Конспект занятия по теме лес деревья

Обновлено: 08.07.2024

Цель: систематизация знаний детей о деревьях наших лесов.

- расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев;
- уточнить строение деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья);
- формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, дать представления о способах распространения семян;
- закреплять знания о значении деревьев в жизни человека;

- продолжать работу по словообразованию (образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия деревьев); развивать память, мыслительные операции, связную речь;

- воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, умение правильно вести себя в лесу на отдыхе.

Словарная работа: расширять словарный запас детей за счет прилагательных, образованных от существительных.

Материалы: картинки с изображением деревьев, стихи, загадки.

Дети, сегодня мы с вами отправимся в лесную сказочную страну (чтение стихотворения).

Из душистых веток сплетена завеса,

Не пускают ветра сосны к сердцу леса.

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,

Свежий и прохладный, чистый и блестящий.

И, пугливо прячась в травке побережной,

В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса

Дремлющую сказку — сказку в сердце леса.

- Ребята, а кто главные жители этой сказочной страны? (Ответы детей.)

- Правильно! Конечно деревья!

- А какую пользу деревья приносят лесу? (Ответы детей.)

- Молодцы! Деревья – это основной источник кислорода на планете. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый!

- Ребята, скажите, где можно встретить очень много деревьев? (Ответы детей.)

- Дети, а как люди должны вести себя в лесу? (Ответы детей.)

- Правильно. В лесу не нужно ломать и вырубать деревья, кричать, разжигать костры и мусорить. (Чтение стихотворения.)

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать, прыгать и играть,

Только, чур, не забывать,

Что в лесу нельзя шуметь.

Даже очень громко петь.

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломать —

Никогда не забывать.

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять!

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают,

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги —

Ведь они нам не враги.

- А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают леса? (Ответы детей.)

- Как называется лес, в котором растут деревья: береза, осина, дуб и т.д.

Лиственный лес — лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнее-зелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.
Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья?(Хвойные, а лес хвойный — лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород: (сосны, ели, пихты, лиственницы и др.).
А еще бывает смешанный лес. Смешанный лес — лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.

- Наши леса богаты разными деревьями.

- Ребята, а вы знаете, строение дерева? (Ствол, ветки, крона, корни, кора, листья.) Деревья у нас живые и как все живое они растут, питаются и размножаются. Как деревья питаются? (Корнями пьют воду, листьями дышат и получают солнечную энергию.)

- Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого я подготовила для вас загадки. (Читаю первую загадку.)

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

- Правильно! Берёза! (Показ картинки с изображением берёзы.)

- Ребята, а как выглядит берёза? (Ответы детей.)

- Молодцы! Берёзка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная.

- Какую пользу берёза приносит человеку? (Ответы детей.)

- Из неё изготавливают предметы мебели, поделки и сувениры. В русских деревнях издавна избы отапливались именно берёзовыми поленьями, так как от них больше тепла. Почки и листья берёзы применяют в медицине. Из них делают различные отвары, настойки, элексиры. Вкусен и полезен берёзовый сок, который заготавливают ранней весной.

- А как называются плоды березы? (Сережки.)

- Давайте послушаем с вами вторую загадку:

Стоит над кручей

Руки пораскинул. (Дуб.)

- Правильно! Дуб! (Показ картинки с изображением дуба.)

- Скажите дети, а какой ствол у дуба? (Ответы детей.)

- Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы, могущества и знатности.

- А как называются плоды дуба? (Ответы детей.)

- Правильно! Желуди! А какие лесные жители любят полакомиться желудями?

- Молодцы! Желудями любят полакомиться кабаны, олени, полевые мыши, сойки.

- А какую пользу дуб приносит для человека? (Ответы детей.)

- Его используют в кораблестроении, мебельном и столярном производстве, потому что это самое крепкое и прочное дерево. Дуб наиболее широко из лиственных пород используется при изготовлении мебели из массива, благодаря отличному сочетанию показателей прочности и красоты текстуры. Если дуб долго пролежит в воде (несколько десятков лет), его древесина приобретает редкий темно-фиолетовый окрас с зеленым отливом. Дубовая древесина плохо поддается полировке, требует оборудование с резцами высокой закалки.

Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

- Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? (Ответы детей.) (Показ картинки с изображением дуба.) - Правильно! Ёлку!

- Скажите, а какую пользу ёлка приносит для человека? (Ответы детей.)

- Из неё получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

- У ели плоды – шишки. (Ответы детей.)

- Давайте послушаем с вами следующую загадку:

Плоды - летучие (Тополь). (Показ картинки с изображением дуба) - Тополь! Скажите, в чём польза тополиных листочков? (Ответы детей.)

- Они очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Древесина у тополя мягкая, легкая, белая, она хорошо обрабатывается и широко используется для технических целей: сырье для бумаги, изготовление спичечной соломки, для получения искусственного шелка, пиломатериалов, долблёных лодок, тары и многого другого.

Используется древесина и для изготовления древесного угля, дров, в некоторых вариантах идет на постройку зданий. Применяется для облицовки мебели, изготовления шпона, корыт, лопат.

- А теперь давайте с вами немного отдохнём!

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны.)

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх.)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы.)

- Немножко отдохнули, а сейчас поиграем

- Посмотрите, ребята у вас на столе лежат очень красивые листочки, возьмите листочки, которые лежат у вас на столах и раскрасьте их. А потом меняйтесь друг с другом. Предлагаю раскрасить листики разными цветами осени. Какие это цвета? (желтый, красный, оранжевый, коричневый, багряный).
Воспитатель:
С какими деревьями мы сегодня познакомились? Вспомните части дерева. Как распространяются семена деревьев? Какую пользу приносят деревья?
Чтобы воздух был чист и светел.
В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.
Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.
Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.

Развивать у детей сознательные навыки : работать в коллективе, договариваться друг с другом.

Развивать умение подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные с числительными, образовывать уменьшительно-ласкательные формы;

Материалы для занятия :

Наборы картинок с изображением лиственных и хвойных деревьев, плодовых деревьев;

Демонстрационные картины с изображением леса;

Демонстрационный материал с изображением заснеженной ели, кедра;

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из царств природы, а о каком именно вы сейчас угадаете сами!

Много рук, а нога одна. (Дерево)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о деревьях!

Давайте подумаем, почем в загадке говориться, что весной дерево веселит? (Весной на деревьях появляются зеленые листочки и люди радуются зелени после долгой зимы).

А как же дерево летом холодит? (В тени дерева прохладнее в жаркую, солнечную погоду).

А как же оно осенью питает? (К осени на деревьях созревают плоды, которыми питаются люди, и плоды (ели, сосны, рябины, клена, которыми питаются птицы и животные).

А что значит — зимой согревает? (зимой дровами топят печи, чтобы в домах было тепло).

Молодцы ребята! А как называется место, где растет много деревьев? Верно, лес! А вы хотите отправится в лес? (Да).

Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек)

Как называется растение, растущее в лесу? (Лесное)

Как называется профессия человека, работающего в лесу? (Лесник, лесничий)

Сказочное существо, охраняющее лес? (Лесовик)

Маленький, редкий лес, соединяющий два больших леса? (Перелесок) - А теперь посмотрим на эту иллюстрацию! (иллюстрация с изображением леса).

Какие деревья растут в этом лесу?

Назовите каждое дерево, как будто их много?

Назовите деревья ласково.

В лесу мы можем встретить много разных деревьев. На каждом из них есть плоды и семена. Лесные жители принесли нам плоды и семена с разных деревьев. Они разложены здесь, на столиках. Каждая команда сейчас подойдет к столику, выберет себе плоды или семена, подберет к ним листочки и расскажет нам об этом дереве! (на заранее подготовленных столиках лежат желуди, клен, рябина, и т. д.)

Правильно, потому что в них растут и хвойные и лиственные деревья. Но есть и такие леса, в которых в основном растут хвойные деревья : ель, сосна, кедр, пихта. Вы знаете, как называется такой лес? (Тайга).

Посмотрите на картинки с изображением хвойных деревьев. Скажите, что у них общего? Правильно, вместо листьев у них хвоя! А еще? Обратите внимание на их крону (фотографии ели, кедра в снегу). Она имеет конусообразную форму, вот такую (нарисовать на доске конус). Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного, в ней все взаимосвязано. Сейчас я прошу каждую команду посовещаться и высказать свое мнение о том, почему у деревьев такая форма кроны? ( Сформулировать вывод: конусообразная форма кроны необходима для того, чтобы снег с веток сползал вниз, не ломал веток).

Теперь вернемся в наш лес!

Как он называется, если в нем растут одни ели? (Ельник).

А если в нем растут одни сосны? (Сосновый бор).

А если только березы? (Березняк, березовая роща).

Из осин? (Осинник)

А теперь, давайте поговорим о том, зачем человеку нужны деревья? Какую пользу они приносят?

Сегодня мы с вами убедились, что мир деревьев — удивительный мир! В лесу, среди деревьев, человек отдыхает от городского шума, слушает пение птиц, шелест листвы, наслаждается красотой!

А как легко дышится в тех местах, где много деревьев, как вы думаете, почему?

Объясните, зачем люди сажают деревья, разбивают парки, скверы? (чтобы очищать воздух, чтобы было больше кислорода)

Почему нам дорог лес? (это дом для птиц и зверей. Не было бы леса, не было бы и их).

Что дают нам растения? (Деревья это строительный материал, топливо, бумага).

Пройдите по группе и найдите предметы, которые не смогли бы появиться здесь, если бы не было растений?

Молодцы! Сегодня мы с вами очень много узнали!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата проведения занятий_________________

Тема: Лес. Деревья.

Цель: Систематизировать знания детей о деревьях и их разновидностях.

У чить названия основных деревьев, их классификацию: лиственные, хвойные, фруктовые , кустарников ;

Развивающие : Развивать память. внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные : Воспитывать культуру речевого общения, воспитывать любознательность, воспитывать бережное отношение к природе, деревьям.

Коррекционные: Работа по расширению и уточнению словаря.

Коррекция познавательной деятельности.

Ход занятия:

Задание № 1 . Посмотри на картинки деревьев, вспомни их названия, на какие группы можно разделить деревья?

Задание № 2 . Развитие слуховой памяти. Прочитай и перескажи рассказ.

Красавицей русских лесов называют березу. Стройная с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза -символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова -лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус.

Задание № 3 .Посчитай листья, назови с какого они дерева.

hello_html_668bac2c.jpg

Пальчиковая гимнастика

hello_html_47d446f1.jpg


Задание № 4 Расскажи-ка по схеме про дерево.

hello_html_69402f1.jpg

Задание № 5 "Подскажи словечко " на употребление предлогов.
(на,с, за, под, к, в, из-за. )

Белочка сидела . дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась . дерева. Орешек лежал . листом. Белочка схватила орешек и спряталась . дерево. Мимо шли дети и увидели, что . дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошли поближе . дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла . дерево. Она спряталась . дупле.

Задание № 6. Дополни предложения.
Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - __________________________________
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - ________________________________

Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес _____________________________

Если в роще растут берёзы, то это ______________________________________ роща.
Если в роще растут дубы, то это ________________________________________ роща.
Если в роще растут клёны, то это _______________________________________ роща.

Солнце осенью (какое?) - …..

Небо осенью (какое?) - …….

Дождь осенью (какой?) -……

Листья осенью (какие?) - ……

Задание № 8. Взгляни на картинки и по первым звукам изображенных предметов определите название дерева. Сколько букв в каждом слове? Обведи 3 дерева.

hello_html_m201d1d93.jpg

Задание № 10. Отгадай загадки и соедини листья и плоды с деревьями.

Задание № 12. Продолжи ряд.

hello_html_2b3b1d10.jpg

.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о лесе и деревьях.

Коррекционные: развитие общей и мелкой моторики, слухового восприятия, выработка устойчивой воздушной струи.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к родной природе.

Дети входят в сенсорную комнату и встают в круг.

А как встали в кружок,

Дети садятся на пуфики.

3. Введение в тему.

Правильно ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес- это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, - это богатство нашей Родины- России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.

Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.(береза)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Весною зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (рябина)

Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.

(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)

Посмотрите сколько деревьев в нашем лесу.

Береза- гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.

Дуб- толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.

Клен- ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.

Рябина- ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

6. Сенсорная дорожка.

Ребята, вам нравится гулять в лесу? (ответы детей)

А теперь давайте представим, что мы прогуляемся с вами по лесным дорожкам.(Дети ходят по сенсорной дорожке под музыку и проговаривают стихотворение)

Друг за другом мы идем

И ничуть не устаем.

На лесной дорожке.

Левой раз, правой раз,

Посмотрите вы на нас.

Всем в лесу на удивленье

Разные растут деревья:

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

Птичек в гости пригласили.

7. Слуховая гимнастика.

Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса.

Дети закрывают глаза и слушают звуки леса.

Ребята, какие звуки вы слышали в лесу? (пение птиц, шум листьев, дуновение ветра)

8. Дыхательная гимнастика (игры для Тигры)

Давайте по очередиподуем на одуванчик.

Дети дуют на одуванчик.

9. Артикуляционная гимнастика

Давайте поиграем в игру. Найдите, с какого дерева упаллисточек, и назовите его.

Лист с березы (какой?)… березовый

Лист с дуба (какой?) …дубовый

Лист с рябины (какой?)…рябиновый

Лист с клена (какой?)…кленовый

( на доске висят картинки деревьев, дети поднимают с пола листок и находят, с какого дерева он упал)

Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик - по дорожке. сжимают и разжимают кулаки

Этот пальчик - по тропинке,

Этот пальчик - за грибами.

Этот пальчик - за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел.

Птицы с шумом улетели, встряхивают кистями

С ним играть не захотели. сжимают и разжимают кулаки

12. Рисование на песке.

Давайте нарисуем на песке листочки, которые вы нашли, но сначала вспомним правила рисования на песке.

Дети вспоминают правила и рисуют на песке листочки.

13. Правила поведения в лесу. А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

1.Не разоряйте птичьигнезда.

2.Нешумите в лесу.

3.Не разжигайте костры в лесу.

4.Не оставляйте мусор в лесу.

Запомнили как нужно себя вести в лесу.

III. Итоги занятия

Давайте с вами вспомним, какие деревья мы с вами встретили, гуляя по лесу. Повторяйте за мной движения. (дети изображают деревья)

Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.

Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.

Клен – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед

Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья.

Сегодня мы побывали в лесу. Вспомнили, какие деревья растут в лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Я уверена, Лесовичок может быть спокоен, вы будем к лесу относиться бережно. А чтобы вы не забыли правила поведения в лесу, вот вам дом. задание. Вам надо раскрасть рисунок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан в соответствии с ФГОС и направлен на системно-деятельностный подход.В конспекте представлена работа в группах по изучению и составлению плана ответа о деревьях леса,с помощью дополнительных источников информации.Также реализуется краеведческий принцип в домашнем задании.Развитие коммуникативных умений у детей (высказывать свои мысли по плану).

Дата:23.03.2016

Тема: Деревья леса

Студентка: Маслова Анастасия

Цель: овладение знаниями о значении дуба, берёзы, сосны и лиственницы для человека.

Образовательные: формировать у учащихся о этажах леса, о хвойных и лиственных деревьях, формировать представление о значение дуба, берёзы, сосны и лиственницы для человека.

Развивающие: развивать умение работать с разными источниками информации; расширение кругозора, словарного запаса, развитие связной речи.

Воспитательные: воспитывать любознательность; воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: - научатся знать этажи леса; умеют различать хвойные и лиственные деревья; умеют определять значение дуба, берёзы, сосны и лиственницы для человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формируем и отрабатываем умение работать в группах.

ЛИЧНОСТНЫЕ: -применять навыки делового сотрудничества в группе; развитие эмоционально-нравственной отзывчивости; самооценка на основе критериев успешности; выражать положительное отношение к процессу познания.

Педагогическая деятельность учащихся

Учебно-познавательная деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности(1-2 мин.)

-Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь.

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем.

- Человек ещё не проник во все тайны природы. Может быть эти открытия совершите и вы!

-А что для этого нужно делать?

-Я надеюсь, что у нас сегодня получится совершить открытия.

Воспринимают речь учителя

Рассуждают, выражают своё мнение

Анализируют, предполагают

выражать положительное отношение к процессу познания

2. Актуализация знаний (5 мин.)

-Посмотрите в окно, какое сейчас время года?

- Как выглядят деревья?

- У нас перед школой мало деревьев. Ребята, скажите, а где деревьев много?

Сегодня мы отправимся в путешествие.- А куда - отгадайте:


(Лес.)

(В лесу живут звери и птицы).

- Лес можно сравнить с многоэтажным домом? Почему?

(Верхний ярус – деревья, средний ярус –

кустарники, нижний ярус – травянистые растения).


-Как называется лес, в котором растут лиственные деревья? (лиственный)

-Хвойные? (хвойный)

- А если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья? (смешанный)

-А о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, прослушав загадку, которую вам подготовил старичок Лесовичок.

Читайте также: