Культура речи как особая прикладная дисциплина конспект
Обновлено: 05.07.2024
2. История зарождения и развития учения о культуре речи.
3. Типы речевой культурыносителей литературного языка: элитарная, среднелитературная, литературно-разговорная и фамильярно-разговорная.
4. Лингвистические особенности донбасского просторечия.
1. Концепция культуры речикак науки.
Культура речи представляет собой совокупность и систему коммуникативных качеств речи, то есть тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом.
1) раздел филологической науки, изучающий речевую сторону жизни общества в определенную эпоху;
2) нормативность речи (соблюдение в речи действующих норм ударения, произношения, словоупотребления, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса) и речевое мастерство (умение найти точное по значению, доходчивое, выразительное, стилистически уместное языковое средство, слово, фразеологическую, синтаксическую конструкции выражения мысли).
1) владение нормами литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также
2) умение использовать средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями, условиями и содержанием речи.
Культура речи как научная дисциплина имеет теоретико-прикладной характер.
Теоретическая частьучебной дисциплины культура речи опирается на:
- cтилистику русского языка,
- историю русского литературного языка.
Практическая частьсвязана с риторикой как наукой о красноречии.
Предмет культуры речи.
Предмет культуры речи состоит из двух компонентов:
1) правильности и 2) искусства речи.
Исходя их этих двух компонентов предмета культуры речи, можно утверждать, что стилистикавключается в культуру речи.
Задачи культуры речи как науки о языке.
Одна из основных задачкультуры речи - охрана литературного языка, его норм. Такая охрана является делом национальной важности, т. к. литературный язык объединяет нацию в языковом плане. Создание литературного языка – сложная задача. Ведущую роль в этом процессе играет наиболее передовая, культурная часть общества.
Примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием. Жизнь требует, чтобы мы говорили и писали правильно, доступно, выразительно.
Культура речикак наука о языке должна помочь нам:
- овладеть нормами литературного языка;
- привить любовь к родному языку;
- научить отличать литературную речь от примитивной разговорной;
Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга.
Язык – сильнейшее оружие в руках тех, кто умеет им пользоваться. Как же мы владеем этим оружием, этим тончайшим инструментом? Многие ли из нас умеют говорить? Красиво, убедительно, логично…
Языковые знания как средство развития и становления коммуникативной и профессиональной компетенции.
Языковые знания как средство развития и
становления коммуникативной и профессиональной компетенции
Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Люди могут пользоваться различными знаковыми системами: телеграфный код, транскрипции, стенография, таблицы, цифры, жесты, дорожные знаки и т.п. В самом общем плане языки разделяются на естественные и искусственные.
Естественнымназывают язык, который возник вместе с человеком и развивался естественным путём, при отсутствии сознательного воздействия на него человека.
Искусственныеязыки – это знаковые системы, созданные человеком как вспомогательные средства для разных коммуникативных целей в тех областях, где применение естественного языка затруднено, невозможно или неэффективно. Среди искусственных языков можно выделить плановые языки,являющиеся вспомогательными средствами международного общения (эсперанто, идо, волапюк, интерлингва); символические языки науки,например, языки математики, химии, физики, логики; языки человекомашинного общения, например, языки программирования, информационно-поисковые языки.
Естественный язык принципиально отличен от создаваемых в естественных науках, математике, технике систем знаковых обозначений. Так, систему обозначений в науке, систему телефонных номеров, дорожных знаков мы при определённых обстоятельствах можем заменить на более удобную. Нужно помнить, что эти знаковые системы создаются искусственно и служат средством общения только в узком кругу специалистов.
Изучение знаковых систем является предметом специальной науки – семиотики, которая исследует возникновение, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Семиотика изучает естественные и искусственные языки, а также общие принципы, составляющие основу структуры всех знаков.
Знак– это материальный предмет (в широком смысле слова), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя некоторого другого предмета, явления и используемый для передачи информации.
Культура речи. Нормативный, этический, коммуникативный аспекты
Культура (от лат. cultura– возделываю, воспитываю) –
2) уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо области (отрасли) знания или деятельности (культура труда, культура речи и т.д.);
3) степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо;
4) возделывание, обработка почв, сельскохозяйственных угодий;
5) разведение, выращивание какого-либо растения, а также само культивируемое растение;
6) культура микроорганизмов;
7) культура тканей.
Как видим, спектр значений этого слова достаточно богат и разнообразен. Попытаемся выявить суть данного термина с помощью интеграции смыслов толкования всех значений.
Во-первых, культура (будем употреблять это слово в некоем абстрактном смысле) есть там, где есть человек, т.е. она всегда предполагает активное участие человека.
Во-вторых, эта деятельность человека характеризуется творческим началом и созидательностью.
В-третьих, налицо синкретическая природа культуры. Культура заключена внутри человека как определённый код, созданный деятельностью всех предыдущих поколений, как некая человеческая, природная мудрость, и культура находит своё внешнее проявление во всём, что создано человеком. Другими словами, она занимает промежуточное положение между человеком и внешним миром, она возникает на стыке этих двух явлений.
Культура речи есть свод правил, традиций, норм наиболее важного вида человеческой деятельности – общения. Основы речевого этикета, например, широко представлены в фольклоре, особенно в жанре паремии (пословицы и поговорки), в которых народная мудрость отразила правила речевого поведения.
Анализ и классификация пословиц позволяют сделать следующие выводы о требованиях к речевой культуре собеседников:
1) для слушающего рекомендовано принимать любую речь и отдавать слушанию предпочтение перед любым действием;
2) для говорящего запрещено наносить ущерб слушающему или оскорблять слушающего нежелательным или вредным для него содержанием речи.
Язык, речь, коммуникация
Учение о функциональных разновидностях языка имеет свою историю. Долгое время разные сферы общения понимались как стили языка и стили речи. Стилями языка считались, например, язык науки, язык художественной литературы, разговорная речь. Стилями речи признавались частные реализации стилей, такие как учебная лекция и научный доклад, в основе которых лежит научный стиль. В последнее время лингвисты пришли к выводу, что языковые различия между некоторыми сферами общения столь значительны, что использовать отношению к ним одно общее понятие стиль едва ли целесообразно, поэтому вводится понятие функциональная разновидность языка. Широкое признание получила типология функциональных разновидностей языка, сравнительно недавно предложенная академиком Д.Б. Шмелёвым. Эта типология такова:
1) разговорная речь;
2) функциональные стили;
3) язык художественной литературы;
Стилями Д.Н. Шмелёв называет только функциональные стили, которые (все вместе) по своей языковой организации имеют существеннейшие отличия как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи.
Общение и коммуникация
Общение– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:
1) коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);
2) интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);
3) перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление взаимопонимания).
Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включённых в нее людей.
Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
1) визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами;
2) акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.);
3) тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи);
4) ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).
Введение в риторику.
Риторика как наука о словесном воздействии на слушателя
Риторика (греч. rhetorike – ораторское искусство) – это научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
Методологическое отличие риторики и дисциплин риторического цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчинённости этого описания прикладным задачам.
Ныне можно различать столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления является подразделом публицистической риторики).
Наибольшее воздействие на общественное сознание в каждую эпоху оказывают доминирующие виды речевой коммуникации. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины привлекают наибольший интерес. В настоящее время это риторика средств массовой информации, политическая и деловая (коммерческая) риторика.
Среди других подразделений риторики – деление на теоретическую, прикладную и тематическую риторику. Теоретическая риторика занимается научным исследованием правил построения качественной речи, а прикладная использует найденные правила и закономерности, а также лучшие образцы наиболее успешных речей в практике обучения словесности. Теоретическая и прикладная риторика тождественны научной и учебной риторике. Тематическая риторика рассматривает объединение различных видов словесности вокруг одной важной темы, например, выборов президента.
Роды и виды ораторского искусства
Части (каноны) риторической разработки речи были определены ещё в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):
1) нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio);
2) расположение, или композиция, материала (dispositio);
3) словесное выражение, или дикция (elocutio);
4) память, запоминание (memoria);
5) исполнение, произнесение (actio).
Диспозиция (dispositio) означает организацию, построение речи как целостного произведения, достижение пропорциональности и законченности. Именно здесь происходит упорядочение частей в целом. Платон сравнивал речь с живым организмом: всякая речь должна быть составлена, словно живое существо –у неё должно быть тело с головой и ногами, причём туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому. Аналогичными частями речи являются вступление, изложение, свидетельство, доказательство и выводы.
Третий этап риторического действия – выражение – означает словесное оформление речи, отбор слов и грамматических конструкций, украшение речи тропами и фигурами. Владение языковой культурой подразумевает умение правильно организовать свою речь с точки зрения грамматики, лексики, стилистики.
Память как способность воспроизводить прошлое считалась у древних одной из составных частей благоразумия. Риторика заключала в себе искусство запоминания истины. Однако память обременена, кроме того, ещё и духовным измерением и осмыслением.
Произнесение – последний этап риторического канона, проявляющийся в речевом действии. Оно использует всю палитру невербальных выразительных средств, прежде всего интонацию и язык тела. Речь активна, она устремлена к действительности, к практике общения, служит организации целенаправленного поведения.
Виды и жанры публичной речи
Монолог – развёрнутое высказывание одного лица. Хотя теоретически обосновать структуру монолога вне структуры диалога нельзя, античные авторы сумели разработать теорию монолога на примерах лучшего гражданского и судебного красноречия.
Классификация речей может осуществляться по речевому намерению говорящего. В соответствии с этим различаются:
1) информирующая речь; её цель – сообщить о чём-либо, информировать (новостные программы, прогноз погоды и т.д.);
2) аргументирующая речь; её цель – высказать и доказать своё мнение (спор, теледебаты, полемика);
3) агитирующая речь; её цель – побудить слушателей к действию (митинговая речь);
4) эвристическая речь; её цель – обсудить проблему с помощью партнёра, найти истину (деловые переговоры);
5) эпидейктическая речь; её цель – выразить своё видение добра и зла (воспитательная речь, обращённая к ребёнку; поздравительная речь; тост);
6) гедонистическая речь; её цель – доставить удовольствие самому себе и партнёру самим процессом речевого акта как таковым (дружеская беседа, разговор).
В риторике выделяются также жанры. В древности различали ораторику (в её основе лежит публичный монолог) и гомилетику (искусство проповеди). В настоящее время принята трёхжанровая рубрикация: 1) публичные выступления, 2) переговоры, 3) полемика.
Оратор и аудитория
Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённой аудитории, ораторская речь.
По мнению специалистов, для современного монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из высказываний, имеющих индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершённость. Эти признаки свойственны и публичной речи.
Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причём процесс не односторонний, а двусторонний, т.е. диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.
Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность.
3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением. Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, словари, справочники и др.), поэтому подготовленный текст – это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учётом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удаётся перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчётом на его произнесение.
4. Использование различных средств общения. Поскольку публичная речь – это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык – это главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. Важную роль в процессе выступления играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации (интонация, громкость голоса, тембр речи, её темп, особенности произношения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).
Невербальные средства воздействия на слушателя
Невербальный блок – это те факторы, которые присутствуют в общении, но непосредственно не связаны с текстами (позы, жесты, мимика, речь пространства, одежды, цветов, манера общаться и тому подобное).
Что касается языка жестов и поз, то оратору следует выступать стоя и использовать жесты открытости (жесты раскрытыми руками по направлению к слушателей; горизонтальная жестикуляция, а не вертикальная и др.). Они воспринимаются аудиторией (в основном подсознательно) как свидетельствующие о намерении общаться. Соответственно, следует избегать закрытых жестов, которые могут восприниматься не только как свидетельство нежелания общения, но и агрессии (стиснутые кулаки, скрещённые руки, скрещённые ноги и т.п.). Оратор должен также помнить о так называемых жесты-поплавки, которые являются выражением нервотрёпки, неуверенности в себе, волнение: ручка в руках, папка, особенно когда с ними делают какие-то манипуляции, частое протирание очков, волос, колец, цепочек, часов, воротничков, галстуков и т.д.
Что касается языка мимики, то важен зрительный контакт оратора с аудиторией на протяжении всей речи. Он должен смотреть на всех слушателей таким образом, чтобы не выделять кого-то персонально. В большой аудитории следует разбить зал на сектора и в процессе выступления переводить взгляд медленно по очереди с одного сектора на другой. Оратору не следует смотреть мимо слушателей (в пространство), на пол, ноги, в потолок, в окно, рассматривать посторонние предметы.
Что касается интонации, то оратору стоит обратить внимание, что интонацию на протяжении всей речи надо менять, а не говорить монотонно. Интонация должна согласовываться с содержанием речи. Оптимальным темпом считается произнесение не более 120 слов в минуту. Немаловажным ораторским приёмом является пауза.
Язык пространства состоит из нескольких компонентов:
Что касается языка одежды и языка цветов, то оратору для публичного выступления следует выбрать деловую одежду (для мужчин и женщин – это костюмы преимущественно серого или синего цвета). Такая одежда не подавляет человека, и у слушателей есть возможность сосредоточиться на самой речи. Если главная цель для оратора – это убеждение аудитории, тогда ему следует избегать одежды ярких насыщенных цветов, слишком модной одежды, многочисленных украшений и других компонентов, которые будут слишком привлекать к себе внимание слушателей и отвлекать от того, что говорит оратор.
В звучащей речи важными моментами являются дыхание и голосообразование.
Дыхание, которое обслуживает речь, называется фонационным; для него характерно:
1) активность, которая связана с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи;
2) организованный выдох заключается в его организации, то есть струя выдыхаемого воздуха должна быть сфокусирована в одной точке;
3) распределение выдоха – это умение сознательно делить весь объём выдыхаемого воздуха на равные порции; ритм фонационного дыхания резко отличается от обычного: здесь вдох в 10 – 15 раз короче выдоха;
4) добор дыхания в процессе речи заключается в том, чтобы быстро и незаметно для слушателей пополнять запас воздуха при каждой удобной паузе.
Голосообразование – это сложный процесс, особенно в публичной речи, так как неумелое пользование голосовым аппаратом в условиях повышенной нагрузки приводит к различным заболеваниям.
Основными качествами профессионального речевого голоса являются следующие:
1) сила звука – голос должен быть слышен в любой аудитории;
2) посыл звука – это способность достигать до каждого слушателя;
3) подвижность, гибкость голоса – это способность передавать мысль говорящего во всём многообразии её интонационно-мелодических оттенков;
4) тембр голоса – это дополнительная окраска, колорит голоса; от выразительности тембральной окраски зависит лёгкость восприятия смысла высказывания;
5) полётность звука, то есть его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними;
6) выносливость, то есть малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном выступлении.
Читайте также: