Крылов трудолюбивый медведь конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Ознакомить с новой басней И.А. Крылова "Трудолюбивый Медведь".Учить мыслить самостоятельно, выделять главное, значимое. Совершенствовать умение выразительного и осознанного чтения.Развивать память, мышление, внимание, расширять словарный запас. Корригировать эмоционально-волевую сферу детей.Воспитывать любовь к литературе, труду.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: 1. Презентация.

2. Таблица слогов.

3. ТСО: мультимедийный проектор, компьютер.

Организационный момент Учитель: - У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Повернулись все к ним, поприветствовали кивком головы, улыбнулись………

Дыхательня гимнастика:1.Как воет ветер в лесу? Прочитайте слога на одном выдохе с ударением на первый слог

ВА – ВО – ВУ – ВЫ – ВЭ

ВИ – ВЕ – ВЯ – ВЁ – ВЮ

ВИ – ВЯ – ВЁ – ВЕ – ВЮ

2. Прочитайте слога на одном выдохе с ударением на последний слог

ВА – ВО – ВУ – ВЫ – ВЭ

ВИ – ВЕ – ВЯ – ВЁ – ВЮ

ВИ – ВЯ – ВЁ – ВЕ – ВЮ

Вопросы к кроссворду:

1.Что плёл старик?

2. Кто пошёл в лес за деревцем?

3.Что надо было починить старику?

4. Что сломалось у старухи?

5. Какой инструмент взял с собой в лес дед?

6. Как называется дерево, из веток которого плетут корзинки?

7.Сколько овец было у стариков?

8. Что сначала хотел попросить старик у Лесного Деда?

Учитель: - Прочитайте слово в выделенном столбце и сделайте вывод, что дороже всех богатств?

- К какому литературному жанру относится это произведение?

(Устное народное творчество - сказка)

- Чтобы узнать жанр следующего произведения, надо разгадать ребус.

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного (поучение, внушение нравственных правил; наставление), сатирического характера (высмеивание людских пороков и поступков). В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Физкультминутка Как живёшь? Вот так!

А плывёшь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Вдаль глядишь? Вот так!

Ждёшь обед? Вот так!

Машешь вслед? Вот так!

Утром спишь? Вот так!

1. Встуительная беседа.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1768 г. в Москве. Отец его служил в армии капитаном. Семья часто переезжала из города в город. В 1782 г. , после смерти отца, Крылов переехал с матерью в Петербург. С 1808 г. стал писать басни. Умер в Петербурге 9 ноября 1844 г. Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Баснописец изображен сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные изображения (выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма) персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.Произведения Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Они учат мудрости жизни. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

2. Объявление новой темы.

4.Слова для объяснений:

Проказу – баловствоНесметное число – очень многоРемесло - профессия Сбывать с рук – продавать, обменивать на что – либоЖить такими же трудами – так же зарабатывать на жизньВерста – меньше километра (800 м) Не даётся ремесло – не получаетсяДуга - часть упряжки лошади, на которой висит колокольчик

5.Трудные для произношения слова:

Упражнения для губ

- Улыбка.Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

-Улыбка - Трубочка.Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Упражнения для губ и щек

- Сытый хомячок.Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. - Голодный хомячок.Втянуть щеки.

Статические упражнения для языка

- Птенчики.Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. - Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

7.Выборочное чтение басни:

.- найти то место, где говорится о ремесле мужика

- как трудился медведь

Физкультминутка для глаз

1.Чем занимался мужик?

2. Почему медведь решил жить так же?

3.Как он это делал?

4.Какого совета он просил?

5.Что ответил ему мужик?

VII. Домашнее задание

- Выразительное чтение басни и ответы на вопросы с. 92 -93

VIII. Итог урока.

Чем занимались на уроке?

Что такое басня?

Кто автор басни, с которой мы сегодня познакомились? Как называется басня?

Назовите героев басни. Сколько их?

Чему учит эта басня?

Учитель: Большое спасибо за урок (оценивание).

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - открытие новых знаний. Знание пословиц о труде.

- Я желаю вам сегодня согласия, понимания и дружной работы.

Тема урока у нас непроста,

Гостья будет у нас хороша:

Поучительна, мудра,

- Может кто – то из вас знает, что такое басня?

- Басня – это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет.

- А как называют автора басни? (Баснописец)

- Каких баснописцев вы знаете? Эзоп, Крылов, Толстой.

- У меня на столе волшебный сундучок баснописца. Определите, из какой басни эти строки и кто автор:

-Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона! (Слон и Моська)

-Да только воз и ныне там… (Лебедь, рак и щука)

Молодцы. А может кто то расскажет об авторе или баснописце.

- Биография Крылова (Куликов, Игнатьева)

(ребята внимательно прослушали, а кто запомнил … 2 вопроса)

- Сегодня знакомство с новой басней. Помогите мне прочитать ее название

. Какие буквы спрятались?

ТР_Д_Л_Б_ВЫЙ М_ДВ_ДЬ (Трудолюбивый медведь)

О ком будет идти речь?

- Какого вы представляете медведя? (Сильного, злого…)

-Цель? урока (Узнать о чем это произведение, понять замысел автора)

-Что нужно для достижения этой цели? Какие задачи поставим. (Уметь работать с текстом (чтение), объяснять значения непонятных слов (словарная работа), подтверждать словами из текста тему и основную мысль.)

Словарная работа: с. 39-40 (на экране) помогите определить значение выр-я Кум в басне – друг, приятель..

Кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери

Первичное чтение: учителем.

Проверка первичного чтения: Ребята, а кто понял глав.мысль?

- А давайте прочитаем еще раз, чтобы осмыслить это произведение. (самостоятельно вполголоса)

Кто вам понравился? Почему? Мужик, потому, что он трудолюбивый и помог медведю советом.

Может еще какое выр-е стало непонятно?

Чтение и анализ конкретного содержания басни

- Назовите главных героев басни. (Мужик и медведь)

- Каким вы себе представляете мужика? (Сильный, работящий)

- Каким медведя? (Ленивым)

Работа с текстом. - В чем причина неудач медведя? Подтвердите ответ строками из басни.

- Ребята, а какая пословица просится к этой басне.?

- А сейчас вы выполните следующее задание.

На слайде вы видите 2 столбика: с началом пословицы и с ее окончанием. Вам нужно правильно соединить пословицы

(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда; Делу – время, потехе – час; Сколько волка не корми, все - равно в лес смотрит; Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей; 7 раз отмерь – 1раз отрежь.)

- Какие пословицы лучше выражают главную мысль басни?

Работа над моралью.

- Глав. Мысль басни или мораль в чем?

Найдите и прочитайте мораль басни? В чьих словах она заключается?

Она заключается в словах мужика:

«В том, - отвечал сосед, -

Чего в тебе, кум, вовсе нет:

- Перескажите мораль басни своими словами ( Плохо, если человек берется за дело, не поняв, как его делать. Поспешность и самоуверенность не приводят к хорошему результату.)

- О каких (зад.из р.т. 5)

Выразительное чтение: - А теперь попробуйте потренироваться прочитать выразительно (если останется время)

- Сколько действующих лиц в басне? (Два)

- Как надо читать слова мужика? (Слова мужика – спокойные, уверенные, поучительные)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Карточка для работы в парах.docx

Соедините стрелками начало и конец пословиц. Из предложенных пословиц выберите наиболее подходящую к басне по смыслу.

2. Шевели раньше мозгами,

3. Терпенье дает

а человека труд.

4. Кто труда не боится,

5. Упустишь минуту -

того и лень сторонится.

Заполните пропуски в предложении, прочитайте получившийся вывод .

Соедините стрелками начало и конец пословиц. Из предложенных пословиц выберите наиболее подходящую к басне по смыслу.

2. Шевели раньше мозгами,

3. Терпенье дает

а человека труд.

4. Кто труда не боится,

5. Упустишь минуту -

того и лень сторонится.

Заполните пропуски в предложении, прочитайте получившийся вывод .

Выбранный для просмотра документ моя разработка.doc

Урок чтения

И.А. Крылов "Трудолюбивый медведь"

1.Познакомить учащихся с произведениями И.А. Крылова, с басней "Трудолюбивый медведь", расширить читательский кругозор;

2.Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность), находить мораль в произведении;

3.Развивать навык беглого чтения, работать над выразительным чтением,

4.Развивать память и внимание; воспитывать интерес к чтению.

1 .Организационный момент ( 1 мин)

2. Дыхательная гимнастка ( 2 мин)

1 .Утро начинается с зарядки, а урок чтения с дыхательной гимнастики.

Прочитайте слоги на одном выдохе с ударением на первый слог

ВА – ВО – ВУ – ВЫ – ВЭ

ВИ – ВЕ – ВЯ – ВЁ – ВЮ

ВИ – ВЯ – ВЁ – ВЕ – ВЮ

3. Постановка цели урока (3 мин)

Тема урока у нас непроста,

Гостья будет у нас хороша:

Поучительна и мудра,

Кто же такая она?

Это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. Ещё в нем есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Кто же она, наша гостья?

- Наша гостья – басня.

- Правильно, сегодня у нас встреча с басней и ее автором . Как называют человека, который пишет басни?

( Слайд с Крыловом, Толстым, Носовым, Эзопом, )

- Ребята, кто из этих авторов писал басни, т.е. баснописец?

- Крылов, Толстой, Эзоп

- Сегодня мы познакомимся с новой басней Ивана Андреевича Крылова , научимся выразительно читать, найдем в басне мораль и поймем, что же нам хотел сказать своей басней Крылов.

4. Вводное слово учителя о Крылове. ( 3 мин)

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1768 г . в Москве. Его всегда интересовали театр и литература.

Свои первые басни он издал в 20 лет, но они не имели успеха у читателя. Вернулся к этому жанру 40-летним, уже зрелым человеком. И о, чудо, басни сделали его знаменитым. Всего им написано более 200 басен.

5. Викторина ( 5 мин)

- Многие из них вам знакомы. О какой басне идет речь?

( Слайды с изображением фрагментов памятника и отрывками из басен)

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

( Мартышка и очки)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

( Лисица и виноград)

- Басни Крылова живы и сейчас. Они помогают разобраться в себе и избавиться от недостатках.

6.Физкультминутка . (1 мин)

7 Работа по теме урока.

А) Беседа о медведях

Герой басни Крылова, с которой мы познакомимся сегодня – тоже медведь ( слайд)

-Вспомните, какой медведь в русских сказках? ( “ Михаил Потапыч, Михаил Иваныч, Топтыгин, Миша, большой, косолапый, сильный, сластена)

- А какой он на самом деле, в реальной жизни? ( Всеядный. Охотится ночью, на зиму впадает в спячку, они могут бегать со скоростью 50 километров в час, превосходно лазать по деревьям, вставать на задние лапы, а некоторые виды даже умеют плавать, у него безупречных нюх)

- В басне Крылова он - трудолюбивый, какой- это? ( любит труд)

- О чём будет басня? ( о медведе, который любит трудиться)

б) Словарная работа

- Перед тем, как познакомиться с басней, узнаем значение некоторых слов, которые в ней встречаются.

дуга - часть упряжи лошади, на которой висит колокольчик ( слайд)

сбывает с рук - продаёт (избавляется)

верста - около 1 км

несметное число - огромное количество

ремесло - занятие, профессия

в). Знакомство с басней.

Г)Аудиозапись басни в исполнении Анатолия Папанова,

Выключить проектор

"минута тишины" (дети думают над содержанием)

Д ) анализ по вопросам

- чем занимался мужик?( гнул дуги для упряжи)

- почему медведь решил жить так же?( подумал, что работа эта нетрудная, а прибыль дает приличную)

- с чего он начал?( пошел в лес ломать деревья)

- какого совета он просит у мужика?( как согнуть дерево в дугу)

- что услышал медведь от мужика?( мужик сказал, что у медведя нет терпенья)

Откройте учебник на с …….

е) чтение учащимися (про себя)

ж) выборочное чтение

- прочитайте строки, где говорится о ремесле мужика

- Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).

- о "труде" медведя

-Пошел по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло.

-строки с жалобой медведя

- "Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?" -

- с советом мужика

- "В том, - отвечал сосед, - Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье".

з) работа с текстом

- подберите синоним к слову "труд" (ремесло, мастерство)

- докажите, что "Трудолюбивый медведь" - это басня ( медведь наравне с мужиком разговаривает; поучительный смысл – мораль)

- что надо для настоящего труда? ( терпенье)

- Как вы поняли. о чём эта пословица? ( Секрет любого мастерства – терпенье, усидчивость, долгая и старательная работа. )

8. Артикуляционная гимнастика ( 1 мин)

Упражнения для губ

- Улыбка .
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

-Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Упражнения для губ и щек


- Сытый хомячок .
Надуть обе щеки
- Голодный хомячок.
Втянуть щеки.

9. Подготовка к чтению вслух. (2 мин)

Разбор трудных слов .( читают вполголоса за учителем): трудяся, , прибыльно, с терпеньем, орешника, березника, несметное, идет , попросить, деревья-таки.

Выразительное чтение ( 2-3 ученика) (3 мин)

12Работа в парах ( 2 мин)

Соедините стрелками начало и конец пословиц. Из предложенных пословиц выберите наиболее подходящую к басне по смыслу.

Урок литературного чтения . 4 класс.

Тема: И.А. Крылов "Трудолюбивый медведь"

Учитель: Коханова Лариса Юрьевна, высшей квалификационной категории

1.Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова "Трудолюбивый медведь;

2. Находить мораль в произведении;

3.Развивать навык беглого чтения, работать над выразительным чтением.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:

синтез, обобщение, анализ, сравнение.

Демонстрационный материал:

2. Аудиозапись басни Крылова в исполнении Папанова.

Дидактический материал:

1.Карточки для работы в парах на этапе закрепления.

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Используем фрагмент этой игры, чтобы определить тему урока.

-Что вы видите ? (Памятник Крылову)

-Где находится этот памятник? (В Летнем саду в городе Санкт-Петербурге)

-Когда его установили (в 1855 году, в конце 19 века)

-Какие мысли возникли? (Урок будет посвящён творчеству Крылова)

-«Тема урока у нас непроста,

Гостья будет у нас хороша:

Поучительна и мудра,

- Наша гостья – басня.

-Почему басня поучительна и мудра? На этот вопрос ответим в конце

Актуализация знаний

-Вспомним, что знаем о басне. Я предлагаю использовать приём «Мысли на

-Каждая группа пишет маркерами на листах бумаги три любые ключевые

Работа в группах

-Назовите, какие слова вы записали. Другие группы внимательно слушают и

(карточки со словами дети прикрепляют на доску)

небольшой рассказ в стихах или прозе,

короткий занимательный сюжет,

(Басня-небольшой рассказ в стихах или прозе с коротким занимательным

сюжетом. В басне много диалогов. Действующие лица обычно животные,

они говорят. Этот приём называется олицетворение. В морали

осуждаются глупые или плохие поступки. Эти слова открывают самое

главное, что хотел сказать автор. Этим басня отличается от сказки)

-Как называют человека, который пишет басни? (Баснописец)

-За 40 лет работы великий баснописец Иван Андреевич Крылов написал 200

басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными выражениями.

3. Изучение нового материала.

1) Определение темы и цели урока

-Сегодня к нам в гости пришла басня, какая вы узнаете, прочитав запись на

ТР_Д_Л_Б_ВЫЙ М_ДВ_ДЬ (Трудолюбивый медведь)

-Сформулируйте цель урока.

(Узнать, о чем это произведение, понять замысел автора.)

- Предположите, о чём будет басня. (О медведе, который любит трудиться)

2) Знакомство с басней. Первое впечатление.

-Послушаем басню в исполнении артиста Анатолия Папанова.

-Вам понравилась басня?

3) Словарная работа

-Встретились ли в басне непонятные слова? Назовите их. (Обучающиеся

-Как вы понимаете значение слова дуга? (Ответы обучающихся)

Узнаем точное значение слова.

дуга - часть упряжи лошади, на которой висит колокольчик

(Аналогично работаем над другими словами)

верста - около 1 км

вяз - дерево

несметное число - огромное количество

сбывает с рук - продаёт (избавляется)

проказа - шалость

ремесло - занятие, профессия (труд, мастерство)

-Чтобы не было затруднений при первичном самостоятельном чтении

произведения, потренируемся в чтении трудных слов. А для достижения этой

(Слова, значение которых объяснили, напечатаны в столбик на доске.)

4) Чтение басни учащимися вслух.

-Кто из героев вам понравился больше? Почему?

5) Анализ по вопросам с выборочным чтением

-Каким вы себе представляете мужика? (Сильный, работящий)

- Чем занимался мужик? (Гнул дуги для упряжи)

- Прочитайте строки, где говорится о ремесле мужика.

(Увидя, что мужик, трудяся над дугами,

Их прибыльно сбывает с рук

(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг)

-Почему медведь решил жить так же? (Подумал, что работа эта нетрудная,

а прибыль дает приличную. Он позавидовал мужику, что «тот деньги так

-С чего он начал? (Пошел в лес ломать деревья)

-Прочитайте строки о "труде" медведя.

(Пошел по лесу треск и стук,

И слышно за версту проказу.

Орешника, березняка и вязу

Мой Мишка погубил несметное число,

А не дается ремесло)

-Каким художник изобразил медведя? (Грозным, яростным..)

-Какого совета он просит у мужика? (Как согнуть дерево в дугу)

-Прочитайте строки с жалобой медведя.

("Сосед, что за причина эта?

Деревья-таки я ломать могу,

А не согнул ни одного в дугу.

Скажи, в чем есть тут главное уменье?")

- В чем причина неудач медведя? (Мужик сказал, что у медведя нет

-Подтвердите ответ строками из басни. ("В том, - отвечал сосед, - Чего в

тебе, кум, вовсе нет: В терпенье".)

- Что надо иметь, чтобы работа принесла хороший результат? (Терпенье)

- Докажите, что "Трудолюбивый медведь" - это басня ( Медведь наравне с

мужиком разговаривает; поучительный смысл – мораль)

( А дуги гнут с терпеньем и не вдруг)

- Как вы поняли, о чём эта пословица? (Секрет любого мастерства –

терпенье, усидчивость, долгая и старательная работа.)

- Итак, почему басня поучительна и мудра? (В баснях всем есть урок, все

видят себя как в зеркале. Они помогают разобраться в себе и избавиться

-Как эта басня может помочь именно тебе?

"Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание".

4) Работа над выразительным чтением басни

- Как надо читать слова мужика? (Спокойно, уверенно, поучительно);

-А слова медведя? (Грубо…)

- Определите темп чтения. (Неспешный)

Обратите внимание на паузы в конце строк, на логические ударения, на

смену голоса и настроения

5) Закрепление изученного. Работа в парах.

-Возьмите карточку.

- Восстановите пословицы, соединив стрелками начало и конец пословиц.

1. Землю солнце красит,

2. Шевели раньше мозгами,

3. Терпенье дает

а человека труд.

4. Кто труда не боится,

5. Упустишь минуту -

того и лень сторонится.

- Из предложенных пословиц выберите наиболее подходящую к басне

-Заполните пропуски в предложении, прочитайте получившийся вывод.

Мы считаем, что пословица____________________________

как и в басне, говорится о том, что всего можно добиться, если проявить

6. Итог урока.

-Что самое интересное было на уроке?

-Составьте пожелание себе с точки зрения изученной басни.

Домашнее задание – выучите басню наизусть, а желающие могут сочинить

Читайте также: