Конспект занятия в старшей группе на тему народное творчество

Обновлено: 06.07.2024

Возраст

Основная образовательная область

Интегрированные образовательные области

познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие

Форма проведения

совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей

Цель

закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; активизировать речь детей

Программные задачи

Воспитательные

-воспитывать у детей желание преодолевать препятствия, чтобы достичь цели;
-воспитывать интерес к культурному наследию народа

Развивающие

-развивать устную речь, активировать словарь детей по теме;
-развивать познавательную активность детей

Образовательные

-закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;
-учить передавать аппликативным способом эмоциональное состояние – радость

Предполагаемый результат:

-развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности;
-расширение и активизация словарного запаса;
-умение детей действовать самостоятельно

Словарная работа:

Предварительная работа

Методические приемы

-проблемные и поисковые ситуации
-вопросы
-сюрпризный момент
-беседа

Оборудование и материалы

видеопроектор, ноутбук
сюжетно-ролевые игрушки (домашние животные), волшебная коробка (для клада)

Ход образовательной деятельности

Дети вместе с воспитателем входят в зал.

Вместе:

Воспитатель:

Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо)

Воспитатель: (удивленно) Какое загадочное письмо. Кто же его прислал? Прочитаем?

(Ребенок открывает конверт и достает письмо)

Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. Предлагаю вам по следам фольклора дойти до клада. Но клад найти не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карту.

Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.

Дети: потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…

Воспитатель: А кто их сочинял?

Дети: Народ!

Воспитатель: Ребята, давайте начнем наш путь. Смотрите, на карте есть подсказки. Давайте все вместе найдем первую подсказку?

Дети: Первая подсказка - сумка.

Воспитатель: Кажется, я догадалась. Нам надо найти сумку. Это не простая сумка. Ребята, внутри сумки что-то должно быть. (Достают конверт с заданием)

Воспитатель: Ребята, слушайте первое задание дедушки Фольклора:
«Дорогие ребята, отгадайте мои загадки:

(дети отгадывают загадки и находят игрушки, которые загаданы в загадках)

Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый. (Свинья)

Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – … (Корова)

Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Почему их называют домашними животными?

Воспитатель: Посмотрим на карту и найдем вторую подсказку.

Дети: Вторая подсказка – корзина.

Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками? (Ответы детей)

Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки.

(Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение)

  1. Мама мыла Милу мылом.
    Мила мыла не любила.
  1. Белые бараны били в барабаны.
  2. На дворе трава,
    На траве дрова.
  3. У киски в миске сливки скисли.
  4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Воспитатель. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.

Идем дальше, где наша карта Что нас ждет впереди?

Дети: Теремок.
(Дети находят теремок, письмо за теремком)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там 3 стула и 3 чашки
3 кровати, 3 подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси лебеди)

Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня)

Воспитатель. Ребята, посмотрите почему-то яблоня грустная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Яблонька не грустила?

Воспитатель: Можно сделать яблоки своими руками из бумаги и приклеить их на Яблоньку.

Воспитатель: Поднимем настроение Яблоньке?

Дети: Да.

Воспитатель: Какую форму и цвет имеют яблоки?

Дети: Яблоки имеют круглую, овальную форму. Цветом могут быть красными, жёлтыми, розовыми, зелёными.

Воспитатель: Как будет яблоко по татарски?

Дети: Алма.

Воспитатель: Алма нинди?

Дети: Алма кызыл, түгәрәк, тәмле.

Воспитатель: А у нас на столах лежат квадратные и прямоугольные листы бумаги. Давайте из них вырежем яблоки и листочки и приклеим на яблоню. А мы уже знаем, как это делается. Занимайте места за столами и приступайте к работе. (Воспитатель помогает)

У кого готовы яблоки и листочки намазывайте клеем и идемте приклеивать к яблоне.

(Дети отрезают углы у квадратов и приклеивают их на Яблоню.)

Воспитатель: Какие получились яблоки?

Дети: Красивые, ароматные, привлекательные. Очень хочется их съесть.

Воспитатель: Посмотрите, как повеселело наша яблоня. Ребята, вы отлично справились с заданием!

Воспитатель: Продолжаем путь. Что у нас на карте?

Дети: На карте цветы.

(Дети находят на полу цветочки)

Воспитатель: В какую игру мы с вами сегодня поиграем?

Воспитатель: Вспоминаем правила игры: все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Водящего выбираем считалкой.

Дети парами встают друг за другом…

Ход игры

Играющие говорят хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!

Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга.

(читает письмо) Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Любовь и труд счастье… (дают).
Без труда не придет на стол… (еда).
Старый друг… ( лучше новых двух)
Кончил дело… (гуляй смело).

Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!

Продолжаем путь. Что у нас на карте? (Доска)

На доске спрятаны картинки(солнышко, водичка, божья коровка, кот), по очереди открываем и вспоминаем потешки. (Ребенок берет картинку)

Воспитатель: Что вы видите на картинке?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Дедушка Фольклор хочет, чтобы мы рассказали потешку о солнышке. Кто знает потешку о солнышке?

Дети по желанию рассказывают.

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это?

Дети: Шкаф.

Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?

Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.

На экране появляются Дедушка Фольклор и Бабушка-Загадушка.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады нашей встрече. Вы отлично справились с нашими заданиями.

Закончились испытания –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!

Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора, бабушку Загадушку.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше испытание к концу. Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята, понравилось?

Цель: создать условия для формирования представления о русском народном творчестве.

• Формировать представления о народном творчестве, его разновидностях (сказки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, хороводы, считалки, колыбельные);

• Расширять представления о нравственной и эстетической ценности произведений народного творчества;

• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

Развивающая

• активизировать словарь детей;

• развивать познавательную активность, творчество, инициативность;

• развивать чувство коллективизации;

• воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества;

• ориентировку в пространстве;

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, физминутка, загадывание загадок.

Оборудование: выставка книг (русские народные сказки).

Предварительная работа: беседы по теме, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, сюжетно - ролевые игры "Заюшкина избушка".

Ход НОД

Воспитатель- Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте по приветствуем друг друга встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: ребята,я приглашаю вас на выставку, где представлены персонажи сказок.

Воспитатель: в каких сказках живут эти герои?

Дети: В русских народных сказках.

Воспитатель: Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала : в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

2 часть основная

Воспитатель : Проходите ребята садитесь на свои места. А почему сказки называются русские народные?

Дели: Его сочинил русский народ.

Воспитатель: В русских народных сказках переходили друг от друга рассказы о том, как можно честно жить, не бросать друг друга в беде, прилежно трудиться уважать старших, почитать отца и мать, любить свой дом. Родину. В сказках люди отражали и то, о чем они мечтали. О чем мечтали русские люди?

Дети: О волшебных предметах. (сапоги скороходы, скатерть самобранка, ковер самолет)

Воспитатель: В сказках отражали и то, чего боялись. Чего боялись русские люди?

Дети: Бабу Ягу, Кощея Бессмертного.

Воспитатель: Что всегда прославлялось в русских народных сказках?

Дети: Добро, помощь старшим, умение трудиться,

Воспитатель: В сказках всегда прославляется скромность, терпение, доброта.

Воспитатель: Вспомните сказки,где прославляется доброта.

Воспитатель: Где прославляется трудолюбие, прилежание, умение трудиться.

Воспитатель: Что всегда осуждалось в русских народных сказках?

Дети: лень, жадность, грубость, трусость.

1. Комочек пуха, 2. Дружбу водит он с лисой,

Длинное ухо, Для других ужасно злой.

Прыгает ловко, Всё зубами щёлк да щёлк.

Любит морковку (заяц) Очень страшный …. (волк)

3. Летом ходит без дороги 4. Рыжая плутовка

Возле сосен и берёз. Обманывает ловко

А зимой он спит в берлоге, Её боится мышка

От мороза прячет нос (медведь) И зайка – шалунишка

Хоть сама в лесу живёт

Из деревни кур крадёт (лиса)

5. Все обходят это место: 6. В дверь, в окно стучать не будет,

Здесь земля как будто тесто, А взойдёт — и всех разбудит

Здесь осока, кочки, мхи — (солнце)

Нет опоры для ноги. (Болото)

7. Меня бьют, колотят, режут — 8. Три братца

Я всё терплю, всем добром плачу. Пошли купаться.

(Земля) Два купаются,

Третий на берегу валяется.

На третьем повисли

(Коромысло и вёдра)

9. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)

10. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)

Воспитатель: Народ также сочинял пословицы и поговорки. О чем в них говорилось?

Дети: О том, как правильно себя вести, как нужно трудиться, учиться чему - то. Как относиться к предметам. Какие народные пословицы, вы знаете?

Дети: Они учат любить труд, хорошо трудиться.

Дети : В них осуждается лень.

Воспитатель: Да, ребята в этих поговорках осуждается лень, выражается уважение к труду, и любое дело требует усилий.

1. Терпение и труд… Дети (всё перетрут)

2. Была бы охота … Дети (заладится любая работа)

3. Как аукнется, так… Дети (и откликнется)

4. Что посеешь… Дети (то и пожнешь)

5. Все хорошо, что хорошо… Дети (кончается)

6. Делу время… Дети (потехе час)

7. Кончил дело… Дети (гуляй смело).

Воспитатель: Стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Как на Ванькины именины

Испекли пирог былинный –

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

Скоро вырастешь большой –

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

Воспитатель: А ещё на Руси всегда любили песни.

Воспитатель: Что отражалось в русских песнях?

Дети: Радость, печаль, любовь к родным, природе.

Воспитатель: В какое время пели плясовые, хороводные песни?

Дети: Во время праздников.

Воспитатель: Для кого пели колыбельные песни и зачем?

Дети: Для маленьких детей, чтобы они скорее засыпали.

Воспитатель: Когда пели свадебные песни:

Дети: Во время свадеб.

Воспитатель: Ребята, игрой на каких музыкальных инструментах сопровождались песни?

Дети: На гуслях, балалайке, гармони.

(показ картинок русских народных инструментов)

Воспитатель: Все эти песни придумывал народ. Особенно дети любят колыбельные песенки.

Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.

Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою.

Что на зорьке-то заре, О весенней о поре,

Пташки вольные поют, В темном лесе гнезда вьют.

Соловей-ка соловей, Ты гнезда себе не вей:

Прилетай ты в наш садок,- Под высокий теремок,

По кусточкам попорхать, Спелых ягод поклевать,

Солнцем крылья обогреть, Маше песенку пропеть.

Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою!

Воспитатель: Пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете?

(Воспитатель напоминает правила игры и предлагает водящего выбрать считалкой).

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать

Нам водилку выбирать!

(Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.)

Играющие говорят хором:

Гори, гори, масло,

Чтобы не погасло.

3 часть заключительная

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правы, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали, т. к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.

Русское народное творчество — основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Цель: развитие знаний о жанрах русского народного творчества и эмоциональной сферы детей.

- развивать интонационную выразительность речи, умение четко произносить звуки, фразы;

- активизировать словарный запас детей;

- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа;

- воспитывать любовь к родной речи, народной мудрости;

- вовлекать детей в совместную игровую деятельность;

- воспитывать дружеские отношения между детьми.

Методические приемы:

Словесный: рассказ воспитателя и детей, задавание вопросов детям.

Практический: упражнения творческого характера.

Предварительная работа: знакомство с некоторыми жанрами фольклора – скороговорками, потешками, пословицами, загадками, дразнилками, закличками, и др.; разучивание пальчиковой гимнастики, хороводной игры, шуток-прибауток, скороговорок, пословиц.

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

Ребята, давайте посмотрим первую страницу книги-передвижки. Какой жанр народного творчества здесь представлен?

Скороговорки и чистоговорки.

Какие скороговорки вы знаете?

- У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

- Было весело на горке Саше, Соне и Егорке,

А Маруся не каталась, в снег упасть она боялась.

- У моей сестры Марины щеки словно мандарины,

А сама сестра Марина чуть побольше мандарина.

- Цыпленок с курицей пьют чай на улице.

Ну, что ж, язычки мы с вами размяли, можно отправляться в путешествие по устному народному творчеству.

Народ умел умные мысли, мудрость говорить коротко, одним предложением. Как называются такие мудрые мысли? ( Пословицы и поговорки )

Это ещё один жанр народного творчества. Предлагаю вспомнить пословицы поговорки, с которыми мы с вами знакомились. Дети:

- Говорить, не думая, что стрелять не целясь.

- Делу – время, потехе – час.

- Книга – источник знаний.

- Кто много читает – тот много знает.

- Золото добывают из земли, а знания из книг.

- Книга – не пряник, а к себе тянет.

- Сделал дело – гуляй смело.

- Герой за Родину горой.

- Доброе слово и кошке приятно.

- Дракой правду не добудешь.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Вспомните, какие ещё жанры народного творчества вы знаете? ( Потешки )

В русских селениях, деревнях люди верили, что существует хозяин, хранитель дома, который оберегает их жилище и хозяйство от всех неприятностей. Знаете, кто это? Послушайте загадку: он за печкою жил, с ребятишками дружил и хозяйке помогал, всех гостей он развлекал. Он за печкою сидит, иногда слегка ворчит. А вообще он удалой, самый лучший в мире…ДОМОВОЙ. Как ласково назвать? – Домовёнок.

- Где ты был? – У бабушки!

- Что принёс? – Оладушки!

- Где же они? – Под лавкой!

- Экий, Кузя, ты чудак! – А вы, детки, как?

- А мы бы оладушки на стол положили да и съели. – Ладно, в другой раз так и сделаю.

- Где ты был? – У бабушки!

- Что принёс? – Сапожки!

- Где же они? – А я сделал так, как вы велели: на стол поставил и съел. (Дети смеются над Кузей).

Жили-были мальчики – маленькие пальчики.

Самый старший – большой – косил сено за рекой.

Указательный – с порога провожал его в дорогу.

Средний - сено ворошил.

Безымянный – печь топил.

А мизинчик-малышок в печке каши грел горшок, стол к обеду накрывал, да к обеду братцев ждал.

А вы загадки любите отгадывать? (Дети: да) Тогда слушайте:

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет – и всех разбудит. (Солнце)

Меня бьют, колотят, режут –

Я всё терплю, всем добром плачу. (Земля)

Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)

Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь. (Клубок)

А какие считалки знаете вы? (Дети отвечают)

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

Похвалялися весь день.

Лиса: Похвалялася лиса:

Всему лесу я краса,

И пушиста, и хитра,

Все следы я замела.

Волк: Похвалялся серый волк:

Я зубами щёлк да щёлк,

Но я сегодня добрый,

Никого не трогаю.

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

А я вовсе не трусишка,

Я от волка и лисицы

Убежал и был таков.

Коза: Похвалялася коза:

Огород я обошла,

Всем я грядки прополола

Да и по воду пошла.

Жучка: Похвалялась Жучка:

Я совсем не злючка,

Я хозяйство сторожу,

Я чужих не подпущу!

Мурка: Похвалялась Мурка –

Я всю ночь ловлю мышей,

Я всех крыс гоню взашей.

Дед Егор: Похвалялся дед Егор:

У меня скотины двор –

И лошадка, и бычок,

Куры, гуси, пятачок.

Баба Варвара: Похвалялась Варвара:

Я начищу самовары,

Пирогов я напеку,

Всех я в гости позову!

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень

И гуляли мы весь день

Воспитатель: Ребята, какие ещё вы знаете жанры русского народного творчества? Ну-ка, заглянем в нашу книгу. (Дразнилки)

Кузя: Я знаю смешную дразнилку:

Федя – медя – требуха

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят

Только хвостики висят.

Воспитатель: Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку. А какие дразнилки знаете вы? (Ответы детей)

Вы, ребята, не скучайте и гостей поразвлекайте. Послушай, Кузя, наши шутки – прибаутки.

Чтение детьми закличек.
1. Добрый день гости званные и желанные!
2. Милости просим, рады гостям, как добрым вестям!
3. Всех привечаем, душевно встречаем!
4. Собрались мы позабавиться да потешиться!
Все:
Смех вам да веселье! (вручают хлеб-соль).

Воспитатель:
Удобно ли вам гости дорогие
Всем ли видно, всем ли слышно
Всем ли места хватило.

Дети:
1. Гостям места хватило!
2. Да и хозяевам не тесно!
Воспитатель:
Сядем рядком да поговорим ладком.

Дети:
Кто сказку расскажет, кто правду, а кто послушает!

Воспитатель:
Вижу к празднику готовы
На детях новые обновы
Сарафаны расписные
Да рубахи льняные.

6. У осы не усы, не усищи а усики.
7. Проворонила ворона вороненка.
8. У гусыни усов не ищи, не сыщешь.
9. На возу лоза, а у воза коза.
10. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Воспитатель:
Хороша была игра, позабавила меня. Но у меня еще вопрос – кто потешек знает воз?

Дети:
1. Долгоногий журавель
На мельницу ездил
Диковину видел
2. Коза муку мелет
Козел засыпает
3. А маленькие козлятки
Муку выгребают
4. А барашки – круты рожки
В дудочки играют.

Воспитатель:
Ой ду-ду, ой ду-ду
Грянул ворон во трубу.
Зашумели леса и пошли чудеса
А в лесной избушке затопилась печь
Пироги покушай, пословицы послушай.
Дети:
1. Что посеешь, то пожнешь!
2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
3. Без труда и отдых не сладок.
4. Умелые руки не знают скуки.
5. Долог день до вечера, если делать нечего.
6. Была бы охота, будет ладиться и работа.
7. Труд человека кормит, а лень портит.
Все: А кончил дело – гуляй смело!
Гуляют под музыку, подходят к лавке.

Дети:
Тень, тень, потень
Выше города плетень
За плетнем изба
На избе труба, за порогом лебеда
На лебеде лавка , а на лавке ……….. (рассматривают)

Воспитатель:
Да это Дрёма!

Дети:
Ах ты Дрема полно спать
Выходи ребят встречать!

Дрема: А девочки пришли?

Все: Пришли!
Дрема: А мальчики пришли?
Все: Пришли!
Дрема:
Довяжу я рукавицы, нашим да девицам (засыпает).
Все:
Полно Дрема тебе спать
Пора Дремушка вставать
Да в горелки играть.

Дед из города идет (сувениры гостям).

Воспитатель:
Внимание, внимание
Веселое гулянье
Собирайся скорее народ
Тебя что-то интересное ждет,
Платки разбираем, танец начинаем.

Дети:
1. Веселил нас много раз
Русский танец перепляс
Сколько удали, задора
Сколько радости во взоре.
2. Много танцев нам известно
Мы их любим танцевать
А на этих посиделках
С платками хотели бы сплясать.
Танец с платками.
Воспитатель:
Всем спасибо за уменье,
За улыбки и веселье
На прощанье в этот час
Угостить хочу я вас
Пирожки, коврижки кушайте детишки.

Дети: Спасибо!

Воспитатель: На здоровье!
Ребенок:
Хорошо мы посидели, отдохнули хорошо!

Все:
А пока что до свиданье
В гости к вам придем еще.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вам конспектнепосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Беседа о русском народном творчестве". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, в нём представленно многообразие видов устного народного творчества, которое влияет на все стороны развития речи и оказывае влияние на развитие ребёнка в целом.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

Программное содержание:

- дать детям представление о многообразии видов устного народного творчества;

- продолжать знакомить их с различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбельные песенки);

- дать различие между народной и авторской сказками;

- развивать словарный запас детей за счёт новых слов;

- прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Звучит музыка в зал входят дети.

Воспитатель встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок.

- В каких сказках живут эти герои? (в русских народных сказках)

- Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

- Почему сказки называются русские народные? (его сочинил русский народ)

- Народную сказку сочинил народ в течение многих поколений, на нашей выставке есть книги, которые написаны конкретным человеком и они называются авторские, т.е. мы знаем, кто их написал (сказки А.С.Пушкина, К.Чуковского)

- Какие бывают русские народные сказки? (волшебные, о животных, бытовые)

Дети: Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.

Дети: Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.

Дети: Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

- Ребята, у меня есть разрезные картинки, их нужно собрать и определить, какая это сказка, бытовая, о животных или волшебная (рассуждение детей).

- А какие загадки знаете вы?

1. Комочек пуха, 2. Дружбу водит он с лисой,

Длинное ухо, Для других ужасно злой.

Прыгает ловко, Всё зубами щёлк да щёлк.

Любит морковку (заяц) Очень страшный …. (волк)

3. Летом ходит без дороги 4. Рыжая плутовка

Возле сосен и берёз. Обманывает ловко

А зимой он спит в берлоге, Её боится мышка

От мороза прячет нос (медведь) И зайка – шалунишка

Хоть сама в лесу живёт

Из деревни кур крадёт (лиса)

5. Все обходят это место: 6. В дверь, в окно стучать не будет,
Здесь земля как будто тесто, А взойдёт — и всех разбудит. (Солнце)
Здесь осока, кочки, мхи —
Нет опоры для ноги. (Болото)

7. Меня бьют, колотят, режут — 8. Три братца
Я всё терплю, всем добром плачу. Пошли купаться.
(Земля) Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупалися,
Вышли,
На третьем повисли (Коромысло и вёдра)

9. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)

10. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)

В нашей группе есть:

И, конечно же, есть Даша –

Она словно кукла наша.

Есть и Таня, Коля, Маша,

Лера, Тася и Руслан,

Рома, Гриша и Богдан,

Не забудем и про Диму.

Сколько в группе есть ребят?!

Есть и Юля – хохотушка,

Наша Ксюша – веселушка.

Спокойный и серьёзный

Мы скажем про Арсения,

Есть тихая и скромная

Есть ещё и Ярослав

Умный, добрый мальчик наш

Есть у нас ещё Алёнка

Очень милая девчонка

Аня и Екатерина

Вы никем не заменимы!

Нету только лишь Акульки,

Она маленькая, в люльке;

Нет у нас Матрёнки,

Она крошечка – в пелёнке.

Нет Аринки на перинке,

Нет Ивана, Фёдора.

Кого нет, не перечесть!

Я люблю того, кто есть

Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.

Давайте в потешку поиграем.

Все водят хоровод, приплясывают и поют:

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

Похвалялись весь день.

Лиса: Похвалялась лиса:

Всему лесу я краса,

И пушиста и хитра,

Все следы я замела.

Волк: Похвалялся серый волк:

Я зубами щёлк да щёлк,

Но я сегодня добрый,

Никого не трогаю.

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

А я вовсе не трусишка,

Я от волка и лисицы

Убежал и был таков.

Коза: Похвалялся коза:

Огород я обошла,

Всем я грядки прополола,

Да и по воду пошла.

Жучка: Похвалялась Жучка –

Я совсем не злючка,

Я хозяйство сторожу,

Я чужих не подпущу!

Мурка: Похвалялась Мурка –

Я всю ночь ловлю мышей,

Я всех крыс гоню взашей.

Дед Егор: Похвалялся дед Егор –

У меня скотины двор:

И лошадка, и бычок,

Куры, гуси, пятачок.

Баба Варвара: Похвалялась Варвара:

Я начищу самовары,

Пирогов я напеку,

Всех я в гости позову!

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

И гуляли мы весь день.

Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:

Федя – медя – требуха

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят

Только хвостики висят.

Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.

- А какие дразнилки известны вам? (ответ детей).

Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:

«Тары – бары, растабары!

- Какие считалки знаете вы? (ответ детей).

А ещё на Руси всегда любили песни. Все эти песни придумывал народ. Песни были колыбельные, хороводные. Особенно дети любят колыбельные песенки.

Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.

Баю Машеньку мою.

Что на зорьке-то заре,

О весенней о поре,

Пташки вольные поют,

В темном лесе гнезда вьют.

Ты гнезда себе не вей:

Прилетай ты в наш садок,-

Под высокий теремок,

По кусточкам попорхать,

Спелых ягод поклевать,

Солнцем крылья обогреть,

Маше песенку пропеть.

Баю Машеньку мою!

- Ребята, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилка, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.

Воспитатель: На память о нашем сегодня занятии, я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.

Читайте также: