Конспект занятия приметы осени подготовительная группа

Обновлено: 08.07.2024

Главная Занятия по теме "Осень"

Разработала Жамсаранова Ханда Валериевна

Цель: Уточнить и расширить представления об осени и ее приметах.

Развивающие:

  1. Развитие зрительно и слухового внимания и восприятия;
  2. Развитие воображения, наблюдательности, мелкой моторики;
  3. Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным схемам.

Создавать положительный эмоциональный фон.

  1. У ребенка уточняется представление об осени.
  2. Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
  3. Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.

- Послушайте внимательно стихотворение, которое я прочитаю:

Листья под ноги летят,

Желтые и красные,

До чего прекрасные!

- О каком времени года идет речь?

Воспитатель: Да, верно, об осени.

К нам в окно залетел осенний листок с дерева. Давайте посмотрим какой он!

Воспитатель: Верно. Но посмотрите на нем прикреплена записка от Осенней феи! В ней написано: «Здравствуйте, дорогие дети! Наступила осенняя пора и надо нарисовать осень для моего друга из далекой страны, где нет осени. Я хочу, чтобы картина получилась самой красивой и правдивой. Что мне лучше изобразить на ней? Мне очень не хватает вашего совета!

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Осенней фее, и вспомним какая осень бывает!

Воспитатель: ребята, внимательно послушайте пословицы и поговорки про осень. (Упражнение на развитие слухового восприятия.)

Холоден сентябрь, да сыт.

Сентябрь птиц в дорогу торопит.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта.

Осенью все знают, что дожди идти мешают.

Разноцветная осень пришла-веселье детям принесла.

Что с урожая соберешь, на том зимой и живешь.

Осень пришла-дожди с собой принесла.

Воспитатель: значит осень, какая?

Воспитатель: А вот, ребята, вы правильно заметили, что осень щедрая! Что же дарит людям осень?

Воспитатель: правильно, ребята! Послушайте небылицы. (Упражнение на развитие слухового восприятия.)

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор

И увидел, как на грядке

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез,

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко- низко.

Только Машенька пришла,

сразу овощи нашла.

Воспитатель: как вам этот огород? Он правильный? Найдите несуразицы, ребята!

Воспитатель: правильно! Теперь Осенняя фея знает какими красками раскрасить урожай.

Воспитатель: Послушайте загадки.

Сотни птиц, собравшись в стаи,

Днем осенним улетают.

А летят они туда,

Где тепло всегда-всегда.

Птички, вы куда спешите?

Нашим детям расскажите. (На юг)

Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья)

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Листопад)

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный. (дождь)

Кто плывет по небосводу

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажи-ка нам скорей! (Туча)

Воспитатель: значит осенью что происходит в природе?

Воспитатель: Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

Дуб, рябина, ромашка, береза;

Береза, трава, тополь, клен;

Туча, лед, дождь, ветер;

Грибы, урожай, листопад, подснежник;

Зонт, сапоги, шорты, куртка.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Маме осенний букет отнесем.

(с элементами пантомимы). На закрепление представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность.

Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Задание № 1. Показать, что стало холодно.

Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Задание № 2. Показать, что идет холодный дождь.

Задание № 3. Показать, что снова светит солнышко.

Дети прыгают, бегают, веселятся.

Задание № 4. Показать, что дует сильный ветер.

Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.

Воспитатель: Я буду говорить вам слово, которое обозначает большой предмет, а вы превратите его в маленький предмет.

Туча-тучка, дождь-дождик, капля-капелька, лужа-лужица, ветер-ветерок, лист-листик, листочек, гриб-грибочек, грибок, ягода-ягодка

Воспитатель: вот и все, ребята, пришло время ответить на письмо Осенней феи.

Земля деревья люди

Кончилось теплое лето, наступила…… Солнце…, на небе…, часто моросит…. Листья на деревьях…, их сдувает…, и они падают … Птицы…, звери в лесу готовят… Люди надевают… и собирают ….

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли осенней фее нарисовать картину! Теперь ее далекий друг узнает, что такое осень! Спасибо!

Учить детей самостоятельно выделять признаки осени.

Развивать у детей внимание, наблюдательность.

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, которые происходят в природе.

Учить видеть красоту осенней природы, восхищаться ею.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, растениям, её обитателям.

Ход прогулки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Какая сегодня погода?

Ответы детей: Стало прохладно. На небе тучи, облака.

Воспитатель: А какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. Как вы узнали, что наступила осень?

Дети: Листья на деревьях желтеют. Часто идут дожди.

Воспитатель: Дети, вы знаете пословицы и поговорки об осени? Расскажите?

Воспитатель: Издревле люди замечали изменения природы, в связи с изменением погодных условий. Эти заметки постепенно превратились в приметы и пословицы. А я тоже знаю несколько пословиц об осени :

• Без дождя и трава не растет.

• Были дни ясны, да стали ненастны.

• Батюшка сентябрь не любит баловать.

• Осень дождлива, да сытна.

• Осень-перемен восемь.

• Осень идет и за собой дождь ведет.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете еще какие-нибудь формы фольклорного народного творчества, из которых можно извлечь народную мудрость?

Дети: Пословицы, поговорки, загадки, стихи.

Воспитатель: Правильно. Молодцы! Хотите мы с вами сейчас узнаем, как говорят об осени писатели в своих стихотворениях?

Воспитатель: зачитывает стихи.

стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья. (Константин Бальмонт)

Дождик так и льётся,

Мокнет под окном;

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла! (Алексей Плещеев)

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть?

Цель: Систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что дает человеку природа.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадки, и скажите, когда это бывает.

Жаль озябшего бедняжку-

Всем ветрам и ветеркам

Лес последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам. (осенью)

Опустел наш бедный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

Пришла без красок и без кистей

И разукрасила все листья. (осень)

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата? (облака)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево)

Воспитатель: Молодцы! Всё отгадали. Вот мы с вами поиграли, теперь пора и потрудиться.

Трудовая деятельность: Уборка листьев на игровой площадке, в цветнике.

Воспитатель: Хорошо мы потрудились. Устали? Хотите немного размяться?

Цель: Упражнять детей в метании в движущуюся цель. Развивать ловкость, координацию движений.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась прогулка? Что больше всего запомнилось, понравилось?

Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

Дети: С весёлым, хорошим

В: Покажите мне ваше хорошее настроение. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, слушать воспитателя внимательно, поднимать руку.

2.

В: Послушайте стихотворение.

Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!

В: О каком времени года говорится в стихотворении?

В: По каким приметам вы догадались, что это осень?

Д: Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее, и т.д.

В: Какие приметы осени ещё вы знаете? (называют)

В: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?

Д: Мало света, тепла

В: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?

Д: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т.д.

В: Ребята! Вся ли осень одинаковая?

В: Какая бывает осень?

Д: Ранняя и поздняя?

В: Что бывает ранней осенью?

Д: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают и т.д.

В: Что бывает поздней осенью?

Д: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели и т.д.

3. В: Ребята, каких зверей можно встретить в лесу осенью? (называют) А сейчас мы узнаем чем они занимаются осенью в лесу. (дети в масках рассказывают о себе)

Ёж: Деревья готовятся к зиме, и я тоже готовлюсь. Всё лето я накапливал жир, ведь мне предстоит долгая спячка. Спать я буду в укромном месте, в сухих листьях и в траве. Я собираю листочки, чтобы сделать тёплую постельку на зиму.

Медведь: Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

Лиса: А мы, лисы, к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.

Заяц: Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.

Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нём тепло,
Застелить его ковром -
Тёплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну, а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите -
Непременно угощу.
Лист осенний облетает,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький, пушистый.

4. В: А сейчас отдохнём.

Лебеди летят
Крыльями машут.
Метнулись над водой
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться.
Очень бесшумно
На воду садятся
плавные движения руками

наклоны вперёд

стоят прямо,
вытянув шею
бесшумно приседают

опустив руки.

5. В: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?

Д: Улетели в тёплые края

В: Почему они от нас улетели?

Д: Стало холодно и голодно

В: Как называются птицы, которые улетели?

В: Назовите этих птиц?

Д: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.

В: А как называются птицы, которые у нас зимуют?

В: Назовите зимующих птиц?

Д: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.д.

В: Я хочу вам сказать, что с наступлением холодов с севера перекочёвывают к нам чижи, свиристели, чечётки, снегири - это кочующие птицы. Как вы думаете, почему их назвали кочующие? (отвечают)

В: Кочующие, потому, что отлетают на небольшие расстояния. Привыкли жить в холоде.

Содержимое публикации

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:

- учить детей называть признаки осени, изменения в природе, жизни животных и людей;

- развивать память, воображение, мышление, активизировать словарь;

- воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным и птицам.

Приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности.

Воспитатель: Послушайте загадку:

Это время года - . (Осень)

Ответы детей: Осень.

Воспитатель: Чему посвящено сегодня наше занятие?

Ответы детей: Осени.

Воспитатель: Что такое осень?

Ответы детей: Время года.

Воспитатель: Какие вы знаете осенние месяцы?

Ответы детей: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Что изменилось с приходом осени в природе и погоде?

Ответы детей: На улице стало холоднее, стали идти дожди, листья пожелтели и падают на землю.

Воспитатель: Скажите, а как изменилась одежда людей?

Ответы детей: Люди стали одеваться теплее: тёплые курточки, шапочки, ботиночки, в дождливую погоду обувают резиновые сапожки и берут с собой зонтик.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я прокачу мяч, тот отвечает на вопрос, и катит мяч назад:

Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, краснеют, опадают…

Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет…

Урожай осенью - Урожай осенью убирают.

Птицы осенью - Птицы осенью улетают.

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья, засыпают.

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.

Ветер осенью – Ветер дует, …

Воспитатель: В гости пришёл Лесовик и принёс разные осенние листья:

- С какого дерева твой листок? С берёзы – берёзовый листок

- Какой листок? С рябины – рябиновый листок

С дуба – дубовый листок

С клёна – кленовый листок

Воспитатель: А сейчас мы встанем в круг и немного отдохнём:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели

(лёгкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(лёгкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в осенний лес.

Воспитатель: Давайте закроем глазки и представим, что мы очутились в осеннем лесу. Подышим свежим воздухом, полюбуемся осенним лесом, его красотой. В лесу сильно шуметь нельзя, здесь живёт много птиц. А каких птиц знаете вы?

Ответы детей: Воробей, сорока, голубь, синичка.

Воспитатель: С наступлением холодов перелётные птицы улетают в тёплые края, а у нас остаются зимовать снегирь, синичка, воробей. Осенью становится меньше насекомых, личинок, которыми питаются птицы, поэтому мы должны помогать пернатым – строить домики, кормушки, скворечники. А кто ещё живёт в лесу?

Ответы детей: Звери.

Воспитатель: А каких зверей вы знаете?

Ответы детей: Заяц, волк, медведь, лиса, ежик.

Воспитатель: А кто знает, что происходит осенью с ежиком и медведем?

Ответы детей: Медведь и ежик засыпают.

Воспитатель: Как называется жилище медведя?

Ответы детей: Берлога.

Воспитатель: Назовите диких животных, которые в спячку не впадают.

Ответы детей: Волк, лиса, заяц.

На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки (дети прыгают, изображая зайчиков).

Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок (сидят, делают движения руками).

Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка (оббегает сидящих детей).

- О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени). Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, и играли. Всем большое спасибо. До свидание.

Читайте также: