Культура конспект урока 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

не обилие у рожаев, а обл ик человека, в оспитываем ого страной.

1.Раскрыть ос обенности разл ичных фор м и разнови дностей куль туры.

2.Объяснить, ка кие элементы в ключает в себя элитар ная культу ра.

3.Выявить влия ние массовой ку льту ры на современно е общество.

Элитарная ку льтура, народная ку льту ра, массовая куль тура, субкуль тура.

Учебник А.И.Кравч енко, Е.А .Певцовой "Обществ ознание" 9 класс,

мультимедийная презентация, ку рс "Обществоз нание" д иск 2, компью тер,

интерактивная доска, мультимедийны й проекто р, репроду кция картины

1. Что такое культур а? / Культура – это к омплекс, включ ающий знан ия,

верования, искусств о, мораль, з аконы, н равы, обычаи, а т акже иные

способности и навыки, ус военные челов еком как членом о бщества/.

2. Что такое культур а народа? / Культу ра народа – это образ жи зни,

одежда, жил ище, кухня, фольклор, духовные п редставлен ия,

верования, язык и много друг ое, что от личает од ин народ от другого /.

3. Дайте определени е культурно му комплексу ? / Культурный

комплекс – совоку пность культу рных черт ил и элементов, в озникших

на базе исходн ого элемента и функцион ально связ анного с ним /.

4. Приведите пример ы культурн ого комплекс а. / Футбол, плуг,

5. Что мы понимае м под кул ьтурным насл едием? / Часть

материально й и духовной культ уры, соз данной прошлы ми

поколениями, выдержавшая испыт ание временем и передающаяся

следующим пок олениям как нечто ценное и почитаемое /.

6. Какие формы ку льтуры вам известн ы? /Материальн ая и духовная /

7. Что включает в с ебя м атериальная к ультура? / Физические

8. Как называют ся эти фи зические объекты? / Артефакты /.

9. Что образует д уховную к ультуру? / Нормы, правила, образцы,

эталоны, модел и, нормы поведен ия, законы, ценности, р итуалы,

1. Итак, мы пер еходим к изу чение нового мате риала. Тема н ашего урока

"Формы куль туры". И наш урок мне х отелось бы на чать словами Р. Эмерсона.

/прочитать эпиг раф/. Т аким образом, главная цель наше го урока – выяснить

как культу ра может влиять на развитие общества в целом и на развитие

С понятие "ку льтура" мы познакомилис ь на прошедш их уроках. В ы

уже познаком ились с основ ными фо рмами ку льтуры: это ма териальная и

Но существу ет еще одна клас сификация форм кул ьтуры. Выделяют 3

Массовая куль тура – явление в истории чел овечества дос таточно

молодое. Слож илось оно в 20 веке. Впервые эт от терми н был введен

испанским фил ософом - идеалист ом, представ ителем филос офии жизни,

Массовая ку льтура сформ ировалась одновременно с обществ ом

массового пот ребления и п роизводства. Для появления ма ссовой ку льту ры

- наличие у пот ребителя сво бодного времени и св ободных с редств,

- наличие средств, способству ющих рас пространен ию массовой

? Что мы понимае м под таким и средствами ? /СМИ – радио,

Первым шагом на пути к появлению ма ссовой ку льту ры было введение

в Англии 187 0 - 1890 годах закона о б обязательной гр амотно сти.

В 1895 году был изобретен ки нематогра ф, ставший средств ом

массового иску сства, досту пного всем и не требу ющего у мения читать. Затем

появилось радио, те левидение, тиражирование за писей на различных ви дах

В западной со циологии масс овая кул ьтура рассматриваетс я как

? В ы согласн ы с этим мне нием? Почем у? /Потому, что ма ссовая

куль тура способна при пр одаже принос ить прибыль, создает ся ради

Как в любом в иде коммерц ии, неотъем лемой частью массовой

куль туры является реклама. Т елевидени е, радио, кинемат ограф существу ю т

Ярчайшим при мером массово й куль туры является проду кция

Голливуда, ки ноинду стрии Индии. В настоящее вре мя америка нский

кинематограф за полонил весь мир. Такой же к оммерциал изации п одверглись

Массовая ку льтура оказывает больш ое и своео бразное влияние на

человека, в том ч исле и психиче ское. С уществу ет термин "внушение и

заражение". В результате таког о воздей ствия массовой культу ры человек

становится как бы зомбирова нным, зара женным "бац иллами" к оллективного

настроения мас совой ку льту ры. Через СМИ навязывают ся человеку ку мир ы,

В настоящее врем я терм ин "массовая к ультура" замене н понятием " поп

- куль тура". Она демократичн а, обраще на ко всем слоям о бщества.

Массовой ку льтуре противо поставляется элитарная к ультура.

Элитарная про исходит от слова "эли та", что означ ает лу чшее,

избранное. Эли тарная или вы сокая культур а является сложной и т рудной

для восприятия неподгот овленным чел овеком. Это в ысокое иску сство. Его

девиз "Иску сство для иску сства". Глав ная цель тех, кт о создает эту культу ру,

самовыражение. Произведе ния, создава емые в рамка х этой ку льту ры,

рассчитаны на у зкий круг разби рающихся в иску сстве лю дей.

Коммерческая выг ода не явл яется главной целью для с оздателей

элитарной ку льтуры. Эл итарная куль тура способству ет появлению

К элитарной ку льтуре отн осятся фильмы Ф еллини, Тарк овского,

Куросавы, карт ины П . Пикассо, С.Дали, Малевича, М.Ш агала, музыка

Шнитке, Дюваля, р оманы Пру ста и Джо йса, балетное и оперное иску сство.

Круг почитателе й элитарной ку льту ры – высокообраз ованные лю ди –

критики, лите ратуроведы, му зыканты. Уровень образован ности населе ния

страны растет т огда, когда п очитателе й элитарной ку льту ры становиться

Элитарная ку льтура является и сточнико м идей, приемов, образов для

массовой ку льтуры. Массовая ку льту ра не может су ществовать без п одпитки

элитарной, а эл итарная ну ждается в рас пространен ии, попу ляризации и

финансирован ии со сто роны масс овой. Именно их д иалог и в заимодействие и

позволяет су ществовать и развив аться с овременной ку льтуре.

В отличии от дву х уже пре дставленных форм кул ьтур народная

культура создаетс я самим народом, час то неизвестным и авторами. Это

народные песн и, былины, легенды, сказ ки, мифы, ск азания, эпос ы. Народная

куль тура – это особый пласт ку льту ры, наиболее у стойчивая ее часть,

хранилище тра диций. Она вклю чает в себя к оллективну ю творческую

деятельность народа, отра жает ее жиз нь, ценност и и воззрения. Е е

произведения пе редают из у ст в уста. Даже если ее достоян ием станов ится

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

Методическая разработка урока

по обществознанию

Цель урока: ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей, анализировать различные источники социальной информации, воспитать толерантность.

познакомиться с понятием культура;

проанализировать особенности некоторых культурных ценностей.

способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды.

2. плазменная панель,

3. презентация по теме,

4. раздаточный материал (карточки с заданиями, схемы для заполнения)

Подготовка к уроку

1. Размещение учащихся на 3 группы (две – рабочие, одна – зкспертная)

2. На партах расположен раздаточный материал, карточки с заданиями, тексты для исследования, словарный материал, схема, слова.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: практический урок с элементами исследования

а) организация начала урока,

2. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы для подведения к теме.

Изучение нового материала

Виды культуры: материальная и духовная

выполнение задания с карточками.

работа со словами, отражающими отрицательную деятельность человека в культуре.

Работа с текстом по группам.

1. Организационный момент

а) организация начала урока,

У: Здравствуйте. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.

(Учащиеся разделены на 3 группы для работы)

2. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы к классу: Ребята давайте попробуем с помощью картинок определить тему нашего урока.

У: Показывает ребятам изображения природу. (Слайд 1)

Вопрос: Какова связь между человеком и природой? Как вариант ответа: (Человек является существом биосоциальным, неотъемлемой частью природы) Ответы учащихся.

Потом изображения города. (Слайд 2) У: А какая связь между человеком и этим? (Современный человек создал вокруг себя то, что не смогла ему дать природа. Природная среда дает человеку здоровье и материал для трудовой деятельности. Живя и трудясь, мы изменяем природу.)

Вторая среда обитания? (Культура) (Слайд 3) Если сразу не ответят, наводящий вопрос – А что помогает человеку выжить?

Изучение нового материала

Прежде, чем мы определимся с терминологией, хотелось, чтобы вы в группах поработали с этим словом.

А с чем у вас ассоциируетсяэто слово?

Давайте запишем их на кластере (примеры: образ жизни, одежда, фольклор, жилище, кухня и др.) (Слайд 4)

Чтотакое культура ,как вы понимаете?

Историческое значение (Слайд 6)

Современное понимание (Слайд 7)

Культура – все виды преобразовательной деятельностичеловека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Современное общество, как и мир, характеризуется культурным многообразием.

Виды культуры: материальная и духовная

выполнение задания с карточками.

Ребята, а сейчас я попрошу вас обратить внимание на слова, которые у вас лежат на столе. Попробуйте их разделить на 2 группы и объяснить почему именно так вы сгруппировали слова, причем слова одинаковые для обеих групп.

Слова: медаль, карета, теория, бокал, магия, амулет, диспут, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, огонь.

Через 3 минуты, одна из группы расскажет о том, как разместили слова, а вторая группа пояснит, почему именно так. (То, что сделал человек руками – материальная; то, что сделал человек разумом – духовная, т.е. это виды культуры)

Схему составить к словам

Слайд с негативными словами. Прошу обратить ваше внимание на эту группу слов. (Слайд 9) Как вы думаете, а эти изобретения человечества относятся к культуре? Значит, мы не можем утверждать, что все, что делает человечество так однозначно. Давайте попробуем найти подтверждения нашим словам в тексте.

Работа с текстом, исследование и анализ текста для нахождения аргументов в пользу деятельности человека и против. Работа по группам. Одна группа ищет подтверждения положительного влияния человека на культуру, вторая – отрицательное. Третья группа – экспертная, оценивает высказывания первых двух групп и резюмирует.

Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима.
Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Богатства культуры гибнут от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон.

В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.).

В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены.

Ценности материальной культуры

Комментарии к текстам.

Итоговый контроль, подведение итогов

Подведение итогов работы.

Итак, ребята мы подходим к концу нашего занятия, и мне хотелось бы узнать, а что же вы для себя уяснили, чему научились?

Выставление оценок. Рефлексия.

Рейтинг мнений. Определение позиции по итогам урока. Учащиеся выбирают одну из позиций по группам и приводят аргументы в пользу мнения. Третья группа делает выводы.

Обозначение мнений зафиксировано в презентации.

1 – “культура - это познание совершенства;
2– “ Дикость стала возможной только с появлением культурного человека”;

Учащиеся высказывают свои мнения.

Культура - разводимое растение (Словарь Ожегова)

ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника.

(лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultural с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда - "культура техники земледелия").

(от лат. cultura - образование, возделывание, развитие, воспитание, почитание) все те материальные и духовные ценности, которые созданы человеком в процессе творчества, деятельности, то что создано творцами (архитекторами, художниками, поэтами и т. д.); деятельность, результаты которой как материальны, так и идеальны; то, чего нельзя сотворить в обычной деятельности, но что создается поколениями в ходе исторического процесса развития общества. Культуру создают личности, а все остальное - народ. К. относится к ряду наиболее сложных и многогранных понятий философии, обществоведения вообще. В настоящее время в литературе насчитывают более чем полтысячи определений этого понятия.

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии,психологии, экономики, педагогики и др. (Википедия)

Ценности материальной культуры

Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима.

Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Богатства культуры гибнут от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон.

В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.).

В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены.

Ценности материальной культуры

Цивилизованное общество осуществляет кропотливую деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры – увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства. Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории, включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансоваяпомощь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культура – неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека

Обучающий компонент : определение основных понятий курса, поиск соотношений между ними.

Развивающий компонент : совершенствование информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности школьников.

Воспитывающий компонент : освоение школьниками компетенций личностного самосовершенствования.

по дидактическим целям – урок усвоения новых знаний, обобщение имеющейся теоретической базы и опыта;

по способу организации – лекция с элементами диалога.

по источнику передачи знаний

- словесные (беседа с элементами дискуссии), работа с материалами презентации;

- наглядные (демонстрация мультимедийной презентации)

- практические (построение схемы)

по характеру познавательной деятельности учащихся :

метод проблемного изложения , частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: компььютер .

Дидактические материалы: презентация Power Point.

Предполагаемый результат урока:

Вступительное слово

С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета — ОДНКНР. Как вы думаете, о чем мы будем говорить в рамках изучения этого курса? Какие понятия, явления, процессы изучать? (знакомство с предметом, планированием).

Целеполагание

III. Лекция с элементами беседы.

Определим, что такое культура .

В разные эпохи люди вкладывали в этот термин разный смысл. Интерес к культуре, любовь к искусству ни для кого не обязательны сегодня и никогда не были обязательны в прошлом, но, тем не менее, ни одно общество вне культуры существовать не может. Культура – важное явление жизни, она возникла вместе с потребностью наших предков улучшить свою жизнь.

Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования. Чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков — боевые кличи, звуки-напевы и т. д.; научился рисовать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.
Но создавая искусственную среду для существования в сложном мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, - есть культура общества.

Итак, культура, - неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Я говорю о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.

В настоящее время существует более 350 определений культуры, претендующих на раскрытие сущности данного понятия.

Прочитайте несколько определений, выберите то, что наиболее полно, на ваш взгляд. (раздать ученикам)

Культура – совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития человека.

Культура – это совокупность духовного опыта человечества.

Культура – это созданная человеком часть окружения.

Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя.

Культура – это общий и принятый способ мышления.

Культура – это то, что отличает человека от животного.

Культура – это система символов, разделяемых группой людей и передаваемых ею следующим поколениям.

Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.

Культура — это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

Поэтому культура не существует вне человеческой деятельности.

Культуру, обычно, разделяют на мировую и национальную, на духовную и материальную. (см. схему)

Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результат: орудия труда, жилище, предметы быта, одежду, транспорт. Духовная культура – сфера духовного производства и его результаты: наука, нравственность (мораль), педагогика, воспитание и просвещение, политика, право, философия, искусство, фольклор, религия.

Духовная культура – это прежде всего мир науки и искусства . Это два лика человеческого бытия. Возможно ли без них существование человека?

Наука отражает мир в виде логических понятий и законов. Сегодня легко найти доказательства научно-технического прогресса.

А какова роль искусства в жизни человека? Является ли оно инструментом познания мира?

Такое подразделение, разумеется, условно. В силу тесной связи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются — материальные или духовные. Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, так как основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.

Культура — порождение человека, социума. В мире животного этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

Давайте теперь поразмышляем над вопросом: кого можно назвать культурным человеком, есть ли в вашем классе культурный человек?

Главным признаком культурного человека является его способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние своей страны и других стран, способность воспринимать и усваивать это богатство.

Во-первых, человека образованного — способного к длительному и целенаправленному приобретению знаний.

Во-вторых, умеющего владеть собой — собранного, внутренне организованного.

В-третьих, нравственного — поступающего в соответствии с общепринятой моралью общества.

Интересно, что подобный образ культурного человека был создан и на Востоке китайским мыслителем Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Вот о чем беседовали семеро молодых людей с мыслителем Конфуцием, сидя на берегу реки.

«-Учитель,- прервал молчание один из юношей, -Вы никогда не рассказывали о себе, о том, чем вы занимались в жизни. Расскажите.

-Ну, если вам интересно, чем бывает росток до того, как пробьется на свет из-под земли, расскажу.

-Учитель, в чем вы видите добродетель?

-Это понятие кажется беспредельным, как океан, но так присмотримся к нему. Ну, вот хотя бы умение сдерживать себя, - оно ведь добродетельно, и это очевидно! Ведь, только умея сдерживать себя, вы подчинитесь правилам поведения и станете добродетельными. Добродетель заключается еще в том, чтобы младшие братья были почтительны к старшим братьям и родителям.

-Учитель, как вы понимаете, что такое благородство?

-Благородный человек тот, -отвечал Конфуций,- кто ставит долг на первое место. Еще скажу вам, что благородный помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. Человек же низкий поступает совсем противоположным образом.

-Наставник, ответьте, что значит способность к познанию?

-Да, есть люди, обладающие знаниями от рождения. но есть и те, кто обладает знаниями благодаря учению. Наиболее ценными я считаю знания, приобретенные личным трудом, познанием. И я не родился со знаниями, но я любил и люблю древность и, проявляя упорство и понятливость, приобрел знания. Знание всесильно. Вот и ищите истину, только помните при этом о стрелке из лука: когда он делает промах, то не винит других, а ищет причину неудачи в самом себе. Учитесь так, будто вам все время не хватает знаний, будто вы их боитесь растерять!

Не правда ли, очень поучительным и полезным оказался этот разговор? В течение многих веков, совершенствуя и развивая достижения культуры, человек укрощал в себе зверя. Он построил удивительные города, научился летать в космос, бороздить океаны.

На протяжении многих веков это слово воспринималось по-разному и употреблялось в нескольких значе­ниях.

Читают ученики.

- Мы попробуем в ходе лекции разобраться, каковы основные отличия культуры от цивилизации. (заполнение таблицы ).

В научный контекст слово цивилизация (как и культура) приходит в XVIII веке и долгое время употреблялось как тождественное. Слово цивилизация используется часто и для обозначения определенной ступени общественного развития (например, античная цивилизация).

Существенно новое в интерпретацию термина цивилизация внес О.Шпенглер , который трактовал его как характеристику состояния общества, которое достигло заключительной стадии развития и утратило способность к дальнейшему саморазвитию. Он определил цивилизацию как совокупность норм, правил, выработанных обществом и воспроизводимых в практической деятельности человеком, важнейших элементов быта, технических достижений, имеющих своей целью удовлетворение основных жизненных (преимущественно материальных), постоянно изменяющихся потребностей людей.

Цивилизация функциональна, она полезна. Человек должен выполнять хотя бы элементарные требования гигиены, соблюдать, пусть минимум, правил общественного поведения.

В то время как культура в целом бесполезна . Человек вполне может обойтись без слушания гениальной музыки, без чтения книг.

Цивилизации – это усреднение, повторение, стандартизация, это единство требований, предъявляемых ко всем членам общества . Чем в большей степени население данной страны подчиняется существующим в ней законам, тем выше здесь уровень цивилизованности.

Культура – это творчество, уникальность и неповторимость. Здесь не может быть ничего одинакового, копирующего. Каждое явление культуры неповторимо само по себе. Но плюс к этому оно неповторимо и по тому, как оно воспринимается, переживается, оценивается.

Существует мнение, что человек начинает свою жизнь на земле не с цивилизации, а с культуры. Первобытный человек – это творец, изобретатель. Открытие огня, бронзы, даже какой-нибудь костяной иглы – это уже достижения культуры. Однако когда огнем стали пользоваться все члены племени, когда началось массовое производство каменных ножей, топоров, костяных игл – вот тогда, условно говоря, и началась цивилизация.

Цивилизация как совокупность норм, правил и требований, навязывается человеку, он принужден их выполнять, если он считает себя цивилизованным человеком.

Культура – это всегда свобода выбора и предпочтений.

Цивилизованный человек обязан уметь читать, но не обязан любить чтение. Культурный же человек любит читать не потому, что обязан это делать, а потому, что получает от этого занятия удовольствие, испытывает в этом потребность (не материальную, а духовную).

Человек, который живет в обществе, всегда вынужден следовать цивилизованным нормам (если его не устраивает полная изоляция от людей). То есть приобщение к цивилизации происходит даже без особого желания со стороны индивида, в определенной степени принудительно.

Приобщение к культуре невозможно без личной заинтересованности. Культурный человек – это человек, добровольно, сознательно выполняющий то, чего можно было бы и не делать, но именно выполнение этого приносит ему радость и удовлетворение, духовное обогащение и осознание полноты бытия.

уровень материаль­ного и духовного развития общества.

совокупность духовного опыта человечества

Если понимать культуру как совокупность духовного опыта человечества, то логично выглядит заключение , что духовность является источником культуры . Таким образом, всё начинается с духовности. Из неё и рождается культура, в свою очередь, превращаясь затем в цивилизацию.

Исходя из того, о чем мы с вами говорили, как бы вы определили, ч то значит быть культурным и цивилизованным человеком?

Цивилизованный человек сегодня - это культурный человек, обла­дающий планетарным, глобальным мышлением. Главным признаком культурного человека являются его способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние своей страны и других стран, способность воспринимать и усваивать это богатство.

IV . Итог урока

В завершение давайте подведем итог нашим рассуждениям, ответив на вопросы:

1. Что значит быть некультурным человеком?

2. Кто для Вас идеал культурного человека?

3. Какие виды искусства Вы знаете, как оцениваете свои познания в них?

4. Отличается ли, на ваш взгляд, современное содержание понятия культура? Каково место культуры в жизни общества?

Домашнее задание

Дополнительное чтение:

Ученик читает текст.

Судьба действительно оказалась не очень бла­госклонной к человеку, выброшенному в результате кораблекрушения на необитаемый остров. Прожив там 28 лет в самых безнадёжных условиях, он всё же нашёл силы подчинить себе природу и обстоятельства жизни.


Цель: дать представление о наиболее значимых достижениях и наиболее видных деятелях русской культуры второй половины 18 века, рассмотреть изменения во всех направлениях культуры, определить значение всех изменений.

Содержимое разработки

Цель: дать представление о наиболее значимых достижениях и наиболее видных деятелях русской культуры второй половины 18 века, рассмотреть изменения во всех направлениях культуры, определить значение всех изменений.

1) образовательные: познакомить учеников с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России 18 века;

2) развивающие: повышать уровень познавательных способностей, повышать уровень самооценки учеников; развивать навыки самостоятельной работы подбора материала на заданную тему групповой работы на основе доброжелательности вежливости дисциплинированности; формировать умений работать с историческим источником;

3) воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.

Оборудование: электронная презентация «Культура России середины – второй половины XVIII века”, плакаты с изображением архитектурных сооружений XVIII века.

Тип урока: комбинированный

Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

Решение творческих задач.

Методы и формы обучения проблемно-поисковой (Как повлияли реформы Петра I на быт и культуру России?), контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные даты:

1750 г. – создание Ф.Г. Волковым общедоступного театра в Ярославле.

1757 г. - учреждение Академии художеств.

1786г. – устав, предусматривавший открытие главных и малых народных училищ в городах

8 января 1755г.– открытие Московского университета

1756 г. – начало издания первой общественной газеты

1765 г. – открытие Вольного экономического общества

Изучение нового материала

Образование и просвещение

Литература и искусство.

Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам обобщающего повторения

Ученик (предполагаемый ответ)

Прежде чем мы перейдём к основной теме нашего урока и поговорим о культуре 18 века, давайте вспомним, каким же предстал 18 век в истории Российского государства.

Какая война ознаменовала начало 18 века, и чем она закончилась?

Северная война (1700—1721) — война между Российским царством и Швецией за господство на Балтике, также известна как Великая Северная война. Война закончилась поражением Швеции в 1721 году с подписанием Ништадтского мирного договора.

Кто и когда основал Санкт-Петербург?

Пётр 1 основал Санкт-Петербург в 1703 году.

Назовите правителей 18 века в хронологической последовательности.

Петр I
Екатерина I
Петр II
Анна Иоанновна
Иван VI
Елизавета I

Екатерина II
Павел I

2. Вступительное слово учителя – 5 минут.

В 18 веке в России окончательно оформляется абсолютная монархия, и ужесточается крепостное право. Это век, когда впервые :

нашим государством управляли женщины;

стала развиваться наука;

открылись университеты в Петербурге и Москве;

началось типовое строительство;

появились первые памятники;

выпущен толковый словарь;

открылся публичный театр…

3.Изучение нового материала

Учитель рассказывает о развитии науки в 18 веке в нашей стране и демонстрирует слайды презентации.

По ходу нашей экскурсии вам предстоит заполнять маршрутные листы.

Хронологические рамки деятельности

Наука и просвещение

Российская наука 18 века…

История российской науки начинается с 1724 года, когда Петр 1 подписал указ о создании Петербургской академии наук, а при ней Академического университета и Академической гимназии. Академия начала функционировать в декабре 1725 года при Екатерине 1. Первым президентом Академии наук был медик Лаврентий Блюментрост, который подобрал штат из четырнадцати приглашенных иностранцев. Наиболее известный из них Леонард Эйлер швейцарский математик и астроном.

Академия наук в период с 1728г. по 1783г. помещалась в здании Кунсткамеры.

Научная деятельность Академии развивалась по трем направлениям: математическому, физическому и гуманитарному. При Академии наук был образован анатомический театр, обсерватория, библиотека, в ее ведении находились Ботанический сад и Кунсткамера.


Кунсткамера. Г. Маттарнови и др. 1718 – 1734 гг.

В 1746 году президентом Академии наук стал Кирилл Григорьевич Разумовский, и началась постепенная русификация Академии. Первые русские ученые: географ Степан Крашенинников, астрономы Петр Иноходцев и Никита Попов, астроном и математик Степан Румовский, ботаники и зоологи Иван Лепехин и Василий Зуев. Но наиболее известным ученым 18 века был Михаил Васильевич Ломоносов. Человек, проявивший себя в разных областях знаний: в химии, физике, астрономии, поэзии, изобразительном искусстве. Самые яркие достижения М. Ломоносова:

- теория о законе сохранения массы (опыты, которые через 26 лет будут опубликованы французским химиком А.Л. Лавуазье);

- корпускулярно-кинетическая теория тепла;

- гипотеза о наличии атмосферы Венеры;

- получение ртути в твердом состоянии;

- усовершенствование оптических приборов и конструирование зеркального телескопа (принцип, который будет через 27 лет опубликован английским ученым У. Гершелем;

- работы в области теории электричества;

- работы в области минералогии;

- наука о стекле и разработка технологии цветных стекол.


В 1755 году в Москве по инициативе Михаила Ломоносова и Ивана Ивановича Шувалова при Елизавете Петровне был открыт Московский университет, который имел три факультета: медицинский, философский и факультет права.

В 1783 году В Петербурге параллельно с Петербургской Академией наук начала свою деятельность Российская Академия.Новое научное учреждение занималось, в основном, русским языком, словесностью, театром. Председателем Российской академии была назначена Екатерина Романовна Дашкова (директор Академии наук с 1783 года).

В конце 18 века Российская академия выпустила первый толковый словарь русского языка, содержащий 43356 слов. Над словарем работали Екатерина Дашкова, Денис Фонвизин, Гавриил Державин, Иван Шувалов… В издании словаря участвовали 35 академиков. В 19 веке Российская академия сольется с Академией наук.

Кроме ученых 18 века известны имена русских механиков и изобретателей:

Андрей Константинович Нартов (1693—1756) – член Академии наук, изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка;

Иван Петрович Кулибин (1735-1818) - изобретатель различных механических устройств, игрушек, приборов и станков (часов, водохода, фонаря-прожектора, механической повозки, оптического телеграфа, микроскопа…).


Портрет И.П. Кулибина.

После обзора научных достижений и показа слайдов презентации

1. С каким событием связано развитие русской науки?

2. Расскажите о начале деятельности Академии наук в Петербурге.

3. Наиболее известные ученые Академии наук.

4. Научная деятельность М. Ломоносова.

5. Научное учреждение, которое занималось гуманитарными науками.

6 Почему в 18 веке научные учреждения сначала появляются в Петербурге, а затем в Москве?

7. Русские изобретатели 18 века.

Учитель рассказывает о русской архитектуре 18 века, об архитектурных стилях и их отличительных чертах .

Русская архитектура 18 века…

Русская архитектура 18 века представлена тремя основными стилями:

Барокко - в переводе с португальского - жемчужина неправильной формы. Этот стиль возник в Италии в конце 16 века и распространился в Европе. В нашей стране это нарышкинское барокко, вошедшее в моду в конце 17 века.

В начале 18 века первые здания Петербурга включали в себя оттенки итальянского, французского и немецкого барокко. Сложившийся архитектурный стиль будет называться петровское барокко. Наиболее известный архитектор Доменико Трезини.

Характерные черты петровского барокко: контрастность окраски; пилястры (прямоугольные полуколонны) и волюты (лепные завитки); белые наличники и мелкие стекла окон; рустовка стен, шпили, флюгера, однокупольные церкви.


Здание Двенадцати коллегий. Доменико Трезини. Теодор Швертфегер.1722 -1742 гг.

В стиле петровского барокко построена Кунсткамера, Петропавловский собор, Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры….

При Петре 1 в Петербурге начинается типовое проектирование жилых домов.


Расцвет барокко в нашей стране пришелся на эпоху Елизаветы Петровны. Наиболее известный архитектор барокко Франческо Бартоломео Растрелли.

Характерные черты елизаветинского барокко: обилие золота, лепных украшений, зеркал. Иллюзия легкости и воздушности, нежная окраска стен, возврат к традиционному русскому пятиглавию церквей. В стиле барокко построен Зимний дворец, Екатерининский дворец в Пушкине, собор Смольного монастыря…


Собор Смольного монастыря. Автор проекта Ф.Б. Растрелли. 1746- 1835гг.

Здание в стиле истинного барокко похоже на торт со взбитыми сливками и испытывает на себе влияние нового стиля рококо (ракушка – в переводе с французского).

Рококо возник во Франции начала 18 века, как продолжение и развитие барокко.

Рококо еще более изысканный, причудливый, пастельный и ассиметричный стиль, который проявился, в основном, в дворцовых интерьерах.


Интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.

Единственное здание, построенное в этом стиле в нашей стране это Китайский дворец в Ораниенбауме.


Китайский дворец. А. Ринальди. 1762 – 1768гг.

Во второй половине 18 века мода изменилась, обилие украшений и позолоты стало казаться аляповатым и навязчивым, ассиметричные здания сложными и дорогими.

Классицизм возник во Франции еще в 17 веке, но интерес к нему возрос во второй половине 18 века, возможно, в связи с раскопками Помпеи.

При Екатерине Второй в Петербург вошел строгий классический стиль. Основные черты классицизма: пропорциональность, функциональность и простота; колоннады, арки и портики; желто- белая цветовая гамма стен, отсутствие декоративных украшений.


Гостиный двор. Ж.Б.М. Валлен -Деламот. 1761 – 1785 гг.

В классическом стиле в Петербурге построен Гостиный двор; Смольный институт, Эрмитажный театр, архитектор Д. А. Кваренги….


Таврический дворец, Троицкий собор Лавры, архитектор И.Е. Старов;

Таврический дворец. И.Е. Старов. 1783-1789 гг.

Демонстрация презентации об архитектурных стилях 18 века.

Вопросы по слайдам для закрепления:

1. Три архитектурных стиля 18 века в России.

2. Отличительные черты трех стилей.

3. Примеры сооружений.

4. Имена архитекторов.

5.Что такое стиль рококо?

Из истории русского театра…

Актерские представления были известны на Руси и в глубокой древности, они были связаны с религиозными обрядами и праздниками. Первые скоморохи при княжеских дворах упоминаются еще в 11 веке. Иногда, это бродячие актеры: гусляры, дудочники, шуты, кукольники, дрессировщики медведей, которые для своих выступлений строили временные балаганы на время проведения ярмарок или праздничных гуляний.

В 17 веке, в эпоху Михаила Романова появилась идея создания придворного театра по европейскому образцу, которая смогла воплотиться в жизнь во время царствования второго Романова - Алексея Тишайшего.

Придворный бояринАртамонМатвеев вместе с пастором из немецкой слободы Иоганном Грегори набрали первую труппу актеров, состоящую целиком из мужчин. Пастор писал тексты пьес,в основном, на библейские сюжеты, которые с успехом шли в загородной царской резиденции и в Кремлевских палатах. Такой театр можно назвать домашним театром. В последствие домашние театры стали создаваться в домах богатых вельмож, где в труппу набирались, в основном крепостные актеры.

В 18 веке при дворе Анны Иоанновны расцветало шутовство. И актерским мастерством занимались не только простолюдины, но и дворяне.

Подъем театрального мастерства пришелся на эпоху Елизаветы Петровны. Это были крепостные театры, любительские и придворные. Курсанты устраивали театральные представления в Шляхетском корпусе в Петербурге, а в Москве театром увлекались студенты Славяно-греко-латинской академии. Кроме того, в России гастролировали итальянские, французские, немецкие труппы.

Первый публичный профессиональный театр был открыт в Ярославле в 1750 году в помещении каменного амбара, благодаря стараниям купеческого сына Федора Волкова, человека прекрасно образованного и талантливого. Федор Григорьевич писалстихи и пьесы, хорошо рисовал и занимался резьбой по дереву, играл на музыкальных инструментах. В 1752 году императрица пригласила труппу Федора Волкова в столицу, и на месте современного Александринского театра


Александринский театр. 1832 г. Карл Росси.

Профессиональные театры стали появляться и в других городах России: в Москве при Московском университете, в Твери, Воронеже, Тамбове, Нижнем Новгороде…

Известная актриса второй половины 18 века Прасковья Ивановна Ковалева – Жемчугова входила в труппу крепостного театра графа Шереметьева.


Портрет Прасковьи Жемчуговой.

Сценическому искусству девочку обучали с семи лет, она прекрасно пела, играла на арфе и клавесине, владела итальянским и французским языками. В тринадцать лет к ней пришел успех, императрица Екатерина Вторая, восхищенная талантом Прасковьи подарила актрисе перстень с алмазом. В 1801 году граф Николай Шереметев женился на своей крепостной и стал жить с ней в Петербурге на набережной Фонтанки.


Шереметьевский дворец. С. Чевакинский и др.

1. Когда и почему в России появляются первые придворные и домашние театры.

2. Первые актеры, кто они, к какому сословию принадлежат?

3. Первый театр для посещения публики.

4. Имена чиновников и театральных деятелей, благодаря которым в нашей стране появился профессиональный театр.

5. Известные актрисы второй половины 18 и начала 19 века.

Русская живопись 18 века…

Наиболее известные художники:и их работы:


Портрет царевны Анны Петровны Иван Никитин.


Автопортрет с женой. Андрей Матвеев.


Портрет Сарры Фермор. Иван Вишняков


Портрет императрицы Елизаветы Петровны.


Портрет Екатерины II, 1762. Иван Аргунов.

На портретах начала века чувствуется некоторая скованность фигур, напряженность, возможно, отсутствие индивидуальности портретируемых.

Идея открыть в Петербурге художественное училище принадлежала Петру Первому, и была воплощена после его смерти. Художественное отделение стало частью Академии наук. В 177 году в эпоху Елизаветы, благодаря инициативе Ивана Ивановича Шувалова в столице открылась Императорская Академия Художеств, где преподавали итальянские и французские мастера. Академия обучала искусству гравюры, портрета, скульптуре и архитектуре, а также общеобразовательным предметам. В 1764 году при Екатерине Великой на Васильевском острове было начато строительство здания для Академии художеств в классическом стиле архитектором Ж.Б.Валлен-Деламотом.


Академия художеств.Ж.Б. Валлен-Деламот.

Полный курс обучения продолжался 15 лет и делился на пять разрядов. Прием осуществлялся раз в три года, в начальные воспитательные классы принимали мальчиков шести лет. Форма обучения была аудиторной. Лучшие выпускники Академии – пансионеры отправлялись на стажировку в Рим.


А.Г. Бобринский. Федор Рокотов.


Портрет А.Ф. Кокоринова.


Портрет М.И. Лопухиной. Владимир Боровиковский.

1. Какие новые явления в живописи появились в 18 веке?

2. Основные живописные жанры 18 века.

3. Основание Академии художеств в Петербурге.

4. Какие изменения можно увидеть в портретной живописи 18 века?

Русская литература 18 века…

В начале века литературные произведения, в основном переводы, были разных стилей ижанров. Затем под влиянием идей европейского Просвещения литература приобрела черты классицизма (акцент на разум), а к концу века – сентиментализма (акцент на чувства).

Наиболее известные писатели 18 века: Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов:

Вечернее размышление о божием величестве.


1. Литераторы 18 века.

2. Особенности классицизма в русской литературе.

Читайте также: