Конспект занятия по коррекции тревожности

Обновлено: 05.07.2024

Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

Задачи:

Форма работы: Занятие с элементами тренинга.

Методы работы:

Целевая группа: 5–7-е классы (младшие подростки)

Время проведения: 45–50 минут (1 академический час).

Ход занятия

I. Организационный момент (приветствие, знакомство)

Занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать
тревожные состояния.

III. Принятие правил работы группы.

– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил:

Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.

Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише.

IV. Информационный блок [1]

– Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)

1. Что такое тревожность. Стресс [1]

Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

2. Физиологическая сторона тревожности.

– Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.

Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение. Рефлексия.

– Итак, вы указали ситуации тревожности

Как вы думаете? к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д.) (Демонстрация иллюстраций.)



Вывод – Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.

– А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.

– Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете (см. приложение 1)

Рефлексия.

– Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.

– Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?

Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)

– Итак, у нас получилось 2 колонки.

– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)

V. Практический блок.

Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.

Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.

– Как это – только светлые? – спросил он.

– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.

Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.

– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

(В самом начале данное упражнение можно выполнить у доски, так как у некоторых учащихся оно вызывает трудность в поиске решения проблемы. Также можно проиграть несколько ситуаций после проработки в парах).

Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?

3.Что делать в ситуации напряжения.

– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях (см. приложение 2).

А) Успокойтесь.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

  • Медленно сделай глубокий вдох.
  • Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
  • Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

В) Мышечное расслабление.

  • Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
  • Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

4. Обучение навыкам саморегуляции [6]

  • Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.
  • Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
  • Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.
  • Подумайте, что скажете и что сделаете.
  • Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.

  • Сядьте спокойно в комфортной позе.
  • Закройте глаза.
  • Медленно расслабьте мышцы.
  • Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
  • Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Рефлексия. Что почувствовали во время выполнения упражнения?

Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.

Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.

  • Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
  • Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

VI. Заключение. Выводы.

Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?

Работа в бланках. (Приложение 1)

Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя.

Рефлексия.

(Психолог раздает каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния (см. Приложение 2) и просит обращаться к нему, когда необходимо).

Цель: снижение уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Задачи:

совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния;

o создать условия для преодоления зажатости и безынициативности и для принятия самостоятельных решений, для формирования внутренней позиции;

o нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания;

o повышать самооценку и уверенность в себе.

Основные формы и методы работы по снижению тревожности и коррекции страхов:

o элементы игротерапии;

o элементы сказкотерапии;

o элементы арт-терапии;

Оборудование: коврики, мольберты, рисунки с изображением страхов, цветные карандаши, магнитофон, диск со спокойной музыкой.

Ожидаемые результаты: коррекционно-развивающая работа поможет снизить уровень тревожности, повысит уровень представлений о собственной ценности, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.

Организационный момент /Звучит тихая спокойная мелодия/.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько гостей в зале, давайте с ними поздороваемся.

Вы любите сказки? Тогда я приглашаю Вас и взрослых в сказочный мир.

Педагог обращается к детям:

«Представьте, что каждый из вас — красивый, стройный, сильный, маленький оленёнок с гордо поднятой головой. На твоей правой ноге — серебряное копытце. Как только ты стукнешь трижды копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой появляющейся монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя другие люди не могут увидеть этих монет, они чувствуют доброту, ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, хотят с тобой дружить, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.

o уважать друг друга,

o слушать внимательно,

o относиться доброжелательно,

o не перебивать, когда кто-то говорит,

o поднимать руку, если что-то хочется сказать,

o говорить только о себе, своих чувствах,

o высказывать своё личное мнение.

Педагог: Я открою вам не большую тайну: каждый человек, даже взрослый, может чего- то бояться. У каждого есть свои страхи и у вас они тоже появляются. Этого чувства стыдиться не нужно оно есть у всех. Асегодня мы научимся избавляться от этих маленьких чудовищ- наших страхов.

Педагог: На мольбертах вы видите изображения разных страхов. Давайте подойдем и посмотрим на них. Я открою вам еще один секрет: страхи тоже умеют бояться, когда о них говорят.

Игра «Конкурс трусишек"

Цель: выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.

Инструкция. Дети садятся на коврики. Педагог рассказывает о том, чего она боится, и передает мягкую игрушку рядом сидящему. В конце игры все хором, с соответствующей мимикой и веселыми жестами проговаривают стишок: Страх, страх, страшилка, Брысь, брысь, брысь! В смех-смех-смешилку пре-вра-тись!

Беседа с детьми:

Примерный перечень вопросов:

1. Ребята, может вы тоже, чего боитесь? Давайте подумаем: чего боится каждый из вас? Может темноты, одиночества, злых волшебников…

2. Хотели бы Вы избавиться от своих страхов?

4. А можно ли вообще избавиться от своих страхов и как это сделать?

Педагог: А теперь, ребята, я предлагаю вам лечь на наши коврики, закрыть глазки, если вы хотите, а я расскажу сказку:

В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.

Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок — Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть – пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.

Он остановился и прислушался к темному и совсем неприветливому ночному лесу. Вдруг он услышал странный шорох. Зайчишка прижался к траве и задрожал. Потом подул ветер, и Зайка услышал страшный скрип и скрежет – он посмотрел направо и увидел что-то огромное и страшное: у него было много длинных и корявых рук, которыми оно размахивало и при этом издавало тот самый страшный скрежет…

Зайчонку стало совсем страшно, он подумал, что это Чудовище, что оно сейчас схватит его своими корявыми ручищами, а потом съест… Бедный Зайчишка накрыл лапками ушки и закрыл глазки, чтобы не видеть и не слышать страшного Чудовища., и стал дожидаться своей смерти.

Так прошло некоторое время и… ничего не случилось. А затем Зайка сказал сам себе: “Неужели я так и буду лежать здесь и умирать от страха? А что будет с моей мамой, если я умру, ведь она не переживет этого?”. Зайка собрался с силами, открыл глаза и смело посмотрел на Чудовище. И вдруг он заметил, что Чудовище совсем не Чудовище, а старый Дуб, с которым Зайка всегда здоровался, гуляя по утрам, а огромные руки – всего-навсего ветви, на которых днем поют птички. Скрипел же старый Дуб потому, что на ветру раскачивалась его старая растрескавшаяся макушка. Наш Зайка громко рассмеялся, оттого, что испугался старого своего друга – доброго Дуба.

Зайка продолжил свой путь домой, он теперь знал, что ничего страшного в ночном лесу не может быть. И после этого случая Зайка Серое ухо никогда больше не боялся темного леса.

Вот такая случилась история с храбрым Зайчиком Серое ухо.

o Чего боялся Зайчик?

o Каким образом Зайчик увидел, что Чудовище – совсем не чудовище?

o Почему теперь Зайчика называют храбрым.

Педагог: Ребята, существует множество способов избавления от страхов, и каждому человеку подойдет свой способ.

o Как вы думаете чего боятся страхи? (света, громких звуков, смеха, смелых людей).

А главное победить свой страх может тот, кто верит в себя и свою силу, кто имеет огромное желание избавиться от страха. Скажите, у вас есть желание избавиться от своего страха? Вы верите в свою силу? Тогда я предлагаю подойти к нашим мольбертам, взять карандаши и сделать эти страхи смешными. Нарисовать смешной нос, улыбку, рожки и т. д. Молодцы, ребята, посмотрите на эти смешные страхи, ведь они уже совсем не страшные.

o Вам понравилось наше путешествие в сказку?

o А что же мы с вами сегодня делали?

o Теперь вы можете самостоятельно бороться со страхами?

o Что на занятии понравилось делать больше всего?

Педагог: Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами. Вы были находчивыми, смелыми и я хочу вручить вам свидетельства, о том, что вы можете преодолевать свои страхи. Они будут напоминать вам в сомнительных ситуациях о том, что вы смелые в сомнительных ситуациях.

В том, что он (а) научился (лась) побеждать, преодолевать свои страхи и теперь умеет владеть собой и ситуацией.

Свидетельство предъявлять родителям, друзьям.

Самому владельцу смотреть на него в случае сомнения в том, что он смелый.


Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания, формировать навыки контроля своего поведения и взаимодействия в коллективе, снижению страха и тревожности, обогащать внутренний мир детей, давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах, снятию мышечных зажимов, повышению самооценки.

Содержимое разработки

Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания, формировать навыки контроля своего поведения и взаимодействия в коллективе, снижению страха и тревожности, обогащать внутренний мир детей, давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах, снятию мышечных зажимов, повышению самооценки.

• Помочь преодолевать тревожность;

• Формировать умение понимать себя и других;

• Способствовать преодолению скованности, неуверенности в себе;

Материалы для занятия:

клубок ниток, карандаши или фломастеры (на каждого ребенка, листы бумаги, корзинки, стулья, елки, игрушки (лесные жители, интерактивная доска, магнитофон, запись веселой и грустной мелодии.

Методические приемы:

объяснение, вопросы, показ, разыгрывание ситуаций.

Приветствие.

Цель: настроить детей на занятие, повышение уверенности в себе.

Добрый день, ребята, я рада вас всех видеть! Мы с вами продолжаем наши игры. Сегодня, мы с вами отправимся в сказочное путешествие, в мир волшебства и чудес. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Мы будем передавать его по кругу, и говорить свое имя, а еще положительную черту своего характера, которая нам пригодится в путешествии (когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко, всегда веселее, когда есть друзья)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Чтобы попасть в сказку нам нужно пройти первое препятствие – это заколдованный лес, для этого мы встанем в пары, прижимая правую ладонь к левой и левую ладонь к правой ладони друг друга. Соединенные таким образом мы будем проходить различные препятствия и ловушки.

Цель: обогащать внутренний мир детей, давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах. Игра развивает слуховое восприятие, фантазию, учит понимать и чувствовать музыку.

Вот мы и пришли в сказочный лес, но ведь в лесу живут разные герои сказок. Каких добрых персонажей вы знаете (Колобок, Дюймовочка, красная шапочка, Василиса Прекрасная, а злых героев сказок (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч? Просмотр на интерактивной доске персонажей, обсуждение.

Давайте отправимся в путешествие по заколдованному лесу, где живут разные сказочные герои, добрые и злые. По тропинке нужно идти очень осторожно, нельзя терять бдительности. Подсказкой нам станет музыка: если будет звучать веселая радостная музыка, значит бояться нечего – здесь живут добрые сказочные персонажи, а если мелодия будет другой – мрачной, тяжелой, значит нужно быть осторожнее, так как в этот момент будем проходить мимо жилища злого героя. Когда звучит веселая музыка, то двигаться можно весело подскакивать, бежать. Если же играет другая мелодия, предупреждающая об опасности, то нужно идти медленно, плавно, чуть пригнувшись и не шуметь. Все готовы? Отправляемся в сказочный лес!

Ребята, я знаю отличный способ как избавиться от страхов. Хотите поделюсь?

Давайте возьмем ваши рисунки, порвем их на мелкие кусочки и выкинем в мусорное ведро. Мусор выкинут и сожгут, а вместе с ним сожгут и ваш страх. Вы согласны?

Психогимнастическое упражнение "Спаси птенца".

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие воображения, эмпатии.

Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным дыханием, спокойным и глубоким, приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе.

Ребята, я предлагаю вам всем встать в круг и сделать пирамиду из наших ладошек. А теперь все вместе: Раз, два, три мы молодцы!

Рефлексия:

Ребята, где мы сегодня с вами побывали и с кем повстречались?

Что вы чувствовали, когда проходили трудный путь?

Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие?

Мы с вами хорошо и весело поиграли, но, к сожалению, наше занятие заканчивается. Я хочу вам пожелать хорошего настроения и побольше улыбок . До свидания!

Аутизм победим

трудности, связанные с социальным взаимодействием;

трудности, связанные с социальной коммуникацией;

нарушения воображения и символической игры.

Дети, скорее всего, имеют больше навыков вербального общения и проявляют больший интерес к общению, чем дети с классическим аутизмом. Считается то, что дети с диагнозом аутизма или синдромом Аспергера в обоих случаях демонстрируют одну и ту же триаду нарушений. Следовательно, в обоих случаях подходят одинаковые методы вмешательства. Дети, попадающие в данную категорию, вероятно, могут достигать хороших академических результатов, особенно в более формальных предметах, таких как математика. Однако им все же будет требоваться значительная помощь в социальных ситуациях, в поддержании приемлемого поведения и в развитии организационных навыков. Существуют определенные области, с которыми эти дети справляются с трудом. Проблемы, связанные с общением со сверстниками, могут вести к серьезным последствиям. Ребенок чувствует себя несчастным, что может привести к депрессии или росту агрессивного поведения. Негибкость мышления

Этим детям могут с трудом даваться перемены, поэтому необходимо тщательно планировать стратегии помощи на переходные периоды. У них могут возникать трудности, связанные с разными ожиданиями от поведения, с которыми они сталкиваются. Дети с синдромом Аспергера, как правило, не имеют чувства такта не могут сказать то, что думают. Часто таких детей воспринимают как невоспитанных. Следует предупреждать педагогов об этих особенностях детей, чтобы они относились к ним с пониманием и делали исключения. Недостаток социальных знаний Большинство детей с синдромом Аспергера хотят дружить с другими детьми и хотели бы участвовать в мероприятиях со сверстниками, но у них недостаточно развиты навыки социального взаимодействия. Они не понимают те правила, которые действуют в группе сверстников, не понимают их поведение. Это означает, что они легко могут стать мишенью для насмешек. Школа должна знать детей, которые подвергаются особому риску. Некоторые дети находят трудным поддерживать контакт глаз, за что могут прослыть невоспитанными. Они, как правило, не осознают того, что существует личное пространство, и могут подходить к людям очень близко, что вызывает дискомфорт или испуг. Они могут не улавливать значение языка тела и не осознавать, что кто-то на них злится. Некоторые дети могут иметь интересы, которые становятся навязчивыми, и они не способны понять то, что других это не интересует. Ключ к успеху Каждый ребенок индивидуален и имеет отличительные от других уровни потребностей. Выше приведенный перечень трудностей показывает те трудности, которые может иметь

ребенок с аутизмом, и которые влияют на то, как он учится и ведет себя. Ключом к оказанию хорошей поддержки и, по возможности, к продвижению в учебе является понимание отдельного ребенка. Дети с расстройствами аутистического спектра одинаковыми быть не могут.

педагог-психолог кабинета коррекции


-75%

Конспект занятия по коррекции страхов, тревожности.


Педагог- психолог

МБДОУ «Детский сад

Шидловская Татьяна

Геннадьевна.

г. Чебоксары 2018г.

Конспект занятия по коррекции страхов, тревожности.

Цель – актуализация страхов, знакомство со способами преодоления страхов.

Формирование положительной самооценки, уверенности в себе;

Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу;

Развитие навыка взаимодействия;

Снятие психоэмоционального напряжения

Способствовать преодолению негативных переживаний;

Ожидаемый результат: снижение уровня тревожности, страхов, повышение самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Материалы для занятия: гуашь, карандаши, фломастеры, оргстекло, кисточки, шаблоны масок, ватные диски, чашечки для воды, проектор.

Методические приемы: объяснение, вопросы, показ, представление.

План игрового занятия:

3.Упражнение избавление от страха

Ход занятия:

Приветствие

Психолог: Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть.

Давайте мы с вами поприветствуем друг - друга.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Улыбнемся соседу справа, улыбнулись соседу слева.

Я вижу у всех у вас хорошее настроение.

Ой, слышите какой - то звук? (звук стука). Кто-то постучал, (шепот или разговор) нет, кто-то шепчется. Я немножко испугалась, а вы?

Психолог: А когда вы были, маленькими вы чего-то боялись?

Дети рассказывают, чего они боялись, когда были маленькими.

Психолог :Я буду вам называть что- то страшное, если вы боитесь, похлопайте в ладошки.

Когда остаешься один?

Волка, медведей, др. хищных зверей?

Бури, грозы, урагана?

Психолог: Ребята вы слышите, кто, то просит о помощи. Подождите, я сейчас пойду, посмотрю, кто там просит о помощи.

Выходит гномик , (в руках коробка). Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я гномик приехал из маленького волшебного города. В нашем городе случилась беда. Может быть, вы можете нам помочь? В чудесном городе живут маленькие веселые гномики. Жизнь гномиков светла и беззаботна. Они ходят, друг к другу в гости не только по праздникам, но и просто так.

Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни гномиков изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместо них приходил страх. Кто- то вдруг начинал бояться темноты, кто-то – оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого гномика страх был свой.

Психолог (гномик): Ребята, поможете, нам избавиться от страха?

Ответы детей: Да!

Психолог (гномик): Как мы сможем от него избавиться?

Ответы детей: Страх можно нарисовать, слепить.

Психолог (гномик): правильно давайте мы с вами его нарисуем на стекле.

Упражнение избавление от страха

Дети рисуют свои страхи на стекле, делают отпечаток на листе А4,

Психолог (гномик): Что мы с вами нарисовали? (страхи), а что мы с ними можем сделать?

Ответы детей: стереть, смыть .

Затем рисунок со стекла смывают водой,

Психолог (гномик): Ребята, посмотрите, а с этими страхами, что можно сделать? (порвать, спрятать, и.т.д).

К рисунку на листе бумаги, т. е к отпечатку дорисовывают различные детали, разрывают или комкают, или выбрасывают, таким образом, избавляются от страхов, делают их смешными.

Психолог (гномик): Ребята, спасибо вы научили меня тому, как можно избавиться от страхов. Я хочу поблагодарить вас за это. Давайте скажем друг – другу что - нибудь приятное.

Дети вместе с педагогом встают в круг. Говорят друг – другу приятные слова. Напр. : Ваня ты самый смелый, маша ты самая добрая, Ирина ты самая веселая.

Психолог (гномик): Спасибо вам ребята вы помогли мне избавиться от страхов. До свидания!

Психолог: Ребята вы такие молодцы помогли гномикам преодолеть страхи.

Ой! Посмотрите гномик что – то забыл в своей коробочке. Давайте посмотрим, что же там. Ребята да это же маски, но они бесцветные, грустные. А, что можно с ними сделать? (разрисовать)

А как можно сделать их необычными, веселыми, смелыми?

(Их можно разукрасить, но еще можно приклеить на них разные кусочки.)

Психолог: Давайте мы их с вами украсим.

Вырезанные из плотной бумаги шаблоны масок (примерно по размеру детских лиц); ножницы, клей.

Для этого упражнения нужно заранее заготовить:

Блестки разных цветов и форм;

Цветную бумагу в листах и в виде различных фигур (полосок, кругов, треугольников, многоугольников и т.п.)

Природные материалы- цветы, листья, веточки, семена;

Различные крупы (рис, гречка, горох);

Мелкие макаронные изделия забавных форм;

Разноцветные кусочки ткани, меха, тесьма, бахрома, вата.

Краски, листочки, карандаши.

Дети получают шаблоны масок.

Психолог сначала сам начинает выполнять задание, дети наблюдают. Убедившись, что им по силам, начинают работу над своими масками.

В процессе работы психолог объясняет, как создать эффект бровей мхом, как при желании изменить разрез глаз, форму рта.

Работа проводиться под спокойную музыку.

Психолог: Вы можете наклеить на маски бабочки, цветочки, шарики. Ребята давайте примерим наши маски. Посмотрите друг на друга, какими они получились смешными. Эти маски вы можете забрать с собой, для того, чтобы они оберегали вас от страхов, чтобы вы ничего не боялись. И если вы чего - нибудь испугаетесь, маска вас будет оберегать.

Психолог: Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коррекционно-развивающее занятие

Форма: групповая

Аннотация

Страх – это одна из эмоций, возникающая в ситуации угрозы. Проблема изучения страхов школьников и дальнейшего поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка весьма актуальна.

Очень сложно найти человека, который в определенных жизненных обстоятельствах не испытывал бы чувство страха или тревоги, поскольку это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления, как и радость, удивление, гнев, интерес. Но при постоянном испытании страхов, зависимости от них может меняться и поведение человека, что проявляется в качестве неуверенности в себе, своих поступках и высказываниях.

Детские страхи, если правильно к ним относиться и понимать причины, вызывающие их, как правило, исчезают. Если же они остаются на протяжении длительного времени, то это говорит о наличии повышенной тревожности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных ситуациях в семье. Проблема устранения страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста становится актуальной в последнее время.

Данное занятие направлено на коррекцию эмоциональной сферы детей, куда включаются упражнения по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация эмоционально-личностного развития младшего школьника.

Задачи:

Актуализировать у учащихся представление о чувстве страха;

Способствовать преодолению негативных переживаний;

Обучить символическому уничтожению страха;

Способствовать снижению эмоционального напряжения.

Занятие ориентировано на групповую форму работы, длительность – 40 - 45 минут.

Занятие включает в себя следующую структуру:

Разминка. На этом этапе происходит активизация внимания, включающая в себя упражнения, позволяющие настроить детей на работу.

Основная часть - содержит игры и упражнения, направленные на профилактику и коррекцию тревожности и страхов.

Заключительная часть состоит из рефлексии, релаксационных упражнений, направленных на эмоциональное и физическое расслабление.

Методы : игра, беседа, элементы сказкотерапии, арт-терапии, музыкотерапии.

Ожидаемый результат:

Создана благоприятная эмоциональная атмосфера в группе;

Сформированы навыки самоанализа;

развиты компоненты воображения ;

развивать навыки общения ;

снижен уровень школьной тревожности у данной группы учащихся.

Ход занятия

Ритуал приветствия.

Учащиеся садятся на места в круг.

Цель: Развитие мимики и пантомимики, снятие эмоционального и физического напряжения. - А сейчас, вы должны выбрать, в какое животное вы бы хотели превратиться. - Взмахом волшебной палочки я превращаю вас в выбранное животное. Только, кем мы станем – мы не скажем, а ребятам всем покажем (ребята мимикой и пантомимикой показывают выбранных животных).

Основная часть.

Психолог – Ребята, давайте с вами вспомним, чувства с которыми мы с вами знакомы? Сегодня мы познакомимся еще одним чувством. А чтобы вы поняли, о каком чувстве мы будем говорить, я расскажу вам одну историю про девочку Галю.

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, собирала цветы, пела песенки, и вдруг услышала, что позади нее кто-то зашипел: “Ш-ш-ш!” Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: “Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть” Бабушка успокоила Галю.

– Какое чувство испытала Галя, ребята? Да, правильно, она испугалась.

Что это за чувство?

Вывод : мы с вами выяснили, что у каждого из нас есть свои страхи.

– Придумайте ребята, каким цветом могло бы быть чувство страха, каким

А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие, круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами, в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

Рисунок страхов. «Мы с вами назвали множество различных страхов, а теперь

выберите то, чего вы боитесь больше всего на свете и изобразите на листе

Ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях, после чего рисунок отправляется в свой дом.

Расскажи, что ты нарисовал? Что ты чувствовал, когда рисовал? О чем думал?

Каждому ребенку предлагается ситуация, которую он определяет к полезному или вредному страху. Ситуации прикрепляются к доске.

Страх переходить дорогу на красный свет!

Страх брать голыми руками горячий чайник.

Страх становиться слишком близко к краю платформы, когда идет поезд.

Страх опоздать в школу

Страх скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы.

- О каком чувстве мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали о страхе? Вы замечательно сумели побороть свои страхи, которые, как оказалось, не такие уж и страшные.

4. Рефлексия.

Литература, используемая при реализации программы:

Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.

Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С. В. Крюкова: учебно-метод. пособие. – М.: Генезис, 2003.- 204с .

Кэррол, Э. Изард К. Психология эмоций [Текст] / Э. Кэррол, К. Изард: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 464с.

Николаева Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 10-12

Читайте также: