Культурное пространство древней руси конспект

Обновлено: 05.07.2024

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Лаврентьевская летопись

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- познакомиться с важнейшими чертами культуры стран Европы в IX – XII веке; особенностями культуры Руси;

- оценить уровень развития письменной культуры Древней Руси, грамотности и образованности населения;

- характеризовать уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства;

Соотносить и систематизировать информацию различных источников; выделять особенности древнерусской культуры; овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования летописных сведений и археологических данных соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей;

метапредметные: ( коммуникативные) осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств, потребностей; организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи,

( регулятивные) формулировать новые задачи учебной деятельности, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план действий, оценивать правильность решений. Оценивать правильность решения учебной задачи;

( познавательные) Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекать ранее изучаемый материал для решения познавательных задач; работать с различными источниками информации,

устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение,

личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, развивать творческие способности через активные формы деятельности, формировать российскую гражданскую идентичность; расширять опыт оценочной деятельности;

Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, дополнительная информация.

Основные вопросы урока:

1) Важнейшие черты культуры стран Европы в IX – XII вв.

2) Особенности культуры Руси.

3) Письменность и грамотность.

6) Зодчество и изобразительное искусство.

7. Художественное ремесло.

Тип урока: изучение нового материала.

Ресурсы урока: учебник, презентация

Основные понятия и термины: христианская культура, былины, жития, храм, фреска, мозаика, миниатюра

Персоналии: Кирилл и Мефодий

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

Соотнесите определения и термины

Служитель культа в религиях, исповедующих веру в единого бога

Люди, получившие купу – заём и обязанные за это работать на господина, предоставившего купу

Свободные крестьяне, идущие с князем на войну.

Просветители населения, незнакомого с христианством.

Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Люди, заключившие ряд ( договор) на выполнение определённой работы

Правитель славян, военный вождь

Глава крупного церковного округа

Глава крупной церковной области, части митрополии

- Проверьте ( сл. 2)

3. Мотивационно - целевой этап.

- ( сл. 3) зашифрованное слово уулркьат. А историю какой страны мы сейчас изучаем? Значит будем говорить о культуре….Древней Руси. Так какая тема урока?

( сл.4) - тема урока

Мы с вами успели узнать о том, кто были наши далекие предки, как они жили, как сформировалось наше государство, кто были его первые правители, какой вклад они внесли в становление Руси. А вот сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства. Но говорить о нём мы будем в сравнении с культурой Европы. Как вы думаете, почему авторы учебника поставили эти вопросы рядом?

- ( сл.5) Что такое культура? СЛОВАРИ (Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей). Что входит в понятие культура? ( литература, живопись и т.д.)

Культура славян формировалась не изолированно, а под влиянием соседей. А вот какое наследие оставили нам наши предки, мы и поговорим сегодня на уроке. (сл.6)

- На какой вопрос нам предстоит ответить?

( сл. 7) Проблемный вопрос: - В чём же состояли главные особенности древнерусской культуры?

4. Ориентационный этап.

1. Важнейшие черты культуры стран Европы в IX – XII вв.

(сл.8) Как же у соседних стран развивалась культура?

- сейчас вы разделитесь на 2 варианта. Первый вариант расскажет о культуре Византии, выделив её слабые и сильные стороны, а вторая группа расскажет о культуре средневековой Европы, так же выделяя её сильные и слабые стороны. ( сл. 9)

Культура средневековой Европы

Создала собственную своеобразную культуру

Открылась школа, считающаяся первым университетом

Образование основывалось на трудах античных авторов и на христианском учении

Оказало влияние на культуру других народов

Образование было в основном церковное

Во время Каролингского возрождения популярными становятся литературные произведения;

Создана Академия наук;

Открывались церковные школы;

Появляются городские школы, открываются первые университеты;

Зарождалась новая архитектура;

При монастырях переписывались книги

После падения Западной Римской империи наметился резкий упадок;

Школы существовали лишь при церквях и монастырях ( до 11 века)

- Давайте вспомним, что изучали в средневековых университетах? (сл.10) ( существовало три факультета: богословский, медицинский, философский)

Вывод: культуру многих стран отличало единство и взаимодействие античного и христианского начал. Культура Византии оказала большое влияние и на культуру нашего государства.

2. Особенности культуры Руси.

- В древнерусской культуре исследователи видят истоки национального самосознания. Она определила идеалы русского народа на многие столетия. Какие же факторы повлияли на развитие русской культуры?

- Ознакомьтесь с п. 2 и попытайтесь выделить эти особенности.

- Давайте проверим, что у вас получилось?

Особенности культуры: ( сл. 11)

Основа – богатое наследие восточных славян ( мифы и сказания, резьба по дереву и камню, искусство кузнецов)

Развивалось и УНТ ( песни, сказки, былины)

Впитались достижения соседних народов ( балтов, финно- угров, хазар, булгар, печенегов, половцев и др.)

Влияние культуры Византии в связи с принятием христианства

3. Письменность и грамотность.

- Письменность у славянских племён существовала ещё до принятия христианства .

Работа с документом. (сл.12). Какой вывод можно сделать?

- Кто создал славянскую азбуку? ( Кирилл и Мефодий) (сл.13)

( сл.14 ) - Как назывались славянские алфавиты? (Древнейшей славянской азбукой является глаголица, а новая славянская азбука – кириллица - заслуга Константина (Кирилла) и Мефодия.)

- Во времена Владимира I на Русь стали приезжать церковные грамотеи из Византии. При церквях и монастырях открывались школы, в которых учили детей читать, писать, считать, а также основам христианского вероучения.

- При Ярославе Мудром переписывались греческие книги ( в основном это были церковные книги, исторические сочинения, жития святых)

- Что представляли собой первые рукописные книги?

- Давайте об этом прочитаем ( стр. 86 « Первые русские книги писались… « до стр. 87)

- Вывод: древнерусские книги были: Рукописные на пергаменте дорогие

- В Древнерусском государстве было много грамотных людей

- Как вы думаете, почему? (много торговали, нужно было знание грамоты, большое количество городов, монастырей, политика князей)

- Какой город славился наибольшим количеством грамотного населения? Выскажите предположение, почему? (Новгород)

- в XI веке на Руси зарождалась литература. А вот какие жанры существовали, вы узнаете, поработав в группа

1 вариант – летописи ( стр. 87 – 1-3 абзац) и жития ( стр. 87 последний абзац )

Житие - литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых

Особенности культуры Древней Руси. Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, торговали, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали прекрасные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире, т. е. они создавали культурные ценности. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т.д. Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших на Руси и соседних народов — угро-финнов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян. Большое влияние на русскую культуру оказывала Византия, особенно после принятия христианства. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги. Благодаря тесным связям с Византией Русь познакомилась с многовековой христианской культурой. По древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Создавая свои творения, они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

В каких памятниках древнерусской культуры ощущается византийское влияние? В чем оно проявляется?

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

C чем были связаны патриотические мотивы в культуре этого периода?

Устное народное творчество. С незапамятных времён развивалось на Руси устное народное творчество — песни, сказки, былины. Былины — это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.


Поединок богатыря Добрыни Никитича со змеем. Художник В. М. Васнецов

Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, весёлый и сметливый Алёша Попович.

В отличие от западноевропейских рыцарских хроник, главной идеей которых была идея завоевания, крещения иноверцев, русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, её защиты от врагов.

Вы постойте-тко за веру, за отечество,

Вы постойте-тко за славный стольный Киевград.

Парод воспевал не только ратные подвиги богатырей, но и нелёгкий труд пахаря-земледельца, который воплотился в образе Микулы Селяниновича.

Письменность и грамотность. Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия ими христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине IX века и в X веке проникла на Русь.

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам — уставу. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, — миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.

На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. С XI века, после основания женского монастыря в Киеве и школы при нём, грамоте стали учить и девочек. Люди обменивались деловой информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались березовой корой — берестой.

Литература. В XI веке гга Руси появились письменные познавательные произведения, т. е. зарождается древнерусская литература. Первыми литературными произведениями были летописи.


Русская азбука на бересте, найденная археологами в Новгороде


Нестор-летописец. Скульптор М. М. Антокольский

Отвечая на этот вопрос, летописец повествует о становлении Древнерусского государства с центром в Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими государствами и народами.

Нестор был одним из первых создателей житий — литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, совершённых святыми при жизни и после смерти. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба.

Зодчество и изобразительное искусство. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество — искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву непременно украшала деревянные строения.

Какие самые древние постройки в своей местности вы знаете? К какому времени они относятся?

После принятия христианства византийские мастера стали строить на Руси каменные храмы. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). На строительство и содержание храма он отдал десятую часть княжеских доходов — отсюда и его название. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором.


Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве. Художник В. В. Верещагин

Первые русские храмы, в том числе и Десятинная церковь, были выстроены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построенный же в Киеве при Ярославе Мудром Софийский собор сочетал в себе славянские и византийские традиции. Центральный купол окружали размещённые чуть ниже четыре средних купола, за которыми ещё ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в традиционную для русского зодчества многокупольную пирамиду. Внутреннее убранство Софийского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол переливался разноцветной мозаикой — картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Фрески и мозаика отличались яркостью, искусным подбором тонов. На них, помимо церковных сюжетов, были изображены картины повседневной жизни людей — пляски ряженых, охота на медведя и т. д. Особый интерес представляют фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого.


Софийский собор в Киеве. Таким был его внешний вид в древности

В XI—XII веках были построены большие каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде — единственное сооружение того времени, дошедшее до наших дней почти без изменений. Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные стены сложены из известняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. София стала символом Великого Новгорода. После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает приобретать своё неповторимое лицо — скупость украшений, строгость и величественность форм.


Софийский собор в Великом Новгороде

Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески и мозаика, торжественное богослужение, церковное пение составляли в нём удивительное единство.

Художественное ремесло. Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками, — копья, мечи, щиты, защитные рубахи из металлических колец — кольнут.

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров — мастеров по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду. Для изготовления украшений — серёжек, браслетов, подвесок, колец, ожерелий — использовалась очень сложная техника. Например, зернь, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зёрнышек.

Применяли также скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с эмалью: промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью, получалась так называемая перегородчатая эмаль.

Таким образом, Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей-государств, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Проверяем свои знания

1. Каковы были особенности культуры Древней Руси? 2. Каково было влияние христианства на древнерусскую культуру? 3. О каких событиях повествуют былины? Кто является их героями? Прочитайте дома и перескажите содержание одной из былин. Как вы думаете, почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей? 5. Какие жанры существовали в древнерусской литературе? Приведите примеры. 6. Пользуясь иллюстрациями учебника, расскажите о достижениях древнерусского зодчества и живописи. 7. Какую технику использовали древнерусские ремесленники? 8. Какие произведения древнерусскою искусства заинтересовали вас больше всего? Почему?

Учимся быть историками

2. Можно ли объяснить стремление современных людей сохранить памятники древнерусской культуры только любовью к Отечеству?

Запомните новые слова

ЖИТИЕ — биография человека, причисленного церковью к лику святых.

МИНИАТЮРА — художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.

ПАТРИОТИЗМ — любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

САМОБЫТНЫЙ — своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии.

Данный материал соответствует УМК под редакцией А.В. Торкунова. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями древнерусской культуры, познакомит у развитием грамотности на Руси, развитием литературы и УНТ, выяснят, в чём особенность деревянного и каменного зодчества.



Целевая аудитория: для 6 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: