Куприн чудесный доктор конспект урока 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 2023 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мари-Турекского района Республики Марий Эл

Автор: Мавлекиева Айслу Зульфаизовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Урок внеклассного чтения

Цели: 1. Помочь учащимся понять содержание рассказа, повествующего об эпохе прошлого века, разобраться в описанных в нём событиях, судьбах и поступках героев.

2. Познакомить учащихся с особенностями композиции рассказа.

3. Обратить внимание детей на то, что и в мирной жизни людям приходится сталкиваться со многими проблемами: болезнями, безработицей… Иногда эти испытания могут быть настолько трудными, что только поддержка окружающих, похожая на чудо, может изменить безвыходную ситуацию.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Методы: слово учителя, выступления учащихся, беседа, выборочное чтение, пересказ.

- Вступительное слово учителя.

Жизнь людей на Земле – и взрослых и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям…

Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, которая, к сожалению, далеко не всегда приходит в критический момент, воспринимается как чудо.

Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду.

- Сейчас … познакомит нас с биографией А.И.Куприна. (Выступление учащегося).

- Итак, переходим к анализу рассказа.

- Сколько рассказчиков в этом произведении?

- Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастрономического магазина?

- Доводилось ли вам когда-либо останавливаться у витрин магазинов? Опишите устно, как выглядела поразившая вас витрина и что вы чувствовали, разглядывая её.

- Посмотрите на рисунок, который нарисовала …. Она постаралась изобразить витрину магазина. Чего только здесь нет.

- Как бы вы теперь ответили на вопрос: чем привлекла мальчиков витрина гастрономического магазина?

- Куда поспешили мальчики?

(Скорее всего, домой, после безрезультатной попытки выполнить поручения матери; они открыли свою дверь).

- Как вы думаете, в какое время года происходит действие рассказа?

- Любите ли вы эти праздники?

- Какие чувства испытываете при их приближении?

(радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда).

- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?

(Нет не могут. Понять это помогает описание того печального, убогого места, в котором они живут).

- Мог ли швейцар передать письмо по назначению?

(Нет. Швейцар – жестокий и злобный человек; он старается выслужиться перед своим хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден и живёт в постоянной нужде).

(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие-это активная доброта.)

- Расскажите эпизод о том, как в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация?

(пересказ эпизода учащимися)

- Что свидетельствует об их бедственном положении?

(Дети и взрослые плохо одеты: на Грише пальто, переделанное из старого ватного халата. Сам Мерцалов, несмотря на мороз, ходит в летнем пальто и в летней войлочной шляпе, без калош. Дети голодны, в доме нет ничего, кроме пустых щей; нет дров, чтобы протопить печь; нет денег, чтобы купить лекарства для больного ребёнка; нечем кормить малыша, так как у голодной матери пропало молоко.

- Как называется художественный приём, когда диковинному описанию витрины гастрономического магазина противопоставляется убогая жизнь бедняков, жителей грязных. Кривых и узких переулков?

- Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация. Каково отношение людей к несчастьям этой бедной семьи?

(Одни злые и жестокие, как господин, отчитавший Мерцалова, когда тот, потеряв надежду на другой заработок, пробовал просить милостыню, а после этого неприятного разговора уже не решался на такой позор. Да и гордость, видимо, не позволяла. Ведь он привык зарабатывать честным трудом, а хозяин вышвырнул его на улицу, как только Мерцалов заболел. Швейцар же этого господина даже не пустил сыновей бывшего управляющего на порог, когда они хотели передать письмо матери с просьбой о помощи. При такой жизни отец семейства видит один выход – в петлю. Озлобившись, он ненавидит всех благополучных людей, имеющих возможность купить детям подарки к празднику.

- Почему, по-вашему мнению, мы лишь в середине рассказа узнаём о несчастьях семьи Мерцаловых?

(Такое непривычное место для начала истории (середина рассказа) неслучайно: оно позволяет удерживать внимание читателей и в то же время проясняет позицию самого автора рассказа, который, несомненно, сочувствует состраданиям семьи Мерцаловых. Такой приём называется приёмом ретроспекции.

Ретроспекция – обращение к прошлому (запись в тетрадь)

- Что же дальше произошло с Мерцаловым?

- Где он очутился?

(В городском саду)

- О чём он подумал, опустившись на садовую скамейку?

- И вот происходит встреча с незнакомцем. Кем оказался незнакомец?

- Почему он решил помочь Мерцалову?

Познакомьтесь с ответами, на которые отвечали ребята (зачитываются ответы, стр. 87)

(Клятва Гиппократа – приписываемый Гиппократу, древнегреческому врачу, текст, содержащий сжатые формулировки моральных норм поведения; эту клятву с давних пор дают будущие медики)

- Что же произошло после разговора в парке?

- Запомнили ли вы фамилию незнакомца в парке?

- Как Мерцаловы узнали фамилию незнакомца?

- Как вы думаете, почему он не захотел её назвать?

(скромный, бескорыстный человек)

- Говорит ли вам о чём-нибудь фамилия незнакомца Пирогова?

(рассказ о Пирогове, подготовленный учеником)

- Случайной ли была встреча Мерцалова со знаменитым доктором Пироговым?

Эта встреча спасла от верной смерти целую семью?

(Встреча Мерцалова со знаменитым доктором Пироговым была случайной, но спасение семьи благодаря его действиям – это закономерность, проявление величайшей доброты и милосердия этого гуманного и в то же время скромного, бескорыстного человека. Он даже отказался назвать свою знаменитую фамилию, и Мерцаловы узнали её от аптекаря).

- Как вы думаете, почему Александр Иванович заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых?

- О каком чуде идёт речь в этом рассказе?

(О чуде случайной встречи. О чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращённым на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых, казалось бы, невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям. О чудесном умении с толком распорядиться помощью)

являющийся чудом, сверхъестественным, волшебным

проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный

- Познакомьтесь с афоризмами:

1. Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось. И.Шевелёв

2. Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаяние в беде. Сенека.

3. Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться. И.Гёте.

- Какой из них может служить своеобразным итогом наших раздумий над рассказом Куприна?

- Вернёмся к эпиграфу урока. Какой можно сделать вывод?

(Никто из нас не должен проходить мимо людей, которые нуждаются в помощи)

Цель урока: Понять, почему рассказ называется "Чудесный доктор". В чём чудо?

Задачи урока:

  • Воспитывающая: создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев,вызвать стремление к доброте и состраданию;
  • Обучающая: исследовать психологическое мастерство писателя в изображении человеческих чувств, приблизить учащихся к самостоятельным выводам, умению определять тему, проблему, авторскую позицию.
  • Развивающая: развивать навыки исследовательской работы по тексту.

Предварительная работа:

Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап

1. Вступительное слово учителя.

Мы временем умеем дорожить,
Часы бывают лишними едва ли.
И всадник друга ждет на перевале
не потому, что некуда спешить.

И ношу со спины того, кто хил
берет на спину человек прохожий
не потому, что слишком много сил
и он растратить их никак не может.

В морских волнах, в пороховом дыму
безвестный мальчик за святое дело
жизнь отдает совсем не потому,
что жить ему на свете надоело.

Ни у кого нет жизни запасной,
Как век ни долог — не хватает века,
Но все же люди жертвуют собой,
оправдывая званье человека.

Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн. Рассказ "Чудесный доктор" А.И.Куприна основан на реальных событиях, даже когда он вышел в первый раз в газете, в скобках было написано "истинное происшествие". Это мы узнаем в самом начале и в конце произведения. Данный рассказ Куприн услышал непосредственно от самого героя рассказа Гриши Мерцалова. В произведении говорится об известном докторе, который еще и был очень хорошим человеком, это Николай Пирогов. История произошла в 1867 году в Киеве, а написана Куприным была через 30 лет, т.е. в 1897 году.

Автор написал о человеке, который не желал славы, он хотел только помогать людям, которым так нужна помощь.

II. Объявление темы урока. Доброта и милосердие в рассказе "Чудесный доктор"

Совместное целеполагание. Попробуйте сформулировать цели урока.

Понять, почему рассказ называется "Чудесный доктор". В чём чудо?

Урок путешествия во времени. Январь 1867 года. Класс разделен на 4 микрогруппы. За каждым столом - новогодняя елочка, свечи. Стены превращены в праздничные витрины магазинов. Кругом сверкающие гирлянды.

1. Биографическая; лента времени
2. Историческая (святочный рассказ)
3. Интеллектуальная. (блефтур)
4. Литературоведческая (анализ эпизодов)
5. Художественная (вернисаж)
6. Исследовательская (кластер)
7. Рефлексивная

III Организационно-деятельностный этап

1. Биографическая остановка

“Добрый талант. ” Знакомство с писателем. А.И.Куприн жил в иное, чем мы, время, многое из которого безвозвратно ушло.Он открыто защищал слабых, воспевал святую любовь и бескорыстную дружбу, он учил быть лучше, красивее, благороднее даже в самых трудных житейских обстоятельствах. И не беда, что нет сегодня ни юнкеров, ни бродячих артистов, ни городовых, ни писцов в казённой палате. Ведь честность и ложь, отвага и трусость, благородство и низость по-прежнему ведут между собой непримиримую борьбу. И здесь добрым наставником и старшим другом нашим останется Александр Иванович Куприн.

Чтобы лучше понять рассказ, о котором мы будем говорить, вспомним четыре эпизода из его жизни по ЛЕНТЕ ЖИЗНИ

1877

1880

1894

1897

Сиротский пансион

Кадетский корпус

Ушёл в отставку

Напечатан рассказ

(рассказывают представители от каждой микрогруппы.)

2. Историческая остановка

В новогоднюю ночь и на Рождество мы зажигаем на елке. В момент Рождества Христова воссияла на небе Вифлеема звезда. И пришли на ее свет волхвы, и принесли подарки Младенцу. Потому исстари принято ходить на Рождество со звездой и дарить подарки. Самая тихая, самая светлая ночь в году – Рождественская.

По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

3. Интеллектуальная остановка

Наш сегодняшний урок – размышление. А.С.Пушкин утверждал: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное - совершенство”. Я приглашаю вас к размышлению над страницами прочитанного рассказа. Разбираясь в содержании, будьте внимательны к слову. Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в добрый путь!

Интеллектуальная разминка. Блеф тур

  • Действие рассказа начинается с описания семьи Мерцаловых. 0
  • Старшего из мальчиков зовут Гриша. 1
  • Семья Мерцаловых живёт в подземелье. 1
  • Отец мальчиков был грубым человеком, который постоянно ругал своих детей. 0
  • Тяжело заболела мать мальчиков. 0
  • Мерцалов, из-за несчастий, которые сыпались на его семью, решился расстаться с жизнью. 1
  • В парке Мерцалов случайно встречает доктора. 1
  • Доктор, поздоровавшись, назвал свою фамилию. 0
  • Гриша Мерцалов, когда вырос, стал врачом. 0
  • После встречи с доктором Пироговым жизнь в семье Мерцаловых изменилась к лучшему. 1

4. Литературоведческая остановка

Выделение главных эпизодов рассказа (презентация работы группы):

  • Перед окном гастрономического магазина
  • В подземелье у Мерцаловых
  • Встреча в саду
  • Доктор принес в дом свет и надежду
  • Перемены в жизни семьи Мерцаловых

1. Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.

3. Какой мир они открыли для себя?.

4. Куда поспешили мальчики?

5. Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?

Совместный вывод. Куприн показал читателю, как жесток мир. Беззащитность детей и бездушие города. Сытость богатых и голод бедных. Рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюбленно-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.

1. Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

2. Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал?

3. Как случилось, что семья попала в беду?

Синонимы: милосердие, сострадание, человеколюбие, доброта.

1. Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?

2. Найдите портрет незнакомца

3. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора?

4. Что же произошло в парке?

Совместный вывод. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. И у него возникают мысли о самоубийстве. Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а проходящий мимо незнакомец остановился, присел рядом и внимательно выслушал отчаявшегося человека. И помог ему.

Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.

1. Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?

2. Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?

3. Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?

Совместный вывод. Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.

Фамилия “чудесного доктора” - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810–1881 гг.).

Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.

5. Художественная остановка (вернисаж)

Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?

6. Исследовательская остановка

Учитель. Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”? В чём чудо? - Подберите синонимы к слову “чудесный”.

(Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).

- Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?

- Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?

Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся

IV. Рефлексивно-оценочный этап

  • Реализован ли план урока?
  • Оцените свою деятельность (заполнение листов самооценки).

Домашнее задание (на выбор)

ВложениеРазмер
urok.docx 27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок открытия новых знаний

  • самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла;
  • развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста;
  • воспитание в детских душах любви и сострадания к людям; побуждение учащихся к раздумьям над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта.

Личностные УУД: готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной деятельности, по алгоритму выполнение задачи при консультативной помощи учителя.

П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте, выделять причинно-следственные связи и формулировать их в устных высказываниях, строить логически обоснованные рассуждения. Владеть приемами анализа и синтеза, уметь сравнивать; формулировать выводы.

Р.: мотивировать себя на учение, уметь организовывать собственную деятельность на уроке (включая целеполагание), соотносить цели и результаты своей деятельности, регулировать процессы взаимодействия при сотрудничестве в группе.

К.: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения, слушать и слышать других, овладеть умением диалогической речи.

- научиться анализировать литературное произведение с учетом языковых средств;

-совершенствовать умения читать правильно и осознанно

- развивать навык анализа текста в соответствии с целями и задачами урока;

- развивать умения пользоваться монологической, диалогической устной и письменной речью;

- создавать творческие работы (сочинение).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Раздаточный материал: карточки для групповой работы, справочный материал о профессоре Пирогове.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

План-конспект урока литературы в 7 А классе

Учитель русского языка

и литературы ГБОУ СОШ № 23

Арькова Анастасия Андреевна

- способствовать формированию морально-нравственных ценностей;

- продолжить формировать навыки анализа художественного текста;

- стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные

связи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.

Регулятивные УУД : уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.

Личностные УУД : иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД : умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и в парах.

Добру человек у человека учится

Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, что значит быть добрым? Что такое доброта?

1. Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.

2. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.

4. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить на нём?

- О доброте, о людях и их поступках.

II. Формулирование целей урока (1 мин.)

- Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор"; (Слайд № 3)

- разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;

- дать оценку поступкам героев;

- определить нравственную проблематику рассказа.

III. Художественный анализ текста. (12 мин.)

Теперь перейдём к анализу произведения.

- Сколько рассказчиков в этом произведении?

- Два: тот, с кем произошла описанная писателем история, и сам автор, передающий услышанное от другого.

Рассказ начинается картиной описания города. Как автор описывает картину города?

Найдите описание города (По мере…позади).

Судя по прочитанному, можно ли точно сказать, в какое время года происходит действие рассказа?

- Зимой, перед Рождеством или Новым годом.

- С чем ассоциируются новогодние праздники?

- С ёлкой, гирляндами, мандаринами.

- Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?

- Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, свершение чуда.

- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?

- Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут. (Слайд № 5) (Наконец …нищеты).

Слайд 6- Перед вами детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их соответственно.

1 Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы.

2 Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.

3 Тесным, обледенелым и грязным двором.

4 Гирляндами колбас.

5 Ужасному запаху керосинового чада.

6 Прекрасные магазины.

8 Смеющиеся лица нарядных дам.

9 Грязного белья и крыс.

10 Запаху нищеты.

11 Правильные пирамиды мандаринов.

12 Ярким светом висящих ламп;

13 Целые горы красных крепких яблок и апельсинов.

14 Закоптелым, плачущим от сырости стенам.

15 Мокрым отрёпкам.

- Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором?

- Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей.

- Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза. ( Слайд № 7)

Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?

- А. И. Куприн сопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков для того, чтобы показать читателю, как жесток окружающий мир.

- Следующее задание по карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры, которые встретились в тексте. Но сначала вспомним, что такое эпитет и что такое метафора. Слайд 8,9

Вывод :С помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и картины жизни мальчиков.

- А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении?

- Семья Мерцаловых оказалась в таком положении, потому что глава семейства заболел и поэтому потерял работу и теперь никак не может найти новое место, хотя старается. Весь сегодняшний день он ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей мать послала с письмом к своему бывшему работодателю в надежде, что тот одолжит хотя бы какую-нибудь сумму денег.

V. Особенности изображения действительности. (10 мин)

Учитель: (Слайд № 10)

- Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает.

Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.

- Скажите, какая природа в рассказе?

- Царственная, спокойная, роскошная.

- А что говорится о семье Мерцаловых?

- Она ведёт нищенское существование. Все это, во-первых, служит противопоставлением.

Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение – уйти из жизни.

- О чем Мерцалов думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?

- Вот лечь бы и заснуть.

- Какой поступок хочет совершить Мерцалов? Почему? Грех ли это?

- Он хочет покончить жизнь самоубийством. Мерцалов в отчаянии, потому что не может содержать семью, его дети голодают. Но самоубийство - это не выход, это грех.

- С кем встретился Мерцалов здесь, в саду?

- Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора. (Ролевое чтение).

Найдите описание портрета незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора?

- Найдите описание портрета Мерцалова. Как его рисует автор?

- Что же произошло после разговора в парке? (Один ученик рассказывает).

- Скажите, произошло ли чудо в рассказе?

VI. Работа в парах. (3 мин.)

- Запишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?

- В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы.

- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай. Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.

VIII. Работа с текстом. (2 мин.)

- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

- В произведении Куприна есть глубокие размышления писателя о добре и зле, которые существуют не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам. (Слайд № 13)

IX. Дискуссия.(6 мин.)

- Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду?

- И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание.

Объясните, а что такое в вашем представлении доброта, милосердие, сострадание?

Слайд 14 Со словом доброта созвучны слова сострадание, милосердие. Обратимся к словарю. Есть в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?

- И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом. (Слайд № 15 ) Например, существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Он оплачивает лечение ребят в зарубежных клиниках, оснащает медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте пяти лет.

Слайд 17 Посмотрите на экран. Здесь логотипы всего нескольких благотворительных фондов. Значит, есть еще среди нас те, которые живут, руководствуясь деятельным состраданием. Значит, есть еще на Земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

У меня в руках яркие бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза прозрачная, искрящая, на солнце горит всеми цветами радуги. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, а мы по крупицам, по бусинкам будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками. Давайте каждый, наполнит эту вазу бусинками и скажет то, что ему запомнилось в нашем уроке.

Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!

X. Рефлексия урока. (2 мин.)

Как вы считаете: в человеке больше добрых или злых качеств? А в вас?

Каких у нас людей больше добрых или злых? Докажите, приведя примеры из своей жизни.

- В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых. Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением обратит внимание на бедного.

Изменилось ли ваше мнение о доброте?

- Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта.

XI. Домашнее задание. (1 мин.) (Слайд № 18)

Напишите сочинение-размышление (по выбору)

1. Почему деятельное сострадание - это чудо?

Читайте также: