Красочность музыкальной гармонии 6 класс конспект
Обновлено: 05.07.2024
по типу познавательной деятельности – частично - поисковый, ИКТ.
1. Науменко Т.И., Алеев В.В. М узыка. 6 класс. Учебни к для
общеобразовательных учреждений. 1 -4, 5- 8 классы. – М,: Дрофа.
Приветствие класса. Организация класса на работу. Эпиграф урока.
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду задава ть вопросы, а ответы вы заносите в кроссворд.
Что такое гармония? Это слово в переводе с греческого языка оз начает созв у чие,
Музыка имеет свои музыкальные краски – это музыкальные тембры инструментов,
Сейчас вы услышите музыку и вашей задачей будет подобрать слова оттенки
(прилагательные) которые характеризу ют музыку и наз вать му зыкальны е инструменты ,
которые вы услышите . Готовы? СЛУШАНИЕ (шествие чуд морских)
• А как можно описать эту музык у ? (загадочная, плавная, волшебная..)
• Какие инструменты использовал композитор для создания этой му з ыкальной
Уч. Красочные тембры инструментов создали загадочный образ. Композитор
выбирает такие аккорды, которые подчеркивают именно атмосферу загадочности,
• Какую картину нарисовала вам му з ыка? Что мы можем представить?
Какая тем а нашего урока? О чем мы б у дем говорить? (о гармонии) А гармония в чем? (в
музыке) Как я вам уже говорила, тембры инструментов создают красочные образы. Значит
Музыкальная гармония прикосн у вшись ко всем тайн ам человеческой ду ши , на у чилась
быть многоликой, изменчивой, теку чей. Она может изображать самые ра зличные
выражения - портреты и пейзажи, цвета. Гармония вдохнуть жизнь даже в
неодушевленные предметы - деревья и облак а, моря и озера, жив ые цветы и опавшие
листья. Необыкновенной красочности достигла гармония в произведениях, написанных на
Художники использ у ют краски для п ередачи образа, настроения. А к акие
художественные краск и можно и спользовать, чтобы нарисовать эту музыку? Перед вами
карточки, выберите тот цвет или те ц вета которые, по вашему мне нию, подходят к этой
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
6 класс. 3-я четверть
Цели урока: сформировать представление о художественном воздействии музыки на человека;
научить лицеистов делать собственные шаги навстречу такому воздействию, способному оказывать огромное облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.
Проблема урока: Удалось ли композитору передать красочность гармонии в музыке? Что ему в этом помогло? Всегда ли гармонична музыкальная гармония?
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— умение определить, обсудить, объяснить гармоничные и дисгармоничные явления окружающей жизни;
— умение определить, обсудить, объяснить красочность, гармоничность сюжетов и образов русских сказок, гармонию в изображении сказочных персонажей.
Образовательные ресурсы: УМК «Искусство. Музыка. 6 класс (Т.И.Науменко, В.В.Алеев).
Учебно-дидактическое обеспечение
Песенный материал. Повторение и закрепление песенного материала прошлого урока.
Проблемное задание.
Подумайте, на все из них мы уже сможем дать ответы (слайд 1).
Обучающиеся отвечают на первых четыре вопроса.
Выясняется, что затрудняемся с ответом на последний вопрос.
- Где мы с вами можем найти ответ на него? (В учебнике).
Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение.
Предлагают формулировки учебной задачи.
Формулируют учебную задачу вместе с учителем. В сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи
III . Актуализация знаний
- Но прежде послушаем музыкальное попурри из музыкальных фрагментов хорошо знакомых вам по прошлым годам обучения. Ваша задача назвать композитора, автора этих фрагментов (слайд 2).
Обучающиеся называют композитора.
На доске-портрет Н.А. Римского-Корсакова.
Отвечают на вопрос
Активно погружаются в тему. Строят речевое высказывание в устной форме. Слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи, выражают положительное отношение к процессу познания: внимание, удивление, желание больше узнать.
IV . Первичное усвоение новых знаний
- Мы ранее неоднократно знакомились с музыкальным творчеством Н.А.Римского-Корсакова.
Давайте вспомним, что вам известно об этом композиторе. И поможет вам в этом тест, ответы на который будем записывать в виде кластера (слайды 3-5).
Слушают информацию учителя
Дают ответы на вопросы теста.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о композиторе.
V . Первичная проверка понимания
Учитель, пользуясь слайдами, кратко напоминает содержание оперы-былины.
Слушают информацию учителя
Рассматривают иллюстрации на слайдах.
Осмысливают тему нового материала.
Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения.
Выполняют задание учителя
Слушают и исполняют песню вместе с учителем.
Приобретают умения высказывать свое отношение к новому материалу, выражать свои эмоции. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
VI . Первичное закрепление
Слушание музыки. Анализ музыки. Работа с учебным материалом (нотная запись).
Выступление капитанов групп. Подведение итогов.
Слушают информацию учителя. Работают с нотным материалом учебника, с иформационными листами.
Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, различные предположения, обосновывают свой выбор.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Осуществляют сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Слушают и понимают речь других; используют в общении правила вежливости. Приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; полно и точно выражают свои мысли; допускают существование различных точек зрения
VII . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (слайд 21).
Слушают объяснения учителя.
Делают соответствующие записи.
Принимают и осмысливают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития, творчески перерабатывают информацию.
VIII . Рефлексия.
Поиск ответа на вопросы:
- Удалось ли композитору передать красочность гармонии в музыке? Что ему в этом помогло? (слайд 20).
- Всегда ли гармонична музыкальная гармония? Объясните ответ.
- Удалось ли нам сегодня найти ответы на все вопросы? (Да.)
Отвечают на вопросы учителя
Оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено, и, что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Автор: Тхазеплова Инна Мухамедхановна
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: Открытый урок музыки в 6 классе
Открытый урок музыки в 6 классе
Цель: Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции учащихся в процессе музыкальной деятельности.
Способствовать пониманию гармонии как важнейшей общечеловеческой ценности, музыкальной гармонии как благозвучия, закономерного сочетания звуков.
Развивать у учащихся умения высказывать свою точку зрения, отстаивать суждения, взаимодействовать с музыкальным искусством, через него с другими людьми и собой.
Воспитывать широту музыкального вкуса, интерес к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.
Тип урока: комбинированный
- контроля и самоконтроля
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, фортепиано
(Зиннатуллина Камилла)Послушай: музыка вокруг;
Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук…
Музыкальное приветствие. Организация класса на творческую работу. Эпиграф урока. (1 мин)
Актуализация знаний учащихся. Активизация познавательной деятельности.
Уч.)Мне снилась музыка.
Я звуки чистые ловил
На острия дрожащих веток,
Ко мне летели соловьи,
Сквозь вьюгу пущенные светом.
уч. )Мне снилась музыка.
Всё — музыка, в конце концов,
И, требуя проникновенья,
Возникло музыки лицо,
Ускорив ритм сердцебиенья.
Мне снилась музыка.
И потрясенная до дна,
Душа входила в пору таянья.
уч. )Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
уч.)Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто-голубая
уч.Мне снилась музыка. Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.
Мне снилась музыка..
Учитель. -Что вы только что ощутили? Как можно назвать это состояние? Что может быть общим между увиденным и услышанным?
Ответы детей. Нежность, покой, ощущение красоты, приятные чувства, общее - чувство красоты.
записать. Гармония (от греч. harmonia — согласие — соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие.) - соотношение и взаимодействие предметов и явлений, вызывающее у наблюдателя чувство эстетического удовольствия и комфорта.
Гармония - благозвучие, слаженность звуков, аккордов, ладов, то есть выразительных музыкальных средств.
- Как вы поняли речь сегодня пойдет о красоте и гармонии, а вернее о красочности музыкальной гармонии.
Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами . Какими, назовите их? ( лад, темп, ритм и т д.), с помощью которых изображает жизнь.
Гармония, как одно из средств музыкальной выразительности научилась быть изменчивой, ей доступны самые различные выражения, образы и даже неодушевленные предметы.
Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир.
- Вспомните, какого композитора мы называем композитором-сказочником?(Римский – Корсаков).
Опера начинается с того, что главный герой - гусляр Садко поет. В песне он обвиняет богатых гостей (в разгаре пир) в том, что они не хотят открывать новые страны, а сидят на своем золоте. Его никто не понимает.
Тогда Садко сетует у озера, там и засыпает в печали. Но его песню слышала царица водная и ее подруги. Они выходят на берег. Водная Волохва жалеет Садко, она дарит ему чудо: как он вдруг закинет сеть в это озеро, так и вытащит трех золотых рыбок.
К жене Любаве возвращается Садко с мыслями о новой жизни. И вот герой идет в город, где его ждут богачи, которые хотели бы от него избавиться. Лишь бедняки поддерживают смелого мечтателя в борьбе с богачами. Возникает спор, и Садко бьется об заклад, что вытащит из озера сразу трех золотых рыбок, которых там и не водилось никогда. Богачи смеются, ставят на кон свои торговые лавки. И конечно, проигрывают. Но герой не берет их, рыбки превратились в горы золота для него.
Садко исполнил свою мечту - он путешествует. И вот идет его корабль по морю-океану, но вдруг замирает. Оказывается, что Садко много лет уже колесит по водам, а дань морскому царю ни разу не заплатил. Стали моряки бросать за борт золото и драгоценности, но корабль не двигается. Вот и поняли они, что требует Царь настоящую жертву. Бросили жребий, то есть каждый - перо на воду. Все остались на глади морской, а перо Садко камнем пошло ко дну. Понял Садко, что ждет его сам Царь.
Не испугался мечтатель, очутился при морском дворе. Сумел успокоить Царя разобиженного, сыграл ему и спел. Да так, что буря поднялась.
Спас всех моряков Богатырь. Он тут же отобрал власть у Царя и выгнал на сушу его дочь (ту самую Волохву). Садко тоже оказался на берегу. Дочка морского Царя любит его, но не может быть с ним - она превращается в речку. А Садко возвращается к жене.
V. Итог урока. Рефлексия.
Как называли этого композитора?
Какая первая профессия композитора?
4. Сколько опер написал Н.А.Римский – Корсаков?
5. Сколько опер написано на сказочные сюжеты?
6. Что такое либретто?
Словесный текст большого музыкально-вокального произведения.
Вступление к опере.
Инструментальное вступление к опере или балету
Музыка, предназначенная только для исполнения на каких-либо инструментах
Музыкальный спектакль, в котором все танцуют
Сегодня на уроке мы, увидели еще одну сторону гармонии: ее многогранность и красочность. Искусство учит пониманию Красоты, а Красота входит в нашу жизнь через искусство.
VI. Домашнее задание: повт изуч. мат-л.
Как называли этого композитора?
Какая первая профессия композитора?
4. Сколько опер написал Н.А.Римский – Корсаков?
5. Сколько опер написано на сказочные сюжеты?
6. Что такое либретто?
Словесный текст большого музыкально-вокального произведения.
Вступление к опере.
Инструментальное вступление к опере или балету
Музыка, предназначенная только для исполнения на каких-либо инструментах
Музыкальный спектакль, в котором все танцуют
Музыка М.Таравердиева. Сл.Н.Добронравов
Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.
Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звездный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый маленький принц.
Самое главное – сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть.
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.
Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережье света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами
Самые нежные дружат слова.
В детстве оставлены давние друзья,
Жизнь – это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя.
Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.
1к.В мире, где кружится снег шальной,
Где моря грозят крутой волной,
Где подолгу добрую
Ждем порой мы весть,
Чтобы было легче в трудный час,
Очень нужно каждому из нас,
Очень нужно каждому
Знать, что счастье есть.
Припев: Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом!
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!
2к.В мире, где ветрам покоя нет,
Где бывает облачным рассвет,
Где в дороге дальней
Нам часто снится дом,
Нужно и в грозу, и снегопад,
Чтобы чей-то очень добрый взгляд,
Чей-то очень добрый взгляд
Короли ночной Вероны.
Припев 1.Короли ночной Вероны
Нам не писаны законы
Мы шальной удачи дети
Мы живём легко на свете.
В нашей жизни то и дело
Душу побеждает тело,
Рождены мы для любви,
А в ней мы просто короли.
припев 2. Повторить 2 раза. Короли ночной Вероны
Нам не писаны законы,
А кто в замках под замками,
Те нам кажутся шутами.
В нашей жизни то и дело
Душу побеждает тело,
Но Господь за все за это
Нас простит уже к рассвету.
© 2020 "Мелодинка. Олимпиады и публикации". Всероссийские олимпиады и публикации для учащихся и педагогов музыкальных школ, средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки. Все права защищены. Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта.
Организатор проекта "Мелодинка. Олимпиады и публикации":
Всероссийское СМИ "Талантоха". Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409, выдано 11.12.2013 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 г
Урок способствует пониманию гармонии как важнейшей общечеловеческой ценности, музыкальной гармонии как благозвучия, закономерного сочетания звуков.
Описание разработки
Цель:
Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции учащихся в процессе музыкальной деятельности.
Задачи:
Способствовать пониманию гармонии как важнейшей общечеловеческой ценности, музыкальной гармонии как благозвучия, закономерного сочетания звуков.
Развивать у учащихся умения высказывать свою точку зрения, отстаивать суждения, взаимодействовать с музыкальным искусством, через него с другими людьми и собой.
Воспитывать широту музыкального вкуса, интерес к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.
- контроля и самоконтроля
Ход урока.
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие. Организация класса на творческую работу. Эпиграф урока. (1 мин)
II. Актуализация знаний учащихся. Активизация познавательной деятельности.
Мне снилась музыка.
Я звуки чистые ловил
На острия дрожащих веток,
Ко мне летели соловьи,
Сквозь вьюгу пущенные светом.
Мне снилась музыка.
Всё — музыка, в конце концов,
И, требуя проникновенья,
Возникло музыки лицо,
Ускорив ритм сердцебиенья.
Мне снилась музыка.
И потрясенная до дна,
Душа входила в пору таянья.
Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
Мне снилась музыка. Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.
Мне снилась музыка..
- Что вы только что ощутили? Как можно назвать это состояние? Что может быть общим между увиденным и услышанным?
(Нежность, покой, ощущение красоты, приятные чувства, общее - чувство красоты)
- Скажите, а нас всегда окружают гармоничные вещи? Давайте посмотрим на следующие изображения, это можно назвать это красивым? Почему? (все разбросано, нет порядка, хаос)
- Значит, чтобы получить красоту нам нужно предметы собрать и упорядочить. Необходимо согласие частей, предметов для красивого целого.
Гармония - соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, взаимность соотношение, согласие, согласность, стройность и порядок. )
Гармония – соотношение и взаимодействие предметов и явлений, вызывающее у наблюдателя чувство эстетического удовольствия и комфорта.
- Как вы поняли речь сегодня пойдет о красоте и гармонии, а вернее о красочности музыкальной гармонии.
III. Новый материал.
Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами. Какими, назовите их? (лад, темп, ритм и т д. ), с помощью которых изображает жизнь.
Задание 1. Перед вами лежат карточки для самопроверки, давайте их вспомним. Соотнесите понятия с их определениями (самопроверка, правильные ответы на слайде).
Гармония, как одно из средств музыкальной выразительности научилась быть многоликой, изменчивой, ей доступны самые различные выражения, образы и даже неодушевленные предметы.
Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир.
Работа по учебнику с. 88, зачитать
IV. Вокально-хоровая работа.
Читайте также: