Конспект занятия различение наложенных изображений предметов

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока: Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. Соотнесение предмета с его изображением на картинке.

Цель урока: Формирование умений находить, показывать и отбирать парные предметы, соотносить предмет с его изображением на картинке.

Образовательные:

Учить находить, показывать и отбирать парные предметы ;

Формировать умение соотносить предмет с его изображением на картинке .

Коррекционные:

Коррекция мелкой моторики пальцев рук;

Коррекция и развитие мышления: умения выделять признаки предмета, сравнивать предметы по выделенному признаку.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес к занятиям.

Оборудование:

- задания на печатной основе,
- карточки с индивидуальными заданиями,

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

3. Изложение новой темы

Цель игры: подвести детей к тому, что без недостающей детали предмет трудно будет использовать.

Материал: картинки с изображением предметов с недостающей деталью, картинки с изображением отсутствующей детали.

-Дети, сегодня на занятии мы с вами узнаем, что предметы состоят из различных деталей.

Подача нового материала.

Упражнение на развитие зрительной памяти.

Инструкция: назовите те предметы, которые вы ремонтировали в предыдущей игре.

Инструкция: Назовите недостающую деталь у предмета.

Дети, что вы сегодня делали на занятии?

Что нового узнали? Какой вывод можно сделать о частях предметов? Все ли части предметов важны или можно использовать предмет без какой-либо его детали?

Зашумлённые картинки (они же наложенные изображения, они же наложенные фигуры Поппельрейтера) пришли на помощь детям из военной психоневрологии. Наложенные изображения были придуманы для изучения зрительных нарушений у солдат, получивших черепно-мозговые травмы на войне. Но как происходит со многими полезными находками, применяются гораздо шире.

Специалисты отмечают взаимосвязь между сформированностью навыков чтения, письма и состоянием зрительного восприятия. Психологами доказано: чем выше уровень зрительного распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма.

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются в дошкольном возрасте. Поле зрения, начиная с 6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля зрения взрослого человека.

Формирование остроты зрения происходит у ребенка до 7 лет. Однако у некоторых первоклассников наблюдаются недостатки зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти. Среди них могут быть:

• Нарушено формирование зрительного образа буквы, цифры, графического элемента. Ребенок не соотносит элементы, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству.

• Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.

• Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.

• Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник).

Для того, чтобы избежать подобных трудностей, необходимо вводить упражнения на тренировку зрительного восприятия уже с 4-5 лет.

Одним из эффективных упражнений в формировании зрительных функций у дошкольников является работа с зашумленными (наложенными) рисунками. Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий:

• выделение его существенных признаков;

• установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечное восприятие зрительного объекта;

• торможение признаков, которые не имеют существенного значения.

Как развить зрительное восприятие у дошкольников?

Один из распространённых способов – зашумлённые картинки.

Анализ зашумлённых картинок

Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.

Поскольку игру полезно использовать в работе с разными категориями детей (нормой, ЗПР, логопатами и т. д., сперва надо выяснить, с картинок какой сложности начинать работу.

Предъявите малышу несложный рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга (пример зашумлённого изображения).

Предложение: рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите: обведи его пальчиком.

Обратите внимание! Соскальзывает малыш при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию.

Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже бездействует, стимулируйте вопросами: а что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи, пожалуйста.

Если ребёнок обвёл предмет правильно, но затрудняется его назвать, то это не ошибка восприятия, а скорее, признак педагогической запущенности.

Получив небольшое представление о воспитаннике, можно подбирать материал для работы. В интернете много карточек с наложенными картинками, будет нетрудно подобрать подходящие.

Предъявлять зашумлённые картинки надо от простого к сложному.

Варианты игры в наложенными изображениями

Какие ещё варианты заданий с наложенными картинками доступны дошкольникам? Они перечислены ниже.

1. Найти и выделить среди овощей – фрукт ( или наоборот: фрукт среди контуров овощей).

2. Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя (или наоборот).

3. Найти и выделить указанную цифру и букву.

4. Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.

5. Выделить контуры животных жарких стран.

6. Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру (либо несколько геометрических фигур).

8. Выделить силуэты северных животных.

9. Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую (или наоборот).

10. Найти контур животного посреди насекомых.

11. Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.

Указанный контур дети могут выделить разными способами:

• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур, карандашами, восковыми мелками или пастелью;

• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;

• вырезать силуэт ножницами.

Наложенных изображений в интернете море. Но иногда надо создать материал под конкретную тему или конкретного ребёнка. Это легко сделать с помощью трафаретов.

Для воспитанников младшего возраста подбираются трафареты с более крупными и простыми рисунками. Детям постарше можно взять 3-5 более мелких и сложных контуров предметов.

Для детей младшего возраста подбирают трафареты с более крупным и простым рисунком. Для старших детей можно использовать от 3 до 5 более мелких и сложных силуэтов.

Назови все предметы и всех животных на картинках. Как их можно назвать одним словом?

Кто спрятался на рисунках? Назови и сосчитай!

Кого увидел волк?

Посмотри внимательно на картинку, найди и сосчитай всех черепах.

Какие животные спрятались на рисунке?

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка занятия соответствует требованиям ФГОС, а именно - формирование базовых национальных ценностей.

Цель: Научить различать наложенные изображения предметов по инструкции педагога.

Задачи:
1. Коррекция зрительного анализа и синтеза путем выполнения упражнений на развитие зрительного внимания; развивать связную речь учащихся;

2.Развитие зрительно-предметного восприятия.

3.Формирование зрительных образов-представлений и навыков узнавания объектов внешнего мира в условиях наложения контуров предметов.
4. Воспитание патриотизма, справедливости, трудолюбия, дружбы, семейных ценностей, традиций.

Ход занятия.

- Чтобы отгадывать предметы, надо быть внимательным, запоминать детали предметов.

- Мы сегодня будем учиться различать наложенные друг на друга, предметы и изображения.

(воспитание дружбы, коллективизма. Когда мы едины, мы не победимы)

- Что вам помогло быстро выбрать свои игрушки? (У зайца- длинные уши… )Для чего мы играли в эту игру? (Чтобы научиться быстро находить нужные предметы, необходимо запоминать их части, цвет и т.д.)

Работа по теме.

На карточках у каждого из вас нарисованы контуры 2-х предметов, назовите, что нарисовано. (н-р: собака и банан и т.д.). Животное обведите зелёным карандашом, а фрукт – красным. Постарайтесь, потрудитесь и выполните правильно? За всякое дело берись умело.



У каждого из вас есть карточка, на которой написаны буквы, из них необходимо составить слово (дом, зуб, лес) и прочитать его. Чтение лучшее учение. Кто много читает – тот много знает.

Закрепление.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Упражнения для развития восприятия и наблюдательности

· Ученику предъявляют 3—5 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

http://rushkolnik.ru/tw_files/9812/d-9811262/9811262_html_4a51db06.jpg
http://internat76.kvels55.ru/uploads/company/492133550/4497/frukty-najdi-v-kartinke.jpg

· Ученику нужно назвать, какие буквы спрятаны на картинке

http://deti-mama.com/wp-content/uploads/2014/05/Naydi-spryatavshiesya-bukvyi.jpg

· Ученику предлагается на картинке отыскать всех животных, которые спрятались

http://pandia.ru/text/78/417/images/image028_4.jpg


http://school.xvatit.com/images/thumb/0/01/25.03-5.jpg/550px-25.03-5.jpg

· Ученику предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.

http://player.myshared.ru/272637/data/images/img7.jpg


http://festival.1september.ru/articles/312738/img2.jpg

· Ученику нужно дорисовать буквы, цифры

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/37/31388/hello_html_m4d3a74ed.jpg
http://azbyka.kz/images/385/9.jpg

· Ученику предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.

· Ученику предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их

http://deti-mama.com/wp-content/uploads/2014/05/Nadi-pravilnyie-bukvyi.jpg

· Ученику предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.

http://jirafenok.ru/wp-content/uploads/2013/05/natjti-razlichiya-vnimanie-300x210.jpg
http://dliadetei.ru/public/2/20140130/139106293061512399_normal.jpg

· Ученику предлагают рассмотреть парные сюжетные картинки с отличительными признаками и найти эти признаки различия, сходства.

http://ped-kopilka.ru/images/photos/e00406144c1e7e35240afed70f34166a.jpg

· Ученику предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.

Варианты:предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

8. Упражнение "Геометрические фигуры"

· Ученику предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур. Нужно определить, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.

Читайте также: