Краткий конспект статьи а я хинчина о воспитательном эффекте уроков математики

Обновлено: 05.07.2024

Но этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства других наук. Ибо научная дисциплина, занятая изучением не самих вещей, а лишь отношений между ними и потому необходимо требующая подъема на некоторую ступень абстракции,— такая дисциплина, очевидно, лишь в редких случаях способна давать учителю повод к эффективному воздействию на формирование характера и мировоззрения учащихся, на регулирование их поведения. Этим, несомненно, объясняется то, что в исследованиях, посвященных вопросам воспитательной функции школьного обучения, об уроках математики обычно вовсе не говорится или говорится очень мало.

Это, бесспорно, верно, но, я думаю, далеко не все. Прежде всего здесь совершенно не затрагиваются важнейшие задачи морального воспитания, для которых, как мне представляется, уроки математики дают весьма ощутительные возможности. Далее, важная задача воспитания логической культуры мышления, которой обычно уделяется много внимания, тем не менее трактуется в большинстве случаев трафаретно, поверхностно и недостаточно расчлененно; приводимые примеры часто не выходят за рамки вульгарного шаблона и потому очень мало эффективны.

Все приведенные соображения показывают, что вопрос о воспитательном значении уроков математики у нас разработан еще далеко не достаточно. Предлагаемая статья ставит себе целью несколько осветить этот вопрос. Для этого я в дальнейшем кратко рассмотрю ряд моментов, которые, насколько я могу судить, при изыскании возможностей воспитательного влияния уроков математики до сих пор либо совсем оставлялись без внимания, либо рассматривались лишь поверхностно.

Краткое описание: ВступлениеТемаПрежде , чем перейти к теме сегодняшнего выступления, я бы хотела отметить 2 факта:1. Мое выступление основано на статье выдающегося математика Александра Яковлевича Хинчина (1894-1959) , написанную им более полувека назад.2.Математика в школьном курсе занимает

-Борьба против незаконных обобщений

-Борьба против необоснованных аналогий

-борьба за полноту дизъюнкций

-Борьба за полноту и выдержанность классификаций

Наличие формально-логической схемы

2. Моральные моменты и воспитание патриотизма

-Воспитание честности и правдивости

-Воспитание настойчивости и мужества

Прежде , чем перейти к теме сегодняшнего выступления, я бы хотела отметить 2 факта:

1. Мое выступление основано на статье выдающегося математика Александра Яковлевича Хинчина (1894-1959) , написанную им более полувека назад.

2.Математика в школьном курсе занимает особенное место. М в отличие от большинства других дисциплин имеет предметом своего изучения не сами вещи или предметы окружающие нас(география, физика…), а количественные отношения, свойственные этим вещам.

В обыденной жизни, спорах, мы, защищая какое- либо утверждение, довольствуемся обычно одним-двумя аргументами, говорящими в его пользу оппонент может привести в ответ аргументы, говорящие против нашего утверждения. Обычно ни та, ни другая аргументация не бывает исчерпывающей.Также протекают и научные дискуссии в тех областях, которые не являются точными науками.

Вывод: Только изучая математику, школьник впервые в своей жизни встречает столь высокую требовательность к полноценности аргументации. Каждый раз перед учеником будет вставать задача - по возможности обезоружить своих противников, используя аргументы. Именно этот воспитывающий процесс имеет решающее значение для логической культуры мышления.

-Борьба против незаконных обобщений

Натуралист, подметив наличие какого- либо свойства у ряда особей данного вида объявляет этот признак общим для всего рассматриваемого вида. Такие индуктивные заключения представляют собой один из основных методов естественных наук.

В математике дело обстоит принципиально иначе. Если мы обнаружили, что несколько десятков треугольников обладают каким-либо свойством, мы не вправе признать это свойство принадлежащим всем треугольникам. Только исчерпывающее общее доказательство может дать уверенность в том, что данный признак действительно является общим свойством всех треугольников.

Вывод: Привычка проверять законность всякого обобщения, привычка твердо помнить, что замеченное во многих случаях еще не есть истина - все эти важнейшие навыки, необходимые в любой научной и практической деятельности, в значительной степени воспитываются вместе с повышением математической культуры.

-Борьба против необоснованных аналогий

В эмпирических науках и практической деятельности заключениям по аналогии принадлежит почетная роль одного из основных приемов вывода новых закономерностей.

В математике заключения по аналогии категорически запрещены.

Вывод: Что же здесь могут дать уроки математики для воспитания общей культуры мышления? Во всех случаях нельзя без основательной проверки считать полученное заключение твердо установленным. Критическое отношение к заключениям по аналоги и есть один из важнейших показателей, отличающих правильно воспитанное научное и практическое мышление от обывательского, и занятия математикой всегда служат одним из основных средств воспитания этого показателя.

-Борьба за полноту дизъюнкций

В математике рассуждение признается ошибочным, если нарушено требование полноты дизъюнкции, то есть, не рассмотрены все разновидности данной ситуации (Например: доказывается какое либо общее свойство всех треугольников, то приходиться проводить доказательство отдельно для остроугольных, прямоугольных и тупоугольных треугольников)

В обыденных рассуждениях это требование нарушается на каждом шагу.

Вывод: аргументация, в которой не учтены все имеющиеся возможности, всегда оставляет место для законных возражений и потому не может быть признана полноценной.

(Военачальник, предпринимая какой либо маневр, при учете его последствий должен предвидеть все возможные ответы врага: упущение хотя бы одного из них может оказаться гибельным для людей.)

Но нигде требование чистоты дизъюнкции не выставляется так явно и категорически как в математике. Вот почему уроки математики действительно воспитывают в мышлении учащихся этот важнейший закон правильного рассуждения.

-Борьба за полноту и выдержанность классификаций

Классификацией приходится очень часто заниматься не только ученому теоретику, но и инженеру, врачу, учителю, агроному. Известно, что при классификации часто допускаются типичные ошибки. Наиболее распространенными из таких ошибок являются нарушение полноты классификации, единого принципа.

( Например , объявление: завод приглашает на работу плотников, штукатуров, женщин и подростков.)

Требование выдержанности классификации состоит в том, что бы она проводилась только по единому принципу.

Вывод: требование полноты классификации в математике более выражено, чем в других науках, и потому уроки математики более всех других воспитывают в школьниках элемент правильного мышления.

Наличие формально-логической схемы(план, алгоритм …)

2.Моральные моменты и воспитание патриотизма

Из-за абстрактности своего предмета математическая наука не может давать учащимся тех непосредственных впечатлений, образов, эмоций, какими располагает история или литература. Однако ошибочно делать вывод, что в нравственном воспитании уроки математики вообще должны быть скинуты со счетов. Какие же черты, и какие же особенности математической работы способны их воспитывать:

1.Воспитание честности и правдивости

Когда человек постепенно преодолевает в себе привычку подчинять законы мышления своим личным, корыстным интересам; когда он научается уважать объективную правильность аргументаций как высшею духовную и культурную ценность и жертвовать ради нее своими личными интересами это черта представляет собой не что иное, как честность и правдивость - одно из лучших нравственных качеств личности человека. ( на уроках математике споры…

2.Воспитание настойчивости и мужества

Уроки математики воспитывают у школьников соответственные черты характера: трудолюбие, усидчивость, упорство в достижение намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями. Стимулирующие влияние на эти качества оказывает четкая определенность показателей результата (задача должна быть решена верно, теорема должна быть доказана правильно). Победа здесь непосредственно ощутима, как в шахматной партии, и сам учащийся может оценить свое достижение.

Задача использования уроков математики для воспитания в учащихся чувства гордости за свою Родину имеет специфическую трудность. Своим собственным содержание математика не может служить орудием пропаганды чего-либо конкретного. Однако на уроках математики может использоваться текстовый материал задач, исторические сведения поддерживающих и укрепляющих уважение и любовь к Отечеству. Здесь используется время уроков математики, но никак не сама математика.

Достаточно хорошо знает свою науку;

Имеет достаточный педагогический такт и опыт;

Так как математика абстрактна, предметом ее служат не сами вещи и явления реального мира, а лишь количественные отношения делают для математики воспитательную задачу гораздо труднее, чем для других школьных дисциплин. Но зато математика в некоторых других отношениях отмечена такими чертами, которые создают ей воспитательные возможности более значительные, чем у других дисциплин.

Статья А.Я. Хинчина посвящена формированию не предметных, а метапредметных, но прежде всего - самых главных, самых сущностных для растущего школьника - личностных результатов (знаний, умений, компетенций)

Воспитательный и учебный процесс образования неразрывно связаны между собой и служат единой цели - целостному развитию личности учащегося. Применение технологий педагогики делает воспитательный процесс содержательным, помогает воспитателю и его воспитанникам получать опыт и обогащать знания. Огромный воспитательный потенциал заложен в уроках математики.

ВложениеРазмер
111evgrashina_n.v._mbou_litsey_no17_vospitatelnyy_effekt_urokov_matematiki_-_kopiya_2.docx 505.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Воспитательный эффект на уроках математики

и во внеурочной деятельности

Автор: Евграшина Н.В.,

1. Воспитательные технологии…………………………………………………4

3. Воспитательные функции уроков математики………………………. 6

4. Результативность воспитательной работы ……………………………….10

Список использованных источников и литературы……………… ……… 12

У учителя, умеющего воспитывать знаниями,

эти знания выступают инструментом

с помощью которого, ученики сознательно

осуществляют новые шаги в познание мира.

Воспитательный и учебный процесс образования неразрывно связаны между собой и служат единой цели - целостному развитию личности учащегося. Применение технологий педагогики делает воспитательный процесс содержательным, помогает воспитателю и его воспитанникам получать опыт и обогащать знания. Огромный воспитательный потенциал заложен в уроках математики.

Гипотеза: воспитание подрастающего поколения на уроках математики и во внеурочной деятельности является основой формирования гражданина и патриота и даёт положительные результаты.

Цель работы : показать значимость воспитательных функций математики в становлении и развитии высоконравственной, творческой, самостоятельной личности, способной адаптироваться в современном мире, используя результаты обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Актуальность темы: воспитательная работа при обучении математике важна не только на уроке, но и во внеурочной и исследовательской деятельности, при подготовке учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам.

Объект исследования - воспитательный процесс на уроках математики.

Предмет исследования – условия и способы развития воспитательного потенциала математики в урочной и внеурочной деятельности.

Методы исследования: анализ научно – методической литературы, педагогические наблюдения, обобщение полученных результатов.

1. Воспитательные технологии

Понятия воспитательная технология и методика воспитания – это средства для достижения цели каждого учителя.

Воспитательная технология это совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

Структура воспитательной технологии

  • педагогические цели;
  • деятельность;
  • концептуальная основа;
  • система отношений между всеми участниками воспитательного процесса;
  • управление;
  • комплекс методических воспитательных средств, адекватных поставленным целям.

Категории технологии относительно объекта

  • массовые;
  • коллективные;
  • индивидуальные;
  • групповые.

Современные технологии воспитательного процесса

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил).

Система воспитания в Павлышской школе В. А. Сухомлинского

личностные ценности. Это - нравственный идеал, счастье, свобода, честь, долг, совесть, добро, красота.

Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С.Макаренко

приучение к созидательному труду, прохождение производственной практики по программам агрошколы. Соединение обучения с производственным трудом в форме школы-хозяйства; педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль.

Школа как воспитательная система В.А. Караковского

коммунарская методика, которая осуществляется через систему коллективно-творческого дела.

формирование нового русского человека. Это высоконравственный, образованный, духовный, трудолюбивый, любящий свое Отечество воспитанник.

Воспитательная система Международного детского центра

освоение подростками норм коллективного взаимодействия и творческой самореализации в совместной деятельности, направленной на оздоровление, формирование национальной идентичности, межкультурный диалог и коммуникацию в процессе реализации педагогических программ смен.

Воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
















  1. Реализация направлений воспитательной работы на уроках математики
  • культуру логического мышления;
  • расширяю кругозор и общий культурный уровень учащихся;
  • умение анализировать шаги решения, аргументировать и доказывать своё мнение;
  • внимательность и дисциплинированность;
  • умение давать оценку и самооценку, аргументируя её.

Гражданско-патриотическое, нравственно-духовное воспитание

На своих уроках эти направления реализую через материал, связанный с историческими фактами жизни великих математиков, применением высказываний великих людей. На этапе мотивации учебной деятельности нацеливаю учащихся на добро, успех, отзывчивость, преодоление трудностей.

Для привития интереса к предмету использую интегрированные уроки: математики и литературы, математики и физики, математики и истории. Подбираю задания в стихах и ребусах, кроссвордах. При выборе тем исследовательских работ большое внимание уделяю воспитанию чувства гордости и патриотизма к своей малой Родине - городу Славгороду.

При выборе текстовых задач, предпочтение отдаю заданиям, которые развивают творческое воображение, имеют практическую и жизненную направленность ( приложение 1 ).

При этом у учащихся формируются трудолюбие, упорство в достижении цели, усидчивость, преодоление трудностей, в случае неверного решения отсутствует страх получить плохую оценку.

2.Мотивация учебной деятельности

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения:

В жизни по-разному можно жить: в горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать и, помышляя о чуде.

Рукой раскалённое солнце достать и подарить его людям!

-О чем это стихотворение?

- Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. В жизни всегда много противоположностей. Добро и зло сопровождают человека всегда. Нужно помнить: чем больше хороших поступков мы совершим, чем больше добрых людей будет на земле, тем лучше будет жизнь на нашей планете. А вы, как считаете?

-Хороший человек, он какой?

-Какие качества характеризуют плохих людей?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Какие цели вы ставите перед собой сегодня на уроке?

-С какими науками связана тема нашего урока?

  • 9.Информация о домашнем задании с комментариями (2 минуты)

Записывают задание в дневниках

Основными формами занятий являются:

  • практические занятия;
  • мастерские творчества.

Важным аспектом повседневной работы считаю развитие и воспитание интеллектуальной и творческой деятельности учащихся.

Для этого использую:

  • развивающие занятия и защиту проектов;
  • олимпиады различного уровня;
  • участие в неделе математики;
  • научно – исследовательскую деятельность.

Ежегодно увеличивается количество моих обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах. Повышается качество творческих и исследовательских работ, растёт мотивация к обучению, наблюдаются хорошие навыки самоуправления, активность, самостоятельность. Темы работ, которые выбирают мои учащиеся, имеют практическую направленность и актуальность. Воспитывают чувство гордости и патриотизма к своей малой Родине - городу Славгороду.

Темы исследовательских работ


Рисунок 1. Выбор темы

Как учитель математики, формирую здоровый образ жизни, забочусь, чтобы психологическая обстановка урока сохраняла здоровье ребят, не возникало трудностей при решении задач. Создаю атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Соответствие состояния кабинета нормам СанПин, исправность учебного оборудования, готовность рабочих мест к уроку, все эти показатели сохранения здоровьесберегающих технологий. Учащиеся содержат свое место в порядке, вовремя готовятся к уроку. Дежурные следят за дисциплиной, классной доской.

Стараюсь четко организовать учебный процесс. Своевременно делаю необходимые записи на доске. Систематически в середине урока провожу физические минутки, разминки, используя для этого упражнения для глаз и укрепления осанки ( приложение 2 ).

Всех объединяет – желание сохранить бодрость духа, стремление к действию, активность, а это главный результат модели выпускника

Воспитание семейных ценностей

Работу с родителями строю в двух направлениях:

  • повышение педагогической культуры;
  • объединение родителей в сплоченный коллектив.

Как учитель предметник постоянно информирую родителей об успехах и проблемах учащихся при подготовке к уроку. Регулярно провожу родительские собрания, что способствует сплочению не только детского коллектива, но и коллектива родителей.

Я как учитель, воспитатель и наставник должна подавать пример своим воспитанникам. Повышаю уровень педагогического мастерства, прохожу курсы повышения квалификации. Обобщаю свой опыт на краевом и муниципальном уровне, участвую в профессиональных конкурсах и конференциях.

Три года возглавляю МУМО учителей математики г. Славгорода. Делюсь знаниями и опытом со своими коллегами, даю открытые уроки для учителей школы и города, оказываю методическую помощь при составлении рабочих программ, тестовых заданий, помогаю в подготовке к аттестации. Имею печатные работы.

Математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит нелегкая задача преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о "сухости", формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Об этом написано много ценного и полезного, и мы хорошо знаем, как справляются с этой задачей лучшие мастера нашей школы.

Но этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства других наук. Ибо научная дисциплина, занятая изучением не самих вещей, а лишь отношений между ними и потому необходимо требующая поднятия на некоторую ступень абстракции, такая дисциплина, очевидно, лишь в редких случаях способна давать учителю повод к эффективному воздействию на формирование характера и мировоззрения учащихся, на регулирование их поведения.

Все это бесспорно верно. Я думаю, однако, что это далеко не все. Прежде всего, здесь совершенно не затрагиваются важнейшие задачи морального воспитания, для которых, как мне кажется, уроки математики дают весьма ощутимые возможности. Далее, важная задача воспитания логической культуры мышления, которой обычно уделяется много внимания, тем не менее трактуется в большинстве случаев трафаретно, поверхностно и недостаточно расчлененно; приводимые примеры часто не выходят за рамки вульгарного шаблона и поэтому очень мало эффективны. Наконец, воспитывающее воздействие данных, приводимых в "текстовых" задачах, хотя и должно, конечно, всемерно быть использовано, но с математическим содержанием урока связано, очевидно, лишь весьма внешним образом; ясно, что здесь воспитывающее влияние призвана оказывать не сама математика, не ее законы и ее стиль, а те привязанные к ней чисто внешним образом данные, которые обрамляют собою "текстовые" задачи и которые без всякого изменения математического содержания задачи могли бы быть заменены любыми другими аналогичными данными. Ясно поэтому, что этот рычаг воспитывающего воздействия, будучи важным и действенным, не может считаться в прямом смысле принадлежащим самой преподаваемой в школе математической науке.

Все приведенные соображения показывают, что вопрос о воспитательном значении уроков математики у нас разработан еще далеко недостаточно. Предлагаемая статья ставит целью несколько продвинуть этот вопрос. Для этого я в дальнейшем кратко рассмотрю ряд моментов, которые, насколько я могу судить, при изыскании возможностей воспитательного влияния уроков математики до сих пор либо совсем оставлялись без внимания, либо рассматривались лишь весьма поверхностно.

I. Культура мысли

Правильность мышления. Роль и значение математики в воспитании навыков закономерного и безошибочного мышления всеми признаны в такой мере, что нередко приходится встречаться с утверждениями, будто приучение к строгому в логическом отношении ходу мыслей есть первая и основная задача учителя математики, так что в сравнении с нею даже ознакомление учащихся с самим содержанием математической науки отодвигается на второй план (что несомненно следует признать уже вредным перегибом). Однако как раз потому, что эта воспитательная функция уроков математики приобрела характер банальности, именно в этом направлении мы слышим много высказываний, приводим по готовому трафарету, без достаточного обдумывания. В результате внимание сосредотачивается на небольшом числе привычных (а подчас и набивших оскомину), хотя и важных, но по своему значению частных и узких вопросов, вроде пресловутого различения между прямыми и обратными теоремами. Между тем остаются в тени вопросы более общего принципиального значения.

Читайте также: