Конспект записки охотника 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

1. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами И.С.Тургенева из цикла “Записки охотника”. В январе 1847 г. в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном номере журнала “Современник” был опубликован очерк “Хорь и Калиныч”. Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием “Записки охотника”. На причины популярности тургеневкого очерка впервые указал Белинский: “Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил”.

Публикацией “Хоря и Калиныча” Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев “почву, хранящую жизненные соки всякого развития”, а значение личности “государственного человека”, Петра I, он поставил в прямую зависимость от связи с ней. С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с “толстовской” меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.

В “Записках охотника” захватывается всероссийский социальный конфликт, сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая – с другой стороны.

В своих воспоминаниях Тургенев так определяет главную идею “Записок охотника”: “Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильней напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя; враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примириться”. Вот этой ярко сформулированной идее и посвящены “Записки охотника”.

2. Особенности жанра “Записок охотника”.

Цикл (от греч. “круг”) – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. (Запись в тетради.)

II. Эвристическая беседа.

Дома вы прочитали рассказы “Бурмистр”, “Бирюк” и “Певцы”. Давайте обратимся к содержанию этих рассказов.

“Бурмистр”, 1847 г.

1. Перескажите содержание рассказа, выделив основные события и образы.

2. Через какие поступки помещика Пеночкина мы узнаем о его истинном внутреннем мире?

− а) эпизод с лакеем, подавшем неподогретое вино; б) отношение к повару, которого придавило колесом; в) отношение к семье старика Антипа, к его просьбам.

3. Через какие характерные детали Тургенев показывает отношение Пеночкина к дворовым людям?

− Тургенев обращает внимание на жесты, мимику, слова, сказанные с пренебрежительным оттенком.

4. Каково отношение автора к Пеночкину?

− Оно носит отрицательный характер.

5. Видно ли настроение гнева и возмущение у крестьян?

− Проследить по тексу (−Батюшка, Аркадий Павлович, − с отчаяньем заговорил старик…Просители постояли еще немного на месте, посмотрели друг на друга и поплелись, не оглядываясь, восвояси.) Тургенев не идеализирует крестьян. В народной среде автор подметил настроения возмущения и гнева.

1. Перескажите содержание рассказа.

2. Столкнувшись с Бирюком, понимал ли обездоленный мужик, что перед ним тоже подневольный раб, или же он изливает на Бирюка свой гнев против барина?

− Мужик в данный момент забыл о подневольности Бирюка, он разорен барином до последней степени и вдруг словно пробуждается и ропщет на жизнь.

3. Какие типичные детали крестьянского быта мы находим в очерке? С какой целью их приводит автор?

− По тексту – лучина, детская люлька, еда…Он показывает крайнее обнищание крестьян.

1. Перескажите содержание рассказа, отметьте основные черты характеров главных героев.

2. Где происходит состязание?

3. Почему песня Якова Турка произвела более сильное впечатление на слушателей, чем песня его соперника – рядчика из Жиздры?

– Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в песне Якова. И вот эта душевность и искренность привлекает в его песне. (Зачитать эпизод: “Не одна во поле дороженька пролегла”, – пел он, и всем нам сладко становилось и жутко…Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль).

4. Какие черты русского народа ярко выступают в этом очерке?

− Тургенев подчеркивает талантливость, душевность русского народа.

5. Какими качествами наделил Тургенев рассказчика?

− Рассказчик Тургенева – носитель добра.

III. Работа с текстом по вариантам.

Найдите в рассказах пейзажные зарисовки. Зачитайте. Сделайте вывод о связи настроения рассказчика и восприятия им природы.

− Вывод: пейзаж у Тургенева психологичен, насыщен лиризмом. Лучшие герои “Записок охотника” не просто изображаются “на фоне природы”, а выступают как продолжение ее стихии: из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в “Записках охотника” скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.

1. Типы из “Записок охотника” в силуэтах Елизаветы Бем.

Альбом “Типы из “Записок охотника” И. С. Тургенева вышел в свет в 1914 году, хотя создан он был Елизаветой Бем еще в 1883 году. В этом издании листы иллюстраций чередуются с листами, на которых среди заставок и виньеток помещены фрагменты текста. А сами силуэты охотников, рыбаков, нищих, ребятишек выразительны и необыкновенно точны, ведь все они основаны на многочисленных натурных зарисовках. Редкое сочетание задушевности и познавательности сделало эти силуэты привлекательными для нескольких поколений зрителей. Текст в этом издании скорее вторичен, более важен и значим визуальный ряд.

Сборник “Записки охотника” не был написан специально для детей, но в некоторых рассказах дети являются главными героями, а природа изображена с таким глубоким чувством понимания и любви, что эти рассказы, конечно же, стали любимым детским чтением.

Бем Елизавета Меркурьевна (1843–1914) – русская художница, рисовальщица, силуэтист. Обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. В совершенстве владела техникой силуэта, одной из редчайших техник в области иллюстрирования детских книг. Созданный Бем творческий почерк и стиль отразили эпоху конца XIX – начала XX вв. Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы, ее силуэты украшали не только открытки и альбомы, но и стеклянные и фарфоровые предметы. Альбомы “Силуэты”, “Силуэты из жизни детей”, “Из деревенских воспоминаний” были очень популярны, а “Азбука” очаровывает читателя и ныне своим замыслом и его воплощением. Бем проиллюстрировала сказку “Репка”, басни И. А. Крылова, “Записки охотника” И. С. Тургенева. За свои работы многократно была награждена на международных и российских выставках.

2. Б. А. Дехтерев родился 31 мая (13 июня) 1908 года в Калуге. В 1925–1926 годах учился в студии Д. Н. Кардовского, в 1926–1930 годах на живописном факультете ВХУТЕИНа. Работал в издательстве “Детская литература” (на протяжении 32 лет с 1945 года) главным художником. В 1935–1937 годах – ассистент профессора А. И. Кравченко в ГМИИ имени А. С. Пушкина, с 1948 года заведующий кафедрой графики в МГХИ имени В. И. Сурикова. Можно сказать, “Школа Дехтерева” определила развитие книжной графики страны. Член-корреспондент АХ СССР. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели.

Б. А. Дехтерев умер в 1993 году.

3. Соколов Петр Петрович (1821–1899).

Несмотря на отсутствие документальных свидетельств, считается общепризнанным, что на лебедянскую ярмарку по приглашению своего друга И.С. Тургенева приезжал известный художник Петр Петрович Соколов (1821–1899 гг.), первый оформитель “Записок охотника”, автор знаменитых иллюстраций к “Бежину лугу” и “Мертвым душам”.

Страстный охотник и талантливый художник Соколов великолепно знал анатомическое строение животных, их повадки. В своих работах он использовал различную технику: гуашь, уголь, карандаш и масло, но больше всего любил писать акварели. И хотя, считается, что произведения Соколова не отличаются точностью передачи движения лошади, один из вариантов “Конной ярмарки в Лебедяни”, родившийся во время работы над иллюстрациями к “Запискам охотника”, на Международной выставке в Париже получил золотую медаль.

Сын известного российского акварелиста П.Ф. Соколова Петр Петрович Соколов унаследовал талант и наклонности отца − он также стал художником-акварелистом. Правда, главная тема его работ не продолжала семейную традицию. П.П. Соколов не получил законченного систематического образования, хотя в Академию художеств поступил и даже проучился в ней три года (1840 − 1843 гг.).

Среди его учителей был и знаменитый Карл Брюллов. Но юного Соколова не увлекли ни учителя, ни мифологические сюжеты, ни каноны академической живописи. Он покидает Академию, много путешествует, становится даже свидетелем боевых действий на русско-турецкой войне. Повсюду делает много зарисовок бытовых сцен, пишет портреты и иллюстрирует книги. Правда, его все больше привлекают динамичные сюжеты − бег лошадей, охота на птиц и зверей, взаимоотношения человека и животных.

В этом увлечении П.П. Соколов достиг замечательного мастерства, которое было оценено по заслугам. В конце жизни художник удостаивается почетного звания академика, хотя дело не в академических регалиях − произведения П.П. Соколова при его жизни были желанными приобретениями художественных музеев и частных коллекций.

V. Итог урока (слово учителя, запись в тетрадях).

Антикрепостнический пафос “Записок охотника” заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в “Записках охотника” – крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.

В “Записках охотника” Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от “Записок охотника” идут не только к “Запискам из мертвого дома” Достоевского, “Губернским очеркам” Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу “Войны и мира” Толстого.

Цели: а) образовательные:

- раскрыть значение литературоведческих понятий - рассказ, цикл рассказов, образ рассказчика;

- обучать анализу рассказа;

- развивать память, воображение;

- воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии: проблемное обучение, элементы исследовательской технологии и интегрированных уроков.

- Назовите имена писателей, творчество которых мы изучили (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров).

- Назовите литературные направления, которые вы знаете.

-Дайте краткую характеристику каждому направлению.

- В каких литературных направлениях творили эти писатели?

- К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей, драма (трагедия), роман.

2. Изучение новой темы.

- Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем).

-И. С. Тургенев приходит в литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений. Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель, увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.

- А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села Спасского и села Тургенева)

- Рассмотрите героев на иллюстрациях художника Н. Устинова. расскажите о героях по иллюстрации.

-Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай). Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это.

- Рассмотрите иллюстрации художника Н. Устинова. К каким эпизодам эти иллюстрации? Какой вы видите мельничиху?

- Рассмотрите мальчиков на иллюстрациях художника Н. Устинова. Как вы думаете, кто из них Федя, Костя, Илюша, Павлуша, Ваня? Докажите текстом

3. Выводы (записываются в тетради).

- Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).

- Почему же эти рассказы представляют собой цикл?

- Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).

-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?

- Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

- Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)

- Какую роль играет пейзаж в рассказах?

- Что такое рассказ?

-Что такое цикл рассказов?

- Назовите литературное направление, к которому относится творчество И. С. Тургенева?

- Какой мы видим Россию в рассказах писателя?

5. Домашнее задание.

Задания: 1) прочитайте пейзаж в 3 главе, дайте ему характеристику;

2) почему И. С. Тургенев указывает точное время действия в романе?

3) соотнесите время действия и пейзаж;

4) прочтите портреты героев романа, по портретам определите характеры этих героев.

Карточки с индивидуальными заданиями

Задание. 1) Кратко перескажите рассказ;

2) Дайте характеристику социальному положению Бирюка;

3)Как он относится к своей работе.

Задание. 1) Определите тему, проблему и идею рассказа;

2) В чем смысл сцены с крестьянином;

3) Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Хоре.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Калиныче.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

Задание. 1) Определите тему, проблему, идею рассказа;

2) Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах.

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику Ермолаю;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

Задание.1) Перескажите рассказ;

2) Определите тему, идею, проблему рассказа.

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику мельничихе.

3) Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение.

Задание. 1) Перескажите произведение;

2) Опишите пение героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

Задание. 1) Перескажите описания природы;

2) сравните описание природы с пением героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее".


Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы. " Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс


План-конспект урока литературы в 7 классе по теме "Портрет в рассказах А.П.Чехова".

Цель: 1. Развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.


Материал может пригодиться для проведения урока литературы (6 класс).

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс.


изучение нового материала

Методы обучения:

Средства обучения:

2.Подготовка к уроку. II. Изложение нового материала Слово учителя. Однажды Тургенев ехал из Орла в Москву. Когда он вышел на одном из полустанков на платформу, к нему приблизились два молодых человека. По одежде, по манерам , видно было, что это мещане или мастеровые.

-Позвольте узнать, -заговорил один из них, -вы будете Тургенев?

-Я ,- последовал ответ.

Тогда оба сняли шапки и поклонились писателю в пояс.

- Кланяемся вам, - сказал один , - в знак уважения и благодарности от лица всего русского народа.

-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника? - Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

- Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)

- Какую роль играет пейзаж в рассказах?

IV. Подведение итогов урока (выставление оценок) - Что такое рассказ?( Расска́з -основной жанр малой повествовательной прозы )

-Что такое цикл рассказов? (ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором)

- Назовите литературное направление, к которому относится творчество И. С. Тургенева?



ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Беседа

• Вспомните, что вам известно о жизни и творчестве Ивана Сергеевича Тургенева.

• Какие из прочитанных произведений И. С. Тургенева вам особенно запомнились? Почему?

Творчеству Тургенева свойственны глубокий психологизм, изящество и музыкальность языка и стиля, его женские образы очаровательны и подкупают своим обаянием. Его лиризм, вера в личность, человеческий разум обусловлены тем, что он был особенно тесно связан с наследием русского и западного романтизма и сложился как писатель в эпоху позднего романтизма 1840-х гг.

IV. Работа над темой урока

— В творческом развитии Тургенева обычно выделяют три крупных периода.

В нём также можно выделить два этапа:

• 1836–1842 гг.— годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля;

• 1843–1847 гг.— время напряжённых творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития И. С. Тургенева было влияние В. Г. Белинского.

Любовь к этой женщине — не только факт из биографии писателя, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П. Виардо, жизнь писателя была связана с её семьёй, Францией, кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г. Флобер, Э. Золя, братья Гонкуры, позднее Ги де Мопассан).

2. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

• В книге нет единого сюжета; каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

• беллетристические элементы сведены к минимуму; каждое событие имеет ряд событий-прототипов; образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

• весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного к природе и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

• большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми.

4. Аналитическая беседа

• Как помогают понять это пейзажные картины — описание ночи, наступающего утра, характеры и рассказы мальчиков?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

VI. Домашнее задание

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


Полонский Я.П. Спасское-Лутовиново. Усадебный дом И.С.Тургенева. 1881.
. Известный поэт Яков Петрович Полонский не был профессиональным живописцем, но его небольшим этюдам, написанным на родине Тургенева, в Спасском-Лутовинове в 1881-1882 годах, суждено было занять заметное место в биографии писателя.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – М.: Советская Россия, 1988.


И. С. Тургенев в Группе сотрудников журнала "Современник"
. Важнейший момент в литературно-общественной биографии Тургенева отражает широко известная фотография С.Л.Левицкого, на которой запечатлены крупнейшие русские писатели - сотрудники журнала "Современник". Это одна из первых групповых фотографий в России, сделанная в ателье именитого петербургского фотографа. Появление здесь И.С.Тургенева рядом с И.А.Гончаровым, Л.Н.Толстым, Д.В.Григоровичем, А.В.Дружининым, А.Н.Островским естественно и закономерно.
В начале 1856 года с издателями "Современника" Н.А.Некрасовым и И.И.Панаевым было заключено "обязательное соглашение", по которому И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Д.В.Григорович и А.Н.Островский должны были печататься "исключительно" в "Современнике".


Бирюк. Иллюстрация К. В. Лебедева к "Запискам охотника". 1884
См. подробнее: Иллюстрации К. В. Лебедева к "Запискам охотника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомиться с жанровым понятием цикл, с циклом рассказов Тургенева; научить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.

Ход урока

1. Слово учителя.

Цели урока: познакомиться с жанровым понятием цикл, с циклом рассказов Тургенева; научить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.

1. Слово учителя.

1. Словарная работа.

Учащиеся записывают определения:

— закрепленное за каждым рассказом его определенное место;

— общность героев: все рассказы цикла объединяет собой рассказчик, несколько раз встречается упоминание о Ермолае, два рассказа посвящены Чертопханову и Недопюскину;

— тематическое и идейное единство рассказов все истории рассказывают о жизни помещиков и крестьян, о природе, о приключениях охотников.

Композиция рассказов — зеркальна. Небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов, никакой морали мы не встретим: нам предоставляется право самостоятельно делать выводы.

III. Человеческие типы в рассказах Тургенева. Аналитическая беседа

— Как достигается точное изображение героев и жизни?

— Как выражено авторское отношение к крестьянам?

— Какие еще характеры крестьян вы увидели в рассказах?

(Тургенев видел в крестьянской среде не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей, смирившихся со своим рабским положением, духовно искалеченных и развращенных, перенявших привычки и понятия своих господ.)

Задание.

Заполнить таблицу. Учащиеся делятся на 4 группы и каждая группа заполняет столбцы для 3 (4) героев. При ответе представителя каждой группы, учащиеся заполняют незаполненные столбцы.

Отношения с

П. Е. Чертопханов

— Какие сходства и различия вы отметили между автором и героем-рассказчиком?

(Между рассказчиком и автором много общего. Но, поскольку автор— реальный человек, он шире и глубже выдуманного им героя.)

— Какими качествами наделил Тургенев рассказчика?

(Своего героя-рассказчика Тургенев наделяет несколькими функциями: разговорить и понять героя, почти бесстрастно рассказать об увиденном. Тургенев решил, что подходящим героем может стать молодой мужчина, который много путешествовал, свободный, хорошо воспитанный барин, увлекающийся охотой. Он должен уметь располагать к себе людей, а значит быть хорошим психологом.

— Что мы знаем о жизни самого рассказчика?

(Автор сообщает нам о жизни рассказчика только некоторые факты: общие биографические подробности (упоминание о матери, о Спасском, о том, что жил за границей), которые ни к чему не обязывают и не хуже любых других. Зато они очень достоверны.)

— Какими идеальными чертами наделил автор героя?

(Рассказчик у Тургенева — носитель добра, он лишен индивидуальных черт характера, свойственных каждому человеку, которые могли бы помешать ему рассказать о происшедшем, могли бы увести в сторону от главной мысли повествования.)

— Какие еще приемы, помимо героя-рассказчика, Тургенев использовал для передачи главной мысли своей книги?

V. Итог урока

Домашнее задание

— Почему точно указано начало действия?

— Рассказать о прошлом Н. П. Кирсанова (гл. 1, 3-5).

— Встреча отца с сыном (гл. 2).

— Хозяйство Н. П. Кирсанова (гл. 3).

— Положение крестьян (гл. 3).

— Почему биографические сведения Базарова даны скупо, без подробностей?

— С какой целью Аркадий рассказывает Базарову историю жизни дяди? Как этот рассказ характеризует самого Аркадия?

— Павел Петрович с первых минут знакомства испытывает к Базарову антипатию, которая выливается в спор (гл. 6). Чем можно объяснить это отношение?

— Ваше отношение к Базарову, Аркадию, Павлу Петровичу.

Дополнительный материал к уроку

Читайте также: