Культура речи как особая прикладная дисциплина конспект

Обновлено: 05.07.2024

2. История зарождения и развития учения о культуре речи.

3. Типы речевой культурыносителей литературного языка: элитарная, среднелитературная, литературно-разговорная и фамильярно-разговорная.

4. Лингвистические особенности донбасского просторечия.

1. Концепция культуры речикак науки.

Культура речи представляет собой совокупность и систему коммуникативных качеств речи, то есть тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом.

1) раздел филологической науки, изучающий речевую сторону жизни общества в определенную эпоху;

2) нормативность речи (соблюдение в речи действующих норм ударения, произношения, словоупотребления, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса) и речевое мастерство (умение найти точное по значению, доходчивое, выразительное, стилистически уместное языковое средство, слово, фразеологическую, синтаксическую конструкции выражения мысли).

1) владение нормами литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также

2) умение использовать средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями, условиями и содержанием речи.

Культура речи как научная дисциплина имеет теоретико-прикладной характер.

Теоретическая частьучебной дисциплины культура речи опирается на:

- cтилистику русского языка,

- историю русского литературного языка.

Практическая частьсвязана с риторикой как наукой о красноречии.

Предмет культуры речи.

Предмет культуры речи состоит из двух компонентов:

1) правильности и 2) искусства речи.

Исходя их этих двух компонентов предмета культуры речи, можно утверждать, что стилистикавключается в культуру речи.

Задачи культуры речи как науки о языке.

Одна из основных задачкультуры речи - охрана литературного языка, его норм. Такая охрана является делом национальной важности, т. к. литературный язык объединяет нацию в языковом плане. Создание литературного языка – сложная задача. Ведущую роль в этом процессе играет наиболее передовая, культурная часть общества.

Примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием. Жизнь требует, чтобы мы говорили и писали правильно, доступно, выразительно.

Культура речикак наука о языке должна помочь нам:

- овладеть нормами литературного языка;

- привить любовь к родному языку;

- научить отличать литературную речь от примитивной разговорной;

Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга.

Язык – сильнейшее оружие в руках тех, кто умеет им пользоваться. Как же мы владеем этим оружием, этим тончайшим инструментом? Многие ли из нас умеют говорить? Красиво, убедительно, логично…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковые знания как средство развития и становления коммуникативной и профессиональной компетенции.

Языковые знания как средство развития и

становления коммуникативной и профессиональной компетенции

Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Люди могут пользоваться различными знаковыми системами: телеграфный код, транскрипции, стенография, таблицы, цифры, жесты, дорожные знаки и т.п. В самом общем плане языки разделяются на естественные и искусственные.

Естественнымназывают язык, который возник вместе с человеком и развивался естественным путём, при отсутствии сознательного воздействия на него человека.

Искусственныеязыки это знаковые системы, созданные человеком как вспомогательные средства для разных коммуникативных целей в тех областях, где применение естественного языка затруднено, невозможно или неэффективно. Среди искусственных языков можно выделить плановые языки,являющиеся вспомогательными средствами международного общения (эсперанто, идо, волапюк, интерлингва); символические языки науки,например, языки математики, химии, физики, логики; языки человекомашинного общения, например, языки программирования, информационно-поисковые языки.

Естественный язык принципиально отличен от создаваемых в естественных науках, математике, технике систем знаковых обозначений. Так, систему обозначений в науке, систему телефонных номеров, дорожных знаков мы при определённых обстоятельствах можем заменить на более удобную. Нужно помнить, что эти знаковые системы создаются искусственно и служат средством общения только в узком кругу специалистов.

Изучение знаковых систем является предметом специальной науки – семиотики, которая исследует возникновение, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Семиотика изучает естественные и искусственные языки, а также общие принципы, составляющие основу структуры всех знаков.

Знак– это материальный предмет (в широком смысле слова), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя некоторого другого предмета, явления и используемый для передачи информации.

Культура речи. Нормативный, этический, коммуникативный аспекты

Культура (от лат. cultura– возделываю, воспитываю) –

2) уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо области (отрасли) знания или деятельности (культура труда, культура речи и т.д.);

3) степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо;

4) возделывание, обработка почв, сельскохозяйственных угодий;

5) разведение, выращивание какого-либо растения, а также само культивируемое растение;

6) культура микроорганизмов;

7) культура тканей.

Как видим, спектр значений этого слова достаточно богат и разнообразен. Попытаемся выявить суть данного термина с помощью интеграции смыслов толкования всех значений.

Во-первых, культура (будем употреблять это слово в некоем абстрактном смысле) есть там, где есть человек, т.е. она всегда предполагает активное участие человека.

Во-вторых, эта деятельность человека характеризуется творческим началом и созидательностью.

В-третьих, налицо синкретическая природа культуры. Культура заключена внутри человека как определённый код, созданный деятельностью всех предыдущих поколений, как некая человеческая, природная мудрость, и культура находит своё внешнее проявление во всём, что создано человеком. Другими словами, она занимает промежуточное положение между человеком и внешним миром, она возникает на стыке этих двух явлений.

Культура речи есть свод правил, традиций, норм наиболее важного вида человеческой деятельности – общения. Основы речевого этикета, например, широко представлены в фольклоре, особенно в жанре паремии (пословицы и поговорки), в которых народная мудрость отразила правила речевого поведения.

Анализ и классификация пословиц позволяют сделать следующие выводы о требованиях к речевой культуре собеседников:

1) для слушающего рекомендовано принимать любую речь и отдавать слушанию предпочтение перед любым действием;

2) для говорящего запрещено наносить ущерб слушающему или оскорблять слушающего нежелательным или вредным для него содержанием речи.

Язык, речь, коммуникация

Учение о функциональных разновидностях языка имеет свою историю. Долгое время разные сферы общения понимались как стили языка и стили речи. Стилями языка считались, например, язык науки, язык художественной литературы, разговорная речь. Стилями речи признавались частные реализации стилей, такие как учебная лекция и научный доклад, в основе которых лежит научный стиль. В последнее время лингвисты пришли к выводу, что языковые различия между некоторыми сферами общения столь значительны, что использовать отношению к ним одно общее понятие стиль едва ли целесообразно, поэтому вводится понятие функциональная разновидность языка. Широкое признание получила типология функциональных разновидностей языка, сравнительно недавно предложенная академиком Д.Б. Шмелёвым. Эта типология такова:

1) разговорная речь;

2) функциональные стили;

3) язык художественной литературы;

Стилями Д.Н. Шмелёв называет только функциональные стили, которые (все вместе) по своей языковой организации имеют существеннейшие отличия как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи.

Общение и коммуникация

Общение– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

1) коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);

2) интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);

3) перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление взаимопонимания).

Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включённых в нее людей.

Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

1) визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами;

2) акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.);

3) тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи);

4) ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

Введение в риторику.

Риторика как наука о словесном воздействии на слушателя

Риторика (греч. rhetorike – ораторское искусство) – это научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Методологическое отличие риторики и дисциплин риторического цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчинённости этого описания прикладным задачам.

Ныне можно различать столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления является подразделом публицистической риторики).

Наибольшее воздействие на общественное сознание в каждую эпоху оказывают доминирующие виды речевой коммуникации. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины привлекают наибольший интерес. В настоящее время это риторика средств массовой информации, политическая и деловая (коммерческая) риторика.

Среди других подразделений риторики – деление на теоретическую, прикладную и тематическую риторику. Теоретическая риторика занимается научным исследованием правил построения качественной речи, а прикладная использует найденные правила и закономерности, а также лучшие образцы наиболее успешных речей в практике обучения словесности. Теоретическая и прикладная риторика тождественны научной и учебной риторике. Тематическая риторика рассматривает объединение различных видов словесности вокруг одной важной темы, например, выборов президента.

Роды и виды ораторского искусства

Части (каноны) риторической разработки речи были определены ещё в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):

1) нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio);

2) расположение, или композиция, материала (dispositio);

3) словесное выражение, или дикция (elocutio);

4) память, запоминание (memoria);

5) исполнение, произнесение (actio).

Диспозиция (dispositio) означает организацию, построение речи как целостного произведения, достижение пропорциональности и законченности. Именно здесь происходит упорядочение частей в целом. Платон сравнивал речь с живым организмом: всякая речь должна быть составлена, словно живое существо –у неё должно быть тело с головой и ногами, причём туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому. Аналогичными частями речи являются вступление, изложение, свидетельство, доказательство и выводы.

Третий этап риторического действия – выражение – означает словесное оформление речи, отбор слов и грамматических конструкций, украшение речи тропами и фигурами. Владение языковой культурой подразумевает умение правильно организовать свою речь с точки зрения грамматики, лексики, стилистики.

Память как способность воспроизводить прошлое считалась у древних одной из составных частей благоразумия. Риторика заключала в себе искусство запоминания истины. Однако память обременена, кроме того, ещё и духовным измерением и осмыслением.

Произнесение – последний этап риторического канона, проявляющийся в речевом действии. Оно использует всю палитру невербальных выразительных средств, прежде всего интонацию и язык тела. Речь активна, она устремлена к действительности, к практике общения, служит организации целенаправленного поведения.

Виды и жанры публичной речи

Монолог – развёрнутое высказывание одного лица. Хотя теоретически обосновать структуру монолога вне структуры диалога нельзя, античные авторы сумели разработать теорию монолога на примерах лучшего гражданского и судебного красноречия.

Классификация речей может осуществляться по речевому намерению говорящего. В соответствии с этим различаются:

1) информирующая речь; её цель – сообщить о чём-либо, информировать (новостные программы, прогноз погоды и т.д.);

2) аргументирующая речь; её цель – высказать и доказать своё мнение (спор, теледебаты, полемика);

3) агитирующая речь; её цель – побудить слушателей к действию (митинговая речь);

4) эвристическая речь; её цель – обсудить проблему с помощью партнёра, найти истину (деловые переговоры);

5) эпидейктическая речь; её цель – выразить своё видение добра и зла (воспитательная речь, обращённая к ребёнку; поздравительная речь; тост);

6) гедонистическая речь; её цель – доставить удовольствие самому себе и партнёру самим процессом речевого акта как таковым (дружеская беседа, разговор).

В риторике выделяются также жанры. В древности различали ораторику (в её основе лежит публичный монолог) и гомилетику (искусство проповеди). В настоящее время принята трёхжанровая рубрикация: 1) публичные выступления, 2) переговоры, 3) полемика.

Оратор и аудитория

Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определённой аудитории, ораторская речь.

По мнению специалистов, для современного монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из высказываний, имеющих индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершённость. Эти признаки свойственны и публичной речи.

Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причём процесс не односторонний, а двусторонний, т.е. диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность.

3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением. Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, словари, справочники и др.), поэтому подготовленный текст – это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учётом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удаётся перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчётом на его произнесение.

4. Использование различных средств общения. Поскольку публичная речь – это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык – это главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. Важную роль в процессе выступления играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации (интонация, громкость голоса, тембр речи, её темп, особенности произношения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).

Невербальные средства воздействия на слушателя

Невербальный блок – это те факторы, которые присутствуют в общении, но непосредственно не связаны с текстами (позы, жесты, мимика, речь пространства, одежды, цветов, манера общаться и тому подобное).

Что касается языка жестов и поз, то оратору следует выступать стоя и использовать жесты открытости (жесты раскрытыми руками по направлению к слушателей; горизонтальная жестикуляция, а не вертикальная и др.). Они воспринимаются аудиторией (в основном подсознательно) как свидетельствующие о намерении общаться. Соответственно, следует избегать закрытых жестов, которые могут восприниматься не только как свидетельство нежелания общения, но и агрессии (стиснутые кулаки, скрещённые руки, скрещённые ноги и т.п.). Оратор должен также помнить о так называемых жесты-поплавки, которые являются выражением нервотрёпки, неуверенности в себе, волнение: ручка в руках, папка, особенно когда с ними делают какие-то манипуляции, частое протирание очков, волос, колец, цепочек, часов, воротничков, галстуков и т.д.

Что касается языка мимики, то важен зрительный контакт оратора с аудиторией на протяжении всей речи. Он должен смотреть на всех слушателей таким образом, чтобы не выделять кого-то персонально. В большой аудитории следует разбить зал на сектора и в процессе выступления переводить взгляд медленно по очереди с одного сектора на другой. Оратору не следует смотреть мимо слушателей (в пространство), на пол, ноги, в потолок, в окно, рассматривать посторонние предметы.

Что касается интонации, то оратору стоит обратить внимание, что интонацию на протяжении всей речи надо менять, а не говорить монотонно. Интонация должна согласовываться с содержанием речи. Оптимальным темпом считается произнесение не более 120 слов в минуту. Немаловажным ораторским приёмом является пауза.

Язык пространства состоит из нескольких компонентов:

Что касается языка одежды и языка цветов, то оратору для публичного выступления следует выбрать деловую одежду (для мужчин и женщин – это костюмы преимущественно серого или синего цвета). Такая одежда не подавляет человека, и у слушателей есть возможность сосредоточиться на самой речи. Если главная цель для оратора – это убеждение аудитории, тогда ему следует избегать одежды ярких насыщенных цветов, слишком модной одежды, многочисленных украшений и других компонентов, которые будут слишком привлекать к себе внимание слушателей и отвлекать от того, что говорит оратор.

В звучащей речи важными моментами являются дыхание и голосообразование.

Дыхание, которое обслуживает речь, называется фонационным; для него характерно:

1) активность, которая связана с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи;

2) организованный выдох заключается в его организации, то есть струя выдыхаемого воздуха должна быть сфокусирована в одной точке;

3) распределение выдоха – это умение сознательно делить весь объём выдыхаемого воздуха на равные порции; ритм фонационного дыхания резко отличается от обычного: здесь вдох в 10 – 15 раз короче выдоха;

4) добор дыхания в процессе речи заключается в том, чтобы быстро и незаметно для слушателей пополнять запас воздуха при каждой удобной паузе.

Голосообразование – это сложный процесс, особенно в публичной речи, так как неумелое пользование голосовым аппаратом в условиях повышенной нагрузки приводит к различным заболеваниям.

Основными качествами профессионального речевого голоса являются следующие:

1) сила звука – голос должен быть слышен в любой аудитории;

2) посыл звука – это способность достигать до каждого слушателя;

3) подвижность, гибкость голоса – это способность передавать мысль говорящего во всём многообразии её интонационно-мелодических оттенков;

4) тембр голоса – это дополнительная окраска, колорит голоса; от выразительности тембральной окраски зависит лёгкость восприятия смысла высказывания;

5) полётность звука, то есть его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними;

6) выносливость, то есть малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном выступлении.

Читайте также: