Конспект занятия звук в средней группе
Обновлено: 06.07.2024
Занятие по звукопроизношению в средней группе. Звук А.
Жохова О.В.
учитель-логопед, ГБОУ д/с №437 г.Москвы
2. учить детей выделять на слух и в произношении звука А в начале слова;
3. познакомить с правильной артикуляцией звука А;
4. развитие умения менять высоту голоса, формирование длительного ротового
5. совершенствование фонематического восприятия, внимания и памяти.
Оборудование: кукла, картинки с изображением Айболита, акулы, аиста, апельсина, антенны; зеркала.
- Сядет тот, кого я назову по имени. (Маша, Алеша, Саша…)
3. Знакомство со звуком А.
- К нам на занятие сегодня пришла кукла, зовут ее Аня. Она хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Послушайте, пожалуйста, еще раз ее имя: Ааааня. Ее имя начинается на звук А. этот ее любимый звук. Какой звук любит Аня?
- Посмотрите, какие картинки принесла нам Аня. На них нарисованы предметы, которые тоже начинаются на звук А.
Логопед произносит слова со звуком А, выставляя на доску картинки: Айболит, апельсин, акула, аист, антенна, выделяя звук А голосом.
- Вы слышите в этих словах звук А?
- Правильно, в этих словах звук А стоит первым, в начале слова.
4. Уточнение артикуляции звука А:
- воздух легко выходит изо рта, ему ничего не мешает;
- его можно тянуть, петь, громко крикнуть (проверяем: тянем, поем, громко кричим).
5. Динамическая пауза.
Дети качают на руках воображаемого малыша и тянут: АаАаАаАаАаАаАаА… .
Цель : Дифференциация данных звуков на слух и произносительно.
- Продолжать учить различать звуки на слух (изолированно, в слогах, в словах)
- Учить выделять звук в середине слова, соотносить звук с соответствующим символом.
- Совершенствовать умение воспроизводить ряд заданных звуков.
- Продолжать учить произносить по символам звукосочетания с данными звуками.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.
- Воспитывать умение слушать друг друга, выполнять задание коллективно.
Ход занятия:
1.О/М Логопед выходит в центр, по ходу чтения стих-я дети выполняют движения в соответствии с текстом, договаривают последние строки.
Начинается игра
В круг давно вставать пора
Раз, два, три, четыре
Надо сделать круг пошире.
С настроеньем замечательным…
Будем слушать мы внимательно!
(авт. Чекарева Ю.Л.)
- Ласточка, ласточка!
Милая касаточка!
Ты где была?
Ты с чем пришла?
- За морем бывала.
Весну добывала.
Несу! Несу!
Весну красну!
- Ласточка говорит, что пока летела, встретила нашего знакомого Бычка-Звуковичка, он был очень расстроен, так как потерял звуки, поможем найти. Может у нас в группе потерялись символы звуков. ( дети ищут символы)
- Не толкаемся, у друг друга не забираем, если нашли вместе, то вместе и несите.
- Символ какого звука нашли?…
2. Вот мы и нашли все звуки. Смотрите, а Бычок- Звуковичек нас уже ждет. Пойдемте ему расскажем про звуки. ( садимся за столы.)
- Бычок-Звуковичек, мы нашли звуки. ( Дети называют звуки, выкладываю символы)
- Это гласные звуки, обозначаем каким цветом? ( красным) (Зажигаем фонарик)
3. – Бычок-Звуковичек очень рад и хочет поиграть со звуками. Я показываю, а вы отгадайте какой звук я произношу и назовите его. ( Дети называют звук по артикуляции)
- Я называю звук, а вы показываете символ этого звука. ( закрываю рот экраном)
Изолированные звуки: А, У, И, О, Ы,
В слогах: ОП, ИТ, АК, УН, ЫП, ТО, ПЫ, КА, НУ, МИ,
В начале слова: Иглы, Астры, Осень, Утка.
5. Физ. Мин. ( Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Раз, два – все вставайте,
Три, четыре – приседайте,
Пять, шесть – повернись,
Семь, восемь – улыбнись,
Девять, десять – не зевайте,
В кругу место занимайте.
- Бычок-Звуковичек просит показать его любимую зарядку.
Мы с Бычком-звуковичком
Звуки разные найдем. (ходьба на месте)
Если нет преграды – гласные, ( плавное движение руками от себя)
Если ест, тогда согласные, (кисти рук прикрывают рот)
Звонкие, ( имитируем колокольчик)глухие, ( прикрыть уши руками)
Разные такие. ( повороты в стороны)
(авт. Чекарева Ю.Л.)
6. Игра с мячом. (определение начального гласного звука)
Мяч веселый есть у нас
Мы играли много раз.
Я бросаю, ты поймай
Первый звук ты называй.
Англия, Аист, Игры, Улей, Облако, Улица, Армия, Индия, Обруч, Ива.
7.– Бычок-Звуковичек зовет нас в свой волшебный сад, но мы попадем туда, если произнесем волшебные заклинания. ( каждый ребенок повторяет звукосочетания, садится на ковер)
ААУИ
ИУУО
УУУИ
ООАА
ИИОО
ААЫА ….
8.Дети на ковре. Показываю чудо-дерево на фланелеграфе.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А словечки на нем.
Дети по очереди выполняют задание, определяя гласный звук в середине слова и соотнося его с символом.
Слова: пух, бык, мак, ком, сок, дом, дым, сыр, кит, кот.
Ваня к дереву пойдет,
Слово с дерева сорвет.
- Слушаем друг друга внимательно.
9.– Бычок-Звуковичек зовет нас вернуться.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю превращать.
Вокруг себя вращаемся
И в мышек превращаемся.
(авт. Чекарева Ю.Л.)
- Бежим на носочках и пищим как мышки, какой звук слышится? ( И)
10. Дети за столами.
- Бычок-Звуковичок загадал песенку, отгадайте, прочитайте.
(АУ) – когда так кричим? Выкладываю символы, дети читают, выкладывают из раздаточного материала. ( УА, ИА)
11. Итог. — Чем сегодня занимались, о чем говорили, что делали?
Бычок очень рад, даже танцевать захотел.
Выходите, посмотрите
И с бычком вы попляшите!
(авт. Чекарева Ю.Л)
Цель: сформировать навык произношения [В] в обратных слогах, в конце слов.
Задачи:
- закрепить произношение слов, в которых звук находится в начале слова, в прямых слогах;
- использовать приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке;
- использовать задания, направляющие ребенка на самостоятельный поиск слов, содержащий [в];
- развивать творческое мышление;
- поддерживать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: магнитная доска или интерактивная доска, бумажные фигурки с магнитами.
Ход проведения занятия.
I. Организационный момент.
— Ребята, вы любите сказки?
— Хотели бы вы сами быть сказочниками?
Логопед надевает шляпу феи, берет в руки волшебную палочку, взмахивает ей:
— Крибле! Крабле! Бумс! Вы сказочники! А теперь за дело.
II. Закрепление изученного.
1. Артикуляционная гимнастика.
— Жили-были звуки В и В’. Какие это звуки? Гласные или согласные? Звонкие или глухие?
2. Пальчиковая гимнастика.
Мы ворота открываем, Ладошки — параллельно друг дружке.
3. Повторение произношения [В] в прямых слогах.
Прилетел в детский сад (появляется фигурка воробья) … .
Дети: воробей!
— Правильно! Воробей. И принес (изображение свитка в клювике) письмо.
Посмотрим, о чем же здесь говорится. Братья очень любили путешествовать. Отправились они в страну Вообразилию к своим двоюродным братьям [Ф и [Ф’] на (картинка) паровозе.
Сели в (картинка) вагон и поехали. Долго ли, коротко ли – приехали они на (картинка) вокзал в страну Вообразилию. Вышли они из вагона, пошли по городским улицам и брат [В’] потерял брата [В].
Дети называют то, что изображено на картинках.
— Ребята, звук [В’] просит нас о помощи. Поможет найти потерявшегося брата.
III. Автоматизация звуков в слогах.
Что нужно сделать, чтобы он нашелся? Нужно его чаще произносить.
Ва-ва-ва- авав-ава-ава.
Ву-ву-ву уву-уву-уву.
Вы-вы-вы ывы-ывы-ывы.
Во-во-во ово-ово-ово.
IV. Автоматизация звуков в словах.
Ва-ва-ва закружилась голова.
Ву-ву-ву брата своего зову.
Во-во-во не пойму я ничего.
Ов-ов-ов не найти ничьих следов.
Овы-овы-овы плакать оба уж готовы.
— Вот как тяжело братьям пришлось.
— Колокольчик наш волшебный нам найти поможет путь,
Только нужно для начала чуточку его встряхнуть.
А потом не унывать и команды выполнять.
Поверни направо (голову поворачивают вправо),
А потом налево (голову – влево).
Прямо перед вами замок королевы (руки вверх).
Мы шагаем дружно (шагают на месте),
Торопиться нужно (бег на месте),
Станут наши мышцы крепче и упруже.
Открываем мы ворота (руки в стороны),
Вот рукой нам машет кто-то (машут руками).
Мы терялись и нашлись. Встретились и обнялись (обнять себя руками).
— Сказка наша подошла к счастливому концу. Братья нашли друг друга и решили поиграть в игру.
• Тянет-тянет на перрон
Паровоз один … вагон.
• Сел в гостиной мальчуган
На огромнейший … диван.
• На дворе растет трава,
На траве лежат … дрова.
• Страшны очень и вертлявы
В джунглях ползают … удавы.
• И туристу и бродяге
Трудно преодолевать … овраги.
Логопед обращается к кому-нибудь из детей с просьбой повторить это слово так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Затем просит его найти еще какое-нибудь слово со звуком В, которое спряталось в комнате и произнести его так, чтобы были слышны звуки.
Далее он предлагает повторить найденное ребенком слово следующему игроку и так далее.
В ходе игры воспитатель следит за четкостью произнесения слов детьми. Если ребенок затрудняется, нужно дать ему подсказку. Слова, которые ребенок может найти в группе: василек, волк, рукав, голова, ванна, ваза, повар, варежка, отворот, поворот, ворона, воробей.
VIII. Итог занятия.
— О каком звуке мы сегодня говорили?
— Какой он?
— Какое доброе дело мы сделали?
Учить детей давать сравнительную характеристику звукам А-О, подбирать слова (картинки) на заданный звук. Учить детей выделять звук в начале слова, в середине и в конце слова. Воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оценить 1775 0
Конспект занятия в средней группе
Тема: ЗВУКИ «А-О
Цели: Учить детей давать сравнительную характеристику звукам А-О, подбирать слова (картинки) на заданный звук.
Учить детей выделять звук в начале слова, в середине и в конце слова.
Воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: символы звуков А-О (большой и маленький круг красного цвета); картинки со звуками А-У; кукла Аня и Оля, указка.
Ход занятия:
Орг. момент: Сядет на место тот, кто повторит за мной ряд слов без ошибок:
Введение в тему
Апельсин, ананас, иголка;
Ослик, утка, окна.
Ребята какие первые звуки мы слышим?
Этап обучения
Дети произносят звук Аааааа, вспоминают его артикуляцию.
Дети произносят звук Ооооо, описывают его артикуляционный уклад
1.СКАЗКА О ЗВУКАХ (угадывание звуков по артикуляции):
- а, о, у, и, а, у,….и т.д (хлопаем в ладоши если слышим звук А)
- на, но, ну, мо, ки, ку, са,….и т.д (топаем ногами если слышим звук О)
- аист, ослик, сок, мак,….и т.д ( показываем большой красный кружок если в слове есть звук А, а маленький кружок если слове встречается звук О)
4. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
- Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает: -Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой
Этап закрепления
5. ЗАКРЕПИ ЗВУКИ В СЛОВАХ:
Мак, дом, ослик, сом, ….
Дети поочередно выходят к столу воспитателя, на котором лежат картинки, выбирают одну, называют ее, выделяя голосом первый звук. Затем называют первый звук в слове и ставят картинку к соответствующей кукле. В конце игры воспитатель предлагает хором назвать все картинки на каждый звук и проверить, все ли картинки разложили правильно.
Читайте также: