Конспект занятия по творческому рассказыванию с использованием приема моделирования

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению детей рассказыванию методом моделирования сказок

Цели и задачи : Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Интеграция по образовательным областям :

Речевое развитие:

1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь (девица, молодица, лиха не знать, добра наживать, добрый молодец, присказка), развивать звуковую культуру речи.

2) Уметь строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.

3) Побуждать детей интересоваться смыслом слов (красна девица, присказка, лихо).

4)Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Познавательное развитие

1) Уточнять и расширять знания детей о русских народных сказках.

2) Воспитывать интерес к книгам.

3) Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, характеру персонажей сказки.

Художественно-эстетическое развитие

1) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей.

2) Формировать у детей эмоциональное отношение к сказочным героям, желание помочь им.4. Социально-личностное развитие

1)Учить высказывать свою точку зрения, слышать и слушать друг друга.

2) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Физическое развитие

1) Знакомить с народными подвижными играми

Материал и оборудование :

Демонстрационный: мультимедийная доска

Раздаточный: на каждого ребенка конверт с условными заместителями меньшего размера, столы, корзина, яблоки.

Сказочные герои : Яблонька- взрослый, Хаврошечка, три сестрицы, добрый молодец – дети группы

Оборудование: корзина, яблоки, музыкальное сопровождение

Приемы и методы : 1. Беседа с детьми, показ, игровой прием, самостоятельная работа детей с фигурками - заместителями, хороводная игра, сюрприз в конце занятия детям от яблони.

Ход занятия .

Воспитатель : Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Отгадайте загадку

Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней.

Вы когда-нибудь были в самой середине книги? Давайте пройдем в нее и посмотрим, что это за книга. Про что она? (Дети рассматривают обложку книги)

Дети: Это книга сказок.

Воспитатель : Как вы догадались.

Дети : На обложке изображены герои различных сказок.(называют из каких сказок герои)

Воспитатель : Правильно. Но книга не открывается. Она откроется только для тех, кто хорошо знает сказки. Для этого надо полистать нашу волшебную книгу и отгадать сказки по схеме.

(Дети рассматривают схемы, отгадывают сказки и проходят в книгу)

Из-за книги выходит девушка в русском национальном костюме и плачет.

Воспитатель : почему ты плачешь, девица-красавица?

Девица : Меня мачеха заругала, я ходила по лесу и заблудилась. Не могу теперь вернуться в свою сказку.

Воспитатель : Ребята, из какой сказки может быть эта девица? (Варианты детей)

А как же нам точно узнать из какой она сказки? (Дети предлагают спросить имя у девицы)

Девица : Меня зовут Хаврошечка.

Воспитатель : Ребята , вы знаете эту сказку? А какие там есть герои?(корова, мачеха, одноглазка, двуглазка, трехглазка, яблоня и добрый молодец).Ну тогда давайте отправимся искать с Хаврошечкой ее сказку.

Играет музыка , под нее с движениями двигаются дети и Хаврошечка.

Дети подходят к полянке с пеньками.

Воспитатель : Давайте с вами отдохнем, присядем. Ребята,для того, чтобы вернуть Хаврошечку в сказку .и чтобы она не заблудилась больше никогда, нам нужно эту сказку написать. Сначала скажите –это сказка народная или авторская?(Ответы детей с объяснением)

Из каких частей состоит сказка? (зачин, развитие, концовка)

Сможем ли мы с вами так много сейчас написать (Нет). А почему? (Так как мы еще не умеем так много писать, мы только учимся)

Воспитатель : Что же нам делать?

Вылетает птица с корзинкой.

Воспитатель : Ребята, к нам на помощи прилетела птица, она все в лесу знает и решила нам помочь. Мы с вами будем не простыми писателями, а сказочными. С помощью цветных фигур мы напишем целую сказку. Давайте посмотрим на волшебный экран и там выберем те фигуры, которые нам понадобятся.

Воспитатель на мультимедийной доске показывает фигурки - заместители персонажей и решает с детьми, какая фигура кого будет обозначать.

Воспитатель : Назовите героев сказки? Сколько их? (Дети перечисляют, их - 8).

Даем каждому персонажу фигурку - заместитель. Они разного цвета .

Воспитатель : Почему Хаврошечка и сестры красного цвета? (Красны девицы).

Почему хозяйка черного цвета? (Злая).

Почему сильный человек синего цвета? (Он добрый).

Коричневый круг - кто это? (Корова).

Зеленое деревце? (Это - яблоня).

Воспитатель : Вспомните присказку к этой сказке:

Под горушку по водицу

А водица - далеко

Воспитатель : Вспоминаем сказку. Какой эпизод можно выложить, если я возьму коричневый круг и один красный круг? (Когда Хаврошечка разговаривала с коровой). А если я возьму 2 красных круга и коричневый круг? (когда Хаврошечка посла корову, а одноглазка за ней следила)

А теперь каждый из нас сейчас будет сказочником, писателем. Мы не просто вспоминаем сказку, а еще и ее запишем с помощью фигур-заместителей. Для этого мы разделимся на группы, в каждой группе будут условные заместители , в рамочках будем составлять эпизод сказки..

Дети составляют модель сказки.

Воспитатель : Ребята, наверное, устали. Это сложная работа – записывать сказки. Хаврошечка, может ты знаешь какую-нибудь веселую игру, в которую играют дети из твоего села?

Воспитатель : Теперь, Хаврошечка , усаживайся поудобнее и слушай.

Дети показывают свою модель и по ней рассказывают сказку.

Воспитатель приглашает детей сесть с ним на коврик и послушать вопросы.

Воспитатель : Дети, понравилось вам составлять сказку по моделям? (Да).

Назовите сказочные волшебные образы? (Одноглазка, триглазка, волшебная яблоня, корова, Хаврошечка).

Сказочные действия? (Хаврошечка влезла в ухо корове).

Бывает такое в жизни? - Нет. Только в наших сказках, каких? (Волшебных).

Хаврошечка хвалит детей, говорит, что теперь она может вернуться в свою сказку и жить там в добре и лиха не знать. Девица приглашает детей заглянуть на минутку в ее сказку. (Дети соглашаются).

Дети рассаживаются на стульчики. Часть детей показывает отрывок из сказки.

Эй, друзья, мои друзья, видели вы чудо?

Не видал такого я , даже врать не буду.

Золотые яблоки, точно жар , горят!

Может нас хозяева одним-то угостят?

Коли красна девица мне яблочко сорвет,

Я на ней женюся здесь же у ворот.

Рассказчица:

Мачехины дочки бросились гурьбой,

Пихаются, толкаются, галдят наперебой.

А яблонька повыше ветки подняла,

Золотого яблочка им не отдала.

Крошечка-Хаврошечка вышла в огород.

Прямо в руки к девице яблочко плывет.

Крошечка-Хаврошечка:

Кушай, воевода, на доброе здоровье

Вижу я, ты добрая, собою хороша.

Стань моей женою, девица душа.

Рассказчица:

Крошечка-Хаврошечка на это согласилась.

Вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец!

(В конце яблоня угощает детей яблоками.)

Воспитатель : Пора и честь знать. В гостях хорошо, а дома лучше.

Все выходят из книги..

Воспитатель : Ребята, вам понравилось путешествовать по книге? А что надо делать, чтобы чаще попадать в интересные сказки? (Читать). Давайте вспомним пословицы о книгах и о пользе чтения.

- формирование умения логически мыслить, сравнивать, анализировать в ходе отгадывания загадок.

- формирование коммуникативной функции речи (как средства общения) ;

- развитие познавательного интереса;

- развитие психических процессов – мышления, памяти, внимания, воображения,

- развитие навыков словообразования, обогащение речи детей словами-признаками.

- формирование нравственных качеств : взаимовыручки, честности, доброго отношения к окружающему миру;

- воспитание эмоционально-эстетических качеств детей - эмоционально воспринимать, осознавать и ценить красивое и доброе в жизни;

- воспитание навыков сотрудничества.

Оборудование и материалы :

1. Календарь природы, набор восковых мелков.

4. Лист ватмана с контурами солнца, фигуры солнца и лучиков, клей, кисточки на каждого ребенка.

Приемы и методы :

1. Беседа с детьми, показ, игровые приемы, самостоятельная работа детей.

Словарная работа : активизация слов в превосходной степени, активизация в речи детей слов – признаков.

1. Чтение русских народных сказок о животных.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

4. Разучивание с детьми стихотворений о зиме.

7. Словарная работа : словарь : крестьянин, гумно, молотить, кокорина, луб, коса; грамматика : образование имен существительных в превосходной степени.

1. Воспитатель : - Дети, к нам сегодня пришли гости, поприветствуем их!

Дети и воспитатель приветствуют гостей.

Воспитатель : - Сейчас ребята послушаем стихотворение, которое расскажет для нас и наших гостей Арюна.

- Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года шла речь в стихотворении? (полным предложением)

- В стихотворении шла речь о зиме.

- Как мы узнали, что это время года зима?

Дети называют признаки зимы, отраженные в стихотворении (порхает снег, холодное стекло-лёд, снегири на ветках, следы лыж на снегу).

- Верно! Умнички! Давайте заполним с вами календарь природы!

Воспитатель задаёт детям наводящие вопросы (каким знаком мы обозначим ветер, снег и. т. д., дети заполняют календарь, комментируя свои действия.

Календарь природы представляет собой таблицу, а явления природы обозначены в нем условными знаками – символами.

Воспитатель : Мы заполнили таблицу, в которой отметили явления знаками. Как можно назвать эту таблицу?

- Эта таблица называется – модель погоды.

- Какие модели мы с вами знаем и можем построить?

- Можем построить модель сказки.

- Сегодня мы с вами будем составлять модель сказки и рассказывать сказку по модели.

- Посмотрите на доску, кого вы видите?

- Какие мы с вами знаем сказки, в которых один из героев зайчик?

Дети перечисляют сказки (Заюшкина избушка, Заяц – хваста, Теремок, Колобок)

- Хорошо, ребята. Сказки с зайчиками мы вспомнили, а теперь я предлагаю вам поиграть, станцевать танец озорных зайчиков.

Мы сейчас пойдём направо дружно.

А потом пойдём налево дружно.

В центре круга соберёмся дружно.

И на место все вернёмся дружно.

Мы тихонечко присядем дружно.

А теперь тихонько встанем дружно.

Наши хлопают ладошки дружно.

И танцуют наши ножки дружно.

Повернёмся мы направо дружно.

Не начать ли нам сначала дружно? Дети берутся за руки, становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом. Движения танца повторяются 2-3 раза с ускорением темпа.

- Здравствуйте, милые. Я из сказки к вам явилась, и зовут меня Василиса Премудрая.

- Слышала я, что вы сказок много знаете и даже рассказывать их умеете!

Воспитатель : Ребята покажем Василисе сказке про зайца- хвасту? Вернемся к нашему зайчику. Посмотри, Василиса : это и зайчик, и сказка!

Василиса (удивленно): Как так может быть.

- Мы тебе сейчас покажем! Вспомните, ребятки, какой фигурой заменяется каждый персонаж этой сказки.

Дети называют персонажа и находят соответствующею ему фигуру - заместитель (все фигуры выкладываются внизу доски : круг – заяц, круги меньшего диаметра – стадо зайчиков, гумно – прямоугольник, собаки – овалы, ворона – треугольник, гумно, забор и кокорина – прямоугольники разных размеров).

Дети выкладывают поочередно эпизоды сказок геометрическими фигурами на магнитной доске и рассказывают сказку. Воспитатель помогает, если ребенок затрудняется (все детки задействованы в рассказе сказки).

Василиса : Ах, золотые мои, какие же вы молодцы. Я даже не знала, что так интересно можно сказку рассказать.

Воспитатель : Как вы, думаете, дети, испугался заяц собак или нет?

- А я, мои хорошие, ещё сказки знаю и сейчас про них вам загадки загадаю! Взмахну своим платочком, и появиться сундучок с загадками за той дверцей (Василиса указывает на дверцу шкафа, куда заранее положен сундучок с загадками).

Воспитатель (удивленно): За той дверцей! Посмотрим, ребята.

- Правда, здесь сундучок! (воспитатель передает сундучок Василисе)

Василиса : Сейчас вы по - очереди будете доставать загадки, и мы вместе будем отгадывать их.

По ходу угадывания загадок, Василиса задает детям вопросы о характерах героев.

1. Свой дом зимою в холода

Лиса построила из льда.

Он простоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Лиса – хитрая, заяц– доверчивый, петушок – смелый, спас зайчика и стал его другом.

2. Кто любил играть и петь?

Два мышонка - Круть и. Верть. (Колосок)

Петушок из сказки был каким! (трудолюбивым, а Круть и Верть – ленивые.

3. Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил.

Как вы думаете, кто самый сильный в сказке?

Дед и бабушка, конечно, сильнее, но их сил не хватало, чтоб вытащить репку.

4. У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)

Баба-Яга из этой сказки какая! (злая) А Аленушка? (смелая, добрая)

5. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Дети – козлятки. А сказка называется: Волк и семеро козлят)

Мама-коза добрая, козлятки маленькие, доверчивые, а волк – злой, коварный.

6. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Что это за сказка! (Три медведя)

Папа Михайло Потапыч был грозный, серьезный, а Мишутка – капризный.

7. Сидит в корзине девочка

у Миши за спиной,

Он сам того не ведая,

Как называется эта сказка, дети! (Маша и Медведь)

А какие герои этой сказки?

Медведь добрый или злой! Медведь добрый, только одинокий, грустно и скучно ему жить одному в лесу, вот он Машеньку и не отпустил.

8. Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под кустом.

И зелёная лягушка.

Рад и побегайчик,

Длинноухий зайчик. (Теремок)

Какие звери в этой сказке – дружные.

И даже медведь, который сначала разрушил теремок потом помог построить, и стали они жить-поживать, да (дети скажут : добра наживать)

Василиса : Правильно, сказки заканчиваются добром! Одинокий находит друзей, как зайчик нашел петушка, слабый становиться сильным, трусливый – смелым.

Воспитатель : Ребята, Василиса, я предлагаю вместе изготовить доброе, теплое солнце. Когда мы будем смотреть на него, будем вспоминать нашу встречу. Воспитатель предлагает детям пройти за стол и выполнить коллективную аппликацию.

- Мы не просто будем наклеивать лучики, мы будем улыбаться и каждому лучику передавать тепло своих улыбок. И даже холодной зимой в нашей группе будет всегда тепло.

Дети наклеивают лучики. Воспитатель и Василиса помогают, если ребенок затрудняется.

Василиса : Как жаль, мои хорошие, что пришла пора расставаться с вами. Мне с вами было очень интересно. Спасибо за тепло ваших улыбок и глаз. До свидания!

Воспитатель : Ребята, давайте повесим наше солнышко на доску! Красивое солнце у нас получилось.

-Что интересного вы узнали сегодня? Какую сказку мы сегодня моделировали?

И хорошо она у нас получилась, потому, что мы с вами дружные. Вы у меня сегодня все молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект ПРЗ с использованием театрализованной деятельности "Рассказывание русской народной сказки с добавлением нового героя".
Рассказывание русской народной сказки "Лиса и Заяц"

РАССКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ "ЛИСА И ЗАЯЦ" Пр. сод.:1. Познакомить детей со сказкой, помочь понять замысел сказки (в столкновении добра со злом добро побеждает благодаря дружбе и в.


Рассказывание русской народной сказки: "Кот, лиса и петух"сказки

Конспект по литературе для младшей группы.



НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе.Рассказывание русской народной сказки "Колобок" с элементами моделирования образовательная область:художественно-эстетическое развитие

ознакомление с художественной литературой.






















Воспитатель: на этом наше занятие закончилось
Сказка в гости приходила,
Многому нас научила.
Рассказала, как нельзя
С другом вам вести себя.
Будем сказки мы встречать,
С интересом их читать.
Будем с ними мы дружить,
Этой дружбой дорожить!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

- обучать детей умению составлять знакомые образы героев сказки с символами; самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;

- развивать у детей наглядно – действенное мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость; развивать интонационную выразительность речи; обогащение словарного запаса; развивать умение действовать согласованно.

- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки; интерес к русскому народному творчеству

Конспект занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в средней группе

Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

- обучать детей умению составлять знакомые образы героев сказки с символами; самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;

- развивать у детей наглядно – действенное мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость; развивать интонационную выразительность речи; обогащение словарного запаса; развивать умение действовать согласованно.

- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки; интерес к русскому народному творчеству

Методы: Игровой, словесно-логический, самостоятельный.

Оборудование и материалы:

белые листы А-4 на каждого ребенка, с кругами, цветные карандаши, маски животных; картинки: зайца, собаки, медведя, петушка. лягушки; волшебный мешочек.

1. Организационный момент.

Дети заходят в зал, воспитатель предлагает:

-Ребята, давайте станем в круг, возьмёмся все за руки , посмотрим друг на друга и улыбнёмся. И сейчас мы отправимся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится.

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнёшь и не найти.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем:

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку

А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса. А сейчас я вас приглашаю на сказочную цветочную поляну.

Сюрпризный момент: Стук в дверь находим волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы.

- Ребята, посмотрите, что это? Кто-то забыл мешочек. Давайте попробуем отгадать, Что в нём? Несколько детей ощупывают игрушку в мешочке и пытаются отгадать её.

- А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (У неё длинный, пушистый хвост, острые ушки, длинная мордочка)

-Правильно, ребята, это лиса. Как вы догадались? (ответы детей), она прибежала к нам из сказки- Давайте теперь попробуем описать нашу гостью:

- Что ты можешь рассказать о мордочке лисы. Молодец. - А кто нам расскажет о шёрстке? Хорошо.

- Влад расскажет нам о хвосте лисы.

- Ребята, как вы думаете. Зачем лисе такой большой хвост (ответы детей). Правильно, ребята. Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать следы, укрываться хвостом, когда холодно.

- Что можно сказать о характере лисы? (хитрая, ловкая, обманщица)

- Молодцы., ребята. Лиса прибежала к нам из сказки. А вы можете мне назвать сказки, в которых живёт лиса (теремок, колобок, лисичка со скалочкой, кот, лиса и петух, лисичка-сестричка и серый волк, заюшкина избушка).

- Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья пришла из сказки, где обидела зайчика.

У меня отличный слух .

острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

потому что я (собака).

Наш зверёк живёт в тревоге,

от беды уносит ноги.

Ну – ка быстро отгадай-ка,

как зверёк зовётся? (зайка)

Кто большой и косолапый ,

мёд достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь,

а зовут его (медведь)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко ,

крыльями хлопает громко,

Курочек верный пастух,

как зовут его (петух)

Скачет по болоту

зовут меня (лягушка)

-А сейчас мы отправимся с вами дальше. И на чем же мы отправимся в путешествие? А давайте мы с вами полетим на самолете?

6. Моделирование сказки.

-Ой, а что это я там вижу! Нам лисичка еще что то принесла давайте посмотрим что же там. Подлетаем за столы.

У вас на столах лежит конверт в котором модели на каждого ребенка. Какие геометрические фигуры на них нарисованы? (круги).

-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

-А сейчас ребята нам пора обратно в группу. Раскрыли руки полетели на самолете обратно в группу.

-Ребята мы с вами вернулись в группу. Я думаю вам всем понравилось наше путешествие. Чтобы вы дома родителям рассказали о нашем путешествии?

Читайте также: