Конспект занятия русская матрешка

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Трубицына Елена Николаевна

Организация: МБДОУ детский сад № 4 г. Ельца

Населенный пункт: Липецкая область, г. Елец

Форма проведения: образовательная деятельность.

Образовательные области: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развития.

Формирование патриотизма у дошкольников посредством ознакомления с русской игрушкой – матрешкой.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей создания русской матрешки.
  • Продолжить знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадками, пословицами, чистоговорками.
  • Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах.
  • Продолжать упражнять детей в согласовании прилагательного с существительным, числительного с существительным, образовании уменьшительных форм прилагательных.
  • Упражнять детей в подборе слов – антонимов.
  • Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
  • Развивать творческую фантазию, мыслительную деятельность.
  • Расширять и обогащать словарь по теме.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать графомоторные навыки.
  • Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки, символа русского народного искусства.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность, самоконтроль за речью.

Словарная работа: матрешка – символ земли русской.

Оборудование.

Используемые педагогические технологии: элементы здоровьесберегающей технологии, игровые технологии, элементы личностно – ориентированной технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология поисково-исследовательской деятельности.

Ход образовательной деятельности.

В.: Дети, сегодня у нас гости (дети здороваются). Подарите всем свое хорошее настроение.

В.: Я сегодня принесла вам корзинку. А что в ней лежит, вам нужно угадать. Вы хотите узнать, что это за предмет лежит в корзине? (ответы детей)

- Вы можете сразу угадать, что это за предмет? (ответы детей)

- А чтобы угадать, вы должны задавать вопросы.

- О чем бы вы хотели узнать?

Д.: Этот предмет, какой величины?

В.: Мой предмет большой, но он может быть разной величины: от самого большого до самого маленького.

Д.: Предмет, какой формы?

В.: Этот предмет овальной формы.

Д.: Для кого предмет предназначен?

В.: Предмет предназначен для взрослых и детей.

Д.: Из чего состоит предмет?

В.: Предмет состоит из фигур разного размера.

В.: Нет, не угадали.

Д.: Из чего сделан этот предмет?

В.: Этот предмет делается только из дерева липы, ольхи и березы.

Д.: Для чего нужен предмет?

В.: С этим предметом можно играть, рассматривать, любоваться, подарить.

В.: Ну что, дети, вы догадались? (ответы детей)

Д. : А загадайте загадку про этот предмет?

В.: Хорошо, слушайте внимательно загадку.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Д.: русская матрешка!

В.: да, дети, вы угадали.

Воспитатель достает матрешку из корзины.

В.: Дети, сегодня мы познакомимся с историей русской матрешки? (ответы детей.)

Это матрешка. Она уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, стала символом России, символом земли русской. Матрешка – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. А теперь я расскажу откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите и запоминайте.

- Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.

Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и положил на щёчки яркий румянец. Изобразил в ней русскую крестьянскую девушку. Веселая получилась куколка, смешная.

И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.

С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка.

Воспитатель подводит детей к выставке матрешек.

В.: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Наша русская Матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет!

В.: Дети, посмотрите, сколько матрешек у нас сегодня в группе, и они все разные.

В.: Назовите, матрешка, по признакам какая?

Д.: Веселая, озорная, игривая, радостная, праздничная, добрая, ласковая, нарядная, сувенирная, деревянная, разъемная, загадочная, гостеприимная.

В.: Давайте подумаем, какую форму имеет матрешка?

В.: Верно, дети, плоская фигура овал.

В.: Ребята, а на что похожа матрешка?

Д.: На вытянутое яйцо, кабачок, баклажан, огурец, воздушный шарик, на букву О.

В.: Дети, вы сказали, что матрешка разъемная. Надо выполнить следующее задание: разобрать матрешку от самой большой до самой маленькой.

… разбирает, а вы, дети, считайте матрешек.

Ребенок разбирает матрешку и ставит от большой до самой маленькой, а дети считают.
В.: Сколько матрешек вы видите? (дети отвечают)

В. А сколько будет матрешек, если я поставлю карточку с цифрой 1?

Воспитатель показывает карточку с цифрой 1.

Д.: одна матрешка (..А ты как скажешь? …А ты, как думаешь?)

В. А если я поставлю карточку с цифрой 4, сколько станет матрешек?

Воспитатель показывает карточку с цифрой 4.

Д.: четыре матрешки. (..А ты как скажешь? …А ты, как думаешь?)

В. А сколько будет матрешек, если я поставлю карточку с цифрой 7?

Воспитатель показывает карточку с цифрой 7.

Д.: семь матрешек. (..А ты как скажешь? …А ты, как думаешь?)

В.: Дети, вы правильно согласовывали числительные с существительными

В.: Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В гости к нам сюда идут -
Всех матрешками зовут.
- Эта игрушка с сюрпризом.
- Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечка богата?
В.: Каждая Матрешка со своим заданием. Но давайте по порядку. Чем нас порадует первая Матрешка?

- Давайте узнаем, какое задание принесла эта матрешка. Ой, дети, она любит всем загадки загадывать. У вас есть карточки с картинками-отгадками. Отгадывайте загадку, говорите отгадку, показывайте картинку.
Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они , как золотые,

А может, солнцем залитые.

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…

Даже всех не сосчитать.

В нем вода, но он не речка.

Хоть и с клювом, но не грач.

Он не печка, хоть и печка,

От углей он стал горяч.

И пузат, и добродушен,

Он гостей собрал на ужин,

Чай налил, дымится пар!

Коль одежда надоела,

На обновку денег нет,

Ни к чему сидеть без дела,

Как тут быть – один ответ.

Украсьте платье, рукава,

А для этого занятья вам помогут.

(Дети отгадывают загадки воспитателя, показывают картинки- ответы).

В.: Дети, вы правильно мыслили , поэтому отгадали все загадки.

Д.: Е.Н., а давайте узнаем, с каким заданием пришла третья матрешка.

А эта Матрешка учит правильно говорить, чисто произносить звуки. А забава ее так и называется - чистоговорка.

Воспитатель проговаривает чистоговорку, а потом вместе с детьми.

Ша- ша- ша – как Матрешка хороша,

Ши – ши –ши – с Матрешкой играют малыши.

В.: Дети, вам понравилось произносить чистоговорки, потому что каждый из вас старался четко произнести все звуки.

В.: А какое же задание принесла нам вот эта матрешка? Дети, матрешечка хочет, чтобы вы составили рассказ о ней. Попробуем составить рассказ? (ответы детей)

- А поможет вам, ребята, составить рассказ речевая карусель.

Составление рассказа по картинкам-опорам. Воспитатель вызывает 6 детей, которые занимают места около секторов.

Затем под музыку бегут вокруг речевой карусели, как только музыка остановилась. Дети останавливаются и начинают рассказ по очереди по своей картинке – опоре.

Рассказ по картинкам – опорам.

Это матрешка, русская народная игрушка. Она веселая, озорная, добрая, гостеприимная.

Матрешка овальной формы, похожа на вытянутое яйцо. Она большая, толстобокая. Матрешка разборная, раскрывается пополам. Внутри каждой куклы находится кукла поменьше.

Матрешка сделана из дерева березы. Она деревянная.

  1. Внешний вид.
  • – настоящая русская красавица. Она круглолицая, румяная, глаза синие, большие, прикрыты густыми ресницами, носик курносый, губки алые. Голова покрыта платочком красного цвета в горошек. Яркий сарафан с фартуком. Рубашка желтая с узорами.
  1. Что с ней можно делать?

Матрешка – это куколка. С ней можно играть, рассматривать, любоваться, подарить.

Матрешка – символ России. В ней скрыта вся теплота и щедрость русского народа.

В.: а теперь надо составить полный рассказы о матрешке.

Воспитатель вызывает 2 детей по очереди составить полный рассказ.

Матрешка - знаменитая русская игрушка. Она добрая, приветливая, красивая. Матрешка имеет овальную форму, разборная, состоит из двух частей. Эта куколка с секретом. Внутри каждой куколки находится куколка поменьше. Матрешка деревянная. Лицо у матрешки круглое, с большими синими глазами, губки бантиком, носик маленький. Одета матрешка в нарядный русский сарафан, рубашка желтого цвета с узором. Голова покрыта ярким платком в горошек. В руках у матрешки каравай, она гостеприимная. Мне нравится матрешка, в ней доброта русского народа.

В.: Хороший рассказ составила… . …Вы, наверное, заметили, что она очень интересно рассказала о матрешке с секретом.

В.: Дети, а скажите, в чем секрет матрешки? (ответы детей).

В.: Говорят, что если загадать желание и вложить записочку в матрешку, то оно обязательно сбудется.

В.: Рассказ получился интересный, содержательный, последовательный, грамотно и правильно построены предложения,

В.: Кто еще составит рассказ? (ответы детей) Помните, что рассказы не должны повторятся.

Матрешка – народная игрушка. Пышная, нарядная толстушка, веселая и доброжелательная. Матрешка большая, овальной формы. Это разборная игрушка. Из одной матрешки появляется матрешка поменьше. Матрешка сделана из дерева. Она краснощекая, с большими синими глазами, носик маленький, курносый. Губы алые. Матрешка одета в ярком русском сарафане, рубашка с узором. В руках у матрешки каравай. Так как матрешка куколка , то с ней можно поиграть, подарить другу, да и просто любоваться. Матрешка – гордость России. В ней заложена гостеприимность нашей страны .

В.: Рассказ получился интересный, содержательный, последовательный, грамотно и правильно построены предложения, подобраны сравнения: краснощекая, носик курносый. В рассказе есть начало, середина, конец.

В. : … сказала, что матрешка краснощекая. Трудное слово. Давайте произнесем его вместе. Сначала девочки. (девочки произносят), потом мальчики. (мальчики произносят).

В.: Что означает это слово краснощекая? (щечки красного цвета, румяная)

В.: Ой, мои хорошие, вы составили прекрасные рассказы, и эта матрешка предлагает вам немного отдохнуть.

Дети становятся в круг вместе с воспитателем.

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Д.: Е.Н., а что же эта матрешка приготовила для нас. Дети, она хочет поделиться с вами умными мыслями - пословицами. Послушайте ее пословицы и подумайте, чему они учат нас.

Дети слушают пословицы и отвечают, что они означают.

Воспитатель произносит пословицу, затем дети проговаривают пословицу вместе с воспитателем.
Родина – мать, умей за нее постоять! ( На свете нет места, более родного , чем родные места, родная страна.)

В.: Дело мастера боится. ( Любое дело , за которое берется мастер, делает легко и качественно.)
В.: дети, вы справились с заданием, потому что правильно изложили свои ответы.

В.: Дети, а вы любите играть? (ответы детей)

(Воспитатель бросает мяч, а дети отвечают).

В.: Объясняю, как в нее играть.

Большая матрешка, а вы должны ответить: маленькая , т.е. противоположное слово большая и матрешечка, так как это будет ласково. Кого мы назвали ласковым словом?

Цветная лента – однотонная ленточка.

Высокий забор – низкий заборчик.

Толстые губы – тонкие губки.

Чистый платок - грязный платочек.

Длинный сарафан - короткий сарафанчик.

Широкая рубашка - узкая рубашечка.

Бросить камень - поднять камешек.

Веселый человек - грустный человечек.

В.: Дети, я думаю, что вам понравилась эта игра, потому что с заданием все справились: правильно называли противоположные и ласковые слова.

В.: Дети, а мне тоже хочется узнать, а с чем пожаловала к нам эта матрешка. Ой, а она не просто матрешка, а матрешка- художница. Эта матрешка хочет, чтобы вы , дети, украсили яркими узорами ее сестриц матрешек. Вам хочется выполнить такое задание? (ответы детей)

Предлагаю детям подойти к столу.

В.: Эта матрешка начала сама раскрашивать, но не доделала, так как хочет проверить ваши способности.

  • Сегодня будем украшать фартуки матрешек знакомой вам техникой – ниткографией. В работе будете использовать разноцветные нити и клей. Давайте, вспомним, как правильно укладывать нить на листе бумаги.

Кто – то из детей рассказывает:

- Сначала нанесем узоры на сарафан простым карандашом. А потом по этим линиям намазываем клеем и укладываем нить.

В.: Какими линиями мы можем украсить? (прямыми, наклонными, волнистыми, спиралью)

В.: Но перед начало работы, давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика. (под музыкальное сопровождение)

Мы красавицы матрешки (сжимать и разжимать пальцы)

Разноцветные одежки (шевелить пальцами)

Раз – Матрена, два – Малаша,

Милы – три, четыре- Маша,

Маргарита – это пять (загибать по очереди пальцы)

Нас нетрудно сосчитать. ( сжимать и разжимать)

В.: Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Дети берут шаблон матрешки и проходят к столам. (звучит музыка)

Дети выполняют работу.

В.: Дети, вы очень красиво украсили матрешек, используя технику – ниткографию. Каждая матрёшка хороша по-своему. Все матрешки символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем выставку ваших работ. (вывесить рисунки на магнитную доску).

В.: Вы настоящие мастера! Пусть они останутся у вас как памятный подарок о вашем творчестве. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

В.: Дети, а что бы вы хотели дополнить?

Д.: А можно рассказать стихотворения о матрешке.

В.: Конечно же можно. Слушаем вас.

Дети рассказывают стихи.

1. Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!

2.Едет по России,

плывет за океан
Наша Русская матрешка

веселый сарафан,
И теперь диктует моды

симпатичный сувенир,
Матрёшек хороводы

покорили целый мир.

Знамениты на весь мир.

Для детей они – игрушки,

А для взрослых – сувенир.

В.: Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле.

В.: Дети, символом какой страны является игрушка – матрешка? (ответы детей)

- Почему вы так решили?

Д.: Матрешка раскрывает тайну русской души.

Д.: Матрешки символизируют собой любовь и дружбу, благополучие.

В.: Да, дети, сегодня матрешка – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.

• Содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.

Ход ЗАНЯТИЯ

- Добрый день, ребята! Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может, шесть.

Наша русская : (ответ детей - Матрешка).

2. Содержательная часть

Мы сегодня поговорим о матрешке. (Слайд №2)

Матрешка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Кто матрешку создал я незнаю,

Но известно мне:100 лет

Вместе с ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемности и страсти.

Истинную русскую красу.

На щеках навел ее румянец,

Неба синь плеснул в ее глаза,

И, пустив в неповторимый танец

Он, должно быть, весело сказал:

Ну, иди, гуляй по свету

Весели себя, честной народ.

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце. (слайд№3)

Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

Вопросы к детям

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

(Ответы и предположения детей)

- А на самом деле все было так…

История появления матрешки в России туманна. Единого мнения о том,

Однажды из Японии была привезена деревянная кукла.

Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество фигурок японского мудреца Фукурума- лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий – японское божество долголетия и счастья. (слайд №4)

Русские мастера решили, а что если выточить такую же русскую куклу и расписать ее.

Создателями русской матрешки были токарь В. П. Звездочкин, который вытачил первых деревянных кукол и художник С. В. Малютин.

С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной был красный сарафан, а у другой – синий с цветочками, а у третьей - малиновый платочек с белыми горошинами, а у четвертой - яблоки на переднике. (слайд №5)

Вопросы к детям:

- Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. (слайд №6)

- так родилась матрешка - разъемная деревянная кукла. Можно с увлечением расставлять и собирать матрешку, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.

-Как, вы, думаете, из чего сделана матрешка?

-Самый подходящий материал для изготовления матрешки - сухая липа или береза, так как она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале вытачивается самая маленькая неразъемная куколка. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до десяти-двенадцати куколок.

- А как вы думаете, почему они такие гладкие? Правильно их обрабатывают шкуркой, а затем расписывают. (слайд № 7)

-Кто расписывал эти игрушки? (слайд № 8)

-Какие цвета использовали художники? (слайд № 9, 10, 11, 12)

-Раньше, ребята, это была основная работа крестьян, которые продавали эти игрушки и покупали себе еду и одежду. В работе участвовали все члены семьи - хозяин вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими красками, а затем продавали их на ярмарке.

-Почему матрешки не пачкаются и рисунок не стирается долго?

Правильно, их покрывают лаком, потому они так блестят и долго сохраняют яркий рисунок.

Наша русская матрешка является для иностранцев символом России. Поэтому когда люди приезжают в Россию в гости покупают на память этот сувенир.

По видам росписи матрешки делятся на Сергиево –посадские, семеновские, полхов-майданские.

РАССМАТРИВАНИЕ МАТРЕШЕК РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ.

Матрешка из Сергиева посада.

Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор.

Знаменит платочек мой с разноцветною каймой.

Матрешка из Семенова.

Я из тихого зеленого городка Семенова,

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бардовых

В подарок принесла.

Полхов-майданская матрешка :

А, подружки, из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Сергиево – посадская матрешка :

Я настоящая русская красавица, на мне простой русский наряд : сарафан, кофта, передник, и платок. Единственное украшение на мне –это нитка красных бус. В руки мне могут дать самовар, петушка, корзинку, букет цветов. Форма моя - добротная, устойчивая, крутобокая.

Семеновская матрешка :

А семеновские матрешки одеты в светлые, яркие желтые и красные платки и сарафаны, алые розы, маки, ягоды собраны в букеты, которые мы держим в руках. Главным в моем наряде считается нарядный передник.

Полхов – майданская матрешка :

Ну, подружки, по форме и по краскам вам со мной не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная! Я тоньше, выше и стройнее вас. Голова у меня чуть-чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. И краски я люблю яркие. Платок на мне ярко красный, юбка фиолетовая. Хороша я- полюбуйтесь на меня!

Сергиево-посадская матрешка :

А меня игрушечные мастера наделили добротой, скромностью. Трудолюбием и терпением.

Семеновская матрешка :

Нас расписывают по золотистому фону. Краски кажутся необычайно чистыми, яркими. И еще именно в городе Семенове была сделана самая многоместная матрешка – В одной кукле вмещалось 72 матрешки.

Ребята, вы поняли из разговора матрешек, чем они различаются.

Русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. Она символизирует дружбу и любовь, пожелания счастья и благополучия.

АВТОРСКАЯ МАТРЕШКА

В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Сегодня, вам, ребята, предстоит выполнить эскиз своей авторской матрешки, но вы можете придерживаться какой-либо техники росписи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Конспект открытого занятия


Подготовила: Воспитатель Друженкова Н.А.

(младше-средняя группа)

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;

Познакомить детей с историей матрёшки.

Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.

Развивать интерес детей к народному творчеству.

Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Воспитывать любовь к народному искусству.

Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.

Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.

Коммуникация: расширять словарный запас.

Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Словарная работа: Расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришел почтальон и принес посылку. А чтобы узнать, что в посылке нам надо отгадать загадку.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

А как назвать её, не знал.

Похожа на Катюшку,

Ей имя подбирал.

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

Мы красавицы матрешки

Раз Матрена, два — Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Дети: Пять матрешек.

Воспитатель: Молодцы. А какие матрешки?

Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.

Физкультминутка " Мы веселые Матрешки":

Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (Наклоны головой влево-вправо)

Любим танцевать, (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему грустит?

Дети: У нее сарафан не расписан.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).

(Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши и фломастеры).

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. (Дети рассказывают о своих матрёшках).

В конце занятия воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрешкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Воспитатель: А какие у нас матрешки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?

Дети: Разные, маленькие и большие.

Воспитатель: А как можно с ними играть?

Дети: Собирать, разбирать.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Дети: Бережно, аккуратно.

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Цель: Сформировать представление детей о русской матрешке.

- Познакомить детей с историей появления русской матрёшки;

- Уточнять и обогащать словарный запас детей.

- Развивать связную речь детей;

- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память;

- Развивать общую и мелкую моторику.

- воспитывать познавательный интерес;

- продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

- воспитывать самостоятельность, активность, творческое воображение.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.

Демонстрационный материал: игрушка – Матрешки, картинки с изображением матрешек: Семеновская, Тверская, Майдановская, Сергиевская, Вятская, магнитофон.

Раздаточный материал: силуэты матрешек, вырезанные по контуру, ватные палочки, гуашь.

Все скорее встаньте в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. А что это за сюрприз вы узнаете, когда отгадаете загадку, слушайте внимательно:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Воспитатель: Правильно, ребята!Сегодня к нам в гости пришла Матрёшка.

Присаживайтесь на стульчики!

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о матрёшке?

Дети: Это игрушка.

Воспитатель:Как появилась русская матрёшка?

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу, как появилась русская матрёшка, а вы слушайте и запоминайте.

Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: взял деревянный брусочек и сделал куколку, внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и ещё, и ещё. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и яркие щёчки. Веселая получилась куколка.И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её звали.Воспитатель: Ребята, представляете себе, есть много видов матрёшек: вот Семёновская матрёшка






Воспитатель: Отличаются матрёшки названиями городов, в которых изготовил их мастер.

Воспитатель: Давайте все вместе посмотрим на матрёшку и расскажем о ней.

Кто это? (матрёшка)

Что у неё на голове? (платочек)

А во что же одели мастера матрешку? в сарафан

Чем украшен сарафан? (цветами)

Сколько у нас матрёшек? (одна – или мало)

Эта матрёшка какая? (большая)

Какой секрет есть у Матрёшки? внутри спрятаны ещё матрёшки

Сколько сейчас у нас матрёшек? Много

Это матрешка какая? – Маленькая!

Воспитатель: Матрёшки очень любят играть, поиграем?

Ну-ка за руки беритесь,

В круг скорее становитесь.

Вы, ребята, не зевайте.

Вместе с Матрёшкой всё выполняйте!

Физкультминутка "Нарядные Матрешки"

Хлопают в ладошки, дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны вперёд)

Матрёшки озорные,матрешки расписные (Красуются)
Ладушки, ладушки,веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Матрёшке очень понравилось с вами играть.

Самостоятельная часть (рисование)

Воспитатель достает из сундучка заготовки матрёшек.

Воспитатель: Посмотрите, а эти матрешки грустные? Как вы думаете почему?

Дети: потому что у них сарафаны не украшены.

Воспитатель: Что же нам делать? Как же быть? Как нарядить матрешек?

Дети: нужно разукрасить сарафаны.

Воспитатель: Рисовать мы с вами сегодня будем палочками – цветочками.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Кулачки разжали – сжали,

Вот и пальчики размяли.

Мастера, скорей за дело

Украшай платочки смело.

Ребята, подходите к столам, украшайте сарафанчики!

Дети украшают сарафаны (под русскую народную мелодию)

Воспитатель: Ребята, возьмите каждый свою работу и принесите на выставку! Посмотрите, какие яркие сарафанчики получились. Матрешки теперь улыбаются!

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, давайте похвалим нашу Матрёшку. Матрёшка какая?

Дети:красивая, нарядная, расписная, веселая, розовощекая, пухленькая, деревянная, красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная.

Ребята, кто приходил сегодня к нам в гости?матрёшка

Что мы делали с Матрёшкой? играли, рисовали.

Воспитатель: Давайте скажем Матрёшке до свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: До новых встреч!

2.Картинки Матрёшек с интернета

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: