Конспект занятия познавательно исследовательская деятельность в средней группе

Обновлено: 05.07.2024

Содержимое публикации

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Расширение представлений о воде и ее свойствах.

- формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют;

- обучение бережному отношению к воде;

- формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность;

- активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов

- обогащать и активизировать словарь, развивать речь.

- развивать познавательную активность,

- решение проблемных ситуаций, экспериментирование, игровые обучающие задания,

- самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать, сравнивать;

- развивать двигательную активность детей.

- воспитывать бережное отношение к воде.

- воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстников.

Методы и приёмы:

- практические опыты, экспериментирование, подвижная игра, пальчиковая игра, сюрпризный момент, вопросы к детям, решение проблемных ситуаций, игровые обучающие задания, наглядные, словесные.

Материалы и оборудование:

- одноразовые стаканы для каждого ребенка, трубочки одноразовые на каждого ребенка, молоко, игрушки киндер - сюрприза на каждого ребенка, стаканы, колбы разной формы, краски гуашь, сахар, соль.

Воспитатель: что за шум? Вы слышите? Что же это так шумит? (шум дождя)

Воспитатель: правильно, ребята, это дождь. А что такое дождь?

Дети: капельки воды.

Воспитатель: правильно, ребята! Я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуете отгадать, кто пришел сегодня к нам в гости.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без. (Вода)

Молодцы, ребята! Сегодня к нам в гости пришла капелька воды, давайте с ней поздороваемся!

Дети: здравствуй, капелька!

Капелька: Здравствуйте, ребята! Молодцы, быстро с загадкой справились. Ребята, а кто мне скажет, где можно встретить моих сестричек?

Капелька: А как вы думаете, полезная ли я? Кому нужна вода? (растениям, животным, человеку).

— А для чего вода растениям? (ответы детей). Правильно, растениям вода нужна для роста.

— А для чего вода животным? (ответы детей). Вода животным нужна для того, чтобы ее пить и не погибнуть от жажды.

— А человеку вода нужна? (ответы детей). И человеку вода очень нужна – чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу. Но вода нужна – чистая, прозрачная, безопасная,а еще воду нужно беречь. Но иногда – вода может изменить свои свойства. (показ слайдов)

Капелька: а что случилось бы, если мне не было?

Капелька: Да, ребята, вы совершенно правы. Без воды нет жизни на земле! А что, ребята вы знаете о воде, какая она бывает? Я, предлагаю вам, превратиться в настоящий ученых! Будем проводить опыты и узнаем, какая бывает вода?

Но для начала, ребята, мы запомним некоторые правила,как вести себя в лаборатории:

1. внимательно слушать воспитателя.

2. Без разрешения ничего не брать

3. Ничего не пробовать на вкус

4. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

5. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

Это самые важные правила, чтобы стать великими учеными.

Перед вам, ребята, стоит два стакана. В одном налита вода, а в другом молоко. Возьмите игрушку и бросьте по одной в стаканы. Что вы заметили?

Ответы детей. В стакане с водой игрушку видно, а в стакане с молоком нет.

Какой ребята, мы можем сделать вывод? Какая вода?

Правильно, вода прозрачная.

Перед вами стоят так же два стакана, только в одном стакане вода, а в другом апельсиновый сок. Как вы думаете, ребята, какая на вкус вода? Давайте проверим. Возьмите стакан с водой и отпейте. А теперь стакан с соком. Что вы заметили? Какой вкус у воды?

Какой мы можем сделать вывод?

Правильно, вода без вкуса.

Перед вами три стакана с водой, на тарелочках соль, сахар и рис. Давайте попробуем растворить эти вещества в воде? Сначала ложечкой на сыпим соль в один стакан, сахар в другой и рис в третий, аккуратно перемешайте. Что вы заметили?

Какой можем сделать вывод? Правильно, в воде могут растворятся некоторые вещества.

Посмотрите, ребята, перед вами, на тарелочках лежит соль, сахар и два стакана с водой. Мы уже выяснили, что вода без вкуса. Как вы думаете, можем ли мы добавить воде вкус? Что нам нужно сделать для этого? Правильно, добавить в воду соль или сахар. Давайте добавим, что получилось? Попробуйте вашу воду?

Мы с вами можем сделать вывод, что вода приняла вкус соли и сахара, то есть вода принимает вкус вещества, которое в ней растворилось.

Скажите, ребята, что происходит зимой с лужами? Правильно, они замерзают.

Перед вами на тарелочках лед. Какой он? Возьмите его в руки. Что вы можете сказать?

От тепла наших рук лед начал таять, во что он превращается? Правильно, опять в воду. Мы с вами можем сделать вывод, что лед это тоже вода.

Воспитатель: Как много всего интересного и полезного мы сегодня узнали. Вам понравилось ребята? Давайте проводим нашу капельку и скажем ей спасибо за такие чудесные опыты. Ну а нам пора возвращаться в группу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги. Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей возникновения бумаги; с ее современными видами;
уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
способствовать развитию познавательного интереса в процессе совместной
исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Развивающие:
Развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду.);
развивать у детей речь, словесно – логическое мышление, внимание, воображение, образное восприятие, мелкую моторику рук;
развивать активный словарь по теме; умение анализировать и делать выводы, обобщения;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;уточнить правила противопожарной безопасности.

Оборудование и материал : ноутбук, проектор, экран, листы бумаги: картон, альбомный лист, тетрадный лист , бумажная салфетка, вода, спички, карандаши .

Организационный момент.

Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)


Воспитатель : А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.


Ход занятия :

Воспитатель :Сегодня мы поговорим о том, что всегда рядом с нами, но мы даже не задумываемся, с каким трудом она появляется. А вот что это? Вы догадаетесь сами ,отгадав загадки:

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? (Бумага)

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

Я белая как снег, дружу с карандашом

Где он пройдет - там след кладёт.( БУМАГА).

Правильно, это бумага. А что из неё делают, вы знаете? Дети называют предметы из бумаги (газета, журнал, книги, фотографии) Да, с бумагой мы встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журналы, , делаем
поделки из бумаги, рисуем.

А знаете ребята, бумага не всегда была такой, какой мы её знаем сейчас. В древние времена бумаги не было, но люди хотели писать и рисовать.

Презентация

2. Затем люди придумали глиняные дощечки, на которых царапали буквы и картинки острыми палочками, ,но глина очень хрупкая, из нее нельзя сделать книжку или тетрадь.

3. Потом люди стали писать на бересте, т.е. на берёзовой коре. Писать на бересте удобно, но для книг она тоже не годилась.

4 .И только через много лет люди научились делать бумагу. . В наше время бумагу делают машины. А управляет этими машинами человек. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.

Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги.Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги.

(Ответы детей).
Воспитатель: Вы назвали много разных предметов из бумаги.
Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы
прочные и надежные. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?

(Ответы детей).
Воспитатель : А вот мы сейчас с вами это и проверим: прочная ли бумага?

Приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию.

Опыты с бумагой

1.Сейчас мы с вами проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? У вас на столах лежат листы бумаги , что это ?как эта бумага называется? Возьмите ее и помните ,легко она смялась? А теперь возьмите картон ,попробуйте смять его (дети мнут бумагу)
У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему ,как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).
Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче.

Сделаем вывод: Бумага мнется (показ модели).

2 .А теперь положите на ладошку кусочки бумаги и подуйте на неё. Что произошло? Она разлетается.

Вывод: бумага лёгкая.

3 .А теперь проверим, у кого бумага порвется? Возьмите тетрадный лист и порвите его. (дети выполняют) Скажите, удалось вам порвать тетрадный лист ? (ответ детей) Легко? Возьмите картон, порвите.
Скажите, что легче было порвать картон или тетрадный лист? (ответ детей) Вывод: Мы можем сказать, что бумага рвется,но рвется по легкости в зависимости от ее толщины.

4. Ребята перед вами лежат карандаши , проведите им по бумаге. Что вы заметили? На бумаге остался след.

Вывод: на бумаге остаются следы от карандаша, ручки, красок.

5 .Для следующего опыта нам понадобится вода.

Оторвите и положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.
Сделаем вывод: Бумага намокает и распадается (показ модели).


7. Следующий опыт с бумагой очень опасен, поэтому я сама вам покажу ,что
произойдет с бумагой, если ее поднести к огню. Вы все знаете, что с огнем и спичками - опасные игры и забавы. (Воспитатель подносит бумагу к зажженной свечи) Посмотрите, что происходит с бумагой, она ….

Вывод: Горит. Надо быть осторожными с огнем и не
подходить к нему с бумагой.


Воспитатель: Немножко отдохнем и закрепим свойства и качества бумаги.

— Откуда появилась бумага? Может она растет на грядке или на дереве?

— Из чего изготавливают бумагу? (Из дерева)

— Где ее делают? (На бумажной фабрике)

Давайте расскажем и покажем, как ее делают.

Лесорубы дерево срубили, (Имитация движение топора)

На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны)

Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)

И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки)

А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками)

Валиком утюжат, сушат, гладят. (имитация движений утюга)

Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)

Воспитатель: Ребята, назовите, какие свойства бумаги вы узнали? Бумага мнется, рвется, намокает (показ моделей). Значит бумага материал не прочный? Вот поэтому ребята надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги.

А сейчас поиграем в игру: "Бывает, не бывает".

Если я назову вам предмет, и он относиться к вещам, сделанным из бумаги.

, вы хлопаете в ладоши. Если нет, топаете ногами. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал ,салфетка,деньги.
Воспитатель: Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойстве. А вы знаете, что с
помощью бумаги можно создавать красивые вещи, даже произведении искусства? Перед вами разные картины, выполненные на бумаге. Поделки. Красочные книги. И все это из бумаги
Понравилось ли вам наше занятие? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге?Какой опыт вам понравился больше всего? Почему? Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни? ( на ней рисуем, пишем, делаем оригами, обрывную аппликацию). А как надо обращаться с бумагой и книгами? (ответ детей).

Ребята, вы молодцы, активно и с интересом участвовали в экспериментирование с бумагой. Показали хорошие знания, правильно отвечали на поставленные вопросы. Эти знания умело применяйте в повседневной жизни.

Автор: Денисюк Юлия Викторовна

Организация: МБДОУ детский сад № 50

Населенный пункт: Московская область, Солнечногорский район, п. Лесное озеро

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская.

Цель : вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.

Задачи :

  • познакомить детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет);
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
  • развивать навыки проведения первых опытов;
  • развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
  • развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.
  • воспитывать бережное экономное отношение к воде.

Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, без запаха.

Материалы и оборудование : магнитофон, компьютер, стаканчики по количеству детей, камешки по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки, бусы по количеству детей, символы, обозначающие свойства воды.

Методы и приемы : игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты), наглядный (компьютерная презентация, баночки с водой), практический (опыты), словесный (беседа).

Технологии, используемые педагогом в занятии:

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

– педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

2. Игровые технологии:

– игровые задания и упражнения.

3. Здоровьесберегающие технологии:

4. Мультимедийные технологии:

Ход занятия:

Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем:

«Придумано кем – то просто и мудро

– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.

«Друг к другу лицом повернулись

И друг другу улыбнулись.

Руку правую подали,

Руку левую пожали

И друг друга мы обняли.

Отошли. И поклонились.

И немного покружились.

Все готовы заниматься,

Воспитатель: А сейчас, поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку),

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

Капелька: «Дети кран закрыть забыли,

Воспитатель: И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

И в саду у нас осталась.

Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.

Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане).

Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода.

Читаю стихотворение Н. Рыжовой

(стихотворение сопровождается показом презентации)

Воспитатель: Что мы знаем о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода? (На экране показывают картинки подсказки дети отвечают).

Дети: Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (чтобы они росли), нужна рыбам; для чего? (они там живут – это их дом).

Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.

2 часть. Опытно-экспериментальная.

Ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?

Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.

Воспитатель: Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой). Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. Алина у тебя вода льётся, а у Тимофея льётся, у Вики льётся, у всех льется?

Воспитатель: Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?

Дети делают вывод: потому что она жидкая. И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода-это жидкость ). Что означает этот знак? (дети отвечают).

Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.

Воспитатель: Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду). Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей).

Правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет … (чего?) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха) какое Женя, какое Гриша. Что означает этот знак Юля?

Воспитатель: Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (ответы). Правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша безвкусная. (вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная). И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего? (вкуса).

Воспитатель: Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой).

– Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

– Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответы детей).

– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей).

А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в воду и в молоко, что вы увидели? (Ответы детей), (вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная). Что означает этот знак? (вода не имеет цвета, она бесцветная).

Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.

Представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки, выходите ко мне в кружок, пусть облако нас подружит (возьмитесь за руки), а ветерок нас закружит (кружатся).

В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.

Мы будем весело шагать (шагают на месте)

И улыбаться (показывают руками на улыбку).

Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем)

И наклоняться (наклон).

Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой)

И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных).

Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание)

И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её).

– Вам понравилась игра?

– А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч).

– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет.)

– А хотите узнать тайну дождя.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки.

– У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие), потому что в них нет ни капельки воды.

– А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой). И вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь. – Юля, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый? (Сильный).

– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.

– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.

Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица: 1-е – что мы узнали: вода жидкость, её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.

Воспитатель. Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки: Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши) в детский сад возвратились.

Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам играть с капелькой, и мне очень понравилось, спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания. Капелька хочет Вас похвалить и подарить Вам в подарок сок.



Стук в дверь (входит Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:
Он нам нужен чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас.
Дети: Воздух
Петрушка: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.

Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети подходят к столам.



Воспитатель: Скажите ребята Петрушке, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим то он какой?
Дети: Воздух прозрачный невидимый бесцветный.
Петрушка: Вот-вот невидимый, значит его и, совсем, нет.


Читайте также: