Конспект занятия вводное занятие по дополнительному образованию

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2700 0

План - конспект занятия на тему:

Введение в образовательную программу

по декоративно-прикладному искусству

творческого объединения

Педагог дополнительного образования:

Толстикова Елена Вячеславовна

Вязники 2016 год.

- познакомить с видами декоративно-прикладного творчества: солёное тесто, картонажно-переплётное дело, изделия из бросового, подсобного и природного материала;

- воспитывать любознательность, аккуратность, умение работать коллективно;

- способствовать развитию мышления, фантазии, художественного вкуса.

Тип занятия: изучение нового материала.

Возраст детей: 9-12 лет.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, колонки, ноутбук, работы учащихся, таблички с названиями мастерских, материалы и оборудование для работы в мастерских (стеки, солёное тесто, бумага, зубочистки, ножницы, клей, полоски бумаги, влажные салфетки)

Методы обучения:

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация готовых работ, демонстрация презентации.

Практические: показ приёмов и способов изготовления изделий.

Ход занятия.

Организационный этап.

Сувенир – это художественное изделие, это - подарок на память.

Из чего можно сделать сувенир? (Ответы детей)

Основной этап.

Педагог: Давайте посмотрим, что делают учащиеся на занятиях.

(просмотр работ)

Из чего же получаются такие работы?

Сегодня мы познакомимся с волшебным материалом. Это – солёное тесто, это пластичный, послушный, теплый материал. Но прежде чем приступить к работе, вам необходимо знать правила техники безопасности. Это стека (показываю) – основной инструмент при лепке, запомните: стекой не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто, его замешивают с солью. Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться как каменное, но его легко можно разбить.

Посмотрите сюда (показываю картину), один человек принес мне картину и жалуется, что у него душа не радуется, когда он на нее смотрит. Как вы думаете почему? Чего на ней не хватает? А ведь верно! Чтобы каравай получился вкусным и аппетитным, нужно его украсить.

Практическая работа.

Отщипните кусочек от желтого теста – из него мы будем делать различные завитушки для пирога. Скатайте нетолстую колбаску и сложите ее колечками, кудряшками, завитушками. (слайд 3,4)

Физкультминутка:

Вот мы руки развели

И друг другу до земли

В пояс поклонились

Ниже дети, не ленитесь

Картонажно-переплётное дело – основано на умении из бумаги и картона делать различные интересные вещи и подарки, например, коробки, книги, шкатулки, блокноты, рамки для фотографий, альбомы, папки. (слайд 6)

Ребята, сегодня мы с помощью подсобного материала и фурнитуры украсим эти рамочки, которые в будущем научимся изготавливать на дальнейших наших занятиях.

Практическая работа (слайд 7)

Ненужные вещи. В этой мастерской мы познакомимся с изделиями из ненужных бросовых вещей, а также научимся превращать их в удивительные произведения искусства. Сегодня я предлагаю создать своими руками вот этот маленький шедевр из бросового пластика. Где мы его возьмём? Спросите вы. Вот эти золотые ячейки из под шоколадных конфет очень даже пригодятся.

Практическая работа

- отрезаем бортики;

- разрезаем детальки по верхним рёбрышкам;

- разрезая по центру каждой сторонки, формируем лепестки

- закругляем лепестки с двух сторон.

(слайд 9,10,11)

Итоговый этап.

Вы посетили только одно занятие кружка и смогли сделать такие прекрасные сувениры, а ребята, которые посещают занятия кружка постоянно, научились очень многому и достигли больших успехов.

(слайд 12,13,14,15)

В какой мастерской вам понравилось больше всего?

По окончании занятия дети прикрепляют на сказочное дерево на три ветви (соленое тесто; картонажно-переплётное дело; чудеса из ненужных вещей).

1 этап – организационный.
Встреча детей, рассаживание за парты. Всем ли удобно, может поменять местами (слабое зрение). Раздаточный материал.

2 этап – подготовительный
(подготовка к восприятию нового содержания).
Здравствуйте, я рада приветствовать новых учащихся в нашем центре творчества. Здесь у нас занимается много ребят, сейчас у них тоже идут занятия, поэтому, чтобы не мешать остальным, давайте вести себя тихо, а чтобы ответить на вопрос или задать его – поднимайте руку. Договорились?
Сегодня мы с вами пройдём небольшой квест.
Когда мы выполним все этапы квеста, то получим свою первую картинку, которые мы с вами будем собирать в коллекцию целый учебный год. Любите коллекционировать что-нибудь? Расскажите, кто что собирает?
Итак, первый этап нашего квеста: знакомство.
Меня зовут Ирина Валерьевна. Я буду проводить с вами занятия по рисованию.
Скажите, а у вас есть знакомые Ирины? Поднимите руку, у кого есть знакомые Ирины? (Спрашивать по поднятой руке, кто именно знакомый у ребёнка с этим именем)

Хорошо, значит вы легко запомните, как меня зовут.
Давайте мы сделаем наши первые шаги к созданию картинки, ведь первый этап квеста позади.Сегодня вы можете рисовать чёрной гелевой ручкой, простым или чёрным карандашом, чёрным фломастером, а на следующих занятиях мы уже будем рисовать линерами или капиллярными ручкми. (Рисуем рамку)
А вот вас в группе много и я не сразу запомню ваши имена, поэтому помогите мне немножко – давайте сделаем карточки, которые вы будете ставить на стол на занятиях. Это и есть наше квестовое задание №2.
Для этого нам нужны цветные ручки или фломастеры. Давайте их достанем и положим перед собой на стол. (Динамическая пауза)

Делаем карточки на заготовках, красиво пишем своё имя и украшаем его так, как вам хочется. Можно сначала простым карандашом, потом фломастерами.
Не спешите, карточка должна быть красивой, выполняйте работу аккуратно. Ведь у нас не соревнования – кто быстрее закончит. На фломастеры сильно не давим. Работаем аккуратно, не мешаем работать своим соседям.
Кто уже нарисовал – убираем фломастеры, откладываем их на середину стола, ставим карточку на стол перед собой, чтобы мне и ребятам было видно ваше красивое имя. (Похвалить детей).
*******
Что ж, второе задание квеста мы тоже выполнили, значит пришло время дополнить картинку новым элементом (рисуем из уголка треугольник)
Итак, все готовы приступить к следующему этапу квеста?
(правила поведения в здании и техника безопасности)
Всё понятно, нет вопросов? Значит и этот этап квеста мы успешно прошли, молодцы, мы уже почти добрались до середины заданий. Давайте нарисуем новые элементы на наших листочках.
А сейчас четвёртое, самое лёгкое задание. Чтобы не уставать во время занятий мы будем иногда делать небольшие разминки. Предлагаю сейчас всем встать, никуда не отходим, просто отодвиньте стулья, чтобы они вам не мешали. Стоя на месте, не поворачиваясь всем телом, только поворачивая голову и плечи, ищем предметы в кабинете (перечисляю предметы, находящиеся в разных углах кабинета). Разминка 2-3 минуты.
Садимся на свои места. Мы добросовестно выполнили 4 этап квеста и пришло время нарисовать ещё пару новых элементов.

3 этап – основной.
(усвоение новых знаний, умений и навыков).
Ну а сейчас самый интересный, на мой взгляд, пятый пункт нашего квеста.
Я познакомлю вас с тем, чем мы будем заниматься в этом учебном году. Интересно вам?
Скажите, кто знает, что значит слово Тангл? Дудлинг? А зентангл?
Сложные слова? На самом деле всё не так сложно. Более подробно с этими словами и с самим видом творчества Зенарт я познакомлю вас на следующем занятии, а пока нам нужно только 1 слово – Тангл. Сейчас Тангл есть в нашем кабинете и вы все его сегодня уже видели. Как вы думаете, что же это такое? (варианты детей)

Тангл – это карточка, плитка с рамками, внутри которой размещается рисунок. Этот рисунок можно рассматриватть с любой стороны, у него нет низа или верха. Посмотрите, танглы у всех вас лежат на столе. У тангла есть определённый размер – 8,9 см х 8,9 см. Именно танглы мы с вами будем коллекционировать. Всего за время учёбы у вас должна получиться коллекция примерно из 100 карточек. Если не будете пропускать занятия. Не будете? Посмотрите,какая большая коллекция картинок уже набралась у меня (демонстрация карточек и альбомов)
Отлично, мы с вами немного познакомились с программой нашей студии, выполнили 5 этап квеста и значит можем дорисовать ещё пару элементов на нашем Тангле.
И вот так незаметно мы подошли к последнему, шестому заданию квеста.
(Материалы, необходимые для занятий) Ознакомились, записали.
Мы выполнили последний пункт квеста, можно закончить наш Тангл.
Как думаете, что мы с вами нарисовали сегодня? Что же это получилось на нашей карточке? (Карандаши). Давайте сделаем их цветными и красивыми?

4 этап – итоговый.
(анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива последующей работы).
Сегодня мы с вами отлично поработали, я думала, что мы успеем только выполнить задания квеста и сделать карточки с именами, но вы большие молодцы, и успели нарисовать свою первую плитку в нашу копилку. Их будет ещё очень много, вы видели мои карточки и уже знаете, что вам предстоит пройти длинный и интересный путь, осваивая новый вид рисования – зенарт.
Скажите, вы узнали сегодня что-то новое для себя? (Новые слова, стиль рисования)
Давайте сейчас очень аккуратно, не нажимая, почти незаметно на обратной стороне нашего рисунка подпишем свою фамилию и имя, а затем разместим все карточки в центре стола.
Посмотрите, какие разные, но красивые у всех получились работы. У каждого художника есть свой почерк, свой стиль, так же и у вас. И даже если вам кажется, что сегодня у вас не всё получилось – не переживайте, ведь мы только начали учиться!

5 этап – рефлексивный
(самооценка, работоспособность, психологическое состояние, результативность работы)
Скажите, сложно вам было рисовать? Вы устали на занятиях? Понравилось вам работать со мной и со всей нашей группой?

6 этап: информационный
(определение перспективы следующих занятий, домашнее задание).
Для того, чтобы в дальнейшем вам было легче учиться рисовать, я вас попрошу об одной вещи: пожалуйста, после каждого занятия, когда у вас будет дома свободная минутка – сядьте, возьмите листочек бумаги, карандаш, ручку, фломастер и вспомните те элементы, которые мы рисовали на занятии. Просто порисуйте их, можно чёрно-белые, можно цветные, можно дополнить какими-то своими элементами. Ведь зенарт – это творчество, поэтому здесь можно всё. Включайте свою фантазию, придумывайте что-то своё. Не бойтесь ошибиться, что-то испортить, нарисовать не так – ведь здесь только вы решаете, что правильно, а что нет, что красиво, а что – нет. Только вы придумываете свой рисунок и никто не может знать, как он был задуман изначально.
А сейчас попробуйте найти свою работу (не переворачивая рисунки). Все нашли? Молодцы. Эту карточку можно забрать домой и показать родителям. Так же не забудьте отдать им список нужных материалов. Всем спасибо за работу, рада была знакомству. До новой встречи.

Приложение №1.
Схема этапов квеста.



Приложение №2.
Чёрно-белый и цветной рисунок, который должен получиться после прохождения всех этапов квеста.

Содержимое публикации

Тема занятия: введение в программу.

Тип занятия: вводно-обзорное.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с искусством танца и его стилевым разнообразием.

2. Дать основные сведения о разделах программы, видах деятельности по годам обучения, правилах пребывания в творческом объединении.

3. Предоставить учащимся возможность для освоения некоторых практических умений.

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.

Оборудование:танцевальный зал, аудиоаппаратура, ТСО.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под музыку. Педагог выстраивает их в шахматном порядке.

Педагог: Добрый день, в веселый час,

Я приветствую всех вас.

Это, что еще за штука?

Где ее преподают?

Здесь у нас, и вас здесь ждут!

Как мы здороваемся в обычной жизни?

(Ответы детей).

А раньше люди приветствовали друг друга поклоном. Это сохранилось на занятиях танцами. И сейчас мы разучим с вами танцевальный поклон, который принято исполнять в начале занятия как приветствие и в конце как прощание. Поклоном мы выражаем уважение друг к другу и к танцу.

Разучивание поклона.

Педагог: Отлично, мы поприветствовали друг- друга, а теперь нам нужно познакомиться. Как зовут меня, вы уже знаете. А теперь я хочу узнать, как зовут вас.

По моей команде, дружно,

Свое имя крикнуть нужно.

Раз, два, три, свое имя назови.

Вы умеете кричать, но имен не разобрать.

И поэтому, ребята я предлагаю вам подойти к столу, написать свои имена на этих медальках и надеть их на себя. Первыми подходят к столу те, чье имя начинается на букву А. (дети подходят по алфавиту).

Педагог: Замечательно! Теперь мы знакомы и можем начинать.

Что же такое – танец? (Ответы детей).

Молодцы, вы все правильно сказали, но Танец – это не только исполнение движений под музыку, танец - таинственный язык. У танца есть много секретов, хотите их узнать?

Я вас приглашаю в мир танца. Закройте глаза и повернитесь три раза вокруг себя. Раз, два, три! Внимание на экран.

Есть в мире много танцев, красивых, озорных,

Какие же, ребята, вы знаете из них.

(Ответы детей).

Педагог:Правильно. На самом деле танцевальных направлений и стилей великое множество. Их основой является классический танец. Это самый лучший инструмент, который формирует культуру нашего тела:

-стройность и подтянутость,

-силу и выносливость,

-красоту и пластику.

И сейчас я предлагаю вам разучить одно из основных положений классического танца.

Разучивание одного из основных положений классического танца.

Педагог: Прекрасно, вы все справились с заданием. А мы продолжаем знакомиться с удивительным искусством танца. Вновь закрываем глаза и поворачиваемся три раза вокруг себя. Раз, два, три! И перед нами уже следующее танцевальное направление – народно-сценический танец.

В этих танцах отражена культура каждого народа, его характер и традиции.

Одно и тоже танцевальное движение в танцах разных народов исполняется по разному. Например, движение – ковырялочка. И сейчас я вам это докажу.

Показ педагога.

Педагог: Но для всех народно-сценических танцев одним из основных общих движений является – танцевальный шаг с носка. И сейчас мы с вами его разучим.

Разучивание танцевального шага с носка.

Педагог:Замечательно! Одно из основных движений народно-сценических танцев вы освоили и нам пора двигаться дальше. Встаем на свои места, закрываем глаза и поворачиваемся три раза вокруг себя. Раз, два, три! А перед нами современный танец. Какие современные танцы, ребята, вы знаете? (Ответы детей).

Педагог:Правильно. А еще есть такие направления как….

На первом году обучения мы с вами познакомимся с хореографической терминологией, основами пластики, приобретем основные навыки классического и народно-сценического танцев.

На втором году обучения мы закрепим наши основные танцевальные навыки.

А вот на третьем году обучения мы с вами освоим основы акробатики и джаз модерн танца.

Ребята, а что вы знаете о джаз- модерн танце?(Ответы детей).

Педагог:Джаз-модерн танец это направление, которое родилось в Америке, но очень быстро стало популярным во всем мире, поскольку символизирует собой свободу тела и души. Вы хотели бы этому научиться? (Ответы детей).

Педагог:Тогда, я предлагаю вам познакомиться с одним из основных элементов этого направления – изоляция. Внимание, я показываю движения, а вы повторяете их за мной.

Разминка- изоляция.

И для тех, кто уже готов это сделать и для тех, кто еще думает над этим вопросом я хочу озвучить правила пребывания в нашем ансамбле. Они просты и понятны и я уверена, что вы запомните их без труда.

1. Без опозданий и сомнений приходим на занятия в хорошем настроенье.

2. Запомним это без труда – мы вежливы со всеми и всегда.

3.Одежду верхнюю мы в гардеробе оставляем, и обувь сменную все надеваем.

4.У нас ругаться, драться запрещается, пусть никогда такого не случается.

5.На переменах отдыхаем, но не кричим, по лестницам мы не гоняем.

6.И пункт внесем еще один для ясности, мыстрого соблюдаем правила пожарной безопасности.

Тип занятия. Вводное.

- активизировать имеющиеся у детей знания об окружающем мире;

- воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

- развитие эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру;

- развитие сознания и расширение кругозора;

Игровые упражнения, ролевая игра, гностические методы, наглядные методы.

Время занятия 25-30 мин.

Ход занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и познакомиться с каждым из вас. Меня зовут Марина Владимировна, и я работаю педагогом в нашем центре детского творчества.

– Ребята, а вы любите путешествовать?

Педагог: А зачем люди отправляются в путешествия?

Дети: чтобы узнавать новое.

Педагог: Верно, люди путешествуют для того, чтобы узнать много нового и интересного.

- А скажите мне, на чем можно путешествовать?

Дети: на машине на поезде, на самолете. (слайд)

Упражнение "Прогноз погоды"

Педагог: Ребята, поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит и дует попутный ветер.

(показать рисунки). Вывод: в основном, хорошая погода, значит и настроение хорошее, можно отправляться в путешествие

Педагог: Ну что ж, моряки, отправляемся в путь, занимайте свои места на корабле.

-Ой, смотрите, сколько рыбок в наши сети попало, только рыбки то не простые здесь живут, они волшебные. Забрать их себе из сети можно будет, только отгадав загадки. А вы умеете разгадывать загадки? Сейчас проверим. Только очень постарайтесь, иначе мы не сможем поплыть дальше. Итак, начнем.

1. Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь) (слайд)

2. В каждый дом под новый год это деревце придёт.

Зеленое и колкое оно зовётся ….(елкою) (слайд)

3. Не мотор, а шумит;

Не пилот, а летит;

Не гадюка, а жалит. (пчела) (слайд)

4. Я ему насыплю крошки, отгоню подальше кошку (слайд)

Ты чирикай не робей мой хороший …. (воробей)

Человек. (рисунок на рыбки)

- Ребята, ну а теперь давайте ответим на вопрос, о чём же мы будем говорить, останавливаясь в этом порту.

- Медведь это кто? (животное, о животных.

-Ёлка это что? (растение, о растениях

-Пчела это (насекомое, о насекомых.

-Воробей это (птица, о птицах.

И о ком - о человеке. А все вместе это живая природа. Обо всем об этом будем узнавать, останавливаясь в этом порту, какие вы молодцы, теперь можем продолжить наше плавание (слайд).

Педагог: А что это, слышите? (идет дождь) А это? (дует ветер) А это? (вода шумит, посмотрите, ребята, что это такое на небе после дождя образовалось? (слайды)

Дети: Это радуга.

Педагог: Какие молодцы, все вы знаете, вот про все это мы будем узнавать, когда будем останавливаться в этом порту. Все это относится к неживой природе. Ну а теперь, мои отважные моряки, давайте сделаем зарядку (слайд).

Рано утром моряки делают зарядку, (руки поднять вверх опустить к плечам)

Делают зарядку только по порядку. (руки в стороны к плечам)

Опускают якорь в воду, (руки в замок опущены вниз наклоны не сгибая колени)

Стоп машина нету хода. (руки сжаты в кулаки постукиваем кулак о кулак перед собой)

Моют палубу с утра, (дети имитируют мытьё пола)

Проверяют сети (руки поднимают вверх поворачиваются вправо, влево)

Порыбачить нам пора - мы займёмся этим (дети имитируют закидывание удочки правой и левой руками)

Трюмы рыбою полны, (разводят руки в стороны)

Мы ужасно голодны! (потирают живот двумя руками)

Пообедаем и в путь (подносят поочерёдно правую и левую руки ко рту)

Паруса пора надуть. (дыхательное упражнение с поворотом головы вправо влево)

Якорь поднят, море ждёт –(руки сцеплены в замок перед собой поднимаем до груди и опускаем вниз)

Кто так сможет - шаг вперёд!

Дети: Это бутылка

Педагог: Интересно, что же в ней? Наверное, какое-то послание. И точно, давайте прочитаем его.

- Ребята, это послание от пиратов, они говорят, что если мы не выполним задание, этого порта, и не ответим на вопрос, что мы будем изучать, останавливаясь в этом порту, они захватят наш корабль, давайте выполним их задание (работа с игровизором)

Педагог: Какие молодцы справились со всеми заданиями, о чем же мы, ребята будем говорить, останавливаясь у этого порта?

Дети: О том, как нужно правильно себя вести в обществе, о семье,

Педагог: Верно, а еще о разных праздниках, профессиях людей, правилах поведения в обществе и дома и о многом-многом другом.

- Ну, а теперь, в путь, нам нельзя терять время.

Тот, кто хочет стать матросом

Любит чистоту и труд!

Чистить палубу не просто-

Мы же справимся и тут!

На уборку палубы команда становись!

- Ребята, вам нужно привести палубу в порядок, собрав предметы в группы. И так начинаем.

- Какие же группы у нас поучились? Как вы думаете, о чем мы будем вести речь, причаливая к этому порту?

Педагог: Верно, будем говорить о разных группах предметов, о их значении в нашей жизни и применении.

(На столе стоит глобус, лежит фото города Оренбурга, флаг России, фото города Москвы, картинки планет).

- Верно, будем говорить о нашей малой Родине - городе Оренбурге, о нашей стране России, о столице нашей Родины городе Москва, о нашей планете Земля, о планетах космического пространства.

- Молодцы, общими усилиями мы справились со всеми трудностями и заданиями.

- Ну а теперь на корабль, храбрые моряки - плывем домой.

Педагог: Вот и закончилось наше путешествие. А сейчас, давайте оценим себя, как же каждый из вас поработал сегодня. (фишки для самооценки)

Что нового вы узнали, путешествуя по удивительному миру – миру природы! Остановка возле какого порта вам больше всего понравилась?

– Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами, вы такие удивительные ребята. Итак, завершая занятие, похлопаем себе за то, что так хорошо и интересно работали. До новых встреч!

Читайте также: