Кукольный театр конспект внеурочного занятия

Обновлено: 08.07.2024

ВложениеРазмер
razrabotka_konspekta_zanyatiya_vidy_teatralnyh_kukol.docx 27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в кружке кукольный театр

Возраст обучающихся: 11-12 лет (1 год обучения)

Цель:
Познакомить с видами театральных кукол.
Задачи:
Обучающие:
1. Изучить технологию работы с перчаточной куклой
Развивающие:
1.Развивать творческий потенциал детей.
2.Развить образное мышление и фантазию детей.
Воспитывающие:
1.Создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
2.Формировать у детей положительную самооценку и уверенность в себе, умение работать в коллективе.
3.Воспитывать бережное отношение к театральным куклам

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Методы эмоциональной мотивации и стимулирования:

- создание ситуации успеха;

- использование игровых форм организации учебной деятельности;

- постановка системы перспектив.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности:

- наблюдение за учебной работой учащихся;

Сегодня мы будем знакомиться с видами театральных кукол. Научимся работать с перчаточной куклой.
Я хочу разбудить вашу фантазию и творческие способности, помочь вам поверить в себя и свой успех.
II. Основной этап.

Итак, я приглашаю окунуться в увлекательный мир – мир кукольного театра, где вы познакомитесь с различными видами театральных кукол, а также каждый попробует себя в роли актера.
Кукольный театр – что это такое? (Дети отвечают) . А кто из вас видел кукольный спектакль? Какой? (Дети отвечают). Какие впечатления (понравился и почему)? Актер…кто это? (Дети отвечают).
Какие виды кукол вы знаете? (Дети отвечают).
Давайте посмотрим, какие виды театральных кукол существуют.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. (Просмотр слайдов с обсуждением и комментарием)
- Пальчиковые. Почему они так называются? (Дети отвечают). Эти куклы делаются очень просто. Такие куколки вполне подойдут для домашнего представления. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку
- Перчаточные. Почему они так называются? (Дети отвечают). (ответ - одеваются на руку актера как перчатка). Перчаточных кукол независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка.
- Тростевые - Почему они так называются? (Дети отвечают). Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Тростевая кукла крупнее перчаточной. Работать с ней, гораздо, сложнее.
- Марионетки – куклы на ниточках . Кукла –марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера.
- Куклы - тени . Как вы думаете, почему они так называются? (Дети отвечают). (создается впечатление, что двигаются только тени). Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

(звучит волшебная музыка)
К ребятам в гости приходит волшебница кукольного театра : (заранее подготовленный артист-ребёнок).

Стоит терем - теремок.
Он ни низок - ни высок.
Кто в тереме живет? (показывает таблички с надписями .)
Пи - пи - пи (мышка)
Пых - пых - пых (ёжик)
Ква - ква - ква (лягушка)
Гав - гав - гав (собачка)
Ко - ко - ко (петушок)
Мяу-мяу-мяу(кошка)

Педагог: Мы размяли наши пальцы и запястья, разогрели голосовой аппарат, теперь будем обучаться приемам вождения кукол. Но сначала надо научиться правильно одевать куклу на руку.
Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию в талии, движения всей руки – движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений.

Встаньте за стул и разверните его сиденьем к себе, сядьте. Спинка стула будет ширмой. Смотрите и повторяйте за мной движения под музыку.
(Проводятся упражнения с куклой, при этом характер музыки меняется)
Кукла идет - радостно, грустно.
Наклоны головы и туловища.
Повороты: налево, направо, быстро, медленно.
Кукла: ползет по руке кукловода, разглядывает, прячется.
Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.

IV. Заключительный этап:
Поведение итогов и рефлексия.
Молодцы, вы справились с поставленной задачей. Пусть хлопнет в ладоши тот:
•кому понравилось быть в роли актера;
•кому понравилось быть зрителем?;
• с каким видом кукол вы сегодня работали на занятии?
(Дети отвечают). (Ответ: перчаточной куклой).
• Какие виды кукол вы еще знаете? (Дети отвечают).
(Ответ: тростевые, пальчиковые, куклы-тени, марионетки).
Нашим героям сказок пора возвращаться в волшебный сундучок. Пусть каждый, положив куклу, скажет несколько слов о сегодняшнем занятии. Что больше всего понравилось? (звучит музыка, дети высказывают свое мнение )
Педагог: Вот и прощаться пришла пора. До свидания взрослые, до свиданья детвора!
(закрывается сундучок, музыка заканчивается).
Какая самая лучшая награда для артиста?
Дети: Аплодисменты зрителей.
Педагог: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели для учителя Формировать интонационную выразительность речи у детей.

Задачи занятия:

Образовательные:

- научить понимать эмоции кукольного персонажа, выражать их с помощью интонации;

- обучать исполнительской культуре детей;

- пополнять и активизировать словарь детей;

- вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при работе над скороговоркой.

- развивать у детей познавательные процессы: внимание, воображение, память и творческий потенциал.

- развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- воспитать навыки коллективной работы и сотрудничества;

- развивать коммуникативные качества у учащихся.

Формируемые УУД

Регулятивные: Обогащение словарного запаса, знакомство с видами
театральных кукол и материалов для их изготовления,

Познавательные: расширение кругозора о жизнедеятельности кукольных
театров, развитие воображения, фантазии
Коммуникативные: умение работать в детском коллективе (группе) дружно,
Умение общаться с педагогом и ребятами коллектива, воспитание культуры
общения.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Звучит русская народная мелодия

Психологический настрой (спокойное, радостное, грустное) Давайте с вами выберем, с каким настроем начнем занятие.

– Перед вами 3 лица.

– Какое настроение выражает каждое лицо?

- Какое настроение выберем на урок?

- Итак, мы начинаем урок с хорошим радостным настроением и не забудем про интерес и удивление.

Отвечают на вопросы учителя


Актуализация опорных знаний

Дети, что важно уметь актеру-кукловоду?

И, конечно же, актеру необходимо при озвучивании своей роли четко, ясно произносить текст. А чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили текст, помогают нам специальные упражнения (какие?)–

. Вспомним, как мы будем произносить скороговорку?

Произносят предложенные скороговорки

Проговаривают под видео

= скороговорки

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа

Как мы оживляем куклу?

– Чтобы ваши ручки укреплялись и не уставали, а пальчики были подвижными, все вместе сделаем зарядку для наших рук и пальчиков.

С помощью рук (презентация.Слайд)

Попеременно соприкасаются кончики указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца с кончиком большого. Упражнение выполняется под подвижную музыку, пальцы меняются на сильную долю.

Кисть сжимается в кулак и резко разжимается.

Для кисти руки, повороты в разные стороны.

Упражнения для плечевых суставов.

Приступаем к рассмотрению новой темы нашего занятия Интонация и персонаж кукольного спектакля, Чтобы наша маленькая постановка была более яркой и интересной, мы научимся правильно вести диалог, интонацией передавать разное настроение персонажей. Чем ярче и выразительнее будет говорить кукла, тем интереснее будет смотреться наш спектакль.

Так что же такое интонация - это повышение или понижение тона голоса при произношении.

Дети определяют тему.

Ставят задачу для себя на занятие

Радостно, громко, весело - это значит Восклицательная речь! Удивленно, кого-нибудь спрашиваем – это вопросительная интонация? Обычная наша речь без всяких эмоций – повествовательная речь. Каким тоном речи можно еще говорить?

Ответ детей (ласково, нежно, спокойно, тихо, грубо, громко, медленно, торопливо, сердито.)

Ответы это повышение или понижение тона голоса при произношении.

На примере нашей сказки Теремок, потренируемся применять интонацию к персонажам. Посмотрим, вспомним сказку Теремок и подумаем, с каким настроением подходит каждый персонаж к теремку, и какую интонацию применяет рассказчик к персонажам. Итак, смотрим. (Просмотр слайдов). Приложение

Каждый из персонажей подходя к теремку, говорит одну и ту же фразу. Какую?

. Попробуем эту фразу произнести по-разному. Обратили внимание, каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер, так как у каждого зверька свои характерные особенности. Но чтобы правильно подобрать правильный тон речи, нам надо хорошо понять героев.

Например: мышка – маленькая, серенькая, быстрая, шустрая, говорит торопливо, на высоких нотах. Какой тон разговора выберем для мышки.

И последний вопрос, который я хочу вам задать: Как ведут себя в теремке все животные.

Чему нас учит эта сказка?

Это, что за теремок, теремок, он не низок не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?)

Работа в паре- представляются друг другу

Анализируют каждого персонажа

А теперь приступим к практической части нашего занятия. Попробуем практически проиграть нашу сказку, Ваша цель : показать умение водить куклу под фонограмму.

Домашнее задание по группам

Аксессуары персонажей (одежда

Лес и окружение домика

– Какие трудности вы испытали при проигрывании сказки?

С помощью чего оживляются персонажи сказки

Сегодня познакомились с темой Интонация, попробовали применить ее к персонажам сказки Теремок, на следующих занятиях будем вырабатывать интонацию.

Педагог – Вам интересно было на занятии? Занятие мы начали с хорошим настроением.

Дополните предложения, которые вам хочется закончить. (слайд 12) Сегодня я узнал… Было интересно…Было трудно…Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я приобрел…Я научился…У меня получилось …Я смог…Я попробую…Меня удивило…

Вид внеурочной деятельности : Досугово-развлекательная деятельность

Форма достижения воспитательных результатов: Театрализованное представление.

Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательно-игровой деятельности, знакомство с театром как с видом искусства.

Планируемые результаты (УУД) :

- строить речевое высказывание в устной форме;

- осуществлять анализ, обобщение.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Методы: Наглядные: иллюстрация; Словесные: беседа, рассказ; Практические: театрализованное представление.

Ход занятия:

Дети располагаются группами по 5 человек.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я поведу вас в сказочный мир. Мир театра.

Как вы думаете, а что такое театр?

-Театр - слово греческое и в буквальном переводе означает "зрелище, смотрю". Наиболее общее определение могло бы звучать так: театр - вид искусства, в котором соединены различные направления, например, литература, музыка, хореография, вокал, изобразительное искусство и другие.

Существуют множество видов театра.

Драматический театр - в этом театре ставятся пьесы по произведениям писателей.

Театр сатиры - ставят спектакли, высмеивающие пороки и недостатки людей.

Кукольный театр - играют куклы, которыми управляют актеры-кукловоды.

Театр юного зрителя-ставятся постановки для детей.

Театр зверей –роли в спектакле исполняют звери-кошки, собаки, и даже слоны

Театр теней – кукол не видно, видны только их тени.

Театр пантомимы-актеры создают художественный образ пластического человеческого тела, без использования слов.

Театр оперы и балета - в этом театре актеры поют и танцуют. А музыку к этим спектаклям пишут композиторы.

-Мы сегодня выступим в роли актеров-кукловодов.

На ваших столах вы видите сценарий сказки, которую будете показывать. Куклы для того, чтобы вы распределили роли между собой, и прорепетировали. Смайлики. После того, как вы подготовитесь, мы начинаем представление. (Время для подготовки 7-10 минут).

-Первая группа учеников проходит в центр кабинета к деревянному театру и начинает представление. (Каждое представление 4-5 минут).

-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Попробовали себя в роли актера.

-С какими видами театров вы сегодня познакомились?

Отвечают на вопросы учителя. Делятся впечатлениями.

-Вам понравилось наше занятие? Если да, поднимите желтый смайлик, если нет, то зеленый.

Рождественский кукольный театр, или Вертеп

Рождественский кукольный театр, или Вертеп Слово "вертеп" происходит от старославянского "вертепъ"- "пещера". Это название используется православной церковью для обозначения места.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие по внеурочной деятельности театральной студии

Дать детям представление о театре, познакомить с видами театральных кукол;

Формировать устойчивый интерес к кукольным спектаклям;

Учить детей использовать мимику, жесты во время этюдов;

Совершенствовать умения собирать картинку коллективно, согласовывать действия;

Развивать правильную речь, мышление;

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие наше будет необычным, в нем будет много интересного и даже можно сказать волшебного.

А теперь, ребята, я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. Ребята, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем с вами сейчас заниматься. И так я приглашаю вас в увлекательный мир – мир кукольного театра.

-Кукольный театр – какие у вас возникают ассоциации с этим словосочетанием? А кто из вас видел кукольный спектакль? Какой? Какие впечатления (понравился и почему)?
Актер…кто это?
–Как вы думаете, о чем мы будем говорить и что делать?

-Сегодня, ребята, мы познакомимся с различными видами театральных кукол, узнаем люди каких профессий работают над созданием кукольного спектакля, а также каждый попробует себя в роли актера, а кто захочет и в роли декоратора (художника оформителя), и в роли костюмера (модельера). А я хочу пробудить в вас интерес к кукольному театру, заразить вас магией этого вида искусства, приобщить вас к миру прекрасного, разбудить вашу фантазию и творческие способности, помочь вам поверить в себя и свой успех.

-Какие виды кукол вы знаете?
Давайте посмотрим, какие виды театральных кукол существуют.(презентация)

Взгляните на экран. Что мы видим? Занавес, а что это за маски? А сейчас взгляните на экран. Как вы думаете что это? Правильно, это кукла из кукольного театра, она одевается на руку. И называется она как? Правильно, Петрушка.

Кукольный театр появился ещё в Древнем Риме. Затем местом его расцвета стала Италия. Главным героем итальянского театра стал весёлый Пульчинелла. Вскоре кукольный театр распространился по всем странам Европы. Во Франции любимцем зрителей стала кукла Полишинель, французский брат русского Петрушки, в Англии - Панч, в Германии – Касперле, в Чехии- Кашпарек, а в России главной куклой стал Петрушка. Все эти куклы – ближайшие родственники нашего Петрушки. Петрушка в театре личность очень известная. Можно сказать, что с него начинался театр.

Такие виды кукол называют- перчаточные. Почему они так называются? Перчаточных кукол независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка.

Разновидностью перчаточной куклы являются куклы
- Пальчиковые. Почему они так называются? Эти куклы делаются очень просто. Такие куколки вполне подойдут для представления за небольшой настольной ширмой. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. А также пальчиковую игрушку можно изготовить из бумаги, связать спицами или крючком, а можно и сшить из ткани или меха.

Следующей разновидностью кукол являются куклы
- Тростевые - Почему они так называются? Тростевая кукла получила свое название от тростей с помощью которых актер управляет ее движениями. Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Тростевая кукла крупнее перчаточной. Работать с ней, гораздо, сложнее.

Следующей разновидностью кукол являются
- Куклы -тени . Как вы думаете, почему они так называются? Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

- Марионетки – куклы на ниточках . Кукла –марионетка управляется актером-кукловодом сверху с помощью нитей или металлического прута. Кукла-марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера.

Планшетная или паркетная кукла - это театральная кукла, которая "умеет ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название.

Куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее.

С помощью каких средств актер может передать настроение? Мимика, жесты, речь. -Итак, ребята, давайте проведем небольшую артистическую разминку, чтобы потренировать нашу мимику, жесты, пластику движений и речь.

Собирайся, детвора! Ра! Ра!

Начинается игра! Ра! Ра!

Да ладошек не жалей! Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!

Сколько времени сейчас? Час! Час!

Сколько будет через час? Час! Час!

И неправда: будет два! Два! Два!

Дремлет ваша голова! Ва! Ва!

Как поет в селе петух? Ух! Ух!

Да не филин, а петух? Ух! Ух!

Вы уверены, что так? Так! Так!

А на самом деле как? Как! Как!

Как живешь? Вот так!
(большой палец)
А плывешь? Вот так!
(показ)
Как бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Машешь в след? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!

-Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот

-Слишком много ножек у сороконожек.

-Наш Полкан попал в капкан.

-Три сороки-тараторки тараторили на горке.

-Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

-У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Я прочту стихотворение про облака. А вы изобразите, пожалуйста, на лице настроение каждого облака. Упражнение будем выполнять с закрытыми глазами. (Упражнение на развитие мимики)

По небу плыли облака,
И я на них смотрела.
И два похожих облака
Найти я захотела.

Вот облачко веселое
Смеется надо мной.
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!

А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.

И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.

А маленькое облачко
Над озером плывет.
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.

Открывайте глазки, хорошо у вас получилось. Какие по настроению были облака? Веселое, сердитое, грустное, удивленное.

- Ребята, наша театральная студия работает уже 3 года. И у нас с ребятами есть традиция изготавливать куклы и костюмы своими руками, ставить спектакли, выступать перед другими детьми и взрослыми. И сейчас я хотела бы продемонстрировать вам небольшую работу наших юных артистов.
Внимание на экран.( показ спектакля)

1.Летом гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь).

2. Рыжая пушистая, хитрая, кур таскает (Лиса).

3. Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу. ( Курица)

4.Скромный серенький воришка,

Прошмыгнул почти неслышно,

Утащил он хлеба корку,

Затаился снова в норке.

Держит ушки на макушке,

Очень умная зверюшка.

Знаешь ты её, малыш?

Озорница – это (Мышь).

5.Кто испек колобок? (Бабка).

6..Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

7.Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет. (Волк)

8.Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку. (Заяц)

9. Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали? (КОЛОБОК).

Учитель: Молодцы ребятишки, девчонки и мальчишки, справились с заданием, отгадали загадки.
А теперь эти куклы нужно оживить.
Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию в талии, движения всей руки – движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений.
(отработка движений)
Для упражнений с перчаточными куклами нужна ширма. Обычно кукол показывают из – за ширмы на 2/3 их роста ( как бы до колена). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать.
Чем дальше кукла от края ширмы, тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму её поднимают не у края, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперёд. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, её надо отвести на задний план и там опустить.
Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую. Чтобы вам было понятнее, я покажу на примере небольшого сказочного фрагмента, а помогут мне Ульяна и Илья

-Смотрите, смотрите и не говорите, что вы не видели.
Слушайте, слушайте и не говорите, что вы не слышали.
Только сегодня и только сейчас.
Только здесь и только для вас сказка ….. А какая сказка то?

- Наступила весна. Лисья избушка и растаяла. Стоит Лиса и горько плачет.

Лиса: - Ой, да что же это?! Где же я теперь жить ста-ану?!

Заяц (из окошка): - Говорил я тебе: лед растает.

Лиса: - Отстань ты от меня! Ой-ой-ой. Скоро стемнеет… Я разбойников боюсь! Шубку мою отнимут!

Заяц: - Слезами горю не поможешь!

Лиса: - Ой-ой-ой! Скоро дождь пойдет. Шубку мою намочит!

Заяц: - Одно к одному.

Лиса: - Апчхи! Кхе-кхе-кхе! Ой, простудилась! Температура 40!

Заяц: - Не может быть!

Лиса: - Кхе-кхе-кхе! Даже 42, а может, и 43! Пропаду я совсем! Помру от воспаления легких! Заинька, пусти переночевать!

Заяц: - Ну, что ж делать, переночуй, конечно. Я печку затоплю, чайком горячим тебя напою. Хворь-то и отстанет.

Ребята, скажите какая лисичка по характеру получилась? А зайчик?

Ребята, вот так работают куклами при показе кукольного спектакля. А кто управляет куклами? Артист- кукловод. Но для создания кукольного спектакля нужны не только артисты, но и люди других профессий. Во- первых, нужны режиссеры постановщики, сценаристы, которые работают над сюжетом. Для оформления спектакля нужны декорации. Их выполняют художники оформители, декораторы. Над изготовлением самих кукол и костюмов для них, работают модельеры и костюмеры.

Давайте представим себя в роли таких профессионалов. Сейчас мы с вами разделимся на группы и каждый выберет себе ту деятельность, которой он хотел бы заниматься, работая над подготовкой кукольного спектакля.

Вначале нам нужно будет выбрать сказку, над которой мы будем работать. А чтобы выбрать сказку у меня для вас есть подсказка

1.Кто хочет собрать картинки и по сюжету отгадать название сказок?

Первая творческая группа размещается за первым столом. (Дети собирают пазлы)

2.Далее нам нужны художники- декораторы. Кто хочет попробовать себя в этой роли? Вспомните стихотворение про облака, которое я вам читала. Какие вы изображали облака? Веселое, грустное, сердитое и удивленное. Вам нужно нарисовать на бумаге настроения облаков. Размещаемся за вторым столом. (Дети рисуют).

3.И еще мы с вами поучимся придумывать костюмы куклам. Ребята, кто хочет попробовать себя в роли костюмера и модельера? Прошу пройти и занять место за третьим столом. (Дети раскрашивают) -Отлично справились с заданием. Настало время поработать над нашим спектаклем.

Сабельки, сабельки, - поочередно, скрестно, ударяют вытянутыми

указательными пальцами.

Поведение итогов и рефлексия.
-Молодцы, вы справились с поставленной задачей. Снимите куклы и положите их себе на колени. Пусть хлопнет в ладоши тот:
•кому понравилось быть в роли актера;
•кто дальше хотел бы заниматься кукольным театром;
•кто научился работать с театральной перчаточной куклой.
С каким видом кукол вы сегодня работали на занятии?
Какие виды кукол вы еще знаете?
Нашим героям сказок пора возвращаться в волшебный сундучок. Пусть каждый, положив куклу, скажет несколько слов о сегодняшнем занятии. Что больше всего понравилось?

-Вот и прощаться пришла пора.
До свидания взрослые, до свиданья детвора!
(закрывается сундучок, музыка заканчивается).

Учитель: Какая самая лучшая награда для артиста?
Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.
Большое спасибо, что вы пришли сегодня на занятие. И на память каждому из вас я подарю небольшой блокнот с изображением сказочных героев. Пусть они улыбаются и напоминают вам о нашей встрече. До свидания!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.

Задачи:

Тип занятия - обобщение и систематизация знаний, пройденного материала.

Оборудование и материалы: иллюстрированный материал по истории куклы (Слайды), образцы кукол, ширма, компьютер.

Конспект открытого внеклассного занятия на тему:

Учитель Уразова Л.С.

Цель занятия: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.

Развивающие: развивать творческие способности и речь учащихся.

Воспитывающие: побудить интерес детей к импровизации, используя театральные куклы; создать творческую атмосферу на занятии.

Тип занятия - обобщение и систематизация знаний, пройденного материала.

Оборудование и материалы: иллюстрированный материал по истории куклы (Слайды), образцы кукол, ширма , компьютер.

Ход занятия

Организационный этап (музыкальное сопровождение)

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.

–Сегодня мы вновь встретились с вами на занятии кукольного кружка, и будем продолжать знакомство с этим интересным, удивительным миром. Как вы думаете, чему будет посвящена наша сегодняшняя встреча?

- Встреча со сказкой. Будем инсценировать сказку

2.Основной этап

Кукольный театр! Волшебные слова. Кукольное представление - наше любимое зрелище. Недаром Буратино отдал свою азбуку с цветными картинками за один билет в кукольный театр Карабаса-Барабаса. Откуда взялся этот удивительный мир? Вы все знаете, как бродячие кукольники ходили из деревни в деревню, из города в город, из страны в страну и давали представления. Они высмеивали плохие черты человеческого характера, лень, зло, зазнайство, невежество. А куклы создавали своими руками.

вот кукол близких к театральным куклам делали по – особому, чтобы она могла совершать движения.

Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в театр. Мы обобщим с его историей, узнаем, каким он был в древние времена, и каким стал сейчас, увидим театральные куклы и научимся ими управлять. А управляет куклой человек, которого называют – кукловод.

Показ слайдов об истории театра кукол

Ребята, да здесь много разных кукол, из разных материалов: это бумажные куклы: объемные и плоские; деревянные, вязанные. Где декорации и герои выставляются на столе. Такой театр напоминает оживший детский рисунок .Эти куклы предназначены для самого простейшего театра- настольного(приложение 1)

От простейшего театра на столе теперь перейдём к более сложным формам кукольного театра.

По способу управления куклы делятся на два основных вида – ВЕРХОВЫЕ и НАПОЛЬНЫЕ.

К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы и зритель его не видит.

Напольные в отличии от верховых находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрителей


.

И у нас есть такие куклы

ПЕРЧАТОЧНЫЕ - На Руси издавна существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами – Петрушками, надеваемыми на руку. Вы наверное заметили что верховые куклы все разные. На такие типы подразделяются они:

ВЕРХОВЫЕ- перчаточные, пальчиковые, тростевые, теневые. К верховым относятся те, которыми актер – кукловод управляет снизу из - за ширмы и зритель его не видит.

НАПОЛЬНЫЕ –марионетки, большие куклы. Напольные в отличии от верховых находятся ниже актера, прямо на полу. Актер находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрител


Главный герой народного театра в России был и есть Петрушка, который дополнялся медведем или скоморохом.
Знакомство с гостями

Эльмира –Здравствуйте, это я-Петрушка. Давайте познакомимся, я скажу: Раз, два –три, свое имя назови-вы негромко произносите свои имена, тогда я узнаю кто вы.

-Раз, два , три, свое имя назови!

-Вот и познакомились.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ – основой - туловищем, такой куклы служит пальчик. На


каждом пальчике создаётся образ персонажа. Сказка Колобок

МАРИОНЕТКИ - куклы управляемые сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваг. Это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.


Учитель: Разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. А так же изготовленные своими руками театр на дисках, театр на прищепках.



Театр ложек


Театр на дисках


Куклы из носков


Каков итог большинства сказок.?

Мы познакомились со многими интересными системами кукол для кукольного театра и убедились, что разнообразие их бесконечно.

- Ребятам было дано задание перед занятием разыграть отрывок из сказки и подумаем, чему учит эта сказка

Инсценировка сказки Заяц и Лиса

- Наступила весна. Лисья избушка растаяла. Стоит Лиса и горько плачет.

Что это за сказка?

Чем она закончилась? Какая лиса в этой сказке? А заяц? Чему учит сказка?

Вам задание- придумать за 5 минут продолжение, используя куклы, которые лежат у вас

Педагог: Ребята, посмотрите Петрушка нам что-то хочет сказать, только просит поместить его вот за эту небольшую ширму, так как в старые времена за такой же ширмой он вместе с друзьями выступал на площадях и ярмарках, в городах и деревнях.

(Педагог заходит за круглую ширму. И вот над ней появляется Петрушка.)

Здрасьте, здрасьте, зрители!
Гости заезжие, господа приезжие!
Все собрались, никого не ждем
Тогда разговор начнем.

Петрушка: Я хочу вам задать несколько вопросов! Вы готовы?.

Петрушка: Без чего нельзя обойтись в кукольном театре?

Петрушка: Назовите самый простейший кукольный театр?

Петрушка: На какие виды делятся куклы по способу управления?

Дети: Верховые и напольные.

Петрушка: Как называется кукла, одетая на руку?

Петрушка: Молодцы! Чудеса, да и только! Вот знатоков здесь сколько! Вот теперь я хочу вас пригласить в кружок «кукольных наук". Нам такие способные кукловоды очень нужны! До свидания.

Педагог (выходя из-за ширмы) Ну, что ребята, вы хорошо справились сегодняшним нашем заданием ? Вы Петрушке понравились

Педагог: Дорогие зрители! Сказку посмотреть, не хотите ли? Сказку не простую, а кукольную.

-Какая самая лучшая награда для артиста? (Аплодисменты зрителей)

Вручение цветов.

Заключительный этап

Педагог: Ребята, мы сегодня не только с вами побывали в гостях у кукольного театра, но и сами разыграли сказку. Ваши руки попробовали ее оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Наши занятия помогут вам познать не только секреты кукольного театра, но и познать самого себя. Наше занятие закончено.

Читайте также: