Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему земля наш общий дом

Обновлено: 06.07.2024

Цель НОД : Р асширять и уточнять представления детей о природе.

Задачи приорит етной образо вательной области «Познав ательное

• Расшир ять представления о т ом, что Земля - общий дом всех люд ей и

• Формировать стр емление бер ечь свой общий дом как условие

сохранения жизни человече ства и всех природных обит ателей.

• Закреплять понятие, что люди - часть природы, что для роста и

развития живых объектов необходимо одно и то же : воздух, вода,

• Воспитывать друже ские взаимоотношения между де тьми, привычк у

• Воспитывать ответс твенное и бережное отношение к окружаю щему

• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, всех

• Сохранение, укрепление и охрана здор овья детей, повышение

умственной и физичес кой работоспособности, предупр еждение

Планируемые резу льтаты: реб енок пр оявляет инициат иву и

самостоятельност ь в раз ных видах деяте льности: иг ре,

общении, познавате льно - ис следовательс кой деяте льности, активно

взаимодействуе т со сверс тниками и взрослыми, проявляет

любознательность, интерес уется причинно - следственными свя зями,

обладает элеме нтарными предс тавления ми об окружающе м, владее т устной

Цель: Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком. Формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе, желания детей конкретными делами и поступками украшать и любить свою Землю.

Задачи:

Расширять представления детей о планете Земля; об условиях, необходимых для жизни на Земле. Познакомить детей с влиянием человека на природу.

Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже – вода, свет, воздух.

Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету, уважение к природе и ее богатствам.

Ход занятия:

Ребята, вы знаете, что существует много разных праздников. И не все знают, что есть праздник День Земли. Много происходит в мире аварий, которые наносят вред нашей планете Земля. Вот и решили хотя бы раз в году напоминать людям о значении доброго, бережного и ответственного отношения к окружающему миру. Так и появилась идея проведения Дня Земли. 22 апреля официально признан Днем Земли. Этот праздник объединил много стран. И мы с вами присоединяемся к ним, отмечаем этот день.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Воспитатель: Что это, как вы думаете?

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Дети: - Глобус.

Воспитатель: Глобус - это макет нашей планеты Земля. Наша планета – это огромный шар (рассматривание глобуса). Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды. Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся еще восемь планет. Но только на нашей Земле есть жизнь.

Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?

Дети: Она круглая, похожа на шар.

Воспитатель: Каким цветом обозначена на глобусе суша?

Дети: Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.

Воспитатель: Много ли на нашей планете воды?

Дети: Воды больше, чем суши.

Воспитатель: Каким цветом она обозначена на глобусе?

Дети: Вода обозначена синим, голубым, белым цветами.

Воспитатель: Кому в природе нужна вода?

Дети: Человеку, деревьям, животным….

Воспитатель: Что ещё необходимо всем живым существам на Земле? (Тепло, свет Солнца, воздух)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру "Живая и неживая природа".

(Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т. д.) и неживой (небо, земля, камни и т. д.) природы).

Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Ну-ка, плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев? Конечно, нет. Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Дети: Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.

Воспитатель: А всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?

Дети: Человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т. д

Это случилось потому, что люди построили много заводов. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных, болеют люди. Гибнет природа.

Воспитатель: Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли? (Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства). Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. А сейчас я вам раздам карточки, на которых изображены места отдыха на природе, и мы вспомним правила поведения там.

(Дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила поведения во время отдыха на речке, в лесу, на лугу).

Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей). Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (Ответы детей). Молодцы, ребята!

Воспитатель: А сейчас я хочу дать вам домашнее задание: придумать и нарисовать вместе с родителями нашу планету Земля.

Прикреплённые файлы:

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Тема:Рассказывание по схеме. Рекламируем мороженое. Цель: совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми;.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи

(старшая группа)

Образовательные задачи :

Уточнение и расширение представления детей о том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы.

Формировать умение работать с предметно-схематичными моделями.

Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, развивать связную речь. Активизация словаря.

Развивающие задачи:

Развитие навыков речевого общения, речевого слуха, общей моторики.

Развивать любознательность, коммуникативные навыки , творческое воображение.

Развивать память, внимание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о ней.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру.

Ход занятия:

1этап. Мотивационный.

Фильм- Внимание на экран!

- Как называется наша планета? (Наша планета называется - земля).

-Какую форму имеет наша Земля? (наша земля – круглая).

-Кроме планеты Земля, есть ли ещё планеты? (да).

-А на какой планете есть жизнь? (Жизнь есть только на земле).

-Почему? (Потому что только на земле есть вода и воздух).

Молодцы ребята вы правильно сказали :

«Наша планета называется – Земля, только на Земле есть жизнь, она круглая и постоянно вращается вокруг солнца, поэтому у нас меняются времена года.

Земля - наш общий дом. Ребята как вы думаете почему он так называется?

( потому, что на земле живут не только люди, но и растения, насекомые, птицы, рыбы и животные).( показать оформление: земной шар)

Знают все взрослые, знают все дети,

Что вместе с нами живут на планете…

Лев и журавль, попугай и лисица.

Волк и медведь стрекоза и куница.

Белые рощи, лесные дубравы,

Реки, речушки, деревья и травы!

Синее море, лесной ручеёк,

Все доверяют тебе человек.

Ты самый умный, а значит в ответе

За всё живое, что есть на планете.

Мы с вами видели, как удивителен и прекрасен мир природы… Мы всегда куда – то торопимся: на работу, в детский сад, школу. Но давайте попробуем остановиться. Оглянуться вокруг.

Порадуемся солнцу – оно светит для нас.

Птицам – они поют для нас.

Лес. Шум леса.

Послушаем шум леса. Как свежо в лесу, просторно. Вдохнем носиком свежего воздуха, а ротиком выдохнем. Леса - настоящие лёгкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому.

- Как вы думаете почему лес называют лёгкими нашей планеты? (потому что лес даёт нам свежий воздух – кислород, а поглощает т.е. забирает ядовитые газы).

Давайте прогуляемся по лесу и посмотрим, что нас ждёт интересного здесь.

(стоит дерево с волшебными листочками)

3 этап

- Ребята посмотрите какое красивое дерево стоит посередине леса, а какие необычные листочки висят на нём. Подойдите к дереву и сорвите по листику. На листочках нарисованы правила поведения в лесу

- Сейчас каждый посмотрит на свой лист и скажет чего нельзя делать в лесу. (Дети называют все вместе).

Умных правил не забудем охранять природу будем.

- Молодцы ребята, запомните эти правила , соблюдайте их и говорите об этих правилах родителям, друзьям, всем кто их не знает.

-Наше путешествие продолжается.

Голоса (собака, корова, свинья, баран )

Ребята слышите какие то голоса в лесу, (запись, голоса животных).

Они кричат так, потому что заблудились.

Слайд с животными дом. и дикие.

-Какие животные заблудились ? (корова, лошадь, и.т.д.)

-Как их можно назвать одним словом ? (домашние).

-А почему они называются домашние? (потому что они живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними).

- А, что они дают за это человеку? ( молоко, мясо, мех, шерсть, и.д. т ).

Слайд. Дикие животные.

Наше путешествие продолжается.

Ребята посмотрите кто это под кустом спрятался. Модель какого животного вы видите? (модель зайца) Заяц приготовил нам задание.

Работа с мнемотаблицей

Внимательно посмотрите на экран, на экране изображена таблица. Как вы думаете, о чем рассказывают рисунки на таблице?

Ребята посмотрите как много ромашек, а в ромашках кто-кто сидит. Модель какого животного вы видите? (модель ежа). Молодцы вы правильно догадались. Какие красивые цветы и как их много. А ёж не зря окружён такими цветами. Он хочет быть ромашкой. Ромашка какая?

(Белая с оранжевыми глазками, красивая, весёлая, добрая, пахучая, ароматная).

Представьте себе, если бы ёжик был ромашкой, то какой бы он был? Ответы. Ёж приготовил нам игру (Лексическое упражнение).

-Назови ласково : Солнце – солнышко;

Молодцы. Давайте назовём ласково ежа.

- Дорогие друзья вот и подошло время нам расстаться с лесом.

В корзиночке лежат смайлики, они разные. Посмотрим чем они отличаются? (настроением: радость и грусть) Если вам сегодня было интересно и легко на занятии и вы остались собой довольны – возьмите веселого смайлика, а если были трудности, было не интересно и грустно - возьмите грустного. Все смайлики прикрепим к волшебному дереву.

Путешествие наше закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад.

В руки палочку возьму

Волшебство я призову

В воздухе взмахну

Волшебство появится, в садике окажемся.

Итог занятия.

- Ребята о чём мы сегодня говорили на занятии?

- Что вы узнали нового?

Ответы детей: ( мы сегодня говорили о нашей планете – Земля, мы узнали ,что только на земле есть жизнь, что вместе с нами живут на планете растения, животные, рыбы, насекомые, закрепили правила поведения в лесу, ласково называли животных, узнавали животных по модулям, закрепили домашних и диких животных).

Цель: Совершенствование представлений о планете Земля.

Задачи:
Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.
Расширить представления детей о том, что Земля - общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

Активизировать словарь за счёт существительных слов: планета, Земля, шар, пустыня, солнце, суша, птицы, вода, лес.
Способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики.
Закреплять умение работать вместе, сообща.

Возращение на землю
Обращаем внимание на Лунтика , который вместе с нами приземлился
Откуда ты? (Лунтик не умеет разговаривать У него есть письмо Я сейчас его прочту и мы все узнаем)
Он прилетел из космоса - планета Луна Он спрашивает на какой планете живем мы?
Мы живем на планете Земля
В письме говорится о том, что Лунтик ничего не знает о Земле.
Познакомим его? Но и сами узнаем много нового.
Согласны?
Да , тогда в путь за открытиями
- На что похожа наша Земля, наш общий дом? (На шар). Правильно, поэтому землю нашу называют земным шаром.
- А теперь давайте посмотрим, как выглядит этот необычный шар. Вот видите, какой разноцветной кажется наша Земля. Какой краски больше?
- Ребята, давайте рассмотрим глобус. Какие цвета вы видите на глобусе?
- А теперь нам надо придумать свой рассказ о том, что означает тот или иной цвет на глобусе. Рассказы детей.

О зелёном цвете на глобусе.
На глобусе есть зеленый цвет. Это леса. Лес – это деревья, из которых делают огромное количество разных предметов, бумагу, на которой печатают книги, делают тетради и альбомы. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Лес – это природное богатство, его много, но и его надо беречь.

О тёмно – жёлтом и жёлтом цвете.
На глобусе есть темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, в пустыне только один песок.

О коричневом цвете.
На глобусе есть коричневый цвет. Это горы: Уральские и Кавказские горы (показываю на глобусе). В горах добывают полезные ископаемые. Это то, что находится в Земле и то, что очень нужно для жизни человека: уголь, различная руда, которая необходима для изготовления металла. Нефть, золото и алмазы составляют богатство страны.

О синем цвете.
На глобусе очень много синего цвета – это значит, что на нашей Земле много воды. Вот текут реки, они нарисованы тонкой, синей линией. Рек много и все они стекаются и образуют моря. Морей меньше, чем рек. А моря превращаются в большие океаны.

О белом цвете на глобусе.
На глобусе есть белый цвет. Это снег, лед. Это Антарктида. Там вечный холод, снег, лед и постоянно живут только пингвины. А люди поселяются лишь на время, чтобы изучить этот загадочный материк вечной мерзлоты
- Но Земля - это не единственная планета в космосе. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи. Какие планеты вы знаете? (Рассмотрите с детьми рисунки с изображением Солнечной системы, назвать планеты).

Меркурий - самая быстрая планета в Солнечной системе. Днём на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь.
Венера - это самая горячая планета.
Земля - планета на которой мы живём.
Марс. На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком.
Юпитер - это самая большая планета в Солнечной системе.
Сатурн. Вокруг планеты есть кольца, они состоят из обломков льда и камней.
Уран. Это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение.
Нептун - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков.
Плутон - это очень холодная планета. Она очень далеко от солнца и она очень маленькая.

-А на какой планете есть жизнь? (Жизнь есть только на земле).
-Почему? (Потому что только на земле есть вода и воздух).
«Наша планета называется – Земля, только на Земле есть жизнь, она круглая и постоянно вращается вокруг солнца, поэтому у нас меняются времена года.

Земля - наш общий дом.
Ребята, как вы думаете почему он так называется?
Ответы детей
(потому , что на земле живут не только люди, но и растения,
насекомые, птицы, рыбы и животные)

Стихотворение читает Алеся
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну наш общий дом.

Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве.
- А теперь проведем опыт. В качестве Солнца возьмем воздушный шарик, а в качестве Земли – глобус. Вот таким образом Земля облетела вокруг Солнца один полный круг – проходит год. А теперь, смотрите, повернулась вокруг своей оси наша Земля один полный круг – прошли сутки, т. е. день и ночь.

Физ. минутка:
По родному краю дружно мы шагаем.
Справа от нас зеленый луг
Слева находится лес.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку – скок.
Филин крыльями машет. Ух!
Аж, захватывает дух!
Солнце над березами светит нам.
Мы рады ягодам, гриба

Читайте также: