Конспект занятия по рисованию чудо писанки подготовительная группа

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование для учителя: плакаты: с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники, звездочки, снежинки, растительные мотивы; прямые, волнистые и зигзагообразные линии), с орнаментальными сетками; игра “Найди пару!” (панно с орнаментальными сетками и яйца-писанки); яйца-писанки; запись колокольных звонов.

Оборудование для учащихся: вареные яйца или скорлупа, простой карандаш, фломастеры.

Ход урока

I. Вводная часть

Ребята, на этой неделе мы с вами празднуем один из величайших христианских праздников. Что это за праздник? (Пасха).

(Звучит запись колокольного звона в течение всего вступительного слова учителя).

Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели и карусели.

Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай.

Еще с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.

II. Объяснение нового материала

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? (Ответы детей).

Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.

Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. Почему? (Ответы детей).

Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить.

Да…, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел - красить и расписывать яйца.

Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета, а потом начали разрисовывать узорами. С тех пор разрисованные, расписные куриные яйца стали называть - писанками. Позднее появились яйца из фарфора, серебра с украшениями из бисера, драгоценных камней. (Показ яиц-писанок).

Для чего делали писанки? Зачем создавали такую красоту? (Ответы детей).

Писанки и крашенки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия.

  • Раскручивали яйца на поверхности стола или на лавке - чье будет дольше вертеться.
  • Скатывали с положенной наклонно доски - чье яйцо покатится дальше.
  • Ударяли яйца друг о друга концами - чье самое крепкое.

Любимой пасхальной забавой всегда было катание яиц. Яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Опытные игроки выбирали яйца особой формы - чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.

Крашение яиц выполнялось по-разному: их варили в подкрашенной воде, в луковом отваре (шелуха лука), в отваре коры деревьев.

Окрашенные яйца можно было не расписывать, потому что они и так были красивыми - разноцветные скорлупки радовали глаз.

Гораздо сложнее было расписать яйца узорами.

И особенность писанок в том, что их нужно брать в руки и рассматривать со всех сторон. Это помогает увидеть их как объемные изделия, причем увидеть во всей красоте и каждый раз по-новому. Как вы думаете, почему? (В зависимости от того, как держишь (от ракурса)).

Искусство декоративного оформления поверхности яйца красивыми орнаментами восходит своими истоками к языческому культу прославления солнца и весеннего пробуждения. Яйцо - символ извечного возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания Солнца как источника жизни на Земле.

Здесь вы видите элементы, которые чаще всего встречаются на писанках. Это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а символами. (Показ элементов орнамента.)

На уроке

Растения

Снежинки

Звездочки

Бесконечники

Символы солнца

Если внимательно всмотреться в орнамент, можно многое “прочитать”. Давайте попробуем! Найдите на писанках знакомые символы. (Показ яиц-писанок).

Самые распространенные орнаменты на писанках - солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями), растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники. Все цветы похожи на настоящие по форме лепестков и в то же время сказочные по расцветке.

Многие цветы похожи на маленькие солнышки. Если такие цветы-солнышки располагаются на “полюсах”, это символизирует восход и закат - непрерывную смену дня и ночи, бесконечность жизни.

Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение. (Показ плаката.)

Рисунок 7

Попробуйте представить, как выглядит каждая писанка с другой стороны!

Каждую писанку можно разделить на части системой условных линий. Орнамент писанки имеет такое строение, что со всех сторон виден повторяющийся (ритмический) узор. Элементы размещаются внутри участков или на пересечении линий.

На основе этих схем можно создать множество композиций. Давайте поиграем! Попробуйте каждой схеме найти соответственно расписанную писанку. (Проводится игра “Найди пару!” Около каждой орнаментальной сетки находится “карман”, в который учащиеся находят и вставляют соответственно расписанный шаблон писанки.)






III. Практическая работа

Сегодня на уроке мы попробуем поучиться замечательному мастерству росписи яиц. А здесь есть свои маленькие хитрости, которые помогут вам превратить простую яичную скорлупу в замечательные поделки.

1. Художник (мастер) не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем создает образ.

2. Яйцо хрупкое, маленькое, объемное - поэтому его нужно очень осторожно держать в руках и во время работы поворачивать, чтобы видеть со всех сторон.

3. Когда высохла краска на рисунке, выполненном на одном конце яйца, его можно перевернуть этим концом вниз и начинать расписывать дальше.

4. При разрисовке средней части яйца удобно держать его в руке, взяв пальцами оба его конца.

5. При выполнении писанок придумывайте свои узоры. Чем больше фантазии вы проявите, тем наряднее и интереснее получатся ваши работы.

Дети простым карандашом на яйце (скорлупе) рисуют орнаментальную сетку, а потом расписывают его фломастерами.


IV. Подведение итогов урока

Что нового мы сегодня узнали на уроке? (Ответы детей).

Чему научились? (Ответы детей).

Да, сегодня на уроке вы поучились замечательному мастерству росписи яиц, узнали о маленьких хитростях, которые помогли вам превратить простую яичную скорлупу в замечательные поделки. Ваша писанка будет чудесным подарком родным или друзьям.

Задачи: Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).

Уточнить представление о композиции и элементах декора. Учить рисовать на объемной форме (на яйце из которого выдуто содержимое). Воспитывать интерес к народному творчеству.

Ход занятия:

Это мастерство миниатюрной росписи на поверхности яйца – настоящего (куриного, утиного, деревянного, керамического или даже металлического.

1. Космические элементы – солнце в виде точки, круга, круга с точками и завитками, звезды разной формы с разным количеством лучей.

2. Бесконечники – оригинальный декоративный мотив, который символизирует бесконечность жизни и вечное возрождение природы;

3. Воздушные элементы – дождинки, снежинки, молния, радуга;

4. Растительные элементы – листок, трилистник, ветка, бутон, цветок;

5. Зооморфные (изображения животных) – утки, петухи, орлы, олени, бараны…

Для этого нам понадобится яичная скорлупа. Каждый из вас принес настоящее яйцо, внутри оно пустое. Работать с ним нужно очень аккуратно, потому что скорлупа очень хрупкая, поэтому нельзя сильно надавливать а то оно может лопнуть. Для начала нужно яйцо загрунтовать. Нанести на все яйцо белую краску, смешанную с клеем. Итак берем кисти и приступаем.

А теперь немного разомнемся. Выходите на ковер.

Будем прыгать, как лягушка,

За прыжком – другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок (прыжки)

Молодцы! Возвращайтесь на свои места, и мы продолжим.

Итак наши яйца высохли. Теперь приступим к росписи самого яйца. Для этого нам понадобится большая кисть. Держим яйцо двумя пальцами указательным и большим. Берем основной цвет, это тот цвет в который будет окрашено все яйцо. Цвет каждый выбирает себе сам. После того как вы окрасите все яйцо, аккуратно поставьте его на крышку от пластмассовой бутылки, для того, чтобы оно высохло.

После того как основной цвет высохнет, приступаем к нанесению узора. Для этого нам понадобится маленькая кисточка. Рисуем в центре яйца цветок. Для начала ставим точку это серединка цветка, далее начинаем рисовать лепестки. Методом примакивания, рисуем один лепесток сверху, один снизу, далее справа, потом слева. Хорошо прополаскиваем кисть, берем другой цвет и рисуем лепестки между теми, которые мы уже нарисовали.

После того как цветок готов, поворачиваем яйцо и рисуем на другой стороне точно такой же цветок. Приступаем.

Заключительной частью росписи яйца будет декорирование. Берем белую краску, по контуру цветка ставим маленькие точки. Получится очень красиво!

Готово! После того как яйцо высохнет мы положим его на подставку.

Молодцы вы замечательные мастера. Идем мыть руки!

А вот и наши работы!

Спасибо всем за внимание, надеемся, что вам понравилось!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками; рассказать о значении праздника Пасхи для русского народа, о том, что русские люди считают Пасху главным христианским праздником.

Задачи: Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце, с различными приемами украшения пасхального яйца, обучать декоративному оформлению пасхальных яиц;

Развивать творческие способности, самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств оформления, чувство композиции, творческое воображение;

Воспитывать уважение к традициям русского народа, интерес к народному искусству;

Ход занятия: Звучит пасхальная песня, когда дети входят в кабинет и рассаживаются по местам.

- Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – звон колоколов.

- Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?

(Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное)

В этот день и всю неделю празднования принято особым образом приветствовать друг друга и отвечать на приветствие. Тем самым подтверждая воскресение Иисуса Христа!

Существует легенда, которая родилась в Риме в те дни, когда это все происходило. Мария Магдалина пришла к правителю Рима Тиберию, в то время, когда он завтракал, перед ним стояло вареное яйцо. Мария воскликнула Христос воскрес! На что Тиберий ответил, скорее это яйцо станет красным, чем я поверю, в то, что кто-то из умерших воскрес. И в тот же миг на глазах всех яйцо покраснело. И все провозгласили воистину воскрес!

Поэтому возникло много способов покраски яиц и изготовления писанок. Все народные промыслы готовят к Пасхе свои расписные яйца, деревянные, глиняные, фарфоровые. (показ)

Писанки - это целое произведение народного творчества. В их росписи используются изображения растений и животных, геометрические фигуры. Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный.

Значение цвета: красный - цвет радости, жизни, любви; желтый – солнце, луна, звезды; зеленый – символизирует весну, молодость; сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.

А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, золота и серебра, стекла и кости. Они могли быть разных размеров – от больших, в которых можно было спрятать различные сюрпризы, например, пасхальные яйца фирмы Фаберже . ( показ)

Я предлагаю вам сегодня тоже сделать красивый подарок к Пасхе. Расписать вот эти яйца. (вырезанные из альбомного листа формы яйца)

Самостоятельная творческая работа:

Ребята, сегодня вы узнали много нового об украшении пасхальных яиц. Сейчас вы попробуете расписать яйцо. Смело проявляйте свою фантазию и творчество!

Пасха - это время радости , праздник победы над смертью, скорбью и печалью. Я желаю вам надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнится любовью, добротой и надеждой!

Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по художественному творчеству в подготовительной группе

Чудо-писанка

Куриленко Елена Борисовна,
Пашская Анна Германовна,
воспитатели ГБДОУ №101
Невского района Санкт - Петербурга

Цель: развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста в художественно – эстетической деятельности

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

- расширить знания детей о весеннем празднике Пасха;

- ознакомить детей с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца;

- научить применять полученные знания и навыки росписи на практике при изготовлении пасхальных яиц;

- научить рисовать традиционные элементы и орнаменты.

- развивать художественный вкус в процессе подбора элементов для декорирования изделий;

- формировать композиционные навыки (ритм предметов, сочетание цветов);

- совершенствовать умение работать кистью и красками;

- развивать фантазию, наблюдательность;

- пробуждать познавательную активность детей, интерес к творчеству.

- воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям; доброжелательность, вежливость (при общении друг с другом);

-воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность, навыки самоконтроля;

-воспитывать доброжелательность, вежливость (при общении друг с другом).

Материалы и оборудование:

– деревянные яйца, окрашенные на предыдущем занятии в цвета, характерные для писанок; акриловые краски, кисти 1, 2, тряпочки, подставки под яйца, салфетки, стаканчики с водой

• о пасхальном символе, играх, забавах

• игры – эксперименты с красками

• игры-эксперименты с коробками из-под яиц

• словарная работа (разучивание стихов по теме, разучивание народных игр)

Пасха, благая весть, милосердие, ангелы, ликование, почтение, поделка праздничная.

Воспитатель: - О чём мы сегодня с вами будем говорить? (звон колоколов)

– В какой весенний православный праздник слышен звон колоколов в церквях и соборах?


Проснулась я и слышу –

Весна стучит в окно!

Капель несется с крыши,

Везде светло – светло!

И кажется – не птицы,

О том, что скоро Пасха,

Они нам говорят.


Слайд 3.


Пасхальный стол отличался обилием вкусных и красивых блюд.


Богатые люди подавали 48 блюд – по числу дней поста. Дети и взрослые вырезали из яркой бумаги цветы, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры, светильники.



– Яйца преподносятся в подарок всем родным и близким в знак любви и прощения всех обид.

Детям взрослые до Пасхи сооружали качели. И в праздник все качались на качелях,


играли в игры с яйцами


Мягкой палочкой скатывают яйца по желобку, у кого, дальше укатится.

Собравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в доме или в саду. Кто-нибудь из взрослых заранее прятал бумажные яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Биться яйцами – это тоже игра.


Как же укращали яйца?


Какие виды росписи пасхальных яиц вы знаете? (крашенка, крапанка, драпанка, писанка)

Как сделать крашенку? (яичко варится и окрашивается в разные цвета)



А как называется этот вид росписи? (крапанка)

Крапанка – это еще один вид расписного яичка. Как оно делалось? ( Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно)

Как называется этот вид росписи? Как его сделать?


(Дряпанка – это окрашенное яичко, которое царапают, нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия. “Прорезная роспись” — это когда из цельной скорлупы вырезают ажурное изделие)

Сегодня мы вспомним ещё один росписи пасхальных яиц – писанка.


Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный.


Все прочие считались не символами, а простым украшением яйца



Писанки не просто раскрашивали… Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся фигур. Сетка, образованная пересечением кругов и овалов, называется разводом.


Развод – основа орнамента писанки – позволяет легко и просто нанести на поверхность яйца самый сложный узор. Существует достаточно много символов для росписи…


Значения символов , используемых при росписи пасхальных яиц:

Сосна — символ здоровья.
Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.
Голубь — символ души.
Сеточка — символ судьбы.
Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок — символ силы.
Точечки — символ плодородия.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.


Писанка до сих пор очень популярна во многих уголках мира. Музей Писанки есть в Коломые, Украина.


На территории Канады, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина – 8, а ширина – 5 м. Эта “писанка” сделана из обломков самолетов, поворачивается по ветру, и видна за многие километры.

Яйца долго храниться не могли. И придумали сувенирные яйца


Слайд 23.


Яйца украшали драгоценными металлами, бисером, шоколадом. Были деревянные и стеклянные яйца


Слайд 25.


И сегодня, ребята, мы с вами будем делать пасхальный подарок – яйцо, но не простое, а расписанное собственными руками. Мы с вами заранее покрасили яйца в определенные цвета. Каждый цвет имеет определенное значение, что они обозначают?

(синий – небо, воздух, воду, здоровье;

красный – жизнь, любовь, здоровье, символ весны и возрождения, радость;

желтый – спелое зерно, достаток, урожай, цвет солнца;

зелёный – весна, воскресение природы, жизнь;

чёрный – цвет земли, плодородие)

Молодцы, ребята. А что ещё характерно для писанки? (определенный узор, знаки-символы). Как мы уже знаем, мастерицы писанок черпали замыслы своих рисунков из природы. Рисунки эти исполнялись в стилизованной форме. Узоры писанок наделялись глубоким смыслом, были символичны. Их условно разделили на несколько групп. Каких (символы солнца, растительные и животные, геометрические). Молодцы, всё вспомнили!

Весна, весна красная (шагают на месте)

Пришла Весна, с солнышком (хлопают в ладоши)

С доброй радостью (поворот влево)

С великой милостью: (поворот вправо)

Со льном высоким (тянут ручки вверх)

С корнём глубоким, (присаживаются)

С дождями сильными, (прыжки)

С хлебами обильными (разводят руки)

Итак, сегодня мы с вами научимся расписывать яйца, то есть будем делать из крашенки, что? (писанку) Правильно. (Воспитатель показывает образцы и схемы.)


Слайд 27.


Слайд 28.


Но здесь есть определённые хитрости, которые помогут вам в работе:

1. Художник (мастер) не сразу создаёт своё произведение: он обдумывает замысел, а затем создаёт образ. Сначала наносим рисунок карандашом.

2. Яйцо маленькое, объёмное – поэтому его нужно держать в руках осторожно и во время работы поворачивать, чтобы видеть со всех сторон.

3. Когда высохнет краска на рисунке, выполненном на одном конце яйца, его можно перевернуть этим концом вниз и начинать расписывать дальше.

4. При разрисовке средней части яйца удобно держать его в руке, взяв пальцами оба его конца.

5. При выполнении нашей работы, руки должны быть сухими и чистыми, а иначе краска будет размазываться и писанка получится грязной. Для этого у вас есть тряпочки, при необходимости вытирайте об нее руки.

Воспитатель демонстрирует, как нужно держать яйцо при росписи.

Воспитатель: Мы будем расписывать яйцо красками, поэтому надо следить, чтобы гуашь была не жидкая, иначе она может потечь и испортить всю работу. Не забывайте, что мы рисуем на круглой поверхности, поэтому рисунок наносится со всех сторон яйца. Приступайте к работе.

Дети выполняют роспись яйца. Воспитатель по мере необходимости помогает, подсказывает, как лучше выполнить работу.

Готовые поделки дети выставляют на столе.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какие разные и красивые писанки у вас получились. Не одна не похожа на другую. Ваша писанка будет чудесным подарком родным или друзьям на Пасху. (Дети рассматривают поделки, обмениваются впечатлениями).

Читайте также: