Конспект занятия я среди людей

Обновлено: 06.07.2024

Предварительная работа с родителями:

Беседа родителей с ребенком о членах их семьи, обсуждение возникновения имени в семье (почему его так назвали). Словарная работа: право, тёзка, отчество, фамилия, имя, родственник

Литература:

Интернет ресурсы:

Ход занятия:

Организационный момент

Вот и собрался наш круг. Руку дал другу друг.

Настя дала руку Диме, А Дима дал руку Кириллу….. (про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг, (покачать руками вместе)

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Скажите, а приятно ли вам, когда с вами здороваются? Дети: Да Воспитатель: А для чего люди здороваются друг с другом? Дети: Чтобы было хорошее настроение, когда люди здороваются друг с другом, то желают здоровья. Воспитатель: А вы заметили ребята, что когда мы собирались в наш дружный круг мы подавали руку и произносили что?… (имя) Правильно, имя стоящего рядом. Вы уже знаете, что нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга. И вот сегодня я хочу поговорить с вами об именах.

1.Беседа об имени (сидя на стульчиках на коврике) Воспитатель: Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Имена можно произносить ласково и грубо. Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно услышать пренебрежительную форму имени: Димка, Сашка, Варька.Приятно ли слышать такое? Почему? Использование таких форм обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в группе такое обращение друг к другу. Люди имеют имена, чтобы при общении отличаться друг от друга, иметь возможность обратиться друг к другу. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, добрыми, справедливыми. Вот и имена им давали такие, как например:

Богдан - данный богами. Любомир - любящий мир. Людмила - милая людям.

Владислав - владеющей славой

По имени много можно узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик. Давайте попробуем угадать, о ком я говорю: о маленьком или взрослом человеке, о мужчине или женщине 1.Александр Иванович очень любит играть в футбол. (О взрослом мужчине). 2.Ай, люли, люли, люли, Все давно уснули. Один Ванечка не спит, Он в окошечко глядит. (О маленьком мальчике). По имени и отчеству обращаются к старшим людям (воспитатель, учитель), проявляя тем самым уважение к ним. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей. Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали.

А теперь я предлагаю немного размяться

(дети встают в круг на физкультминутку).

Гриша шел Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.) Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.) Раз-грибок, (Наклоны вперед.) Два - грибок, (Наклоны вперед.) Три - грибок, (Наклоны вперед.) Положил их в кузовок.

(Ходьба на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять,

Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, Ну а этот пальчик я, вот и вся моя семья, а зовут меня…(дети называют каждый свое имя)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему вас так назвали? А как вас называют ласково дома? (ответы детей) В ваших семьях у каждого члена семьи есть свое имя, так? А объединяет их всех фамилия.

В конце беседы воспитатель предлагает рассказать каждому ребенку, что обозначает его имя. Воспитатель: Вот и заканчивается наша беседа. О чем вы сегодня узнали? Дети: О праве на имя. Воспитатель: Да, вы узнали, что означают ваши имена, которые дали вам родители, вы все имеете право носить и гордиться своим именем, потому что оно лучшее, неповторимое. Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям – носителям имен.

Цель: Закреплять навыки безопасного поведения.

Задачи: - Обучать основам личной безопасности;

- закреплять знания об опасных ситуациях и правилах

поведения в них;

- развивать речь, внимание, память, мышление;

-формировать точное понимание определения «опасные

-воспитывать осознанное отношение к собственной;

безопасности и безопасности окружающих.

Оборудование: стулья по количеству детей, мультимедиа, макеты дорожных

знаков, пешеходная дорожка, руль, карточки зеленого и красного цвета, 2 телефона, клей, маркеры, заготовки для коллажа, ширма, предметные картинки с изображением транспорта.

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Правила такие: я показываю изображение какого либо транспорта, а вы показываете мне движениями если воздушный - поднимаете руки вверх, наземный - крутим руль, водный

Выходит Незнайка и рассказывает:- Я остался дома один, мне стало страшно, и я совсем забыл чего нельзя делать, когда остаешься один. - Сейчас Незнайка, наши дети подскажут тебе, как нужно себя вести в опасных ситуациях. Мы ведь в необычной стране, а в Стране Безопасности, у нас есть волшебный экран, на который нужно внимательно смотреть, на экране будут появляться картинки, и если увидите опасную ситуацию, поднять нужно красную карточку, а если нет ничего опасного, зеленую. И те, кого я буду называть, объясняют свой выбор. (Просмотр слайдов.)

Наши дети тебе сейчас расскажут. Дети читают стихи. Незнайка хвалит детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии ребята имеют возможность научиться поддержать позитивное восприятие себя и других, формировать более адекватное представление о себе, закрепить навыки анализа своих чувств и чувств другого человека.

Цель: поддержать позитивное восприятие себя и других, формировать более адекватное представление о себе, закрепить навыки анализа своих чувств и чувств другого человека.

- формирование групповой культуры с учетом правил и принципов совместной деятельности

-усвоение участниками группы понятия своей индивидуальности

-определение своих сильных и слабых сторон

Планируемые результаты:

- личностные (осознание своей роли участника, адекватно эмоцио­нально откликаться на просьбы педагога, уважительно относиться к мнению остальных ребят, активно включаться в общую деятельность),

- коммуникативные (вступать и поддерживать беседу в разных ситуациях взаимодействия, слушать педагога и других участников занятия, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий);

- регулятивные (принимать, сохранять и выполнять цели и задачи выполняемого упражнения, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций педагога; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение остальных участников; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на контроль и оценку педагога)

Ход занятия:

Организационный момент.Приветствие.

Цель: настрой на работу, активизация участников.

Основной этап.

Цель: актуализация знаний о личности и обществе, о проблеме взаимодействия.

Педагог: все мы живем в обществе, обществе созданном до нашего появления. Мы в него вписываемся, вживаемся, используя личные знания, личный опыт и опыт близких нам людей. Но, взрослея, человек приобретает все больше знаний и вместе со знаниями осознает свою индивидуальность и неповторимость. Приобретает больше прав и обязанностей. Поэтому важно сочетать свои представления о себе и других, о своих возможностях и возможностях других. Мы должны уважать мнение окружающих людей для организации сотрудничества и преодоления барьеров в общении. Каждая личность – человек подобен листику на дереве. Все разные и похожие, красивые и уникальные, но вместе образуют просто неповторимый рисунок. Крона созданная отдельными листочками может укрыть от дождя и зноя, помочь в трудной ситуации, а отдельному листику это не под силу. И в обществе людей каждый человек только выигрывает от соседства с другими.

Цель: закрепление умения анализировать свои черты характера, повышение самооценки осознание себя в качестве партнера по общению.

Педагог: есть качества личности помогающие жить в обществе. Подумайте, пожалуйста, и назовите вслух черту характера, помогающую Вам, сотрудничать с соседом справа. Называем в порядке очередности по часовой стрелке.

Цель: осознание наличия отрицательного в своем характере, возможность вербализации проблемной черты.

Педагог: с хорошими качествами мы поработали. Всегда приятно знать, что они есть, и особенно приятно говорить о них вслух. Но и про плохие качества забывать не стоит, они мешают нам общаться, сотрудничать. Озвучивая их, мы будем бороться с ними. Подумайте и отыщите в себе, таком хорошем и неповторимом, качество которое мешает Вам сотрудничать с соседом справа. Проговариваем против часовой стрелки. Начали.

Цель: Выработка навыка самоанализа и самопрезентации, повышение самооценки.

Педагог: у каждого человека есть тайны, которые он не желает хранить. Выдайте и Вы свою тайну. Напишите на своей визитке положительную черту характера, которая у вас есть, но об этом не знают окружающие. На работу минута.

Цель: смена вида деятельности, возможность демонстрации положительных качеств характера.

Педагог: давайте познакомимся заново. Каждый выдал свою тайну, и теперь мы можем друг о друге узнать новую и интересную информацию. Давайте встанем, походим по классу и постараемся прочитать как можно больше визиток друг у друга. Нам на это 5 минут.

Цель: выработка навыка решения проблемной ситуации, закрепление навыка сотрудничества.

Педагог: армрестлинг - это противоборство рук. Вам нужно будет перетянуть как можно больше раз к себе поближе руку соседа справа, а он будет стараться тоже это сделать. Победившая пара будет награждена призом - сюрпризом. Время выполнения минута. Ведущий договаривается со своим соперником о том, что они будут уступать друг другу.

Объяснение: сотрудничать всегда выгоднее, можно добиться больших результатов, если работать сообща. Противодействие же ведет к уменьшению результатов работы. Находясь в обществе, ищи возможность сотрудничества. Высказываем свои ощущения после выполнения упражнения.

Заключительный этап. Рефлексия.

Рефлексия занятия: прикрепляем свою визитку на общий лист и отвечаем на вопрос кубика.

Цель: осознание своего настроения и отношения к происходящему.

Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать разные науки, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого надо учиться культуре общения, культуре поведения, вежливости. На нашем занятии мы постараемся найти ответы на очень сложные вопросы, решить важные задачи.

Оценить 1192 0

ФИО автора: Петракова Галия Манаповна

Должность:воспитатель

Цель : помочь обучающимся понять ценность человеческого общения;

показать значение общения в жизни человека;

познакомить с правилами культурного общения;

формировать навыки вежливого общения;

воспитывать культуру общения;

Ход занятия:

I -Организационный момент.

Не печалься о том, что люди не знают тебя,

а печалься о том, что ты не знаешь людей.

Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать разные науки, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого надо учиться культуре общения, культуре поведения, вежливости. На нашем занятии мы постараемся найти ответы на очень сложные вопросы, решить важные задачи.

II -Основная часть.

1)Обратимся к словарю. Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В.Даля, то узнаем, что слово "общаться" означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружить, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен русский язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. А ведь как порой в общении нам не хватает нужных слов. Важно понимать, что слово оказывает огромное воздействие на человека: "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести".

Послушайте стихотворение В. Солоухина "Слово о словах".

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

2)Человек должен уметь общаться с людьми.

Почему люди такие разные?(ответы обуч-ся)

У них разные темпераменты.

Они выполняют разные социальные роли.

У них разный характер.

Все ли школьники одинаково ведут себя на уроках, на переменах, в спортивном зале? Конечно, нет. Есть неусидчивые, вспыльчивые, упрямые забияки, которые делают все очень быстро, громко говорят, могут и подраться…

А есть и другие – стеснительные, молчаливые, спокойные, стремящиеся быть незаметными… - Почему они такие разные?

Для начала давайте решим такую задачу: чем отличаются дикие растения от культурных? Например – дикая груша.

( Дикая груша растет, где и как попало, а культурная в саду.) За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают. (Плоды у дикой груши не съедобные, кислые, невкусные, а у культурной хорошие.)

Люди тоже бывают дикими и культурными. Чем они отличаются?

( Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.)

Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким, невоспитанным, невежей?

( С культурным человеком общаться интереснее.)

Груше можно сделать прививку и она станет культурной. А человеку можно привить культуру?

( Можно привить правила культурного поведения). (Вежливость)

( Это значит, что надо развивать, воспитывать привычку вести себя правильно, так, чтобы себя не опозорить, чтобы не было стыдно за тебя родителям и тем, кто тебя воспитывает и учит. )

3)Чем каждый человек хочет быть окружен всю жизнь? (доброта)

Доброта – качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему. Добрый человек понимает, каково другому, умеет посочувствовать другому человеку.

Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым, улыбчивым, радостным.)

4)Какой человек может быть добрым?

Терпимость, (толерантность)– это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

Сидят двое взрослых. Они беседуют. Спроси у одного из них, который час. ( Надо подойти и сказать: « Извините, что я вас перебиваю, скажите, пожалуйста, который час? )

Позвоните по телефону мальчику, узнайте задание по чтению. Если его нет дома, поговорите с мамой. ( Сказать: « Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя) Передайте ему, что звонила ( имя и фамилия), я хотела узнать задание по чтению.)

Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия. ( Извините, что опоздала, разрешите, пожалуйста, войти.)

6)Предлагаю решить простые задачки.

1. Три подружки - Катя, Зина и Оля - сидят во дворе на лавочке. Оле нужно рассказать Кате по секрету от Зины то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? Почему? (Ответы зрителей).

2. Вам подарили вещь, которая у вас есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил? (Ответы зрителей).

7) От сказанного слова зависит многое – настроение, эмоциональное состояние и даже наше здоровье. Объясните поговорку: СЛОВО ЛЕЧИТ И СЛОВО КАЛЕЧИТ.

Ребята сейчас вы прослушали притчу о юноше и о его мудром отце. Какой смысл вы здесь увидели? (ответы).

Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Общение с людьми - это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Будь терпимее к людям!

Я прошу особого внимания к моим словам. Послушайте и подумайте.

Человек – часть космоса. Он обладает энергией. Слово человека – тоже энергия. Эта энергия распространяется в окружающем пространстве. Если слово хорошее, доброе – то пространство заполняется положительной энергией и оно кому – то помогает. Если слово грубое, злое, грязное – оно засоряет пространство плохой энергией. Соприкоснувшись с такой энергией, человек может заболеть. С раннего детства детей учат волшебным словам, и это делается не просто так, ведь слово имеет силу. Наверно нет таких людей, которые не слышали о проклятии, заговорах, заклинаниях… Скажите, что такое СКВЕРНОСЛОВИЕ?

Заглянем в глубь истории. В древней Руси мат являлся заклинанием, формулой связи с нечистой силой, проклятием. Все твёрдо знали, что детей нельзя ругать матом, они будут мучимы бесами, у них не будет будущего, т. е. на них наложено родительское проклятие.

Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом доме.

Что такое духовность? Стремление к знаниям, чувство ответственности за свои дела и поступки, понимание красоты, любовь, доброта.

9)Народ веками создавал свою устную культуру, передавая мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, обучая подрастающие поколения уму-разуму. Одним из наставлений являются пословицы, которые хвалят, сочувствуют, и главное - учат. И сейчас мы узнаем, как учат нас общению пословицы, которые вы подготовили.

Составьте из слов на бумаге пословицы:

1.людей-, мира, Красота, разнообразии, в его.

(Красота мира людей – в его разнообразии.)

2. и ты, завоюешь, Познай, мир, себя.

(Познай себя и ты завоюешь мир.)

3.человека,Лошадь,узнают,в общении,в езде.

(Лошадь узнают в езде, человека в общении.)

(Доброе слово железные ворота отопрет..)

5. а беседа,пшеном,Красно ,умом ,пшеном,поле

(Красно поле пшеном, а беседа умом.)

6.погляди,не суди,на себя ,Людей.

(Людей не суди, на себя погляди

III -Итог.

Правила культурного общения:

Не унижай собеседника.

Не принижай его достоинств и не ставь его в неловкое положение.

Будь внимателен к собеседнику.

Умей слушать и слышать, не перебивай его.

Стремись к взаимопониманию.

Теперь, когда вы узнали об общении немного больше, я надеюсь, у вас появится много новых хороших друзей. Я желаю вам здоровья, улыбок и хорошего настроения.

Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями.
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Р.Киплинг

Читайте также: