Конспект занятия строение человека

Обновлено: 06.07.2024

Цель : изучение внешнего и внутреннего строения человека.

познакомить с частями тела и внутренними органами человека,

дать первоначальное представление о работе внутренних органов.

развивать умение анализировать, обобщать информацию, делать выводы;

развивать коммуникативные умения;

развивать монологическую речь.

познать себя, как часть природы;

воспитание бережного отношения к своему организму;

вовлечь в активную деятельность;

воспитание культуры учебного труда.

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок окружающего мира, нас ждет интересная работа. Будьте внимательными и активными. Улыбнемся друг другу и начнём наш урок.

Вспомните веселую песенку «. Точка ,точка ,запятая .Вышла рожица смешная.. Палка, палка, огуречик . Вот и вышел человечек (на доске в этот момент рисуем фигуру человечка )

Возникновение проблемной ситуации. Постановка цели.

- Кто согласен со словами веселой песенки, что у нас получился человечек?

- Как вы определили ,что это человечек? Какие части тела есть у человека?

Изучение нового материала

- Что видите на иллюстрации? (Девочка задумалась).

- Сегодня на уроке мы рассмотрим внешнее и внутреннее строение человека и познакомимся с работой некоторых внутренних органов. В этом нам также поможет наш учебный манекен Гриша. (учебный манекен со съемными внутренними органами )

- Мы с вами начинаем наше путешествие.

- Посмотрите друг на друга и скажите как устроено тело человека. (Дети называют части тела)

- Еще руки называют верхние конечности, ноги – нижние конечности. А на туловище можно выделить грудь, живот спину. Голова, шея, туловище, руки и ноги – это части тела. А части тела – это внешнее строение человека

-Головной мозг. Где он находится? Поэтому его полное название головной мозг.

-Чтобы человек не делал, нашими мыслями, чувствами движениями всем управляет мозг – главный командный пункт организма. Мозг очень хрупкий. Хорошо, что твёрдый череп надёжно защищает мозг от повреждений. Но всё- таки старайтесь не ударяться головой. От сильного удара бывает сотрясение мозга На ваших партах есть бумажные манекены и набор органов. Найдите пожалуйста мозг и разместите его на вашем человечке .

- Сердце - Скажите, как узнают жив ли человек? (Прослушивают, бьется ли сердце)

- Покажите, где у вас находится сердце?

- Легкие Положите руки на свою грудную клетку, вот так (показать на себе). Когда мы вдыхаем, грудная клетка поднимается. Почему? А когда выдыхаем - …? Выдыхается воздух, который уже не нужен нашему организму, он уже не может принести пользу. Давайте проверим как долго вы можете не дышать? По моему сигналу вы задерживаете дыхание, а я буду отсчитывать секунды. Когда вам захочется вдохнуть вы поднимете руку и запомните число, которое я в это время назвала.

- Сколько секунд вы смогли не дышать?

Найдите пожалуйста легкие и разместите его на вашем человечке .

Физкультминутка .

Нашему организму требуется разминка.

Мы идем-идем-идем (шагаем на месте )

Мы плывем-плывем-плывем (разгибание рук у груди)

Тянемся-тянемся ( руки вверх, прогиб в спине)

Кланяемся-кланяемся (наклоны вперед с прямыми коленями .руками коснуться пола)

Желудок перерабатывает пищу.

- Покажите его расположение.

- Он находится в верхней части живота под рёбрами с левой стороны.

Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спустившийся воздушный шарик (показать). Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может. Время от времени желудок сокращается и проталкивает полупереваренную пищу дальше.

-Кишечник свернут так плотно, что целиком помещается в животе. Но если его растянуть, то длина его будет около 8 метров. Только после того как пища пройдет через весь кишечник, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму. А не переваренные части твердой пищи скапливаются в нижних отделах кишечника и удаляются из организма.

Найдите пожалуйста кишечник и разместите его на вашем человечке .

- Печень Нельзя не сказать еще об одном органе-помощнике желудка – это печень. Она располагается с правой стороны от желудка в верхней части живота.

- Покажите место, где у вас располагается печень.

- Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу. Найдите пожалуйста печень и разместите его на вашем человечке .

Ребята, пришло время проверить, насколько хорошо вы запомнили все, что сегодня узнали на уроке. Показ органов на разобранном манекене. Дети называют орган и устанавливают его на свое место на манекене

Задание. На доске нарисован кроссворд. Его необходимо разгадать.

Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды и заставляет ее обегать всё тело? (сердце)

Соседка желудка, которая находится с правой стороны от него (печень)

При помощи какого органа осуществляется дыхание? (легкие)

Первичный контроль

- О чем сегодня говорили на уроке? (О строении человека)

- Перечислите части тела. (внешнее строение – части тела – голова, шея, верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги), туловище (живот, спина, грудь)).

- Назовите внутренние органы. (Мозг, лёгкие, сердце, желудок, печень, кишечник)

- Для чего необходимы нам знания о строении человека?

-Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем уроке?

- Подробнее о строении человека вы узнаете в старших классах на уроке биологии.

1. Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.

2. Побуждать детей к высказыванию. Закреплять навык правильного построения и употребления сложноподчиненных предложений.

3. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

4. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.

Ход занятия.

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее их нет на свете.

Все вроде разные на вид, Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, Два уха, два глаза и нос. Но какими бы мы небыли разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека.

Быть у каждого должна

Очень "умной" голова.

Я верчу ей как умею

Голова сидит на шее.

Животик, спинка, грудь,

Их вместе всех зовут – туловище.

Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился живот.

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра грудь.

Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики

Очень дружные пальчики

Бегут по дорожке

Спотыкнулся через Генку

И ушиб себе коленку.

Восп. Какие части туловища вы не назвали?

Дети. Плечи, таз, бедро, стопа.

Восп. Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами. Хорошо и с этим заданием вы справились.

Есть четыре помощника на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать.

Целое – лицо человека (в кругу). Части – лепестки (ухо, рот, нос, глаз, выкладывают в виде цветка.

А сейчас мы отдохнем и опять играть начнем.

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось

И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Повторить 2 раза.

Восп. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться.

Ребята положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?

Восп. Что же это такое?

Дети. Это сердце. Сердце очень важный орган.

Дети. Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.

Восп. Как выглядит сердце?

(ребенок показывает на схеме орган – сердце)

Восп. Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце.

Ребята расскажите, как работает сердце?

Дети. Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму.

Если так стучит сердечко,

Значит, человек здоров.

Восп. Да сердце важный орган.

А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите.

Дети. Мы слышим свое дыхание.

Восп. У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва.

Что это за орган?

Дети. Это легкие у человека их два. (Показывают на схеме)

Восп. Может ли человек прожить без дыхания?

Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается. Значит, человек не может жить без дыхания.

Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше.

Хотите посмотреть какой объем легких у вас.

В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легкие, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите.

(Дети выполняют задание)

Теперь мы знаем у кого какой объем легких.

Восп. Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи.

Кто мне расскажет об этом путешествии.

Дети. Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла свой дальнейший путь, по пищеводу в желудок.

Восп. Верно. А как выглядит желудок?

(дети показывают на схеме орган – желудок)

Восп. Правильно. В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества, полезные нашему телу. Из желудка пища

попадает в кишечник, откуда в виде остатков естественным образом выходит наружу.

Есть в нашем организме еще много органов и один из них это почки.

(ребенок на схеме показывает орган – почки)

Дети. У человека две почки.

Восп. Для чего человеку нужны почки?

Дети. Почки очищают кровь.

Сейчас я вам предлагаю сесть за стол и найти каждому органу свое место.

(Дети выкладывают органы внутри контура человека : сердце, легкие, желудок, кишечник, почки).

Восп. Теперь вы видите, что человеческий организм очень сложный и все в нем взаимосвязано.

Восп. Кто знает, что нужно организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался.

Дети. Человек должен употреблять полезные продукты, в которых содержатся разные витамины.

Восп. Витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины А, В, С, Д.

(Детям дается рисунок тела человека. Вокруг расположены буквы – обозначающие витамины, содержащиеся в продуктах. От каждого витамина к определенному органу проходит линия лабиринта).

Восп. Проведите дорожки лабиринта, и вы узнаете какой витамин, больше влияет на тот или иной орган.

(Дети проводят линии)

Витамин А – зрение.

Витамин В – сердце.

Витамин С – органы дыхания.

Витамин D – скелет.

Восп. Давайте сделаем витаминную таблицу. Отберем картинки с продуктами, в которых содержатся основные витамины необходимые организму человека.

В каких продуктах содержится витамин А?

(Дети выбирают нужные картинки)

В каких продуктах содержится витамин В?

(Дети выбирают нужные картинки)

В каких продуктах содержится витамин С?

(Дети выбирают нужные картинки)

В каких продуктах содержится витамин D?

(Дети выбирают нужные картинки)

Расскажите еще раз, какие продукты необходимо употреблять

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок черничный пьет.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Рыбий жир всего полезней

Хоть противный – надо пить

Он спасает от болезней,

Без болезней – лучше жить!

От простуды и ангины

Ну а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Никогда не унываю

И улыбка на лице

Потому что принимаю

Витамины А, В, С, Д.

Теперь вы всегда будете знать, какие продукты лучше всего употреблять.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по окружающему миру

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы должны хорошо потрудиться, поэтому давайте настроимся на работу. Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему. Теперь посмотрите на меня и так же подарите мне хорошее настроение. Спасибо!

- Проверьте свою готовность к уроку, всё ли на месте.

Приветствуют учителя: Настраиваются на активную работу; проверяют готовность;

Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

На слайде изображение дома.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите на экране?

- Вспомните и назовите, как дом устроен снаружи?

- То, что вы назвали, мы видим снаружи – это внешнее строение дома. А кто знает, как дом устроен внутри? (на слайде появляется второй рисунок)

- То, что мы можем увидеть внутри – это внутреннее строение дома.

Вывод: Строение бывает внешнее и внутреннее

Внимательно слушают; отвечают на вопросы

- Крыша, окна, дверь и т.д.

- Мебель, техника, посуда и т. д.

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: выполняют задание

Подведение к теме урока

- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел?

- Мы рассмотрели строение дома. Если мы сравним строение дома со строением тела человека, какой вывод вы можете сделать?

Вывод: Человек, как и любой объект имеет строение.

-Ребята, а как вы думаете какая тема у нас будет сегодня на уроке?

- Какую цель поставим перед собой

- Строение тела человека

- Узнать о строении человека

Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Изучение нового материала

Внешнее строение человека.

- Всё, что вы перечислили это части тела – внешнее строение.

- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: ГОЛОВА

- Покажите эту часть тела на себе. Погладьте себя по голове.

- ШЕЯ. Покажите эту часть тела на себе. Помассируйте свою шею.

- ТУЛОВИЩЕ. Встаньте и покажите на себе туловище. Его верхнюю часть – ГРУДЬ. Нижнюю часть – ЖИВОТ. Погладьте свои животики.

- СПИНА. Повернитесь к своему коллеге спиной, потритесь спинками.

- Поднимите РУКИ вверх и покрутите ими – это верхние конечности.

- Тихонечко потопайте НОГАМИ, попрыгайте – это нижние конечности.

Внутреннее строение тела.

- Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А каково же его внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете. (высказывания детей)

-Тело человека внутри состоит из органов. Более подробно о них нам может рассказать наш учебник с.6-7. Но прежде, чем приступить к изучению текста, давайте разделимся на группы. Первый ряд – 1 группа нам готовит материал об органе, который называется мозг; 2 группа готовит информацию о сердце.
Второй ряд – 3 группа готовит материал о лёгких; 4 и 5 группа готовят материал о желудке и кишечнике; 6 группа готовит материал о печени.

- У вас есть 2 минуту, чтобы прочитать эту информацию, а затем вы должны рассказать всему классу информацию о том или ином органе.

- Итак, ребята, выступает первая группа, что вы можете рассказать о головном мозге?

Действительно мозг управляет работой всего организма. Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Вы без труда вспомните, где были вчера. Вы решаете примеры или задачу. Всё это происходит как бы, само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг-главный командный пункт организма. Что бы человек не делал, всем управляет мозг.

- В какой части тела располагается этот орган? (в голове)

-Молодцы, теперь давайте послушаем следующую группу.
2.Сердце.

-Именно по этому органу узнают, жив человек или умер.

Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце. Где оно находится? (в груди в левой части) Приложите ладонь к сердцу.

Ребята, а вы знали, что сердце – мышца? Сердце человека, сокращается в среднем 72 раза в минуту, на протяжении 66 лет совершит около 2,5 миллиардов сердечных циклов. Масса сердца у человека зависит от пола и обычно достигает 250 - 300 грамм у женщин и 300—350 грамм у мужчин.

- Молодцы, следующая группа расскажет нам про лёгкие.

-Как долго вы можете не дышать? Давайте проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку.

- Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать.

- Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких.

-В какой части тела расположены лёгкие? (в груди)

Строят речевые высказывания;

Работают с учебником;

Строят речевые высказывания основываясь на личном опыте и знаний;

Отвечают на вопросы;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации,

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

владение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные: Коррекция – внесение корректив в случае отклонения от эталона

Личностные: ориентир на здоровый образ жизни

Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подаёт вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете вы есть такой обед?

-Где находится желудок? (в верхней части живота, под рёбрами)

Почему надо хорошо прожёвывать пищу, а не проглатывать большими кусками?

(давайте снова обратимся к тексту нашего учебника, 4-абзац начало)

Но куда проталкивает желудок полупереваренную пищу дальше?

(дети читают материал учебника, 4-ый абзац)

(опыт) Кишечник тянется почти на 8 метров.

Где расположен кишечник?

(дети читают материал учебника, 5 абзац)

Печень живёт с правой стороны от желудка в верхней части живота.

Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.

Отвечают на вопросы учителя;

Строят речевые высказывания;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

владение монологической и диалогической формами речи

Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Закрепление

-Теперь давайте проверим, все ли вы запомнили. В парах, необязательно по тому органу, которому вы рассказывали, составьте вопрос, который вы хотите задать другой паре.

У вас у каждого на парте лежит тест, выполните задания, работаем в полной тишине.
-Внимание на экран. Давайте проверим ваши работы, обменяйтесь листочками с соседом по парте, смотрим на экран. ( Презентация )

-Поднимите руку те, кто не сделал ни одной ошибки. У кого 1 ошибка? У кого больше 2?

Внимательно слушают; выполняют тест; совершают проверку

Контроль – сравнение результата с эталоном

-Ребята, мы изучили новую тему. Узнали ли вы что-то новое?

- Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна?

- Зачем вам нужно знать, как устроен и работает ваш организм?

- Какая информация запомнилась?

Внимательно слушают; отвечают на вопросы

- Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как работают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Я предлагаю вам самим себя оценить: Выберите смайлик по цвету.

Жёлтый – на уроке у меня не было затруднений при изучении новой темы, все понятно.

Зелёный – были затруднения при изучении новой темы, кое-что так и осталось мне неизвестным.

Красный – ничего не понял при изучении новой темы.

- Наш урок подошёл к концу, спасибо вам за проделанную работу.

самостоятельно оценивают свои достижения

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Цель урока: познакомить учащихся со строением тела человека, названием основных внутренних органов и систем органов, их функциями; учить определять местонахождение основных внутренних органов.

Личностные результаты:

Учебно-познавательный интерес, желание решить учебную задачу и готовность выполнять для этого определённые действия.
Решать учебную задачу и быть готовым выполнять для этого определённые действия.

УУД:

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний

– Ребята, вспомним, о чем говорили на прошлых уроках (о сезонных изменениях в природе зимой, про живую и неживую природу, про различные растения и животных).

III. Основная часть

1. Формулирование темы

– Предлагаю вам загадку, а отгадка поможет определить тему сегодняшнего урока.

– Какой же теме будет посвящен наш урок сегодня? (Человеку)
– Верно, мы будем говорить сегодня не просто о человеке, а о строении тела человека.

2. Работа в парах

– А знаем ли мы, из каких частей состоит наше тело? (Знаем) Посмотрите друг на друга, какие части тела вы видите? (Голову, шею, туловище, руки, ноги, спину)
– Каждая пара получила конверт со словами-названиями. Вам надо распределить эти слова в две группы и назвать признак классификации (верхние конечности, желудок, сердце, нижние конечности, голова, головной мозг, легкие, туловище, шея, спина, печень, кишечник).
– Ребята, проверим правильность выполнения задания. Какая пара готова озвучить свое мнение?


– Какая пара думает по-другому? (Если есть другой вариант выполнения задания, на доску выносятся все варианты, которые обсуждаются и доказываются детьми. Доказательством является аргумент: находится внутри тела — внутренний орган, находится снаружи тела — часть тела).

– Чем же различаются части тела и внутренние органы? (Части тела мы видим, они снаружи, а внутренние органы находятся внутри тела, мы их не видим.)


3. Работа с учебником

– Я вижу, что внешнее строение тела человека вы знаете хорошо, а что вам известно о внутреннем строении? (Тело человека внутри состоит из органов)
– Учебник с.5. С помощью рисунка познакомьтесь с внутренними органами человека. Запомните их расположение. Время на выполнение задания – 2 минуты.
– Ну что ж, багаж знаний собран, отправляемся в путешествие по телу человека.

4. Открытие новых знаний

а) нервная система

– И вот первый вопрос для вас. Какой внутренний орган называют «главным командным пунктом всего организма? (Мозг)


б) дыхательная система

– Итак, именно мозг следит за всеми процессами в организме. Например, за тем как мы дышим.

Эксперимент

Давайте проверим, как долго вы можете не дышать? По моему сигналу вы задерживаете дыхание, а я буду отсчитывать секунды. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимете руку и запомните число, которое я в это время назвала.

– Сколько секунд вы смогли не дышать? (Том Cитас продержался без дыхания 22мин 22с. Перед погружением не принимал пищи более пяти часов, чтобы замедлить метаболизм в организме. Затем он некоторое время дышал чистым кислородом из баллона, без этого невозможно так долго находиться без воздуха. Его личный рекорд задержки дыхания без использования чистого кислорода составляет 10 минут 12 секунд.)
– Человек не может не дышать, ему нужно все время вдыхать и выдыхать воздух. При помощи какого органа происходит дыхание? (Легкие)


– Покажите, где у вас расположены легкие?
– Дыхание происходит при помощи лёгких, которые расположены в грудной клетке.
Легкие похожи на две розовые губки (показать). При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (сжать губки), когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются (показать)
– Как называется система органов, которая обеспечивает дыхание? (Дыхательная)
– Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Именно в легких происходит газообмен: кислород, который мы вдыхаем, заменяет углекислый газ, который выдыхаем. Кислород попадает в кровь и разносится по всему организму.

в) кровеносная система

– А что заставляет кровь бежать по сосудам?

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук (Сердце)

г) пищеварительная система

– Откуда поступают в кровь питательные вещества? (Из пищеварительной системы).


д) выделительная система

– А вот лишняя жидкость удаляется из организма с помощью выделительной системы и происходит это благодаря парным органам, которые называются почки, а также через кожу.

е) опорно-двигательная система

Показываем детям таблицу.


– Посмотрите на таблицу, про какую систему мы еще не говорили? (Опорно-двигательную)
– Что составляет опору всего организма (кости, скелет), а за счет чего происходит сгибание рук и ног, поворот головы (мышцы)? Итак, кости и мышцы обеспечивают опору и движение и составляют опорно-двигательную систему человека.

IV. Физминутка

V. Применение полученных знаний. Работа в группах

– Продолжим работу. Посмотрите, в таблице указаны названия систем органов, а названия органов, входящих в эту систему указать забыли. Каждая группа получает одну систему органов. Внизу листа написаны слова для справок. Там указаны органы из разных систем. Вставьте в табличку только те названия органов, которые относятся к указанной у вас системе. В результате вашей работы по группам у нас должна получиться вот такая таблица, но уже заполненная.
– Вспомним правила работы в группах (Работать дружно, обсуждать шепотом, выслушивать друг друга, выбрать капитана, договориться о том, что представит капитан всему классу).
– Проверим, что у вас получилось. Капитан команды выходит к доске с вашей общей работой. Итак, первая группа – нервная система. Какие названия органов вы внесли в табличку (капитаны читают названия органов, вписанные командой).
– Посмотрите, вот итог групповой работы.


VI. Самостоятельная работа в тетради

– А теперь пришло время поработать самостоятельно.

Тетрадь с. 4, задание №3

– Первые 5 учеников, выполнивших задание, могут сдать тетради и получить отметку.

VII. Итог

– Какой теме был посвящен наш сегодняшний урок? (Cтроению тела человека)
– Перечислите части тела.
– Назовите внутренние органы. (Мозг, лёгкие, сердце, желудок, печень, кишечник)
– Для чего необходимы нам знания о строении человека?
– Подробнее о строении человека вы узнаете в старших классах на уроке анатомии.

Отметки. Хочу отметить активно работавших учеников.

VIII. Домашнее задание

Учебник с. 4-7, пересказ, Т. с 1-5 № 1,2,4.

Творческое задание: сочинить сказку про любую систему органов.

IX. Рефлексия

Нарисуйте смайлик (улыбка – урок был интересным, хорошо поработали, грустный смайлик – было трудно и не интересно.)

Читайте также: