Конспект занятия по сказке колосок конспект

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: Серия сюжетных картин “Колосок”, предметные картинки “хлебобулочные изделия”, пшеничный колос, костюмы “мышата”, муляжи хлебобулочных изделий, диск Л. Яртова “На зарядку становись”, магнитофон, корзинка, поднос, пирожки для каждого ребенка.

1. Организационный момент.

Дети стоят возле своих мест.

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и поздоровайтесь. Теперь слушайте задание. Назовите хлебобулочные изделия, кто назовет правильно, садится.

Дети берут картинки, лежащие на столах, и называют изображенные хлебобулочные изделия.

2. Введение в тему.

Логопед: Мы знаем, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Этот путь долгий и стоит труда многих людей. Я сейчас расскажу вам украинскую народную сказку “Колосок”.

Выставляется 1 картина.

Жили-были Петушок и два мышонка Круть и Верть. Петушок рано утром поднимался да за работу принимался, а мышата только и знали, что пели да плясали. Однажды нашел Петушок во дворе колосок.

Позвал Петушок мышат: “Я колосок нашел, нужно его обмолотить. Кто будет молотить?”

- Только не мы! – закричали мышата.

Выставляется 2 картина.

Принялся Петушок за работу. А мышата стали играть. Петушок обмолотил колосок и крикнул: “Круть, Верть, смотрите, сколько я зерна намолотил. Нужно его на мельницу нести, муку намолоть. Кто понесет?”

- Только не мы! – запищали мышата.

Выставляется 3 картина.

Взвалил Петушок себе на плечи мешок и пошел на мельницу. Вернулся Петушок с мельницы, опять зовет мышат.

- Я муку принес, теперь нужно тесто замесить и пироги печь. Кто будет месить?

А мышата опять свое:

Выставляется 4 картина.

Замесил Петушок тесто, затопил печь, посадил в нее пироги, а мышата песни поют и пляшут.

Выставляется 5 картина.

Испеклись пироги, Петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут, скорее сели за стол. А Петушок у них спрашивает:

- Кто нашел колосок?

- А кто колосок обмолотил?

- А кто муку молол, тесто месил, печь топил, пироги пек?

- А вы что делали?

  • Беседа по содержанию сказки и словарная работа.

Логопед: Вам понравилась сказка?

Как она называется?

Про кого эта сказка?

Вам все слова в сказке понятны? Тогда скажите мне, пожалуйста:

Петушок колосок обмолотил. Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Петушок муки намолол. Как объяснить, что сделал Петушок? (Ответы детей)

А что значит замесить тесто? (Ответы детей)

Чем занимались мышата, когда Петушок работал?

Какую работу выполнял Петушок?

Что сделали мышата, когда пироги были готовы?

Петушок угостил мышат? А почему?

Чему нас учит эта сказка?

Петушок пшеницу серпом сжал,
(Дети произносят “ших, ших…”, резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.)
Снопов навязал,
(Произносят “ш-ш-ш…” на продолжительном выдохе, вращая кулачками по коленям.)
На мельницу свозил.
(Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади, руки “держат вожжи”.)
Ветер летит, крылья мельницы вертит.
(Делают glissando вверх и вниз на звук [у], показывая его высоту рукой.)
Получилась мука хороша, легка.
(Произносят “п… п…”, делая короткие активные выдохи, пальцы рук резко сжимают и разжимают.)
Петушок из муки напек пироги.
(Руками “пекут пирожки”, произнося слог ля в высоком регистре.)
Вон они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят.
(Произносят “пых… пых…”, стараясь не поднимать плечи и активно работая диафрагмой, руки на поясе.)

Логопед. Здравствуйте, мышата! Как вас зовут?

Мышата. Круть и Верть.

Логопед. Мы знаем из сказки, что вы веселые и озорные, почему вы к нам пришли такие грустные?

Наш дружок Петушок
Вкусных пирожков испёк
Ну, а нас не угостил,
Ведь на нас сердит он был.
Мы ему не помогали,
От работы убегали,
Стыдно очень нам теперь
За безделье и за лень.

К Петушку мы приходили
И прощения попросили.
Обещали не лениться,
Вместе хорошо трудиться.
Снова в поле побежали,
Колосок там отыскали.
Вот пришли у вас спросить,
Что с ним делать, как нам быть?
Нам, ребята, помогите,
Пирожки печь научите!

(И.Куличева)

Логопед. Наши ребята помогут вам, мышата. Садитесь и слушайте внимательно. Ребята, мы должны мышатам помочь. Сейчас мы будем рассказывать сказку по частям. Кто расскажет начало по первой картинке?

Дети пересказывают сказку по частям.

Логопед. Мышата, вам понравилось, как дети рассказывали, вы запомнили, что вам делать?

Мышата. Спасибо вам, ребята, мы побежим пирожки печь.

Логопед. А мы сейчас немного отдохнем. Давайте все будем Петушками.

“Петушок” (автор Л.Яртова).

Дети выполняют движения по показу логопеда.

5. Игра “Назови ласково”.

Логопед. Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. У нас есть полная корзинка хлебобулочных изделий, давайте назовем их ласково.

Дети выходят, берут из корзинки муляж, называют ласково, кладут на поднос.

7. Итог занятия. Сюрпризный момент.

Логопед. Чему вы учились на занятии?

Что вам понравилось? (Ответы детей)

Мышата. Вы нас научили печь пирожки, мы хотим угостить вас и обещаем больше не лениться.

Логопед: Спасибо, мышата, за угощение, мы обязательно попробуем ваши пирожки.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

- Развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание, обогащать словарный запас детей;

Воспитательные:

- Воспитывать желание говорить правильно, активно работать в совместной деятельности.

Содержание организованной деятельности:

Организационный момент.

Ребята вы любите сказки? А играть?

Я предлагаю вам поиграть.

Будем пальчики считать, будем сказки называть.

(Дети называют сказки, на каждую сказку загибают пальчики).

Этой сказке каждый рад

- Что на улице сейчас? Лето, осень иль весна, может снежная зима?

- Я приглашаю вас в путешествие по сказке.

По дорожке вы пойдете,

Прямо в сказку попадете.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем сказку вспоминать.

Дети садятся на стульчики.

Слайд (Дед Мороз) - "Слышится хруст шагов".

Ребята вы слышите, кто-то идет сюда. Кто же это?

Смотрите, а здесь посылка. Давайте посмотрим, что в ней.

Воспитатель. Из какой сказки этот колосок?

Воспитатель. Здесь еще что-то есть, да это письмо. Давайте прочитаем, что в нем написано.

К Петушку мы приходили,

И прощения попросили.

Обещали не лениться,

Вместе хорошо трудиться.

Снова в поле побежали,

Колосок там отыскали.

Заколдованный он был.

Вот пришли у вас просить

Нам, ребята, помогите,

Выполнив задания в зернышках,

Вы расколдуете его.

Спасибо, мышата Круть и Верть.

- Мы послушаем сказку, из которой вы узнаете, можно ли ничего не делая испечь пирожки?

- Кто любил играть и петь?

Два мышонка Круть и (Верть)

- Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу …. (ходил)

Намолол муки мешок?

Это – Петя ….(Петушок,

- И спросил друзей он строго.

Что вы делали мышата,

От рассвета до (заката)

- А теперь за стол садитесь,

Нет сначала …. (потрудитесь).

Давайте и мы с вами потрудимся.

Ребята, а вы знаете, где живут зернышки?

Давайте узнаем. Посмотрите на зернышки, как вы думаете, где их домики?

Возьмите колоски и найдите в них зернышки.

- Где живут зернышки?

- А что получают из зернышек?

- Что нужно сделать чтобы получилась мука?

- Что можно сделать из муки?

- Где же живут зернышки?

Дети работают в парах – разбирают колоски.

Вы держали в руках колоски, какие они?

Дети. (Колючие, усатые, желтые, золотые).

Дети. Колосок состоит из зернышек.

Где живут зернышки?

Дети. Зернышки живут в колоске.

Воспитатель. Ребята, а что получают из зернышек?

Дети. Из зернышек получают муку.

Воспитатель. А как получается мука?

Воспитатель. А что нужно сделать, чтоб мука получилась?

Дети. Чтоб мука получилась ее нужно намолоть.

Воспитатель. Что делают из муки?

Дети сравнивают зерно, муку и тесто.

Воспитатель. Давайте продолжим выполнять наши задания.

Возьмите третье зернышко.

Воспитатель. Нужно выбрать продукты, которые нужны для приготовления теста (показ продуктов).

Воспитатель. Возьмите четвертое зернышко.

Петушок вставал с утра,

Мышат песней он будил;

Двор, однажды подметая,

Колосок он вдруг нашел.

Обмолотил, на мельницу сходил,

Намолол муки мешок,

Круто тесто, замесив,

Пирогов напек он много;

Возьмите пятое зернышко.

- Расскажите по порядку, что произошло в сказке?

Пересказ сказки, дети выходят и выставляют картинки по очередности.

Жили-были Петушок и два мышонка Круть и Верть. Петушок рано утром поднимался да за работу принимался, а мышата только и знали, что пели да плясали. Однажды нашел Петушок во дворе колосок.

Позвал Петушок мышат: “Я колосок нашел, нужно его обмолотить. Кто будет молотить?”

- Только не мы! – закричали мышата.

Выставляется 2 картина.

Принялся Петушок за работу. А мышата стали играть. Петушок обмолотил колосок и крикнул: “Круть, Верть, смотрите, сколько я зерна намолотил. Нужно его на мельницу нести, муку намолоть. Кто понесет?”

- Только не мы! – запищали мышата.

Выставляется 3 картина.

Взвалил Петушок себе на плечи мешок и пошел на мельницу. Вернулся Петушок с мельницы, опять зовет мышат.

- Я муку принес, теперь нужно тесто замесить и пироги печь. Кто будет месить?

А мышата опять свое:

Выставляется 4 картина.

Замесил Петушок тесто, затопил печь, посадил в нее пироги, а мышата песни поют и пляшут.

Выставляется 5 картина.

Испеклись пироги, Петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут, скорее сели за стол. А Петушок у них спрашивает:

- Кто нашел колосок?

- А кто колосок обмолотил?

- А кто муку молол, тесто месил, печь топил, пироги пек?

- А вы что делали?

Стыдно стало мышатам, стали они из-за стола вылезать, а Петушок их не удерживает. Не за что лентяев пирогами угощать!

Вот и выполнили мы все задания, помогли мышатам. Посмотрите, ребята, мы наш колосок расколдовали, но здесь есть и подарки от Деда Мороза для вас.

Дети рассматривают книжки.

Воспитатель. А почему ребята первая страница чистая?

- Давайте нарисуем главного героя нашей сказки.

- А кто много трудился в этой сказке?

Вот и весь наш сказ,

А ребятам есть наказ,

Не зря в народе говорят не трудиться – хлеба не добиться.

Воспитатель. Путешествие наше заканчивается.

- Ребята, а что вам больше всего понравилось?

- Вы сегодня все молодцы, нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети идут по дорожке друг за дружкой).

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.

Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам; учить рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию)

Закрепить умение пересказывать короткий текст точно и последовательно, использовать в речи сложные предложения. Вызвать у детей сопереживание персонажам сказки, реализацию самостоятельной творческой деятельности при лепке хлебобулочных изделий.

Развитие речи, памяти, внимания, мышления, наблюдательности. Развивать двигательную активность и мелкую моторику рук. Развивать связную речь детей дошкольного возраста, обогащать словарь.

Воспитание уважения к труду взрослых и бережное отношение к хлебу. Формировать доброжелательность в общении друг с другом.

Предварительная работа: чтение в свободное время народных сказок с рассматриванием иллюстраций, беседы о профессиях и труде взрослых, рисование иллюстраций к сказкам, показ настольных и теневых театров, игры-драматизации, отгадывание загадок о хлебе и сказках.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель : Сегодня ребята разговор пойдет о сказке. А начнем мы его с присказки. Многие сказки начинаются с присказки. Иди Маша, расскажи нам присказку:

«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Сам на кобылке, жена на коровке,

Дети на телятках, а внуки на козлятках.

Съехали с гор, развели костер,

Воспитатель: Ребята, а что такое сказка?

Предполагаемые ответы детей: Сказка — это вымышленная, выдуманная, волшебная история.

Воспитатель: Какие бывают сказки? Если их сочинил народ…

Предполагаемые ответы детей: Это народные сказки. А еще бывают авторские сказки, которые сочинил автор.

Воспитатель: Про кого бывают сказки?

Предполагаемые ответы детей: Сказки бывают о жизни людей.

Воспитатель: Как такие сказки называются?

Предполагаемые ответы детей: Эти сказки называются бытовые.

Воспитатель: А если в сказке рассказывается про лису, как такая сказка называется?

Предполагаемые ответы детей: Это сказка о животных.

Воспитатель: Какие еще сказки бывают?

Предполагаемые ответы детей: Еще сказки бывают волшебные.

Воспитатель: Все сказки нас чему-то учат. А как вы думаете, чему нас учат сказки?

Предполагаемые ответы детей: Сказки учат нас добру, честности, дружбе.

Воспитатель: Правильно! Учат презирать лгунов, трусов и хитрецов. Учат понимать чужую боль и помогать друг другу.

Задания: 1. Выбрать среди картинок народные сказки.

2. Выбрать среди картинок авторские сказки.

3. Сказать, как называются сказки.

Воспитатель: Кто знает, что такое колосок?

Предполагаемые ответы детей: Это соцветие злака, в котором цветки расположены вдоль конца стебля.

Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам сказку. Послушайте.

- Понравилась вам сказка?

- Как она называется?

Воспитатель: Назовите главного героя сказки.

Предполагаемые ответы детей: Главный герой сказки -Петушок.

Воспитатель: А как звали мышат в сказке?

Предполагаемые ответы детей: Мышат в сказке звали Круть и Верть.

Воспитатель: Почему им дали такие имена?

Предполагаемые ответы детей: потому что они всегда крутились и вертелись.

Воспитатель: Как звали петушка?

Предполагаемые ответы детей: Петушка в сказке звали Голосистое горлышко.

Воспитатель: Почему его так звали?

Предполагаемые ответы детей: Потому что он всех будил своей песней.

Воспитатель: Какими изображены мышата?

Предполагаемые ответы детей: Мышата изображены ленивыми.

Воспитатель: Каким народ изобразил петушка?

Предполагаемые ответы детей: Петушка народ изобразил трудолюбивым.

Воспитатель: Как отвечали мышата петушку в начале сказке?

Воспитатель: А в конце сказки что они говорили?

Воспитатель: Почему они так говорили?

Предполагаемые ответы детей: Потому что мышата лентяи, не хотели помогать петушку.

Воспитатель: Мышата не получили угощения, петушок их выгнал.

Рано петушок вставал, - взмахи руками

Голосок свой подавал: Ку-ку-реку, ку-ку-реку.

Раз нашел колосок

И положил его в мешок. - Наклонились

На мельницу с ним пошел - имитируют движения мельницы

И в муку его он стер.

И каждое утро охотно - хлопают в ладоши

Пек из муки он пирожки.

( чтение сказки с установкой на пересказ) Звучит аудиозапись сказки, на интерактивной доске показываются иллюстрации к сказке.

Пересказ 2-3 детей с опорой на мнемотаблицу.

hello_html_m7db39457.jpg

Воспитатель: Молодцы! Хорошо пересказали сказку!

Воспитатель: А как вы думаете, правильно поступил петушок, когда не угостил мышат пирогом? Кто помнит поговорку про работу?

Предполагаемые ответы детей: Конечно, правильно! Потому что кто не работает, тот не ест.

Воспитатель: Как много пришлось петушку потрудиться, чтоб хлеб на стол пришел! Хлеб проходит очень трудный путь и нужно бережно к нему относиться! Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат. Это еще одна поговорка о труде.

Стук в дверь. Заходит петушок с корзинкой с хлебобулочными изделиями.

Воспитатель: Здравствуй петушок! Что это ты принес?

Петух: Я принес корзинку. А что в ней, вы узнайте сами. Если вы назовете все, что лежит в корзинке - ласково. Хлеб – хлебушек. Булка – булочка. Крендель – кренделек. Сушка – сушечка …

Петух : Молодцы! Все правильно назвали! А давайте для мышат угощение слепим. Я простил их уже.

Воспитатель: Ребята! Садитесь за столы и слепите из соленого теста любое хлебобулочное изделие. У вас на столе лежит все необходимое для лепки.

Воспитатель: Ребята, напомните, пожалуйста правила работы с тестом.

Предполагаемые ответы детей: Тесто разрезаем стекой аккуратно, направляем ее только вперед, не размахиваем в разные стороны.

Петух: Молодцы! Как много угощения слепили для моих проказников – мышат! Спасибо вам! А за это я вас угощу пирожками. Кушайте, пожалуйста! (Раздает и уходит).

Воспитатель: С каким произведением мы сегодня познакомились?

Воспитатель: Легко ли вырастить хлеб?

Предполагаемые ответы детей: Хлеб вырастить тяжело, трудно.

Воспитатель: Как нужно относиться к хлебу?

Предполагаемые ответы детей: К хлебу нужно относиться бережно.

Воспитатель: Чему нас учит сказка?

Предполагаемые ответы детей: Сказка учит нас, что нужно быть трудолюбивыми, а не лениться.

Воспитатель: Правильно! Каждый получает то, что заработал!

Нажмите, чтобы узнать подробности

проблемный метод, исследовательская работа в парах, объяснительно-иллюстративный.

- дополнительные

Л.А.Ефросинина М.И.Оморокова Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 - М.: Вентана-Граф, 2012.

Наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Фронтальная работа, парная работа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты
УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Учитель: -Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости, поприветствуем их. Проверьте свое рабочее место. Давайте настроимся на работу. Улыбнёмся друг другу. Так как сегодня на уроке мы будем много читать, подготовим наш речевой аппарат к работе. Проговорим чистоговорку

Чу-чу-чу – я зерно молочу.

Чу-чу-чу – жернова кручу.

Чу-чу-чу – муку получу.

Ач- ач- ач – испеку калач.

Чо – чо – чо – в печке горячо.

Ачики- ачики – вкусные калачики.

Учитель: Для чего мы выполняем речевую разминку?

Дети высказывают свои предположения

Коммуникативные:

1. Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

2.Договариваться с одноклассниками совместно с учителе

Регулятивные :

1.Формирование способности к организации своей деятельности.

Личностные:

1.Согласовано работать в группах и коллективе.
2.Уважительно относиться к партнеру.

Учитель: - Язык, губы подготовили. А теперь зарядка для ума. Отгадываем загадку, которая поможет вам определить тему нашего урока.

Регулятивные

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2. Актуализация опорных знаний

- организовать проверку знаний по изученным темам

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Ходит дом ходуном на столбе золотом.

Проблемная ситуация. Определим взаимосвязь предметов.

Что такое колос?
Найдите значение этого слова в словаре,

Дети высказывают свои предположения

С помощью учителя ставят цель урока

(Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелек – это соломина).

Познавательные
1. Поиск и выделение необходимой информации.
2. Самостоятельное создание алгоритмов в деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
3. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
4. Осознанное высказывание в устной речи.

3. Подготовка к первичному восприятию текста

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися

Зарубежные сказки знакомят нас с жизнью народов разных стран, их национальными традициями и обрядами, природой. Сказки разных народов часто похожи на русские народные сказки.

- Ребята, а эта сказка авторская или народная? Почему?

Дети высказывают свои предположения

(Показ картинки с изображением украинцев в народных костюмах)

Регулятивные

1. Последовательность целей с учетом конечного результата.

2. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей.

3. Учить отличать верно выполненное задание от неверного.

4. Первичное восприятие текста.

Чтение учителем

-Ребята, сейчас я прочитаю вам это произведение, а вы внимательно слушайте и скажите мне, кто главные герои этой сказки?

дети слушают сказку

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

5. Проверка качества первичного восприятия произведения

- организовать обсуждение рассказа

- организовать выполнение самопроверки, самооценки.

-Понравилась ли сказка?

-Докажите, что это сказка.
-- Назовите действующих лиц.

(Петушок и мышата)

- Как звали петушка? (Голосистое Горлышко)

- Как звали мышат? (Круть и Верть)

- Как вы считаете, почему так звали мышат? Прочитайте об этом в сказке.

- А какой заголовок придумали бы вы для этой сказки?

-Какие незнакомые слова встретились?

( Знакомство со словами лапта, чехарда, молотить)

-Ребята, давайте смоделируем обложку к новому произведению

Украинская народная сказка


картинки петушка и мышей) Дети моделируют обложку

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование

4. Физкультминутка

По весне поле вспахали,

Зерном поле засевали.

Высоко поднялись колоски,

К солнышку тянутся они.

А как дождичек идёт,

Рожь водицу пьёт и пьёт.

До чего ж красива!

5. Вторичное восприятия произведения (5 мин)

- Сейчас вам предстоит очень серьёзная работа.

- Чтобы выполнить её нужно прочитать текст ещё раз, но с остановками.

Чтение 1 абзаца. Стоп.

-Кто нашел колосок?
-Что с ним сделал петушок?

-Почему мышата не захотели помочь петушку?

Чтение 2 абзаца. Стоп.

-Что сделал петушок с зерном?

- Что в это время делали мышата?

Чтение 3 абзаца. Стоп.

- Что сделал петушок с мукой?

- Что в это время делали мышата?

Чтение 4абзаца. Стоп.

- Что испёк петушок в печке?

- Угостил петушок мышат?

- Как вы оцениваете такой поступок петушка?

-Так легко ли было петушку одному выполнить свою работу?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

Коммуникативные

1. Умение договариваться, находить общие решения.
2. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

1. Согласовано работать в группах и коллективе.
2. Уважительное отношение к труду

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- А сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы.

Первая группа (у доски)

-Вы должны восстановить последовательность действий петушка.

(молотил зерно, молол муку, месил тесто, топил печь, пёк пироги)

Вторая группа (у доски)

-Вы должны восстановить последовательность действий мышат.

(плясали, играли в чехарду, играли в лапту, песни пели)

Третья группа

-Вы должны дать характеристику петушку.

Голосистый, трудолюбивый, справедливый, хозяйственный, старательный.

Четвёртая группа

-Вы должны дать характеристику мышатам

Хитрые, смешные, ленивые, веселые, игривые, бездельники.

-Можно ли сказать, что мышата полностью

(Нет, они все поняли, и сами вылезли из-за

- А правильно ли поступил петушок, что не

(Да, таких лентяев надо было проучить).

дети работают в группах

Коммуникативные

1. Учиться выполнять различные роли в группе

2. Слушать и понимать речь других

Как хлеб в сказке попал на стол? Мы в сказке проследили этот путь. Какой путь проделывает хлеб, пока попадет к нам на стол? (презентация)

-Хлеб проходит такой трудный путь и нужно бережно к нему относиться.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

- Какая тема у нас сегодня была на уроке?

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

- Мы их выполнили?

-А для чего люди придумали такую сказку?

- Какое настроение у вас после окончания

- Чему научила вас эта сказка?

Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению?

Быть трудолюбивыми, уметь помогать друг другу, дорожить дружбой и осуждать лень.

Автор: Алексанян Инга Юрьевна

Организация: ГБОУ № 1584 ДО2

Населенный пункт: г. Москва

Цель: развитие навыков пересказа украинской народной сказки

Задачи:

Методические приемы:

отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, графических схем, выстраивание графического плана рассказа; выполнение задания, направленного на развитие понимания текста.

Материалы и оборудование:

компьютер, компьютерная презентация по теме, магнитная доска, схемы для графического плана.

Предварительная работа:

Ход занятия

1.Подготовка к восприятию текста. Создать эмоциональный фон восприятия произведения.

Воспитатель:

Вы любите слушать сказки?

Дети: Да!

Воспитатель:

Чтобы узнать какую сказку я вам прочту, я загадаю загадку. Может, эту сказку вы слышали раньше

-Жил петух, скажу я вам,

-Были у него друзья.

--Вместе время проводили,

-За околицу ходили.

-Только вот его друзья

-Не спешат трудиться,

-А к столу они хотят

Воспитатель:

Воспитатель:

2.Чтение сказки. Развитие произвольного внимания, памяти.

Выполнение задания, направленного на развитие восприятия, понимания, осмысления текста.

Воспитатель:

Я вам буду задавать вопросы.

Если это звучало в сказке, поднимите желтую карточку.

Если это не звучало, не поднимайте карточку.

Вопросы:

  • Жили – были 2 мышонка и петушок (дети поднимают желтую карточку)

Воспитатель задает вопросы детям: звучало это в тексте или нет

  • Мышата только и знали, что трудились и работали (дети не поднимают карточку)
  • А петушок до вечера спал (не поднимают)
  • Петушок нашел на земле пшеничный колосок (поднимают)
  • Петушок обмолотил колосок (поднимают)
  • Мышата играли в лапту (не поднимают)
  • Мышата отнесли зерна на мельницу (не поднимают)
  • Петушок замесил тесто, натаскал дров, затопил печь и посадил в нее пироги (поднимают карточку)
  • Мышата вынули пироги из печи (не поднимают)
  • Мышата заслужили пироги (не поднимают)

4. Физкультминутка

В землю зёрнышко попало (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся (наклоны вправо-влево)

И красавцем обернулся. (2 р.)

Воспитатель:

А теперь давайте, мы с вами поиграем в следующую игру.

5.Закончи предложения в рифму. Развитие понимания речевого высказывания и формирование чувства рифмы.

Кто любил играть и петь?

Два мышонка Круть …..(и. Верть)

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу ходил,

Намолол муки мешок?

Пирогов напек он много

И спросил друзей он строго,

Что вы делали мышата,

От рассвета до ….. (заката)?

6. Беседа по содержанию. Развитие диалоговой речи при помощи управляемого диалога.

Ева, спроси у Матвея , как звали мышат?

- Матвей, скажи, пожалуйста, как звали мышат?

Матвей, спроси у Евы, кто нашел колосок

- Ева, скажи, пожалуйста, кто нашел колосок?

- Колосок нашел петушок.

Андрей, спроси у Вари, что принес Петушок с мельницы?

- Петушок с мельницы принес муку.

Варя, спроси у Андрея, кто замесил тесто из муки и испек булочки.

- Андрей, скажи, пожалуйста, кто замесил тесто и испек булочки?

- Петушок замесил тесто и испек булочки.

Воспитатель:

7. Повторное чтение рассказа

Воспитатель:

- Посмотрите на эти схемы. Давайте, их разложим по порядку

С чего все начиналось? Что было дальше?

8. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Тренировка навыка работы по алгоритму.

Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок рассказывает всю сказку целиком

Заслушиваются 2 пересказа

9. Итог

-Скажите, пожалуйста, как называется сказка, которую вы пересказывали

Воспитатель:

Вы все старались, хорошо отвечали на вопросы.

- И поэтому я вас хочу угостить вкусными печеньями, которые появились благодаря пшеничным колоскам.

Читайте также: