и стоит в той грамматической форме, с тем самым предлогом, которого требует главное. Повысить (что?) речевую культуру – повышение (чего?) речевой культуры – отличается (чем?) высокой речевой культурой.

ТЕМА (её)
ТЕМЫ (её)
ОТ ТЕМЫ (от неё)
ТЕМОЙ (ею)
К ТЕМЕ (к ней)
НА ТЕМУ (на какую-то)
ТЕМА

Слова для справки:излагать, выбрать, коснуться, отклониться, интересный, говорить, возвратиться, широкий, узкий, развивать, уточнить, оригинальный, заинтересоваться, перейти, заданный, сформулировать, новый, писать, вечный, рассуждать, найти.

С нарушением правил сочетаемости значений слов связаны многие речевые ошибки.

В некоторых случаях, особенно в художественной речи, нарушения сочетаемости являются преднамеренными и допускаются с целью языковой игры. Чтобы избежать ошибок в сочетаемости, следует обращаться к словарям. Специальные словари трудностей русского языка фиксируют те словосочетания, в которых часто допускаются речевые ошибки.

Таким образом, именно сочетаемость позволяет разграничивать разные значения слова.

РАЙ.

  • В религиозных представлениях: место, где души умерших праведников пребывают в вечном блаженстве.
  • Перен. Легкие и радующие условия,обстановка.

Конечно, в рекламном объявлении имелось в виду второе значение слова, поскольку под раем подразумевается Мальта, куда и приглашают будущих туристов. Безусловно, данное использование многозначного слово оказалось некорректным из-за контекста: слово самолет у многих ассоциируется с авиакатастрофой, то есть со смертью. Читатель легко может подумать, что речь в статье пойдет не о прекрасном отдыхе, а о частных крушениях самолетов.

С заданием все справились. Надеюсь, вы постараетесь не допускать ошибки, связанные с лексическим и грамматическим сочетанием слов. В этом вам могут помочь и различные словари:

  • толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова;
  • школьный фразеологический словарь под ред. В.П. Жукова;
  • словарь иностранных слов под ред. Л.Н. Комаровой;
  • орфографический словарь.

И моё пожелание – пополнять свой словарный запас, пользоваться словами, о которых говорилось, чаще обращаться к сокровищнице русского языка – художественной литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

совершенствовать навыки пользования ими в устной и письменной речи.

Планируемый результат

Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основные понятия

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Основные этапы урока, цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Познават

Коммуник

Регулят

1Этап мотивации. Самоопределение к деятельности

Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности

Мотивирует на учебную деятельность.

Взаимодействие в процессе обсуждения, формулирование простых выводов.

волевая саморегуляция как способность к мобилизации

сил и энергии; способность к волевому усилию

2. Включение в систему знаний и повторения

Включение обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Лексическая сочетаемость слов

познакомить учащихся с нормами лексической сочетаемости слов.

Планируемые результаты:

Предметные : обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,

Личностные : формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Метапредметные : продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала , синтез а , сравнени я ,

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

На первый взгляд слово кажется чем-то простым и привычным. Но надо заметить, что при помощи правильно подобранного слова можно ясно и доступно объяснить самые сложные вещи, но можно и запутать. Можно заставить смеяться и плакать. Как говорил поэт Владимир Шефнер:

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Только надо уметь пользоваться этими сокровищами, бережно обращаться с языком.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, давайте мы с вами повторим, что же такое лексикология?

Как вы понимаете, что же такое лексическое значение слова?

В каком словаре мы можем посмотреть значение слова?

Какие слова мы называем однозначными, а какие – многозначными?

Итак, в тетрадях запишите число и тему урока.

слово учителя.

Слова в речи употребляются не изолированно, по одному, а в сочетаниях. Не все они свободно соединяются друг с другом. Лексическая сочетаемость слов – это их способность соединяться с определённым кругом других слов. Порой из-за сложности такого выбора в речи допускаются лексические ошибки.

Например, словосочетание "бархатный сезон" (осенние месяцы - сентябрь, октябрь - на юге).
Но нельзя сказать: "бархатная осень", к примеру.

IV. Закрепление изученного материала.

Чтение теоретического материала

Выполнение Упражнения 163

Из данных слов составьте возможные словосочетания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ ( ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп ( хлопки в ладоши).

Качаем головой ( наклоны головы вправо, влево ).

Мы руки поднимаем ( руки вверх).

Мы руки опускаем ( руки вниз).

Мы руки разведем ( руки в стороны).

И побежим кругом ( бег на месте).

Практическое упражнение

Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба)
1. КРУГЛЫЙ год \ месяц
2. КРУГЛЫЙ сирота \ ребенок
3. ГЛУБОКОЕ детство \ молчание
4. БАРХАТНЫЙ сентябрь \ сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой \ тишина
6. склонить \ преклонить ГОЛОВУ – выразить уважение
7. язык \ рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ
8. уделить \ придавать ЗНАЧЕНИЕ
9. улучшить \ повысить УРОВЕНЬ
10. одержать \ потерпеть ПОБЕДУ

КАЛЛИГРАФИЧЕКАЯ РАБОТА

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарная работа

Посередине - в центре чего-нибудь, на равном расстоянии от нескольких предметов, лиц, между ними

По – се – ре – ди – не

посредине - нареч. и предлог с род. п. То же, что посреди

пос – ре – ди – не

аппетит -. Потребность, желание

оранжевый - Густо-желтый с красноватым оттенком, цвета апельсина.

Оран – же – вый

V . подведение итогов урока

- итак, ребята, чему был посвящен наш урок?

- какую цель мы поставили в начале урока?

VI . Домашнее задание

Пар.22 (Учить правила, словарные слова ), Упр 165

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: "Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой. "

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

И моё пожелание – пополнять свой словарный запас, пользоваться словами, о которых говорилось, чаще обращаться к сокровищнице русского языка – художественной литературе.


Цели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагола.

1. совершенствовать умение определять роль глагольных форм в предложении.

2. Развивать рефлексивные умения и навыки.

3. Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.

Основные термины: глагол, нормы: орфоэпические, лексические, грамматические

Оборудование: компьютер; медиапроектор; экран; раздаточный материал для работы в парах и домашнее задание.

Планируемые результаты

Личностные результаты

- Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

- Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

- использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме,

- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные результаты

Формирование навыка работы со словарями

Умения определять и исправлять ошибки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать.

И друг другу помогать.

Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, гостям. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

Слайд 2 Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

Конечно, это глагол. Запишите высказывание в тетрадь. Как вы понимаете эти слова? Животворит – одухотворяет.

Перед вами лежат листы самооценки, в которых вы будете себя оценивать за выполненные задания на уроке.

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

Слайд 3 1.Разминка

- Какие понятия мы рассматривали не прошлом уроке?

Слайд 4, 5,6 Определение нормы, орфоэпических и грамматических

Слайд 7 самооценка

2.Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам.

Расставьте ударение:

звонить, включить, вручить.

Задание выполняем по рядам.

1 л звонЮ включУ вручУ

2 л. звонИшь включИшь вручИшь

3 л. звонИм включИт вручИт

1 л звонИм включИм вручИм

2 л. звонИте включИте вручИте

3 л. звонЯт включАт вручАт

3.Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов:

Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.

слайд 11 От каких глаголов вы не образовали нужную форму?

Недостаточные глаголы (победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить, задудеть – могу задудеть).

Слайд 12 самооценка

Оценивают себя.

Оценивают себя.

Орфоэпические нормы – устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.

Грамматические нормы – это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Слайд 13Стадия вызова

Ребята, скоро будет последний звонок, а я не знаю, какой наряд ОДЕТЬ или НАДЕТЬ.

Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?

Формулируют тему, цель и задачи урока

Метапредметные результаты

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: составить план достижения целей

Слайд 16.Стадия осмысления.

1. Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу (инсерт)

Учитель: Возьмите простой карандаш.

Прочитайте текст, делая пометки на полях:

Учащиеся читают тексты (приложение 1)

Сделайте вывод

Лексические ошибки обусловлены употреблением слова без учета его точного лексического значения или требования лексической сочетаемости.

НЕОБХОДИМО учитывать ситуацию общения и не допускать употребления в книжной речи разговорных или просторечных слов. Слайды 17-35 Физминутка.

Намечают пути решения задач

Работа по группам

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний

Вернемся к словам ОДЕТЬ-НАДЕТЬ

Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе прелог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.

Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.

1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)

3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

- Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.

Я надела платье

Слайд 38,39 Упр.756

1,2,3,4,6) нарушение требования лексической сочетаемости (глубокое небо, сказали результаты, не щадил ничего; не увидала, как заснула; построили памятник), правильно: высокое небо; объявили результаты; не жалел ничего; не заметила, как заснула; установили памятник; 5) нарушены стилистические нормы, а также нормы грамматические синтаксические (поженилась Марья с молодцом), правильно: сыграли Марья с молодцом свадьбу; 7) употребление слова без учёта его точного лексического значения (наступила метель), правильно: началась метель; 8) употребление слова без учёта его точного лексического значения (не мог учиться), правильно: не имел возможности учиться; 9) употребление в близком контексте однокоренных слов – тавтология (приблизился ближе), правильно: подошёл ближе.

Побывать на спектакл. участвовать в экспедиции. работать на стройк. подъехать к насып. добраться до палатк. гулять по алле. выступать на собрании…., пробираться по тропинк. писать в тетрад. писать в тетрадк..

Оцените свою работы по следующим критериям:

Формулирование темы урока.

На доске написаны словосочетания.

На чист..м небе, весен..м утром

– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и , есть орфограмма.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Гласные в окончаниях имён прилагательных.)

Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм).

  1. В словосочетании определить главное слово.
  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.
  3. Выделить в слове-вопросе.
  4. Написать соответствующее в слове прилагательном.

Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).

- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).

На свеж..м воздухе, о ранн.. тепле, син.. небом, на могуч… дереве, весенн.. утром, в дремуч… лесу, легк..ми облаками, по лесн.. тропинке, о свеж… травк. солнечн.. зайчика

Оцените свою работы по следующим критериям:

Определите склонение существительных: 1 склонение – руки вверх, 2 склонение – руки в стороны, 3 склонение – присесть.

Сторона, падеж, сирень, конь, сосна, молодёжь, сахар, мышь, стена, сторож, парта, вихрь, стужа, метель.

Как х..рошо весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса вык…тилось красн.. солнце. В лучах утренн… солнца пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхаю ар..мат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радос..н.. пение птиц.

Предварительный просмотр:

ПОКРУТИТ ВЕРТИТ КОЛЕТ СЛЫШИТ ДУМАЕТ РУБИТ ЗАСЕЛИТ КУПАЕШЬ ПРЯЧЕШЬ ЗНАЕТ ГОНИШЬ РАССТИЛАЕШЬ МАНИШЬ ХВАЛИШЬ СТЕЛЕТ СМОТРИШЬ КЛЕИМ СЕЕМ

Мы начинаем урок, на котором все вместе углубим ваши знания об одной самостоятельной части речи, а вот о какой – попробуйте догадаться сами:

Он, она, они и мы

Этот, тот, у нас, вы ты

С вами, вы, о вас и я

Это что же за семья?

Это, без сомнения, слова Дети: местоимения

Местоиме́ние (лат. pronomen) — часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Подходящие по смыслу местоимения.

1.Молоко пьют свежим и кислым. …иногда заменяет воду.

2. Медленно шагают верблюды. …как будто плывут по песчаному морю.

3. Верблюд может долго обходиться без воды. …может не пить целых три недели.

4. Ночной буран замел дорогу. …перегородил ее сугробами.

5. Собаки предчувствуют перемену погоды.…много спят и мало едят перед дождем или бураном.

Замени, где необходимо, существительное местоимением.

В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.

А для чего нам еще служат местоимения?

- Как они помогают нам? (Помогают сделать речь более красочной, разнообразной, избегать повтора).

Предварительный просмотр:

На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

– Что такое синтаксис?

– Что такое пунктуация?

– Какие знаки препинания вы знаете?

(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).

Озаглавить текст. Из первых двух предложений выписать все словосочетания, определить вид словосочетания по главному слову.

Наступила поздняя осень, выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поредел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба ещё держатся багровые листья

Разделите тект на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

Словосочетание всегда состоит из двух частей.

– Как связаны слова в словосочетании?

Словосочетанием не являются:

– Сочетание подлежащего и сказуемого .

– Однородные члены предложения.

Согласовать в роде, числе и падеже и определить часть речи

Сверкали в (трава)

Какая синтаксическая единица называется словосочетанием?(Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)

Составьте словосочетания и запишите их в тетрадь, обозначьте стрелками зависимость между частями словосочетаний, вставьте пропущенные буквы. Пож.леть, друг; Увл.каться, спорт; Уд.вительный, зрелище; Спуститься, г.ры; Смелый, снег.

Именные:Главное слово выражено именем существительным и именем прилагательным

Обращение к людям, бурый волк

Глагольные Главное слово выражено глаголом Служит верно, обратиться смело
Определите главное слово и тип сл.соч

Слышится издалека Торжественный марш Праздничный салют Рапорт дежурного Приветствовать гостей Обращаться к героям Серьезно готовиться Помощь взрослым Приближаться к цели Школьная олимпиада

Предварительный просмотр:

Тема: Главные и второстепенные члены предложения

1.Что называется подлежащим?

2.Найдите в предложениях главные члены предложения

1.Липа - красивое дерево.

3.Летом над липой вьются пчёлы.

1.Что называется сказуемым?

2. Найдите главные члены предложения

1.Казахстан- наша Родина.

2. Книга- зеркало жизни.

3. Пословица- мудрость народа.

1.Что называется дополнением?

2.Найти дополнения в предложениях.

1.Ветер сломал дерево.

2. Птицы вьют гнёзда.

3.Приплыла к нему рыбка.

4. Лес пахнет дубом и сосной

5.Дорожки в саду усыпаны гравием.

6. Автобус привёз экскурсантов.

7. На балконе стояли мешки с яблоками.

8. Ребёнок радуется игрушкам.

9 Туман окутал землю.

1.Что называется определением?

2. Найти определения в предложениях.

1.Мы вошли в сосновый бор.

2. Сухие листья шуршат под ногами.

3.Появилсь первые, весенние цветы.

4.Осеннее солнце осветило поляну.

5.Последние птицы спрятались под крыши.

6.Тяжёлую тучу прорезали яркие молнии.

1.Что называется обстоятельством?

2.Найти в предложениях обстоятельства.

1.Вчера мы ходили в поход.

2.Домой мы вернулись вечером.

3.Он читает громко.

1.Какие предложения называются распространенными нераспространёнными?

2. Распространите второстепенными членами данные предложения.

1. Качается трава.

2. Растут деревья.

Тема: Синтаксический разбор предложений

Задание: выполнить синтаксический разбор предложений

1.От горячего света солнца быстро высыхают капельки росы.

2.Ударил первый мороз, и иней посеребрил траву.

1.Летят птицы и шлют прощальный привет родным местам.

2.Опустели поля и луга, и потянулись в небе косяки птиц.

1.Яркое солнце осветило деревья.

2.Цветут луга, шумят колосья хлеба.

1На лесной поляне росла огромная ель.

2.Труд человека кормит, а лень портит.

1.Весной ребята в теплице сажали рассаду.

2.Глаза боятся , а руки делают.

1.В тени берёз расположились грибники.

2.Пригрело солнце, и зазеленела трава.

1.Стая птиц улетела далеко за лес.

2.Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым

Чтение — вот лучшее учение.
Книга — это источник знаний.

Осень — пора грибов.

Зима - прекрасное время года

Грачи – это друз ь я весны.

Сн е гири – гости зимние.

Пословица - всем делам помощница.

Каток- спортивное сооружение.

Моя сестра- продавец.

Лес – наше богатство

Выполнить синтаксический разбор предложений

Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки.Чёрная туча уходила через поля и

Тропа вывела мальчика к чистому ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой.

Предварительный просмотр:

Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: списать с доски предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.

Старик ____ неводом рыбу,

Старуха_____ свою пряжу. (Пушкин).

Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____.

Яблоня _____ ее своими ветвями.

К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? (глагол)

Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? (Обозначают действие)

Сформулируйте тему урока.

Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.

Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)

2.Глаголы изменяются по временам. (верно)

3.Глаголы изменяются по временам числам, лицам. (верно)

4.Глаголы изменяются по временам падежам. (неверно)

5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)

Первичное закрепление материала

Однако мы с вами помним, что глаголы в русском языке — это не только глаголы речи, но и глаголы труда, глаголы звучания, цвета и др. Давайте поработаем с глаголами цвета.. Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Укажите лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам. Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть.

— А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик V класса, а редактор какой-либо газеты, журнала, еженедельника. И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача — выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!

Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

Читайте также: