Конспект занятия тайга подготовительная группа

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: создать условия для познавательного развития детей, через ознакомление с природной зоной тайги; способствовать творческому развитию.

Задачи: Образовательные: дать представление о природной зоне тайга, о её растительном и животном мире;

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к природе, развивать бережное отношение к ней, формировать навыки поведения.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, картинки с изображением животного и растительного мира тайги (животные, птицы, ягоды, грибы, деревья); аудиозапись звука летящего вертолета, голоса птиц и животных; экран, проектор, ноутбук,колонки; картинки частей животных для игры (уши зайца, рога оленя, хвост лисы, лапа медведя, морда волка, спинка бурундука); изображение шишек хвойных деревьев для игры (сосны, пихты, ели, лиственницы, кедра); хвойное масло; фотоаппарат; заготовка для лэпбука; костюм Хозяйки-тайги для воспитателя; прямоугольная плашка имитирующая фотоаппарат.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я Хозяйка-тайги. А что же такое тайга? (ответы детей) Сегодня хочу пригласить вас к себе в гости, мы отправимся в путешествие далеко –далеко в очень красивый лес, который полон грибов и ягод, птиц и животных, а также могучих хвойных деревьев. Этот лес называется тайга.

-Я предлагаю полететь туда на вертолете. (показ слайда №1-изображение и звук вертолета). Дети рассаживаются на стульчики, имитация полета на вертолете.

Воспитатель: Ой, ребята, что это там виднеется впереди? (показ слайда №2, №3- изображение тайги). Вот мы и в тайге! Посмотрите, какая красота вокруг! Какой воздух чистый и прозрачный! Почувствуйте аромат тайги! (запах хвойного масла).

- Я предлагаю сфотографировать эти деревья, а фото разместить в специальной книжечке-лэпбуке. (показ слайда №5-№10-изображение хвойных и лиственных деревьев).

Воспитатель : «Посмотрите, что за звери?

Я глазам своим не верю:

Чьи рога? Чья голова?

Узнаю едва – едва.

Что тут так, а что не так?

Звери разные у нас,

-Вам понравилось у меня в гостях?

- Что нового, интересного узнали?

- Чем вам запомнилось путешествие в тайгу?

- Вам пора в детский сад, а от меня примите подарок лэпбук, который вы вместе с воспитателями будете пополнять, когда узнаете что-то новое о тайге. Приходите еще, не забывайте меня, жителей тайги. Рассаживаю детей в вертолет (показ слайда №1-изображение и звук вертолета). Досвидания!

• Продолжать знакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.

• Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.

• Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.

• Учить образовывать множественное число существительных, обозначающих породу деревьев (береза - березы, сосна - сосны).

Включить в активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, кедрач, дубрава, осинник.

Ход занятия

1. Вступительная беседа о Родине.

Что такое Родина (Родная земля, дом, цветы, мама.) как называется наша Родина? (Россия) значит, мы с вами :(россияне). Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы :(сибиряки). Можно ли сказать, что Сибирь - это наша Родина? Конечно, Сибирь - это часть нашей большой Родины - России. Послушайте стихотворение о Родине (читает ребенок) :

Мы живем в России:

У нас леса густые,

У нас березы белые

И космонавты смелые,

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые,

И Москвы - столицы нашей,

В целом мире нету краше!

2. Сибирь - край богатый. В недрах земли имеются запасы золота, из которого делают украшения (кольца, сережки, железа, из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, газа (по трубам поступает в дома и дает тепло). Но есть еще одно богатство в Сибири. Какое? Вы сейчас догадаетесь, если прослушаете внимательно загадку (читает ребенок) :

"Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. " (Лес)

Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. В Сибири лесов очень много. Если сверху с самолета посмотреть на нашу сибирскую землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему?

Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется : (березняк). Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.) А дубы в Сибири растут? Почему? Как вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины, пихты ит. д.) как вы думаете, где труднее спрятаться зайцу: в ельнике или сосняке? Почему?

3. Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга. Сибирь называют таежным краем. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье.

Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.) А бабочек, птиц вы видели? (Нет, потому что все прячутся, таяться.) Вот такая суровая, негостеприимная тайга.

Послушайте еще одну загадку:

" Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?" (Елка)

Срубленное и наряженное дерево называют елкой. А в лесу это дерево называется ель. Елку легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу. Каждый год вырастает новый ярус веток. С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их. Как вы думаете, хорошо это? Хорошего в этом мало. Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Хорошо, что сейчас ставят искусственные елки. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.

Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.

Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.

Физкультминутка "Добрый лес" :

Добрый лес, старый лес,

Полный сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собою вас!

Ждут нас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверушки.

Паучок на паутинке,

И кузнечик на травинке!

А сейчас я расскажу сказку еще про одно таежное дерево - лиственницу. Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки, кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие. Деревья говорят: "Почему березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И сказала Природа : "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо". Тут и лиственницы очередь подошла. Сперва попросила она себе иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать, как листья у березки. Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.

Вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям? В школу ходить не надо, уроки делать. Это так. Но у деревьев свои сложности. Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)

О лесе люди придумали пословицы:

1. "Лес - богатство и краса, береги свои леса!"

2. "Враг природы тот, кто леса не бережет".

3. Чтение стихотворения С. Маршака "Праздник леса" :

Что мы сажаем, сажая леса?

Мачты и реи - держать паруса,

рубку и палубу, ребра и киль -

Странствовать по морю

Что мы сажаем, сажая леса?

Легкие крылья - лететь в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродит барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу, и тень -

Вот что сажаем в сегодняшний день!"

Что стало бы, если исчезли леса? Что дают леса?

Предлагаю интересное занятие о тайге. Материал встречается редко, буду рада если кому-нибудь приголдится.

ВложениеРазмер
Знакомство с самым большим лесом Сибири - тайгой. 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада "Природа родного края. Тайга"

  1. Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.
  2. Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.
  3. Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.
  4. Учить образовывать множественное число существительных, обозначающих породу деревьев (береза - березы, сосна - сосны).
  5. Включить в активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, кедрач, дубрава, осинник.

1. Вступительная беседа о Родине.

Что такое Родина?(Родная земля, дом, цветы, мама..) как называется наша Родина? (Россия) значит, мы с вами :(россияне). Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы :(сибиряки). Можно ли сказать, что Сибирь - это наша Родина? Конечно, Сибирь - это часть нашей большой Родины - России. Послушайте стихотворение о Родине (читает ребенок):

Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И Москвы - столицы нашей,
В целом мире нету краше!

2. Сибирь - край богатый . В недрах земли имеются запасы золота, из которого делают украшения (кольца, сережки), железа, из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, газа (по трубам поступает в дома и дает тепло). Но есть еще одно богатство в Сибири. Какое? Вы сейчас догадаетесь, если прослушаете внимательно загадку (читает ребенок):

"Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем." (Лес)

Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. В Сибири лесов очень много. Если сверху с самолета посмотреть на нашу сибирскую землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему?

Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется :(березняк). Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.) А дубы в Сибири растут? Почему? Как вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины, пихты ит.д.) как вы думаете, где труднее спрятаться зайцу: в ельнике или сосняке? Почему?

3. Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга. Сибирь называют таежным краем. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье.

Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.) А бабочек, птиц вы видели? (Нет, потому что все прячутся, таяться.) Вот такая суровая, негостеприимная тайга.

Послушайте еще одну загадку (читает ребенок):

"Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?" (Елка)

Срубленное и наряженное дерево называют елкой. А в лесу это дерево называется ель. Елку легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу. Каждый год вырастает новый ярус веток. С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их. Как вы думаете, хорошо это? Хорошего в этом мало. Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Хорошо, что сейчас ставят искусственные елки. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.

Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.

Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.

Физкультминутка "Добрый лес":

Добрый лес, старый лес,
Полный сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
Ждут нас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверушки.
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!

А сейчас я расскажу сказку еще про одно таежное дерево - лиственницу. Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки, кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие. Деревья говорят: "Почему березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И сказала Природа: "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо". Тут и лиственницы очередь подошла. Сперва попросила она себе иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать, как листья у березки. Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.

Вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям? В школу ходить не надо, уроки делать. Это так. Но у деревьев свои сложности. Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)

О лесе люди придумали пословицы (читают дети):

  1. "Лес - богатство и краса, береги свои леса!"
  2. "Враг природы тот, кто леса не бережет".
  3. Дидактическая игра "Найди половину".

Ребята, вам из леса лесной житель Лесовичок прислал сундучок с разрезными картинками, но они все перепутались. Вам нужно соединить две половинки, чтобы получилось дерево (соединяют у доски обе половинки). Какое у тебя дерево? А если их много, как мы скажем? (Образование множественного числа существительного.) А как назовем лес из этих деревьев?

4. Чтение стихотворения С. Маршака "Праздник леса":

Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса, рубку и палубу, ребра и киль -
Странствовать по морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья - лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродит барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень -
Вот что сажаем в сегодняшний день!"
Что стало бы, если исчезли леса? Что дают леса?

Конспект НОД в подготовительной группе

Автор: Акимова Алла Евгеньевна, воспитатель муниципального дошкольного

образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №21

представления о тайге - самом обширном лесе Сибири; изготовление шишки,

как одного из символов тайги.

-Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.

принять посильное участие в охране и защите природы.

- Расширять представления детей о природе и богатстве родного края;

взаимодействии живых организмов со средой обитания, развивать интерес к

- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру; желание сберечь и

сохранить красоту природы.

-Развивать коммуникативные качества, умение договариваться в процессе

коллективной работы по созданию композиции.

- Закреплять умения и навыки работы с бумагой.

Познавательно – коммуникативная деятельность

Исследовательская и продуктивная деятельность

Ход занятия

Первый компонент. Визуализация (сопровождается шумом летнего леса)

- Мы отправляемся в путешествие по лесу.

- Закройте глаза. ( Представьте себе) Сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят

вершины деревьев. Скрипят стволы, поросшие мхом. Кругом звериные следы

и кукование кукушки. Прохладно. Деревья такие высокие, что заслоняют

собою солнышко. Мы идём по лесу. Здесь так хорошо дышится! Но вот лес

становится все реже, деревья – меньше и мы – на лесной полянке. Здесь

весело и солнечно, порхают бабочки, дует лёгкий ветерок. Мы видим старое

сваленное дерево и рассаживаемся поудобнее.

- Откройте, пожалуйста, глаза.

- Что вы увидели, услышали в лесу? (Ответы детей)

- А вы знаете хозяина леса? Отгадайте загадку:

Я живу в глухой избушке,

Знаю каждую опушку,

Каждый холмик и нору,

Ведь работаю в бору. (Лесник)

- Он следит за порядком в лесу.

- Как человек может навредить природе? (ответы детей)

- В нашей сибирской тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют

кедровой сибирской сосной. Это дерево может вырасти огромной величины.

Только, представьте себе, ребята, 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на

друга. Вот такой может быть кедр. Обычно кедр растет в смешанных лесах,

соседствует с елью и пихтой. Леса, где растут чистые насаждения кедра,

встречаются очень редко и носят название - кедрач. Давайте повторим это

- Каждое дерево даёт свои плоды. Как вы думаете, какой плод у кедра?

- Вот какие плоды-шишки у кедра (воспитатель раздаёт шишки). Посмотрите,

что находится внутри этой шишки (ответ детей – орехи). Расщелкните их,

потрите ядрышко в руках – у вас на пальцах остался маслянистый след

Из кедровых орешков получают вкусное и полезное масло - в нём очень

много нужных людям и животным витаминов. По виду оно напоминает нам

подсолнечное масло, а по вкусу - халву. Вот как выглядит кедровое масло

(воспитатель демонстрирует образец).

- И, конечно, в лесу свои жители – животные и птицы. О каком животном

пойдёт сейчас речь, вы узнаете, отгадав загадку:

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

По деревьям любит лазать…(Белка)

Белки очень ловко бегают вверх-вниз по стволам деревьев, умеют далеко и

высоко прыгать. Так двигаться им помогает длинный и пушистый хвост,

играющий роль руля.

- А ещё в лесу есть птица, которую так и называют – кедровка. Как вы

думаете, ребята, почему люди так называли эту птичку?

Кедровка величиной с голубя, грудка у нее пятнистая. А клюв очень крепкий.

Шелушит кедровка своим крепким клювом шишки, а орехи под язык кладет.

Наберет кедровка орехов и спрячет их в укромном месте, в траву, под мох - на

зиму. Бывает, забудет кедровка, где спрятала, а орехи прорастут и вырастут из

них новые кедры.

Наше путешествие заканчивается мы возвращаемся в детский сад .

С каким деревом мы познакомились ? как зовут великана тайги?(кедр)

Назовите плоды кедра? (шишка) А вам бы хотелось сделать шишку своими

Объяснение: как делать шишку? (Презентация)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад (2 раза)

Как можно использовать эти шишки? (Ответы детей) Сколько кедров может

вырасти из каждой вашей шишки? Посчитайте

Наши малыши научились считать до четырех. Давайте подарим наши шишки

младшей группе, чтобы они их посчитали.

Понравилось вам наше путешествие?

– Ребята, раньше люди не только изготовляли из кедра различные предметы,

но и ему поклонялись. Кедр считался священным деревом. Люди просили

кедр, чтобы он дал им крепкое здоровье, мудрость, силу.

Давайте и мы подойдем к кедру и попросим у него то, что он хотел бы себе:

Читайте также: