Конспект занятия различение наложенных изображений предметов
Обновлено: 05.07.2024
Тема урока: Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. Соотнесение предмета с его изображением на картинке.
Цель урока: Формирование умений находить, показывать и отбирать парные предметы, соотносить предмет с его изображением на картинке.
Образовательные:
Учить находить, показывать и отбирать парные предметы ;
Формировать умение соотносить предмет с его изображением на картинке .
Коррекционные:
Коррекция мелкой моторики пальцев рук;
Коррекция и развитие мышления: умения выделять признаки предмета, сравнивать предметы по выделенному признаку.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес к занятиям.
Оборудование:
- задания на печатной основе,
- карточки с индивидуальными заданиями,
1.Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
3. Изложение новой темы
Цель игры: подвести детей к тому, что без недостающей детали предмет трудно будет использовать.
Материал: картинки с изображением предметов с недостающей деталью, картинки с изображением отсутствующей детали.
-Дети, сегодня на занятии мы с вами узнаем, что предметы состоят из различных деталей.
Подача нового материала.
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Инструкция: назовите те предметы, которые вы ремонтировали в предыдущей игре.
Инструкция: Назовите недостающую деталь у предмета.
Дети, что вы сегодня делали на занятии?
Что нового узнали? Какой вывод можно сделать о частях предметов? Все ли части предметов важны или можно использовать предмет без какой-либо его детали?
Зашумлённые картинки (они же наложенные изображения, они же наложенные фигуры Поппельрейтера) пришли на помощь детям из военной психоневрологии. Наложенные изображения были придуманы для изучения зрительных нарушений у солдат, получивших черепно-мозговые травмы на войне. Но как происходит со многими полезными находками, применяются гораздо шире.
Специалисты отмечают взаимосвязь между сформированностью навыков чтения, письма и состоянием зрительного восприятия. Психологами доказано: чем выше уровень зрительного распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма.
Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются в дошкольном возрасте. Поле зрения, начиная с 6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля зрения взрослого человека.
Формирование остроты зрения происходит у ребенка до 7 лет. Однако у некоторых первоклассников наблюдаются недостатки зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти. Среди них могут быть:
• Нарушено формирование зрительного образа буквы, цифры, графического элемента. Ребенок не соотносит элементы, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству.
• Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.
• Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
• Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник).
Для того, чтобы избежать подобных трудностей, необходимо вводить упражнения на тренировку зрительного восприятия уже с 4-5 лет.
Одним из эффективных упражнений в формировании зрительных функций у дошкольников является работа с зашумленными (наложенными) рисунками. Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий:
• выделение его существенных признаков;
• установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечное восприятие зрительного объекта;
• торможение признаков, которые не имеют существенного значения.
Как развить зрительное восприятие у дошкольников?
Один из распространённых способов – зашумлённые картинки.
Анализ зашумлённых картинок
Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.
Поскольку игру полезно использовать в работе с разными категориями детей (нормой, ЗПР, логопатами и т. д., сперва надо выяснить, с картинок какой сложности начинать работу.
Предъявите малышу несложный рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга (пример зашумлённого изображения).
Предложение: рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите: обведи его пальчиком.
Обратите внимание! Соскальзывает малыш при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию.
Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже бездействует, стимулируйте вопросами: а что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи, пожалуйста.
Если ребёнок обвёл предмет правильно, но затрудняется его назвать, то это не ошибка восприятия, а скорее, признак педагогической запущенности.
Получив небольшое представление о воспитаннике, можно подбирать материал для работы. В интернете много карточек с наложенными картинками, будет нетрудно подобрать подходящие.
Предъявлять зашумлённые картинки надо от простого к сложному.
Варианты игры в наложенными изображениями
Какие ещё варианты заданий с наложенными картинками доступны дошкольникам? Они перечислены ниже.
1. Найти и выделить среди овощей – фрукт ( или наоборот: фрукт среди контуров овощей).
2. Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя (или наоборот).
3. Найти и выделить указанную цифру и букву.
4. Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.
5. Выделить контуры животных жарких стран.
6. Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру (либо несколько геометрических фигур).
8. Выделить силуэты северных животных.
9. Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую (или наоборот).
10. Найти контур животного посреди насекомых.
11. Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.
Указанный контур дети могут выделить разными способами:
• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур, карандашами, восковыми мелками или пастелью;
• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;
• вырезать силуэт ножницами.
Наложенных изображений в интернете море. Но иногда надо создать материал под конкретную тему или конкретного ребёнка. Это легко сделать с помощью трафаретов.
Для воспитанников младшего возраста подбираются трафареты с более крупными и простыми рисунками. Детям постарше можно взять 3-5 более мелких и сложных контуров предметов.
Для детей младшего возраста подбирают трафареты с более крупным и простым рисунком. Для старших детей можно использовать от 3 до 5 более мелких и сложных силуэтов.
Назови все предметы и всех животных на картинках. Как их можно назвать одним словом?
Кто спрятался на рисунках? Назови и сосчитай!
Кого увидел волк?
Посмотри внимательно на картинку, найди и сосчитай всех черепах.
Какие животные спрятались на рисунке?
Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.
Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.
Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.
Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.
Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.
Данная разработка занятия соответствует требованиям ФГОС, а именно - формирование базовых национальных ценностей.
Цель: Научить различать наложенные изображения предметов по инструкции педагога.
Задачи:
1. Коррекция зрительного анализа и синтеза путем выполнения упражнений на развитие зрительного внимания; развивать связную речь учащихся;
2.Развитие зрительно-предметного восприятия.
3.Формирование зрительных образов-представлений и навыков узнавания объектов внешнего мира в условиях наложения контуров предметов.
4. Воспитание патриотизма, справедливости, трудолюбия, дружбы, семейных ценностей, традиций.
Ход занятия.
- Чтобы отгадывать предметы, надо быть внимательным, запоминать детали предметов.
- Мы сегодня будем учиться различать наложенные друг на друга, предметы и изображения.
(воспитание дружбы, коллективизма. Когда мы едины, мы не победимы)
- Что вам помогло быстро выбрать свои игрушки? (У зайца- длинные уши… )Для чего мы играли в эту игру? (Чтобы научиться быстро находить нужные предметы, необходимо запоминать их части, цвет и т.д.)
Работа по теме.
На карточках у каждого из вас нарисованы контуры 2-х предметов, назовите, что нарисовано. (н-р: собака и банан и т.д.). Животное обведите зелёным карандашом, а фрукт – красным. Постарайтесь, потрудитесь и выполните правильно? За всякое дело берись умело.
У каждого из вас есть карточка, на которой написаны буквы, из них необходимо составить слово (дом, зуб, лес) и прочитать его. Чтение лучшее учение. Кто много читает – тот много знает.
Закрепление.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Упражнения для развития восприятия и наблюдательности
· Ученику предъявляют 3—5 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
· Ученику нужно назвать, какие буквы спрятаны на картинке
· Ученику предлагается на картинке отыскать всех животных, которые спрятались
· Ученику предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.
· Ученику нужно дорисовать буквы, цифры
· Ученику предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.
· Ученику предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их
· Ученику предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
· Ученику предлагают рассмотреть парные сюжетные картинки с отличительными признаками и найти эти признаки различия, сходства.
· Ученику предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
Варианты:предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).
8. Упражнение "Геометрические фигуры"
· Ученику предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур. Нужно определить, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.
Читайте также:
- Стихотворение зимнее утро двусложные размеры стиха 6 класс конспект урока
- План конспект разметка заготовок из древесины 6 класс
- Основы религиозных культур 4 класс стр 37 конспект
- Конспект занятия по развитию речи в старшей группе пересказ сказки петух и собака
- Ирина антонова эксперимент конспект урока