Конспект занятия по изо на тему осень

Обновлено: 05.07.2024

Образовательные: обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет и цветосочетания, расположение на холсте, композицию, формат картины, близкие и дальние планы.

Развивающие: развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помогать осмысливать свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой, гордость за творчество художников.

Оборудование урока: Альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, стаканчик с водой, кисти.

I Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Учитель. Послушайте, как об этом вре­мени года говорил Александр Сергеевич Пуш­кин.

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса.

Учитель. Ах, как дивно рассказал об осени поэт! Представители какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу? (Выслушать ответы детей) Конечно, художники. Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Выслушать ответы детей) Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года: зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину.

III Изучение нового материала

Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисо­вал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.) Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Выслушать ответы детей)

Учитель. Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чув­ствуем радость, удовольствие от пышной красо­ты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой де­ревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. Какая же здесь нарисована осень?

(Предполагаемые ответы учащихся: нарядная, яркая, золотая, веселая)

(Предполагаемые ответы учащихся: много желтых, оранжевых красок)

Учитель. Как эти цвета можно на­звать одним словом? Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: теплые, радостные, веселые)

Учитель. Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхи­щался ею, почувствовал это праздничное на­строение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел ху­дожник?

(Предполагаемые ответы учащихся: красивые березки, луга, речку)

Учитель. А какого цвета травка на лугах?

(Предполагаемый ответ учащихся: зеленого)

Учитель. Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зе­леновато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал не­сколько деревьев. Что это за деревья?

(Предполагаемые ответы учащихся: березки)

Учитель. Расскажите о них. Какие они?

(Предполагаемый ответ учащихся: нет)

Учитель. Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны де­ревьев — ведь деревья далеко, а издалека лис­точки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую сторону карти­ны. Что же здесь нарисовано?

(Предполагаемый ответ учащихся: речка)

Учитель. Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали — беловато-голубая. Синие и фиолето­вые — это холодные тона. Посмотрите, как на­рядно смотрятся вместе теплые оранжевые, жел­тые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А чего больше — теплых красок или хо­лодных?

(Предполагаемый ответ учащихся: теплых)

Учитель. Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одино­кая березка, яркая, как свечка. Справа от нее — хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Выслушать ответы детей) Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше — стена березок и лес. А какого цвета небо?

(Предполагаемые ответы учащихся: голубое, с легкими белыми облачка­ми)

Учитель. Чего больше на картине — неба или земли? (Выслушать ответы детей) Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней при­роды и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вы­тянутый по горизонтали прямоугольник, что по­зволило ему изобразить большое про­странство земли.

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

IV Практическая работа

А теперь попробуй­те, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, на­сыщенные, яркие краски.

Осень - одно из самых ярких живописных времен года. Тема осени как нельзя больше подходит для овладения различными практическими умениями и навыками в работе с красками в дошкольном возрасте. Она помогает раскрыть богатую цветовую палитру, создать яркий эмоциональный фон на занятии.

Цель: Создание условий для практического применения учащимися знаний, умений и навыков при изображении осеннего дерева и использования различных приёмов работы восковыми мелками и акварельными красками.

• Закрепление навыков рисования деревьев;

• Использование нетрадиционных методов рисования;

• Передача настроения цветом.

• Воспитание усидчивости, трудолюбия;

• Воспитание самостоятельность и целенаправленность в работе;

• Воспитание любви к родной природе.

• Создание творческой эмоциональной атмосферы, познавательной активности, эмоциональной отзывчивости;

• Развитие наблюдательности; внимательности.

Вид деятельности: Рисование по памяти, представлению.

Тип занятия : занятие по практическому применению знаний, умений и навыков.

Материалы: бумага, восковые мелки черного и коричневого цвета, губка, тарелочки с красками разных цветов (красный, желтый, оранжевый, зеленый).

Оборудование: репродукции работ художников с изображением осени-репродукции, рисунки детей с осенними пейзажами, сказка об осени.

Практическая деятельность: изображение ствола и ветвей дерева восковыми мелками, рисование листвы с помощью губки.

Структура занятия :

· Организационный момент – 1минута

· Актуализация знаний – 1 минута

· Беседа – 5 минуты

· Показ приемов работы - 2 минута

· Практическая работа - 15 минуты

· Физкультминутка – 6 минут

· Итог занятия. Выставка своих рисунков – 3 минуты

· Уборка рабочего места –1 минуты

Ход занятия:

Организационный момент:1мин Приветствие. Подготовка рабочего места. Проверка готовности.

Актуализация знаний:1мин - связь с предыдущими занятиями (предлагается вспомнить как мы рисовали деревья)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

- Мы с вами уже рисовали деревья. Они все разные, но у всех деревьев есть ствол. Он более толстый внизу, а ближе к верхушке становится все тоньше. Ствол покрыт корой. Она бывает разного цвета и разных оттенков. Из ствола растут ветки – они тоже разные – толстые и тоненькие, длинные и короткие.

Беседа 3-5 минут

-Ребята, я думаю, что все из вас знают какое сейчас время года?

(-осень). Послушайте стихотворение О. Гольдман. Краски осени.

Осень под мышку корзинку взяла

Красок весё лых в бутыль развела:

Желтой для листьев, синей для неба,

Малость коричневой красить стволы,

Каплю зелёной, чтоб жухлыми небыли

Солнцем сожжённые челки травы.

Влила оранжевой краски немножко,

Что бы раскрасить грибы у дорожки,

Красной и белой для мухомора,

Видела рыжик растет у забора,

Для сыроежек различные краски-

Пусть будет радостным мир, словно в сказке!

Кисти в корзину, мольберт и треножник,

Пусть удивляются - вот так художник!

Вышла на улицу, кистью взмахнула -

Тучами синее небо стянуло.

Снова взмахнула и стали вокруг

Серыми травы, и речка, и луг.

-Что же случилось с краской моею?

Видно я красить совсем не умею.

-Краски не нужно все сразу мешать.

Красками разными нужно писать.

Физкультминутка -3 мин

Мы-листочки (стоят на месте, руки вверх)

Мы- осенние листочки. (покачивание)

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул-полетели. (разбегаются в разные стороны)

Полетали, полетали, (бегают, кружатся)

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок- (приседают на корточки)

Мы присели все в кружок.

Ветер вдруг опять подул (вновь разбегаются)

И листочки быстро сдул. (машут руками над головой)

Все листочки полетели (приседают)

И на землю тихо сели.

А теперь, давайте и мы с вами станем художниками и каждый нарисует свою осень.

-Тогда давайте начнем!

-Листья каких цветов бывают на деревьях осенью? (желтые, оранжевые, красные –теплые цвета, зеленые)

· Показ приё мов работы:1мин - Показать детям, как нарисовать восковым мелком ствол (снизу - толще, кверху – тоньше) и ветки дерева.

· Практическая работа:7 мин

-Дети рисуют ствол дерева и закрашивают его коричневым цветом, добавляя разные оттенки коричневого и черного, стараясь передать фактуру коры, затем рисуют основные ветки и добавляют много аккуратных маленьких тоненьких веточек.

Осень в гости к нам пришла, (ходьба на месте)

Дождь и ветер принесла, (вращения руками)

Ветер дует, задувает,

С веточек листву срывает, (хлопки над головой)

Листья по ветру кружатся, (покрутится вокруг себя)

И под ноги нам ложатся. (присесть).

· Практическая работа:7 мин

- А теперь нам пора подарить нашему дереву осенний наряд. Нарисуем ему осенние листочки с помощью губки. Краски уже подготовлены и стоят в тарелочках на столе (желтый, оранжевый, красный, зеленый). Вы можете использовать те сочетания цветов, какие хотите.

-дети с помощью губки рисуют листву на дереве.

Помощь по необходимости.

-Некоторые листики опадают (листопад) и вы можете нарисовать, как они падают с дерева вниз, к земле, а другие листья уже покрыли землю, словно накрыли ее теплым уютным одеялом, защищая от холодов..

На палитре осень

смешивала краски :

Жёлтый цвет – для липы,

для рябины – красный.

Охра всех оттенков

для ольхи и ивы –

Все деревья будут

выглядеть красиво.

9. Итог занятия.

Просмотр работ. Самооценка.

- Посмотрите, какая чудесная у нас получилась осень. Все вы замечательные художники.

Составила: Воспитатель Строкова Татьяна Валерьевна
Программные задачи: 1. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. 2. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. 3. Продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья. 4. Закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем ворсом). 5. Правильно располагать сюжет на бумаге. 6.Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.
Материалы и оборудование: бумага акварельная формата А 4, акварельные краски, кисти № 1, №4, салфетка, непроливайка.

Предварительная работа педагога: чтение стихов, рассказ про осень, подбор иллюстрации к занятию, картин об осени, беседа, наблюдение на прогулке, написание конспекта, подготовка материала к занятию.

Сегодня у нас необычное занятие мы отправляемся с вами в необычное путешествие в художественную галерею где рассмотрим произведения русских художников на тему " Золотая осень ". Показ картин русских художников на тему " Золотая осень"




Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, какое время года изображено на картинах? Дети: Осень
Воспитатель: Правильно осень.
Воспитатель: Ребята! Какая бывает осень?
Дети: Холодная, дождливая, хмурая, золотая, солнечная.
Воспитатель: Кто знает почему осень называют золотой?
Золотые листья, золотые деревья.

Дети: потому что осенью все листья на деревьях, кустарниках становатся желтыми и потому все кажется золотым

На земле повсюду лежат желтые, оранжевые листья –как золотой ковер.

Воспитатель: еще ребята, когда идет дождик на листочках бывают капли и когда они блестят, листья кажуться золотыми,

Ствол дерева рисуем сверху вниз, к низу дерево утолщается. До конца травки ее рисуем, чтоб дерево у нас в воздухе не висело, веточки на дереве рисуем концом кисти, они тянуться к солнцу. Воспитатель : какую краску берём чтобы нарисовать дерево?Дети : коричневую. Воспитатель: когда будем рисовать листья , кисть прикладываем всем ворсом. Воспитатель:Какую краску берём чтобы нарисовать листья?Дети: зеленые , жёлтые, оранжевые, красные.

Воспитатель: приступаем к работе.

Во время занятия воспитатель обращает внимание на тех детей у кого не получается. Подбадривает. Помогает.



1 . Рисуем небо.Используем кисть номер 4 . Большими мазками наносим голубую краску с лево на право , направление мазка не меняем .




3. На следующем этапе нашей работы необходимо на нести ещё два цвета это оранжевый и коричневый. Напоминаем детям направление мазка не меняем с лево на право. Ждём несколько минут когда краска высохнет.




Воспитатель собирает все работы, и устраивает вернисаж из детских работ. Видите, ребята, какие замечательные картины у вас получились вы были настоящими художниками.


Воспитатель: Что мы с вами рисовали
Дети: Золотую осень.
Воспитатель: Вам нравятся ваши работы? Дети: да.
Давайте похлопаем сами себе.

Цель: формировать умение использовать нужную цветовую гамму для передачи эмоционального и цветового состояния осеннего пейзажа.

Задачи:

1. познакомить детей с произведениями знаменитых художников, работы которых выполнены, по этой теме и в этой цветовой гамме

2. закрепить знания о теплых и холодных цветовых гаммах

3. учить подбирать, смешивать цвета между собой для получения дополнительных оттенков

4. воспитывать эстетический вкус, аккуратность, культуру визуальных наблюдений;

Оборудование: таблица – цветовой круг; репродукции по теме осенний пейзаж.

Материалы: бумага, гуашь, палитра, кисти;

План занятия:

1. Организационный момент (приветствие)

3. Объяснение нового учебного

4. Практическая работа

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Для сегодняшнего урока вам необходимо: лист А3, краски гуашь, кисточка, палитра, салфетка, баночка с водой. Проверьте, всё ли у вас есть.

2. Вступительная беседа

Ребята я вам сейчас прочитаю загадку, а отгадаем мы все вместе.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

Совершенно верно - осень.

И за окошком у нас осень. Листва на деревьях стала желтеть, всё чаще идёт дождик, а ветер так сильно дует, что листья, кружась, падают на траву. Сегодня ребята я предлагаю нарисовать осенний пейзаж. Но прежде давайте посмотрим, как на эту тему рисовали знаменитые художники.

Золотая осень

Что вы видите? А как называется жанр живописи, в котором изображена природа? (пейзаж). Какие краски использует художник для изображения деревьев? И так, ребята, какой пейзаж на этой картине? (осенний). По каким признакам определили?

золотой лес

Скажите ребята, почему художник так назвал свою картину? Какое настроение создаёт эта картина? Какого цвета листва на деревьях? И так, чем сходны эти картины? (тем что на обеих картинах изображена осень).

Давайте посмотрим и вспомним, какие цвета относятся к холодным и к тёплым? Посмотрите на цветовой круг, назовите цвета, которые относятся к холодной цветовой гамме. А какие относятся к тёплой? Тёплая цветовая гамма: тепло, солнечный свет, веселье, радость (эти цвета солнышко любит) Холодная цветовая гамма: покой, грусть, задумчивость (эти цвета любит Снежная королева).

И так мы с вами вспомнили, какие цвета тёплые, а какие холодные. Вспомнили, что такое пейзаж. Пора приступать к практической работе.

Практическая работа

Начнём мы ребята с того, что вспомним, как мы рисуем деревья. Какие у них стволы, какие ветки? Как они располагаются?

Когда дерево будет готово, можно нарисовать ещё одно. После этого на палитре смешиваем, желтый с белым и добавляем в него капельку красного получается приятный тёплый цвет, закрашиваем фон. Рисунок готов!

Итог урока.

Читайте также: