Конспект занятия по социализации детей с овз

Обновлено: 07.07.2024

Методическая разработка занятия для обучающихся с ОВЗ в инклюзивной группе

Цель занятия:

Социализация детей с особыми потребностями и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.

Задачи занятия:

• Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей в образовательный процесс и активную жизнь общества.

• Пропаганда активного образа жизни.

• Апробация инновационных методов реабилитации.

• Стимулирование творческого воображения.

В работе использовались следующие технологии:

Занятие проходит в кабинете психолога. Занятие подгрупповое (8 человек, один из которых с особыми потребностями здоровья).

Ход занятия:

I этап ( разминка).

Ребята, в начале занятия давайте поприветствуем друг друга, вспомнив ласковые слова.

Дети стоят в кругу, у педагога в руках солнышко (может быть любым: мягкая игрушка, аппликация)

Психолог: В солнышке прячутся добрые слова. Давайте поприветствуем друг друга, вспомнив эти слова.

Психолог : Как было приятно каждому, когда его ласково называли, правда? Ребята, я предлагаю оставаться всегда такими же дружными и добрыми.

II этап занятия (подготовительный).

I I I этап занятия (основной).

I V этап занятия (заключительный).

Психолог : Ребята! По первому сигналу колокольчика вы начинаете бегать по комнате, кричать, стучать и т.д.

По второму сигналу вы должны быстро сесть на ковер/гимнастические коврики и прислушаться к тому, что происходит вокруг.

Примечание. Психолог поручает ответственному ребенку помогать ребенку с ОВЗ выполнять действия.

Повторяем упражнение несколько раз.

После того, как дети сели на ковер психолог предлагает детям по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

Необходимо усадить детей по кругу удобно, руки на коленях.

Психолог формулу покоя произносит медленно, тихим голосом, с длинными паузами.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая- очень легкая, простая,

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно – расслабление приятно!

Рефлексия.

Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу. Скажите, какие качества помогли выполнить все упражнения и задания без ссор? (ответы детей)

Оказывается, умение всем вместе, не ссорясь выполнять что-либо, может привести к отличным результатам. Нужно только быть внимательнее к окружающим, помогать друг другу, и тогда нам не будет грустно и одиноко, мир будет теплым и светлым.

Ребята, передавая солнышко по кругу, скажите, что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке.

Психолог: Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку.

Цель: Социализация детей с особыми потребностями и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.

Задачи занятия :

• Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия);

• Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

• Развитие тактильной чувствительности;

В работе использовались следующие технологии:

технологии проективной деятельности;

обучающие и развивающие технологии, на основе игр и игровых ситуаций;

технологии интегрированного обучения;

НЕОЖИДАННЫЙ ЗВОНОК. (На экране появляется медведь из мультфильма Машенька и Медведь и плачущим голосом обращается к ребятам)

Медведь: Ребята помогите мне скорей, в моей просьбе мне не откажите Машеньку мою спасите.

То кричит, то плачет

Что то происходить с ней

Зверей лесных обижает

Мне по дому совсем не помогает.

Ежик мне лесной шепнул, что беда вся в том

Сердце ее доброе - злые духи леса забрали а в замен злое нехорошее отдали.

Чтобы Машеньку спасти нужно путь испытаний пройти и тогда сердце ее из маленького в большое превратиться и снова ее звонкий смех по лесу будет зазвенеть.

Педагог достает из сундучка маленькое сердечко и карту испытаний и говорит:

-Дети мы готовы пройти испытание что бы маленькое сердце превратилось в большое и доброе

Педагог: Тогда в путь. Навстречу добрых дел.

Первое испытание которое вы должны пройти очень сложное но оно поможет Машеньки стать чуточку добрей.

2. ИСПЫТАНИЕ (Разминка) :

Упражнения по кинезиологии. При систематическом использовании кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управления своими эмоциями.

Молодцы ребята справились с заданием ой смотрите а сердечко то стало чуть больше значит мы на верном пути что идем дальше

3. Испытание (Основная часть)

Педагог – психолог :

Чтобы спасти Машеньку, нам нужно выполнить одно сказочное упражнение и доказать, что мы умеем дружить и тонко чувствовать друг друга.

Цель: Развитие межличностных взаимоотношений в группе сверстников

Ход: Дети мы сейчас должны стать единой ниточкой и закрутиться в один большой клубок. Чтобы клубочек был ровным ниточка не должна порваться поэтому Вы должны крепко держаться за руки не отпускать друг друга но при этом Вы не должны сделать больно своему соседу (не тянуть не токать и. т. д.) Дети выполняют задание.

Молодцы ребята, давайте посмотрим справились ли мы с заданием?

А как мы сможем об этом узнать

Ответы детей,

Конечно все ваши ответы интересны. Давайте заглянем в сундучок. Смотрите сердце стало еще больше значит мы справились с заданием.

Звучит музыка (шум ветра, эхо голосов)

На экране появляется Медведь.

Медведь: Ребята я очень переживаю за Вас будьте очень осторожны в лесу много опасности может Вас подстерегать и мне кажется что в лесу что-то случилось (неожиданный звук, грохот темнота медведь исчезает с экрана)

Психолог : Посмотрите, ну что-то не так в этом лесу. Где же солнышко? Где звери? Птицы, насекомые? Похоже, звери спрятались от нас или хотят поиграть с нами в прятки. А знаешь, где они спрятались? Тс! У них есть своя тайна, я тебе её открою. Они спрятались в сыпучем океане. Давайте попробуем их отыскать.

Для этого очень осторожно, нужно попасть одной рукой в этот океан. (сенсорные ящики с фасолью, в которых спрятаны фигурки животных, птиц, насекомых и солнышко). Видите, какой он глубокий (дети находят фигурки животных, психолог называет их.)

И так мы с вами лесу помогли: солнце, животных, птиц вернули но почему то сердце наше больше не стало может мы не до конца выполнили задание. Ой посмотрите здесь на карте испытания написано что нужно еще сделать чтоб сердце Машеньки вернуть. Я вам открою тайну. Что все эти животные обитатели песочного острова. Каждую ночь они появляются на этом острове и оставляют свои следы.

Вот он песочный остров. Но мне кажется он какой то не живой, мрачный. Давайте сделаем его красивым и светлым. Чтоб сказочные герои могли суда приходить и радоваться красоте песочного острова. А для этого я предлагаю оставить на острове необыкновенные следы.

Упражнение "Необыкновенные следы"

"Идут медвежата" — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Посмотрите, на острове только следы животных. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Давай попробуем все вместе создать Сказочный остров, в которой будет место для всех. Ребята с помощью психолога создают сказочную картину.

- Вам нравится страна, которую создали вы?

Ответы детей : ….

Педагог: Смотрите и вот теперь сердце стало еще больше значит и это задание мы выполнили правильно. Самое главное в успехе выполнения задания дети это выполнять все вместе, дружно и помогать друг другу. И тогда у нас все получится.

Но сейчась я предлагаю после трудных испытаний маленько отдохнуть а потом обратно в путь. Посмотрите что это впереди на экране появляется (озеро) звучит журчание воды, пение птиц)

4. релаксационное упражнение

Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойным и счастливым, вам лень шевелится. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. И снова в путь. Звучит звонок телефона на экране появляется Медведь.

Медведь: Дети, дети в сундучок посмотрите, сердце Машеньки верните, испытания вы все прошли моей Маши помогли.

Педагог: (заглядывает в сундучок) : Ой, Медведь, ребята посмотрите какое большое, значить мы прошли все испытания и можем вернуть Машеньки ее большое, доброе сердце. На Мишенька возьми и отдай Машеньки.

Медведь: Да вот же она и сама (на экране появляется Машенька, улыбается и благодарить детей) :

Машенька: Ребята спасибо, Вы меня спасли, сердце доброе вернули, и теперь я навсегда и добра и весела. Вас всех в гости приглашаю, счастья, радости желаю. (Медведь с Машей прощаются экран потухает).

Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу. Скажите, какие качества помогли выполнить все испытания и помочь Машеньки? (ответы детей)

Оказывается, умение всем вместе выполнять что-либо, может привести к отличным результатам. Нужно только быть внимательнее к окружающим, помогать друг другу, и тогда нам не будет грустно и одиноко, мир будет теплым и светлым.

Ребята, передавая солнышко по кругу, скажите, что нового и интересного вы сегодня узнали на занятии.

6. Ритуал прощания

Психолог : Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку.

Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. (Автор: педагог-психолог.

(Цикл логопедических занятий в форме виртуальных путешествий по Учреждению, представленных компьютерными презентациями, направленных на формирование коммуникативных навыков и социальной адаптации детей с ОВЗ)

Пояснительная записка

Социальная адаптация - это процесс активного приспособления к условиям социальной среды, которая представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. участвовать в общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами.

Социальная адаптация ребенка с ОВЗ, поступающего в интернатное учреждение представляет собой проблему, так как вносит большие перемены в его жизнь. С первых дней перед воспитанником ставится целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Необходимо время, чтобы произошла адаптация к новым условиям жизни, и ребенок научился соответствовать новым требованиям.

Поэтому в течение первых двух месяцев, два раза в неделю с вновь поступившими детьми проводятся индивидуальные логопедические занятия, направленные в первую очередь на установление эмоционального контакта, создание доверительных отношений. На таких занятиях дети знакомятся с помещениями детского дома, сотрудниками и их трудовыми обязанностями.

Занятия проводятся в форме виртуальных путешествий по Учреждению, представленных компьютерными презентациями, что позволяет:

воспитывать у детей интерес к занятиям;

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и инициативности.

уточнить имена и должности сотрудников, работающих в детском доме и их трудовыми обязанностями ;

совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского дома.

стимулировать речевое и познавательное развитие.

Первое занятие не имеет конспекта, так как каждый ребенок индивидуален и знакомство с ним происходит по-разному. Кто-то сам проявляет инициативу и расспрашивает обо всем, что его заинтересовало. С кем-то надо провести экскурсию по кабинету и рассказать обо всех логопедических зонах и их предназначениях. Кого-то надо заинтересовать какой-нибудь дидактической или компьютерной игрой. А кто-то просто нуждается в том, чтобы его посадили на колени и приласкали. Главное, чтобы ребенок понял, что его любят и понимают, всегда готовы поддержать и оказать помощь, что в него верят.

Цель занятия: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

  • Формирование адекватных форм поведения.
  • Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
  • Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
  • Развитие крупной и мелкой моторики.
  • расширить знания о диких животных,
  • развивать произвольное поведение

Занятие предполагают деление на два блока:

  1. Гармонизация личности.
  2. Формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Занятие включают в себя следующие методы:

  • коррекционно-развивающие игры и упражнения для мелкой моторики;
  • творческие игры и задания;
  • оздоровительные игры и упражнения;
  • беседа с ребёнком;
  • психогимнастические этюды;
  • релаксационные паузы и моменты;

Продолжительность занятия: 20-25 мин.

Оборудование: ноутбук, презентация, запись колокольчиков, оборудование для игр с прищепками.

Предполагаемые результаты

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Содержание занятия

Звучит расслабляющая музыка.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения

Сегодня мы с тобой переместимся в страну чудес, по которой будем путешествовать. Чтобы попасть в страну чудес, волшебную силу нам даст колокольчик. Закрой глаза и слушай перезвон. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше силы получишь. Открывай глаза, мы уже в волшебной стране.

- Где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с тобой тоже будем путешествовать. А в стране чудес мы будем выполнять разные интересные задания!

Для хорошего настроения мы создадим волшебный лес. Посмотри, что-то не так в этом сказочном лесу. Где же солнышко? Где звери? Птицы, насекомые? Да вот же они…Но что-то сними не так. Злой волшебник заколдовал их и перепутал все волшебные прищепки и твоя задача все вернуть на места и распределить прищепки по цвету, превратив волшебный лес в настоящее чудо. Но перед тем как начать выполнять задание мы с тобой повторим основные цвета.

Психолог: У нашего ёжика есть друзья такие же колючие ёжики как и он сам, они хотят с тобой сейчас немного поиграть.

3. Упражнения с шариком массажером Су-Джок с использованием компьютерной презентации

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

На поляне, на лужайке

/катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.

/прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,

/катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

/прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.

/положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,

/вести по ладошке/

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

/гладить шаром каждый палец/

Психолог. мы немножечко устали, давайте отдохнем. Представь, что ты находишься в лесу на цветочной поляне, вокруг летают красивые бабочки, такие же, каких мы сегодня делали, поют птички, ярко светит солнышко. Располагайся по удобнее и слушайте мой голос.

(звучат звуки природы)

Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело
И расслаблено все тело (2 раза)

Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас
Ноги теплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Тело теплое у нас
Дышится легко, ровно, глубоко

(длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать.
Реснички поднимаются
Глазки открываются.

Психолог: пока мы с тобой отдыхали наши звери спрятались от тебя, хотят поиграть с тобой в прятки. А знаешь, где они спрятались? Тс. У них есть своя тайна, я тебе её открою. Они спрятались в сыпучем океане. Давай попробуй их отыскать. Для этого очень осторожно опусти обе ручки в этот океан. (контейнер с фасолью, в котором спрятаны фигурки животных). Видишь,какой он глубокий.

Ребёнок находит фигурки животных, психолог называет их.

Я тебе открою тайну. Что все эти животные обитатели песочного острова. Каждую ночь они появляются на этом острове и оставляют свои следы.

Вот он песочный остров. Давай оставим на нём следы.

6. Игры с песком

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — "жучки здороваются").

Психолог: А куда теперь поползли наши паучки? Слушай внимательно и повторяй за мной.

Пальчиковая гимнастика “Паучок”

(Руки скрещены, пальцы каждой руки“бегут” по столу

А за ним ходили детки.

По предплечью, а затем по плечам обеих .рук)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения)

Паучков на землю смыл.

хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,пальцы растопырены, качаем руками.)

Паучок ползет опять,

(Действия аналогичны первоначальным.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

(“Паучки” ползают по голове.)

Психолог: Наши паучки попали в чудесную страну.

«Посмотрите, Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Давай попробуем все вместе создать Сказочную Страну. Поселим всех животных на песочный остров. Психолог берет фигурку в последнюю очередь. Ребёнок с помощью психолога создают сказочную картину.

«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители.

Мы сегодня с тобой как волшебники славно потрудились. Мы создали сказочную страну, познакомились с её жителями. А теперь нам пора возвращаться домой.

Читайте также: