Культура афин план конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

4. Воспитание чувства прекрасного при общении с произведениями искусства.

Тип урока. Урок-путешествие

Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравсвуйте, дети! Прекрасные и совершенные!)

Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие. А куда, давайте определим из рассказа грека .( Слайд 1)

- Я люблю путешествовать, многое я видел, а сейчас возвращаюсь в свой родной город. Во время путешествия я часто вспоминал свой родной город, городские площади, украшенные храмами и другими постройками, где повсюду много мраморных и бронзовых статуй. На улицах моего города можно встретить ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания. Все обмениваются новостями, занимаются делами.

Я люблю свой город. Это моя Родина.

III. Изучение нового материала.

- Мы с вами отправляемся в город, которым гордились афиняне – Афины.

«Да ты — чурбан, коли Афин не видывал;

Осел — коли, увидев, не пришел в восторг;

Верблюд — коли покинул их, не жалуясь. говорили они.

-Как вы думаете, на чём мы отправимся в Афины?

Итак, мы подплываем по морю на корабле к городу Афины. (Слайд 3)

Сам город отсюда не виден, но вдали в лучах солнца что-то блестит. Это позолоченный наконечник копья и шлем бронзовой статуи богини Афины, установленной на вершине Акрополя.

-Мы подплываем к прекрасному порту.

Как он назывался? (Слайд 4, 5 )

Мы выходим на берег и идем по Пирею. Это хорошо распланированный город, его улицы прямые и пересекаются под прямым углом.

За мелкую серебряную монету нанимаем повозку. Путь наш проходит по дороге между двух стен.

-Как они называются?

-Длинные стены, которые соединяют Афины с Пиреем.

- Почему мы не можем его решить? (Слайд 6)

-И вот мы вступаем в Афины! Идем по улицам, которые на удивление не кажутся нам привлекательными: они кривые, пыльные, не имеют мостовых и настолько узкие, что по ним с трудом проезжает одна повозка. С двух сторон улицы видны невзрачные дома, сложенные из кирпича-сырца и булыжника, в один - два этажа. Вторые этажи и балконы в этих домах выступают над первыми. Многие не имеют дворов и двери из комнат выходили сразу на улицу. Окон на уровне первого этажа нет, лишь на уровне второго видны маленькие оконца. Но берегитесь, иначе прямо из окон на вас могут быть вылит помои.

-Давайте спросим у кого- нибудь из местных жителей, в каком районе мы находимся? (Слайд7)

(Роль местного жителя играет один из учеников)

-Как вы думаете, кто из моих работников является свободным, а кто – рабом?

Но все они отличаются не только по форме, но и по цвету. У нас в Греции два стиля вазописи: чернофигурный (Слайд11) и краснофигурный. (Слайд 12 )

-Давайте прочитаем отрывок из текста об этих стилях и ответим на вопрос: какой стиль более ранний и почему? Чернофигурная вазопись более ранняя, т.к. более простая.

Учитель. Давайте продолжим нашу экскурсию, и пройдем с вами на рыночную площадь – Агору. (Слайд13) Слышите громкий крик ослов и мулов? Это жители окрестных селений везут на торговую площадь города вино, ячмень, овощи, фрукты.

Подойдем с вами к храму Гефеста.

-Вспомните, какие здания были в Керамике? А как вы думаете, почему общественные здания – храмы, стадионы и театры строились большими и красивыми?

Храм Гефеста (Слайд14) представляет собой окруженное колоннами прямоугольное каменное здание с двускатной крышей; колонны и стены храма располагаются на трехступенчатом основании. Посмотрите на схему. Как оно называется?

Если бы мы зашли внутрь храма, то убедились бы, что внутри он не был построен. Здесь стояла статуя бога, которому он был посвящен; находились ценные предметы, подаренные храму богатыми людьми; в некоторых храмах находилась казна полиса. Праздники в честь бога проводились не внутри храма, а снаружи – на площади. Поэтому строители стремились достичь того, что именно внешний вид храма был наряден и красив.

Ниже храма Гефеста расположено длинное полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. Прочитайте, как оно называется? (Слайд 15)

Физкультминутка: встали, посмотрели друг на друга, чтобы в пути вы не потерялись, запомнили всех, кто вас окружает, теперь поднимемся по ступенькам (шагаем), прошу занять свои места.

Учитель. Мы покидаем с вами Агору и приближаемся к высокому холму в центре города. Это – Акрополь. (Слайд 16) Он был разрушен во время Греко-персидских войн.

- Вспомните в каком веке это было и кто командовал персидскими войсками?

Заново отстроить афинский Акрополь, ансамбль которого сейчас считается красивейшим, выпало Фидию. Размеры Акрополя невелики- 300 м в длину и 130 м в ширину. И на таком пространстве греческие архитекторы воздвигли свои прекрасные здания. О! Нам повезло, вы видите, как много людей идут на Акрополь? Сегодня большой праздник в честь богини Афины. Нам повезло: такое зрелище можно увидеть раз в четыре года. Этих быков и баранов приносят в жертву Афине. Видите дым на холме? - жертвоприношение началось.

- Ребята, а вы помните, почему город назван в честь богини Афины? (Слайд 17)

(Миф о споре Посейдона и Афины)

Учитель. Не спешите! Перед вами схема Акрополя. (Раздаточный материал. Лист2. ) (Слайд 18)

Задание. Вы должны будете отмечать цифрами те памятники, о которых пойдёт речь.

Посмотрите на право. Видите храм на уступе скалы? Этот изящный храм был построен в честь богини победы Ники - Бескрылой.

Ученик . (заранее подготовленный) Пропилеи построил архитектор Мнесикл .(Слайд 19) Они представляют собой глубокий сквозной портик с пятью проходами вдоль колонн. По лестнице, обрамленной колоннами Пропилеи, в древние времена во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкала пинакотека - картинная галерея в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам. Справа от Пропилей находился крошечный, изящный, легкий храм Ники Аптерос (Бескрылой) – богини Победы .(Слайд 20). После победы над персами афиняне пожелали оставить навсегда богиню у себя и не дать ей улететь.

Учитель . Пройдя через ворота Пропилей, мы оказываемся на удлиненной площади. Смотрите, какая красивая статуя. Эта статуя Афины Промахос (т.е. воительницы), (Слайд 21 )покровительствующей Афинам. Она была воздвигнута прославленным скульптором Фидием в честь Марафонской победы. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Она сделана из бронзы. Шлем и острие копья сделаны из золота. Видите, как ярко они сверкают на солнце! Эта статуя видна со всех сторон города и это её мы видели с моря . Правее статуи Афины Промахос находился знаменитый Парфенон.

Учитель .Напротив Парфенона возвели Эрехтейон.( Слайд 23) Небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея - Эрехтейон. На этом месте произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. В одном из портиков Эрехтейона вместо обычных колонн были установлены кариатиды – каменные фигуры юных девушек. Храм был построен на разных уровнях и разделен на две части. Восточная посвящалась Афине, где стояла статуя из оливкового дерева. Западная часть посвящалась Посейдону. Здесь находился ритуальный бассейн (эрехтеево море), возникшее якобы от удара трезубца о скалу.

На этом заканчивается наше путешествие по городу богини Афины. Сегодня мы узнали не многое о культуре Древней Греции, но ещё многое предстоит узнать.

IV. Подведение итогов (Рефлексия)

Учитель. Почему теперь мы легко справились с этой задачей?

Надеюсь, что сегодня вы испытали хотя бы малую толику того восхищения, которые испытывали жители древних Афин. Теперь вы понимаете фразу жителей Афин.

«Да ты — чурбан, коли Афин не видывал;

Осел — коли, увидев, не пришел в восторг;

Греки гордились своими достижениями в области культуры гордились своим городом. И в последующем развитии, человечество будет неоднократно обращаться к греческим архитектурным памятникам, скульптурам, как к образцовым, классическим. Для многих представителей культуры древнегреческое искусство станет образцом для подражания.

Домашнее задание.§37, сделайте рисунок, что больше всего запомнилось вам из путешествия.

Спасибо за урок!

При подготовке урока были использованы:

1.Учебник “История Древнего мира” Вигасин А.А.,Годер Г.И.,Свенцицкая И.С. –М., Просвещение, 2оо8

2. Электронное издание “Всеобщая история” 5 класс. “Кордис & медиа”

Цели урока: составить представление о городе Афины как центре греческой культуры; учиться описывать памятники культуры Афин, быт и праздники афинян; особое внимание уделить духовной культуре афинян и роли античного наследия в современном мире; составить первоначальное представление об общегреческих ценностях.

Планируемые результаты

  • Предметные: описывать памятники истории и культуры Афин; выявлять черты их сходства и различия по предложенным вопросам; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.
  • Метапредметные: учиться работать в группе, определять собственное отношение к явлениям культуры прошлого; формулировать свою точку зрения и аргументировать ее; слушать других учеников; работать с различными источниками информации, в том числе с помощью компьютерных средств; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
  • Личностные: формировать мотивацию к изучению нового материала; осмысливать культурный и нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия и термины: храм, Агора, Акрополь, архитектурный ордер (дорический, ионический), портик, фронтон, Пропилеи, Парфенон, Эрехтейон, кариатиды.

Оборудование:

Электронные ресурсы

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

1. Организационый момент

Приветствие учеников, распределение по группам.

2. Мотивационно-целевой этап

Афиняне очень гордились своим городом. "Ты чурбан, если не видел Афин. Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осел, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд".

- О чем свидетельствует эта оценка? Каковы были причины богатства могущества Афин в V в. до н.э.

На предыдущих уроках мы говорили о расцвете греческих полисов после греко-персидских войн, о населении полисов. Расцвет афинской демократии связывают с именем стратега Перикла, которого выбирали на эту должность в течение 15 лет. Стараниями Перикла Афины превратились в один из красивейших городов Эллады. Недоброжелатели упрекали Перикла в том, что он потратил союзную казну на украшение города. Вспомните, что предложил Перикл в ответ на эти упреки (он предложил возместить эти затраты из собственных средств, но на зданиях поместить таблички со своим именем). Почему афиняне, подумав, отвергли это предложение? (Красота города должна быть общим достоянием, прославляющим его жителей).

Проблемный вопрос. Почему Афины до сих пор вызывают восхищение туристов?

План урока

2. Агора - главная площадь Афин.

3. На афинском Акрополе.

3. Работа по теме урока

Мы уже начали с вами знакомство с Афинами, а точнее с портом Пиреем - морскими воротами Афин. Предлагаю продолжить наше путешествие-знакомство с городом (задание: составить карту достопримечательностей Афин). Показ презентации (Приложение 1)

- Как вы думаете, почему город Афины имеет такое название? (Ученики вспоминают миф о споре Афины и Посейдона за право стать покровителем города. почему победу одержала Афина?)

1. Керамик

Афины - это шумный город с узкими улочками. Одноэтажные и двухэтажные дома, похожие друг на друга, выходят глухими стенами в переулки. Они небольшого размера, не имеют украшений ( в отличие от общественных зданий, храмов)

- Как вы думаете, почему греки не стремились к украшению жилых домов? (Большую часть времени мужчины проводили в общественных местах - на Агоре, в Народном собрании, на спортивных площадках, близ храмов, в театре. Дома лишь едят и спят).

Среди жителей Афин были кузнецы, каменщики, кожевники, ткачи. Особенно много было гончаров, Они селились на северо-западе от Акрополя, в районе Керамик, название которого произошло от слова керамос, что в переводе с греческого означает глина. В Керамике были расположены десятки гончарных мастерских, где из глины делали различные изделия.

Работа с иллюстрациями (учебник, альбом по культуре Древнего мира, раздаточный материал) - знакомство в видами гончарных произведений, их назначением (учеб. с.176).

Особенное восхищение вызывали краснофигурные и чернофигурные вазы.

- Почему они так назывались?

- Какие сюжеты изображались на вазах? (сцены из мифов, поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея", состязания атлетов, военные сцены, диковинные животные и птицы).

- Для чего мог предназначаться пифос? (Это большой сосуд-бочонок для хранения разных припасов. В пифосе мог спокойно уместиться человек. По легенде именно в такой бочке жил знаменитый греческий философ Диоген)

- Почему амфора не имела плоского дна? Предположите, почему у нее была такая странная форма.

2. Агора - главная площадь Афин

Выйдя из Керамика, мы направимся на юго-восток. Наш путь проходит мимо рыночной площади - Агоры. По утрам в рыночные часы здесь было многолюдно и шумно. Слышны голоса торговцев, зазывающих покупателей.

Работа с учебником (с.177-178): -Какие еще сооружения находились на Агоре? Перечислите их.

Афиняне не представляли себе жизни без ежедневных посещений Агоры.

Но сегодня мы не будем задерживаться на Агоре. Наш путь ведет дальше.

3. На афинском Акрополе

В каком бы месте Афин вы не находились, отовсюду был виден Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами (в переводе с греческого верхний город). Акрополь - сердце Афин. Здесь находились главные храмы, к которым собирались жители города в дни празднеств. Самые древние храмы были деревянными. Но они были сожжены персами по приказу царя Ксеркса (В каком году это произошло? Во время каких событий? - 480 г. до н.э. Вторжение персов в Грецию).

После победы над персами большинство сооружений Акрополя были перестроены заново по инициативе Перикла. Именно за них его ругали в народном собрании. Работами руководил выдающийся греческий скульптор и архитектор Фидий (-Какие его работы вам известны? - Скульптура Зевса в Олимпии).
У подножия Акрополя располагался театр Диониса.

Поднимемся на Акрополь и познакомимся с его сооружениями.

На Акрополь ведет неширокая тропа. Полого поднимаясь, она огибает холм и подводи к входной колоннаде - Пропилеям.

Пропилеи - это крытая проходная галерея из темного камня и светлого мрамора. Слева - массивный мраморный павильон. Это Пинакотека - первый в мире художественный музей. Здесь знаменитые художники изобразили эпизоды Троянской войны. Работы греческих художников не сохранились, мы можем судить о них по росписям на вазах.

Справа перед нами самое маленькое здание Акрополя - храм богини Ники, построенный в честь победы над персами.

Нику обычно представляли прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили Нику бескрылой. - Как вы думаете, почему? (Чтобы победа никогда не покидала Афины)

Пройдя Пропилеи, мы окажемся на площади. Прямо перед нами возвышается бронзовая статуя Афины - воительницы, в доспехах и шлеме. Ее создал знаменитый скульптор Фидий. Блистающие на солнце доспехи были видны издалека, служили своеобразным маяком для кораблей, подплывающим к Пирею.

Здесь же мы видим несколько храмов. Познакомимся с особенностями греческой архитектуры. Греческие храмы представляли собой прямоугольное здание, окруженное колоннами, с двускатной крышей. Храм находился, как правило, на трехступенчатом основании. Внутреннее пространство храма небольшое, в нем помещались статуя бога, ценные подарки, казна полиса. Основное действие проходило перед храмом на площади. Поэтому главное внимание уделяли внешнему виду здания.
Сложились определенные правила соотношения разных частей здания - ордер (порядок). В период расцвета Греции существовали два архитектурных ордера - дорический и ионический.

Ионический ордер

Колонны массивны и лишены украшений. Храмы величественны и строги. Напоминают воинственный и твердый характер дорийцев, их потомков - спартанцев

Колонны стройные, заканчиваются красивыми завитками, похожими на бараньи рога. Храмы изящны, легкие. Напоминают утонченных афинян, поклонников науки и искусства.

Теперь каждой из групп предстоит выполнить задание: познакомиться с одним из памятников и поделиться своими знаниями и впечатлениями с другими группами.

Материал для 1 группы. Познакомьтесь с Парфеноном

Это самое прекрасное творение греческих строителей! Парфенон, сооруженный из мрамора, окруженный колоннами, создавал впечатление безупречной красоты, благодаря ясному чувству меры и гармонии, вызывал всеобщее восхищение.

Построен он был архитекторами Иктином и Калликратом в 447-438 гг. до н.э. Размеры храма: 70х30 м, окружен 46 колоннами.

Парфенон сложен из мраморных блоков с деревянным потолком. Греки не признавали ни глины, ни извести, ни цемента, а укладывали блоки, вырубая в мраморе пазы, соответствующие выступам в соседних плитах. прочность постройки достигалась главным образом безукоризненной подгонкой деталей. Только в особо ответственных местах, например в колоннах, камни просверливали насквозь и соединял бронзовыми скобами или штырями. Пазы между металлом и камнем заливали свинцом.

Скульптурные украшения Парфенона, созданные Фидием, связаны с легендами о жизни и подвигах богини Афины. На восточном фронтоне изображена сцена рождения Афины (учеб. с.179). На западном - спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой (учеб. с.142). На метопах восточного фриза изображена борьба богов и гигантов, северного - разрушение Трои, западного - битва афинских героев с амазонками, южного - схватка греков с кентаврами. И наконец, финалом этой скульптурной симфонии является рельефный фриз Парфенона, который проходит вокруг всего здания. На мраморной ленте длиной 160 м и высотой 1 м изображалось торжественное шествие жителей Афин к Акрополю в день Великих Панафиней. так великий Фидий перенес на стены храма реальное событие из жизни города.

Материал для 2 группы: Познакомьтесь с описанием статуи Афины в Парфеноне

На высоком постаменте стояла двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Афины Девы), созданная Фидием из дерева, золота и слоновой кости. Тысячи пластинок слоновой кости были искусно пригнаны к основания из дерева, так что казалось, будто голова и руки изваяны из драгоценного и благородного материала, придававшего чертам чуть сурового лица богини мягкость. Желтоватая кость казалась белой благодаря контрасту с одеянием богини, сделанным из чеканных листов золота. В приглушенном свете на фоне красных и синих стен мерцающая золотом фигура казалась таинственной и могущественной.

На голове Афины был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди - эгида с маской Медузы Горгоны, у ног богини скульптор помести громадного священного змея, на правой руке богиня держала двухметровую крылатую богиню Нику, а левой рукой - щит. На рельефе этого щита Фидий среди богов изобразил себя и Перикла, что вызвало негодование его противников, которые сочли подобное действие за святотатство.

"Скульптор Фидий подрядился изготовить статую [Афины]. Так как он был другом Перикла (главы Афинского государства) и пользовался у него большим авторитетом, то у него было много личных врагов и завистников; а другие хотели на нём испытать народ — как поступит народ в случае суда над Периклом. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сесть на площади в виде молящегося и просить, чтобы ему было дозволено безнаказанно сделать донос на Фидия и обвинить его. Народ принял донос благосклонно. При разборе этого дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось: по совету Перикла Фидий с самого начала так приделал к статуе золото и так её обложил им, что можно было всё его снять и проверить вес, что в данном случае Перикл и предложил сделать обвинителям. Но над Фидием тяготела зависть к славе его произведений, особенно за то, что, вырезая на щите сражение с Амазонками, он изобразил и себя самого в виде плешивого старика, поднявшего камень обеими руками; точно так же он поместил тут и прекрасный портрет Перикла, сражающегося с Амазонкой. Рука Перикла, державшая поднятое копьё перед лицом, сделанная мастерски, как будто хочет прикрыть сходство, но оно видно с обеих сторон.

Материал для 3 группы: познакомьтесь с Эрехтейоном

Памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин. Находится на Акрополе к северу от Парфенона. Строился в 421–406 гг. до н.э. в сложной обстановке Пелопоннесской войны. Архитектор не известен. Храм посвящен Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею и располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Не случайно рядом росло оливковое дерево – дар Афины (в 480 г. оно было сожжено, но затем, по легенде, возродилось вновь), а в самом храме находился колодец с ключом соленой воды, выбитым Посейдоном. Эрехтейон служил хранилищем важнейших реликвий полиса. Храм имел необычную планировку с нарушением симметрии. В целом он был построен в ионическом ордере, но на южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид, где колоннами были шесть статуй девушек кор (кариатид) высотой более двух метров из пентеликонского мрамора. В наши дни от храма остались развалины, кариатиды заменены на копии. Оригиналы хранятся в Британском музее (одна кариатида, вывезенная лордом Эльджином в XIX в.) и в музее Акрополя (все прочие).

Выступление представителей групп с кратким рассказом об "увиденном".

Здесь наше путешествие заканчивается. Со времен Перикла и Фидия минули века. Время и войны разрушили прекрасные храмы Акрополя. Но даже их руины производят неизгладимое впечатление на посетителей Афин.

"Я взглянул, увидел все сразу и сразу понял - скалы Акрополя, Парфенон, Пропилеи - и почувствовал то, что не забуду до самой смерти.

В душу хлынула радость того великого освобождения от жизни, которое дает красота. Мне показалось, что все мое прошлое, все прошлое человечества, все двадцать болезненных, мятущихся и скорбных веков остались там, позади, и ничего уже не возмутит царящей здесь гармонии и вечного покоя. Только здесь, в Акрополе, понимаешь, что значит дух свободного великого народа". (Д.С.Мережковский, русский поэт, писатель, литературный критик)

4. Закрепление изученного материала

Познакомьтесь со стихотворением русского поэта М.Волошина.

Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усечённый холм — Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
И за грудами камений
В сетке лёгких синих теней
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно —
Веет синим огоньком.
Как струна, звенит колонна
С ионийским завитком.
За извивами Кефиза
Заплелись уступы гор
В рыже-огненный узор.
Луч заката брызнул снизу.
Над долиной сноп огней.
Рдеет пламенем над ней он —
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон.
Ночь взглянула мне в лицо.
Чёрны ветви кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
М.Волошин

- Какие достопримечательности Афин упоминаются в этом стихотворении?

- Какие поэтические сравнения использовал автор для архитектурных памятников Акрополя?

2. Заполните карточки с кроссвордом (Приложение 2).

3. Напишите рядом с цифрами названия памятников афинского Акрополя, указанных на плане (Приложение 3)

5. Подведение итогов урока

- Какие части города Афины вам известны?

- Какое значение они имели для жителей Афин?

- За что афиняне любили свой город?

- С какими достопримечательностями Афин мы познакомились? Какие из них произвели на вас наибольшее впечатление?

- Что нового вы узнали?

Д/з: §37, вопр., план Афин на карте, составить рассказ-описание по рисунку.

Творческое задание: Выберите греческий сосуд любой формы и украсьте его росписью. Сюжет придумайте самостоятельно. Не забудьте про орнамент. В вашем распоряжении черный, коричневый, кирпичный, желтый и белый цвета.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока мировой художественной культуры

для 10-го класса

Цель : освоение культурно-исторического достояния античности на примере архитектуры Древней Греции, используя новые информационно-коммуникативные технологии.

Показать всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции.

Изучить красоты афинского акрополя.

Воспитывать уважение к достояниям чужой культуры.

Понятия и термины : Акрополь, Пропилеи, Эрехтейон, Парфенон, Ника Аптерос, Афина Парфенос, фриз, Эрехтейон, кариатиды, театр Диониса.

Материалы и оборудование : Учебник МХК от истоков до 17 века под ред. Г.И.Даниловой с.69-74, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация “Золотой век Афин”, звук, выход в интернет.

1. Оргмомент. Постановка цели урока, объявление плана работы. СЛАЙД №1

2. Изложение новой темы.

Вспомните материал по культуре Древней Греции из 5 класса и скажите:

Почему данную эпоху называют “счастливым детством человечества”? Подтвердите свой ответ, опираясь на изображения СЛАЙДА №2

“ Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности”. Эти слова принадлежат общественному деятелю, высокообразованному и дальновидному политику 5века, правившего в Афинах с 449года, Периклу. Кстати, если переставить последние буквы, то получиться моя фамилия Перлик. Именно во времена правления Перикла, это время еще называют “веком Перикла”, Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. Наиболее точно значение этого города выражает пословица: СЛАЙД№2

“ Да ты чурбан, коли Афин не видывал;
Осел, коли увидев, не пришел в восторг;
Верблюд, коли покинул их по своей воле”.

Выясним происхождение названия города Афины. Обратимся к источнику ИНТЕРНЕТ СЛАЙД№3 перейти по гиперссылке (навести курсор на прямоугольник “Узнай больше”, появится рука, щелкнуть, откроется текст, листать до нужного места)

Николай КУН “ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ” ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

“ БОГИ И ГЕРОИ” Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мошной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.

Афина покровительствует героям Греции, дает им свои полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. И девушки Греции чтут Афину за то, что она учит их рукоделию. Никто из смертных и богинь не может превзойти Афину в искусстве ткать. Знают все, как опасно состязаться с ней в этом, знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, хотевшая быть выше Афины в этом искусстве.

Общественным и культурным центром Афин является акрополь - высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи. Акрополь в городе Афины, представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину). СЛАЙД№4.

Совершим виртуальную экскурсию на акрополь. СЛАЙД№5 (щелкаем по понравившейся картинке и выходим на видео источник)

Чтобы попасть на акрополь, надо пройти через центральный вход ПРОПИЛЕИ СЛАЙД№6

Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской.

Так выразил свои чувства от увиденного писатель, философ и поэт Д.С.Мережковский.

СЛАЙД№7 Парадный вход на Акрополь – Пропилеи, что приблизительно можно перевести как “преддверие”. Второе по времени постройки здание на Акрополе после Парфенона сооружено по проекту одного из самых востребованных архитекторов классической Греции, Мнесикла, в 437-432 годах до н.э. Задача здания - стать архитектурным предисловием к Парфенону, мощью и гармонией создавать торжественное настроение поднимающемуся на Акрополь. С ней постройка Мнесикла, несмотря на разрушения, великолепно справляется до сих пор. Посетитель подходит по тропинке сбоку и внезапно оказывается на широкой мраморной лестнице, охваченной двумя крыльями-портиками. По мере приближения дорические колоннады крыльев расступаются и уступают все поле зрения строгому центральному фасаду из дорических колонн, который, в свою очередь, раскрывается посередине и уводит внутрь здания, в коридор, обрамленный ионическими колоннами. Коридор приводит к сверхчеловеческих размеров центральной двери, сразу за ней - внутренний фасад из дорических колонн, пройдя под которыми, оказываешься на Священной дороге с парадным видом на Парфенон. Рядом с центральной дверью для богов еще четыре двери, уменьшающиеся от центра к краям, - для людей. Изначально Пропилеи были перекрыты двускатной крышей из мраморной черепицы с двумя треугольными фронтонами. Изнутри крыша была выкрашена в синий цвет и усыпана золотыми звездами, создавая над головой наивно-прекрасную имитацию звездного неба. Как ни странно, именно этим звездным потолком Пропилеев древние афиняне гордились едва ли не больше всего.

СЛАЙД№8 Храм Ники Аптерос – необыкновенно изящный мраморный храм, примыкающий к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Проект храма осуществлен в 450 до н.э., а его возведение проводилось в 427–421 до н.э. Здание поставлено под небольшим углом к фасаду Пропилей. Это амфипростиль, украшенный четырехколонными портиками ионического ордера с обоих фасадов. Стоящий на трехступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники, по свидетельствам очевидцев, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, – в другой.

СЛАЙД №9 Пройдя пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы). Останавливаясь перед статуей, греки поднимали свои взоры, чтобы взглянуть ей в лицо. Предположительно это работа Фидия.

Фидий – афинский скульптор (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) – выдающийся представитель эпохи классического искусства Древней Греции. Он руководит всеми работами на Акрополе. Подвергнутый суду за якобы присвоенные во время строительства Акрополя драгоценные материалы и безбожие, был вынужден покинуть Афины, перебирается на Пелопоннес, где создает ряд знаменитых творений.

ПАРФЕНОН СЛАЙД №10

Предлагаю проследить жизнь Парфенона ( щелкаем на изображение и выходим на видео источник)

Парфенон – главный храм акрополя, расположен чуть правее Пропилей. Парфенон (от греч. parthenos – дева) – храм богини Афины Парфенос (Девы) – величайший памятник древнегреческого искусства. Возведен по приказу Перикла (447–438 до н.э.) на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Архитекторами были Иктин и Калликрат. Однако, предполагается, что Фидий создал общую композицию ансамбля. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (длина – 69,54 м, ширина – 30,89 м) с 17 колонными по длинным сторонам и с 8 – по торцевым (восьмиколонные портики). Высота колонн 10,43 м. СЛАЙД№11 (реконструкция)

Скульптурные украшения Парфенона: ионический фриз с изображением шествия во время великих Панафиней, праздновавшиеся раз в 4 года; фриз фасада – 92 метопы с изображением сражений с кентаврами, амазонками, богов и гигантов (кентавромахия, амазономахия, гигантомахия); восточный фронтон храма – миф о рождении Афины, западный – спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой. СЛАЙД №12

Внутри храма находилась знаменитая скульптура Фидия Афина-Дева, выполненная в хрисоэлефантинной технике (447–438 до н.э.). СЛАЙД №13 На невысоком постаменте возвышалась 12-метровая статуя. Афина на правой руке держала фигуру богини победы Ники, у левого плеча – копье. Роскошные одеяния, шлем, щит и эгида, украшенная маской Медузы Горгоны, придавали статуе величавую торжественность. Лицо, руки были созданы из слоновой кости, одежда и оружие из золота, глаза – из драгоценных камней. В 5 в. статуя была перевезена в Константинополь, где погибла во время пожара.

ЭРЕЙХТЕЙОН СЛАЙД №14

Главное святилище акрополя находится на северном склоне холма. Эрехтейон – выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма. Одна из легенд, связанная с этим храмом, рассказывает о споре богов (Афины и Посейдона) о покровительстве Аттике. Рядом с храмом росло оливковое дерево – дар Афины жителям города. Сожженное персами в 480 до н.э., как рассказывали легенды, оно вновь возродилось. Пол храма сохранял следы от удара трезубцем Посейдона.Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине Полиаде. В эту часть храма, хранящей древнейшую деревянную скульптуру, согласно легенде, упавшую с неба, вводил портик с 6 ионическими колоннами. Именно для этой скульптуры предназначалось одеяние, пеплос, создаваемое жрицами и приносимое во время торжественных шествий Панафиней. Западная часть посвящена Посейдону, Эрехтею.

СЛАЙД №15 Храм украшают скульптуры кариатид- девушек. Поддерживающих карниз. Портик Кариатид – произведение одного из учеников Фидия Алкамена. Кариатиды, выполняющие роль колонн, созданы из пентеликонского мрамора. Карниз портика опирается не на головы кариатид, а на резные “корзины”. В настоящее время все оригиналы заменены копиями. Одна из кариатид хранится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя. Изящный, легкий и свободный по композиции Эрехтейон занимает особое место в архитектуре всего Древнего Мира.

ТЕАТР ДИОНИСА СЛАЙД №16

Театр Диониса находится на холме Акрополя и является одним из самых древних театров в мире. СЛАЙД№ Его возникновение датируется пятым веком до нашей эры – в то время здесь были впервые представлены труды четырех великих греческих представителей драматургии – Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Исследователи утверждают, что после того, как театр был реконструирован в четвертом веке до нашей эры - деревянная сцена и ряды сидений были заменены на аналогичные из мрамора, а само здание театра вмещало около семнадцати тысяч зрителей. Театр Дионисия не всегда был каменным. Изначально он был построен из дерева и служил отчасти и торжественным событиям. Долгое время на каждый дионисийский праздник строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена, и только в 330 году до н.э. их заменили на каменные. Каменный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей. Каменные скамьи поднимались до самого основания Акрополя, где еще различимы остатки последнего ряда. Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для VIP - зрителей. Многие из них, относящиеся к разным эпохам античности, с высеченными именами и должностями владельцев, стоят на месте до сих пор. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, страстного любителя греческой культуры. В современной форме театр был создан в 326-324 гг. до н.э и вмещал от пятнадцати до семнадцати тысяч зрителей. Во время правления Ликурга была увеличена сцена и оркестра театра. Как и основная масса древнегреческих театров, Дионисий претерпел определенные изменения в эпоху Эллинизма и Римское время. Театр перестраивался римлянами, в том числе под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами. СЛАЙД№ №17

Ученик читает стихотворение поэта М.А.Волошина “Афины”:

Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм – Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
И за грудами камений
В сетке легких синих теней
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно –
Веет синим огоньком.
Как струна, звенит колонна
С ионийским завитком…
Луч заката брызнул снизу…
Над долиной сноп огней…
Рдеет пламенем над ней он –
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон…
Ночь взглянула мне в лицо.
Черны ветви кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.

3. Закрепление пройденного материала.

Назовите архитектурные шедевры афинского акрополя, рассмотренные на уроке под звуки греческого танца СИРТАКИ. СЛАЙД№18 (используем интерактивную ленту, нажимаем на стрелку справа)

4. Домашнее задание:

Закрепить пройденный материал по учебнику с .69-74

Попробуйте спроектировать с помощью компьютерной графики архитектурное сооружение в традициях античных зодчих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: сформировать яркое, образное эмоционально окрашенное представление о знаменитом и удивительном городе Афины, познакомить учащихся с некоторыми достопримечательностями главного города афинского государства. В уроке использована презентация и видиофильм о знаменитом Парфеноне. В течение урока ребята заполняли кластер, который оформлен в виде дерева. при изучении центра керамик, ребята создают вазы с чернофигурным и краснофигурным рисунком(вазы выполнены предворительно из папье маше) В прцессе урока работают с картой, исторической информацией. Перед ребятами поставлена проблема, правы ли афиняне в оценке своего города. Для закрепления используется тест. Домашнее задание : составить кроссворд наоборот. В течение урока знакомятся с новыми словами и понятиями.

Афины – центр греческой культуры.

Формировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о знаменитом и удивительном городе Афинах и влиянии античной культуры на современную культуру

Задачи урока

- познакомить учащихся с некоторыми достопримечательностями главного города афинского государства; продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать её и структурировать; описывать памятники культуры; правильно употреблять и объяснять исторические термины; воспитывать любовь к истории и уважение к культурному наследию

- урок нового знания

Форма урока

Методы обучения

- рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Планируемый

Научатся: формировать представление о Древних Афинах.

Получат возможность научиться: работать с картой и исторической информацией; анализировать карту, иллюстрации; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Получают представления о знаменитом городе Древней Эллады, дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и определяют последовательность действий.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Усваивают нравственно-этическую оценку отношения к памятникам культуры, обеспечивающую

личностный моральный выбор на

основе социальных и личностных

Основные понятия

Керамика, краснофигурная и чернофигурная роспись, портики, Совет пятисот, Кариатиды, фронтоны, Парфенон, Ника, Фидий, Акрополь, Пропилеи, Агора.

Межпредметные связи

Формы работы

История, искусство, география, ИКТ, МХК

Виды деятельности:

- самостоятельная работа с учебником;

- решение познавательных задач, проблемных ситуаций

- презентация по теме урока;

Организационная структура урока

1-й этап. Информационно-деятельностный: постановка целей и задач урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Мотивация.

Назовите моря , омывающие Грецию?

Сегодня мы продолжим путешествие в мир Древней Эллады.

Вы уже побывали на горе небожителей . в воинственной . , в торговых и военных гаванях порта . В театре……

Чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, ответьте на 2 вопроса:

- Как звали древнегреческую богиню мудрости, любимую дочь Зевса?

- В каком городе прошли первые Олимпийские игры современности?

Кто догадался, в какой древнегреческий город мы попадем?

Верно, в Афины, город богини Афины, центр древнегреческой культуры.

-За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

2. Проблемный вопрос: (на слайде)

3. Давайте сформулируем цель нашего урока.

Учитель: Цель нашего урока: создать образ Древних Афин и определить правы ли Греки в своей оценке города Афины

Или Греки преувеличивали оценку своего родного города.

4. Работа с рабочими листами (по группам).

- рассматривают предметы, репродукции, соотносят с темой.

- работают с учебником

Зачитывают на слайде .

Предположения детей

- ставить познавательные задачи;

- планировать пути достижения цели;

- навыки работы с картой

- взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

- передача информации и отображение предметного содержания

- Греция, предметы отображают мифы

- На юге Балканского полуострова;

- Ионическое, Средиземное, Эгейское;

- Узнать о достопримечательностях Афин.

- Какие культурные центры были в Афинах.

- отображение информации, обсуждение

- умение договариваться и приходить к общему решению

- умение слушать, отстаивать сою точку зрения

Учащиеся в мини-группах обсуждают своё выступление

- пошаговая деятельность для достижения результатов

- планирование представления результатов

Работают с картой

Работают в рабочих листах с кластером в виде дерева

Выступают Ораторами, доказывают и убеждают в том, что им необходимо изучить именно эту тему.

- умение выбора способов решения учебной задачи;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

- умение принять ошибки

- умение оценивать свои действия

- способность к взаимооценке

2-й этап. Получение новой информации по теме и осмысление ее.

Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Деятельность учителя

Метапредметные

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Древние Афины были городом большим, а по тогдашним меркам – просто огромным. В этом городе проживало 200 тыс. человек. Большинство из них, правда, составляли не граждане, а рабы и метеки ( метеками называли приезжих жителей?).

Вот мы и в пригороде Афин. Это район ремесленников. А называется он Керамик. Сделайте отметку в рабочих листах )

Люди какой профессии, по-вашему, дали ему название?

Действительно, ребята, название этому району дали гончары. Оно происходит от слова "керамос" - глина, а "керамика" - это обожженная глина.

А красив ли сам городской район Керамик? Найдите его описание в учебнике.

Ответы детей.

Почему район Керамик был за городской стеной?

Сделайте вывод 1 в дневниках.

Работа в дневниках

Так правы ли были афиняне, восторгаясь красотой своего города?

Начали мы создавать образ района Керамик не потому, что он красив. Совсем наоборот. Он темен, неудобен и плохо пахнет.

Чем тут восхищаться?

Запишите новые слова : пифосы, амфоры

. Из глины рождались великолепные произведения искусства. Точнее, это для нас – произведения искусства, а греки просто бестрепетно использовали эту посуду в быту. Афинские гончары придумали вот такую хитрость: они стали подмешивать к глине мелко нарезанную солому. В результате сосуды получались более легкими, а вода в них медленнее нагревалась и медленнее остывала. Жители других городов не могли понять, почему это происходит, и вынуждены были эти сосуды покупать. Афинские сосуды были настолько популярны, что их стали называть по району керамикой. А потом это название распространилось на все гончарные изделия вообще.

Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создавал удивительные творения. Именно в этом районе Афин создали новый стиль знаменитой греческой керамики: традиционная чернофигурная техника (черный рисунок на красной глине) уступила место краснофигурной. Догадались, что изменилось?

Вся поверхность покрыта черной глазурью, а фигуры остаются в цвете натуральной глины, т.е. красными.

Задание: Выполните на вазах краснофигурный рисунок и чернофигурный рисунок (вазы выполнены детьми из папье -маше)

Образцы таких ваз можно встретить в крупнейших музеях мира.

До сих пор остается секретом, какую именно глазурь использовали афинские горшечники и чем - кисточкой, пером, резцом или щеткой - наносили мастера свои удивительные линии.

- Оцените работу друг друга.

Итак, мы покидаем район Керамик. Правы ли были афиняне, восторгаясь красотой своего города?

Предположения детей.

А можно ли судить обо всем городе только по одному району?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сейчас я покажу вам ещё одно изображение (достаёт изображение сердца)

Ребята, почему сердце?

Давайте продолжим путешествие и отправимся в самое сердце Афин на главную рыночную площадь - Агору.

1.Найдите ее на карте города под номером 2. Впишите в кластер название.

Перед нами Агора – главная площадь Афин. Мы с независимым видом пройдем мимо грозной рыночной стражи, состоящей из рабов-скифов, мимо смотрителей рынка, мимо тенистых портиков, мимо совета пятисот,

Работа с книгой (с.176)

- Как вы думаете, какие вопросы они обсуждали?

Благодаря книге Плутарха, мы можем узнать, о чем говорили древние греки. Вот самые волнующие темы:

- Почему под осень люди обжорливей?

- Что появилось раньше, курица или яйцо?

- Четное число звезд на небе или нечетное?

- Могут ли появиться новые, еще не известные болезни?

Думаю, что на часть этих вопросов вы бы не без удовольствия ответили сами. И, конечно же, здесь обсуждались политические вопросы.

Можно ли назвать Агору центром политической и общественной жизни афинян? Сделайте об этом вывод в своих дневниках.

Меняется ли ваше мнение о красоте города?

С площади хорошо виден Акрополь (от "акрос" - верхний и "полис" - город) - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, которая в случае войны могла использоваться как убежище для жителей. Отметьте в кластерах Акрополь под номером 3.

На уступе скалы находится храм богини победы Ники. Обычно греки изображали ее вот такой (слайд).

А в афинском храме ее сделали такой (слайд).

Найдите отличие и попробуйте объяснить причину.

Сердцем Афин был Парфенон - храм покровительницы города богини Афины, самое прекрасное творение греческих строителей! Его фронтоны (треугольное пространство между скатами крыши и карнизом) заполняли статуи. На одном фронтоне был изображен спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой . На другом – рождение Афины из головы Зевса. Внутри Парфенона греки могли увидеть статую той же богини работы Фидия .

На том месте, где согласно мифу спорили между собой Афина и Посейдон, находился храм Эрехтейон. В одном из его портиков вместо обычных колонн стояли кариатиды (каменные фигуры юных девушек)

А теперь ваше мнение о красоте Афин осталось тем же, что и после посещения Керамик?


Развивающие - совершенствование навыков работы с различными формами наглядных материалов, разными видами раздаточного материала, с видеоматериалом.

Воспитательные – приобщить учащихся к сокровищнице мирового искусства, научить получать эстетическое удовольствие от общения с культурой.

Коррекционные – коррекция способности восприятия устной информации, выявления фактических ошибок в устном рассказе, способности разбираться с раздаточным материалом наглядного характера, определения взаимосвязи исторических понятий.

Тип урока – урок-повторение, рассчитан на повторение пройденного материала, его систематизацию, обобщение и закрепление. В ходе урока используются различные формы опроса учащихся: с применением ТСО, раздаточного и наглядного материала.

Главная задача – установить качество усвоения пройденного материала.

Ход урока.

План-конспект урока истории на тему Культура Древней Греции

Б) реконструкция статуи Афины в Парфеноне;

В) изображение афинской агоры;

Г) подготовка атлетов в Олимпии.

Учитель просит учеников посмотреть на пособия и рассказать, что и кто на них изображён, что они знают об этом.

В конце подводит итог ответам школьников.

1 Каждому школьнику раздаётся карточка с изображением четырёх объектов: это могут быть и боги Древней Греции; изображение Парфенона, Эрехтейона, амфитеатра, плана города Афины, различные ордера т. д.

2 Каждый ученик должен, глядя на карточку, объяснить, что на ней изображено. Учащиеся отвечают по одному, по цепочке. Учитель подводит итог ответам.

А) Какие военные функции, помимо административных, культовых и религиозных выполнял акрополь?

Б) Какие культовые сооружения в афинском акрополе известны современным учёным?

Учитель оценивает ответы учеников.

5. Каждому ученику учитель заранее составляет кроссворд из 10-12 слов. Задача школьников – за 5 минут правильно ответить на вопросы и разгадать кроссворд.

Читайте также: