Конспект занятия по лексической теме перелетные птицы

Обновлено: 05.07.2024

Наумова И.А.
учитель-логопед, РСО-Алания, г.Владикавказ МБДОУ Детский сад №77

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; цветные карандаши; картинки с изображением перелетных птиц; фишки; мяч. Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных птицах.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка , стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

2. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Логопед: "Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие."

4. Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

-У скворца-… (скворчата)

-У грача-… (грачата)

-У журавля-… (журавлята)

-У кукушки-… (кукушата)

-У аиста-… (аистята)

-У лебедя-… (лебедята).

5. Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей какой?-…(маленький, голосистый)

6. Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

7. Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

Логопед называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, поочередно убирая изображения птиц с доски.

Активизировать словарь детей словами-антонимами.

Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными

Учить образовывать сложные прилагательные, приставочные глаголы.

Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными.

Учить составлять предложно-падежные конструкции, используя схемы.

Коррекционно – развивающие :

Развивать внимание, память, мышление, диалогическую речь.

Развивать эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, план-схема для составления описательного рассказа, мяч.

Птицы на юг улетают :

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

- Сегодня на занятии мы будем прощаться с перелётными птицами.

- Почему птиц называют перелётными?

Каких еще перелетных птиц вы знаете (картинки)

2. Введение в тему. (картинки с изображением перелетных птиц)

Почему мы называем птиц перелетными?

Почему они улетают в теплые края?

Части тела птиц. (схема)

Есть две лапки, клюв, два крыла, хвост, тело покрыто пухом и перьями.

- показать, где у птички клюв, хвост….

- назвать части тела птички.

Игра “Кто как голос подает”.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,

журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)

Каких еще перелетных птиц вы знаете?

3. Развитие мелкой моторик

4. Игра “Один- много”

Кукушка – кукушки, журавль - журавли,

скворец - скворцы, соловей - соловьи,

жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди,

грач - грачи, утка - утки,

ласточка – ласточки, грачонок – грачата,

аист – аисты гусенок – гусята.

5. Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна утка, две утки, пять уток.

Одна кукушка, две кукушки, пять кукушек.

Одна птица, две птицы, пять птиц.

Один аист, два аиста, пять аистов.

Один гусь, два гуся, пять гусей.

Одно гнездо, два гнезда, пять гнезд.

6. Игра “Чей, чья, чье?”

Клюв (чей) утиный, гусиный.

Голова (чья) утиная, гусиная.

Гнездо (чьё) утиное, гусиное.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

8. Дыхательное упражнение “Журавли учатся летать”

Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и

поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Где живут журавли? (В степи, на болоте)

Как живут журавли? (Парами).

Чем питаются журавли? (Семенами, ягодами, корнями растений, рыбой, лягушками).

Где зимуют журавли? Куда они улетают?

Когда улетают на юг журавли? (В последние теплые дни).

Как они готовятся к перелету?

Как журавли совершают перелет? (Кружат над родным болотом, прощаясь с ним гром-ким криком, собираются в большие стаи, летят высоко в небе стройным правильным кли-ном, отдыхают во время трудного, длительного перелета).

Как вы думаете, какой перелет у журавлей? (Трудный, тяжелый, долгий, длительный).

10. Составление и запоминание плана описательного рассказа о журавле. (схема)

Где живут журавли?

Трудный и долгий путь на юг.

а)размер (крупная птица);

б)окрас (бывают белые, серые, черные; шея, хвост и крылья на концах черные);

в)строение (длинная тонкая шея, большой длинный клюв, длинные и сильные ноги с че-тырьмя пальцами, большие и сильные крылья, короткий хвост из 12 перьев, большое овальное туловище, маленькая головка).

Голос (громкий крик — курлыканье).

По характеру (умные, храбрые, любят свою родину).

Улетают, как самолетики,

Красотки-ласточки. (Машут крыльями)

А вот летит соловушка,

Как он песенку споет —

Сердце радостно замрет. (Ходьба мелкими шагами)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад —

Ищет цапля лягушат. (Шаг с высоким подъемом колена)

Грачи по полю ещё ходят,

Но насекомых не находят.

В стаи собираются,

С нами до весны прощаются. (Ходьба приставным шагом)

11. Итог занятия. С какими перелётными птицами мы прощались?

Почему птиц называют перелётными? Что понравилось?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель-логопед Зимина Н.А

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по данной теме, практическое употребление простого распространенного предложения и предложно-падежных конструкций.

коррекционно-образовательные:

расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие:

коррекционно-воспитательные:

воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения;

Оборудование:

Презентация, мяч, схемы слов, магнитная доска

Ход занятия:

1. Орг. момент. Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, про какое время года в нём говорится.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится,

Целый день сегодня всё летят, летят…

Видно тоже в Африку улететь хотят.

Дети: в стихотворении говорится об осени.

Логопед: Как вы догадались?

Дети: Улетают на юг птицы. Листья опадают с деревьев.

2. Беседа о перелетных птицах.

Логопед:Уже несколько дней я наблюдаю как птицы собираются в стаи и готовятся улетать. Мне стало интересно, почему одни птицы улетают от нас, а другие остаются? Пожалуйста, помогите мне разобраться.

Дети: Птицы улетают потому, что стало холодно. Птицам мало еды.

Логопед:«Какие птицы улетают? Предлагаю всем вместе вспомнить.

Тил-тели, тили-тели (машут ладошками)

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка- (поочерёдно загибают пальцы на обеих руках,

Серенькое пёрышко. начиная с мизинца левой руки.)

Торопились кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (машут ладошками)

Песни грустные запели. (указательным и большим пальцами делают

Логопед: Каких птиц мы с вами перечислили?

Дети: Скворец, жаворонок, соловей, цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка ,чиж.

Логопед: Как можно назвать птиц которые улетают?

Дети : Птицы которые улетают, называют перелётными.

Логопед: Ребята, если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?

Дети: Птицы, которые остаются зимовать называются зимующие.

Логопед: Ребята, вот тут у нас собрались птички. Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

Дети:У птиц есть голова. У птиц есть клюв. У птиц есть шея. У птиц есть туловище. У птиц есть два крыла. У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост. Тело птиц покрыто перьями.

4.Игра «Скажи наоборот"

Логопед: А чем же птички друг от друга отличаются?

Журавль большой , а соловей …

Лебедь белый, а грач …

У ласточки брюшко белое, а у кукушки …

У аиста крылья большие, а у воробья …

Логопед: Посмотрите, какие крылья у журавля?

Дети: У журавля большие крылья.

Логопед: Верно. Крылья большие. Он ими машет плавно, размах крыльев большой, он может лететь далеко.

Логопед: Посмотрите, какие крылья у воробья?

Дети: У воробья крылья маленькие.

Логопед: А воробушек сможет летать на далёкие расстояния?

Логопед: У птичек по разному устроены крылья.

Пой-ка, подпевай-ка, 2 хлопка

Десять птичек стайка. 3 шага

Все известны для детей

Эта птичка-соловей, правую руку поднять вверх

Эта птичка-скворушка, левую руку поднять вверх

Серенькое пёрышко, руки вверх вниз

Эта птичка-коростель, правую руку в сторону

Эта птичка- свиристель, левую руку в сторону

Это-зяблик, это-стриж 4 хлопка
Это-развесёлый чиж, руки вверх вниз

Ну, а это-злой орлан. 4 хлопка

Птички, птички по домам! Бегают в разном направлении

Логопед: Что делали птицы весной, летом , когда жили в наших лесах?

Дети: Птицы сторили гнёзда, выводили птенцов.

6. Игра “У кого кто” с перекидыванием мяча.

Логопед: Ребята,предлагаю вспомнить птичку и назвать птенца птицы.
У кукушки – кукушонок
У журавля - журавленок
У скворца - скворчонок
У лебедя - лебеденок
У утки - утенок

У аиста – аистенок

У дрозда – дрозденок

Логопед: Ребята, а чем птички питались?

Дети: Птицы питались насекомыми, червяками, семенами.

Логопед: А что случилось с насекомыми?

Дети: Стало холодно и насекомые спрятались.

Логопед: Если насекомых нет, что же делать птицам?

Дети: Птицы улетают на юг. Там тепло и есть еда.

Логопед: А чем питаются птички, которые остаются у нас зимовать?

Дети: Им помогают люди: делают кормушки и насыпают в них корм.

7.Логопед: Отгадайте, пожалуйста загадку

Перья черные и с блеском,

Может быть довольно дерзким:

Всё – вредителям конец!

Имя птице той — … (Скворец)

Логопед: Как называется дом ля скворца?

Употребление предложно-падежных конструкций.

Логопед: Куда залетел скворец?

Логопед: Откуда вылетел скворец?

Логопед: Где сидит скворец?

Логопед: Откуда слетел скворец?

Логопед: Куда спрятался скворец?

Логопед: От чего отлетел скворец?

Логопед: К чему подлетел скворец?

8.Звуко-слоговой анализ слов .

Логопед: Ребята, давайте поможем перелетным птицам благополучно долететь в теплые края. Для этого вам нужно прохлопать название птицы по слогам и выделить гласные звуки из слов-названий птиц. Для каждой птицы мы должны с вами найти нужную схему.

Логопед показывает на доске схемы и произносит названия птиц с утрированным произношением гласных звуков. Дети выделяют гласные звуки из слов-названий птиц и находят на доске нужную схему.

Утка аист дрозд кукушка журавль

9.Подведение итога занятия.

Логопед: Ребята, так почему же некоторые птицы улетают , а другие остаются?

Дети: Одни птицы не могут найти пищу, другие питаются ягодами, семенами, крошками хлеба.

Логопед: Ребята, благодарю вас за помощь! Вы помогли мне разобраться почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать. Что нового вы для себя узнали? Что вам запомнилось больше всего?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: предметные картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, игрушечный попугай.

Ход занятия:

1. Орг. момент:

- Назовите весенние месяцы.

- Кто прилетает к нам весной из тёплых краёв?

- Каких перелётных птиц вы знаете?

2. Знакомство с темой.

К нам в гости прилетел попугайчик и ничего не знает о перелётных птицах. Расскажем ему?

Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

3.Упражнения на дыхание.

Перелётные птицы, вернувшись из тёплых краёв, оглашают округу о своём прилёте.

- Вороны и совы радостно приветствуют прилетевших птиц.

4. Беседа по теме.

Рассмотрите картинки с изображением птиц. Скажите, что общего у всех птиц?

Чем покрыто тело птицы?

Для чего нужны крылья?

Для чего нужен пух?

Для чего птицам клюв, когти?

- Помогите попугаю, расскажите, как мы называем птиц ласково:

соловей – соловушка цапля – цапелька

лебедь – лебёдушка журавль – журавушка, журавлик

- Из тёплых краёв птицы летят большими стаями. Я назову одну птицу, а вы – их множество:

Читайте также: