Конспект занятия с тревожными детьми в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Форма проведения: коррекционно-развивающее занятие с элементами кинезиологии, игрового тренинга и изотерапии.

Методы и приемы:

  • диагностика настроения с помощью цвета
  • изотерапия
  • музыкотерапия
  • данстерапия
  • игра-релаксация
  • подвижная игра

Ход занятия

Дети стоят в кругу, держась за руки. Психолог, обращаясь ко всем, говорит : - Дети, давайте поздороваемся сначала обычным голосом, потом шепотом.

- На улице сегодня так холодно , Давайте погреемся! (кинезиологическое упражнение направленное на активацию полушарий)

Замерзает нос, Снег, Сугробы, Гололед,

Все на улицу, вперед!

Теплые штаны наденем,

Шапки, шубки, валенки,

Руки в варежках согреем , и завяжем шарфики!

Вот как хорошо погрелись.!

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие, а куда мы отправимся, я забыла, есть у меня подсказка, которую без вашей помощи я не могу разгадать Загадка Сказка

А чтобы веселее нам было путешествовать давайте немного разомнемся, поиграем в игру.

Дети разбиваются на пары.

Ну как настроение хорошее ?

Психолог: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живут себе, поживают сказочные персонажи .Есть среди них добрые , прекрасные феи, злые и коварные волшебники, чудесные и загадочные существа и все они любят детей и хотят с вами познакомиться.

А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ними.

Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса.

Диагностика настроения
Необходимые материалы: бумажные лепестки.
Психолог: - Дорогие ребята у меня в корзине есть волшебные лепестки. Они разного цвета, выберете себе лепесток цвета вашего настроения.
Если кто-то из детей выбрал темный, узнать по какой причине.

Психолог: - Сейчас мы с вами перенесемся в волшебную страну с помощью наших волшебных лепестков. А вот нам и вторая подсказка, как это сделать? (танцующая девочка)

(Использование метода музыкотерапии для снятия физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального возбуждения).

Дети под музыку выполняют различные движения (кру­жатся, приседают и т. п.). По завершении музыки дети оказываются в сказке.
Психолог: - Смотрите, мы с вами оказались в сказке. (Мультимедиа с записью сказочной музыки и сказочных картинок). А давайте вспомним, какие герои есть в сказках ( дети вспоминают, что есть герои хорошие , добрые, и злые, отрицательные - называют их)

3.Раздается стук в дверь
Психолог: - Ой, а кто это стучится к нам?
Открывается дверь и входит Баба Яга, в руках держит сундук.
Баба Яга: - Здрасте, что гости пожаловали?
Психолог: - да , Баба Яга мы к вам в гости?

Баба Яга: - Вот тут гостей понаехало да еще в сказочной стране новый закон приняли, чтобы все злые персонажи стали добрее.

Психолог: Как же ты собираешься доброй стать?

Баба Яга;Вот я и решила подарить детям свои сокровища. (Открывает сундук с сокровищами). Выбирайте, кому что нравится. (Дети выбирают).
Психолог: - Спасибо!

Баба Яга: - А за что?
Психолог: - За подарки

Баба Яга: - Вы погодите. Я вам сокровища дала? Дала! Значит, я добрее стала? Стала! Какая я молодец! Теперь обратно отдавайте!
Психолог: - Баба Яга, так не годится. Так добрые и воспитанные люди не поступают.

Баба Яга: - Да? Ну ладно. Отдам, но с условием. Я буду сокровище охранять, а вы попробуете забрать свой подарок, если обхитрите меня, оставите себе. Договорились?

Психолог: Как думаете ребята, вы сможете? Не побоитесь?

Психолог: Мы не хитрые, мы сообразительные!

Баба Яга: - Ну ладно, забирайте. Вот только мне никто не поверит, что я добрее стала.
Психолог: - Ребята, а что же надо сделать, чтобы Бабе Яге поверили? А давай дети нарисуют тебя добрым.

Баба Яга: - Давайте.
Психолог: - Но только мы тоже тебя сначала проверим. Ты должна каждому сказать доброе слово.
Баба Яга говорит каждому ребенку что-то приятное.
Психолог: - Теперь мы видим, что ты и вправду стала добрее.

Баба Яга: - А чтобы лучше рисовалось, я вам еще карандаши подарю .
5. Рисование доброй Бабы Яги
Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски.
Дети на листах рисуют добрую Бабу Ягу и раскрашивают ей одежду. Баба Яга аккуратно смотрит рисунки во время рисования, хвалит детей.
Ребята дарят рисунки.
Баба Яга: - Ой, что-то косточки мои захрустели, пора бы их поразмять.

Баба Яга: - Вот спасибо, какие же вы замечательные, как приятно, прямо еще захотел что-нибудь доброе сделать. Мне пора, пойду всем расскажу какие замечательные ребята в этой группе. уходит.


Психолог: - Вот как здорово! Мы подарки получили и Бабе Яге помогли. Нам пора возвращаться обратно. Давайте опять выберем себе по лепестку и с их помощью вернемся обратно .

Психолог: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад, а сейчас передавая клубок друг другу, расскажите, что вы чувствуете, что хотите для себя и что можете пожелать другим. Я начну: сейчас я чувствую гордость за вас, вашу смелость, уверенность и настойчивость; я хочу пожелать себе всегда быть доброй и отзывчивой; вам хочу пожелать избавиться от своих страхов, быть жизнерадостными и общительными. Я уверена, у вас все будет хорошо (психолог передает клубок ребенку, стоящему рядом).

Дети стоят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка.

Упражнение начинает психолог, показывая детям пример того, как можно рассказать о своих чувствах и пожеланиях. Упражнение помогает ребенку почувствовать единение с другими детьми, понять других, способствует осознанию собственной ценности и ценности других людей, а также служит в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страхов (при соответствующих ответах детей с акцентом на преодолении страхов).

Психолог: Ребята, вы замечательно справились сегодня с заданиями. Мы обязательно продолжим наши путешествия . Пока я сматываю клубок, вы мне спойте веселую песенку.

Используемая литература:
1.Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 283 с.

Конспект занятия по коррекции страхов, тревожности.


Педагог- психолог

МБДОУ «Детский сад

Шидловская Татьяна

Геннадьевна.

г. Чебоксары 2018г.

Конспект занятия по коррекции страхов, тревожности.

Цель – актуализация страхов, знакомство со способами преодоления страхов.

Формирование положительной самооценки, уверенности в себе;

Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу;

Развитие навыка взаимодействия;

Снятие психоэмоционального напряжения

Способствовать преодолению негативных переживаний;

Ожидаемый результат: снижение уровня тревожности, страхов, повышение самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Материалы для занятия: гуашь, карандаши, фломастеры, оргстекло, кисточки, шаблоны масок, ватные диски, чашечки для воды, проектор.

Методические приемы: объяснение, вопросы, показ, представление.

План игрового занятия:

3.Упражнение избавление от страха

Ход занятия:

Приветствие

Психолог: Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть.

Давайте мы с вами поприветствуем друг - друга.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Улыбнемся соседу справа, улыбнулись соседу слева.

Я вижу у всех у вас хорошее настроение.

Ой, слышите какой - то звук? (звук стука). Кто-то постучал, (шепот или разговор) нет, кто-то шепчется. Я немножко испугалась, а вы?

Психолог: А когда вы были, маленькими вы чего-то боялись?

Дети рассказывают, чего они боялись, когда были маленькими.

Психолог :Я буду вам называть что- то страшное, если вы боитесь, похлопайте в ладошки.

Когда остаешься один?

Волка, медведей, др. хищных зверей?

Бури, грозы, урагана?

Психолог: Ребята вы слышите, кто, то просит о помощи. Подождите, я сейчас пойду, посмотрю, кто там просит о помощи.

Выходит гномик , (в руках коробка). Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я гномик приехал из маленького волшебного города. В нашем городе случилась беда. Может быть, вы можете нам помочь? В чудесном городе живут маленькие веселые гномики. Жизнь гномиков светла и беззаботна. Они ходят, друг к другу в гости не только по праздникам, но и просто так.

Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни гномиков изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместо них приходил страх. Кто- то вдруг начинал бояться темноты, кто-то – оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого гномика страх был свой.

Психолог (гномик): Ребята, поможете, нам избавиться от страха?

Ответы детей: Да!

Психолог (гномик): Как мы сможем от него избавиться?

Ответы детей: Страх можно нарисовать, слепить.

Психолог (гномик): правильно давайте мы с вами его нарисуем на стекле.

Упражнение избавление от страха

Дети рисуют свои страхи на стекле, делают отпечаток на листе А4,

Психолог (гномик): Что мы с вами нарисовали? (страхи), а что мы с ними можем сделать?

Ответы детей: стереть, смыть .

Затем рисунок со стекла смывают водой,

Психолог (гномик): Ребята, посмотрите, а с этими страхами, что можно сделать? (порвать, спрятать, и.т.д).

К рисунку на листе бумаги, т. е к отпечатку дорисовывают различные детали, разрывают или комкают, или выбрасывают, таким образом, избавляются от страхов, делают их смешными.

Психолог (гномик): Ребята, спасибо вы научили меня тому, как можно избавиться от страхов. Я хочу поблагодарить вас за это. Давайте скажем друг – другу что - нибудь приятное.

Дети вместе с педагогом встают в круг. Говорят друг – другу приятные слова. Напр. : Ваня ты самый смелый, маша ты самая добрая, Ирина ты самая веселая.

Психолог (гномик): Спасибо вам ребята вы помогли мне избавиться от страхов. До свидания!

Психолог: Ребята вы такие молодцы помогли гномикам преодолеть страхи.

Ой! Посмотрите гномик что – то забыл в своей коробочке. Давайте посмотрим, что же там. Ребята да это же маски, но они бесцветные, грустные. А, что можно с ними сделать? (разрисовать)

А как можно сделать их необычными, веселыми, смелыми?

(Их можно разукрасить, но еще можно приклеить на них разные кусочки.)

Психолог: Давайте мы их с вами украсим.

Вырезанные из плотной бумаги шаблоны масок (примерно по размеру детских лиц); ножницы, клей.

Для этого упражнения нужно заранее заготовить:

Блестки разных цветов и форм;

Цветную бумагу в листах и в виде различных фигур (полосок, кругов, треугольников, многоугольников и т.п.)

Природные материалы- цветы, листья, веточки, семена;

Различные крупы (рис, гречка, горох);

Мелкие макаронные изделия забавных форм;

Разноцветные кусочки ткани, меха, тесьма, бахрома, вата.

Краски, листочки, карандаши.

Дети получают шаблоны масок.

Психолог сначала сам начинает выполнять задание, дети наблюдают. Убедившись, что им по силам, начинают работу над своими масками.

В процессе работы психолог объясняет, как создать эффект бровей мхом, как при желании изменить разрез глаз, форму рта.

Работа проводиться под спокойную музыку.

Психолог: Вы можете наклеить на маски бабочки, цветочки, шарики. Ребята давайте примерим наши маски. Посмотрите друг на друга, какими они получились смешными. Эти маски вы можете забрать с собой, для того, чтобы они оберегали вас от страхов, чтобы вы ничего не боялись. И если вы чего - нибудь испугаетесь, маска вас будет оберегать.

Психолог: Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КАК ПРИ ПОМОЩИ КАРАНДАШЕЙ И БУМАГИ МОЖНО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХОВ

Представьте, что Вам скоро предстоит серьезное выступление на публике или нужно куда-то поехать, а Вам страшно. Что делать?

Есть очень простая, и в то же время, действенная техника проработки собственных страхов.

· Берете бумагу и карандаши (карандаш, кисти, пастельные мелки — все, что есть под рукой и чем нравится работать).

· Делите лист бумаги примерно на 4 равные части.

· В начале листа рисуете свой страх. Какой он? Большой, страшный, темный (все то, что Вы себе сами представляете и то, как Вам хочется его изобразить)

· На второй части листа рисуете уже себя с этим страхом (где он расположен? Внутри Вас или отдельно?)

· В третьей части листа рисуете то, как Вы побеждаете свой страх.

· И последнее — рисуете себя победителем! Вы смогли свой страх победить! Поздравляем!

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПОДБОРКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

👉🏻

Цель программы: снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

👉🏻

Задачи программы:
1. воспитать у ребёнка позитивное отношение к себе;
2. формировать положительную самооценку;
3. способствовать снижению уровня тревожности;
4. обучить произвольной саморегуляции;
5. помочь ребёнку открыть собственные резервы для преодоления и устранения тревожности.
6. развивать коммуникативные навыки.

👉🏻

Участники программы: дети 5-7 лет, с повышенной тревожностью, неуверенные в себе, со сниженными коммуникативными навыками

👉🏻

Аннотация: данная программа направлена на снижение уровня тревожности детей 5-7 лет с помощью специальных коррекционно-развивающих занятий. В ее основу положены игры и упражнения анималотерапии. В ходе реализации программы дети обучаются методам определения и овладения своим тревожным состоянием, снятия психо-эмоционального напряжения, в игровой форме отрабатывается уверенное поведение; родители и педагоги получают квалифицированную помощь по вопросам взаимодействия с тревожными детьми. В результате планируется повысить самооценку тревожного ребенка и его статус в группе сверстников, гармонизировать отношения со значимыми взрослыми, что в итоге приведет к снижению уровня тревожности.

👉🏻

Вид программы: коррекционно- развивающая психолого-педагогическая, направленная на снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста.

👉🏻

Цель программы: снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью специальных коррекционно-развивающих занятий.

👉🏻

Задачи программы:
• обучить детей приемам и методам определения своего тревожащего состоянием и овладения своим волнением;
• научить детей использовать упражнения и игры, предназначенные для снятия психо-эмоционального напряжения;
• способствовать перестройке особенностей личности старшего дошкольника, его самооценки и мотивации;
• способствовать повышению статуса в группе сверстников ребенка с тревожными проявлениями;
• способствовать улучшению взаимоотношений тревожных детей с родителями и педагогами;
• оказать квалифицированную консультативную помощь родителям детей по вопросам снижения уровня тревожности;
• обучить специфике работы с тревожными детьми воспитателей;
• разработать методические рекомендации для педагоговпсихологов по снижению уровня тревожности у детей дошкольного возраста.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ

👉🏻

Аннотация: программа направлена на предупреждение возможности проявления страхов и тревожности и устранение у детей уже имеющиеся нарушения, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребенок. В силах педагогов и педагога – психолога - создание благополучного психологического климата в группе, формирование у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, адекватной самооценки. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

👉🏻

Цель программы:


Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания, формировать навыки контроля своего поведения и взаимодействия в коллективе, снижению страха и тревожности, обогащать внутренний мир детей, давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах, снятию мышечных зажимов, повышению самооценки.

Содержимое разработки

Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания, формировать навыки контроля своего поведения и взаимодействия в коллективе, снижению страха и тревожности, обогащать внутренний мир детей, давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах, снятию мышечных зажимов, повышению самооценки.

• Помочь преодолевать тревожность;

• Формировать умение понимать себя и других;

• Способствовать преодолению скованности, неуверенности в себе;

Материалы для занятия:

клубок ниток, карандаши или фломастеры (на каждого ребенка, листы бумаги, корзинки, стулья, елки, игрушки (лесные жители, интерактивная доска, магнитофон, запись веселой и грустной мелодии.

Методические приемы:

объяснение, вопросы, показ, разыгрывание ситуаций.

Приветствие.

Цель: настроить детей на занятие, повышение уверенности в себе.

Добрый день, ребята, я рада вас всех видеть! Мы с вами продолжаем наши игры. Сегодня, мы с вами отправимся в сказочное путешествие, в мир волшебства и чудес. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Мы будем передавать его по кругу, и говорить свое имя, а еще положительную черту своего характера, которая нам пригодится в путешествии (когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко, всегда веселее, когда есть друзья)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Чтобы попасть в сказку нам нужно пройти первое препятствие – это заколдованный лес, для этого мы встанем в пары, прижимая правую ладонь к левой и левую ладонь к правой ладони друг друга. Соединенные таким образом мы будем проходить различные препятствия и ловушки.

Цель: обогащать внутренний мир детей, давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах. Игра развивает слуховое восприятие, фантазию, учит понимать и чувствовать музыку.

Вот мы и пришли в сказочный лес, но ведь в лесу живут разные герои сказок. Каких добрых персонажей вы знаете (Колобок, Дюймовочка, красная шапочка, Василиса Прекрасная, а злых героев сказок (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч? Просмотр на интерактивной доске персонажей, обсуждение.

Давайте отправимся в путешествие по заколдованному лесу, где живут разные сказочные герои, добрые и злые. По тропинке нужно идти очень осторожно, нельзя терять бдительности. Подсказкой нам станет музыка: если будет звучать веселая радостная музыка, значит бояться нечего – здесь живут добрые сказочные персонажи, а если мелодия будет другой – мрачной, тяжелой, значит нужно быть осторожнее, так как в этот момент будем проходить мимо жилища злого героя. Когда звучит веселая музыка, то двигаться можно весело подскакивать, бежать. Если же играет другая мелодия, предупреждающая об опасности, то нужно идти медленно, плавно, чуть пригнувшись и не шуметь. Все готовы? Отправляемся в сказочный лес!

Ребята, я знаю отличный способ как избавиться от страхов. Хотите поделюсь?

Давайте возьмем ваши рисунки, порвем их на мелкие кусочки и выкинем в мусорное ведро. Мусор выкинут и сожгут, а вместе с ним сожгут и ваш страх. Вы согласны?

Психогимнастическое упражнение "Спаси птенца".

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие воображения, эмпатии.

Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным дыханием, спокойным и глубоким, приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе.

Ребята, я предлагаю вам всем встать в круг и сделать пирамиду из наших ладошек. А теперь все вместе: Раз, два, три мы молодцы!

Рефлексия:

Ребята, где мы сегодня с вами побывали и с кем повстречались?

Что вы чувствовали, когда проходили трудный путь?

Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие?

Мы с вами хорошо и весело поиграли, но, к сожалению, наше занятие заканчивается. Я хочу вам пожелать хорошего настроения и побольше улыбок . До свидания!

Аутизм победим

трудности, связанные с социальным взаимодействием;

трудности, связанные с социальной коммуникацией;

нарушения воображения и символической игры.

Дети, скорее всего, имеют больше навыков вербального общения и проявляют больший интерес к общению, чем дети с классическим аутизмом. Считается то, что дети с диагнозом аутизма или синдромом Аспергера в обоих случаях демонстрируют одну и ту же триаду нарушений. Следовательно, в обоих случаях подходят одинаковые методы вмешательства. Дети, попадающие в данную категорию, вероятно, могут достигать хороших академических результатов, особенно в более формальных предметах, таких как математика. Однако им все же будет требоваться значительная помощь в социальных ситуациях, в поддержании приемлемого поведения и в развитии организационных навыков. Существуют определенные области, с которыми эти дети справляются с трудом. Проблемы, связанные с общением со сверстниками, могут вести к серьезным последствиям. Ребенок чувствует себя несчастным, что может привести к депрессии или росту агрессивного поведения. Негибкость мышления

Этим детям могут с трудом даваться перемены, поэтому необходимо тщательно планировать стратегии помощи на переходные периоды. У них могут возникать трудности, связанные с разными ожиданиями от поведения, с которыми они сталкиваются. Дети с синдромом Аспергера, как правило, не имеют чувства такта не могут сказать то, что думают. Часто таких детей воспринимают как невоспитанных. Следует предупреждать педагогов об этих особенностях детей, чтобы они относились к ним с пониманием и делали исключения. Недостаток социальных знаний Большинство детей с синдромом Аспергера хотят дружить с другими детьми и хотели бы участвовать в мероприятиях со сверстниками, но у них недостаточно развиты навыки социального взаимодействия. Они не понимают те правила, которые действуют в группе сверстников, не понимают их поведение. Это означает, что они легко могут стать мишенью для насмешек. Школа должна знать детей, которые подвергаются особому риску. Некоторые дети находят трудным поддерживать контакт глаз, за что могут прослыть невоспитанными. Они, как правило, не осознают того, что существует личное пространство, и могут подходить к людям очень близко, что вызывает дискомфорт или испуг. Они могут не улавливать значение языка тела и не осознавать, что кто-то на них злится. Некоторые дети могут иметь интересы, которые становятся навязчивыми, и они не способны понять то, что других это не интересует. Ключ к успеху Каждый ребенок индивидуален и имеет отличительные от других уровни потребностей. Выше приведенный перечень трудностей показывает те трудности, которые может иметь

ребенок с аутизмом, и которые влияют на то, как он учится и ведет себя. Ключом к оказанию хорошей поддержки и, по возможности, к продвижению в учебе является понимание отдельного ребенка. Дети с расстройствами аутистического спектра одинаковыми быть не могут.

педагог-психолог кабинета коррекции


-75%

Читайте также: