Конспект занятия в старшей группе на тему народное творчество
Обновлено: 06.07.2024
Возраст
Основная образовательная область
Интегрированные образовательные области
познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие
Форма проведения
совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей
Цель
закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; активизировать речь детей
Программные задачи
Воспитательные
-воспитывать у детей желание преодолевать препятствия, чтобы достичь цели;
-воспитывать интерес к культурному наследию народа
Развивающие
-развивать устную речь, активировать словарь детей по теме;
-развивать познавательную активность детей
Образовательные
-закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;
-учить передавать аппликативным способом эмоциональное состояние – радость
Предполагаемый результат:
-развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности;
-расширение и активизация словарного запаса;
-умение детей действовать самостоятельно
Словарная работа:
Предварительная работа
Методические приемы
-проблемные и поисковые ситуации
-вопросы
-сюрпризный момент
-беседа
Оборудование и материалы
видеопроектор, ноутбук
сюжетно-ролевые игрушки (домашние животные), волшебная коробка (для клада)
Ход образовательной деятельности
Дети вместе с воспитателем входят в зал.
Вместе:
Воспитатель:
Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо)
Воспитатель: (удивленно) Какое загадочное письмо. Кто же его прислал? Прочитаем?
(Ребенок открывает конверт и достает письмо)
Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. Предлагаю вам по следам фольклора дойти до клада. Но клад найти не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карту.
Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.
Дети: потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…
Воспитатель: А кто их сочинял?
Дети: Народ!
Воспитатель: Ребята, давайте начнем наш путь. Смотрите, на карте есть подсказки. Давайте все вместе найдем первую подсказку?
Дети: Первая подсказка - сумка.
Воспитатель: Кажется, я догадалась. Нам надо найти сумку. Это не простая сумка. Ребята, внутри сумки что-то должно быть. (Достают конверт с заданием)
Воспитатель: Ребята, слушайте первое задание дедушки Фольклора:
«Дорогие ребята, отгадайте мои загадки:
(дети отгадывают загадки и находят игрушки, которые загаданы в загадках)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый. (Свинья)
Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – … (Корова)
Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: Почему их называют домашними животными?
Воспитатель: Посмотрим на карту и найдем вторую подсказку.
Дети: Вторая подсказка – корзина.
Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками? (Ответы детей)
Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки.
(Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение)
- Мама мыла Милу мылом.
Мила мыла не любила.
- Белые бараны били в барабаны.
- На дворе трава,
На траве дрова. - У киски в миске сливки скисли.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Воспитатель. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.
Идем дальше, где наша карта Что нас ждет впереди?
Дети: Теремок.
(Дети находят теремок, письмо за теремком)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там 3 стула и 3 чашки
3 кровати, 3 подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси лебеди)
Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня)
Воспитатель. Ребята, посмотрите почему-то яблоня грустная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Яблонька не грустила?
Воспитатель: Можно сделать яблоки своими руками из бумаги и приклеить их на Яблоньку.
Воспитатель: Поднимем настроение Яблоньке?
Дети: Да.
Воспитатель: Какую форму и цвет имеют яблоки?
Дети: Яблоки имеют круглую, овальную форму. Цветом могут быть красными, жёлтыми, розовыми, зелёными.
Воспитатель: Как будет яблоко по татарски?
Дети: Алма.
Воспитатель: Алма нинди?
Дети: Алма кызыл, түгәрәк, тәмле.
Воспитатель: А у нас на столах лежат квадратные и прямоугольные листы бумаги. Давайте из них вырежем яблоки и листочки и приклеим на яблоню. А мы уже знаем, как это делается. Занимайте места за столами и приступайте к работе. (Воспитатель помогает)
У кого готовы яблоки и листочки намазывайте клеем и идемте приклеивать к яблоне.
(Дети отрезают углы у квадратов и приклеивают их на Яблоню.)
Воспитатель: Какие получились яблоки?
Дети: Красивые, ароматные, привлекательные. Очень хочется их съесть.
Воспитатель: Посмотрите, как повеселело наша яблоня. Ребята, вы отлично справились с заданием!
Воспитатель: Продолжаем путь. Что у нас на карте?
Дети: На карте цветы.
(Дети находят на полу цветочки)
Воспитатель: В какую игру мы с вами сегодня поиграем?
Воспитатель: Вспоминаем правила игры: все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Водящего выбираем считалкой.
Дети парами встают друг за другом…
Ход игры
Играющие говорят хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга.
(читает письмо) Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Любовь и труд счастье… (дают).
Без труда не придет на стол… (еда).
Старый друг… ( лучше новых двух)
Кончил дело… (гуляй смело).
Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!
Продолжаем путь. Что у нас на карте? (Доска)
На доске спрятаны картинки(солнышко, водичка, божья коровка, кот), по очереди открываем и вспоминаем потешки. (Ребенок берет картинку)
Воспитатель: Что вы видите на картинке?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Дедушка Фольклор хочет, чтобы мы рассказали потешку о солнышке. Кто знает потешку о солнышке?
Дети по желанию рассказывают.
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это?
Дети: Шкаф.
Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?
Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.
На экране появляются Дедушка Фольклор и Бабушка-Загадушка.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады нашей встрече. Вы отлично справились с нашими заданиями.
Закончились испытания –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора, бабушку Загадушку.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше испытание к концу. Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята, понравилось?
Цель: создать условия для формирования представления о русском народном творчестве.
• Формировать представления о народном творчестве, его разновидностях (сказки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, хороводы, считалки, колыбельные);
• Расширять представления о нравственной и эстетической ценности произведений народного творчества;
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
Развивающая
• активизировать словарь детей;
• развивать познавательную активность, творчество, инициативность;
• развивать чувство коллективизации;
• воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества;
• ориентировку в пространстве;
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, физминутка, загадывание загадок.
Оборудование: выставка книг (русские народные сказки).
Предварительная работа: беседы по теме, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, сюжетно - ролевые игры "Заюшкина избушка".
Ход НОД
Воспитатель- Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте по приветствуем друг друга встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: ребята,я приглашаю вас на выставку, где представлены персонажи сказок.
Воспитатель: в каких сказках живут эти герои?
Дети: В русских народных сказках.
Воспитатель: Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала : в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.
Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.
А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.
Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.
2 часть основная
Воспитатель : Проходите ребята садитесь на свои места. А почему сказки называются русские народные?
Дели: Его сочинил русский народ.
Воспитатель: В русских народных сказках переходили друг от друга рассказы о том, как можно честно жить, не бросать друг друга в беде, прилежно трудиться уважать старших, почитать отца и мать, любить свой дом. Родину. В сказках люди отражали и то, о чем они мечтали. О чем мечтали русские люди?
Дети: О волшебных предметах. (сапоги скороходы, скатерть самобранка, ковер самолет)
Воспитатель: В сказках отражали и то, чего боялись. Чего боялись русские люди?
Дети: Бабу Ягу, Кощея Бессмертного.
Воспитатель: Что всегда прославлялось в русских народных сказках?
Дети: Добро, помощь старшим, умение трудиться,
Воспитатель: В сказках всегда прославляется скромность, терпение, доброта.
Воспитатель: Вспомните сказки,где прославляется доброта.
Воспитатель: Где прославляется трудолюбие, прилежание, умение трудиться.
Воспитатель: Что всегда осуждалось в русских народных сказках?
Дети: лень, жадность, грубость, трусость.
1. Комочек пуха, 2. Дружбу водит он с лисой,
Длинное ухо, Для других ужасно злой.
Прыгает ловко, Всё зубами щёлк да щёлк.
Любит морковку (заяц) Очень страшный …. (волк)
3. Летом ходит без дороги 4. Рыжая плутовка
Возле сосен и берёз. Обманывает ловко
А зимой он спит в берлоге, Её боится мышка
От мороза прячет нос (медведь) И зайка – шалунишка
Хоть сама в лесу живёт
Из деревни кур крадёт (лиса)
5. Все обходят это место: 6. В дверь, в окно стучать не будет,
Здесь земля как будто тесто, А взойдёт — и всех разбудит
Здесь осока, кочки, мхи — (солнце)
Нет опоры для ноги. (Болото)
7. Меня бьют, колотят, режут — 8. Три братца
Я всё терплю, всем добром плачу. Пошли купаться.
(Земля) Два купаются,
Третий на берегу валяется.
На третьем повисли
(Коромысло и вёдра)
9. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)
10. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)
Воспитатель: Народ также сочинял пословицы и поговорки. О чем в них говорилось?
Дети: О том, как правильно себя вести, как нужно трудиться, учиться чему - то. Как относиться к предметам. Какие народные пословицы, вы знаете?
Дети: Они учат любить труд, хорошо трудиться.
Дети : В них осуждается лень.
Воспитатель: Да, ребята в этих поговорках осуждается лень, выражается уважение к труду, и любое дело требует усилий.
1. Терпение и труд… Дети (всё перетрут)
2. Была бы охота … Дети (заладится любая работа)
3. Как аукнется, так… Дети (и откликнется)
4. Что посеешь… Дети (то и пожнешь)
5. Все хорошо, что хорошо… Дети (кончается)
6. Делу время… Дети (потехе час)
7. Кончил дело… Дети (гуляй смело).
Воспитатель: Стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Скоро вырастешь большой –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Воспитатель: А ещё на Руси всегда любили песни.
Воспитатель: Что отражалось в русских песнях?
Дети: Радость, печаль, любовь к родным, природе.
Воспитатель: В какое время пели плясовые, хороводные песни?
Дети: Во время праздников.
Воспитатель: Для кого пели колыбельные песни и зачем?
Дети: Для маленьких детей, чтобы они скорее засыпали.
Воспитатель: Когда пели свадебные песни:
Дети: Во время свадеб.
Воспитатель: Ребята, игрой на каких музыкальных инструментах сопровождались песни?
Дети: На гуслях, балалайке, гармони.
(показ картинок русских народных инструментов)
Воспитатель: Все эти песни придумывал народ. Особенно дети любят колыбельные песенки.
Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.
Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою.
Что на зорьке-то заре, О весенней о поре,
Пташки вольные поют, В темном лесе гнезда вьют.
Соловей-ка соловей, Ты гнезда себе не вей:
Прилетай ты в наш садок,- Под высокий теремок,
По кусточкам попорхать, Спелых ягод поклевать,
Солнцем крылья обогреть, Маше песенку пропеть.
Баю-баюшки-баю, Баю Машеньку мою!
Воспитатель: Пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете?
(Воспитатель напоминает правила игры и предлагает водящего выбрать считалкой).
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать
Нам водилку выбирать!
(Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.)
Играющие говорят хором:
Гори, гори, масло,
Чтобы не погасло.
3 часть заключительная
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правы, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали, т. к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.
Русское народное творчество — основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Цель: развитие знаний о жанрах русского народного творчества и эмоциональной сферы детей.
- развивать интонационную выразительность речи, умение четко произносить звуки, фразы;
- активизировать словарный запас детей;
- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа;
- воспитывать любовь к родной речи, народной мудрости;
- вовлекать детей в совместную игровую деятельность;
- воспитывать дружеские отношения между детьми.
Методические приемы:
Словесный: рассказ воспитателя и детей, задавание вопросов детям.
Практический: упражнения творческого характера.
Предварительная работа: знакомство с некоторыми жанрами фольклора – скороговорками, потешками, пословицами, загадками, дразнилками, закличками, и др.; разучивание пальчиковой гимнастики, хороводной игры, шуток-прибауток, скороговорок, пословиц.
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
Ребята, давайте посмотрим первую страницу книги-передвижки. Какой жанр народного творчества здесь представлен?
Скороговорки и чистоговорки.
Какие скороговорки вы знаете?
- У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.
- Было весело на горке Саше, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась, в снег упасть она боялась.
- У моей сестры Марины щеки словно мандарины,
А сама сестра Марина чуть побольше мандарина.
- Цыпленок с курицей пьют чай на улице.
Ну, что ж, язычки мы с вами размяли, можно отправляться в путешествие по устному народному творчеству.
Народ умел умные мысли, мудрость говорить коротко, одним предложением. Как называются такие мудрые мысли? ( Пословицы и поговорки )
Это ещё один жанр народного творчества. Предлагаю вспомнить пословицы поговорки, с которыми мы с вами знакомились. Дети:
- Говорить, не думая, что стрелять не целясь.
- Делу – время, потехе – час.
- Книга – источник знаний.
- Кто много читает – тот много знает.
- Золото добывают из земли, а знания из книг.
- Книга – не пряник, а к себе тянет.
- Сделал дело – гуляй смело.
- Герой за Родину горой.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Дракой правду не добудешь.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Вспомните, какие ещё жанры народного творчества вы знаете? ( Потешки )
В русских селениях, деревнях люди верили, что существует хозяин, хранитель дома, который оберегает их жилище и хозяйство от всех неприятностей. Знаете, кто это? Послушайте загадку: он за печкою жил, с ребятишками дружил и хозяйке помогал, всех гостей он развлекал. Он за печкою сидит, иногда слегка ворчит. А вообще он удалой, самый лучший в мире…ДОМОВОЙ. Как ласково назвать? – Домовёнок.
- Где ты был? – У бабушки!
- Что принёс? – Оладушки!
- Где же они? – Под лавкой!
- Экий, Кузя, ты чудак! – А вы, детки, как?
- А мы бы оладушки на стол положили да и съели. – Ладно, в другой раз так и сделаю.
- Где ты был? – У бабушки!
- Что принёс? – Сапожки!
- Где же они? – А я сделал так, как вы велели: на стол поставил и съел. (Дети смеются над Кузей).
Жили-были мальчики – маленькие пальчики.
Самый старший – большой – косил сено за рекой.
Указательный – с порога провожал его в дорогу.
Средний - сено ворошил.
Безымянный – печь топил.
А мизинчик-малышок в печке каши грел горшок, стол к обеду накрывал, да к обеду братцев ждал.
А вы загадки любите отгадывать? (Дети: да) Тогда слушайте:
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет – и всех разбудит. (Солнце)
Меня бьют, колотят, режут –
Я всё терплю, всем добром плачу. (Земля)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь. (Клубок)
А какие считалки знаете вы? (Дети отвечают)
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
Похвалялися весь день.
Лиса: Похвалялася лиса:
Всему лесу я краса,
И пушиста, и хитра,
Все следы я замела.
Волк: Похвалялся серый волк:
Я зубами щёлк да щёлк,
Но я сегодня добрый,
Никого не трогаю.
Заяц: Похвалялся наш зайчишка:
А я вовсе не трусишка,
Я от волка и лисицы
Убежал и был таков.
Коза: Похвалялася коза:
Огород я обошла,
Всем я грядки прополола
Да и по воду пошла.
Жучка: Похвалялась Жучка:
Я совсем не злючка,
Я хозяйство сторожу,
Я чужих не подпущу!
Мурка: Похвалялась Мурка –
Я всю ночь ловлю мышей,
Я всех крыс гоню взашей.
Дед Егор: Похвалялся дед Егор:
У меня скотины двор –
И лошадка, и бычок,
Куры, гуси, пятачок.
Баба Варвара: Похвалялась Варвара:
Я начищу самовары,
Пирогов я напеку,
Всех я в гости позову!
Все вместе: Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень
И гуляли мы весь день
Воспитатель: Ребята, какие ещё вы знаете жанры русского народного творчества? Ну-ка, заглянем в нашу книгу. (Дразнилки)
Кузя: Я знаю смешную дразнилку:
Федя – медя – требуха
Съел корову и быка,
И пятнадцать поросят
Только хвостики висят.
Воспитатель: Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку. А какие дразнилки знаете вы? (Ответы детей)
Вы, ребята, не скучайте и гостей поразвлекайте. Послушай, Кузя, наши шутки – прибаутки.
Чтение детьми закличек.
1. Добрый день гости званные и желанные!
2. Милости просим, рады гостям, как добрым вестям!
3. Всех привечаем, душевно встречаем!
4. Собрались мы позабавиться да потешиться!
Все:
Смех вам да веселье! (вручают хлеб-соль).
Воспитатель:
Удобно ли вам гости дорогие
Всем ли видно, всем ли слышно
Всем ли места хватило.
Дети:
1. Гостям места хватило!
2. Да и хозяевам не тесно!
Воспитатель:
Сядем рядком да поговорим ладком.
Дети:
Кто сказку расскажет, кто правду, а кто послушает!
Воспитатель:
Вижу к празднику готовы
На детях новые обновы
Сарафаны расписные
Да рубахи льняные.
6. У осы не усы, не усищи а усики.
7. Проворонила ворона вороненка.
8. У гусыни усов не ищи, не сыщешь.
9. На возу лоза, а у воза коза.
10. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Воспитатель:
Хороша была игра, позабавила меня. Но у меня еще вопрос – кто потешек знает воз?
Дети:
1. Долгоногий журавель
На мельницу ездил
Диковину видел
2. Коза муку мелет
Козел засыпает
3. А маленькие козлятки
Муку выгребают
4. А барашки – круты рожки
В дудочки играют.
Воспитатель:
Ой ду-ду, ой ду-ду
Грянул ворон во трубу.
Зашумели леса и пошли чудеса
А в лесной избушке затопилась печь
Пироги покушай, пословицы послушай.
Дети:
1. Что посеешь, то пожнешь!
2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
3. Без труда и отдых не сладок.
4. Умелые руки не знают скуки.
5. Долог день до вечера, если делать нечего.
6. Была бы охота, будет ладиться и работа.
7. Труд человека кормит, а лень портит.
Все: А кончил дело – гуляй смело!
Гуляют под музыку, подходят к лавке.
Дети:
Тень, тень, потень
Выше города плетень
За плетнем изба
На избе труба, за порогом лебеда
На лебеде лавка , а на лавке ……….. (рассматривают)
Воспитатель:
Да это Дрёма!
Дети:
Ах ты Дрема полно спать
Выходи ребят встречать!
Дрема: А девочки пришли?
Все: Пришли!
Дрема: А мальчики пришли?
Все: Пришли!
Дрема:
Довяжу я рукавицы, нашим да девицам (засыпает).
Все:
Полно Дрема тебе спать
Пора Дремушка вставать
Да в горелки играть.
Дед из города идет (сувениры гостям).
Воспитатель:
Внимание, внимание
Веселое гулянье
Собирайся скорее народ
Тебя что-то интересное ждет,
Платки разбираем, танец начинаем.
Дети:
1. Веселил нас много раз
Русский танец перепляс
Сколько удали, задора
Сколько радости во взоре.
2. Много танцев нам известно
Мы их любим танцевать
А на этих посиделках
С платками хотели бы сплясать.
Танец с платками.
Воспитатель:
Всем спасибо за уменье,
За улыбки и веселье
На прощанье в этот час
Угостить хочу я вас
Пирожки, коврижки кушайте детишки.
Дети: Спасибо!
Воспитатель: На здоровье!
Ребенок:
Хорошо мы посидели, отдохнули хорошо!
Все:
А пока что до свиданье
В гости к вам придем еще.
Предлагаю вам конспектнепосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Беседа о русском народном творчестве". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, в нём представленно многообразие видов устного народного творчества, которое влияет на все стороны развития речи и оказывае влияние на развитие ребёнка в целом.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
Программное содержание:
- дать детям представление о многообразии видов устного народного творчества;
- продолжать знакомить их с различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбельные песенки);
- дать различие между народной и авторской сказками;
- развивать словарный запас детей за счёт новых слов;
- прививать любовь и уважение к народному творчеству.
Звучит музыка в зал входят дети.
Воспитатель встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок.
- В каких сказках живут эти герои? (в русских народных сказках)
- Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.
Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.
А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.
Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.
- Почему сказки называются русские народные? (его сочинил русский народ)
- Народную сказку сочинил народ в течение многих поколений, на нашей выставке есть книги, которые написаны конкретным человеком и они называются авторские, т.е. мы знаем, кто их написал (сказки А.С.Пушкина, К.Чуковского)
- Какие бывают русские народные сказки? (волшебные, о животных, бытовые)
Дети: Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.
Дети: Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.
Дети: Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.
- Ребята, у меня есть разрезные картинки, их нужно собрать и определить, какая это сказка, бытовая, о животных или волшебная (рассуждение детей).
- А какие загадки знаете вы?
1. Комочек пуха, 2. Дружбу водит он с лисой,
Длинное ухо, Для других ужасно злой.
Прыгает ловко, Всё зубами щёлк да щёлк.
Любит морковку (заяц) Очень страшный …. (волк)
3. Летом ходит без дороги 4. Рыжая плутовка
Возле сосен и берёз. Обманывает ловко
А зимой он спит в берлоге, Её боится мышка
От мороза прячет нос (медведь) И зайка – шалунишка
Хоть сама в лесу живёт
Из деревни кур крадёт (лиса)
5. Все обходят это место: 6. В дверь, в окно стучать не будет,
Здесь земля как будто тесто, А взойдёт — и всех разбудит. (Солнце)
Здесь осока, кочки, мхи —
Нет опоры для ноги. (Болото)
7. Меня бьют, колотят, режут — 8. Три братца
Я всё терплю, всем добром плачу. Пошли купаться.
(Земля) Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупалися,
Вышли,
На третьем повисли (Коромысло и вёдра)
9. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)
10. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)
В нашей группе есть:
И, конечно же, есть Даша –
Она словно кукла наша.
Есть и Таня, Коля, Маша,
Лера, Тася и Руслан,
Рома, Гриша и Богдан,
Не забудем и про Диму.
Сколько в группе есть ребят?!
Есть и Юля – хохотушка,
Наша Ксюша – веселушка.
Спокойный и серьёзный
Мы скажем про Арсения,
Есть тихая и скромная
Есть ещё и Ярослав
Умный, добрый мальчик наш
Есть у нас ещё Алёнка
Очень милая девчонка
Аня и Екатерина
Вы никем не заменимы!
Нету только лишь Акульки,
Она маленькая, в люльке;
Нет у нас Матрёнки,
Она крошечка – в пелёнке.
Нет Аринки на перинке,
Нет Ивана, Фёдора.
Кого нет, не перечесть!
Я люблю того, кто есть
Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.
Давайте в потешку поиграем.
Все водят хоровод, приплясывают и поют:
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
Похвалялись весь день.
Лиса: Похвалялась лиса:
Всему лесу я краса,
И пушиста и хитра,
Все следы я замела.
Волк: Похвалялся серый волк:
Я зубами щёлк да щёлк,
Но я сегодня добрый,
Никого не трогаю.
Заяц: Похвалялся наш зайчишка:
А я вовсе не трусишка,
Я от волка и лисицы
Убежал и был таков.
Коза: Похвалялся коза:
Огород я обошла,
Всем я грядки прополола,
Да и по воду пошла.
Жучка: Похвалялась Жучка –
Я совсем не злючка,
Я хозяйство сторожу,
Я чужих не подпущу!
Мурка: Похвалялась Мурка –
Я всю ночь ловлю мышей,
Я всех крыс гоню взашей.
Дед Егор: Похвалялся дед Егор –
У меня скотины двор:
И лошадка, и бычок,
Куры, гуси, пятачок.
Баба Варвара: Похвалялась Варвара:
Я начищу самовары,
Пирогов я напеку,
Всех я в гости позову!
Все вместе: Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
И гуляли мы весь день.
Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:
Федя – медя – требуха
Съел корову и быка,
И пятнадцать поросят
Только хвостики висят.
Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.
- А какие дразнилки известны вам? (ответ детей).
Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:
«Тары – бары, растабары!
- Какие считалки знаете вы? (ответ детей).
А ещё на Руси всегда любили песни. Все эти песни придумывал народ. Песни были колыбельные, хороводные. Особенно дети любят колыбельные песенки.
Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.
Баю Машеньку мою.
Что на зорьке-то заре,
О весенней о поре,
Пташки вольные поют,
В темном лесе гнезда вьют.
Ты гнезда себе не вей:
Прилетай ты в наш садок,-
Под высокий теремок,
По кусточкам попорхать,
Спелых ягод поклевать,
Солнцем крылья обогреть,
Маше песенку пропеть.
Баю Машеньку мою!
- Ребята, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилка, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.
Воспитатель: На память о нашем сегодня занятии, я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.
Читайте также: