Культурные традиции буддизма конспект

Обновлено: 07.07.2024

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Планируемые результаты:
Личностные:
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Воспитание уважения к религии буддистов, интереса к культурно-историческому и духовному наследию. Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания традиций других религий и народов, умения ориентироваться в историческом пространстве..
Метапредметные:
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Планировать
свои действия.
Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; умения ориентироваться в своей системе знаний, умение осознать недостаток информации, осуществлять поиск и выделение информации, представленной в разных формах (текст, рисунок, иллюстрации).
Коммуникативные: составляют устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими.
Предметные:
научатся осознанно воспринимать основные понятия темы, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать собственное суждение, отвечать на вопросы по содержанию;
сформировать образ мира как единого и целостного разнообразия культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Межпредметные связи: история, ИЗО
Ресурсы урока:
Компьютер, мультимедийный экран, презентация, учебник, рабочий лист

Ход урока.

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Урок начинается с организационного момента – эмоционального настроя учеников.
- Здравствуйте. Улыбнитесь друг другу. Пусть ясная, добрая, открытая улыбка станет, как солнышко, освещать ваши мысли, нас самих и всех присутствующих. Присаживайтесь.
- Прикоснитесь к соседу и передайте ему частичку этого тепла и света.

II. Актуализация знаний.
Для формирования целостного представления об учении Будды, ученикам представляется мультимедийная презентация.

На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие. Важнейшей частью духовных традиций является религия.

  • Что означает национальная религия? Приведите пример.

Возможные ответы :
1.Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов.
- Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога.
- Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой
2.На мировые и национальные. Это религия, верующие которой живут в разных странах и принадлежат к разным народам
3.Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в одной стране. Иудаизм – это религия одного народа – евреев.
4. Христианство, ислам

  1. Возникновение буддизма.
  2. Буддизм в России.
  3. Буддийские священные сооружения (ступа, пещерный храм, пагода, буддийский монастырь)
  4. Искусство танка.
  5. Буддийский календарь.

-Из какой семьи происходил Сиддхарта Гаутама?
-Как звали его родителей?
-Какое предсказание дал мудрец- отшельник Асита?
-Что начал узнавать о жизни царевич Гаутама?
-Почему в 29 лет Гаутама покидает дворец и становится отшельником?
-Каким испытаниям подвергал себя Гаутама?
-Как Гаутама стал Буддой?

-Есть ли буддийский храм в нашем городе? (буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй находится на Приморском шоссе, 91)

Итог работы группы- выделение особенностей данного вида буддийского храма. Представляют работу по группам.
Учитель одновременно показывает презентацию и дополняет выступления учащихся.

Дополнительный материал: В отведенные для посетителей часы в храмы могут заходить все желающие при этом, следует соблюдать несколько простых правил: плечи и ноги посетителя должны быть прикрыты непрозрачной одеждой. Снимать обувь при входе. Ноги считаются самыми грязными, по той причине, что они соприкасаются с землёй. Когда человек снимает обувь, которая, к слову, часто изготовлена из кожи убитых животных, его ноги становятся чище. Располагаясь в храме, нельзя садиться так, чтобы ноги были вытянуты в сторону алтаря, изображений Будды. Если вы хотите сесть в храме, и никого не оскорбить, лучше расположиться в позе лотоса или поджав ноги под себя.
Буддийская скульптура.
Рассказ учителя.
Важнейшей частью буддийской культуры и буддийского искусства являются статуи Будды. Внутри каждого храма вы обязательно найдете алтарь с изображением Будды. Кроме главной скульптуры, которая располагается в центре и имеет самые большие размеры, в храме, обычно, присутствуют еще несколько, более мелких, изваяний. Если для христиан, объектом поклонения является Бог в виде Святой Троицы, то для буддистов Будда вовсе не Бог, а человек, достигший просветления, и тем самым указавший путь своим последователям.
Можно обратить внимание детей на его лицо:
- какой он Будда - добрый или злой?
Учащиеся должны попытаться сами подобрать нужное слово и прийти к тому, что статуи Будды выражает невозмутимость, отрешенность, умиротворение. Будда – это идеал, к которому нужно стремиться каждому человеку, чтобы принимать мир таким, каков он есть.
Кроме этого, буддийский алтарь могут украшать фигуры известных монахов. Они всегда стоят чуть ниже, чем изображения Будды. Перед алтарем всегда можно найти поддон для свечей, и масляную лампу, от огонька которой можно зажечь свою.
Статуи Будды могут находиться также и вне помещений.
Возле храмов продаются цветочные гирлянды, которыми украшают статуи Будды, изваяния монахов и домики духов.

  1. Что находится на территории монастыря.
  2. Чем занимаются монахи.
  3. Школы боевых искусств.

IV. Рефлексия деятельности
Наше знакомство с культурой буддизма завершилось.
Скажите, достаточно ли того, что мы изучили про буддизм на уроке?
Посмотрите на экран и попробуйте дополнить предложения.
Я познакомился с …
Хотелось бы узнать.
Мне запомнилось.
Оцените свою работу на уроке


Сегодня на уроке мы пришли к выводу, что мы должны быть веротерпимыми, уважать, понимать, ценить традиции других религиозных культур.
Спасибо за урок.

Буддизм — одна из крупнейших религий в мире, имеющая немалое количество различных направлений. Тем не менее, основные культурные и религиозные традиции буддизма имеют единую основу, поскольку неразрывно связаны с вехами жизни основателя течения — Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Эти традиции и ритуалы существенно отличаются от других крупных мировых религиозных течений и исполняются в строгой атмосфере аскезы — неукоснительного соблюдения предписаний, обычаев, обрядов и обетов.

Традиции буддизма

Монашеский образ жизни

Понятие монаха в буддизме не совсем соответствует обычному представлению. Это не священнослужители и не принявшие определенный постриг послушники, а рядовые ученики, проходящие общее обучение, изучающие священные писания, тексты, мантры и основы медитации. Живут они в общинах, которые называются сангха и располагаются на территории определенного храма Будды. Ограничений на вступление в общину практически нет, это может быть как мужчина, так и женщина.

У каждого направления буддизма имеется определенный свод правил, эти предписания должны соблюдаться монахами из числа последователей данного учения неукоснительно. К примеру, одни из них накладывают запрет на употребление мясной пищи, другие обязывают заниматься исключительно сельскохозяйственными работами, третьи сугубо запрещают участие в социальной и, тем более, политической жизни общества. Все, что нужно для жизни, последователи данного религиозного учения получают от подаяний.

Монахи

Традиционные праздники в буддизме

Праздники в Буддизме

На основании всего этого постепенно очищается сознание, уходит все наносное, восстанавливается особая тонкая структура человеческой души. В дни буддийских праздников считается необходимым посещение храма, кроме того, делаются подношения членам своей общины, храму, Учителю, Будде. Тем не менее, нет ничего страшного, если монах остается в праздник дома, если сочтет нужным и решит, что это поможет лучшему настрою его души. Считается, что, если он правильно ее настроит, то, независимо от местонахождения тела, сможет присоединиться к общему энергетическому полю торжества.

Список особых дней в буддизме достаточно широк, остановимся на основных и самых важных и знаковых из них.

Вишакха Пуджа

Данный праздник являет собой символ трех главных событий из земной жизни Будды. Это его рождение, последующее просветление или пробуждение и уход от земной жизни в нирвану. Во многих направлениях религии существует мнение, что даты этих событий совпадают. Празднование длится неделю. К этому времени на всех храмах развешивают украшения из бумажных фонариков и ярких цветочных гирлянд, а по их территории расставляют множество горящих лампадок. Приходящим мирянам рассказывают истории из жизни Великого Учителя и философские назидания, читают молитвы.

Вишакха Пуджа

Асалха

Асалха

Торжество приходится на июль и устанавливается в день полнолуния. Асалх посвящен Дхарме — учению о просветлении, а также указывает на основание общин. Самые первые и них были созданы из учеников Будды, которые шли за ним следом и исполняли то, что он говорил. Таким образом, праздник олицетворяет три эти понятия (Будда, Дхарма и Сангха) и их единство. С этого дня начинается обязательный период затворничества, в который принимать пищу позволительно только в первой половине дня — от восхода солнца и до полуденного часа. Начало периода затворничества совпадает с началом сезона дождей. В это время Будда запрещал монахам передвигаться, чтобы случайно не раздавить насекомое

Катхина

По устоявшейся традиции, миряне приносят для монахов новые одеяния, а также другие подношения, поскольку после окончания поста они снова выходят из стен монастыря и многие из них отправляются странствовать. В настоящее время многие буддийские храмы на территории Таиланда имеют в качестве земных покровителей влиятельных лиц страны, и те инициируют данную ежегодную церемонию. Сам Король или другое уполномоченное лицо Его Величества лично преподносит ткани настоятелям важнейших монастырей страны. Помимо Таиланда, Катхина также отмечается подобным образом в Бирме и Лаосе.

Катхина

Принесенные в общину одеяния, ткани и другие подарки распределяются между ее членами. В число подношений по традиции входят восемь предметов — это готовая одежда, ткани для нее, чаши для подаяний, бритвенные принадлежности, зонты для защиты от солнца и некоторая бытовая утварь. Богатые прихожане приносят полный набор, остальные — кто что может.

Семейные традиции в буддизме

Отношение к семье и браку у последователей буддизма особое. Прежде всего, оно основано на внутреннем осознании значимости и ответственности. С одной стороны, никто никого не осуждает, не принуждает к чему-либо и не ограничивает. С другой стороны, это крепкие браки, в которых практически не бывает измен и прочего разгула страстей. Традиции семейной культуры буддизма основываются не на запретах и предписаниях, а на рекомендациях основателя течения. Эти рекомендации описывают, что и как нужно делать мужу и жене отношении друг друга и детей, чтобы созданная семья стала счастливой и достойной. В рекомендациях сказано, что не стоит не только изменять супругу или супруге, но и флиртовать с другими мужчинами и женщинами во избежание разжигания своих собственных чувств и нарушения душевного покоя супруги (супруга) и заинтересованных особ.

Свадьба

Даная религия ничего не имеет против брака как такового, считая это личным делом и решением каждого. Точно также нет принуждения к сохранению созданного союза до конца жизни, если супругам по какой-то причине семейные узы становятся в тягость. Но расторжение брака должно также происходить по взаимному согласию. Кроме того, считается, что при строгом соблюдении предписанных правил и заповедей Учителя такой необходимости возникнуть просто не может, за исключением редких индивидуальных случаев. Разводы в буддизме, несмотря на разрешение, очень редки. Также принимается во внимание совет Буды не вступать в брак при значительной разнице в возрасте по вполне понятным причинам. Считается, что семья все же создается не для сексуального удовлетворения, а для совместного духовного роста, развития и взаимной поддержки. Это помогает избежать одиночества для тех, кому оно в тягость, и прочих жизненных трудностей и лишений.

Ритуалы в буддизме

Посвящая свою жизнь данной религии, человек принимает ее правила и ритуалы, многие из которых могут показаться европейскому человеку довольно странными. Тем не менее, все они имеют строгое обоснование и основаны на мистической подоплеке и понимании всего происходящего на планете и во Вселенной. Считается, что исполнение данных ритуалов помогает человеку повлиять на собственную карму и на судьбы всего человечества.

Мэнгын Засал

Проводится единожды в девять лет и предназначается для избавления от негативных последствий каждого девятого года жизни человека. Таким образом, они приходятся на 18 (9-летний возраст в расчет не берется), 27, 36 и каждый 9-й последующий год жизни. Считается, что в этом возрасте человек становится наиболее уязвимым, и ему нужна божественная помощь.

Мэнгын Засал

Тчаптуй

Представляет собой ритуальное омовение и проводится для тех, кого одолевают болезни или неудачи. Причина этого усматривается в загрязнении жизненной энергии, на устранение этой энергетической грязи и направлено омовение. Ритуал проводится в закрытой комнате, где помещается специальный сосуд. Над ним в течение длительного времени читается мантра, число ее повторов огромно, от 100 тысяч до миллиона раз. По вере монахов это приводит к схождению божества на воду и приданию ей целебной силы, способной устранить негатив.

Мандал Шива

Поводом для проведения ритуала может послужить рождение ребенка, заключение брака или начало какого-то значимого дела, например, закладки фундамента нового дома. Представляет собой подношение Таре — богине, которой приписывается способность устранять какие угодно препятствия. Ей подносят ароматизированную воду, благоухающие цветы, благословенную пищу, источники света и различные благовония. Все это сопровождается пением специальных мантр и преподнесением особой мандалы, состоящей из 37 элементов.

Мандал Шива

Новый год — традиции праздника

Буддистский Новый год носит называние Салаалган и является одним из немногих торжественных событий, отмечаемых в различное время в зависимости от конкретного религиозного направления. Этот день также традиционно посвящен Будде, однако при встрече Нового года особо вспоминается Шридеви — так в буддизме называют повелительницу времени и высочайшую хранительницу великих тайн жизни и смерти. В эту ночь принято не спать, а возносить молитвы, чтобы привлечь как можно больше успеха и удач в наступающем году. На стол принято ставить молочные продукты.

В некоторых регионах существует новогодняя традиция надевать на статуи, изображающие Будд, новые монашеские одежды. На другой день их снимают и отдают кому-то из монахов для ношения. Это считается великой честью и подразумевает повышение уровня кармы этого человека.

Буддистский Новый год

Особая интересная традиция существует в Лаосе. Здесь под Новый год буддисты стараются купить на рынках или у рыбаков живую рыбу с тем, чтобы выпустить ее в море. Это также дает возможность надеяться на улучшение кармы за проявленное сострадание к обреченному живому существу.

За свою длинную историю буддизм успел претерпеть множество изменений и трансформаций, однако, суть его самого и его традиций осталась прежней — сделать все для будущего счастья человечества и успеть самому за свою жизнь хотя бы на одну ступеньку приблизиться к тому просветлению и пробуждению, которого достиг основатель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство с мировой религией буддизм, с жизнью её основателя.

Задачи урока:

Предметные: добиться прочного усвоения знаний о возникновении мировой религии буддизм и её основателя. Изучить понятия Будда, буддизм, четыре благородных истины.

Метапредметные: способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал, создавать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроке.

Личностные: организовать совместную деятельность обучающихся с целью формирования уважительного отношения к религиям и их представителям.

Ход урока

Из глубокого колодца

Солнце медленно встаёт.

Свет его на нас прольётся,

Луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как улыбки. Улыбнитесь друг другу.

1) Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие. Важнейшей частью духовных традиций является религия. Как вы понимаете это слово? Дайте ему определение.

( - Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов.

- Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога.

- Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой)

На какие виды делятся религии?

(На мировые и национальные)

Дайте определение понятию мировая религия.

(Это религия, верующие которой живут в разных странах и принадлежат к разным народам)

Что означает национальная религия?

(Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в одной стране)

(Иудаизм – это религия одного народа – евреев)

С какими мировыми религиями мы познакомились на уроках ОРКСЭ?

Распределите слова на группы по религиям.

Тора, Рождество, пророк Мухаммед, библия, синагога, коран, Иисус Христос, мечеть, Ураза – байрам, церковь, Шавуот.

Мы распределили данные понятия по изученным религиям, но эти слова можно распределить и по другому принципу.

Иисус Христос Тора Рождество мечеть

Пророк Мухаммед Библия Ураза – байрам синагога

Коран Шавуот церковь

Прочти слова первой группы, что их объединяет?

(Иисус Христос, Мухаммед – основатели религий)

Расскажи кто такой Иисус Христос, чему он учил людей?

Какую религию основал пророк Мухаммед, что вы о нём узнали?

Мы вспомнили о возникновении мировых религий и их основателях, об их жизни и учении. А теперь прочтите слова следующей группы, что их объединяет?

(Тора, Коран, Библия – это священные книги религий мира)

Для чего нужны священные книги, нужно ли их читать?

(Священные книги учат нас тому, как нужно себя вести.

Священные книги помогают определить верный путь в жизни, учат отличать добро от зла.

Священные книги помогают нам стать лучше, добрее)

Что объединяет слова этой группы?

(Рождество, Ураза-байрам, Шавуот – это названия религиозных праздников)

Считаете ли вы, что эти праздники важны для тех народов, которые исповедуют ту или иную религию?

Религиозные праздники всегда занимают большое место в жизни народов, внося в неё радость, краски, раскрепощение.

Прочтите слова следующей группы. Что их объединяет?

(Синагога, церковь, мечеть – это священные сооружения)

Мы познакомились со священными сооружениями разных религий. Все они по-своему красивы, многие из них теперь уже являются не только памятниками религии, но и памятниками культуры.

Скажите, можем ли мы в одном городе, увидеть памятники различных мировых религий?

Почему так бывает?

(Потому что в нашей стране живёт много разных народов и у каждого из них своя религия, свои обычаи)

Вы правы, ребята. В стране, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. Но все мы должны уважительно относимся к религиозным традициям друг друга, потому что мы одна дружная семья народов России.

21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры, обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным.

2) Работа над новым материалом

а) Рассказ об Индии

- Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с одной из древнейших религий мира, и для этого мы совершим путешествие в удивительную страну с чарующим названием – Индия. Ребята, а вы слышали что-нибудь об Индии? (подготовленный ученик)

Индия – это страна, которая расположена в Южной Азии и соседствует с такими странами как Пакистан, Китай, Непал.

Индия – огромная страна. На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы – Гималаи, вершины которых сплошь покрыты льдами и снегами. Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже зимой. Древние индийцы верили, что на вершинах этих гор живут боги. Растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью. В вечнозелёных лесах круглый год распускаются яркие душистые цветы. С восхода до заката слышится гомон птиц. Удивительный народ живёт в этой стране. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник, подарили миру шахматы и цифры.

Рассмотрите карту. Назовите страны, в которых распространена эта религия. (Китай, Тибет, Корея, Япония)

- Откройте учебник на стр. 120. (чтение)

- На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.

Эта религия основана на учении Будды, как воплощение наивысшего духовного развития.

Я предлагаю вам посмотреть фильм о жизни этого удивительного человека.

3) Видеоролик о жизни Будды Гаутамы.

- сколько встреч было у принца, после которых полностью изменилась его жизнь? (3)

- сколько лет прожил Будда? (80)

- во сколько лет принц покинул дворец? (29)

- сколько истин сформулировал Будда? (4)

- сколько лет проповедовал Будда? (45)

5) Проверка первичного восприятия. Беседа. Работа с учебником.

Какое предсказание сделали мудрецы?

Расскажите о жизни Сиддхартхи во дворце. От чего пытался предостеречь Сиддхартху отец?

Сколько было встреч у Сиддхартхи ? О чём задумался принц после этих встреч?

На какой поступок решился царевич и почему?

Какой путь выбрал Сиддхартха?

Что он означает?

Расскажите, как Сиддхартха стал Буддой?

Произнесите слова сказанные Буддой ученикам перед смертью.

Будда сформулировал четыре благородные истины.

Первая истина - в жизни существуют страдания.

Вторая истина – причина страданий заключается в желаниях.

Третья истина – страдания можно избежать путём отказа от желаний и страстей.

Четвёртая истина – существует путь, который ведёт к избавлению от страданий.

Ребята, давайте определим значение слова страдание.

Подберите слова синонимы, которые имеют такое значение.

(Мучение, испытание, терзание, боль, пытка, переживание)

Заглянем в книгу мудрости толковый словарь С.И.Ожегова и посмотрим определение этого слова.

Страдание – физическая, нравственная боль.

Ребята, а знакомо ли вам чувство страдания? В каких случаях вы его испытывали?

(Когда получишь два по предмету, то очень страдаешь из-за того, что стыдно перед классом и родителями.

Если поссоришься с близким другом, то очень страдаешь из –за этого. Хочется поскорее помириться, чтобы не быть одиноким.

Когда умирают близкие люди: бабушка, дедушка, тоже испытываешь сильные страдания.

Страдания можно испытывать, когда умирает любимый питомец: кошечка, собачка. Очень жалко становится их терять, потому что сильно привязываешься к ним)

Как вы думаете, ваши поступки могут стать причиной страдания других?

(Я думаю, что жестокое отношение к животным, к людям может стать причиной их страдания. Очень страшно, что люди часто равнодушно смотрят на эти страдания)

Способны ли вы испытывать сострадание к другу? А к человеку, который тебе неприятен или который тебя обидел?

Послушайте, как Будда учил поступать в таких случаях.

6) Инсценировка притчи.

Один из учеников спросил Будду:

-Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

-Если на тебя с дерева упадёт сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?

-Ничего. Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.

-Так делай тоже самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это всё равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путём, будто ничего не случилось.

Готовы ли вы последовать его совету?

Нужно постоянно работать над собой, внутренне совершенствоваться и только тогда человек может стать лучше.

Произнесите слова сказанные Буддой ученикам перед смертью.

7) Обобщение

Чему учит нас религия Буддизма?

(Быть добрее, милосердию, заботиться о тех, кто нуждается, взаимопомощи, не нарушать заповеди, любить всё живое)

В конце я хотела бы показать одну восточную притчу:

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…

Ребята, как вы думаете, что сказал мудрец?

…Всё в твоих руках.

Прав был мудрец – всё в наших руках. Человек может всегда сделать выбор. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. А для этого вы должны идти только дорогою добра, любви и милосердия.

8. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.

Я всех благодарю за тёплый доверительный разговор, за добрые, умные мысли и предлагаю подвести итог нашей беседе закончив предложения…

На память о нашем уроке я хотела бы подарить вам вот такие закладки с изображением лотоса, цветком, который считается символом Будды, на обратной стороне советы Будды. Следуйте им и вы увидите как мир вокруг вас изменится в лучшую сторону.

буддийская статуя

Предыстория

Буддизм зародился на сотни лет раньше двух других мировых религий: христианства и ислама. Он возник на территории древней Индии, где сейчас расположены 4 континентальных государства: Непал, Бангладеш, Пакистан, сама Индия и остров Шри-Ланка.

Это духовное течение появилось в Индии в противовес брахманизму. Благодаря первому, в древнеиндийском обществе стало развиваться свободомыслие. Проповедники буддийского учения критиковали положения брахманизма, согласно которым, при возникновении противоречия между личным опытом и Писанием, нужно было верить написанному в Ведах.

История рассказывает, что мятежные шраманы – философствующие странники – хотели познать истину самостоятельно и отказывались от традиции ритуалов и жертвоприношений.

Среди групп странников проводились диспуты, которые и положили начало развитию философии в Индии. Истины, рождавшиеся в спорах шраманов, обосновывались и доказывались ими.

индийский бродяга

Будда был вначале одним из них. Обретя просветление, он смог изменить свою жизнь и указал путь к спасению тем, кто принял его учение. Передав своё учение – Дхарму – последователям, он закончил свою жизнь в возрасте восьмидесяти лет.

Его останки были захоронены под восемью ступами, культовыми постройками куполообразной формы, – первыми архитектурными памятниками в этой стране.

Они стали прообразами появившихся в дальнейшем чортенов в Тибете, пагод в Китае, субурганов в Монголии и так далее. Таким образом, буддизм повлиял на развитие местной архитектуры. Все индийские памятники раннего периода так или иначе связаны с этим духовным течением.

ступа в Индии

Буддийское учение распространилось далеко за индийские границы и охватило своим влиянием совершенно разные народы, с их различной культурой, богами и традициями, чем и заслужило право называться мировой религией.

В 1956 году мировая общественность отмечала 2500 лет буддизма, так как ЮНЕСКО приняла начальной точкой отсчёта смерть (паринирвану) его основателя – Сиддхартхи Гаутамы – 544 год до современной эры.

На пути к просветлению

Сам Гаутама не претендовал на истину в последней инстанции. Неоднократно повторял он своим ученикам, что не стоит слепо верить его словам. Нужно проверять всё на своём собственном опыте и убеждаться в истинности того, что он проповедовал.

Люди, которые хотели исповедовать буддизм, должны были найти прибежище в трёх драгоценных истинах: осознать Будду внутри себя, опираться на Дхарму (его учение) и искать помощи у более опытных учителей – монахов Сангхи.

принятие буддизма

Понятие Бога, как такового, отсутствует в буддийском мире. Этим буддизм, основывающийся на собственном опыте, а не на абстрактной вере, кардинально отличается от других религиозных течений.

Каждый может стать просветлённым божеством, если будет следовать срединным путём: не истязать себя, но и не предаваться излишествам. Нужно быть мудрым, придерживаться строгой дисциплины и определённых нравственных правил.

Так как понятия праведности и греха в буддийской теории резко не разделены, Будда полагал, что адепты его учения будут руководствоваться здравым смыслом, следуя его наставлениям. Ведь наказаний нет, и успешное продвижение адепта по выбранному им пути зависит только от него самого.

Целью буддиста является очищение омрачённого состояния ума, которое не даёт воспринимать вещи, как они есть. Завесы в сознании создаются чувствами, знакомыми каждому — праздностью, злобой, эгоцентризмом, ревнивостью, завистливостью, гневом, невежественностью, скупостью.

Работая над собой, адепт формирует и укрепляет такие возвышенные и благородные свойства как человеколюбие, великодушие, признательность, способность к сопереживанию, усердность, мудрость.

Благодаря этому идёт процесс познания и очищения своего сознания. Это влияет на человека, он становится менее беспокойным и раздражительным, усиливается невозмутимость, ощущение счастья, безбедности.

Жизнь в обществе

Срединный путь, избавивший Будду от сансары – череды перевоплощений в бесконечной круговерти страданий повседневности – называется ещё восьмеричным, по числу правил, которые он создал для последователей.

Принявшему это учение следует быть мудрым, осознавая, что:

  • От рождения и до старости человек страдает от перемен, неосуществимых желаний, болезненных влечений, неприятных чувств, болея, и затем, умирая.
  • Причиной этого является ненасытное желание удовлетворять свои потребности, привязанность, ненависть.
  • Страданию можно положить конец.
  • Путь к этому избавлению восьмеричный.

Вслед за обретением правильных воззрения и намерения, адепту следует позаботиться о нравственности. Она включает три аспекта: соответствующие речь, поведение и образ жизни.

Не нужно лгать, употреблять грубые и неприличные выражения, сеять слухи, приводящие к ссорам между другими людьми, пустословить.

монах Камбоджи

Буддисту неприемлемо иметь отношение к убийству и воровству. Распутство и опьянение не способствуют улучшению кармы.

Исходя из вышеизложенного, чтобы обрести внутреннюю гармонию и покой, не следует выбирать профессии, связанные с убийством животных, обманом, причинением вреда каким-либо живым существам:

  • торговля людьми,
  • проституция,
  • изготовление и сбыт оружия,
  • работа, связанная с производством мяса,
  • создание и продажа наркотических веществ, алкогольных напитков,
  • деятельность, приводящая к преступному обогащению,
  • предсказания,
  • мошенничество

Всё это, и подобные им занятия, не для буддиста.

Буддистам разрешается служить в армии, так как защита других людей не противоречит буддийским принципам. Но это не касается армии-агрессора. Там им не место.

Последние три правила восьмеричного пути о духовной дисциплине используются, в основном, монахам во время психопрактики. Это усилие, памятование и сосредоточение, выполненные правильно.

Культурное взаимопроникновение

География распространения буддийского течения широка. В России – это Бурятия, Тува, Калмыкия, Иркутская область, а также крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Самара.

Юго-Восточная Азия, Тибет и Дальний Восток также являются оплотом этого учения. За последние десятилетия им заинтересовались европейцы и жители американского континента.

Буддизм инспирировал глубочайшее влияние на культуру Индии и на другие страны, по мере его распространения. Прежде всего, под его воздействием развивались местные религии.

Индийская ведическая религия, японский синтоизм, китайские даосизм и конфуцианство получили мощное обновление. Часть их составила с буддийским учением неразрывное целое, например, синтоизм.

послушники в монастыря Японии

В связи с массовой постройкой монастырей, храмов, комплексов в пещерах и на скалах, многоярусных пагод, искусство архитектуры этих стран обогатилось новыми чертами. Они теперь являются визитной карточкой в восточной культуре.

сад камней в Японии

Скульптура эволюционировала в сотворении величественных статуй Будды, бодхисаттв, дхармапал. В монастырских стенах собиралась и творила творческая интеллигенция того времени: стихотворцы, писатели, мыслители, живописцы, учёные.

Послушники, усердно переводившие и переписывавшие сутры, преумножали достижения письменности. Буддизм принёс в Японию грамоту из Китая, а в Тибет – индийскую письменность.

В общем, не существует области культуры стран Азии, где бы ни проявились буддийские особенности.

Заключение

Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований.

И это действительно так. Друзья, на этом прощаемся с вами.

Если статья оказалась для вас полезной, порекомендуйте ее к прочтению в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.

Читайте также: