Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе звуковой анализ слова лес

Обновлено: 07.07.2024

Продолжать учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.

Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.

Закреплять умение детей делить слова на слоги.

1. Здравствуйте, ребята, мы сегодня с вами пойдем гулять в волшебный город. А, что это за город я забыла, помогите мне, пожалуйста, вспомнить:

Город этот не простой,

Он дремучий и густой.

Правильно, молодцы. Я вам предлагаю пройти на лесную полянку и поиграть в мячик, а я проверю, кто умеет слышать и слушать (игра с мячом: твердые - мягкие согласные, я называю большого брата, а вы маленького братца) - ответы детей.

Разбор слова ЛЕС (на доску вывешивается картинка с изображением леса со схемой, каждому ребенку тоже картинки и фишки: красные, синие, зеленые);

Определяем звук (описать звук, охарактеризовать его);

Повтор всех гласных звуков;

3. Ребята, а давайте, поиграем с пальчиками (пальчиковая гимнастика):

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

А этот пальчик все съел,

Оттого и растолстел.

(поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца)

4. Вы все очень хорошо делаете, а скажите, что растет в лесу? (ответы детей). Давайте мы с вами пройдемся по лесной лужайке и посмотрим, что же там растет (физ.минутка):

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал,

Не споткнулся, не упал.

5. Смотрите, ребятки, на лужайке, что-то есть, давайте поднимем и назовем что же это (на ковре разложены картинки с изображением грибов и ягод по количеству детей) - ответы детей.

Давайте, сосчитаем слоги в этих словах и определим первый звук (ответы детей выборочно).

6. Вы ребята все молодцы, я вам оставлю дары леса, а вы их раскрасите и подарите белочке или зайчику, чтоб им зимой было чем питаться.

В процессе работы сделала вывод, что можно достичь более высоких результатов, если проводить обучающую деятельность с использованием разнообразных дидактических игр, так как в дидактических играх дети приобретают сенсорный опыт, умение сравнивать, выделять сходство и различие. Обогащаются их представления об общих свойствах звуков (об их мягкости и твердости, о том какие бывают: гласные и согласные и т.д.). Дидактические игры позволяют в живой непосредственной форме знакомить детей со звуковой стороной речи, развивать фонематический слух, способствовать формированию основ полноценного овладения детьми грамотой.

ВложениеРазмер
otkrytoe_zanyatie_v_starshey_gruppe_po_obucheniyu_detey_pervonachalnym_osnovam_gramoty.docx 182.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте

Октябрь 2010 год

1 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

2 Продолжать учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.

3 Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.

4 Закреплять умение детей делить слова на слоги.

5 Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Дети входят в зал и здороваются.

(дети измеряют хлопками длину слов)

2. В: На чем же мы отправимся?

2.В: Наш поезд дети не простой, а звуковой. Чтобы занять в нем места, справьтесь с заданием. Положите в окошечки только те картинки, в названии которых слышится звук [к]. Слово называйте, звук [к] выделяйте.

3. В: Пора отправляться в. сказочное путешествие. Я ваш паровоз, а вы мои вагончики.

«Наш поезд едет далеко,

Ох, дети будет нелегко.

Друг другу помогайте,

Места скорее занимайте.

(Двигаются под музыку)

В: Наш поезд прибыл в Волшебный лес.

(дети слышат пение птиц)

В: Дети каких зимующих птиц вы знаете?

4.Представьте, что я ваша мама птица, а вы мои птенцы. Я буду называть звук большого твердого братца, а вы в ответ звук - его младшего братца. Звук называйте, место в гнезде занимайте.

5.В: А теперь слышите кто-то шуршит. Это наверно лисица. Нам с вами перекликаться нельзя. Я вам буду называть звуки, а будете поднимать карточку нужного цвета.

Если я назову твердый согласный звук, карточку какого цвета вы поднимите

(дети проводят анализ слова)

Крылья кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (Журова, №10, с.60)

Тема: Звуковой анализ слова лес. Словоразличительная роль звука.

Задачи: 1)Обучать детей звуковому анализу слова

2)Продолжать учить называть слова с заданным звуком

3)Закреплять знания о словоразличительной роли звука

Оборудование: картинка – схема слова лес, 4 жёлтые фишки, указка, мяч, фишки грушки

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель: Позовём царицу грамоту

Мы зовём тебя опять.

Ну – ка, грамота, приди

И всему нас научи.

1) Повторение

Воспитатель : Что такое речь? (Всё что мы говорим)

-Какая бывает речь? Какую речь мы называем устной? Какую речь мы называем письменной?

-Из чего состоит наша речь? (Из предложений). Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов)

-Посмотрите на доску. Что нарисовано?

hello_html_m688c2e4a.jpg

Дети : Схема предложения.

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?

Воспитатель: Придумайте предложение, в котором два слова.

Воспитатель: Кто нарисует на доске схему предложения, в котором два слова?

Воспитатель: Почему так нарисовали? Что означает чёрточка у первого слова?

Дети: Начало предложения пишется с большой буквы.

Воспитатель: Что стоит в конце слова?

Дети: точка.

Придумайте предложение, в котором три слова. Нарисуйте схему. Почему так нарисовали?

hello_html_74015801.jpg

Основная часть

Воспитатель: (дети стоят в кругу, воспитатель с мячом в центре). Называю твёрдый согласный и бросаю мяч ребёнку , он должен назвать пару этого звука (маленького братца) и перебросить мяч воспитателю.

Б – бь, г – гь, з – зь, л – ль, м – мь, н – нь, р – рь, в – вь, к – кь.

Потом игра меняется (воспитатель бросает мяч и называет мягкий согласный, ребёнок должен назвать большого братца (твёрдый звук).

К – кь, п – пь, д – дь, н – нь, в – вь, ф – фь, с – сь, т – ть.

2. Звуковой анализ слова лес

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что изображено. Скольо слов в слове. Почему так решили?

Выделим первый звук: лллес. Какой первый звук?

Дети : Звук ль. Воспитатель: какой он?

Дети: согласный

Воспитатель: Почему он согласный?

Дети : воздух встречает преграду, его нельзя пропеть

Воспитатель: Звук ль – согласный. Ещё какой, мягкий или твёрдый?

Дети: Мягкий. Маленький братец.

Воспитатель : Какой фишкой обозначим?

Дети : Зелёной

Воспитатель: Выделим второй звук лээээс

Дети: Звук э

Воспитатель: какой он?

Дети: гласный

Воспитатель : почему?

Дети: Можно пропеть. Воздух не встречает преграду

Воспитатель: Выделим третий звук. Лесссс

Назовите третий звук.

Дети: Звук с

Воспитатель: расскажите какой он? Почему?

3. Игра с заданиями

Воспитатель: К доске пойдут трое детй. Лиза будет звуком л, Лера звуком э, Матвей звуком с. Встаньте по – порядку. Прочитаем слово: лес

Теперь первым встанет 2 звук, затем 3, потом 1.

Звук л – похлопай, звук с– попрыгай, звук с - попляши.

(ставят свои фишки на схему, на доске

4. Упражнение «Убери заданные звуки со схемы.

К доске пойдет Маша и уберёт звук л, Саша уберёт звук э, Кира звук с (остальные убирают в тетради.

Воспитатель: Ребята, я прочитаю вам стишок, в нём один звук заблудился. Определите какой.

На пожелтевшую траву

Роняет ле в свою листву.

Дети: Звук с потерялся

Воспитатель: вы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те, в которых есть звук с. Что вы купите?

Дети: сыр, сахар, сухари, колбаса, сало, сок, капуста, свёкла, сливки, сарделька, сметана, простокваша, сырок, салат.

А теперь покупайте продукты, в которых есть звук сь: апельсин, сосиски, селёдка, карась, кисель, семечки. (за каждое правильное слово, детям даётся фишка, побеждает тот, у кого больше фишек.

Заключительная часть

Воспитатель: Чем занимались? Что было трудно?

Краткое описание документа:

Конспект будет интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений, которые работают по программе Л. Е. Журовой "Обучение грамоте в детском саду". В разработке описана работа по звуко - буквенному анализу слова лес, представлены разнообразные игры по теме занятия, работа со схемой предложения.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2934 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 258 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.04.2020 2431
  • DOCX 81.5 кбайт
  • 38 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дмитриева Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (звуковая культура речи) в старшей группе.

Составила: старший воспитатель МБДОУ детского сада №6 г. Задонска Липецкой области Первеева Елена Борисовна.

Программные задачи: закрепление произношения звука [л*], развитие умения правильного произношения согласных звуков, артикуляция гласных звуков, определение места звука в слове, звуковой анализ слов, закрепление умения составлять предложения;
развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики;
воспитание чувства взаимопомощи, ответственности за свои поступки.

Оборудование: предметные картинки (олень, шмель, цапля, улитка, лягушка), пеналы (с кругами красного, зелёного, синего цвета), настольные зеркала, игрушка зайца, игрушка паука, карточки с заданиями, макет мухомора с загадками, нитки.

Ход ООД.

б) Теремок ползёт,
На спине его везёт
Хозяйка богатая, рогатая. (Улитка – второй)

в) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля – четвёртый)

г) Летит – жужжит,
Сядет на цветок – молчит.
А если укусит,
То всяк кричит. (Шмель – последний)

д) Трав копытами касаясь,
Ходит по двору красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень — второй)

(Как только дети отгадывают загадку, воспитатель переворачивает картинки на наборном полотне и уточняет место звука [л*] в слове.)
— Ребята, вы оживили шмеля, он полетит к цветам и травам и разбудит их; оживили улитку – она разбудит насекомых; лягушка – всех речных обитателей; цапля – всех птиц; олень – всех зверей.

2. Работа над словосочетаниями.
— Какие красивые обитатели леса! Например, людт говорят не просто олень, а благородный олень. А ещё какой олень (лягушка, улитка, шмель, цапля)?
(Приблизительные ответы детей: олень – рогатый, высокий, быстрый, краствый; улитка – медлительная, маленькая, ползающая; лягушка – зелёная, пятнистая, болотная; цапля – белая, крылатая, длинноногая; шмель – полосатый, опасный, жужжащий).

3. Физкультминутка.
— Ребята, посмотрите, на какой полянке мы очутились! Давайте на ней отдохнём.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто высоко так шагал —
Не споткнулся, не упал!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта будет полезна воспитателям старшей группы ДОУ по разделу "Основы грамоты и письма".

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Раздел: Основы грамоты и письма

Цель: проводить звуковой анализ слова лес.

Задачи: Учить детей проводить звуковой анализ слов. Закрепить умение называть слова с заданным звуком. Развивать внимание.

Билингвальный компонент: орман – лес, зеленый лес - жасыл орман.

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Сюрпризный момент: Пришла Королева Грамота с волшебным мешочком с заданиями.

Примерные пары звуков: б — бь, гь г, дь д, Я— 36, Кб — к, л — ль, мь — м, п — пь и т. п.

Проявляют интерес, соглашаются выполнять задания.

Ловят мяч, называют звуки.

Организационно –поисковый

2.Королева предлагает вспомнить правила о звуках, словах, слогах.

-Какие бывают звуки?

-Какие бывают слова?

Воспитатель проводит дидактические упражнения.

[л] - мягкий согласный звук - зеленая фишка;

[э] - гласный звук - красная фишка; [с] - твердый согласный звук - синяя фишка.

-Какой звук в слове лес можно долго потянуть, громко крикнуть, спеть, ничего во рту не мешает при его произнесении?

-Сколько звуков в слове лес?

-Сколько гласных? Согласных?

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Крылья сложили назад.

Иг р а с з а д а н и я ми . Вызываются для игры трое детей.

I задание. Ты будешь звуком ль, ты — звук Э, ты — звук с, возьмите фишки и постройте слово лес. Воспитатель проверяет выполнение заданий.

II задание. Подойдет 2-й звук в слове, 3-й звук, 1-ый звук. Постройте слово лес . Воспитатель проверяет выполнение заданий.

III задание. Звук с, попрыгает.

Звук ль покружится.

Звук э попляшет.

Задания всем детям и ребенку, вызванному к доске: убрать звук э, ль, с. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания и оказывает помощь тем из детей, которые допускают ошибки.

Воспитатель предлагает называть слова, в которых есть звук сь. Когда будет названо 15—20 слов, задание меняется и дети называют слова со звуком с. Все слова произносятся с выделением заданного звука сь: сирень, селедка, сетка, поросенок, висит, весело, лось, сядь и т. д.; звука с: доска, сок, мусор, масло, сахар, голос, колос, слова, пес и т. д.

Читайте также: