Конспект занятия по арт терапии для детей с овз

Обновлено: 07.07.2024

К методам практической коррекции относится арт-терапия. Она является специализированной формой психотерапии. В основе арт-терапии лежат искусство и творчество. В последнее время во всём мире данный метод психокоррекции привлекает к себе всё больше внимания. Арт-терапия применяется и как самостоятельный метод, и как метод, дополняющий другие техники. Благодаря своей универсальности, арт-терапия способна решить огромный спектр задач. Применяют арт-терапию в работе со взрослыми, подростками, детьми.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА

Арттерапия (от англ. art, искусство) – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. [12] Возникла она в 30-е годы прошлого столетия. Впервые как метод психологической коррекции арт-терапию применили при работе с эмоционально-личностными проблемами детей. С тех пор этот метод получил широкое распространение во всём мире.

Основная цель арт-терапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. [8, с. 161] Важнейшим принципом данного метода является одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности клиента.

Арт-терапия решает следующие задачи:

  • предоставление социально приемлемого выхода агрессивности и другим негативным чувствам;
  • облегчение процесса коррекции;
  • получение материала для интерпретации и диагностических заключений;
  • концентрация внимания на ощущениях и чувствах;
  • проработка мыслей и чувств, обычно подавляемых клиентом;
  • налаживание отношений между психологом и клиентом;
  • развитие чувства внутреннего контроля;
  • развитие художественных способностей и повышение самооценки.

Среди основных функций арт-терапии можно выделить следующие:

  • катарсистическая – арт-терапия способствует очищению, освобождению от негативных состояний;
  • регулятивная – арт-терапия способствует снятию нервно-психического напряжения, моделированию положительного психоэмоционального состояния, регуляции психосоматических процессов;
  • коммуникативно-рефлексивная – арт-терапия обеспечивает коррекцию нарушений общения, формирование адекватной самооценки, межличностного поведения.

Арт-терапия показана при эмоциональных нарушениях, коммуникативной некомпетентности, трудностях общения, искажённой самооценке, низком уровне мотивации к деятельности.

Выделяют две формы арт-терапии:

Сегодня арт-терапия включает в себя: музыкотерапию, имаготерапию, изотерапию, библиотерапию. Каждый из этих видов арт-терапии подразделяется на подвиды.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкотерапия – метод арт-терапии, использующий музыку в качестве средства коррекции. Такие занятия проводят в индивидуальной и групповой формах.

Изучением различных аспектов музыкотерапии занимались Брусиловский Л.С., Завьялов В.Ю., Швабе К. [8, с. 173]

Можно выделить следующие основные направления коррекционного действия музыкотерапии:

  • эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
  • развитие коммуникативных функций и способностей, навыков межличностного общения;
  • регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
  • развитие эстетических потребностей.

В зависимости от активности клиентов в музыкотерапевтическом процессе, степени их участия выделяют следующие формы музыкотерапии: активную и пассивную.

Активная музыкотерапия подразумевает активное выражение в музыке себя, своего непосредственного эмоционального состояния через пение, движение, игру на музыкальном инструменте. Такие занятия приводят к стабилизации психоэмоционального состояния, к разрешению внутреннего конфликта человека.

Пассивная (рецептивная) музыкотерапия подразумевает восприятие музыки с коррекционной целью. В свою очередь, различают следующие формы рецептивной музыкотерапии:

  • коммуникативная – наиболее простая форма, направленная на установление и улучшение контакта психолога с клиентом, предполагает совместное прослушивание музыки;
  • реактивная – направлена на достижение катарсиса;
  • регулятивная – способствует снижению нервно-психического напряжения.

Также выделяют интегративную музыкотерапию, сочетающую в своей методологии подходы активной и пассивной музыкотерапии. Основной её целью помимо коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений является и повышение резервных возможностей организма в целом.

Среди методов музыкотерапии выделяют вокалотерапию (пение), кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия), инструментальную музыкотерапию (игра на музыкальных инструментах).

Используют музыкотерапию в коррекции эмоциональных отклонений, отклонений в поведении, речевых и двигательных расстройств, страхов, психосоматических заболеваний, при коммуникативных затруднениях.

Имаготерапия

Имаготерапия (от лат. inago – образ) – психотерапевтический метод, относящийся к группе методов игровой психотерапии. В его основе лежит театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия заключается в воображении клиентом тех или иных представлений, состояний, ощущений. С помощью психотерапевта воображаемый образ активно воссоздаётся.

Данный метод был предложен И.Е.Вольпертом в 1966 году. Занятия имаготерапией проводятся в индивидуальной и групповой формах.

В имаготерапии выделяют следующие подвиды: куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию, психодраму.

Куклотерапия – метод арт-терапии, использующийся в работе с детьми, основанный на идентификации с образом любимого героя сказки, мультфильма, с любимой игрушкой. Технология проведения заключается в разыгрывании с куклой сюжета, являющегося травмирующим для ребёнка. То есть кукла попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. При этом по мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребёнка нарастает, достигнув максимума, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями и, тем самым, снятием нервно-психического напряжения. Используют куклотерапию при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Психодрама – метод психотерапии, созданный Я.Морено и широко распространённый по всему миру. Сущность психодрамы состоит в разыгрывании не готовых ролей, а импровизаций на тему проблемной, травмирующей ситуации. Результатом данного метода является катарсис, эмоциональное потрясение и внутреннее очищение, переработка травмирующей ситуации. Как и образно-ролевая драмтерапия психодрама позволяет отрабатывать социальные способы поведения.

ИЗОТЕРАПИЯ

Изотерапия – одно из направлений арттерапии, предполагающий использование методов изобразительного искусства. Широко используется как в работе со взрослыми, так и в работе с детьми. В работе используют самые различные материалы, позволяющие создать художественное произведение: краски, карандаши, пластилин, цветную бумагу и т.д.

Изотерапия применяют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Выделяют два направления изотерапии:

  • пассивное – использование уже готовых произведений изобразительного искусства для их анализа и интерпретации;
  • активное – самостоятельные творческие проявления в изобразительной деятельности.

Используя изотерапию в коррекционной работе, необходимо учитывать следующие принципы данного метода:

  • целями и задачами изотерапии является самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации;
  • качество рисунка в изотерапии не выступает важным критерием его оценки;
  • в процессе изотерапии психолог помогает осознать и разрешить проблемную ситуацию, выразить её внешне в рисунке, определить выход из неё.

Изотерапия рассматривается как проекция личности клиента, как символическое выражение его отношения к миру.

БИБЛИОТЕРАПИЯ

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. [8, с. 178] Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров.

Среди достоинств библиотерапии можно выделить разнообразие и богатство средств воздействия, интимность, длительность, силу впечатления, повторяемость.

Библиотерапию рекомендуют детям и взрослым. С её помощью решаются проблемы личностного и эмоционального плана. Применяют данный метод как в индивидуальной, так и в групповой форме.

При использовании в работе библиотерапии необходимо соблюдение следующих принципов:

  • адекватность содержания литературного произведения характеру проблемы, целям психокоррекционного воздействия;
  • доступность содержания литературного произведения для читателя;
  • максимальное сходство ситуации, проблемы, описанной в книге, с травмирующей ситуацией клиента;
  • позитивное завершение сюжета, показывающее выход из ситуации, обозначающее путь решения проблемы, конфликта, обеспечивающее позитивную поддержку и укрепление веры клиента в себя.

В последнее время появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапия подразумевает использование сказочной формы. Данный вид библиотерапии наиболее приемлем в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

Сказкотерапию используют для интеграции личности, совершенствования взаимодействий с окружающим миром, расширения сознания, развития творческих способностей. Посредством сказкотерапии оказывают помощь агрессивным детям, неуверенным, застенчивым, детям с проблемами принятия своих чувств. Сказкотерапия предоставляет различные варианты работы:

  • использование сказки как метафоры;
  • рисование по мотивам сказки;
  • обсуждение поведения и мотивов действий персонажа;
  • проигрывание эпизодов сказки;
  • использование сказки как притчи-нравоучения;
  • творческая работа по мотивам сказки.

ПРИМЕНЕНИЕ АРТТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Арт-терапия как вид психологической коррекции используется в дефектологии применительно к различным вариантам отклонений в развитии детей. Психотерапевтическое воздействие может дать значительные положительные результаты при учёте в работе возрастных, личностных, клинических особенностей детей.

При проведении арт-терапии с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо соблюдать основные принципы психокоррекционной работы:

  • принцип единства коррекции и развития;
  • принцип единства диагностики и коррекции развития;
  • принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
  • принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития;
  • принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия;
  • принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода;
  • принцип оптимистического подхода;
  • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребёнком.

Применение арт-терапевтических методик у школьников с особыми образовательными потребностями позволяет решить большой спектр задач. Однако при работе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, уникальность структуры вторичных нарушений психики в сочетании с сохранными звеньями, социальную ситуацию развития.

У детей с нарушением слуха значительный положительный психокоррекционный эффект даёт использование изотерапии, кинезитерапии.

При работе с детьми с нарушением зрения наибольший акцент делается на использование вокалотерапии, сказкотерапии.

Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата может быть показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия.

На всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно использовать все виды арт-терапии. Однако их применение будет иметь свою специфику.

Для использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии наиболее сензитивным является возраст 6–7 лет.

Наиболее распространена в психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста изотерапия. Рисование, лепка успешно применяются и при различных психосоматических расстройствах, и при личностных нарушениях. С их помощью решаются разнообразные проблемы: наличие конфликтных межличностных отношений, переживание чувства одиночества, эмоциональная депривация, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искажённая самооценка.

Музыкотерапия показана младшим школьникам, имеющим эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, переживающим состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувство одиночества, отличающимся повышенной тревожностью, импульсивностью.

Имаготерапию проводят с младшими школьниками с эмоциональной неуравновешенностью, с неадекватной оценкой себя в ситуации общения, с проблемами в общении, повышенной тревожностью, страхами. Сказкотерапия помогает младшим школьникам с эмоциональными и поведенческими затруднениями, со сложностями в коммуникативно-рефлексивных процессах, в принятии своих чувств.

В среднем школьном возрасте арт-терапевтические методики приобретают более сложные формы, роль их вербального компонента увеличивается. В ходе арт-терапии уделяется больше времени на обсуждения осуществляемого процесса или творческой продукции.

При работе с подростками следует учитывать особенности данного возраста: эмоциональную неустойчивость, частые проявления негативизма, протестных реакций. Именно в этот период переживания собственного дефекта могут привести к патологическому варианту развития личности, психопатиям.

При подборе коррекционных методов и средств в первую очередь необходимо учитывать уровень интеллектуального и уровень речевого развития ребёнка.

Хотя и наступила зима, хочется вновь и вновь окунуться в осеннюю сказку, вспомнить красоту, которая дарила нам красавица осень, рассыпая на нашем пути ковёр из осенних листьев! Можно назвать эту ностальгию осенними воспоминаниями и достать из альбома засушенный букет гербария, но можно также достать папку с рисунками! Да с непростыми! А с какими, спросите вы, а вы сами полюбуйтесь и посмотрите, как нарисовали их дети под чутким руководством педагога.

Конспект занятия с элементами арт терапии с детьми с ОВЗ.

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования "отпечаток", учить создавать красивую композицию из осенних листьев.

Задачи: Развитие познавательных процессов,развитие моторики пальцев рук, мышления, воспитание чувства цвета, чувство прекрасного, любви к природе, к художественной литературе, поэзии.

Материал: иллюстрации об осени, книги со стихами, аудиоплеер, восковые мелки, плотная бумага,планшеты, малярный скотч,листья деревьев.

Предварительная работа: разучивание стихов, чтение художественных произведений, сбор листьев.

Ход занятия:

Педагог обращает внимание на картинки, загадывает загадку, спрашивает, о каком времени года идёт речь.

Затем педагог предлагает прочитать стихи об осени, а также нарисовать на память о прекрасном времени года красивый рисунок. Его можно подарить, повесить на стену.

Педагог знакомит детей с новой техникой рисования, который называется "отпечаток". Педагог подробно объясняет и показывает детям новую для них технику рисования.

Нужно взять и разложить красивые листья, распределить их на столе прожилками вверх, затем сверху положить белый листок (А4) и с помощью восковых мелков придать им цвет (отпечаток). Восковые мелки освобождаем от бумаги и кладём на ребро. Водим ребром мелков сверху, нанося разными цветами по очереди.

Во время занятия звучит музыка. Педагог по необходимости оказывает индивидуальную помощь в работе.

По окончании занятия дети делятся впечатлениями, рассматривают готовые работы друг друга. Ещё раз закрепляют последовательность техники рисования "отпечаток".

Теоретические основы социализации детей с ОВЗ

Чаще всего у ребенка с ОВЗ социализация проходит намного сложнее, чем у обычных детей.

Специфическое отличие ФГОС нового поколения в том, что результат образования ребенка с ОВЗ рассматривается в соотношении личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Личностные результаты включают овладение компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений в различных средах, а также сформированность мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты (учебные действия) включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением содержания каждой предметной области, характеризуются приобретенным опытом специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, а также оценивают достижения в усвоении знаний и умений и возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Компетенции рассматриваются как потенциальные, психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях как личностных характеристиках. Овладеть компетенциями — значит стать полноценным членом общества, уметь брать ответственность за собственные действия и проявлять интерес к учебе.

Компетенции имеют комплексный состав:

когнитивные — знания, которые усваивают дети;
деятельностные — умения и навыки, которые ребенок может применить на практике;
рефлексивные — трансформация новых знаний в умения

Вкусные цвета

В этих книжках под каждым клапаном прячутся секреты. Какие? Играйте и угадывайте вместе с вашим малышом!

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:

Арт-терапевт должен быть эмпатичен — для него крайне важно чувствовать состояние ребенка, который пришел на прием. Специалисту необходимо быть готовым к тому, чтобы не использовать директивные методы поведения. Важно находиться рядом и наблюдать, бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.

  1. Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
  2. Снижение уровня стресса.
  3. Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
  4. Преодоление возрастных кризисов.
  5. Решение семейных конфликтов.
  6. Повышение навыков коммуникации.
  7. Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
  8. Проработка психологических травм.
  9. Преодоление фобий.

Принципы интерпретации в арт-терапии

  1. Принцип детализации. мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали.
  2. Понимание контекста. Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка.
  3. Важность феноменологического исследования. Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии.
  4. Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтической сессии. Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка.
  5. Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает.

Этапы арт-терапии

  1. Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
  2. Основной этап — работа с ребенком.
  3. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша.
  4. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
  5. Завершающий этап (терминация).

Методы арт-терапевтического процесса

  1. Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
  2. Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
  3. Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
  4. Песочная терапия.
  5. Терапия водой.
  6. Игротерапия.
  7. Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.
  8. Танцевально-двигательная терапия.
  9. Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
  10. Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
  11. МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.

Техники арт-терапии

Цель: расшифровка (диагностика) и коррекция эмоционального состояния ребенка. Материалы: листы А4 или А3, средства рисования, заготовки в виде круга, ноутбук или ПК.

Техника очень информативная, ресурсная. Это мягкий способ диагностики состояния ребенка. Своеобразный автопортрет личности, который расскажет об отношении к самому себе, к миру и к окружающим.

Правила работы с детьми

  1. Предоставьте ребенку право выбрать из набора заготовок ту мандалу, которая ближе ему по настроению.
  2. Предложите ребенку самостоятельно выбрать материалы для работы и цветовую гамму.
  3. Практикуйте использование музыкального сопровождения — тихую медитативную музыку для фона.
  4. Не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия. Помните: мы следуем за ребенком, находимся чуть в стороне и наблюдаем за ним. Мы можем вести с ним диалог, спрашивать: что сейчас происходит? что ты чувствуешь?
  5. Не высказывайте оценочные комментарии по поводу работы. То, что сделал ребенок самостоятельно — это та информация, которая поможет вам увидеть его состояние и проблемы.
  1. Обогащение эмоционально-образной сферы детей.
  2. Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки.
  3. Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
  4. Овладение изобразительными навыками.
  5. Развитие художественно-творческой активности.
  • 1–2 года. Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
  • 3–5 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Необходим набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, сангина и уголь, работа с цветным песком.
  • 6–7 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.
  • Позднее дети, подростки и взрослые с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.

Ход занятия

Звучит медитативная музыка, и ребенок работает в спокойной обстановке. Дети, как правило, раскрашивают мандалу от центра к периферии, это и есть способ расслабления (взрослые и подростки в идеале должны раскрашивать мандалу от периферии к центру). Здесь нет четких правил, работа с мандалой — это творчество и интуиция. По окончании работы попросите малыша придумать название своего волшебного круга, которое будет являться кодом к пониманию изображения. По желанию можно раскрасить фон, вырезать получившееся изображение.

Во время занятия спрашивайте малыша, нравится ли ему то, что он нарисовал. Если да — то это ресурсное состояние, в котором ребенку комфортно пребывать. Значит, он черпает вдохновение и новые позитивные эмоции из своей работы, ему нравится, что появилась такая возможность — творить.

А если малыша не устраивает его творение, ккруг можно изменить, разрезать или порвать. В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть желание, можно написать рассказ к получившейся картинке. Какое чувство больше, какое — меньше? Почему тебе не нравится твой рисунок?

Значения цветов

Красный — символ жизненной энергии, силы, уверенности в себе (если его слишком много, то — самоуверенности или даже агрессивности),
Оранжевый — свидетельствует об амбициозности, завышенной самооценке, а также о трудности в общении.
Желтый — солнечный цвет, часто используют в мандалах люди искусства, он символизирует творчество, прибавляет оптимизма, радости, способствует раскрытию творческого потенциала, успешным новым начинаниям.
Зеленый — символ обновления, может свидетельствовать о силе родительских чувств, способности и готовности воспитывать детей (если очень много — гиперопека).
Синий — сила духа, спокойствие, выносливость, рассудительность, развитая интуиция.
Голубой — символ дружелюбия, сострадательности, отзывчивости.
Фиолетовый — в мандале говорит о том, что человек стремится к гармонии, этот оттенок вдохновляет и очищает. Однако если фиолетовым закрашен центр мандалы, это может свидетельствовать о сильной связи (если не о полной зависимости) автора с матерью.
Коричневый — цвет земли, это — укорененность, практичность, желание стабильности, безопасности.
Черный — цвет тайны, тени, тьмы. Присутствие его в рисунке мандалы может свидетельствовать о депрессивном состоянии, опустошенности, утрате опоры и веры в жизни.
Белый — защитный цвет, символ чистоты, духовности, но если его слишком много, это может говорить об отсутствии энергии у автора такой мандалы.

Диагностические моменты

  1. Как ребенок выполняет задание (сразу или после обдумывания)?
  2. Какие элементы и в каких количествах использует?
  3. С какой части круга начинает строить мандалу?
  4. Насколько симметричный узор выкладывает?
  5. Какие цвета использует?
  6. Вносит ли коррективы в свою работу (какие, как часто)?
  7. Насколько заполняет внутреннее пространство круга?
  8. Как центральная часть мандалы соотносится с внешним кругом?
  9. Чем заканчивает выполнение работы?

Интерпретация

Основные задачи

  1. Обогащение эмоционально-образной сферы детей.
  2. Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки.
  3. Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
  4. Овладение изобразительными навыками.
  5. Развитие художественно-творческой активности.

Основные функции

  1. Актуализирующая — связана со способностью фотографии оживлять события из прошлого и прорабатывать эмоции от переживания тех событий с педагогом-психологом.
  2. Стимулирующая — при создании и просмотре снимков происходит активация разных сенсорных систем: зрения, тактильной чувствительности, кинестетики и т.д.
  3. Деконструирующая — освобождение человека от ложных установок, значений.
  4. Смыслообразующая — помогает человеку увидеть смысл его поступков и переживаний.
  5. Рефрейминг — создание фотоколлажей, чтобы изменить смысл произошедшего.
  6. Защита — выстраивание дистанции от травматических событий или малоприятных ситуаций, которые были в прошлом.
  7. Удерживающая — фотография может удерживать чувства от бессознательного прорыва в реальность, и при этом их можно спокойно изучать.
  8. Экспрессивно-катарсическая — повторное более глубокое переживание чувств ребенка.

Основные группы методов фототерапии

Упражнения с использованием фотографий

Цель: реконструкция проблемного поля, формирование экзистенциальных умений, самовыражение, обогащение жизненного опыта, активизация всех сенсорных систем ребенка, преодоление сенсорной депривации,формирование мотивации на саморазвитие и самореализацию.

  • индивидуальный;
  • групповой.
  1. Ребенку (или группе) предлагается в течение недели делать снимки по заданной теме. Это может быть поставленная ребенком или группой сцена, или спонтанное фотографирование отвечающего тематике эпизода из жизни или события. При необходимости оговаривается территориальная граница фотопутешествия.
  2. К готовым фотографиям придумывается название. Каждый снимок рассматривается и обсуждается. При работе в группе подростки разбиваются на пары, обмениваются снимками. Задача каждого в паре — понять, что хотел передать в фотографии его партнер. В конце каждого марафона делается тематическая выставка.

Цель: повторное переживание события с целью его отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с событиями прошлого или настоящего, построение жизненной перспективы.

  • индивидуальный;
  • групповой.
  1. Подростку предлагается сделать серию снимков. Это должна быть фотохроника заданного темой события.
  2. Отпечатанные снимки располагаются на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж.
  3. При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться.

Цель: социальная идентификация, развитие вариативности мышления, получение Эмоционально положительного ресурса, поиски новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с неприятием отдельных черт своей личности и личностей родителей, развитие интереса к себе, повышение самооценки, коррекция детско-родительских отношений.

Необходимые материалы: бумага или картон, заготовки из картона в форме овалов, ножницы, краски, кисти, стаканчик для воды, клей, карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага, фольга.

МАК-терапия

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах проективных методик. Важен не заложенный изначально психотерапевтом в картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку.

Проекция — это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у нас внутри. Именно так карты позволяют увидеть внутренний мир ребенка.

Совершенствовать чувственный опыт детей. Формировать перцептивную деятельность. Обогащать чувственный опыт детей при обследовании предметов, объектов. Знакомить с разными способами обследования предметов и объектов.

ВложениеРазмер
Конспект занятия для детей с ОВЗ с элементами арт-терапии 35 КБ

Предварительный просмотр:

Речь с движениями

«Вот как солнышко встает

К ночи солнышко зайдет

Хорошо, хорошо, солнышко смеется

А под солнышком нам всем весело живется

(элемент арт- терапии )

Индивидуальные задания в зависимости от уровня развития детей.

Развитие речи. Составление рассказа о весне.

Педагог переодетый в костюм весны встречает детей.

Давайте поздороваемся с весной. Мы очень хотели встретится с тобой .

Весна Добрый день, ребята. Я очень рада вам.

А что вы принесли с собой?

Послушайте , чья эта песенка?

( звучит аудиокассета с записью журчания воды.) Давайте запустим ваши кораблики в весенний ручеек.(П едагог дает инструкции каждому ребенку.)

-Вася, запусти кораблик в начале ручейка(Куда ты запустил свой кораблик?)

-Катя, запусти кораблик под мостиком

-Миша, запусти кораблик в конце ручейка

-Влад, запусти кораблик у мостика

- Маша, запусти кораблик между Васиным и Катиным корабликом

Весна С олнышко к нам заглянуло и хочет поиграть с нами

Звучит музыка и появляется солнышко(Педагог держит надувной шар за веревочку и выполняет им движения в соответствии с текстом)

Весна. Посмотрите как засияло солнышко и протянуло к нам свои лучики ( включается хрустальный шар).

Педагог Заиграли лучики и появились веснушки на щечках и

Весна . Пригрело солнышко не только нас с вами , но и разбудила бабочек и божьих коровок на полянке. Помогите мне их нарядить в весенний наряд.

( Педагог, весна и ассистент помогают детям)

-Вася, укрась свою божью коровку кружочками.

Петя, укрась свою бабочку в наряд из треугольников и кружочков

-Даша, укрась свою бабочку разными фигурами

Вася. Сколько у тебя кружочков на божьей коровке?

Петя. Сколько у тебя треугольников?кругов?Какого они цвета?

Даша. Какими фигурами ты украсила бабочку?Сосчитай их?

Весна Послушайте,чья эта песенка?

Весна. Какие необычные тучки. Они поделятся с нами своими капельками

-Вася, подойди к первой тучке.

Каким цветом поделилась с тобой тучка?

Подойди к последней. Каким цветом поделилась с тобой тучка?

(по аналогии со второй и третьей тучками)

-Петя, подойди к желтой тучке. Какого цвета у тебя капельки в мешочке ?

Весна показывает Даше капельку красного цвета и предлагает найти такую же тучку.

Педагог. Давайте скажем спасибо тучкам.

Весна. Присядьте на полянку . У вас получились волшебные капельки в мешочках. Поиграйте с ними.

Звучит мелодия дождя

Весна. Пошел дождик. Где же нам спрятаться? (Педагог обращает внимание детей на раскрытые зонты, лежащие на полу)

Педагог. Ребята, вот зонтики.

-Вася, сколько их?

Весна. Под каким зонтиком мы можем спрятаться из этих? Какое сейчас время года?

Найдите мой зонтик.

Звучит музыка дождя

Весна. А как вы догадались , что это мой зонтик?

Педагог. Кто хочет Весне рассказать про нее?

Весна. Я рада, что вы так хорошо меня знаете. Я приготовила для вас сюрприз

Весна дает образец выдавливания жидкости из мешочка на лист.

Весна У меня получилась красивая лужица. Что у вас получилось?

Возьмите свои кораблики и запустите их в свои лужицы

Весна. Вам понравилось у меня в гостях.

Что больше всего?

Педагог. Вы хотите еще встретиться с весной?

Весна. Приходите ко мне на следующий год

Дети входят в зал друг за другом с бумажными корабликами руках под муз. сопровождение и, двигаются по ручейку , имитируя движения кораблика по воде. В стают полукругом.

Читайте также: