Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему зима

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: опора-схема для подбора эпитетов, снег в ведёрке, снежки на тарелочке; шишки, ватные палочки; бумажные снежинки на металлическом разносе, схема рассказа по теме “Зима”, картина на сравнение “Два снеговика”. ДВД диск “Уроки тётушки совы – Времена года”, аудио запись вьюги, СД диск “Пальчиковая гимнастика”.

  • Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.
  • Зима (какая?) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.
  • Снежинки (какие?) – . (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
  • Кого можно увидеть в зимнем лесу? - . (зайца, волка, белку, снегиря и др.)

Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, но сделаем это особенно, чтобы наши гости запомнили таких хороших детей.

Коммуникативная игра “3дравствуйте”.

- Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

- Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

- Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

- Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

- Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

- Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

Введение в тему:

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

“Если ветер злющий кружит,
Застеклялись за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам . (Зима)”

Ребята, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?


Медвежонок: “Мама мне сказала, зимой я должен спать.

Но что зимой бывает, мне хочется узнать

Вы мне поможете?”

Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?

Просмотр видео ролика с изображением картинки о зиме: ДВД “Уроки тётушки совы” Сначала мы посмотрим, что тетушка сова рассказывает о зиме. И ты, мишка, садись и послушай. (Просмотр ролика – мультфильма о декабре)

- Какое время года на экране? (зима)

- Как вы догадались? Дети называют, что увидели

- Зима какая? Выставляем рисунок (морозная (рис1), холодная (рис2), вьюжная (рис3), метельная (рис4))

4. Пальчиковая гимнастика:

Медвежонок спрашивает: А что такое снег?

Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли.

Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х-Х-Х)

Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).

Шишки в руки мы возьмём
Наши ручки разотрём
Медвежонок – Мишка,
тоже бери шишку!
В руки перышки возьмём
И тихонько проведём

(чередуем шишки и пёрышки).

Мишка вам покажет свой способ, как согреть пальчики (Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками.)

Зачерпнём снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? (белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый).


5. Дыхательная и речевая зарядка Снег из чего состоит? Из снежинок Снежинки (какие?) – . (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)

На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.

Падают бумажные снежинки на разнос

Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад) Вот какой сугроб получился.

Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.

Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга) Давайте послушаем, как воет вьюга. Включаю звукозапись с завыванием вьюги.

Проговариваем вместе с детьми:

(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)

Застонал лес от вьюги: “Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут Дубы! М-мм-мм-м”. (Громко, низким голосом.)
Стонут березы Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: “ш ш ш ш-ш-ш-ш”.
Стихает вьюги: “С-с-с-с-с-с.

(руки плавно опускать вниз)

6. Сравнение двух снеговиков. Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, (на плакате два снеговика) на полянке слепили двух снеговиков.

Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,
Он понять не может. Кто ему поможет.

Давайте посмотрим внимательно, они одинаковые? Чем они отличаются. Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий (дети находят отличие, называют его). - У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна и т. д. В конце считают количество снежинок.

Физкультминутка “Поиграем в снежки”

Ребята, из чего лепят снеговиков? Из комочков, снежков

Давайте и мы поиграем в снежки.

Диск с пальчиковой гимнастикой “Поиграем в снежки”


7. Давайте поиграем в игру “Скажи какой”:

Цель: упражнение в согласовании имён существительных и имён прилагательных, развитие крупной моторики.

Дети встают в круг. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч (снежок) ребёнку:

- (Саша), снег какой? (белый, холодный, рыхлый)

- (Настя), мороз какой? (сильный, трескучий, злой)

- (Марина), снежинка какая? (красивая, маленькая, ажурная)

- (Вика), снеговик какой? (большой, белый, холодный)

- (Никита), рукавицы какие? (тёплые, шерстяные, синие)

- (Вика), лёд какой? (холодный, прозрачный, бьющийся)

8. Рассказ о зиме

Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли. (На доске выложен рисунок рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)

Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.

9. Итог. Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я сколько налепил.

Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть)

Медвежонок расстроился. Не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.

(снежные комочки превращаются в сладкие)

Спасибо вам, ребята. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т.д.

И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.

Руководитель: воспитатель Скребкова Л. Н.

Возрастная группа: средняя.

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.

Учить составлять рассказ о зиме, используя картинки - алгоритмы.

Учить отвечать на вопросы полным предложением.

Активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова.

Тренировать в образовании существительных с уменьшительными суффиксами.

Развивающая:

Развивать умение понимать смысл образных выражений (ветер – воет, метель – метет и т. д.).

Развивать способность наблюдать, делать выводы.

Способствовать развитиюпсихических процессов: память, внимание, мышление.

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Воспитывать инициативность и самостоятельность.

Воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность.

Тип: обобщение знаний детей по теме.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание, общение, размышление, дидактические игры, рассказы детей по картинкам-алгоритмам.

Место проведения: групповое помещение.

Длительность НОД: 20 минут.

• мнемотаблица - подсказка о признаках зимы;

Словарная работа: снег, снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь; воет – завывает, дует – задувает, вьется, морозит, холодит, бушует, трещит, щиплет, вьется, бушует, воет, метет.

Ход НОД

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение, весёлое? Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнемся друг на друга и передадим радостное настроение.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла гостья, необычная, волшебная. Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту.

- Что бы угадать, кто к нам пришел, надо отгадать загадки. Вы будете по-очереди называть цвет снежинки, а я загадывать загадку. Отгадать нужно все загадки.

1) Что за нелепый человек

Пробрался к нам

В двадцатый век?

И тепла? (Снеговик)

2) Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

3) С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Белые. (Снежинки)

4)Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься (Лёд)

5)Белый дед, белее нет.

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму

- Никто не поднимет.

- Он сам уйдет. (Сугроб)

Обернулась в лёд вода,

Длинноухий зайка серый,

Обернулся зайкой белым.

Перестал реветь медведь-

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто же пришел к нам в гости? Правильно, ребята, это сама Зимушка-зима. Она не просто так пришла к нам в гости, а потому, что наступило ее время. Вы знаете, какое сейчас время года? (Зима).

После своего рассказа воспитатель предлагает 2-3 детям выйти к мольберту и составить рассказ по картинкам - алгоритмам. При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы.

Воспитатель: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте мне, что это явление делает.

Снег (что делает) - идет, летит, падает, кружится…

Мороз (что делает) – морозит, трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает) - вьется, бушует, воет, метет…

Ветер (что делает) – дует, воет, завывает, сшибает с ног.

Солнце землю греет слабо (Поднимают руки вверх, опускают вниз)

По ночам трещит мороз (Руки на пояс, наклоны в стороны)

На дворе у снежной Бабы (Повороты вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте)

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Дети и воспитатель садятся на стульчики.

1) Снег, метель, иней и дождь.

2) Коньки, лыжи, санки и велосипед.

3) Еж, медведь, барсук и лиса.

Тихо, тихо как во сне падает на землю… (снег)

С неба всё скользят пушинки – серебристые (снежинки)

На посёлок, на лужок тихо падает … (снежок)

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)

Рядом – снежная фигурка – это девочка… (снегурка)

На снегу- то, посмотри, с красной грудкой… (снегири).

дерево какое? (голое, белоснежное, без листочков, грустное)

Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, холодный, хрустящий, искристый, блестящий, рассыпчатый, красивый)

Ночь какая? (длинная, лунная, звёздная, морозная,

Ветер какой? (колючий, холодный, ледяной, злой, порывистый).

Зима какая? (холодная, снежная, вьюжная, морозная)

Воспитатель: Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нём ласково.

Зима – зимушка

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые снежинки подарила нам зима, давайте с ними поиграем. Представим, что мы легкий ветерок и подуем на них. Как снежинки кружатся? (медленно, красиво). А теперь мы сильный ветер и надо дуть сильно… Снежинки что делали.? (упали, летели, кружились,).

Воспитатель: Зима пришла не с пустыми руками.Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму. А еще зимой мы отмечаем самый веселый праздник – Новый год.

- Ребята, вспомните и назовите всё, что вас радует зимой.

Дети стоят в кругу,говоря фразу: Мне радостно, когда идёт снег, когда я катаюсь на лыжах, играю в снежки, когда наступает Новый год и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима".

Комплекс игр, направлен на развитие речи у детей дошкольников.


Мною представлен конспект занятия по развитию речи "Зимушка-зиа".


Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Зимушка - зима!"

Конспект Нод по развитию речи "Зимушка - зима!" для детей подготовительной группы с использованием ИКТ.


Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимушка - зима"

Конспект содержит игры и упражнения, направленные на развитие речи по теме "Зима".

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема “ Зима”.

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие цели :

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимние игры,зимние явления, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель предлагает детям взять по одной предметной картинке.

- Рассмотрите картинки и назовите.

(Снежинка, снеговик, Снегурочка,санки)

2. Беседа о времени года

- Как вы думаете, какое сейчас время года?

- Как вы догадались?

- Какая погода на улице?

- Что можно рассказать о снеге?

- Какой он бывает? (пушистый, белый, холодный) Снег – это много-много снежинок. Они падают, кружатся, и получается снег.

3. Игровое упражнение “Снежинки”

-Ребята, отгадайте загадку:

В воздухе кружатся.

Под ноги ложатся.

В скверы, парки и дворы

Для ребяческой игры. (Снежинки)

-А вы видели какие бывают снежинки? Снежинки – маленькие, похожи на комариков, как маленькие звёздочки они медленно падают, кружатся, одна за одной и получается одно снежное покрывало.

- А давайте вы сейчас будете снежинками, и покажите как они кружатся и медленно опускаются на землю.

- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Упражнение повторить 3-5 раз.

4. “Что бывает зимой?”

- Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним. Посмотрите на картинки, и назовите, что происходит зимой в природе.

Воспитатель просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления, и назвать их.

5. Игра “Назови ласково” с мячом

- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег - снежок Сосулька – сосулечка

Мороз - морозец Дерево - деревце

Ветер - ветерок Горка – горочка

Лёд - ледок Холод - холодок

Зима - зимушка Санки – саночки

6. Пальчиковая гимнастика “Мы во двор пошли гулять”

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, “Лепят” комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, “Крошат” хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. “Едят ложкой” суп.

7. Упражнение “Где это бывает?”

- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Воспитатель выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы для закрепления в речи предлога на.

- Где лежит снежинка?

- Где висит сосулька?

- Где катаются дети?

- Где стоят санки?

- Где слепили снеговика?

8. Упражнение “Закончи предложение”

- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

Мы решили слепить (снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).

Мы показали соседям нашего (снеговика).

Мы играли с нашим (снеговиком).

Мы рассказали бабушке о (снеговике).

9. Упражнение “Снеговик” (составление предложений)

Воспитатель убирает картинки.

- Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?

- Давайте все вместе произнесем четко это слово.

- А теперь произнесите это слово по очереди.

- Попробуйте придумать предложение со словом снеговик.

10. Итог занятия

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.

Программное содержание :

Познавательное развитие : Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки зимы. Закреплять знания о зимующих птицах

Обогащать знания детей через стихотворения и загадки о зиме.

Безопасность: Закрепить правила поведения и безопасности на улице в зимний период

Здоровье : Развивать мелкую моторику рук; упражнять в длительном, плавном выдохе.

Художественно-эстетическое развитие . Рисование: Упражнять в рисовании снеговиков.

Физическая культура : Учить соотносить движения со словами текста.

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся) .

Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.

Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Зима) .

- А точно это зима? А может, это весна (Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом)

- Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.

Ребенок читает стихотворение о зиме

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы

Ребята, зима (какая ?) – (снежная, холодная, морозная, вьюжная)…Кто из вас любит зиму? Почему? (можно лепить снеговиков, делать снежные постройки, кататься на санках, лыжах, коньках).

Зимой на улице тепло или холодно?(холодно). Что происходит с человеком, если он долго находится на холоде? (Мы мерзнем).

Мы замёрзли с вами

И стучим зубами,

Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают ногами.

Когда мы мерзнем, что нужно сделать? (одеться). Одежда, которую мы носим зимой, как называется? (зимняя). Ребята, давайте оденемся. (Дети имитируют одевание) Сначала мы надеваем …(брюки, штаны, теплые джинсы),потом …(кофту, свитер), затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки. Все, пошли гулять. Посмотрите, пошел снежок!

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг сугробы,

Снегом замело дороги

Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки

Потягивания – руки в стороны

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ходьба на месте, колени высоко поднимать

Прыжки на месте

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом.

Ходьба на месте

Дети садятся

А вот и первая ее подружка – сосулька .

Ребята, давайте расскажем о сосульке. А поможет нам вот эта волшебная палочка, которую мне дала волшебница-зима. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот и отвечает.

Сосулька (какая?) – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…

Воспитатель: А еще сосулька сладкая, вкусная и полезная! Так ведь ребята?(нет, сосульки кушать нельзя, может заболеть горло)

Мы с тобой снежок лепили:

Круглый, сладкий, и совсем не сладкий.

Три – уроним и сломаем.

Какой формы снежок? (круглой). А что еще бывает круглым? -

Ребята, посмотрите, под снежком лежит открытка. Давайте ее прочитаем. Только некоторые слова на ней стерлись. Вы поможете мне? (да)

На поселки, на лужок –Все снижается… (снежок) .

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки) .

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик) .

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири) .

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег) .

Ребята, как мы сказали – снежок. Мы назвали его ласково. А как можно ласково сказать?

- А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная.

Что же могло с ней случиться? Что можно ей предложить? (Может у нее нет друзей; может, на день рождение не получила подарок) .

- Давайте ее развеселим.

- Как же ее развеселить? Давайте расскажем стихотворение о снежинке.

Ребенок читает стихотворение

Белая, узорная, звездочка-малютка

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покрутилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

- Ребята, какая снежинка?

(Легкая, белая, узорная, холодная, нежная, резная, красивая). Посмотрите, все равно снежинка осталась грустной.

- А может, с ней поиграть (Упражнение на дыхание – развитие длительного, плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку, щеки не раздувать) .

- Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть.

- А вот у нас в гостях друг зимы - Снеговик

У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами.(корзинка со снежинками, на снежинках – загадки про зиму и зимние явления)

1. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт

2. Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры. Помчались с горы. (Санки)

Не руками сделано.

С неба на землю свалилось

4. Без рук рисует, без зубов кусает

5 Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

7 Белые звёздочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали

- Снеговику скучно одному, давайте, нарисуем ему друзей.

Нарисуй снеговика

Дети делятся на две команды встают друг за другом. Задача команд – нарисовать снеговика. Каждый игрок рисует одну деталь.

Нарисованных снеговиков размещают рядом со снеговиком-помощником.

Воспитатель Ребята, давайте еще раз назовем помощников зимы (снежок, сосулька, снежинка, снеговик). Какой звук спрятался в этих словах (звук с ). Произнесем еще раз вместе – сснежок, сссоссулька, сснежинка, сснеговик. А в каких зимних словах тоже есть звук с? (снегирь, сугроб, синица, снегурочка, снегопад, санки).

Зимой на деревьях распускаются листочки. На улице жарко. Солнце ярко светит и обогревает землю. Иногда идет дождь. Зимой дети катаются на лодках по реке, купаются в море и загорают. Зимой птицам легко добыть себе корм. Люди ходят без шапок и варежек .Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!( Дети исправляют неточности в тексте).











№ 1699 Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимушка-зима"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

Конспект НОД по развитию речи

в средней группе

Выполнила: Мухина А.С.

Непосредственно образовательная деятельность

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Задачи:

  1. Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы.
  2. Способствовать формированию умению правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.

Предварительная работа

Методы

Словесные:

беседа о признаках зимы;

Наглядные:

использование подарков от зимы – снежинка, снежок, снеговик

Практические:

Игровой момент – сундучок - подарок с письмом от Зимушки- зимы

Ход НОД:

Они к этому занятию неделю готовились

Ничего себе, вашу Анжелику Сергеевну и детей

Там и тут показывают

До чего техника дошла!

Приветствие

Станем рядышком по кругу

Нам здороваться не лень

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется,

Аудиозапись волшебное превращение. Сундучок на столе

Здесь какой-то сундучок!? А на нем письмо? Интересно вам узнать, что это за письмо? Тогда давайте присаживайтесь на стулья, а я вам прочитаю!

«Дорогие ребята! Пишет Вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете и ответите на вопросы, сундучок откроется и вы найдете в нем мои подарки.

Загадка

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня ……. (зима)

Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? Из-за чего на реках лед?

Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года? А что в ней красивого?

Давайте опишем разными словами, какая бывает зима? До кого зимушка-зима дотронется, тот и отвечает. (Снежная, холодная, морозная, ветреная, волшебная, серебристая, веселая…)

Аудиозапись волшебное превращение.

Что за волшебство?

И правда сколько здесь подарков от волшебницы зимы?!

Ребята, но вы сначала отгадайте, какой подарок будет первым?

Загадка

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Картинка снежинка

Ребята, скажите, снежинка какая бывает? (красивая, маленькая, ажурная, легкая…. Здорово!

Давайте, с вами превратимся в снежинок! Полетели, полетели….

Аудиозапись - летят снежинки

А сейчас с вами поиграем! Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете её мне с ласковым словом, изображая его.

Умницы! Вижу, что вы любите зиму!

А теперь снежинки тихо-тихо присели на стульчики.

Скажите, если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление природы? (снегопад)

Ребята, скажите, снег какой? (белый, холодный, рыхлый, мягкий…..)

Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Что это за явление?

Покажите, как завывает вьюга!

Как у вас здорово получилось показать вьюгу!

Ребята, давайте посмотрим, какой подарок для нас приготовила зимушка-зима!

«Холодный, кругленький комок

Как зовут его? (снежок)

Посмотрите, какой снежок? (холодный, белый, ледяной…)

Сравнение снежка на руке и варежках.

Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?

А если надеть варежки, снежок растает? Ответы детей.

Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не пропускают тепло.

Умники и умницы!

Давайте, с вами немного отдохнем.

Раз, два, три, четыре дети шагают вместе

Мы с тобой снежок слепили руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий грозят пальчиком

Раз – подбросим прыжки вверх

Два – подбросим приседают

Три – уроним наклон

И сломаем …. Топаем

Присаживайтесь на стульчики.

Давайте, еще заглянем в сундучок.

Слушайте загадку:

Три шара, ведро, морковка

И для глаз – два уголька:

Палки – руки вставим ловко

Лепим мы ….. снеговика

Посмотрите, а снеговик приготовил для вас задание.

Я вам буду зачитывать предложение, а вы должны их продолжить. Готовы?

Утром все белым-бело, потому что снег идет.

Люди ходят зимой в теплой, меховой одежде, потому что холодно зимой.

Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что он белый.

Зимой свет на улице и в домах зажигается рано, потому что темно на улице.

Умницы и умники!

Вам понравилась играть? Давайте еще поиграем со снеговиком!? Вставайте в круг.

Снеговик вам будет говорить разные слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите слово о зиме, и топать ногами, если слово не относится к зиме.

Будьте внимательны! Готовы?! Тогда вперед!

Метель, снежинка, велосипед, Новый год, санки, лед, жара, варежки, одуванчики, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, земляника, мячик, снегопад, лыжи, грибы.

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.

Ребята, а давайте для зимушки-зимы сделаем сюрприз. Вспомним и расскажем стихотворение. А помогут нам в этом картинки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Какие вы молодцы!

Ребята, а какие подарки получили от зимы? А какие вам подарки понравились?

вы сегодня молодцы, хорошо работали на занятии. Василиса и Миша отвечали полными предложениями, Костя вспомнил много красивых слов о зиме, Саша выразительно рассказал стихотворение.

Зимушка – зима до свидания, до новых встреч!

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

воспитателя Мухиной А.С.

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

  1. Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы.
  2. Способствовать формированию умению правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.

На занятии старалось поддерживать благоприятную психологическую атмосферу через заинтересованность детей, учет индивидуальных особенностей, опору на уже имеющиеся у знания детей.

Была проведена предварительная работа с воспитанниками:

Для достижения поставленных цели и задачи были применены следующие методы:

Словесные:

беседа о признаках зимы;

Наглядные:

использование подарков от зимы – снежинка, снежок, снеговик

Игровой момент – сундучок - подарок с письмом от Зимушки- зимы

Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы. Данные методы старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы. Из основных приёмов, были отобраны следующие: образец правильной речи, вопросы, речевые пояснение к действиям. Старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная, а деятельность была направлена на эффективность запланированных методов и приемов.

Принципы:

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.

Рефлексия

Средства: подарки, подведение итогов.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач. В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Читайте также: