Красочность музыкальной гармонии 6 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

по типу познавательной деятельности – частично - поисковый, ИКТ.

1. Науменко Т.И., Алеев В.В. М узыка. 6 класс. Учебни к для

общеобразовательных учреждений. 1 -4, 5- 8 классы. – М,: Дрофа.

Приветствие класса. Организация класса на работу. Эпиграф урока.

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду задава ть вопросы, а ответы вы заносите в кроссворд.

Что такое гармония? Это слово в переводе с греческого языка оз начает созв у чие,

Музыка имеет свои музыкальные краски – это музыкальные тембры инструментов,

Сейчас вы услышите музыку и вашей задачей будет подобрать слова оттенки

(прилагательные) которые характеризу ют музыку и наз вать му зыкальны е инструменты ,

которые вы услышите . Готовы? СЛУШАНИЕ (шествие чуд морских)

• А как можно описать эту музык у ? (загадочная, плавная, волшебная..)

• Какие инструменты использовал композитор для создания этой му з ыкальной

Уч. Красочные тембры инструментов создали загадочный образ. Композитор

выбирает такие аккорды, которые подчеркивают именно атмосферу загадочности,

• Какую картину нарисовала вам му з ыка? Что мы можем представить?

Какая тем а нашего урока? О чем мы б у дем говорить? (о гармонии) А гармония в чем? (в

музыке) Как я вам уже говорила, тембры инструментов создают красочные образы. Значит

Музыкальная гармония прикосн у вшись ко всем тайн ам человеческой ду ши , на у чилась

быть многоликой, изменчивой, теку чей. Она может изображать самые ра зличные

выражения - портреты и пейзажи, цвета. Гармония вдохнуть жизнь даже в

неодушевленные предметы - деревья и облак а, моря и озера, жив ые цветы и опавшие

листья. Необыкновенной красочности достигла гармония в произведениях, написанных на

Художники использ у ют краски для п ередачи образа, настроения. А к акие

художественные краск и можно и спользовать, чтобы нарисовать эту музыку? Перед вами

карточки, выберите тот цвет или те ц вета которые, по вашему мне нию, подходят к этой

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

6 класс. 3-я четверть

Цели урока: сформировать представление о художественном воздействии музыки на человека;

научить лицеистов делать собственные шаги навстречу такому воздействию, способному оказывать огромное облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.

Проблема урока: Удалось ли композитору передать красочность гармонии в музыке? Что ему в этом помогло? Всегда ли гармонична музыкальная гармония?

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— умение определить, обсудить, объяснить гармоничные и дисгармоничные явления окружающей жизни;

— умение определить, обсудить, объяснить красочность, гармоничность сюжетов и образов русских сказок, гармонию в изображении сказочных персонажей.

Образовательные ресурсы: УМК «Искусство. Музыка. 6 класс (Т.И.Науменко, В.В.Алеев).

Учебно-дидактическое обеспечение

Песенный материал. Повторение и закрепление песенного материала прошлого урока.

Проблемное задание.

Подумайте, на все из них мы уже сможем дать ответы (слайд 1).

Обучающиеся отвечают на первых четыре вопроса.

Выясняется, что затрудняемся с ответом на последний вопрос.

- Где мы с вами можем найти ответ на него? (В учебнике).

Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение.

Предлагают формулировки учебной задачи.

Формулируют учебную задачу вместе с учителем. В сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи

III . Актуализация знаний

- Но прежде послушаем музыкальное попурри из музыкальных фрагментов хорошо знакомых вам по прошлым годам обучения. Ваша задача назвать композитора, автора этих фрагментов (слайд 2).

Обучающиеся называют композитора.

На доске-портрет Н.А. Римского-Корсакова.

Отвечают на вопрос

Активно погружаются в тему. Строят речевое высказывание в устной форме. Слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи, выражают положительное отношение к процессу познания: внимание, удивление, желание больше узнать.

IV . Первичное усвоение новых знаний

- Мы ранее неоднократно знакомились с музыкальным творчеством Н.А.Римского-Корсакова.

Давайте вспомним, что вам известно об этом композиторе. И поможет вам в этом тест, ответы на который будем записывать в виде кластера (слайды 3-5).

Слушают информацию учителя

Дают ответы на вопросы теста.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о композиторе.

V . Первичная проверка понимания

Учитель, пользуясь слайдами, кратко напоминает содержание оперы-былины.

Слушают информацию учителя

Рассматривают иллюстрации на слайдах.

Осмысливают тему нового материала.

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения.

Выполняют задание учителя

Слушают и исполняют песню вместе с учителем.

Приобретают умения высказывать свое отношение к новому материалу, выражать свои эмоции. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

VI . Первичное закрепление

Слушание музыки. Анализ музыки. Работа с учебным материалом (нотная запись).

Выступление капитанов групп. Подведение итогов.

Слушают информацию учителя. Работают с нотным материалом учебника, с иформационными листами.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, различные предположения, обосновывают свой выбор.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Осуществляют сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Слушают и понимают речь других; используют в общении правила вежливости. Приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; полно и точно выражают свои мысли; допускают существование различных точек зрения

VII . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (слайд 21).

Слушают объяснения учителя.

Делают соответствующие записи.

Принимают и осмысливают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития, творчески перерабатывают информацию.

VIII . Рефлексия.

Поиск ответа на вопросы:

- Удалось ли композитору передать красочность гармонии в музыке? Что ему в этом помогло? (слайд 20).

- Всегда ли гармонична музыкальная гармония? Объясните ответ.

- Удалось ли нам сегодня найти ответы на все вопросы? (Да.)

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено, и, что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Автор: Тхазеплова Инна Мухамедхановна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Краткое описание работы: Открытый урок музыки в 6 классе

Открытый урок музыки в 6 классе

Цель: Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции учащихся в процессе музыкальной деятельности.

Способствовать пониманию гармонии как важнейшей общечеловеческой ценности, музыкальной гармонии как благозвучия, закономерного сочетания звуков.

Развивать у учащихся умения высказывать свою точку зрения, отстаивать суждения, взаимодействовать с музыкальным искусством, через него с другими людьми и собой.

Воспитывать широту музыкального вкуса, интерес к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.

Тип урока: комбинированный

- контроля и самоконтроля

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, фортепиано

(Зиннатуллина Камилла)Послушай: музыка вокруг;

Она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук…

Музыкальное приветствие. Организация класса на творческую работу. Эпиграф урока. (1 мин)

Актуализация знаний учащихся. Активизация познавательной деятельности.

Уч.)Мне снилась музыка.
Я звуки чистые ловил
На острия дрожащих веток,
Ко мне летели соловьи,
Сквозь вьюгу пущенные светом.

уч. )Мне снилась музыка.
Всё — музыка, в конце концов,
И, требуя проникновенья,
Возникло музыки лицо,
Ускорив ритм сердцебиенья.
Мне снилась музыка.
И потрясенная до дна,
Душа входила в пору таянья.

уч. )Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
уч.)Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто-голубая

уч.Мне снилась музыка. Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.

Мне снилась музыка..

Учитель. -Что вы только что ощутили? Как можно назвать это состояние? Что может быть общим между увиденным и услышанным?

Ответы детей. Нежность, покой, ощущение красоты, приятные чувства, общее - чувство красоты.

записать. Гармония (от греч. harmonia — согласие — соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие.) - соотношение и взаимодействие предметов и явлений, вызывающее у наблюдателя чувство эстетического удовольствия и комфорта.

Гармония - благозвучие, слаженность звуков, аккордов, ладов, то есть выразительных музыкальных средств.

- Как вы поняли речь сегодня пойдет о красоте и гармонии, а вернее о красочности музыкальной гармонии.

Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами . Какими, назовите их? ( лад, темп, ритм и т д.), с помощью которых изображает жизнь.

Гармония, как одно из средств музыкальной выразительности научилась быть изменчивой, ей доступны самые различные выражения, образы и даже неодушевленные предметы.

Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир.

- Вспомните, какого композитора мы называем композитором-сказочником?(Римский – Корсаков).

Опера начинается с того, что главный герой - гусляр Садко поет. В песне он обвиняет богатых гостей (в разгаре пир) в том, что они не хотят открывать новые страны, а сидят на своем золоте. Его никто не понимает.

Тогда Садко сетует у озера, там и засыпает в печали. Но его песню слышала царица водная и ее подруги. Они выходят на берег. Водная Волохва жалеет Садко, она дарит ему чудо: как он вдруг закинет сеть в это озеро, так и вытащит трех золотых рыбок.

К жене Любаве возвращается Садко с мыслями о новой жизни. И вот герой идет в город, где его ждут богачи, которые хотели бы от него избавиться. Лишь бедняки поддерживают смелого мечтателя в борьбе с богачами. Возникает спор, и Садко бьется об заклад, что вытащит из озера сразу трех золотых рыбок, которых там и не водилось никогда. Богачи смеются, ставят на кон свои торговые лавки. И конечно, проигрывают. Но герой не берет их, рыбки превратились в горы золота для него.

Садко исполнил свою мечту - он путешествует. И вот идет его корабль по морю-океану, но вдруг замирает. Оказывается, что Садко много лет уже колесит по водам, а дань морскому царю ни разу не заплатил. Стали моряки бросать за борт золото и драгоценности, но корабль не двигается. Вот и поняли они, что требует Царь настоящую жертву. Бросили жребий, то есть каждый - перо на воду. Все остались на глади морской, а перо Садко камнем пошло ко дну. Понял Садко, что ждет его сам Царь.

Не испугался мечтатель, очутился при морском дворе. Сумел успокоить Царя разобиженного, сыграл ему и спел. Да так, что буря поднялась.

Спас всех моряков Богатырь. Он тут же отобрал власть у Царя и выгнал на сушу его дочь (ту самую Волохву). Садко тоже оказался на берегу. Дочка морского Царя любит его, но не может быть с ним - она превращается в речку. А Садко возвращается к жене.

V. Итог урока. Рефлексия.

Как называли этого композитора?

Какая первая профессия композитора?

4. Сколько опер написал Н.А.Римский – Корсаков?

5. Сколько опер написано на сказочные сюжеты?

6. Что такое либретто?

Словесный текст большого музыкально-вокального произведения.

Вступление к опере.

Инструментальное вступление к опере или балету

Музыка, предназначенная только для исполнения на каких-либо инструментах

Музыкальный спектакль, в котором все танцуют

Сегодня на уроке мы, увидели еще одну сторону гармонии: ее многогранность и красочность. Искусство учит пониманию Красоты, а Красота входит в нашу жизнь через искусство.

VI. Домашнее задание: повт изуч. мат-л.

Как называли этого композитора?

Какая первая профессия композитора?

4. Сколько опер написал Н.А.Римский – Корсаков?

5. Сколько опер написано на сказочные сюжеты?

6. Что такое либретто?

Словесный текст большого музыкально-вокального произведения.

Вступление к опере.

Инструментальное вступление к опере или балету

Музыка, предназначенная только для исполнения на каких-либо инструментах

Музыкальный спектакль, в котором все танцуют

Музыка М.Таравердиева. Сл.Н.Добронравов

Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.

Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звездный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый маленький принц.

Самое главное – сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть.
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.

Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережье света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами
Самые нежные дружат слова.

В детстве оставлены давние друзья,
Жизнь – это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя.

Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьется волна.

1к.В мире, где кружится снег шальной,

Где моря грозят крутой волной,

Где подолгу добрую

Ждем порой мы весть,

Чтобы было легче в трудный час,

Очень нужно каждому из нас,

Очень нужно каждому

Знать, что счастье есть.

Припев: Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом!

Как солнце по утрам,

Пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким,

Когда ты счастлив сам,

Счастьем поделись с другим!

2к.В мире, где ветрам покоя нет,

Где бывает облачным рассвет,

Где в дороге дальней

Нам часто снится дом,

Нужно и в грозу, и снегопад,

Чтобы чей-то очень добрый взгляд,

Чей-то очень добрый взгляд

Короли ночной Вероны.

Припев 1.Короли ночной Вероны
Нам не писаны законы
Мы шальной удачи дети
Мы живём легко на свете.
В нашей жизни то и дело
Душу побеждает тело,
Рождены мы для любви,
А в ней мы просто короли.

припев 2. Повторить 2 раза. Короли ночной Вероны
Нам не писаны законы,
А кто в замках под замками,
Те нам кажутся шутами.
В нашей жизни то и дело
Душу побеждает тело,
Но Господь за все за это
Нас простит уже к рассвету.

© 2020 "Мелодинка. Олимпиады и публикации". Всероссийские олимпиады и публикации для учащихся и педагогов музыкальных школ, средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки. Все права защищены. Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта.

Организатор проекта "Мелодинка. Олимпиады и публикации":
Всероссийское СМИ "Талантоха". Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409, выдано 11.12.2013 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 г


Урок способствует пониманию гармонии как важнейшей общечеловеческой ценности, музыкальной гармонии как благозвучия, закономерного сочетания звуков.

Описание разработки

Цель:

Формировать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции учащихся в процессе музыкальной деятельности.

Задачи:

Способствовать пониманию гармонии как важнейшей общечеловеческой ценности, музыкальной гармонии как благозвучия, закономерного сочетания звуков.

Развивать у учащихся умения высказывать свою точку зрения, отстаивать суждения, взаимодействовать с музыкальным искусством, через него с другими людьми и собой.

Воспитывать широту музыкального вкуса, интерес к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.

- контроля и самоконтроля

Ход урока.

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Организация класса на творческую работу. Эпиграф урока. (1 мин)

II. Актуализация знаний учащихся. Активизация познавательной деятельности.

Мне снилась музыка.

Я звуки чистые ловил

На острия дрожащих веток,

Ко мне летели соловьи,

Сквозь вьюгу пущенные светом.

Мне снилась музыка.

Всё — музыка, в конце концов,

И, требуя проникновенья,

Возникло музыки лицо,

Ускорив ритм сердцебиенья.

Мне снилась музыка.

И потрясенная до дна,

Душа входила в пору таянья.

Мне снилась музыка. Она

Легко меняла очертания:

Как облако и как волна,

Как снежный день, как ночь слепая,

То сладостна, то солона,

То на изгибах зелена,

Мне снилась музыка. Во мгле

Такая в ней светилась сила!

И всё, что было на земле.

Всё из неё происходило.

Мне снилась музыка..

- Что вы только что ощутили? Как можно назвать это состояние? Что может быть общим между увиденным и услышанным?

(Нежность, покой, ощущение красоты, приятные чувства, общее - чувство красоты)

- Скажите, а нас всегда окружают гармоничные вещи? Давайте посмотрим на следующие изображения, это можно назвать это красивым? Почему? (все разбросано, нет порядка, хаос)

- Значит, чтобы получить красоту нам нужно предметы собрать и упорядочить. Необходимо согласие частей, предметов для красивого целого.

Гармония - соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, взаимность соотношение, согласие, согласность, стройность и порядок. )

Гармония – соотношение и взаимодействие предметов и явлений, вызывающее у наблюдателя чувство эстетического удовольствия и комфорта.

- Как вы поняли речь сегодня пойдет о красоте и гармонии, а вернее о красочности музыкальной гармонии.

III. Новый материал.

Музыкальная гармония владеет своеобразными художественными средствами. Какими, назовите их? (лад, темп, ритм и т д. ), с помощью которых изображает жизнь.

Задание 1. Перед вами лежат карточки для самопроверки, давайте их вспомним. Соотнесите понятия с их определениями (самопроверка, правильные ответы на слайде).

Гармония, как одно из средств музыкальной выразительности научилась быть многоликой, изменчивой, ей доступны самые различные выражения, образы и даже неодушевленные предметы.

Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир.

Работа по учебнику с. 88, зачитать

IV. Вокально-хоровая работа.

Читайте также: