Конспект живая шляпа средняя группа

Обновлено: 05.07.2024

Содержимое публикации

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе

Предварительная работа:
воспитателя: изучение методической литературы, разработка конспекта образовательной деятельности, подготовка необходимых материалов;
с детьми: чтение рассказов Н.Носова. Рассматривание картин, иллюстраций к рассказам.
с родителями: родителям рекомендовали читать с детьми художественную литературу, побеседовать о содержании произведений с детьми.

Словарная работа:
Активизация словаря: кабинет, шляпа
Обогащение словаря: комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка

Особенности группы детей и их учет в ходе образовательной деятельности: исходя из того, что в группе выявлено три уровня речевого развития детей, данное занятие целесообразно провести с тремя подгруппами отдельно.

Индивидуальные особенности детей и их учет в ходе образовательной деятельности: в связи с тем, что в группе имеются дети (Женя П., Гоша Ч., Коля Ж.) с низким уровнем развития речи, необходимо активизировать их при ответах на вопросы и повторении слов и оказывать помощь при рассказывании.

-развивать литературную речь дошкольников, мышление, память, воображение, чувство юмора.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав её вы узнаете куда мы с вами отправимся в гости.

-Чтобы знаний набираться,

Чаще обращайся к ней.

Никогда не расставайся,

Станешь с ней в сто раз умней (книга)

Воспитатель: А как называется то место, где хранятся книги? Где находятся много книг? (Библиотека, книжная полка, книжный шкаф.)

Воспитатель: А кто пишет книги? (писатели, поэты)

Воспитатель: Каких писателей вы знаете?

Воспитатель: А вы знаете, что у каждого писателя бывает свой рабочий кабинет, где он пишет, создаёт книги. И я сейчас вам предлагаю посетить рабочий кабинет писателя Н. Н. Носова.

Воспитатель: Перед нами портрет Николая Николаевича Носова. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать. Писателем Николай Николаевич стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т. д.

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это? (Незнайка)

Воспитатель: Как вы думаете, почему он здесь? (герой произведений Носова)

Воспитатель: Ребята, Незнайка собрал много книг Н. Носова. Это веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные книги с рассказами, настоящий подарок от замечательного писателя. Вы обратили внимание, я сказала книги с рассказами. В основном он писал рассказы для детей. А чем отличаются рассказы от сказок?

(Сказки- это выдуманные истории, а рассказы- это случаи из жизни.)

Воспитатель: Незнайка много знает рассказов Н. Носова. Он, как и герой произведений писателя любит фантазировать, придумывать, сочинять. Он для нас приготовил игру, собрал разные предметы из своих любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет из какого рассказа. Поможем ему разобраться?

Перед вами на экране будут появляться предметы, которые собрал Незнайка, если вы правильно назовёте какой предмет из какого рассказа Носова, на экране появится обложка этой книги.

Воспитатель: Ребята, такую книгу видели? Она наверное интересная. Давайте прочитаем её.

Н. Носов

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки.

Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:

— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

— Чего ты? — спрашивает Вадик.

— Она жи-жи-живая!

— Кто живая?

— Что ты! Разве шляпы бывают живые?

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

— Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты.

Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.

— Пойду к себе домой.

— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

— Ну, пойди, посмотри.

— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.

— Постой, я тоже клюшку возьму.

— Да у нас другой клюшки нет.

— Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

— Где же она? — спрашивает Вадик.

— Вон там, возле стола.

— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.

Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

— Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.

— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

— Васька! — обрадовались ребята.

— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

Вопросы для проверки

Вам понравился этот рассказ?

Смешная эта история или печальная? (Смешная)

Как звали мальчиков? (Володя, Владик).

Почему мальчики решили, что шляпа живая? (Поползла).

Как мальчики узнали секрет шляпы? (Швыряли картошкой и шляпа подскочила к верху)

Кто сидел под шляпой? (Котенок).

Как звали котенка? (Васька).

Что вам понравилось в рассказе больше всего?

Какие непонятные слова встретились в тексте? (Кочерга, комод).

Знакомство с новыми словами

Кочерга - приспособление для перемешивания топлива в печи, толстый железный прут с прямо загнутым концом.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.

Н. Носов замечательный детский писатель, он так хорошо понимал детей, и так точно и красочно описывал их чувства в разных жизненных ситуациях, что мы с вами легко могли представить их в своем воображении. Эти чувства, которые Вадик и Вовка испытывали в течение всего рассказа называются эмоции.

- Что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла? (страх)

-Покажите, как они испугались?

Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота.? (удивление).

-Давайте покажем удивление.

- Какое чувство пришло на смену удивлению? (радость).

Собери в правильной последовательности

-О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для второй части?

- Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать для третьей части рассказа?

Молодцы. Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте свою историю. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось. На этом наше занятие заканчивается. Скажем до свидание Незнайке, мы с ним ещё встретимся в рассказах Носова.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

-Формировать умение внимательно слушать литературное произведение, участвовать в беседе по выяснению последовательности появления персонажей.

-Учить понимать характеры и поступки героев.

Развивать внимание, логическое мышление, память, устную речь детей.

-воспитывать интерес к художественной литературы.

-Воспитывать отзывчивость, взаимопомощь.

Изучение методической литературы. Разработка конспекта образовательной деятельности. Подготовка необходимых материалов.

Обогащение словаря: комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, бродяга.

Методы и приемы:

Словесные: чтение рассказа, беседа, вопросы, анализ, пояснение.

Наглядные: рассматривание портрета Н.Н.Носова и иллюстрации.

Этапы организации образовательной деятельности

Содержание воспитателя

Действия детей

I .Ориентировка в деятельности

Подготовка вторичное чтение

3. Завершающий этап

Беседа по достижению цели

-Ребята сегодня я к вам пришла со своей любимой книгой. Эту книгу мне подарил Дед мороз, когда я была маленькая. Я так эту книгу полюбила, что мне мама купила такую же шляпу как в книге.

Давайте посмотрим книгу.

-Смотрите, а что нарисовано на обложке книги?

-А еще кто нарисован?

-А как вы думаете о чем эта книга?

Эту книгу написал знаменитый писатель Н.Н.Носов.

-Посмотрите на его портрет. Н.Н.Носов начал писать рассказы, когда у него родился сын. Сын подрастал и просил новых рассказов. И Н.Н.Носов написал очень много интересных и веселых рассказов.

-Ребята, как вы думаете, почему она так называется?

-Может мы ее прочтем и поймем?

-Ребята, в рассказе встречаются нам мало знакомые слова, как вы думаете, что такое комод, кочерга, треснуть, плюхнуть.

-Ребята про что этот рассказ?

-А какая была шляпа?

-А помните, что мальчики сделали?
-А что случилось дальше?

-А почему они испугались?

-Давайте вспомним, как было написано в книге.

-Почему шляпа двигалась?

-А как бы вы сделали на месте ребят?

-Можно ли так делать?

-А что бы было если бы они попали в котенка?

-А как котенок попал под шляпу?

Давайте вспомним, как было написано в книге.

-А как вы думаете испугались только ребята?

-А если бы вы были на месте котенка, испугались бы?

-А почему ребята так сделали?

-А вы чего-нибудь боитесь?

-Ребята, бывает так, что каждый человек чего-то боится. Вот и мальчики испугались шляпы, а кот испугался ребят.

- Ой, ребята в книге автор оставил какой-то конверт.

-Ребята, а помните я вам говорила, что автор писал много рассказов для своего сына.

- Посмотрите сколько книг. Эти все книги написал Н.Н.Носов. И мы с вами можем эти книги разместить у нас в библиотеке.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 708 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.11.2021 265
  • DOCX 16.5 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ткачева Лидия Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умение составлять предметно-графическую схему для рассказа цепной структуры.

Формировать умение пересказывать рассказ повествовательного характера с опорой на предметно-графическую схему.

Уточнить значения слов, сложных по семантике.

Развивать слуховое внимание и память.

Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.

Оборудование: предметные картинки; предметно – графическая схема, знаки запрета.

Ход занятия.

Р.и. Здравствуйте ребята, сядет тот, кто назовет мне одежду, какую вы знаете? (Майка, футболка, кофта, брюки, колготки, шорты, юбка, платье, куртка, пальто, блузка и т.д.).

Р.и. А теперь те головные уборы, которые вы знаете. (шапка, кепка, фуражка, панама, шляпа, платок, берет и т.д.)

II. Основная часть

Р.и. Молодцы ребята, вот сколько много одежды и головных уборов вы знаете.

А давайте теперь назовем одежду ласково. Например: Кофта – кофточка.

Как ласково мы назовем Юбку? – юбочка, юбчонка. Майку? – маечка. Платье? – платьишко, платьице. Куртку? – курточка. А как ласково мы назовем Шапку? – шапочка. Платок? – платочек. Шляпу – шляпка.

Р.и. Ребята, я вам скажу один предмет , а вы мне много.

Например: Кофта – кофты, Юбка – юбки, куртка – куртки, платье – платья, кепка – кепки, шляпа – шляпы, футболка – футболки, носок – носки.

Р.и Ребята, а теперь давайте поиграем в одну очень интересную игру. Я вам буду называть действие, а вы мне наоборот. Например: завязывать – развязывать.

Р.и. Ребята, если шапка из меха, то какая она? – меховая шапка

шапка из шерсти – шерстяная шапка

шляпа из соломы – соломенная шляпа

кепка из джинсы – джинсовая кепка

платье из ситца – ситцевое платье

пальто из драпа – драповое пальто
футболка из хлопка – хлопковая футболка

Р.и. Ребята, Слушайте меня внимательно и думайте, какой из предметов лишний и почему.

Пальто, кофта, майка, кроссовки. (потому что это обувь)

Шляпа, панама, шапка, перчатки. ( потому что их не надеть на голову)

Шуба, шапка, колготки, шорты. (потому что их нельзя носить зимой)

Кепка, берет, сандали, шляпа. (потому что это обувь)

Р.и. Ребята, я смотрю вы устали, давайте немножко отдохнем. Вставайте из за своих парт и начинаем зарядку.

Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон)

Круглый, словно мячик, и пушистый он. (покрутить помпон руками, изображая его)

Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот у шапки)

В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)

Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, покачивания из стороны в сторону).

Работа с рассказом

1 - Р.и. Ребята, нам в детский садик пришло письмо, от некого Барсика Васильевича.

Он хочет поделиться с нами интересным случаем, который произошел с его маленьким сыночком Кузей. Давайте закроем глазки, и представим у себя в голове эту картину. Слушайте внимательно.

Красивая соломенная шляпа лежала на комоде.

Возле комода сидел котенок Кузька.

Кузе хотелось посидеть на комоде (на нем).

Вдруг с комода свалилась шляпа.

Шляпа упала прямо на Кузю.

Кузя испугался и побежал в другую комнату.

В комнате сидели мальчики Витя и Вова.

Мальчики увидели и испугались бегущую на них шляпу.

Шляпа слетела и мальчишки увидели своего любимого котенка.

С тех пор Кузя не запрыгивал на комод.

2 - Р.и. Ребята, открываем глазки. Про что этот рассказ?

Барсик Васильевич в конверт еще положил картинки, только их тут много, не разобраться. Маша, Олеся и Рита выберите те картинки, которые подходят к нашему рассказу.

3 – Р. и. А теперь ребята запишем наш рассказ при помощи этих картинок.

Я читаю первое предложение - Мамина шляпа лежала на комоде. (вызвать одного ребенка к доске).

Я читаю второе предложение и т .д.

4 - Р.и. Ребята, посчитаем сколько предложений получилось в нашем рассказе? (10 предложений).

5 - Р.и Вика, прочитай второе предложение в рассказе (показать всей рукой на предложение.) и т.д. любые предложения из рассказа.

6 - Р.и Ребята, а кто знает что такое комод?

Комод – это низкий шкаф с выдвижными ящиками для хранения одежды.

Где в нашем предложении есть слово комод? Давайте выделим его галочкой.

7 – Р.и. Ребята, а теперь посмотрите на первое и второе предложения и скажите, какие картинки повторяются? Соедините их стрелочкой. (Слово комод общее между первым и вторым предложениями). И Т.д.

Р.и. Рита и Катя возьмитесь за руки, и держитесь крепко – крепко друг за дружку. А ты Вика попробуй расцепить их друг от дружки. Видите, не получилось, потому что девчонки крепко держаться за ручки. Вот так и в нашем рассказе предложения связаны между собой, и неразрывны, как друзья.


8 – Р.и. Ребята, некоторые слова в нашем рассказе повторяются. Чтобы они не повторялись, введем знаки запрета на это слово. Это означает, что теперь это слово нужно заменить на подобное слово, чтобы смысл предложения не поменялся.

Например: Я ввожу знак запрета в 3 предложении на слово комод. (Кузе хотелось посидеть на нём)

В 7 предложении ввожу запрет на слово комната. Каким словом можно заменить? (Там сидели мальчики Витя и Вова.)

В 8 предложении на слово мальчики. Каким словом можно заменить? (Они увидели и испугались бегущую на них шляпу.)

9 - Р.и. прочитаем теперь наш рассказ со знаками запрета, не забывая про слова, которые мы заменили.

Красивая соломенная шляпа лежала на комоде.

Возле комода сидел котенок Кузька.

Кузе хотелось посидеть на нём.

Вдруг с комода свалилась шляпа.

Шляпа упала прямо на Кузю.

Кузя испугался и побежал в другую комнату.

Там сидели мальчики Витя и Вова.

Они увидели и испугались бегущую на них шляпу.

Шляпа слетела и мальчишки увидели своего любимого котенка.

С тех пор Кузя не запрыгивал на комод.

Р.и. Ребята, получился ли у нас рассказ по - новому или Нет ?

Потому что мы подобрали такие слова, которые не меняют смысла нашего рассказа.

10 - Р.и. Ребята, вспомните. О чем говорится в нашем рассказе? А чтобы вам было легче вспомнить, в этом вам помогут наши картинки. (что произошло?)

Как мы назовем наш получившийся рассказ? (Живая шляпа. Или как Кузя хотел на комоде посидеть).

III.Итог

Р.и. Ребята, вы все большие молодцы. Сегодня вы очень хорошо отвечали на занятии. Барсик Васильевич приготовил вам наклейки с изображением своего сыночка Кузьки, нашего маленького проказника, но у него есть одно маленькое условие.

Чтобы получить наклейку, нужно назвать предложения из рассказа. Рита, прочитай третье предложение из нашего рассказа, второе, шестое, и т.д. пока все дети по очереди не ответят.

Читайте также: