Кто занимается домашним хозяйством 2 класс начальная школа 21 века конспект

Обновлено: 07.07.2024

– Чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии, отгадайте загадку и ребус:

Там есть папа, мама,
Бабушка и я.
Вместе мы – большая,
Дружная … (семья)

– Сегодня мы выясним (открывается тема на доске), что такое семья.

II. Усвоение новых знаний. Знакомство с понятием “семья”

– А как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)

– Действительно, все члены семьи (или все домочадцы, как называли членов семьи в старину) живут в одной квартире (схема в учебнике на стр. 34), вместе занимаются домашним хозяйством, распределяют деньги на покупки и хозяйство, вместе отдыхают, а самое главное, все члены семьи любят и уважают друг друга.

– Говорят, что когда в семье люди живут дружно, то со временем они становятся похожи друг на друга. Как в стихотворении Р. Сефа “На свете все на все похоже”.

На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму.

III. Знакомство с понятием “поколение”

– А на кого еще могут быть похожи дети?

Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое
И немножко злюсь и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: “Где я был тогда?”
Отвечает папа: “Не было тебя!”
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная семья. (свадебная фотография)

– Действительно, как такое могло случиться? [Семья рождается до появления детей, тогда, когда мужчина и женщина становятся мужем и женой. Позже у них рождаются дети, а потом появляются и внуки.]

Есть такие семьи, в которых проживает сразу несколько поколений. Поколение – это люди одного возраста.

– Сколько поколений в этой семье? (работа с картинками-фишками: мама, папа, дедушка, бабушка, дочь, сын).

IV. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

– А сколько поколений в семье Васятки? (в учебнике на стр. 35)

Рассказ “Кто кому кто”

Васятка рассказывает другу:

– У меня есть мама, папа, брат Егор и сестра Даша. У мамы есть мама и папа. А у маминой мамы есть брат и сестра. У брата – две дочки, а у сестры – два сына. А у папиного папы есть еще папа.

Совсем запутался Васяткин друг, никак не разберется, кто кому кто. Помоги ему: назови всех родственников Васятки. Есть ли у мальчика прадедушка? А братья и сестры? А тети и дяди?

– Чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, заполните схему

Работа со схемой “Васятка” в группах

Проверка: восстановление схемы на доске.


IV. Воспитание бережного отношения к близким людям.

1) Работа в группах

– Когда дома собирается вместе старшее и младшее поколения, вспомните, кто чем обычно занимается. Перед вами тесты. Соотнесите левую и правую части, соедините соответственно стрелками.

Представьте, что вы (1-я группа) – мама, вы (2-я группа) – папа, вы (3-я группа) – бабушка или дедушка, вы (4-я группа) – сын или дочь.

  • Вытирает пыль
  • Рисует
  • Стирает белье
  • Читает газету (мама)
  • Играет
  • Готовит ужин
  • Пылесосит (папа)
  • Смотрит телевизор
  • Моет полы (бабушка или дедушка)
  • Готовит уроки
  • Гладит белье (сын или дочь)
  • Штопает носки
  • Вяжет
  • Дремлет
  • Ухаживает за растениями
  • Моет посуду

– Чем же обычно занимаются дети? Старшее поколение? Папа? Мама?

  • Дети играют
  • Мама приносит покупки
  • Папа читает газету
  • Мама моет пол
  • Дедушка смотрит телевизор
  • Мама стирает белье
  • Бабушка вяжет
  • Мама готовит ужин

3) Определение понятия “Душевная теплота”

– И вот однажды мама взмолилась:

“Мне не хватает теплоты”, –
Сказала мама дочке.
Дочь удивилась: “Мерзнешь ты
И в зимние денечки?
“Ты не поймешь, еще мала”,-
Сказала мать устало.
А дочь кричит: “Я поняла!”
И тащит одеяло.

– Как вы понимаете выражение “не хватает теплоты”? О какой теплоте говорит мама в стихотворении А.Л. Барто “Разговор с дочкой”? Как нужно относиться к своим близким, чтобы им с нами было тепло и приятно?

4) Аукцион “Ласковые слова”

5) Работа по тетрадям на стр. 23.

– У вас в тетради есть три истории. Герои этих историй тоже заботятся о своих близких. Или вы не согласны?

6) – Посовещайтесь в группах и определите, чем, на ваш взгляд, хотел бы заняться каждый член семьи вечером?

  • все продукты засыпаются сразу, кастрюля-компьютер сама устанавливает температурный режим для продуктов и время приготовления;
  • после приготовления еды кастрюля-компьютер сама выключается и сообщает об этом членам семьи;
  • кастрюля имеет три отсека: для первого, второго и третьего; вся еда готовится одновременно;
  • приготовление пищи сопровождается любимой музыкой всех членов семьи (по их заказу);
  • кастрюля имеет экран для наблюдения за приготовлением еды. Если хозяйка забыла что-то положить из продуктов, на экране загорается лампочка тревоги.

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

– Вам необходимо сконструировать свою “Домашнюю машину XXI века” и на следующем занятии защитить свой проект, доказав необходимость такой машины в хозяйстве человека.

– Но это все, конечно, мечты. А как в реальности маме сократить время на домашнее хозяйство? [ Нужно ей помочь].

8) Проблемная ситуация. Учебник. Стр. 36.

– Тогда у меня для вас вопрос. Может ли девочка забить гвоздь или починить табуретку? Или это мужская работа? Может ли мальчик приготовить пирог, постирать белье, уложить малышку спать? Или это женская работа?

Что об этом думают наши старые знакомые – Егор и Даша?

Егор: “Мужчина в семье должен выполнять самую тяжелую работу”

Даша: “Я не согласна с Егором. В дружной семье все дела делают вместе. И никто не говорит, что это не его работа”.

– Помните, как в стихотворении…

Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял,
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
“Молодчина ты, сынок!”

[У каждого члена семьи должны быть свои обязанности. Мужчины должны стараться взять на себя самую трудоемкую работу].

– Какие же обязанности могли бы взять на себя дети? А папа? А дедушка? А бабушка? А мама? Пожалуйста, приступайте к их выполнению!

VI. Ролевая игра “Выполнение обязанностей в семье”

VII. Контроль и самопроверка знаний.

– Как быстро мы справились со своими обязанностями. Почему нам так быстро удалось все сделать?

– Теперь все вместе мы сможем поужинать и отдыхать: поиграть, посмотреть телевизор, отгадать кроссворд.

Отгадывание кроссворда “Семья” (рисунок 2):


  1. Мальчик в семье
  2. Папин папа
  3. Бабушкина дочь
  4. Мамина девочка
  5. Мамин брат

– Так что такое семья? Что такое дружная семья?

– Как вы думаете, подтверждают ли правильность наших выводов эти пословицы?

VIII. Рефлексия:

Цветограмма (оценка собственной деятельности в цвете : активность работы, что узнал нового, что было интересного) обсуждается в группе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Ф.И. практиканта: Миллер Марина Алексеевна

Предмет: Окружающий мир

Дата проведения: 07.11.2019

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с тем, кто в семье занимается домашним хозяйством, формирования стремления помогать семье в домашних делах.

Задачи урока:

Дидактические: актуализация элементарных представлений обучающихся о семье, о том кто в семье занимается домашним хозяйством; повторить взаимосвязи поколений в семье.

Развивающие: развитие логического мышления, воображения, умения работать с учебником.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважения к близким людям, стремление помогать им.

Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация), практические (работа с карточками)

Средства обучения:

Этапы урока

Форма организации учебной деятельности (Ф,П,Г, И)

(П -познавательные,

Р -регулятивные,

К -коммуникативные)

Организационно – мотивационный этап

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Алексеевна и сегодня я проведу урок окружающего мира.

- Проверьте готовность к уроку, у вас на партах должны лежать учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Присаживайтесь.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Проверяют готовность к уроку

Слушать учителя и понимать речь других (К)

Самостоятельно организовывать свое рабочее место (Р)

Формирование мотивации к обучению.

Формирование уважительного отношения к учителю и одноклассникам.

Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

- В начале урока я предлагаю вам немного поработать в парах. Какие правила работы вам известны?

- Нужно разгадать кроссворд:


- Когда закончите, покажите мне свою готовность домиком. Сравните свой кроссворд с кроссвордом на экране, если вы все выполнили верно, то поставьте плюс на листе самооценки. (Показ учителя)

- Какое слово получилось в центре кроссворда?

- Связано ли это слово с темой прошлого урока?

- А что же, по – вашему, семья? (это родные люди, любимые близкие люди)

(старшее, среднее и младшее поколение)


- Верно! Давайте заполним схему на доске? Кто относится к старшему поколению? (бабушка и дедушка) К среднему? (мама и папа) К младшему? (дети) (на доске составляется схема, дети оформляют записи на доске, каждый работающий у доски имеет право поставить себе плюс)

- И чтобы еще раз вспомнить членов семьи выполним еще одно задание. Возьмите в руки карточки, что нужно сделать?

- Верно! Нужно заполнить пропуски.

- Приступайте к работе. На работу 2 минуты. (На карточках с проверкой по эталону на экране)

- Проверьте, правильно ли вы заполнили пропуски. Если все выполнено верно, поставьте плюс.

На данном уроке даётся представление о важности выполнения домашних трудовых обязанностей,об отношении к ним,о бережном отношении к вещам, о соблюдении семейных традиций.

ВложениеРазмер
Окружающий мир 2 класс тема "Труд и отдых в семье" 35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: уточнить представление детей о том, какие трудовые обязанности они

могут и должны выполнять дома;

формирование правильного отношения к своим трудовым обязанностям,

бережного отношения к вещам, книгам, игрушкам;

воспитание трудолюбия и аккуратности. Уважение семейных ценностей.

Здравствуйте все! Мы рады видеть друг друга ! Начинаем урок.

Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки!

А) -Ребята, отгадайте ребус "7Я"., и скажите о чём мы вели разговор на прошлом уроке.

-Да, на прошлом уроке мы с вами начали большую и важную тему: "Моя семья". Семья - это самое главное в жизни каждого из нас, это родные люди, те, кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра. (Слайд №1, 2).

- Давайте вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

- А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

- Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

- А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?

- Я для вас приготовила задание – попробуем выполнить вместе.

●Где живёт семья?

1)Семья живёт в квартире, в доме.

2) Семья живёт где вздумается.

●Как члены семьи относятся друг к другу?

  1. Члены семьи обзываются , ругаются.
  2. Члены семьи безразлично относятся друг к другу .
  3. Члены семьи любят и уважают друг друга.

●Чем совместно занимается семья?

1) Члены семьи отдельно ведут домашнее хозяйства.

2) Только один член семьи занимается хозяйством.

3)Семья совместно занимается ведением домашнего хозяйства.

●Куда и как распределяют деньги в семье?

1)Совместно распределяют деньги на покупки и хозяйство.

2) Каждый тратит как захочет.

●Правила общения в семье.(подчеркни правильное)

1. Любить друг друга.

2. Уважать друг друга.

3. Ругать и обижать друг друга.

4. Слушать родителей и заботиться о них .

5.Скрывать неприятные поступки.

4. Быть честным и правдивым.

5. Не огорчать родителей поступками и учёбой.

6.Сердиться на родителей за их требовательность.

6. Не держать обиду на родителей.

7. Не требовать от родителей исполнения всех своих желаний.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Человек без семьи, что дерево без плодов"

Вся семья вместе, так и душа на месте.

● Семья – это место твоего рождения, это близкие люди, которые любят тебя, и которых любишь ты. Семья – это лучик доброты и тепла, это место, куда хочется бежать. Здесь тебя всегда поймут и помогут. Семья – главней всего на свете.


Обеспечить в ходе урока закрепление понятий семья, традиции.

    Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким, семейным ценностям. Формировать правильное отношение к своим трудовым обязанностям, бережное отношение к вещам, книгам, игрушкам. Уточнить представление детей о том, какие трудовые обязанности они могут и должны выполнять дома. Воспитывать трудолюбие и аккуратность. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, мышление. Развивать речь детей. Учить детей ориентироваться в материалах учебника.

Делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
проводить анализ с целью выделения указанных признаков
отвечать на вопросы учителя.

    Члены семьи, поколение, домашнее хозяйство, трудовые обязанности, бережное отношение к вещам, традиция, обычай, семья, помощь, праздник.

Учитель. У каждого человека есть семья. Даже если человек не имеет родителей и живет в детском доме, то коллектив детского дома – его большая семья. Я предлагаю поговорить о семье, где есть родители и дети.

Учитель. Семья – это коллектив близких и родных людей, которые любят друг друга, живут вместе, ведут общее хозяйство, вместе проводят отдых и семейный досуг. Семьи бывают разные. Например, одни семьи отличаются от других по числу поколений. Поколением называются живущие в одно время люди примерно одного возраста. Одноклассники – дети одного поколения. Бабушки и дедушки – люди другого, старшего поколения. У ребенка может быть один родитель – мать или отец, но это тоже семья. Оставшийся в семье один родитель старается взять на себя и роль другого родителя, чтобы ребенок не чувствовал его потери. Бывают и такие трагические случаи, когда ребенок остается по какой-то причине без родителей. Тогда он живет в детском доме. Его могут усыновить (удочерить), и пока незнакомые для него люди становятся приемными родителями. Очень много таких случаев, когда они становятся по-настоящему близкими людьми ребенку. В этом случае не важно, что родители приемные, ведь они так же, как родные, любят приемного сына или дочку. Предлагаю посмотреть видеоматериалы о разных семьях.

Работа с учебником на с. 73

Учитель. Прочитаем текст учебника на с. 73 и подумаем, согласны ли мы или нет.

Учитель. Рассмотрите семью. Назовите членов семьи. Чем они занимаются?

Работа с рабочей тетрадью на с. 36

Учитель. А теперь расскажите о своей семье. Воспользуйтесь планом, который записан на интерактивной доске.

Работа с рабочей тетрадью на с. 32 (задание 1)

Учитель читает рассказ рубрики и обсуждает с детьми, знают ли они упомянутые в рассказе игры.

Работа с рабочей тетрадью на с. 40 (задание 8)

Работа с учебником на с. 86

Учитель. Рассмотрим рисунок в учебнике и ответим на вопрос: как вы готовитесь к семейному празднику?

У Васиного папы есть брат. Он кто Васе?

У брата папы есть дочь. Она кто Васе?

Дочь брата папе кто?

Мамина мама Васе кто?

А Васиному папе она кто?

А папе кто отец Васиной мамы?

А мама папы Васи кто маме мальчика?

Работа с учебником на с. 79

Учитель. Прочитаем высказывания Егора и Даши. Согласны ли вы с ними?

Работа с учебником на с. 80

Работа с учебником на с. 81

Учитель. Прочитаем стихотворение и ответим на вопрос: какая строчка передает главную его мысль?

Работа с рабочей тетрадью на с. 38 (второе задание)

Работа с учебником на с. 81–82

Учитель. Прочитаем пословицы и разберем их.

Работа с учебником на с. 82

Учитель. Прочитаем текст в учебнике и выполним задание.

Работа с рабочей тетрадью на с. 39 (второе 7)

Учитель. Оцените, понравился ли вам урок. Что вы еще хотели бы узнать о современной семье? Что рассказать о своей?

Читайте также: