Конспект значение периодического закона 8 класс

Обновлено: 23.07.2024

Цель: усвоить один из общих законов природы — фундамент современной химии, охарактеризовать научное и практическое значение закона, изучить свойства биогенных элементов и их соединений, предложить наиболее экономически выгодные способы получения этих соединений с соблюдением экологических требований.

Оборудование: ПСХЭ, портрет Д.И. Менделеева, коллекции азотных и фосфорных удобрений, таблички — С, N, Р, О, S, Н, колба с водой, сера, условия практических заданий, химических элементы для монтажа на доске, химические элементы для учащихся, пластилин, плакаты с высказываниями Менделеева, современная формулировка ПЗ, музыка, пластинка с мелодичной тихой музыкой, уголь, имитация алмаза.

1. Организация урока.

Прочитав высказывание этого великого русского химика, первооткрывателя одного из общих законов природы, мы можем только восхищаться его гениальной проницательностью. Итак, настало то самое будущее, в котором закон Д.И. Менделеева стал развиваться. Нам с вами предстоит тернистый путь исследователей, чтобы доказать правоту нашего соотечественника.

1 марта 2008 года исполнилось 139 лет со дня открытия Менделеевым периодического закона. Открытию закона предшествовала длительная и напряжённая научная работа Менделеева в течение 15 лет, а дальнейшему углублению — ещё 25 лет.

Вопрос: Каковы же были предшественники Менделеева? Каков их вклад?

Ответ: Предшественники Менделеева (Доберейнер, Мейер, Ньюлендс) сделали много для подготовки открытия ПЗ. Но ни один из этих учёных не решился на основании периодичности предсказать новые химические элементы. Для них периодичность была лишь способом классификации, они не увидели фундаментального закона природы.

17 февраля (1 марта) 1869 года был открыт периодический закон.

Ученик:
То кружились, то мелькали,
То водили хоровод,
То взрывались, то пылали,
То шипели, то сверкали,
То в покое пребывали:
Алюминий, Натрий, Калий,
Фтор, Бериллий, Водород.
Перепутались все свойства,
Недалёко до беды.
Вдруг команда:
— Стройся войско! —
Стали строиться в ряды
(Учащиеся выстраиваются, образуя 2 период ПСХЭ)
— Во втором ряду волненье.
Все боятся окисленья.

Литий:
Поглядите! (показывает на F)
Фтор ужасный окислитель
Я не встану в этот ряд!
Пусть другие здесь горят!

Ведущий:
И Бериллий мрачно мыслит.

Бериллий: (недовольной гримасой)
Кислород нас всех окислит!
И простите за повтор:
Как несносен этот Фтор! (показывает на фтор)

Ведущий:
Бор кивает головой,
Но не рвется сразу в бой!
И Азот не лезет в спор.

Фтор:
Но зато взорвался Фтор (вскакивает)
— Ах! Так мы для вас не пара?
Кислород, поддай им жару!
Окисляй! За мной! Вперёд! (толкает О)

Углерод: — Стойте!

Ведущий: Крикнул Углерод (показывает уголь и имитацию алмаза).

Углерод:
Я и уголь, и алмаз
И за них я, и за вас!
Я сражаться не горю,
Я вас лучше помирю!
Встану я посередине (расталкивает и встаёт)

Ведущий:
— Третий ряд!
Трубите спор!
Натрий!
Магний!
Алюминий!
Кремний!
Фосфор!
Сера!
Хлор! (выходят поочередно)
По порядку, по закону
Элементы стали в ряд
И выходит, что в колонну
Все похожие стоят!
Кремний стал под углеродом, (показывает)
Сера схожа с Кислородом,
Алюминий встал под Бор
— Замечательный подбор!
Ряд пристраивают к ряду,
А рядов-то десять к ряду,
Металлы под металлами,
Едкие под едкими,
Ковкие под ковкими
Идут своими клетками
Вот природы Алфавит!
(Учащиеся 2 и 3 периодов уходят в свои команды)

Учитель: Итак, мы с вами наяву увидели эту периодическую зависимость химических элементов. Каково же его физическое обоснование?

Ученик: Английский ученый Мозли установил, что заряды ядер изменяются в соответствии с порядковыми номерами элементов в ПС. Порядковый номер, или заряд ядра, становится важнейшей характеристикой атома.

Учитель: Как формулируется ПЗ? (учащиеся отвечают).

Учитель: Пусть зимний день с метелями
Не навивает грусть —
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем её я выучил?
Могу сказать зачем
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.

Элементы в ПСХЭ и их свойства важны и необходимы, но сегодня мы с вами остановимся на биогенных элементах — шесть элементов первых трех периодов (Н, С, N, О, Р, S), на долю которых приходится 98% массы живого вещества, (указать их другим цветом на доске.).

Итак, сегодня будут работать пять команд исследователей:

Вам дается время — 3 мин., за которое вы должны рассказать нам о своих элементах, о их месте в ПСХЭ, их биологической роли в организмах, сравнить их свойства и свойства их аналогов, экономически обосновать существование этого элемента и его соединений, решить практические задания.

Команда (Н+О): Наш девиз:

Сегодня предметом нашего внимания будет О и Н.

Водород — элемент №1, самый распространенный во Вселенной более 90% атомов или примерно 70% её массы. На Земле Н по распространенности только девятое место, составляя 0.88% по массе. Как вы думаете, в состав каких веществ входит водород?

В состав воды, кроме того, он входит в состав нефти, газа.

Органические вещества: белки, жиры, углеводы — основа нашей пищи тоже содержит водород.

Что мы знаем о Н как о химическом элементе?

Заглянем в карточку-характеристику.

Атом Н: Z=l, 1р + + 0п°, 1е, Аг = 1

Графическая и электронная формулы: IS 1 s-элемент, неметалл.

Кислород — самый распространенный химический элемент на Земле. Окружающий нас воздух — земная атмосфера содержит кислорода 23% по массе и 21% по объему. Ещё больше его содержится в земной коре — 47% по массе и 92 по объему. В целом массовая доля кислорода составляет около 30 % от массы Земли.

Что мы знаем о кислороде как о химическом элементе? Заглянем в карточку-характеристику.

Атом О: Z=8, 8p + + 8п°, 8е, Аг -16 Электронная формула: 1S 2 2S 2 2P 4

Водород легко вступает в реакцию с кислородом, образуя воду: 2Н22 —>2Н2О

Если бы перед вами стояла задача: Получить большое кол-во водорода, — какое экономически выгодное сырье вы выбрали бы и почему?

— Воду! Она доступна, её много и более экономически выгодно использовать, чем другое сырьё. Действительно, вода — самый доступный источник водорода. Водород является удобным энергоносителем, что послужило основой создания атомно-водородной энергетики.

Кислород участвует в процессах горения, сжигания, в результате которых выделяется большое количество теплоты. Но нужно беречь тепло, экономически и целесообразно его использовать, например, для обогрева теплиц, бытовых помещений и т.д.

Практическое задание: Стальной баллон для хранения сжатых газов наполнен жидким кислородом массой 8 кг. Какой объем займет этот кислород в газообразном состоянии (при н.у.)?

Тот элемент в печной трубе
Находим в виде сажи,
И в простом карандаше
Его встречаем даже.

Что мы знаем об углероде как о химическом элементе? Заглянем в карточку-характеристику:

Атом С: Z=16, 6p + +6n°, 6е, Аг=12 Электронная формула: 1S 2 2S 2 2P 2

Элемент С растения получают из воздуха в виде углекислого газа — СО2 с помощью своих листьев. Ежегодно зеленые растения связывают и превращают в органические соединения 170 млрд. т. углерода. При таком интенсивном усвоении запас углекислого газа, из которого углерод снова возвращается в атмосферу. Например, 1м листьев подсолнуха за 1 час поглощает СО2 из З м 3 воздуха, т.е. 900 см 3 СОг-

В промышленности оксид углерода (IV) получают при обжиге известняка. Большие количества СО2 идут на соды и сухого льда.

При неполном окислении углерода (II) — СО (угарный газ). Его молекулы крайне прочны. При взаимодействии с хлором в присутствии катализатора образует фосген — ядовитый газ.

Из неорганических соединений С наиболее важны карбиды и карбонаты. Наиважнейший карбид — карбид железа. Чугун и сталь обязаны своей жизнеспособностью и прочностью именно этому карбиду.

Практическое задание: В теле человека по массе содержится, %: кислорода — 65%, углерода — 18%, водорода — 10%. Атомов какого элемента в теле человека больше?

Мир азота удивителен и разнообразен. Этот элемент необходим всему живому. В организме человека азота содержится около 3%. Наибольшая часть азота содержится в атмосфере: 75% по массе и 78% по объему. Биомасса суши содержит около 10 млрд. т. азота, биомасса гидросферы – 300 млн. т.

Что мы знаем об азоте как о химическом элементе? Заглянем в карточку-характеристику:

Эл. Формула— 1S 2 2S 2 2P 3

Итак, нам необходимо поговорить об удобрениях. Каков же их состав?

Ученые давно установили, что в их основе должны быть элементы: азот, калий и фосфор, прежде всего необходимые растениям, так же как человеку хлеб, мясо, молоко. Но, кроме того, человек нуждается, например, в витаминах, и растениям для нормального роста и развития требуются микроудобрения — незначительные добавки цинка, марганца, меди и других элементов. Однако наиболее ценными удобрениями считаются те, которые содержат азот.

Получение азотных удобрений из воздуха — большая победа химической науки. Однако проблему связывания молекулярного азота нельзя считать полностью решенной, поскольку технология данного производства сложна и энергоёмка, что, в свою очередь, влияет на себестоимость продукции.

Практическое задание: «В состав питательных смесей для комнатных растений входит 0.1%-ный раствор аммиачной селитры. Сколько селитры и воды потребуется для приготовления такого раствора массой 0.12 кг?

Какой можно сделать вывод?

— Мало иметь знаний, нужно ещё уметь применять их в процессе трудовой деятельности. Удобрять землю нужно с умом, химически грамотно, внеся в нее азотных удобрений не более, чем требуется для нормального роста и развития растений, не повредив ни самой земле, ни человеку.

Что мы знаем о фосфоре.

Более трехсот лет отделяют нас от того момента, когда гамбургский алхимик Бранд открыл новый элемент — фосфор. Фосфор обнаружен буквально во всех органах земных растений. В организме животных фосфор сосредоточен главным образом в скелете, мышцах и нервной ткани. Зубная эмаль — это тоже соединение фосфора.

Что мы знаем о Р как о химическом элементе?

Посмотрим в карточку-характеристику.

Атом Р: Z=15, 15р + +16п°, 15е, Аг=31

Эл. формула: 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 3

Это вещество способно светиться в темноте. Вот что писал Конан Дойль.

Биологическое значение Р в жизни организмов так же велико, как и азота. Основным источником фосфора для человека служит пища. Потребность взрослого человека в Р составляет 1.2 г. в день. Но в последнее время потребление рыбопродуктов в России на душу населения уменьшилось примерно на 9 кг. Значительно снизилось на нашем столе и количество столовой, охлажденной рыбы. При том, что в стране, Ставропольский край не исключение, велики площади внутренних пресноводных водоемов. А именно: 20 млн. га озер, более 150 тыс. га прудов, свыше 250 тыс. кв. м. Садковых и бассейновых рыбоводных хозяйств. Потенциал огромен. Выход, считают специалисты, в первую очередь, в развитии переработки. Промышленный потенциал имеется, чтобы удовлетворить потребительский рынок. Фосфор — один из элементов минеральных удобрений. Производство фосфорных удобрений — основное производство агрохимии. Наиболее распространенные фосфорные удобрения — суперфосфат, преципитат и фосфорная мука.

Практическое задание: Ортофосфорную кислоту для производства удобрений легко получить по следующей схеме:

Рассчитать, сколько получится необходимой кислоты (в л.), если взять фосфор массой 9,3 г.

Вывод: необходимо обратить внимание на экономическое обоснование этих процессов — главным является не просто получение конечного продукта, но и получение продукта при минимальных затратах

ресурсов труда, сырья, энергии, минимальных капиталовложений плюс минимальный ущерб для человека и окружающей среды.

В таблице Менделеева давно уже
Живу с соседями на третьем этаже,
В 16-й квартире, в подъезде номер 6. Общаюсь я со всеми - друзей не перечесть.
Являюсь неметаллом, вхожу в состав белков,
Ещё я существую во многих веществах:
В оксидах и сульфидах, а также и в солях. Сама я очень нежная, точнее я хрупка,
По цвету светло-желтая, но запах у меня. (делает недовольную гримасу)
С огнем я очень дружная
В воде всплываю я,
И в химии, и в жизни, конечно, я важна.

Из такого вот хвалебного рассказа о себе, можно всё знать о сере.

Среди вещей, окружающих нас, мало таких, для изготовления которых не нужны были бы сера и её соединения. Бумага и резина, эбонит и спички, ткани и лекарства, косметика и пластмассы, взрывчатка и краска, удобрения и ядохимикаты — вот далеко не полный перечень вещей и веществ, для производства которых нужна сера. Для того, чтобы изготовить, например, автомобиль, нужно израсходовать около 14 кг серы. Примерно половина добываемой в мире серы — это сероводород H2S. В последнее время решается вопрос об использовании сероводорода как сырья для получения дешевого водорода и серы одновременно.

Практическое задание: Известно, что реакция горения серы в кислороде сопровождалась выделением 297 кДж на количество вещества серы 1 моль. Рассчитать объем оксида углерода (IV), если выделится 594 кДж теплоты.

Итак, мы заслушали команды о защите химических элементов — биогенных элементов.

Подвести итог — заключение.

Развивающая – развивать познавательную активность, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать умение пользоваться Периодическим законом и Периодической системой Д.И. Менделеева, объяснять закономерные изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений в пределах группы, периодов.

Воспитательная – способствовать воспитанию патриотизма, раскрыть научный подвиг Д.И. Менделеева, научное и мировоззренческое значение Периодического закона.

ВложениеРазмер
urok_mendeleev.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по химии в 8 классе

Учитель Кайтмесова Х.С.

Открытый урок по химии.

Тема урока: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

• Развивающая – развивать познавательную активность, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать умение пользоваться Периодическим законом и Периодической системой Д.И. Менделеева, объяснять закономерные изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений в пределах группы, периодов.

• Воспитательная – способствовать воспитанию патриотизма, раскрыть научный подвиг Д.И. Менделеева, научное и мировоззренческое значение Периодического закона.

Основные понятия. Знать . Химический элемент. Классификация элементов по электронным структурам их атомов. Период. Группа. Периодичность в периодичной системе. Электронная структура атомов. Периодический закон.

Мировоззренческий аспект урока. Формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с периодической системой и Периодическим законом Д. И. Менделеева.

Межпредметные связи на уроке.

Физика: атом, строение атома.

Оборудование и реактивы: разные варианты Периодической системы, портрет Д. И. Менделеева, серная кислота (концентрированная), ватная палочка, белый лист бумаги, спиртовка.

Этап I. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя. Мотивация к изучению темы.

Ребята, генеральной ассамблеей ООН 2019 год объявлен Международным годом периодической таблицы химических элементов в честь периодического закона, открытого извесным русским ученым Д.И. Мен делеевым в 1869 году. И мы сегодня начинаем изучать эту таблицу. Ребята, мы должны научится пользоваться периодической системой и периодическим законом, что является главным при изучении данной темы и курса химии.

Этап II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

Самостоятельная работа . Учащиеся письменно выполняют задание, по плану.

Дать характеристику элемента с № 19 (калия) по положению в ПСХЭ.

Дать характеристику элемента с № 11 (натрия) по положению в ПСХЭ.

Дать характеристику элемента с № 3 (лития) по положению в ПСХЭ.

Дать характеристику элемента с № 12 (магния) по положению в ПСХЭ

Без которого дышать будет нелегко. (Кислород)

Назовите его вы. (Водород)

Цвета желтого оно. (Сера)

Его атом – не секрет:

Три протона там, кто он? (Литий)

Этап III. Изучение нового материала . Мобилизационный этап.

Запишите число, классная работа, тему урока запишем позже.

Вступительное слово учителя. Целевая установка.

Что известно вам о Периодическом законе и периодической системе химических элементов?

Периодический закон и периодическая система химических элементов являются основой современной химии. Они относятся к таким научным законам, которые реально существуют в природе и никогда не потеряют своего значения. Эти закономерности были открыты не на пустом месте, они были подготовлены ходом истории развития химии, но потребовалась гениальность научного предвидения Менделеева, чтобы эти закономерности были озвучены . Еще алхимики пытались найти закон природы, на основе которого можно было бы систематизировать химические элементы. Но им недоставало надежных и подробных сведений об элементах.

К середине XIX в. знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации. Первые попытки классификации элементов на металлы и неметаллы оказались несостоятельными.
Предшественники Д.И. Менделеева (И.В. Деберейнер, Дж.А. Ньюлендс, Л.Ю. Мейер) многое сделали для подготовки открытия периодического закона, но не смогли постичь истину.

Сегодня вы узнаете: как был открыт периодический закон; с какими трудностями столкнулся Дмитрий Иванович после своего открытия; как он их преодолел и кто, сам того не желая, помог ему в этом; чем является периодическая система химических элементов для периодического закона; как открытие строения атома повлияло на периодический закон; как формулируется он в наше время; как правильно пользоваться периодической системой и периодическим законом Д. И. Менделеева?

Совместно с учащимися определяем тему и задачи урока. Учащиеся называют тему, учитель записывает ее на доске, учащиеся в тетради.

Учитель . На самом деле открытию Периодического закона предшествовало 15 лет напряженной работы. Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 химических элемента, существовало около 50 различных классификаций. Большинство ученых сравнивали между собой только сходные по свойствам элементы, поэтому не смогли открыть закон. Менделеев же сравнивал между собой все, в том числе и несходные элементы.

За основу классификации он взял относительную атомную массу и свойства химических элементов.

Как же Менделеев пришел к своему открытию? Он выписал на карточки все известные сведения об открытых и изученных в то время химических элементах и их соединениях. Расположил их в порядке возрастания их относительных атомных масс и всесторонне проанализировал всю эту совокупность, пытаясь найти в ней определенные закономерности. В результате напряженного творческого труда он обнаружил в этой цепочке отрезки, в которых свойства химических элементов и образованных ими веществ изменялись сходным образом – периодически – периоды (проделываем на доске тоже самое, что сделал Менделеев).

  1. Как изменяются металлические и неметаллические свойства в определенных промежутках?
  2. Как изменяется степень окисления в высших оксидах и гидроксидах?
  3. Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов?

Заметив, что свойства элементов повторяются через определенный промежуток – период, Дмитрий Иванович расположил их друг под другом. На основании своих наблюдений 1 марта 1869 года Менделеев сделал вывод – сформулировал Периодический закон.

Вопрос: Какую же формулировку Периодического закона он предложил? От чего зависят свойства химических элементов и их соединений? Сильные учащиеся формулируют сами, более слабым учитель помогает.

Но в периодической системе есть исключение из этого правила. Сравнивая не только относительные атомные массы, но и свойства Д.И. Менделеев сделал 3 перестановки:

Co – Ni, Te – I, Ar - K

Он не мог объяснить эти исключения из общего правила, но предвидел, что эта причина кроется в сложном строении атома (в то время о внутреннем строении атома ничего еще не было известно).

1-ая формулировка закона сохраняла свою силу на протяжении 40 лет, но Периодический закон оставался лишь констатацией фактов, и не имел физического обоснования. В 1910 году была разработана планетарная модель строения атома и объяснено сложное строение атома. Были установлены различные характеристики в строении атома.

  1. Из чего состоит атом?
  2. Каков физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, номера группы?
  3. Как определить число протонов, нейтронов, электронов в атоме?
  4. Что такое изотопы? (разновидности атомов одного химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число)

Открытие изотопов доказывало, что свойства элементов и веществ зависят не от значения относительной атомной массы, а от зарядов ядер – они одинаковы у изотопов одного химического элемента.

Вопрос: Какова современная формулировка Периодического закона? Сильные учащиеся формулируют сами, более слабым учитель помогает.

3. Периодическая система и строение атома. Первичная проверка усвоения знаний.

Периодическая система – графическое изображение Периодического закона, каждое обозначение отражает какую либо особенность в строении атома.

Проводим теоретический анализ.

1) порядковый номер элемента указывает на…

2) число других ядерных частиц – нейтронов находят по формуле…

3) номер периода указывает на …

4) номер группы показывает на …

Строение атома объясняет причину изменения свойств элементов.

Закончите предложения, сверху вниз:

В пределах одной и той же группы (в главной подгруппе):

Металлические свойства … Почему?

Неметаллические свойства … Почему?

Число электронов на внешнем уровне …

Число энергетических уровней…

В периодах слева направо:

Металлические свойства … Почему?

Неметаллические свойства … Почему?

Число электронов на внешнем уровне …

Число энергетических уровней…

Следовательно, можно сделать вывод – дать еще одну причинно-следственную формулировку Периодического закона. От чего зависят свойства химических элементов и их соединений?

Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от строения внешних электронных слоев атомов химических элементов .

Учитель: Задумайте любой химический элемент. Удвойте порядковый номер элемента. К произведению прибавьте пять. Сумму умножьте на пять. Сообщается результат. Решение: от полученного результата надо отбросить последнюю цифру и от полученного числа вычесть два. Это и будет номер задуманного элемента.

4. Значение закона

Итоги урока . Рефлексия.

Выставление оценок. Учащиеся высказывают личные впечатления об уроке, об уровне выявленных знаний и умений. Благодарю за урок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

8 класс. Тема "Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева."

Цели урока: - Показать значение открытия периодического закона для развития химии и других - Познакомить учащихся с биографией Д.И.Менделеева и его деятельностью на благо России .

Задачи урока: - Продолжить работу по формированию у учащихся умения давать характеристику химического элемента и его соединений по положению химического элемента в ПСХЭ. На примере жизни и деятельности Д.И.Менделеева формировать чувство патриотизма и гордости за великих соотечественников.

Тип урока: Урок изучения нового материала

II. Проверка домашнего задания . Главным при изучении темы было научиться пользоваться периодической системой и периодическим законом для характеристики химического элемента и его соединений.Откройте тетради с письменным домашним заданием.(Дать характеристику элемента с № 19 (калия) по положению в ПСХЭ)Чем является характеризуемый элемент; металлом, неметаллом или амфотерным элементом? (Активный щелочной металл)

План характеристики химического элемента

Положение химического элемента в периодической системе Д.И. Менделеева (период, ряд, группа, подгруппа, семейство, порядковый номер).

Строение ядра атома (заряд ядра, количество протонов и нейтронов, относительная атомная масса).

Строение электронной оболочки (общее количество электронов, количество энергетических уровней, распределение электронов по уровням и подуровням, электронная формула, распределение электронов по энергетическим ячейкам). Схема строения атома, электронная формула атома, распределение электронов по энергетическим ячейкам, сколько валентных электронов, завершен ли валентный (наружный) энергетический уровень, как лучше завершить его (взять электроны или отдать в химических реакциях).

Металл или неметалл.

Валентные возможности элемента.

ОЭО. Какие свойства проявляет химический элемент в химических процессах - является элемент окислителем или восстановителем?

Высший оксид и гидроксид элемента.

Соединения элемента: высший оксид, высший гидроксид, характер их свойств (кислотный, основной или амфотерный), летучее водородное соединение (если такое имеется). Подсказка: высшие оксид и гидроксид металлов проявляют основной характер; оксид и гидроксид неметаллов и металлов с высокой валентностью (более IV ) – кислотный; соединения Zn , Be , Al , Cr ( III ), Fe ( III ) – амфотерный .

Сравнение свойств элемента с соседними элементами по периоду и подгруппе:

Открытие периодического закона и создание Периодической таблицы химических элементов имеет огромное значение для развития науки.

  • систематизировал и обобщил все сведения о химических элементах и их соединениях, объединил их в единое целое;
  • объяснил разные виды периодичности в изменении свойств элементов и образованных ими простых и сложных веществ;
  • позволил предсказывать существование неоткрытых химических элементов и прогнозировать их свойства;
  • послужил базой для изучения строения ядра атома и электронных оболочек.

Во времена Д. И. Менделеева основным свойством атомов химических элементов считалась атомная масса. Периодический закон в формулировке Д. И Менделеева звучит так:

Свойства элементов, а также состав и свойства образуемых ими простых веществ и соединений находятся в периодической зависимости от величин их атомных масс .

Позже было изучено строение атома, и стало ясно, что основной характеристикой атома химического элемента является не величина его атомной массы, а величина положительного заряда ядра. Периодический закон стали формулировать иначе. Современная формулировка выглядит следующим образом:

Свойства химических элементов и образуемых ими веществ находятся в периодической зависимости от величин зарядов ядер их атомов.

Заряды ядер атомов элементов, расположенных в ряд, возрастают непрерывно. Объяснить причины периодичности учёные смогли тогда, когда изучили строение электронных оболочек атомов.

Причиной периодического изменения свойств химических элементов и образуемых ими веществ является периодически повторяющееся строение наружных энергетических уровней электронных оболочек атомов.

Читайте также: