Конспект занятия в старшей группе по сказке заюшкина избушка

Обновлено: 05.07.2024

Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний. Обогащение лексикона детей новыми словами.

Развивающие задачи.

Развитие связной речи, зрительного восприятия и речевого слуха, речевого дыхания, тонкой моторики и координации движений, памяти, мышления. Развитие интереса к играм-драматизациям.

Воспитательные задачи.

Воспитание интереса к русским народным сказкам, чувства сострадания, желания помочь герою в трудной ситуации.

Ход занятия.

1.Организационный момент. У нас сегодня много гостей. Все хотят послушать, как мы с вами учимся запоминать и пересказывать рассказы. Все гости приветливо улыбаются нам, подарим и мы гостям свои улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь и мне.

- Молодцы, ваш язычок размялся и готов к работе.

Сегодня у нас будет еще одна гостья. К нам придет сказка. Хотите узнать, какая это сказка? Давайте позовем ее.

- Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?

- Посмотрите, какой он расстроенный. Да еще и сильно плачет.

Давайте его успокоим и сделаем гимнастику для глаз, чтобы они не заболели у заиньки от слез.

Гимнастика для глаз.

Дети вытягивают руки вперед и смотрят на кончики пальцев.

Смотрят на ладошки перед глазами.

Руки вверх, смотрят на кончики пальцев.

Руки вниз, смотрят на кончики пальцев.

Руку в сторону веду,

Руку отводят вправо, смотрят на кончики пальцев.

А затем веду другую,

Руку отводят влево, смотрят на кончики пальцев.

А потом огромный круг

Я глазами нарисую.

- Ну вот, зайка успокоился. Давайте спросим у него, что же случилось.

- Что с тобой случилось заинька?

- Ой, ребята, меня обидела лиса. Помогите мне, пожалуйста.

- Ребята, а в каких сказках встречаются вместе лиса и заяц? (Теремок, Колобок, Смоляной бычок)

- Вы хотите узнать, что случилось с зайцем? (Ответы детей)

3.Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, памяти.

Вы запомнили, как называется сказка?

Какую избушку построила лиса?

Почему она называется ледяная?

Какую избушку построил зайка? (сделанная из луба - плотной части липы, поэтому лубяная)

Какая беда случилась с зайчиком?

Как можно назвать поступок лисы?

Кто хотел помочь зайчику?

Почему собака и медведь не помогли ему?

Кто же зайчику помог выгнать лису?

Почему петуху это удалось?

Сколько раз он спел свою песенку лисе?

Какая это песенка, ласковая или грозная?

Кто из персонажей вам понравился?

Посмотрите на зайчика. Как вы думаете, ему понравились ваши ответы?

Зайчик: Мне так понравилось, как вы отвечали на вопросы, что я развеселился и хочу с вами поиграть.

Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а воспитатель – сердитую хозяйку.

- Зайки, где вы пропадали?

- Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха).

- А капусту вы не ели?

- Только носиком задели.

- Вас бы надо наказать.

- Так попробуй нас догнать.

Вдох – нос, выдох – рот.

- Ой, ребята, пока мы играли с вами, лиса перепутала наши картинки, поменяла их порядок. Помогите мне расставить картинки правильно.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новой пальчиковой гимнастикой, которая называется так же, как и наша сказка. Как она называется?

И ни собака, ни медведь

Так остался петушок

В лубяной избушке,

6.Заучивание песенки петуха.

- Давайте с вами вспомним, какую песню пел петух.

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

7.Повторное рассказывание сказки воспитателем с опорой на картинно-символический план.

- Я вам еще раз расскажу сказку, а вы внимательно ее послушайте.

8.Пересказ сказки детьми по цепочке с опорой на картинно-символический план.


9.Инсценирование сказки.

После инсценировки сказки детьми заяц дает оценку детям и награждает их морковками.

10.Итог занятия.

- Из какой сказки приходил к нам сегодня заяц?

- Какие новые слова вы сегодня узнали? (лубяная,посечи,пятах).

Список литературы

  • Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9.
  • Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995 г.
  • Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей.- М.: Просвещение,2000.
  • Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников/ Ладутько Л.К., Шкляр С.В.
  • Нищева Н.В. Играйка. Игры для развития речи дошкольников.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программное содержание: продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать сказку, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, учить отвечать на вопросы по содержанию, проговаривать предложения из текста сказки, проявлять активный интерес к выполнению движений физминутки, учить составлять картинку по финалу сказки, обогащать и активизировать словарь.

- Здравствуйте, ребята! Как сегодня тепло и светло! Посмотрите за окно. Какое сейчас время года? Поднимите руки вверх к солнышку.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленям – шлеп! Шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Можем хлопнуть за спиной,

Хлопнем и перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест на крест руки сложим!

- Молодцы! Ребята, а вы любите русские народные сказки? Тогда я предлагаю вам совершить путешествие в страну сказок. А поможет нам туда попасть волшебный ковер-самолет. ( дети встают на ковер, руки в стороны, звучит музыка )

Глазки все мы закрываем.

Мы летим в страну чудес,

Мимо голубых небес.

Можно глазки открывать. ( воспитатель одевает платок, превращаясь в сказочницу)

Много сказок есть на свете.

Всей душой их любят дети.

Как известно всем давно,

Побеждает в них добро!

- Сейчас я проверю, как вы любите и знаете сказки.

В какой сказке сидит девочка в корзинке у кого-то за спиной?

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

У Аленушки – сестрицы

Унесли братишку птицы,

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки потянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок!

А затем в присядку,

Чтоб не мерзли лапки!

- Теперь я проверю, как вы внимательно слушали сказку и задам вопросы.

1. О каком времени года говориться в сказке?

2. Какая у зайчика была избушка?

3. А что значит, лубяная?

4. А у лисы какая была?

5. Что же сделала весна с лисичкиным дворцом?

6. Что случилось с зайчиком?

7. Что можно сказать о лисе?

8. Как лиса пугала зверей?

9. Кто хотел помочь зайке?

10. Кто лису не испугался и помог зайке прогнать лису?

11. Какие слова он говорил?

12. Чем закончилась сказка?

- Молодцы! Приходите ко мне еще в гости! Я вам много сказок расскажу. А сейчас вам пора возвращаться в свой детский сад в свою группу. До свидания! (дети встают на ковер)

Снова глазки закрываем!

Вот и в группе мы опять!

Можно глазки открывать!

- Ребята, а куда мы с вами летали? А что вы делали в сказочной стране? Вам понравилось? (дети делятся своими впечатлениями)

Краткое описание документа:

Образовательные: - обучение детей связному последовательному пересказу.

- закрепить навыки построения сложного предложения.

Развивающие: - развитие связной речи, зрительного восприятия и речевого слуха, речевого дыхания, тонкой моторики и координации движений, памяти, мышления.

Воспитательные:-Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

-Воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки.

Планируемые результаты:

- Дети пересказывают сказку

-Внимательно слушают друг друга, не перебивая

-Связно излагают свои мысли и составляют сложные предложения

- заинтересованы процессом и прослушиванием сказки, и отвечают на вопросы воспитателя.

Материал и оборудование

Предварительная работа:

-Беседа о хороших и плохих поступках.

Словарная работа:

обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).

Ход занятия.

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. (Дети стоят в кругу). А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова).

Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим “замочек”)

А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Двери открываются, сказка начинается.

Основная часть.

Воспитатель:В нашей сказке используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).

Беседа по содержанию сказки:

Воспитатель:Какую избушку построила лиса? Почему она так называется?

Какую избу построил заяц? Она из луба, поэтому лубяная.

Какая беда случилось с зайчиком? Ответы детей.

Как можно назвать поступок лисы? Ответы детей.

Кто хотел помочь зайчику? Почему собака и медведь не помогли?

Кто же зайчику помог выгнать лису? Почему это петуху удалось?

Сколько раз он спел свою песенку лисе? Какая это песенка ласковая или грозная? Кто из персонажей вам понравился и почему? Давайте назовем их ласково.

Воспитатель:Предлагаю поиграть. Встаем в круг и сделаем звериную зарядку.

Раз присядка, (Дети приседают).

Два прыжок (подпрыгивают и кладут ладошки на голову – ушки на макушке).

Это заячья зарядка.

А лисички, как проснуться, (кулачками трут глаза)

Сразу любят потянуться, (потягиваются, отводя руки назад)

Обязательно зевнуть, (зевают, прикрывая рот ладонями)

Ну и хвостиком вильнуть. (Двигают бёдрами из стороны в сторону)

Ну а мишка – косолапый, (слегка сгибают руки в локтях)

Широко расставив лапы, (ставят ноги на ширину плеч)

То одну, то обе вместе – (переступая с ноги на ногу)

Долго топчется на месте. (раскачивают туловищем)

А наш Петя-петушок, (ставят руки на пояс)

Подняв красный гребешок, (поднимаю голову вверх)

Важно по двору шагает, (шагают, высоко поднимая колени)

Воспитатель: Я еще раз прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте, потом мы будем ее рассказывать.

Пересказ сказки детьми по опорным картинкам по частям.

Воспитатель: -Атеперь, ребята, мы попробуем пересказать нашу сказку по частям. Кто хочет начать рассказывать? Кто будет продолжать? Кто расскажет конец сказки? А помогут тебе подробно, последовательно пересказать наши картинки-помощницы.

Воспитатель:Кто, ребята, хочет пересказать сказку полностью, от начала и до конца? Только теперь будем рассказывать без картинок - помощниц.

Драматизация небольшого отрывка из сказки.

Воспитатель:А давайте мы с вами разыграем отрывок из сказки, когда зайчик пошел со своего двора, сел плакать под березку и повстречал волка. Здесь в коробочке есть замечательные шапочки – маски, они нам помогут.

Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний. Обогащение лексикона детей новыми словами.

Развивающие задачи.

Развитие связной речи, зрительного восприятия и речевого слуха, речевого дыхания, тонкой моторики и координации движений, памяти, мышления. Развитие интереса к играм-драматизациям.

Воспитательные задачи.

Воспитание интереса к русским народным сказкам, чувства сострадания, желания помочь герою в трудной ситуации.

Ход занятия.

1.Организационный момент. У нас сегодня много гостей. Все хотят послушать, как мы с вами учимся запоминать и пересказывать рассказы. Все гости приветливо улыбаются нам, подарим и мы гостям свои улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь и мне.

- Молодцы, ваш язычок размялся и готов к работе.

Сегодня у нас будет еще одна гостья. К нам придет сказка. Хотите узнать, какая это сказка? Давайте позовем ее.

- Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?

- Посмотрите, какой он расстроенный. Да еще и сильно плачет.

Давайте его успокоим и сделаем гимнастику для глаз, чтобы они не заболели у заиньки от слез.

Гимнастика для глаз.

Дети вытягивают руки вперед и смотрят на кончики пальцев.

Смотрят на ладошки перед глазами.

Руки вверх, смотрят на кончики пальцев.

Руки вниз, смотрят на кончики пальцев.

Руку в сторону веду,

Руку отводят вправо, смотрят на кончики пальцев.

А затем веду другую,

Руку отводят влево, смотрят на кончики пальцев.

А потом огромный круг

Я глазами нарисую.

- Ну вот, зайка успокоился. Давайте спросим у него, что же случилось.

- Что с тобой случилось заинька?

- Ой, ребята, меня обидела лиса. Помогите мне, пожалуйста.

- Ребята, а в каких сказках встречаются вместе лиса и заяц? (Теремок, Колобок, Смоляной бычок)

- Вы хотите узнать, что случилось с зайцем? (Ответы детей)

3.Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, памяти.

Вы запомнили, как называется сказка?

Какую избушку построила лиса?

Почему она называется ледяная?

Какую избушку построил зайка? (сделанная из луба - плотной части липы, поэтому лубяная)

Какая беда случилась с зайчиком?

Как можно назвать поступок лисы?

Кто хотел помочь зайчику?

Почему собака и медведь не помогли ему?

Кто же зайчику помог выгнать лису?

Почему петуху это удалось?

Сколько раз он спел свою песенку лисе?

Какая это песенка, ласковая или грозная?

Кто из персонажей вам понравился?

Посмотрите на зайчика. Как вы думаете, ему понравились ваши ответы?

Зайчик: Мне так понравилось, как вы отвечали на вопросы, что я развеселился и хочу с вами поиграть.

Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а воспитатель – сердитую хозяйку.

- Зайки, где вы пропадали?

- Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха).

- А капусту вы не ели?

- Только носиком задели.

- Вас бы надо наказать.

- Так попробуй нас догнать.

Вдох – нос, выдох – рот.

- Ой, ребята, пока мы играли с вами, лиса перепутала наши картинки, поменяла их порядок. Помогите мне расставить картинки правильно.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новой пальчиковой гимнастикой, которая называется так же, как и наша сказка. Как она называется?

И ни собака, ни медведь

Так остался петушок

В лубяной избушке,

6.Заучивание песенки петуха.

- Давайте с вами вспомним, какую песню пел петух.

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

7.Повторное рассказывание сказки воспитателем с опорой на картинно-символический план.

- Я вам еще раз расскажу сказку, а вы внимательно ее послушайте.

8.Пересказ сказки детьми по цепочке с опорой на картинно-символический план.


9.Инсценирование сказки.

После инсценировки сказки детьми заяц дает оценку детям и награждает их морковками.

10.Итог занятия.

- Из какой сказки приходил к нам сегодня заяц?

- Какие новые слова вы сегодня узнали? (лубяная,посечи,пятах).

Список литературы

  • Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9.
  • Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995 г.
  • Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей.- М.: Просвещение,2000.
  • Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников/ Ладутько Л.К., Шкляр С.В.
  • Нищева Н.В. Играйка. Игры для развития речи дошкольников.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: