Конспект занятия развитие речи космическое путешествие
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Цель: закрепление знаний детей о космосе через заучивание стихотворения с использованием мнемотаблиц.
ЗАДАЧИ :
2.Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением.
2 . Совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам , передовая интонационную выразительность.
3.Учить согласовывать действия друг с другом , работать сообща.
Развивающие:
1.Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.
2. Обеспечить развитие координации речи с движением
3. Обеспечить развитие логического мышления при составлении схем, зрительной и словесно-логической памяти.
4. Обеспечить развитие умения детей использовать средства мнемотехники при заучивании стихотворений.
5. Совершенствовать интонационную выразительность речи
6.7.Развивать память , связную речь, фонематический слух, диалогическую речь
Обогащать словарный запас по теме: космос, вселенная, солнечная система.
Воспитательные :
Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
Воспитывать любовь и гордость за свою Родину.
Вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений о космосе, интерес к художественному слову.
Интегрированные образовательные области: позновательное развитие, социально-коммуникативное развитие , физическое развитие.
Наглядные средства обучения : ноутбук, телевизор, презентация
Предварительная работа :
О . А . Скоролупова « Покорение космоса
Ход образовательной деятельности:
Сюрпризный момент. Внесение коробки с космическими атрибутами.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете что это? Правильно , все эти предметы связаны с космосом . Это очень интересно, загадочно. Я люблю путешествовать и сегодня я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие в космос . Но , скажите , как вы думаете , что нужно для начала нашего путешествия ? ( ответы детей)
- Для начала - это хорошее настроение. У меня настроение замечательное и я хочу с вами им поделиться.
Воспитатель предлагает встать детям в круг :
Здравствуй , дружок , ( предложить руку ребёнку справа )
Здравствуй , дружок ! ( предложить руку ребёнку слева )
Скорей становитесь со мною в кружок !
Давай улыбнёмся и скажем : " Привет !"
Солнцу : " Привет !"
Гостям всем : " Привет !"
Воспитатель : Ребята , отгадайте загадку :
Крыльев нет у этой птицы ,
Но нельзя не подивиться :
Лишь распустит птица хвост —
И поднимается до звёзд . ( ракета ). ( показ картины - ракета )
Молодцы ! Ракеты построили , давайте проверим все ли верно вы сделали и всё ли готово к полёту . ( сопостовляем с картинкой)
А теперь присядем на коврики . Ребята ,для того чтобы давать четкие ответы в эфире , нам надо потренировать язычки.
Чу – Чу – Чу , в космос я лечу .
Им – Им – Им , на ракете полетим .
Ды – Ды – Ды , долетим мы до звезды .
Ой – Ой – Ой , затем вернемся мы домой
Воспитатель : молодцы ребята , справились с заданием , теперь
можно и лететь , давайте разомнемся и полетим. Встаем на ноги и идем по кругу.
Физминутка :
Чтобы сильным стать и ловким ( маршируем по кругу)
Начинаем тренировку : ( остановиться и выполнять движения по тексту )
Руки вверх , руки вниз ,
Вправо - влево наклонись ,
Головою покрути
И лопатки разведи .
Вправо шаг и влево шаг ,
А теперь прыжком вот так, Молодцы!
Прошу всех занять места .
(Дети садятся на стулья ) .
Мы начинаем космическое путешествие . Внимание ! Внимание ! До старта осталось 10 секунд , начинаем обратный счет от десяти (Считают хором:9,8,7,6,5,4,3,2,1-старт!)
Звучит музыка. Слайд-шоу
Воспитатель : вот мы и в космосе
Ребята , посмотрите ! Что вы видите ? ( звезды , планеты )
А когда мы можем видеть звезды ? ( Ночью , на ночном небе )
А кроме звезд , что еще вы видели на небе ? Днем — Солнце , а ночью Луну .
Солнце , Луна , звезды — все это находится в космическом пространстве .( слайд 1)
А вы узнали вот эту планету ? ( показать изображение Земли ).
( слайд 2)
Как вы догодались , что это планета Земля ? ( она голубая )
А почему наша планета имеет много голубого и синего цвета ? ( синий цвет — это океаны и моря )
Наша планета Земля — это часть Вселенной .
Люди с давних времен смотрели на небо и задумывались , а что там дальше за облаками и мечтали подняться выше облаков . Люди изобрели телескопы , это специальные приборы , которые позволяют людям видеть то , что расположено очень далеко от Земли . ( слайд 3)
Потом люди изобрели космические корабли . Космические корабли долго испытывали , чтобы полеты на них были безопасны для человека . ( слайд 4)
- Ребята, вспомните, кто первый полетел в космос ?
Да в космос первыми полетели не люди , а первый успешный полет в космос совершили собачки Белка и Стрелка ( слайд 5)
А после того , как полет собачек прошел успешно , в космос полетел первый человек .
- Скажите , кто знает , как зовут первого космонавта ?
- Когда произошел первый полет ? Правильно!
Этот полет произошел 12 апреля 1961г, свой первый полет Гагарин совершил на корабле Восток-1 и с тех пор в этот день празднуется День Космонавтики. ( слайд 6)
Воспитатель : ребята , на каждом корабле есть бортовые журналы , в котором космонавты делают свои отчеты о проделанной работе в космосе , там находятся записи и фотографии , у меня есть такой журнал , я предлагаю вам рассмотреть его и рассказать о том , что там находиться . ( предлагается мнемотаблица со стихом для заучивания)
В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.( В. Степанов)
Шар земной — наш дом родной.
А вселенная это дом для звезд и солнца , а солнца есть своя семья — это 9 планет . Их так и называют - планеты Солнечной системы .
Давайте вспомним их .
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон. ( слайд 7)
А вы хотели бы создать свою солнечную систему ? Предлагаю вам изготовить вот такую ! Все что необходимо. В этой коробочке. Ну что приступаем?
Все вместе рассматриваем нашу модель солнечной системы , дети рассказывают , почему расположили именно так планеты.
Воспитатель : Посмотрите , какая красивая солнечная система получилась - молодцы , ребята ! Вы прекрасно справились с поставленной задачей , все планеты на своих местах
Воспитатель : пришло время возвращаться домой , займите свои места ( звучит космическая музыка ) начинаем обратный отсчет 10,9,8,7……
Вот мы и дома , ребята , мы с вами долго путешествовали , пришлось мало двигаться , давайте поиграем :
(Расставляем стульчики в количестве меньшем , чем количество детей . )
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты
На какую захотим , на такую полетим
Но в игре один секрет - опоздавшим места нет .
(Дети бегают под музыку , а когда музыка затихает дети должны занять места на стульчиках . Опоздавшие выбывают . )
- Ребята! Что вам особенно понравилось из нашего путешествия ? Что запомнилось? Что нового узнали ? Чем занимались? Мне очень понравилось путешествовать с вами, вы молодцы! Я хочу вам вручить медали за освоение космических просторов , вы сегодня очень хорошо работали и многое узнали .
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Развивающие :
1. Повторение и закрепление звука Р;
2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;
3. Развитие диалогической речи;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
Интеграция образовательных областей:
Речевая, познавательная, художественно-эстетическая.
3. Разучивание с детьми стихов;
Материалы и оборудование:
картинки с изображением планет,
игрушки: Лунтик, мяч, аудиозапись космической музыки,
цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения.
2. Н. В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.
Ход НОД:
- Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие!
- А на чем мы полетим в космос? / дети: — На ракете!/
- Какой первый звук в слове РАКЕТА?
- А что мы с вами обязательно наденем? / дети: - скафандр!/.
- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Мы скафандр надеваем
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
- Наш экипаж к полету готов
Отправляемся в полет!
- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.
- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
- Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
/На каждой планете дети выполняют задания. /
Задание: Отгадайте загадки.
1. Что за птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд?
2. Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
по небу летает, самолеты обгоняет.
- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его.
- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
/Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.
Космическая физкультминутка
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля –
(Наклониться).
(Руки развести в стороны).
- А вы знаете, кто был первым космонавтом?
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:
В космической ракете
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.
- Ребята, нам пора нам отправляться дальше!
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
космонавт-… космонавты, с
- Ребята, какие созвездия вы знаете?
/ ответы детей: большая медведица, микроскоп, павлин, гончие псы, муха, крест, южная корона, компас и т. д. /
/Дети делятся на команды и по образцу выкладывают из звездочек свои созвездие. /
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает.
- Спутник летает? … Летает.
- Звезда летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.
Летит, летит ракета
Вокруг земного света,
А в ней сидит Гагарин-
Простой Российский парень!
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Например: звезда -…звездочка;
- Молодцы ребята, с заданием справились.
- Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!
- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.
- Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
- Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна).
Он хочет с вами поиграть.
- Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
- Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:
Летит в космической дали
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
(автор стихотворения - В. Орлов)
- Ребята! Наше путешествие подошло к концу.
-Вам понравилось путешествовать по планетам?
-Давайте еще раз вспомним названия всех планет?
-Что вам больше всего запомнилось?
- Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Словарные:
1. Повторение и закрепление звука Р;
2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;
3. Развитие диалогической речи;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
- Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
/На каждой планете дети выполняют задания./
Задание: Отгадайте загадки.
1. Что за птица, алый хвост,
- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.
- Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
- Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна).
- Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
- Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.
Форма проведения: Игра-путешествие.
Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, игры, отражение в рисунках.
Воспитатель: Ребята, нам сегодня в детский сад прислали необычное письмо – а видео письмо. Вам интересно узнать, кто же его нам прислал?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте посмотрим его
Приглашение в гости от инопланетян – марсиан
Воспитатель: Ребята, а кто нас приглашает в гости?
Дети: инопланетяне, марсиане
Воспитатель: Давайте вместе повторим марсиане. Ну что, полетим на планету Марс?
Дети: Да
Воспитатель: А как называются люди, которые путешествуют в космосе?
Дети: Космонавты.
Воспитатель: А подскажите мне, на чем можно совершить космическое путешествие?
Дети: На ракете
Воспитатель: Давайте построим нашу ракету
Дети из геометрических фигур собирают ракету
Воспитатель: А как у любого летательного аппарата имеется название, давайте придумаем и нашей ракете название.
Дети придумывают название ракете
Воспитатель: Ребята, раз мы летим с вами в космос, значит мы кто?
Дети: Космонавты
Воспитатель: А как вы думаете, должны ли космонавты много знать?
Дети: Да
Воспитатель: Ну, раз вы космонавты, то я сейчас буду задавать вопросы, а вы на них будете отвечать:
• Как называется профессия людей, которые летают в космос (космонавты)
• Откуда стартуют ракеты (Космодром)
• Как называется одежда космонавтов? (Скафандр)
• Кто был первым космонавтом, который полетел в космос? (Ю. Гагарин)
• С помощью какого прибора можно наблюдать за звездным небом? (Телескоп)
• Вспомните планеты, которые вы знаете?
• Чего нет на других планетах? (воздух, вода).
• Назовите звезду, без которой ни чего бы на земле не существовало, она нас освещает и обогревает? (Солнце)
• Мы полетели в космос, значит мы, кто? (космонавты)
• Значит ракета, какая? (космическая)
• Откуда стартует ракета? (с космодрома)
Дети отвечают на поставленные вопросы[/b]
Просмотр презентации о планетах
Дети: Стоп мотор!
Воспитатель: Действительно, планета Марс. Ну что, выйдем и поздороваемся с обитателями этой планеты.
Видео обращение марсиан с просьбой помочь им сделать домашнее задание, которые им задал их учитель
Воспитатель: ну что ребята, поможем?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте свои задания, мы сейчас их быстро решим
В конверте задания
1. Отгадайте загадки:
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (солнце)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?(Космонавт)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц клинья перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо… (Земля)
Кто смотрит всегда в телескоп,
С космосом близко знаком,
Обнаруживает чёрные дыры,
Любуется созвездием Лиры? (Астроном)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(телескоп)
2. Из каких слов состоит слово - Звездочет? Луноход? Звездопад?
5. Прочтите стихотворение и продолжите его
Пилот в Космической ракете
На землю глянул с высоты
Еще никто, никто на свете
Такой не видел ….. красоты
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня….. (Луной).
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в воздух поднялась
С земного…. (Космодрома).
Воспитатель: Давайте взойдем на нашу ракету. 5,4,3,2,1 - пуск. Закрыли глаза, руки и ноги расслабили, открыли глаза. Ну, вот мы и дома.
Дети выходят из ракеты
Воспитатель: Ребята, а где мы с вами сегодня были, с кем встретились, кому помогли?
Читайте также: