Конспект занятия по развитию речи в средней группе пересказ сказки пузырь соломинка и лапоть

Обновлено: 06.07.2024

- учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

- Развивать связную речь детей;

- Воспитывать культуру поведения, умение пользоваться вежливыми словами.

Материалы и оборудование: Презентация сказки в формате power point , мыльные пузыри.
Ход занятия

Воспитатель Ребята устраивайтесь по удобнее, сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. Будьте внимательны, сказка начинается. (Воспитатель рассказывает сказку с одновременных показов слайдов).

- Ребята, понравилась вам сказка?

Ответ детей: Понравилась.

Воспитатель: Как называется сказка?

Ответ детей: Пузырь, Соломинка и Лопать.

Воспитатель: Давайте вспомним, кто пошел дрова рубить?

Ответ детей: Пузырь, Соломинка и Лопать.

Воспитатель: Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть?

Ответ детей: Они пошли рубить дрова в лес.

Воспитатель: Что помешало им идти дальше?

Ответ детей: Им помешала речка.

Воспитатель: Что сказал Лопать Пузырю?

Воспитатель: Согласился ли пузырь перевезти друзей на другой берег?

Ответ детей: Нет, не согласился.

Воспитатель: Как вы думаете, почему он не согласился?

Ответ детей: Он струсил.

Воспитатель: Вы правы, он струсил. Что же предложил Пузырь?

Ответ детей: Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег.

Воспитатель: C огласилась ли Соломинка с предложением Пузыря?

Ответ детей: Соломинка согласилась.

Воспитатель: Почему она согласилась?

Ответ детей: Она смелая и хотела помочь своим друзьям перейти на другой берег.

Воспитатель: Вы правы, она смелая.

Кто первым пошел по Соломинке?

Ответ детей: Первым пошел Лопать.

Воспитатель: Что случилось с Соломинкой?

Ответ детей: Соломинка переломилась.

Воспитатель: Почему она переломилась?

Ответ детей: Она была слишком тоненькой, слабой, сухой, поэтому и переломилась.

Воспитатель: Что произошло с Лаптем?

Ответ детей: Лапоть упал в воду.

Воспитатель: Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

Ответ детей: Пузырь начал смеяться.

Воспитатель: Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?

Ответ детей: Не стали бы смеяться. Помогли бы своим друзьям.

Воспитатель: Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.

Раздувайся пузырь, большой, большой

Раздувайся пузырь да не лопайся.

(Дети пятятся назад проговаривая)

А ведь был такой большой!

(Дети сходится в центр круга)

Воспитатель: Я буду произносить фразу, а вы ее заканчивать.

- Пузырь толстый, а Соломинка наоборот…(тонкая).

- Пузырь тонкий, а Лапоть(тяжёлый).

- Соломинка смелая, а Пузырь(трусливый).

- Лапоть сплели, а Пузырь(надули).

- Соломинка сломалась, а пузырь(лопнул).

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы.

-А теперь, давайте попробуем придумать другой конец для нашей сказки.

Воспитатель хвалит детей за активность.

- Дети, а что могли сделать герой нашей сказки чтобы с ними ничего не случилось?

- Устраивайтесь поудобнее, сказка начинается.

(Воспитатель рассказывает сказку с одновременным показом слайдов.)

- Дети, понравилась вам сказка?

(Понравилась).

- Давайте вспомним, кто пошел дрова рубить?

(Пузырь, Соломинка и Лапоть).

- Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть рубить дрова?

(Они пошли рубить дрова в лес).

- Что помешало им идти дальше?

(Им помешала речка).

- Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?

(Нет, не согласился).

- Как вы думаете, почему он не согласился?

- Правильно, Пузырь струсил.

- Что же предложил Пузырь?

(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).

- Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря?

(Соломинка согласилась).

- Почему она согласилась?

(Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег).

- Конечно, она смелая.

- Кто первым пошел по Соломинке?

(Первым пошел Лапоть).

- Что случилось с Соломинкой?

(Соломинка переломилась).

- Почему она переломилась?

(Она была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась).

- Что произошло с Лаптем?

(Лапоть упал в воду).

- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

(Пузырь начал смеяться).

- Что стало с Пузырем?

(Пузырь лопнул).

- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?

(Не стали бы смеяться. Помогли бы своим друзьям).

- Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.

- Дети, возьмитесь за руки, сделайте узкий круг, попробуем надуть наш Пузырь.

(Дети, взявшись за руки стоят на месте и произносят слова.)

Раздувайся пузырь,

Раздувайся пузырь,

(Дети пятятся назад проговаривая)

(Дети, стоя на месте, произносят слова.)

Пузырь лопнул-

А ведь был такой большой!

(Дети медленно начинают сходиться в центр круга)

- Отдохнули, подвигались, садитесь на стульчики.

- Я буду произносить фразу, а вы её заканчивать.

(Воспитатель, произнося фразу, показывает на героя сказки).

- Пузырь толстый, а Соломинка наоборот (тонкая)

- Пузырь легкий, а Лапоть (тяжелый)

- Соломинка смелая, а Пузырь (трусливый)

- Лапоть сплели, а Пузырь (надули)

- Соломинка сломалась, а пузырь (лопнул)

7. Развитие творческого воображения.

- Молодцы-то вы, ребятки, молодцы!

- Но, что-то мне не нравится конец у сказки.

- Очень уж грустно она закончилась.

- Давайте придумаем другой конец.

- Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

( Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т. п.)

- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.

- Послушайте, дети, стихотворение о дружбе, которое сейчас прочитают дети.

Друг нам в жизни очень нужен,

С другом жить нам веселей.

Рядом с ним в любую стужу

Нам становится теплей.

Друг хороший нас утешит,

Успокоит в горький час,

Доброй шуткою потешит,

Рассмешить сумеет нас.

Друг в беде всегда поможет,

Если грянет вдруг беда,

Все для нас он сделать может,

Не покинет никогда.

Дружбой искренней и честной

Нужно всем нам дорожить,

Потому что, как известно,

Без друзей нам не прожить.

- Вот хорошо, вот здорово! И настроение сразу поднялось!

- Ребята, вы послушали и посмотрели сказку. Как она называется?

- Кто из героев понравился больше всех и почему?

- Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Молодцы!

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД в средней группе

Цель: обучение детей умению пересказывать короткую сказку.

Образовательные:

побуждать детей понимать сюжет сказки, выделять героев, определять их поступки;

способствовать формированию умения передавать содержание сказки с помощью иллюстраций;

активизировать словарный запас детей за счёт употребления слов: трусливый, перетянется, лапти; вводить в активный словарь антонимы (толстый – тонкий, высокий – низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый).

Развивающие:

стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные:

способствовать созданию положительного эмоционального настроя;

воспитывать любовь к устному народному творчеству, интерес к игровой деятельности.

Материал и оборудование:

предметные картинки: лапоть, соломинка;

Предварительная работа:

чтение, рассматривание книг, иллюстраций о весне;

чтение и обсуждение русских народных сказок;

I . Вводная часть

Настрой на работу

Громко дудочка поёт,

Ребятишек в круг зовёт.

Дети встают в круг.

Вот собрался наш кружок,

Улыбнись скорей, дружок.

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Введение в тему

– Ребята, какое сейчас время года?

– Как вы поняли, что наступила весна?

– Какие приметы весны вы увидели?

Снова к нам пришла весна,

Тают белые снега,

Ручейки бегут к реке,

Напевая о весне.

В каждой песне ручейка

Сказка новая слышна

О тепле и о цветах,

О зеленых о лугах,

Птицах в небе голубом

И о солнце золотом!

– А вы любите сказки?

– Почему, за что вы любите сказки?

Невозможно сказку не любить,

Невозможно сказку не ценить.

Сказка – чудная копилка,

Что накопишь, то возьмешь,

А без сказки в этой жизни –

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнешь – и не найти.

II . Основная часть

Первичное знакомство со сказкой

Дети садятся на стульчики, расположенные на коврике. Воспитатель рассказывает детям сказку.

В обработке А.Н. Толстого.

« Жили были пузырь, соломинка и лапоть.

Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит пузырю:

Пузырь, давай на тебе переплывем!

Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

Работа над языком и содержанием сказки

– Назовите героев сказки.

– Ребята, вы знаете, что такое лапоть? (Старинная обувь, плетенная из бересты березы. Показать картинку).

– Что такое пузырь? (Наполненный воздухом или газом шарик).

– Какие бывают пузыри? (Мыльные).

– Приходилось ли вам надувать мыльные пузыри?

– Что чаще всего с ними происходило?

– Посмотрите на картинку. Это соломинка, стебелек злакового растения: пшеницы, овса, ржи. (Показ картинки).

– Куда отправились пузырь, соломинка и лапоть?

– Какую преграду герои сказки встретили на своем пути?

– Что предложил лапоть пузырю?

– Что ответил пузырь?

– Как вы думаете, правильно ли поступили друзья? Почему?

– Что случилось с пузырем?

– Вам понравилось, как закончилась сказка?

– Почему вам понравился (не понравился) конец сказки?

Все дети и взрослый берутся за руки и становятся близко друг к другу, говорят слова. Вместе со словами все потихоньку отходят назад, получается большой круг.

Играющие начинают бежать по кругу со словами:

Он летел, летел, летел

И за веточку задел.

Повторное рассказывание сказки

– Послушайте, я расскажу сказку еще раз.

Воспитатель рассказывает сказку еще раз, выставляя на мольберт иллюстрации, соответствующие эпизодам сказки.

Пересказ сказки детьми с использованием плана из иллюстраций

– Предлагаю рассказать сказку вам, используя план из иллюстраций.

Выслушивается пересказ 2 – 3 детей. В случае необходимости воспитатель задает наводящие вопросы или подсказывает отдельные слова.

Посмотри ка, посмотри

Мы пускали пузыри

Указательные и большие пальцы каждой руки сложить колечком

Дуем, дуем, дуем, дуем

Колечки поставить друг на друга, поднести ко рту и подуть на них.

Много пузырей надуем .

Р азвести руки в стороны

На столе и на двери

Всюду в доме пузыри .

Дети перемещаются по группе, показывая, как летают пузыри

Только в руки не бери

Сразу лопнут пузыри !

Резко выпрямить пальцы, изображая лопнувшие пузыри

Пузырь толстый , а соломинка какая ? (Тонкая.)

Соломинка высокая , а лапоть какой ? (Низкий.)

Пузырь легкий , а лапоть … (Тяжелый) .

Соломинка смелая , а пузырь … (Трусливый, пугливый) .

III . Заключительная часть

– С какой сказкой сегодня познакомились?

– Чему научила вас эта сказка?

– Каким было ваше настроение?

– Что вам сегодня больше всего понравилось?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 457 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.03.2019 2739
  • DOCX 21.8 кбайт
  • 33 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Менщикова Марина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

Развивающие задачи:

- Развивать связную речь детей;

Воспитательные задачи:

- Воспитывать культуру поведения, умение пользоваться вежливыми словами.

Воспитатель:Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу.

Посмотрите, кто к нам пришел. Кукла Катя. А что она принесла?

Дети:мыльные пузыри.

Воспитатель:Знаете зачем Катя их принесла? Ей нравится сказка, в которой один из героев Пузырь. Хотите её послушать?

Воспитатель: сядьте поудобнее и приготовьтесь

Воспитатель:.

-Про кого эта сказка?

Дети:Про Пузыря, Соломинку и Лаптя.

Воспитатель:Что предложил Лапоть Пузырю?

Дети:Переплыть на нем через реку.

Воспитатель:А почему можно на пузыре плавать.

Дети:Потому что он легкий и не тонет.

Воспитатель:Что ответил Пузырь?

Дети:Чтобы Соломинка перекинулась с берега на берег.

Воспитатель:А разве соломинка может достать до другого берега, какая она?

Дети: Она длинная, достает до другого берега.

Воспитатель:Как же они переправились на другой берег, что они придумали?

Дети:Лапоть пошел по Соломинке. Соломинка сломалась. Все упали в воду.

Воспитатель:А почему Соломинка сломалась?

Дети:Потому что она тонкая, а Лапоть тяжелый.

Воспитатель: И что было дальше

Дети:Пузырь хохотал, хохотал и лопнул.

Воспитатель:Пузырь хорошо поступил?

Дети:Нет, над другими смеяться невежливо.

Воспитатель: А что нужно было Пузырю сделать?

Дети:Помочь Соломинке и Лаптю.

Дети:Картинки к сказке.

Воспитатель читает сказку, а после ребята по опорным картинкам пересказывают ее. Начинает один, а продолжает другой.

Воспитатель

Молодцы. Ребята, какую сказку мы сегодня читали? Вам понравился конец этой сказки? Давайте придумаем другую концовку. Как можно было бы перебраться на другой берег? (ответы детей). Молодцы. Дружба – это главное. До свидания!

Читайте также: