Кубановедение 6 класс учебник трехбратов конспект 6 параграф
Обновлено: 20.05.2024
- познакомить учащихся с классификацией и разнообразием природных объектов и памятников культуры Кубани, своей местности.
-продолжить формирование у школьников осознания, что памятники природы родного края имеют огромное, научное, рекреационное, эстетическое и экологическое значение.
Привить интерес и мотивации обучения, уважительного и бережного отношения к природе своей малой родины.
Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Образовательные ресурсы:
-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 6 класс. Краснодар, 2008;
-атлас История Кубани, схемы, таблицы;
Исследователи Кубани: Б.Р. Мавлюдов, И.А. Кусый
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, Технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации. Формирование проблемы.
- Сегодня мы с вами начинаем новую тему по кубановедению.
Обратите внимание на тему урока: «природные объекты и памятники природы, истории и культуры
- Как вы думаете, почему именно так обозначена тема заключительного урока нашего курса?
- О чем мы с вами будем сегодня говорить?
Ответы на вопросы учителя.
-анализировать, делать обобщения, выводы.
II. Поиск решения проблемы.
III. Выражение решения проблемы.
1. Рассказ учителя.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по нашему краю и познакомимся с природными объектами и памятниками истории и культуры.
К природным объектам относят любые природные компоненты. Это могут быть: отдельно стоящее дерево, скала, водоем и т.д., которые привлекают туристов своей красотой, неповторимостью форм, происхождения.
Памятники природы имеют большое научное , рекреационное и эстетическое значение. Поэтому они являтся охраняемыми природными объектами.
Роль учителя – координатор деятельности учащихся.
Задание № 1
Классификация природных объектов
Наиболее известные охраняемые природные объекты Краснодарского края
Водные
Геологические
ботанические
комплексные
Задание № 2
Ответь на вопросы
Почему уникальные уголки природы необходимо охранять?
Какое значение для жителей нашего края имеют памятники истории и культуры?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок 31. Тема . Кубань в произведениях русской литературы XV - XVI веков, документах, сочинениях иностранных авторов.
Цель. Познакомить учащихся с произведениями словесности XV века, связанными с кубанской землёй.
2. Развивающая. Создание условий для реализации потребности транслировать своё мировосприятие исторического и духовного прошлого средневековой Кубани посредством диалога и выполнения творческих работ. 3. Воспитательная. Привитие бережного отношения и чувства уважения к историческому духовному наследию наших предков.
Исторические личности : Иосиф Волоцкий, Мацей Меховский, Сигизмунд Герберштейн.
Учебное оборудование.
1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.
Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009
Справочный материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя)
ТСО: мультимедийное оборудование
Работа с терминами .
Основные понятия: апостол, епархия
Тип урока: комбинированный урок – практикум.
План урока (фазы).
II . Осмысление (реализация).
III . Рефлексия/саморефлексия учащихся.
VI . Домашнее задние.
I . Фаза урока ВЫЗОВ.
Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу/проверка домашнего задания.
Работа с терминами.
Переставить буквы в словах так, чтобы получились определения понятий:
1. Летопись-______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________ .
Игумен -________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________ .
Чин, настоятелю, духовный, присваиваемый, православного монастыря.
3. Ересь -__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________ .
Взгляды, противоречащие, в, религиозные, христианстве, церкви, учению.
Духовный чин, присваиваемый настоятелю православного монастыря.
В христианстве религиозные взгляды, противоречащие учению церкви.
Ответы на вопросы № 1 – 3, стр. 121
2. Инициация учащихся. Интерактивная беседа по вопросам.
Ответить на вопросы:
- какие древнерусские письмена поведали нам о средневековой истории Кубани?
- из каких других источников мы можем узнать о родном крае?
- предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
Учитель объявляет тему урока, даёт первичную информацию.
Информация для учащихся . Во второй половине XV века темы, напрямую или косвенно связанные с кубанской землёй, вновь появились в отдельных произведениях словесности. Помимо различных произведений русской литературы, в XV - XVI веках эти темы начали прослеживаться в различных документах, сочинениях, трудах зарубежных авторов.
Фаза урока: ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).
Заполнить таблицу.
Линии сравнения
Иосиф
Волоцкий
Мацей
Меховский
Сигизмунд
Герберштейн
Национальность/
Название произведения
Как дано отражение кубанской тематики
Историческая и культурная ценности
III . Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ/саморефлексия.
Рефлексия содержания учебного материала.
Угадать по фрагменту описания название произведения и автора.
1. Речь идёт о географическом сочинении, написанном в начале XVI века. Перечисляя народы Северного Кавказа, автор упоминает и Черкасов, которые по его мнению происходят из Руси и говорят на русском языке. "Все это христиане греческого обряда, обращенные святым Кириллом"…
___________________________________________________________________________________________ .
_____________________________________________________________________________________________ Ответы :
2. Фрагмент текста из трудов Иосифа Волоцкого.
Прочитать текст параграфа стр. 124,
ответить на вопросы:
- В каком литературном памятнике описана история адыгских посольств?
2. Саморефлексия учащихся (на выбор учителя, смотри Приложения № 2)
- оценка работы класса учителем.
VI . Домашнее задние.
Параграф № 29, стр. 122-124
Устно ответить на вопросы № 1 – 3, стр. 124
Выполнить задание № 5. Написать ответ на вопрос(3-4 предложения):
- в чём заключается важнейший принцип историзма в памятниках древнерусской литературы?
Изучение ценностей этнохудожественной культуры адыгов в средневековый период.
1. Обучающая . Познакомить учащихся с выдающимся памятником мировой художественной культуры, содержащим ценнейшую информацию об историческом письменном памятнике адыгского народа.
2. Развивающая. Активизация творческого воображения учащихся в создании героических образов нартских богатырей.
3. Воспитательная. Привитие идеалов мужества, добра, красоты и справедливости на ярком примере героических подвигов главных героев нартского эпоса.
Учебное оборудование.
1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.
Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009
ТСО: мультимедийное оборудование.
Работа с терминами .
Основные понятия: этнография, фольклор, эпос, нарты, джегуако.
Тип урока: комбинированный.
План урока (фазы).
II . Осмысление (реализация).
III . Рефлексия/саморефлексия учащихся.
VI . Домашнее задние.
Фаза урока ВЫЗОВ.
Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу/проверка домашнего задания.
Ответы на вопросы параграфа № 1 – 3, стр. 124 учебника.
2. Инициация учащихся. Выполнение задания, включающего в себя проработку терминов и понятий.
Учитель объявляет тему урока и предлагает учащимся ответить на вопросы.
Ответить на вопросы:
- какие известные вам произведения устного народного творчества ярко характеризуют героические подвиги русского народа?
(легенды, сказания, былины)
- что такое фольклор?
- вспомните, как называется наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру?
(этнография).
(адыгах ).
II . Фаза урока. Осмысление (реализация).
Учащимся предлагается изучение нового материала по по принципу приёмов технологии РКМ:
Учащиеся поступательно разбирают предложенный текст: после прочтения каждого фрагмента текста, делятся впечатлениями, записывают необходимую информацию в таблицу.
Прочитать информацию.
Комментарии.
/почему привлекла ваше внимание/
Вопросы к учителю
Примерные фрагменты текстов.
1фрагмент.
Эпос “Нарты” - уникальный памятник духовной культуры адыгского народа, его самобытности, олицетворяющей свободолюбивый дух адыгов, их многовековую борьбу против иноземных захватчиков. Герои эпоса - суровые богатыри, они не страшатся трудностей, способны перенести любые лишения и невзгоды, готовы пойти на любые испытания, защищая честь человека, его свободу и счастье. Идеал нарта - стойкость, бесстрашие, утверждение правды и справедливости, помощь слабому, свобода человека. Всё это составляет своеобразный моральный кодекс, выработанный зихо-меото-адыгами на протяжении тысячелетий. Само слово “ нарт” означает – “глаз дарящий”, то есть готовый оказывать помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое - свою жизнь, свой глаз.
2 фрагмент.
Распространенным жанром являются в устном народном творчестве адыгов и сказки, эмоционально богатые, глубоко лиричные. В них труд рассматривается как непременное условие ликвидации социального неравенства. В сказках обнажается и бичуется все бесчеловечное и грубое, все, что мешает мирной трудовой жизни народа. В то же время народный герой наделен такими качествами как честность, скромность, непримиримость к внешним и внутренним врагам. Сказки воспевают духовную и физическую красоту человека, его разум, они проникнуты неугасимой верой в торжество добра над злом, правды над ложью. Бесценным творением в духовной культуре адыгов является нартский эпос, зародившийся еще в древнейшее время. Эпос включает свыше 100 личных имен.
Существовали следующие основные виды народных сказок: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки, небылицы. Наиболее популярны были волшебные сказки, полные вымысла и фантастики, чудес и невероятных событий. Сказки отражали в присущих им специфических формах жизнь народа, его художественное мышление. В волшебных сказках отражены идеи патриотизма и защиты отечества, борьбы с эксплуататорами, с силами зла вообще.
3 фрагмент.
4 фрагмент.
Большую роль в развитии устного народного творчества сыграли народные музыканты, певцы и сочинители песен — джегуако .
Богато и разнообразно песенное творчество адыгов. Песня сопровождала горца от рождения его и до смерти. Многим религиозным обрядам сопутствовали песни.
Древний адыгский народ выработал самобытные музыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками. К музыкальным инструментам адыгов принадлежат: камыль — вид продольной открытой флейты; сырын — вид свистковой продольной флейты; бжамый— мундштучный духовой инструмент из рога; апепшин — щипковый струнный инструмент типа балалайки; пшинетарко — щипковый струнный инструмент типа угловой арфы; шичепщин — смычковый струнный инструмент типа скрипки; пшинекеб— смычковый струнный инструмент типа виолончели; шонтырып— ударный мембранный инструмент типа барабана; пхачич— ударный самозвучащий инструмент типа трещотки.
Кроме собственно адыгских были инструменты, заимствованные у других народов, но ставшие чисто национальными. Это пшине (пщынэ) — язычковый инструмент типа гармоники, накыре —духовой инструмент типа зурны.
III . Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ.
Рефлексия содержания учебного материала.
Прочитать текст параграфа стр. 126,
ответив на следующие вопросы:
Какова главная цель жизни главного адыгского богатыря?
В каком эпизоде ярко характеризуются главные черты настоящего джигита Сосруко?
Сюжеты нартского эпоса разделены на циклы?
2.Нартские эпосы описывают только героическое прошлое адыгский богатырей?
Горские народы Северного Кавказа в эпоху средневековья не имели письменности?
Имя нарта Сосруко связано с легендой о чудесном рождении мальчика из камня в в горячем, пылающем огнём состоянии?
Ответы: да, нет, да, да
Прочитать описание нартского воина адыгским культурологом Кларой Меретуковой – Хагуровой,
нарисовать свой образ нартского богатыря:
Саморефлексия учащихся (По выбору учителя, смотри Приложение № 2)
Подведение итогов урока учителем.
VI . Домашнее задание.
В учебнике представлен интегрированный курс кубановедения для 6 класса общеобразовательных учреждений. Познакомившись с природой родного края, учащиеся получают возможность совершить заочное путешествие в прошлое. В доступной форме авторы рассказывают о социально-экономической, политической, военной истории народов, населявших Кубань в эпоху Средневековья (IV-XVI вв.). об их материальной и духовной культуре. Привлечение различных источников, богатый иллюстративный материал будут способствовать усвоению учебного материала.
Оценить 4921 0
Конспект урока по кубановедению в 6 классе
Учитель Сидоренко Ирина Владимировна
Дата проведения
Тема урока: " Великая Булгария. Аварский каганат"
•Познакомить учащихся с нашествием кочевых народов на Северный Кавказ.
•Выяснить особенности создания и причины распада государств – Великой Болгарии и Аварского каганата.
•Способствовать расширению кругозора учащихся о своем родном крае. Развивать навыки работы с документами, картой, умение выделить главное.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, доска
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Великая Булгария – государство созданное тюрко-язычными болгарами в VII веке, занимавшее территорию от Кубани до Днепра.
Каганат – название государства у древних тюркских народов: авар, хазар и других.
Хан – правитель племени, вошедшего в тюрко-язычное государство.
Хан Курбат – расцвет Великой Булгарии.
Патрикий – один из титулов служилой знати.
Хан Аспарух – Дунайская Булгария.
Хан Батбай – вошли в Хазарский каганат.
Хан Баян – возглавлял Аварский каганат.
Болгары – племена, объединившиеся в 7 веке и создавшие на территории Северного Кавказа государство Великую Болгарию.
Читайте также: