Кубановедение 6 класс учебник трехбратов конспект 6 параграф

Обновлено: 20.05.2024

- познакомить учащихся с классификацией и разнообразием природных объектов и памятников культуры Кубани, своей местности.

-продолжить формирование у школьников осознания, что памятники природы родного края имеют огромное, научное, рекреационное, эстетическое и экологическое значение.

Привить интерес и мотивации обучения, уважительного и бережного отношения к природе своей малой родины.

Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Образовательные ресурсы:

-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 6 класс. Краснодар, 2008;

-атлас История Кубани, схемы, таблицы;

Исследователи Кубани: Б.Р. Мавлюдов, И.А. Кусый

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, Технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формирование проблемы.

- Сегодня мы с вами начинаем новую тему по кубановедению.

Обратите внимание на тему урока: «природные объекты и памятники природы, истории и культуры

- Как вы думаете, почему именно так обозначена тема заключительного урока нашего курса?

- О чем мы с вами будем сегодня говорить?

Ответы на вопросы учителя.

-анализировать, делать обобщения, выводы.

II. Поиск решения проблемы.

III. Выражение решения проблемы.

1. Рассказ учителя.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по нашему краю и познакомимся с природными объектами и памятниками истории и культуры.

К природным объектам относят любые природные компоненты. Это могут быть: отдельно стоящее дерево, скала, водоем и т.д., которые привлекают туристов своей красотой, неповторимостью форм, происхождения.

Памятники природы имеют большое научное , рекреационное и эстетическое значение. Поэтому они являтся охраняемыми природными объектами.

Роль учителя – координатор деятельности учащихся.

Задание № 1

Классификация природных объектов

Наиболее известные охраняемые природные объекты Краснодарского края

Водные

Геологические

ботанические

комплексные

Задание № 2

Ответь на вопросы

Почему уникальные уголки природы необходимо охранять?

Какое значение для жителей нашего края имеют памятники истории и культуры?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 31. Тема . Кубань в произведениях русской литературы XV - XVI веков, документах, сочинениях иностранных авторов.

Цель. Познакомить учащихся с произведениями словесности XV века, связанными с кубанской землёй.

2. Развивающая. Создание условий для реализации потребности транслировать своё мировосприятие исторического и духовного прошлого средневековой Кубани посредством диалога и выполнения творческих работ. 3. Воспитательная. Привитие бережного отношения и чувства уважения к историческому духовному наследию наших предков.

Исторические личности : Иосиф Волоцкий, Мацей Меховский, Сигизмунд Герберштейн.

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.

Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009

Справочный материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя)

ТСО: мультимедийное оборудование

Работа с терминами .

Основные понятия: апостол, епархия

Тип урока: комбинированный урок – практикум.

План урока (фазы).

II . Осмысление (реализация).

III . Рефлексия/саморефлексия учащихся.

VI . Домашнее задние.

I . Фаза урока ВЫЗОВ.

Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу/проверка домашнего задания.

Работа с терминами.

Переставить буквы в словах так, чтобы получились определения понятий:

1. Летопись-______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ .

Игумен -________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ .

Чин, настоятелю, духовный, присваиваемый, православного монастыря.

3. Ересь -__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________ .

Взгляды, противоречащие, в, религиозные, христианстве, церкви, учению.

Духовный чин, присваиваемый настоятелю православного монастыря.

В христианстве религиозные взгляды, противоречащие учению церкви.

Ответы на вопросы № 1 – 3, стр. 121

2. Инициация учащихся. Интерактивная беседа по вопросам.

Ответить на вопросы:

- какие древнерусские письмена поведали нам о средневековой истории Кубани?

- из каких других источников мы можем узнать о родном крае?

- предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

Учитель объявляет тему урока, даёт первичную информацию.

Информация для учащихся . Во второй половине XV века темы, напрямую или косвенно связанные с кубанской землёй, вновь появились в отдельных произведениях словесности. Помимо различных произведений русской литературы, в XV - XVI веках эти темы начали прослеживаться в различных документах, сочинениях, трудах зарубежных авторов.

Фаза урока: ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Заполнить таблицу.

Линии сравнения

Иосиф

Волоцкий

Мацей

Меховский

Сигизмунд

Герберштейн

Национальность/

Название произведения

Как дано отражение кубанской тематики

Историческая и культурная ценности

III . Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ/саморефлексия.

Рефлексия содержания учебного материала.

Угадать по фрагменту описания название произведения и автора.

1. Речь идёт о географическом сочинении, написанном в начале XVI века. Перечисляя народы Северного Кавказа, автор упоминает и Черкасов, которые по его мнению происходят из Руси и говорят на русском языке. "Все это христиане греческого обряда, обращенные святым Кириллом"…

___________________________________________________________________________________________ .

_____________________________________________________________________________________________ Ответы :

2. Фрагмент текста из трудов Иосифа Волоцкого.

Прочитать текст параграфа стр. 124,

ответить на вопросы:

- В каком литературном памятнике описана история адыгских посольств?

2. Саморефлексия учащихся (на выбор учителя, смотри Приложения № 2)

- оценка работы класса учителем.

VI . Домашнее задние.

Параграф № 29, стр. 122-124

Устно ответить на вопросы № 1 – 3, стр. 124

Выполнить задание № 5. Написать ответ на вопрос(3-4 предложения):

- в чём заключается важнейший принцип историзма в памятниках древнерусской литературы?

Изучение ценностей этнохудожественной культуры адыгов в средневековый период.

1. Обучающая . Познакомить учащихся с выдающимся памятником мировой художественной культуры, содержащим ценнейшую информацию об историческом письменном памятнике адыгского народа.

2. Развивающая. Активизация творческого воображения учащихся в создании героических образов нартских богатырей.

3. Воспитательная. Привитие идеалов мужества, добра, красоты и справедливости на ярком примере героических подвигов главных героев нартского эпоса.

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.

Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009

ТСО: мультимедийное оборудование.

Работа с терминами .

Основные понятия: этнография, фольклор, эпос, нарты, джегуако.

Тип урока: комбинированный.

План урока (фазы).

II . Осмысление (реализация).

III . Рефлексия/саморефлексия учащихся.

VI . Домашнее задние.

Фаза урока ВЫЗОВ.

Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу/проверка домашнего задания.

Ответы на вопросы параграфа № 1 – 3, стр. 124 учебника.

2. Инициация учащихся. Выполнение задания, включающего в себя проработку терминов и понятий.

Учитель объявляет тему урока и предлагает учащимся ответить на вопросы.

Ответить на вопросы:

- какие известные вам произведения устного народного творчества ярко характеризуют героические подвиги русского народа?

(легенды, сказания, былины)

- что такое фольклор?

- вспомните, как называется наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру?

(этнография).

(адыгах ).

II . Фаза урока. Осмысление (реализация).

Учащимся предлагается изучение нового материала по по принципу приёмов технологии РКМ:

Учащиеся поступательно разбирают предложенный текст: после прочтения каждого фрагмента текста, делятся впечатлениями, записывают необходимую информацию в таблицу.

Прочитать информацию.

Комментарии.

/почему привлекла ваше внимание/

Вопросы к учителю

Примерные фрагменты текстов.

1фрагмент.

Эпос “Нарты” - уникальный памятник духовной культуры адыгского народа, его самобытности, олицетворяющей свободолюбивый дух адыгов, их многовековую борьбу против иноземных захватчиков. Герои эпоса - суровые богатыри, они не страшатся трудностей, способны перенести любые лишения и невзгоды, готовы пойти на любые испытания, защищая честь человека, его свободу и счастье. Идеал нарта - стойкость, бесстрашие, утверждение правды и справедливости, помощь слабому, свобода человека. Всё это составляет своеобразный моральный кодекс, выработанный зихо-меото-адыгами на протяжении тысячелетий. Само слово “ нарт” означает – “глаз дарящий”, то есть готовый оказывать помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое - свою жизнь, свой глаз.

2 фрагмент.

Распространенным жанром являются в устном народном творчестве адыгов и сказки, эмоционально богатые, глубоко лиричные. В них труд рассматривается как непременное условие ликвидации социального неравенства. В сказках обнажается и бичуется все бесчеловечное и грубое, все, что мешает мирной трудовой жизни народа. В то же время народный герой наделен такими качествами как честность, скромность, непримиримость к внешним и внутренним врагам. Сказки воспевают духовную и физическую красоту человека, его разум, они проникнуты неугасимой верой в торжество добра над злом, правды над ложью. Бесценным творением в духовной культуре адыгов является нартский эпос, зародившийся еще в древнейшее время. Эпос включает свыше 100 личных имен.

Существовали следующие основные виды народных сказок: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки, небылицы. Наиболее популярны были волшебные сказки, полные вымысла и фантастики, чудес и невероятных событий. Сказки отражали в присущих им специфических формах жизнь народа, его художественное мышление. В волшебных сказках отражены идеи патриотизма и защиты отечества, борьбы с эксплуататорами, с силами зла вообще.

3 фрагмент.

4 фрагмент.

Большую роль в развитии устного народного творчества сыграли народные музыканты, певцы и сочинители песен — джегуако .

Богато и разнообразно песенное творчество адыгов. Песня сопровождала горца от рождения его и до смерти. Многим религиозным обрядам сопутствовали песни.

Древний адыгский народ выработал самобытные музыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками. К музыкальным инструментам адыгов принадлежат: камыль — вид продольной открытой флейты; сырын — вид свистковой продольной флейты; бжамый— мундштучный духовой инструмент из рога; апепшин — щипковый струнный инструмент типа балалайки; пшинетарко — щипковый струнный инструмент типа угловой арфы; шичепщин — смычковый струнный инструмент типа скрипки; пшинекеб— смычковый струнный инструмент типа виолончели; шонтырып— ударный мембранный инструмент типа барабана; пхачич— ударный самозвучащий инструмент типа трещотки.

Кроме собственно адыгских были инструменты, заимствованные у других народов, но ставшие чисто национальными. Это пшине (пщынэ) — язычковый инструмент типа гармоники, накыре —духовой инструмент типа зурны.

III . Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ.

Рефлексия содержания учебного материала.

Прочитать текст параграфа стр. 126,

ответив на следующие вопросы:

Какова главная цель жизни главного адыгского богатыря?

В каком эпизоде ярко характеризуются главные черты настоящего джигита Сосруко?

Сюжеты нартского эпоса разделены на циклы?

2.Нартские эпосы описывают только героическое прошлое адыгский богатырей?

Горские народы Северного Кавказа в эпоху средневековья не имели письменности?

Имя нарта Сосруко связано с легендой о чудесном рождении мальчика из камня в в горячем, пылающем огнём состоянии?

Ответы: да, нет, да, да

Прочитать описание нартского воина адыгским культурологом Кларой Меретуковой – Хагуровой,

нарисовать свой образ нартского богатыря:

Саморефлексия учащихся (По выбору учителя, смотри Приложение № 2)

Подведение итогов урока учителем.

VI . Домашнее задание.

Кубановедение. 6 класс - Трехбратов Б.А. и др.

В учебнике представлен интегрированный курс кубановедения для 6 класса общеобразовательных учреждений. Познакомившись с природой родного края, учащиеся получают возможность совершить заочное путешествие в прошлое. В доступной форме авторы рассказывают о социально-экономической, политической, военной истории народов, населявших Кубань в эпоху Средневековья (IV-XVI вв.). об их материальной и духовной культуре. Привлечение различных источников, богатый иллюстративный материал будут способствовать усвоению учебного материала.


Оценить 4921 0

Конспект урока по кубановедению в 6 классе

Учитель Сидоренко Ирина Владимировна

Дата проведения

Тема урока: " Великая Булгария. Аварский каганат"

•Познакомить учащихся с нашествием кочевых народов на Северный Кавказ.

•Выяснить особенности создания и причины распада государств – Великой Болгарии и Аварского каганата.

•Способствовать расширению кругозора учащихся о своем родном крае. Развивать навыки работы с документами, картой, умение выделить главное.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, доска

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Великая Булгария – государство созданное тюрко-язычными болгарами в VII веке, занимавшее территорию от Кубани до Днепра.

Каганат – название государства у древних тюркских народов: авар, хазар и других.

Хан – правитель племени, вошедшего в тюрко-язычное государство.

Хан Курбат – расцвет Великой Булгарии.

Патрикий – один из титулов служилой знати.

Хан Аспарух – Дунайская Булгария.

Хан Батбай – вошли в Хазарский каганат.

Хан Баян – возглавлял Аварский каганат.

Болгары – племена, объединившиеся в 7 веке и создавшие на территории Северного Кавказа государство Великую Болгарию.

Читайте также: