Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по программе от рождения до школы

Обновлено: 05.07.2024

Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже;
- закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
- закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам;
- совершенствование умения взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.
Материалы и оборудование: сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, буквы для составления слова, картинки с изображение времен года, замочки, письмо, смайлики и сердечки.

2. Мотивационно – ориентировочный этап.
Стук в дверь. Письмо. Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт. Читают письмо.

3. Поисковый этап
Воспитатель:
-Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Звучит сказочная музыка


- Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем.

Воспитатель: - Вот и 3 замок. Чтобы попасть в другую сказку:
Гимнастика для глаз
Терем- терем - теремок! ( Движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. (Моргают глазами)

Воспитатель: - Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка?
(Выставлен настольный театр)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, никак звери не могу договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются.

Воспитатель: - Интересно, в какой сказке мы оказались? (на столе лежит загадка). Давайте отгадаем.

4 замок
Загадка:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)

Воспитатель: - Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. (Дети расставляют картинки-символы).


Какое сейчас время года? Какое было до весны? Какое будет после весны? Какое между летом и зимой? А названия весенних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.
- С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.

8 замок
Схема – синквейн


1 строка. Герой – Колобок.
2 строка. Слова признаки: желтый, круглый.
3 строка. Слова действия: убежал, катится, поет.
4 строка. Предложение о герое: Колобка съела лиса.
5 строка. Обобщающее слово о герое: сказочный персонаж.

Воспитатель: - По схеме составьте синквейн о нашем сказочном герое: Петушок, Баба-Яга, Буратино. Какие вы молодцы!

4. Практический этап.
10 замок
Воспитатель: - Посмотрите какие интересные куклы. (Воспитатель обращает внимание детей на театр Тантамареска). Да только они не живые. Как же можно их оживить? (Высказывания детей). Подготовленные дети читают стихотворение в виде диалога.


Девочка. Непослушный мой котёнок,
Что ж ты в кухне натворил!
Чашку мамину разбил.
За такое поведенье
Будешь завтра без конфет,
Без печенья, без варенья,
Без сосиски на обед,
Котенок. Я люблю побезобразить!
и побегать и полазить.
Вмиг взлечу по занавескам,
Правда рвутся они с треском
Не люблю пустую миску
и кастрюльку без сосиски.
Девочка.
Виноват - теперь не плачь,
Надо было маму слушать
И вести себя получше!
Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.
- Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.

Воспитатель: - Молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали.

5. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: - Вам понравилось путешествие? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению.
Герои сказок говорят вам спасибо и дарят сердечки за вашу доброту и за вашу активность!

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке указаны методы, формы и приемы для обучения речевого развития в детском саду в подготовительной группе.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Рабочая программа по развитию речи

Для детей 6-7 лет

Автор конспектов Гербова В.В

(в рамках УМК основной образовательной

(подготовительная к школе группа)

Нормативные основания рабочей программы:

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);

Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02-501.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01 №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);

Устав МБДОУ № 175

Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175

На начало учебного года в группе 37 человек – 18 девочек (45%) и 25 мальчиков (55%). Старшая группа от 5 до 6 лет.

По результатам мониторинга здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год:

16 детей имеют I группу здоровья;

26 детей имеют II группу здоровья из них: 3 ребенка - IIб; 1 ребенок - IIа;

1 ребенок имеет III группу здоровья.

Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 36 семей (88%) – полные семьи,

5 семей (12%) – неполные семьи.

Уровень жизни детей удовлетворительный.

Анализ этнического состава воспитанников группы:

- русские – 41 семья (95%),

- другой национальности – 2 семьи (5%).

В ходе проведения диагностики ребята ответственно выполняли задания, отвечали на вопросы охотно.

По итогам диагностики программа усвоена детьми на достаточном уровне - 75%, однако в группе имеются 3 % детей, показавших по итогам диагностики, низкий уровень усвоения программного материла, так как причиной является частое отсутствие по болезни.

Наиболее низкие результаты по образовательным областям 15%, 19% показали области – социально – коммуникативное и физическое развитие. Следовательно, больше внимания будем уделять этим областям детей. А также в индивидуальном порядке будем больше заниматься с детьми, показавшими низкий уровень усвоения программного материала.

На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.

Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать чтение книг. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об окружающем пополняется.

Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению, танцам. С удовольствием занимаются физической культурой.

Пояснительная записка

Речевое развитие в подготовительной группе включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направленность программы – речевое развитие детей.

Основные задачи по развитию речи:

совершенствовать речь как средство общения;

продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;

побуждать детей интересоваться смыслом слова;

совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки одного языка;

продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;

формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками;

развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Объем программы составляет 72 (академических) часа, включая диагностические занятия. Занятия проводятся 2 раз неделю по 30 минут.

Образовательная деятельность по речевому развитию с детьми подготовительной группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.

Формы реализации:

Система работы включает:

викторины, сочинение загадок и сказок,

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.).

Условия реализации:

Средства развития коммуникации:

Общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр.

Методы развития речи и коммуникации:

Метод непосредственного наблюдения и его разновидности:

Наглядные, словесные, практические.

наблюдение в природе,

чтение и рассказывание художественных произведений

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность):

рассматривание игрушек и картин,

рассказывание по игрушкам и картинам

Рассказывание без опоры на наглядный материал

Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон – центров.

Центры оснащены развивающими материалами:

Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.

Наборы картинок, репродукций, букв, речевые домино и др. дидактические игры, направленные на развитие речи детей.

Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия:

условия для свободного выбора деятельности;

условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;

создание разных пространств предъявления детских продуктов:

легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

презентации или иные формы собрания группы или её части, на которых дети – по желанию – рассказывают о своем опыте или иным способом представляют продукты собственной деятельности.

праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.

детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, нормативные проекты – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию и коммуникацию детей.

Самостоятельная деятельность детей;

Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе диагностики учителей логопедов.

Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, совместные проекты, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а также интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

Предполагаемый результат:

Высказывать желание послушать определенное литературное произведение.

С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.

Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.

С помощью взрослого драматизировать небольшие сказки.

Участвовать в коллективном разговоре; задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.

В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Содержание программы:

Название тема (содержание)

Занятие 1. Подготовишки.

Тема 2. Летние истории.

Тема 3. Звуковая культура речи.

Тема 4. Лексико-грамматические упражнения.

Тема 5. Для чего нужны стихи.

Тема 7. Работа с сюжетной картиной.

Тема 8. Беседа о А. С. Пушкине.

Тема 1. Лексико-грамматические упражнения.

Тема 3. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Тема 4. Русские народные сказки.

Тема 5. Вот такая история.

Тема 7. На лесной поляне.

Тема 8. Небыльцы – перевертыши.

Тема 1. Сегодня так светло кругом!

Тема 2. Осенние мотивы

Тема 3. Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Тема 5. Лексические игры и упражнения.

Тема 7. Подводный мир.

Тема 1. Лексические игры.

Тема 2. Работа с иллюстративными изданиями сказок.

Тема 3. Звуковая культура речи.

Тема 5. Тяпа и Топ сварили компот.

Тема 7. Лексические игры и упражнения.

Тема 1. Новогодние встречи

Тема 2. Произведения Н. Носова

Тема 3. Творческие рассказы детей

Тема 4. Здравствуй, гостья-зима!

Тема 5. Лексические игры и упражнения

Тема 7-8. Повторение

Тема 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Тема 3. Работа по сюжетной картине

Тема 5. Лексические игры и упражнения

Тема 8. Повторение пройденного материала

Тема2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Тема 5. Лексические игры и упражнения

Тема 6. Весна идет, весне дорогу!

Тема 7. Лохматые и крылатые

Тема 2. Лексико-грамматические упражнения

Тема 3. Сочиняем сказку про Золушку

Тема 4. Рассказы по картинкам

Тема 5. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Тема 7. Сказки Г.Х. Андерсена

Тема 8. Повторение

Тема 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Тема 3. Весенние стихи

Тема 5. Лексико – грамматические упражнения

Тема 7-8. Повторение

Итого: 72 академических часа

Дидактическое обеспечение:

Комплексные занятия по программе

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Предлагаю книгу в формате Word. Занятия на сентябрь месяц В пособии предлагаются комплексные занятия с детьми подготовительной группы на весь учебный год, которые помогут педагогам построить систему развивающего образования на основе требований ФГОС ДО по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2014). Содержание организованной образовательной деятельности, включающей дидактические, подвижные, развивающие игры и упражнения, слушание, чтение и обсуждение программных произведений, работу по развитию речи и обогащению словаря, исследования, продуктивное и художественное творчество, музыкальные и физические упражнения, способствует освоению детьми всех образовательных областей, реализует комплексный подход к воспитанию и обучению в детском саду, обеспечивает рациональную совместимость основных видов детской деятельности и позволяет педагогам сопровождать воспитанников в успешном достижении ими планируемых результатов - целевых ориентиров образования.


Методическое обеспечение по программе "От рождения до школы"





Елена Болонова

Марина Сухорукова

Юлия Чернова

Большое спасибо за такую шикарную подборку литературы!

Оксана Пырэу

Евгения Слесарева

Наталья Петрова

Огромная благодарность за очень нужный в работе воспитателя материал!

Елена Худошина

Спасибо большое, очень полезный материал для педагогов

Юлия Колодяжная

Татьяна Хайлова

Огромное спасибо за такую классную подборку мне она помогла в работе.

Марина Сафеева

Елена Шестернина

Елена Шестернина

Марина Петякшева

Наталья Зыкова

Добрый день, может есть у кого планирование на каждый день от рождения до школы?

Анастасия Дайбова

Здравствуйте.
Очень нужна в электронном виде такая книга. Может быть у кого-то есть

Читайте также: