Конституционный статус личности конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

Конституционному праву России

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся - курс ___2__,

специальность ____ Правоохранительная деятельность__

форма проведения дистанционно

преподаватель _ Л.Ф. Воронцова _____________________

Тема 2.1. Конституционный статус личности.

Гражданство РФ

Цель занятия: изучение

- конституционно-правового статуса личности как конституционно-правового института,

- понятия гражданства Российской Федерации, его принципов и характеристик.

Задачи занятия:

- гл.2 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ),

- законодательство о российском гражданстве.

Способствовать формированию представления о порядке решения дел о гражданстве, деятельности полномочных органов РФ, ведающих делами о гражданстве, закрепить навык работы с нормативными текстами.

Воспитательная:

Стремиться воспитать уважительное отношения к гражданству России, чести и достоинству личности, соблюдению и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Развивающая:

Способствовать развитию логического мышления обучающихся, умения правильно обобщать данные и делать выводы; навыков самостоятельной работы с текстом законов.

Междисциплинарные связи:

Теория государства и права, Основы социологии и политологии.

Внутридисциплинарные связи:

Тема 1.3. Конституция Российской Федерации,

Тема 1.4. Основы конституционного строя РФ.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование вопроса (или тестового задания)

1. Народ осуществляет свою власть (выберите полный ответ):

2. через представительные органы государственной власти

3. через общественные органы

4. непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления

2.Форма правления в России:

1. парламентская республика;

2. президентская республика;

3. смешанная республика;

4. конституционная монархия.

3. Признаком России как социального государства, в частности, являются:

1. возможность свободно передвигаться

2. государственные пенсии;

3. всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании

4. свобода мысли и слова

4. Конституционным признаком РФ как государства с республиканской формой правления является:

1. выборность главы государства

2. закрепление в Конституции прав и свобод человека и гражданина

3. идеологическое многообразие

4. развитая система социальных служб

5. Политическое многообразие в РФ означает:

1. общественные объединения равны перед законом

2. не разрешается пропаганда идей социальной справедливости

3. устанавливается единая государственная идеология

4. вступив в какое-либо объединение, нельзя выйти из него

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Понятие основ правового статуса личности.

1.1. Высшей ценностью в России согласно Конституции является:

1. Российское государство

2. ее территория

4. человек, его права и свободы.

1.2. Права человека - это:

1. исключительная льгота, предоставляемая кому-либо в отличие от других

2. узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои потребности

3. отсутствие каких-либо ограничений

4. правила воспитания.

1.3. Права человека связаны с:

2. фактом рождения

3. общей правоспособностью

4. классовой принадлежностью.

1.4. К конституционным обязанностям человека и гражданина относится:

1. платить законно установленные налоги и сборы

3. участвовать в политической жизни страны

4. соблюдать обычаи и традиции.

- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ),

- Всеобщая декларация прав человека: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48// Российская газета.- 1995.- 5 апр.

- Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята Верховным Советом РСФСР: от 22.11.91 // Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 152 .- Ст. 1865.

2. Гражданство РФ.

2.1. Гражданство Российской Федерации прекращается:

1. вследствие выхода из гражданства

2. вследствие постоянного проживания за рубежом более пяти лет

3. на основании решения суда о прекращении гражданства

4. вследствие принятия гражданином России награды иностранного государства.

2.2. К органам государства, принимающим решения по вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, относятся:

3. главы исполнительной власти субъектов РФ

4. государственные органы, ведающие вопросами иностранных дел.

2.3. Составьте глоссарий, в котором дайте определение следующим терминам:

- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ),

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ .

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина – это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе и государстве. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.

2.Гражданство относится к числу важнейших элементов института конституционно-правового статуса личности. Значимость данного элемента обусловлена тем, что гражданство является непременным условием распространения на человека всей полноты прав, свобод и обязанностей, установленных государством для своих граждан.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Заполнить на компьютере и распечатать

или заполнить от руки на листе бумаги формата А-4

и представить на следующее занятие таблицы 1, 2, 3 по установленной форме (Приложение).

Преподаватель Л.Ф. Воронцова

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

(ГБПОУ Юридический колледж)

РЕЗУЛЬТАТ работы

обучающегося гр. _______________

фамилия имя отчество

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

тема занятия ___________________________________________________________

дата проведения ___________________

Таблица 1. Актуализация ранее изученного материала учебного курса

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.

Структуру конституционного статуса личности составляет совокуп-ность конституционных прав, конституционных свобод и конституцион-ных обязанностей.

Конституционный статус личности базируется на принципах, которые также нашли свое отражение в гл. 2 Конституции РФ.

Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняе-мые правом, государством начала, исходя из которых осуществляется исполь-зование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. Принципы конституционного статуса человека и гражданина:

– неотчуждаемость прав и свобод;

– ограничение пределами свободы других лиц;

– непосредственное действие прав и свобод;

– гарантированность обеспечения прав и свобод со стороны государства;

– приоритет международных договоров РФ, закрепляющих права и свободы человека;

– равенство перед законом и судом;

– равенство прав и свобод независимо от национальной, социальной, политической, религиозной и другой принадлежности;

– равенство прав, свобод и возможностей мужчины и женщины.

Конституционные права – это такие юридически признанные возмож-ности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (кор-респондирующей) юридической обязанности государства в лице государ-ственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (на-пример, право на охрану здоровья).

Наибольшее распространение в науке конституционного права полу-чила классификация прав и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы: 1) личные; 2) по-литические; 3) экономические, социальные и культурные;

Личные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека, т. е. они принадлежат каждому от рожде-ния независимо от обладания гражданством.

К личным правам и свободам Конституция РФ относит:

– право на жизнь (ст. 20) – первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;

– право на достоинство личности (ст. 21), предполагающее, что госу-дарство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаля-ли его достоинства;

– право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

– право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

– право свободно определять и указывать свою национальную принад-лежность и пользоваться родным языком (ст. 26);

– право на свободу передвижения, выбора места пребывания и житель-ства (ст. 27);

– право на свободу совести и на свободу вероисповедания (ст. 28);

– право на свободу мысли и слова (ст. 29).

Политические права и свободы, которыми гражданин наделяется как член политической общности, определяют его правовое положение в сис-теме общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственной власти.

К политическим правам граждан Российской Федерации относятся:

– свобода мысли и слова, свобода массовой информации (ст. 29), кото-рую можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам;

– право на информацию (ст. 24, 29);

– право на объединение (ст. 30);

– право на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

– право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранными, право равного доступа к государственной службе, пра-во участия в отправлении правосудия (ст. 32);

– право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Социально-экономические и культурные права и свободы являются ос-новой всех иных прав. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов лич-ности. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы детализируются в отраслевом законодательстве: трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др. Их реальность делает государст-во социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жиз-ни человека, его свободное развитие.

Среди данной группы прав можно выделить экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм трудовой деятельности:

– право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной за-коном экономической деятельности (ст. 34);

– право частной собственности и ее наследования (ст. 35);

– право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами гражданами и их объединениями (ст. 36);

– право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выби-рать род деятельности и профессию (ст. 37);

– право на труд и на вознаграждение за труд (ст. 37);

– право на отдых (ст. 37);

– право создавать профессиональные союзы, иные общественные объ-единения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 30).

К социальным правам относятся:

– право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38);

– право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожи-лых граждан (ст. 7);

– право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ин-валидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);

– право на жилище, на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ст. 40);

– право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здра-воохранения;

– право на благоприятную окружающую среду, достоверную инфор-мацию о ее состоянии (ст. 42).

– право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имущест-ву экологическими правонарушениями (ст. 42);

К культурным правам Конституция России относит:

– право на образование, на общедоступность и бесплатность дошколь-ного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43);

– право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего обра-зования (ст. 43);

– свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44);

– право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).

Конституционные обязанности – это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения человека и гражданина.

Одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие – только на граждан РФ.

Каждый человек, находящийся на территории РФ, обязан:

1) платить установленные налоги и сборы;

2) соблюдать Конституцию РФ и законы;

3) беречь памятники истории и культуры;

4) заботиться о детях и нетрудоспособных родителях;

5) обеспечивать получение детьми основного общего образования;

6) сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам;

7) давать свидетельские показания.

Кроме того, гражданин РФ обязан защищать Отечество, нести воин-скую (или альтернативную службу).

В конституционных обязанностях выражается ответственность лично-сти перед обществом, человека перед государством. Осуществление кон-ституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства. Несоблюдение конституционных обязанностей влечет юри-дическую ответственность, установленную законом.

Конституционные гарантии – условия и средства, при помощи кото-рых обеспечивается реализация и защита основных прав и свобод челове-ка и гражданина.

– на социально-экономические – благоприятные условия жизни людей, способствующие пользованию правами и свободами;

– политические гарантии – развитость политических институтов, их способность выражать и защищать интересы граждан, наличие политиче-ской культуры в обществе;

– юридические гарантии – правовые средства, обеспечивающие осуще-ствление и охрану прав и свобод.

Права и свободы человека в РФ могут быть ограничены только в слу-чаях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, го-сударственной безопасности.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина (личности) - это система прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных конституцией.

Данный статус соотносится с общим правовым статусом как часть и целое .

Элементы конституционно-правового статуса личности:

    1. основные права ;
    2. основные свободы ;
    3. основные обязанности .

    В конституционных правах, свободах и обязанностях личности не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

    Права и свободы человека всегда связаны с удовлетворением его материальных и духовных интересов. Поэтому интерес всегда выступает движущей силой различных, в том числе и правовых, связей человека, он определяет и отношение человека к использованию прав как средства удовлетворения своих интересов.

    Применительно к различным возможностям человека и гражданинаКонституция РФ употребляет два термина: "права" и "свободы". Это близкие, но не совпадающие понятия.

    Основные права как элемент конституционно-правового статуса личности

    Под правом следует понимать возможность человека и гражданина совершать конкретные действия, направленные на реализацию права, например, право на объединение, право на образование, право избирать и т.д.

    Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определенных признаков:

      • возможность пользования данным социальным благом;
      • полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц;
      • свобода поведения, поступков в границах, установленных нормой права;
      • возможность обратиться к государству за защитой нарушенного права.

      Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме охватывает всю совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется нормами всех отраслей права (гражданского, финансового и т.д.). И, таким образом, общий правовой статус человека и гражданина по своему объему значительно шире их конституционно-правового статуса, ибо последний включает в себя лишь основные права, свободы и обязанности, а косновным относятся те, что закреплены в Конституции РФ.

      Выделение категории основных прав человека отнюдь не означает отнесение иных прав к "второсортным", менее значительным, требующим меньших усилий государства по их обеспечению. Речь идет о другом. Основные права и свободы составляют стержень правового статуса личности, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством. От основного права может отпочковаться значительное количество других прав. Например, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, как и Конституция РФ (п. 1 ст. 32), предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своим государством непосредственно либо через свободно избранных представителей. Это основное право порождает иные права: на участие в самоуправлении, право выдвигать своего кандидата во время избирательной кампании, право обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями в различные государственные органы и к их должностным лицам.

      Основные свободы как элемент конституционно-правового статуса личности

      Понятие "свобода" употребляется в двух значениях:

      • как возможность человека и гражданина действовать по своему усмотрению;
      • как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др., в этом смысле термин "свобода" по существу тождествен термину "субъективное право").

      Свобода как деятельная характеристика личности позволяет человеку быть самостоятельной, независимой личностью, которая способна "быть господином самому себе" (Дж.Локк), быть деятельным субъектом. Свобода личности предполагает широкие возможности для выбора различных вариантов активного поведения, для преобразующей деятельности личности. На правовом уровне это реализуется в позитивном методе нормативного регулирования общественных отношений. Он получает воплощение в юридической формуле "свобода на. ", что раскрывается через конкретные юридические права и свободы, а также посредством некоторых иных правовых средств стимулирующей ориентации активного поведения личности (правовые стимулы), к которым можно отнести, например, льготы, поощрения, а в некоторых случаях - и законные интересы.

      Философское понимание свободы близко к ее конституционно-правовому пониманию, которое, в свою очередь, тяготеет к пониманию права. Именно об этой связи двух категорий "свобода" и "право" пишет B.C. Нерсесянц: "В современном правовом (и конституционно-правовом) словоупотреблении термин "свобода" обычно используется для обозначении гарантированной правом сферы автономии (самозаконности, своеправия) субъекта, внутри которой он вправе действовать по-своему, по собственному (свободному) усмотрению и выбору. Термин же "право" используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно определенное действие и поведение. Но в понятийно-правовом смысле эти термины равнозначны. Ведь право - это форма свободы, а свобода возможна лишь в форме права". И до афористичности точно определил связь свободы и права B.C. Нерсесянц словами: "Бесправная свобода - это произвол, тирания, насилие".

      Второе значение "свободы" - более узкое и трактуется как субъективная возможность человека и гражданина совершить или не совершать конкретные действия, основанные на его конституционных правах и свободах. Свобода в субъективном смысле является юридической формой свободы народа и отдельного человека . В этом смысле понятие "свобода" по существу тождественно понятию "субъективное право", а различие объясняется только тем, что такая юридическая терминология сложилась исторически.

      Права и свободы человека и гражданина не абсолютны и не безграничны. В них выражена та мера свободы, которая позволяет совмещать ее со свободой других людей.

      Государство закрепляет права личности не произвольно; оно юридически оформляет общественные права человека, которые обусловлены уровнем экономического и политического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности - не "дар" законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно "занижать" или "завышать" объем прав и свобод; он призван исходить из условий социальных взаимосвязей людей, состояния экономического развития общества и государства.

      Права и свободы человека - это условия его нормальной жизнедеятельности, определенный каталог благ и возможностей, которыми он может свободно пользоваться. В них формально закреплены пределы осуществления самоопределения индивида, установлены условия реального пользования социальными благами в различных сферах личной, политической, экономической, социальной и культурной жизни.

      Содержание основных прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, раскрывается путем наделения человека и гражданина широкими юридическими возможностями, гарантированными государством. Широта, разнообразие и особенности этих возможностей свидетельствуют о динамике и спектре свободы выбора, которыми располагают люди при осуществлении ими своих конституционных прав.

      Достичь своих целей, обеспечить желаемые результаты человек может лишь тогда, когда он не только свободен, но и ответственен. Отсюда оба эти феномена - свобода и ответственность первоначально определяют и очерчивают границы, пределы, рамки осуществления конституционных прав.

      Поэтому пользование правами и свободами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, справедливости, нравственности.

      Основные обязанности и ограничения как элемент конституционно-правового статуса личности

      Возможные ограничения прав и свобод сформулированы в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

      Правовые ограничения содержатся и в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. "Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:

      1. для уважения прав и репутации других лиц;
      2. для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".

      Таким образом, конституционно-правовой статус человека и гражданина, включая его основные права, свободы и обязанности, влияет на создание сбалансированных способов взаимодействия как людей друг с другом, так и на формирование гармоничных отношений человека, общества и государства.

      Конституционный (конституционно-правовой) статус лично­сти — это правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве. Он состоит из следующих элементов:

      1) конституционные права, свободы и обязанности — это ядро правового статуса личности;

      2) гражданство, правосубъектность, юридические гарантии как условия реализации прав, свобод, обязанностей;

      3) принципы правового положения личности как исходные начала, интегрирующие в себе нормативное содержание прав, свобод обязанностей личности, а также условий их реализации.

      4.2. Принципы конституционного статуса личности

      Принципы конституционного положения личности позволяют глубже раскрыть характер взаимоотношений людей друг с другом, отдельного человека с обществом и государством.

      Принцип приоритета интересов личности в отношениях с государством является одним из ключевых, так как определяет исходное начало в важнейшей сфере жизнедеятельности личности — ее взаимоотношениях с государством. Данный принцип проявляется в конституционном закреплении интересов человека в качестве цели государ-ства. Государство, создаваемое человеком, призвано служить ему. Направленностью на удовлетворение интересов личности характеризуется и положение о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

      Принцип сочетания личных и общественных интересов проистекает из известного философского постулата — жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Он выражается посредством провозглашения Конституцией:

      — совместных обязанностей индивида и государства в экономической, социальной и политической областях, ограничения прав и свобод человека в целях общей пользы (например, изъятие частной собственности за соразмерное вознаграждение и на основании закона в интересах общества);

      — совместных ценностей человека, общества и государства (жизни и здоровья человека, благоприятной окружающей среды).

      Принцип единства прав и обязанностей вытекает из необходимости сбалансирования поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности, соблюдения целостности общественных отношений и формально-юридического равенства индивидов. Правам и свободам отдельного лица корреспондируют соответствующие обязанности перед другими лицами, сообществом людей или государ­ством.

      Принцип законности проявляется через систему специальных требований к правовому регулированию прав, свобод и обязанно­стей человека.

      Принцип равноправия личности пронизывает содержание многих конституционных норм, регулирующих права, свободы, обязанности личности. Суть данного принципа — признание прав, свобод и обязанностей за каждым членом общества в равной мере.

      4.3. Конституционные права, свободы и обязанности — основной элемент конституционного статуса личности

      Конституционные права, свободы составляют основу прав, свобод, устанавливаемых нормами иных отраслей права. Они имеют всеобщий характер, поскольку закрепляются за каждым человеком и гражданином, а не за узкими группами субъектов. Также они обеспечены повышенной защитой государства.

      Таким образом, конституционные права, свободы — неотъемлемые основные полномочия человека, гражданина, установленные Конституцией РФ в соответствии с целями развития общества, признаваемые в качестве естественных, принадлежащих каждому от рождения, или производных, принадлежащих каждому гражданину Российской Федерации.

      По сферам жизнедеятельности человека и гражданина выделяются личные (гражданские, основные; ст. 19—28), политические (29—33), социально-экономические (34—42) и духовно-культурные (43—44) права и свободы человека и гражданина.

      Личные права, свободы направлены на защиту индивидов как физических существ на обеспечение неприкосновенности способов их личного бытия и возможности активно защищать собственные интересы в разных инстанциях. Среди личных прав и свобод — право на жизнь, личная свобода и неприкосновенность, право на личную и семейную тайну, право на защиту чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, право на свободный выезд за ее пределы и на беспрепятственное возвращение обратно, свобода совести и вероисповедания и др.

      Политические права и свободы обеспечивают вступление людей, их негосударственных объединений в сферу политической жизни общества путем отправления функции народовластия, участия в деятельности государства, политической системы, в форме само­управленческой активности. К политическим правам, свободам относят: право выборов и референдумов, право нормотворческих инициатив, право на местное самоуправление, свободу мысли, слова, право на информацию, свободу массовой информации, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, право собираться мирно, без оружия, проводить митинги, собрания, демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе право на доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия, право на личные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

      Социально-экономические права, свободы призваны дать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.

      Вместе с правом собственности в центре социально-экономических прав находится право на свободный труд, свобода экономической деятельности. Право на труд означает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция запрещает принудительный труд.

      Духовно-культурные права, свободы нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды. В числе этих прав — право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право на свободный выбор и распространение религиозных и иных убеждений, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, свобода преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

      Конституционные обязанности человека и гражданина — это установленные в соответствии с потребностями развития общества и государства Конституцией РФ государственно-властные требования к личности относительно вида и меры ее должного поведения. Они являются второй неотъемлемой частью ядра конституционного положения личности. Конституция РФ не содержит развернутого перечня обязанностей, хотя в идеале предполагается, что каждому субъективному праву соответствует юридическая обязанность. Такое соответствие достигается посредством закрепления конкретных обязанностей не только Конституцией РФ, но и (главным образом) российскими законами, то есть посредством закрепления юридиче­ских обязанностей в широком смысле.

      Конституция РФ устанавливает следующие обязанности: обязанность человека и гражданина при осуществлении своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); обязанности человека в виде обязанности родителей проявлять заботу о детях, их воспитании и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38); обязанности каждого получить основное общее образование и обязанности родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43); обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44); обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанности каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).

      4.4. Юридические гарантии конституционных прав и свобод

      Важнейшим элементом правового положения личности являются юридические гарантии — условия и средства обеспечения и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Положения почти одной трети статей гл. 2 Конституции РФ устанавливают юридические гарантии, являясь одновременно согласно ст. 64 неотъемлемой частью основ правового положения личности.

      Можно выделить две группы конституционных гарантий — общие и специальные.

      Общие конституционные гарантии. Особое место в ряду кон­ституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ. Общей гарантией служит само закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ — актом высшей юридической силы.

      Еще одна общая гарантия — незыблемость основ конституционного строя. Провозглашенные в гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя обладают особой юридической силой. При этом каждая из конституционных основ имеет определенное доктринальное и нормативное содержание, развиваемое прямо или косвенно в Конституции РФ.

      Также к числу общих конституционных гарантий относится и положение о том, что Российская Федерация является демократическим государством.

      Специальные конституционные гарантии. Их можно условно разделить на внесудебные и судебные.

      К внесудебным относится запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15), обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45) и др.

      В отличие от ранее действовавших советских конституций Конституция РФ 1993 года отводит судебным гарантиям обеспечения прав и свобод личности (гарантиям правосудия). По обыкновению, судебная процедура признается наиболее эффективным юридиче­ским средством в ряду иных законных средств защиты прав и свобод личности.

      4.5. Конституционный статус личности как предпосылка формирования гражданского общества

      Равноправное существование данных определений позволяет выделить два основных направления в исследовании гражданского общества — изучение соотношения государства и гражданского общества и исследование проблем становления, развития, а также законодательного воплощения институтов гражданского общества. На данных направлениях существует множество сходных моментов и общих проблем; можно даже говорить о том, что проблемы закрепления институтов гражданского общества в значительной мере обусловлены спорными моментами соотношения государства и гражданского общества.

      Относительно первого направления исследования нужно отметить, что в науке пока не сложилось единого взгляда на комплекс вопросов, возникающих при рассмотрении взаимоотношений государства и гражданского общества. Объясняется это различными подходами к определению самой сути и предназначения государ­ства. Традиционно сложились две точки зрения на сущность государства: либеральная и консервативная. Суть первой заключается в том, что государство рассматривается как гарант жизнедея­тельности человека, обеспечивающий возможности его свободы. Суть второй сводится к рассмотрению государства как инструмента, направленного на ограничение произвола, защиту устоев общества.

      В литературе встречается утверждение, что к непременным признакам существования гражданского общества относится невмешательство власти в частную жизнь и одновременно защита ею частной жизни. Такая формулировка видится несколько некорректной и неопределенной. Действительно, столько существует обстоятельств, допускающих либо прямо диктующих необходимость вмешатель­ства государства в частную жизнь; и столько существует объективных причин для устранения от ее защиты…

      Проблемным является вопрос о мере защиты (или поддержки) государством частной жизни, соблюдения и гарантированности основных прав и свобод человека и гражданина. Не секрет, что зачастую утрачивается баланс между действительной защитой прав и свобод и акциями сугубо благотворительного характера, направленными на защиту прав отдельных категорий граждан, часто в ущерб остальному населению.

      Проблемным является и законодательное оформление такого института гражданского общества, как средства массовой информации. Практически невозможно решить, что лучше: отсутствие всякой цензуры или же определенное ограничение информационных потоков, поскольку критерии ограничения здесь весьма расплывчаты.

      Представляется, что освещение данных спорных моментов должно найти отражение в будущих нормативных актах конституционно-правового характера.

      Читайте также: