Конспект занятия синица в средней группе

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- познакомить детей с семейством синиц, характерными чертами этих птиц, их особенностями, пользой в природе.

- развивать познавательный интерес, моторику рук, воспитывать желание помогать птицам зимой.

-довести до сведения детей, что о синицах нужно заботиться не один день, а ежедневно, чтобы птицы не голодали зимой и дожили до весны.

-расширить знания детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособленности их к среде обитания.

-воспитывать интерес к наблюдениям за синицами, бережное отношение к ним.

Ход занятия:

1. Организационный момент

(Изображения синицы или игрушка)

С жёлтой грудкою летит

Что это за птица?

Как наряден ее вид!

Звать ее – синица!

Летом мошек ест она,

А в морозец зерна

По характеру шустра,

Быстра и проворна.

2. Беседа по теме:

Ребята, Сегодня 12ноября – Синичкин день. Этот день выбрали не случайно, именно к 12 ноября к жилью человека прилетают зимующие пернатые -желтогрудые синицы.

Синица считается одной из самых популярных птиц в нашей стране. Достаточно вспомнить пословицу:

лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Воспитатель:

Синица - яркая, нарядная птичка. Её легко запомнить по чёрному галстуку на чёрной грудке. На голове синички чёрная блестящая шапочка, щёки совершенно белые, а спинка, крылья и хвостик голубые. Клюв у синицы острый и сильный, а лапки очень цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть вниз головой.

Свои гнезда синицы устраивают в дуплах, мышиных норах, различных щёлках и пустотах. Живут синицы повсеместно: в лесах, горах, селениях, парках и садах. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят эти птицы всё подряд: зёрна, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, сало и даже творог.

Два раза в год синицы выводят птенцов. Пока самка сидит на яичках, самец кормит её и оберегает от врагов. Птенцы вылупляются слабыми и беспомощными. Оба родителя кормят их и учат летать.

Воспитатель: Ребята вы прослушали мой рассказ о синицах, а теперь я вас попрошу ответить мне на следующие вопросы.

Как выглядит синичка? (черный галстук, белая шапочка, хвостик и спинка голубые).

Ребята, где живут синички? (в садах, в парке, в лесу).

Синичка большая или маленькая птица? (маленькая).

Чем покрыто его тело? (перышками).

Какие части тела есть у синички? (голова, туловище, лапки, крылья).

Какая у неё головка? (круглая, маленькая).

Что имеется на головке? (клюв, глазки).

Что имеется на туловище? (крылья, хвост).

Для чего нужны крылья? (чтобы летать).

Вместо ног у синички - лапки. На них синичка что делает? (прыгает).


Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

(Дети садятся).

Воспитатель: синица хоть и не боится морозов, но ей очень трудно зимой найти себе корм. Летом и осенью синицы питались жуками, червячками и гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки, червячки и гусеницы спят под двумя одеялами – осенним и зимним, им до них не добраться. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? (человек). Правильно, птицы прилетают ближе к людям за помощью, они делают им кормушки и насыпают в них корм.

Звучит аудиозапись с пением синицы

Несколько интересных фактов о синичках

Синица совсем не отказывает себе в еде. Она питается постоянно, а чувство голода ей и вовсе неизвестно. В основном, она поедает всех мелких жучков, паучков и слизней.

1). Вы знаете, что синицы зимуют в пределах своей родины и не улетают в южные края? Просто в холодный период времени эта птичка предпочитает жить где-то поблизости с человеком.

2). На Руси, был издан даже указ, который грозил взимать крупный штраф за убийство этой пернатой. Знаете ли вы, как часто синицы кормят своих детенышей? 60 раз в час! То есть получается, что каждую минуту первые "наминают за обе щеки".

3. Из всех представителей синичьих, лишь невеличка-гаичка способна позаботиться о себе и своем жилище.

Остальные же пользуются услугами своих "двоюродных братьев" - дятлов.

5). Если в лесу или парке будет "некто" верещать и пищать, знайте - это синица. Кто-то или что-то довел бедолагу до стресса.

6). А еще, полет синиц не похож ни на один другой стайный перелет. Они крайне редко эксплуатируют свои крылья, поэтому в воздухе могут находится достаточно долго.

7). Существует поверье, согласно которому, если вы увидите синичку возле кормушки - счастье не за горами.

8). Ну и конечно же, "лучше синица в руках, чем журавль в небе". Отметим лишь то, что не каждая синичка готова сесть к вам в руку - не все они любят быть так близко с человеком.

Народные приметы про синичек

По поведению синиц судили о погоде:

Синица пищит – зиму вещит, холод накликает.

Если синица свистит — это к ясному дню, если пищит — к ночному морозу.

Собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.

Синица кричит утром – к морозной ночи, вечером свистит – к ясному дню.

Синицы появляются стайками около домов – жди холодов.

Пойманная в руки синица сулит воплощение в жизнь самых смелых мечтаний.

Стучит в окно синица – к доброму известию, подарку.

Когда сядет на руку синица, нужно загадать желание, и если птаха подаст голос – загаданное сбудется.

Поймать во сне синицу – знак преодоления неприятностей, достижения целей.

5. Раскрашивание с целью закрепления материала

А теперь посмотрите что у меня есть. Кто это? Давайте их раскрасим. Но прежде чем раскрасить эту птичку ее нужно обвести по контуру. Краски какого цвета нам понадобятся, чтобы раскрасить синичек? Желтый, синий, черный. Приступайте.

-расширять знания детей о птицах (питание, повадки, чем полезны).

-наблюдение на прогулке за воробьями, синичкой, снегирем

-чтение рассказа Г. Скрибицкого "Длиннохвостые разбойники"

-чтение стихотворений А. Яшина "Покормите птиц зимой", М. Глазкова "Покормите птиц"

-дидактические игры и упражнения, загадывание загадок

1. Приветствие (в кругу) .

"Сядем рядышком по кругу, скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Всем "Привет! " и "Добрый день! ".

Хотите узнать, о ком мы сегодня поговорим, и что будем делать? Узнайте из загадки:

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы :

Одним словом это - ….(птицы)

1 раунд "Вопрос-ответ"

Чем похожи все птицы?

Что умеют делать птицы (летать, клевать, прыгать, петь)

Что страшнее зимой для птиц голод или холод (голод)

Чем мы можем помочь птицам зимой (подкармливать)

Динамическая пауза "Птицы"

Птицы крыльями махали - все летали и летали,

Птицы в воздухе кружились, на дорогу опустились,

По дорожке поскакали, крошки, хлебные склевали.

синица - свистит

Я вас хочу поближе познакомить с этой замечательной птицей.

Вот сидит на ветке

Жёлтая синичка. (Н. Маслей)

Весёлая синица

Мороза не боится

Даже в минус двадцать пять

Любит песни распевать. (М. Бирюкова)

-Почему её так называют? (кричит зинь-зинь, а слышится синь-синь)

-живут эти птички в дупле, в гнилых деревьях, иногда под крышей домов

-синичкам нельзя есть чёрный хлеб и солёное сало

-голодная птица погибает

По этим птицам определяют, какая будет погода:

Вы хотите, чтобы у вас была такая синичка и приносила покой и счастье в ваш дом? Тогда приступаем к работе.

Перед вами лежат силуэты птиц. Чего не хватает? (жёлтой грудки).

Надо вырезать её по контуру и приклеить на силуэт. Но сначала вспомним правила работы с ножницами:

-брать и резать только в присутствии взрослых

-не размахивать, чтобы не поранить кого-либо

-держать ножницы прямо от себя

-закончив работу, поставить ножницы в стаканчик колечками вверх

Итог: Чем вам больше всего понравилось заниматься? Что нового узнали на занятии? Давайте полюбуемся нашими работами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по познавательной деятельности для детей средней группы.

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

-развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов

-воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам

-упражнять детей в выполнении аппликации из бумаги: вырезывание по контуру

-расширять знания детей о птицах (питание, повадки, чем полезны).

-наблюдение на прогулке за воробьями, синичкой, снегирем

-чтение рассказа Г. Скрибицкого "Длиннохвостые разбойники"

-чтение стихотворений А. Яшина "Покормите птиц зимой", М. Глазкова "Покормите птиц"

-дидактические игры и упражнения, загадывание загадок

1. Приветствие (в кругу) .

"Сядем рядышком по кругу, скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Всем "Привет! " и "Добрый день! ".

Хотите узнать, о ком мы сегодня поговорим, и что будем делать?Узнайте из загадки:

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это - ….(птицы)

1 раунд "Вопрос-ответ"

Чем похожи все птицы?

Что умеют делать птицы (летать, клевать, прыгать, петь)

Что страшнее зимой для птиц голод или холод (голод)

Чем мы можем помочь птицам зимой (подкармливать)

Динамическая пауза "Птицы"

Птицы крыльями махали - все летали и летали,

Птицы в воздухе кружились, на дорогу опустились,

По дорожке поскакали, крошки, хлебные склевали.

синица - свистит

Я вас хочу поближе познакомить с этой замечательной птицей.

Вот сидит на ветке

Жёлтая синичка. (Н. Маслей)

Весёлая синица

Мороза не боится

Даже в минус двадцать пять

Любит песни распевать. (М. Бирюкова)

-Почему её так называют? (кричит зинь-зинь, а слышится синь-синь)

-живут эти птички в дупле, в гнилых деревьях, иногда под крышей домов

-синичкам нельзя есть чёрный хлеб и солёное сало

-голодная птица погибает

По этим птицам определяют,какая будет погода:

Вы хотите, чтобы у вас была такая синичка и приносила покой и счастье в ваш дом? Тогда приступаем к работе.

Перед вами лежат силуэты птиц. Чего не хватает? (жёлтой грудки).

Надо вырезать её по контуру и приклеить на силуэт.Но сначала вспомним правила работы с ножницами:

-брать и резать только в присутствии взрослых

-не размахивать, чтобы не поранить кого-либо

-держать ножницы прямо от себя

-закончив работу, поставить ножницы в стаканчик колечками вверх

Итог: Чем вам больше всего понравилось заниматься? Что нового узнали на занятии? Давайте полюбуемся нашими работами.



Программные задачи:
Образовательная:
- закрепить знания детей о зимующих птицах региона, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности и поведение;
- расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;
- знакомить детей с народными приметами, связанными с повадками птиц;
-учить рисовать птицу красками, соблюдая расположение и соотношение частей тела, подбирая цветовую гамму.
Развивающая:
-развивать наблюдательность, зрительную и словесно-логическую память;
-способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)
Воспитательная:
-воспитывать интерес к жизни птиц, бережное и доброе отношение к природе, желание помочь им пережить суровое зимнее время;
-воспитывать интерес к народным традициям;
- создавать благоприятную атмосферу в детском коллективе.
Словарная работа: кормушка, холодно, голодно, суровая, морозная.
Оборудование:
иллюстрации с изображением птиц - синица, воробей, снегирь, ворона, сорока; иллюстрации картинок зима, разрезные картинки, краски, кисточки, маска синички, кормушка, зёрна.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня праздник у одной маленькой птички, послушайте и отгадайте загадку:
Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее. . ( синичка)

Беседа: В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. Поздней осенью птички предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к жилью людей и ждали помощи от людей. В народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.Сегодня мы с вами вспомним их. А для синички - птички устроим настоящий праздник!







Физкультурная минутка:
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы круглый год живут снами?
Дети: Они хотят быть ближе к людям.
Воспитатель: Вот послушайте стихотворение и посмотрите на экран: чем птички могут питаться зимой!




После прослушивания стихотворения педагог предлагает детям одеться, выйти на прогулку и вынести зернышки, семена и крошки хлеба в кормушки.

Читайте также: