Конспект занятия приметы осени подготовительная группа
Обновлено: 08.07.2024
Главная Занятия по теме "Осень"
Разработала Жамсаранова Ханда Валериевна
Цель: Уточнить и расширить представления об осени и ее приметах.
Развивающие:
- Развитие зрительно и слухового внимания и восприятия;
- Развитие воображения, наблюдательности, мелкой моторики;
- Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным схемам.
Создавать положительный эмоциональный фон.
- У ребенка уточняется представление об осени.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
- Послушайте внимательно стихотворение, которое я прочитаю:
Листья под ноги летят,
Желтые и красные,
До чего прекрасные!
- О каком времени года идет речь?
Воспитатель: Да, верно, об осени.
К нам в окно залетел осенний листок с дерева. Давайте посмотрим какой он!
Воспитатель: Верно. Но посмотрите на нем прикреплена записка от Осенней феи! В ней написано: «Здравствуйте, дорогие дети! Наступила осенняя пора и надо нарисовать осень для моего друга из далекой страны, где нет осени. Я хочу, чтобы картина получилась самой красивой и правдивой. Что мне лучше изобразить на ней? Мне очень не хватает вашего совета!
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Осенней фее, и вспомним какая осень бывает!
Воспитатель: ребята, внимательно послушайте пословицы и поговорки про осень. (Упражнение на развитие слухового восприятия.)
Холоден сентябрь, да сыт.
Сентябрь птиц в дорогу торопит.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта.
Осенью все знают, что дожди идти мешают.
Разноцветная осень пришла-веселье детям принесла.
Что с урожая соберешь, на том зимой и живешь.
Осень пришла-дожди с собой принесла.
Воспитатель: значит осень, какая?
Воспитатель: А вот, ребята, вы правильно заметили, что осень щедрая! Что же дарит людям осень?
Воспитатель: правильно, ребята! Послушайте небылицы. (Упражнение на развитие слухового восприятия.)
Квадратный спелый помидор
Раз забрался на забор
И увидел, как на грядке
Овощи играли в прятки.
Длинный красный огурец
Под листочек свой залез,
А зеленая морковка
В борозду скатилась ловко.
Ну а сладкая редиска
Наклонилась низко- низко.
Только Машенька пришла,
сразу овощи нашла.
Воспитатель: как вам этот огород? Он правильный? Найдите несуразицы, ребята!
Воспитатель: правильно! Теперь Осенняя фея знает какими красками раскрасить урожай.
Воспитатель: Послушайте загадки.
Сотни птиц, собравшись в стаи,
Днем осенним улетают.
А летят они туда,
Где тепло всегда-всегда.
Птички, вы куда спешите?
Нашим детям расскажите. (На юг)
Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья)
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Листопад)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь)
Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажи-ка нам скорей! (Туча)
Воспитатель: значит осенью что происходит в природе?
Воспитатель: Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.
Дуб, рябина, ромашка, береза;
Береза, трава, тополь, клен;
Туча, лед, дождь, ветер;
Грибы, урожай, листопад, подснежник;
Зонт, сапоги, шорты, куртка.
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Маме осенний букет отнесем.
(с элементами пантомимы). На закрепление представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность.
Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Задание № 1. Показать, что стало холодно.
Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.
Задание № 2. Показать, что идет холодный дождь.
Задание № 3. Показать, что снова светит солнышко.
Дети прыгают, бегают, веселятся.
Задание № 4. Показать, что дует сильный ветер.
Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.
Воспитатель: Я буду говорить вам слово, которое обозначает большой предмет, а вы превратите его в маленький предмет.
Туча-тучка, дождь-дождик, капля-капелька, лужа-лужица, ветер-ветерок, лист-листик, листочек, гриб-грибочек, грибок, ягода-ягодка
Воспитатель: вот и все, ребята, пришло время ответить на письмо Осенней феи.
Земля деревья люди
Кончилось теплое лето, наступила…… Солнце…, на небе…, часто моросит…. Листья на деревьях…, их сдувает…, и они падают … Птицы…, звери в лесу готовят… Люди надевают… и собирают ….
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы помогли осенней фее нарисовать картину! Теперь ее далекий друг узнает, что такое осень! Спасибо!
Учить детей самостоятельно выделять признаки осени.
Развивать у детей внимание, наблюдательность.
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, которые происходят в природе.
Учить видеть красоту осенней природы, восхищаться ею.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе, растениям, её обитателям.
Ход прогулки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Какая сегодня погода?
Ответы детей: Стало прохладно. На небе тучи, облака.
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно. Как вы узнали, что наступила осень?
Дети: Листья на деревьях желтеют. Часто идут дожди.
Воспитатель: Дети, вы знаете пословицы и поговорки об осени? Расскажите?
Воспитатель: Издревле люди замечали изменения природы, в связи с изменением погодных условий. Эти заметки постепенно превратились в приметы и пословицы. А я тоже знаю несколько пословиц об осени :
• Без дождя и трава не растет.
• Были дни ясны, да стали ненастны.
• Батюшка сентябрь не любит баловать.
• Осень дождлива, да сытна.
• Осень-перемен восемь.
• Осень идет и за собой дождь ведет.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете еще какие-нибудь формы фольклорного народного творчества, из которых можно извлечь народную мудрость?
Дети: Пословицы, поговорки, загадки, стихи.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Хотите мы с вами сейчас узнаем, как говорят об осени писатели в своих стихотворениях?
Воспитатель: зачитывает стихи.
стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья. (Константин Бальмонт)
Дождик так и льётся,
Мокнет под окном;
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла! (Алексей Плещеев)
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть?
Цель: Систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что дает человеку природа.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки, и скажите, когда это бывает.
Жаль озябшего бедняжку-
Всем ветрам и ветеркам
Лес последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам. (осенью)
Опустел наш бедный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)
Пришла без красок и без кистей
И разукрасила все листья. (осень)
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата? (облака)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево)
Воспитатель: Молодцы! Всё отгадали. Вот мы с вами поиграли, теперь пора и потрудиться.
Трудовая деятельность: Уборка листьев на игровой площадке, в цветнике.
Воспитатель: Хорошо мы потрудились. Устали? Хотите немного размяться?
Цель: Упражнять детей в метании в движущуюся цель. Развивать ловкость, координацию движений.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась прогулка? Что больше всего запомнилось, понравилось?
Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?
Дети: С весёлым, хорошим
В: Покажите мне ваше хорошее настроение. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, слушать воспитателя внимательно, поднимать руку.
2.
В: Послушайте стихотворение.
Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!
В: О каком времени года говорится в стихотворении?
В: По каким приметам вы догадались, что это осень?
Д: Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее, и т.д.
В: Какие приметы осени ещё вы знаете? (называют)
В: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?
Д: Мало света, тепла
В: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?
Д: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т.д.
В: Ребята! Вся ли осень одинаковая?
В: Какая бывает осень?
Д: Ранняя и поздняя?
В: Что бывает ранней осенью?
Д: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают и т.д.
В: Что бывает поздней осенью?
Д: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели и т.д.
3. В: Ребята, каких зверей можно встретить в лесу осенью? (называют) А сейчас мы узнаем чем они занимаются осенью в лесу. (дети в масках рассказывают о себе)
Ёж: Деревья готовятся к зиме, и я тоже готовлюсь. Всё лето я накапливал жир, ведь мне предстоит долгая спячка. Спать я буду в укромном месте, в сухих листьях и в траве. Я собираю листочки, чтобы сделать тёплую постельку на зиму.
Медведь: Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
Лиса: А мы, лисы, к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.
Заяц: Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.
Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.
Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нём тепло,
Застелить его ковром -
Тёплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну, а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите -
Непременно угощу.
Лист осенний облетает,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький, пушистый.
4. В: А сейчас отдохнём.
Лебеди летят
Крыльями машут.
Метнулись над водой
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться.
Очень бесшумно
На воду садятсяплавные движения руками наклоны вперёд
стоят прямо,
вытянув шею
бесшумно приседают
опустив руки.
5. В: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?
Д: Улетели в тёплые края
В: Почему они от нас улетели?
Д: Стало холодно и голодно
В: Как называются птицы, которые улетели?
В: Назовите этих птиц?
Д: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.
В: А как называются птицы, которые у нас зимуют?
В: Назовите зимующих птиц?
Д: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.д.
В: Я хочу вам сказать, что с наступлением холодов с севера перекочёвывают к нам чижи, свиристели, чечётки, снегири - это кочующие птицы. Как вы думаете, почему их назвали кочующие? (отвечают)
В: Кочующие, потому, что отлетают на небольшие расстояния. Привыкли жить в холоде.
Содержимое публикации
Конспект занятия в подготовительной группе на тему:
- учить детей называть признаки осени, изменения в природе, жизни животных и людей;
- развивать память, воображение, мышление, активизировать словарь;
- воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным и птицам.
Приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности.
Воспитатель: Послушайте загадку:
Это время года - . (Осень)
Ответы детей: Осень.
Воспитатель: Чему посвящено сегодня наше занятие?
Ответы детей: Осени.
Воспитатель: Что такое осень?
Ответы детей: Время года.
Воспитатель: Какие вы знаете осенние месяцы?
Ответы детей: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Что изменилось с приходом осени в природе и погоде?
Ответы детей: На улице стало холоднее, стали идти дожди, листья пожелтели и падают на землю.
Воспитатель: Скажите, а как изменилась одежда людей?
Ответы детей: Люди стали одеваться теплее: тёплые курточки, шапочки, ботиночки, в дождливую погоду обувают резиновые сапожки и берут с собой зонтик.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Кому я прокачу мяч, тот отвечает на вопрос, и катит мяч назад:
Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, краснеют, опадают…
Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет…
Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья, засыпают.
Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.
Ветер осенью – Ветер дует, …
Воспитатель: В гости пришёл Лесовик и принёс разные осенние листья:
- С какого дерева твой листок? С берёзы – берёзовый листок
- Какой листок? С рябины – рябиновый листок
С дуба – дубовый листок
С клёна – кленовый листок
Воспитатель: А сейчас мы встанем в круг и немного отдохнём:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
(лёгкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(лёгкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в осенний лес.
Воспитатель: Давайте закроем глазки и представим, что мы очутились в осеннем лесу. Подышим свежим воздухом, полюбуемся осенним лесом, его красотой. В лесу сильно шуметь нельзя, здесь живёт много птиц. А каких птиц знаете вы?
Ответы детей: Воробей, сорока, голубь, синичка.
Воспитатель: С наступлением холодов перелётные птицы улетают в тёплые края, а у нас остаются зимовать снегирь, синичка, воробей. Осенью становится меньше насекомых, личинок, которыми питаются птицы, поэтому мы должны помогать пернатым – строить домики, кормушки, скворечники. А кто ещё живёт в лесу?
Ответы детей: Звери.
Воспитатель: А каких зверей вы знаете?
Ответы детей: Заяц, волк, медведь, лиса, ежик.
Воспитатель: А кто знает, что происходит осенью с ежиком и медведем?
Ответы детей: Медведь и ежик засыпают.
Воспитатель: Как называется жилище медведя?
Ответы детей: Берлога.
Воспитатель: Назовите диких животных, которые в спячку не впадают.
Ответы детей: Волк, лиса, заяц.
На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки (дети прыгают, изображая зайчиков).
Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок (сидят, делают движения руками).
Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка (оббегает сидящих детей).
- О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени). Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, и играли. Всем большое спасибо. До свидание.
Читайте также: