Конспект занятия на закрепление обратного счета покупал баран баранки закрепление об обратном счете

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнил(а): Вальтер Алена Владимировна, воспитатель

Конспект занятия по ФЭМН в старшей группе.

Тема : ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ ДО ПЯТИ.

Цели занятия:

- закрепить счет в пределах 5 (прямой, обратный);

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.

- тренировать умение считать в пределах пяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;

- закреплять знания о геометрических фигурах;

- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;

- формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.

- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.

Развивающие:

- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

- воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике;

- воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.

- Вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное путешествие по математическим тропкам. С нами пойдет Старичок – лесовичок, он все тропки в математическом лесу знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути.

1.Под кустами у реки жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать? ( 4 )

2.Вдруг упал Сережка, а за ним - Алешка, а за ним - Игнат Сколько здесь всего ребят? ( 3 )

3.У стены стоят кадушки, в каждой ровно по лягушке, Если было 5 кадушек, сколько было в них лягушек? (5)

Педагог называет число, дети выкладывают соответствующее количество палочек. (Самое маленькое число (1), самое большое число (5), число 3 … 5…; число, живущее между числами: 3 и 5, 4 и 2, 3 и 1)

- Молодцы, ребята! Пойдемте за Старичком - лесовичком по тропочке дальше.

- Ребята, попробуем отгадать загадки Старичка - лесовичка?

1) Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо. (Круг.)

2) Моя загадка коротка:

Три стороны и три угла.

Кто я? (Треугольник.)

3) С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам представиться я рад.

А зовут меня … (Квадрат.)

4) Нет углов у меня,

Нет сторон у меня.

И похож на дыню я.

Ну и кто же отгадал,

Что зовут меня … (Овал.)

5) Есть четыре стороны -

Еще четыре прямых угла

Похож на холодильник я.

Ну, подумайте, друзья

Как же все зовут меня? ( Прямоугольник.)

- Ну, как Старичок – лесовичок, ребята всё правильно отгадали? Идем дальше?

Старичок – лесовичок и его друзья геометрические фигурки хотят поиграть с нами в прятки.

Педагог прикрепляет на магнитную доску геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник, показывает их, а дети называют

(Игра в прятки повторяется для всех геометрических фигур. Также педагог может просто поменять фигурки местами, не убирая их.)

- Ребят, а мы можем просто по болоту пройти? Нет. Давайте представим что впереди 5 кочек. Мы будем шагать по кочкам и считать хором, вместе:

-иии…делаем первый шаг – один!

Следующая кочка – два! – молодцы.

Пять! Стоп! Не в ту сторону пошли! Идем назад!

Пять! Четыре! Три! Два! Один!

- пойдем другой дорогой!

Один! Два! Три! Четыре! Пять! – молодцы! Преодолели препятствие! Все тропинки одолели без запинки.

- Спасибо Старичку – лесовичку за наше сказочное путешествие! Скажем ему до свидания.

Выполним задание № 1.
- Рассмотрим с вами картинку?
У наседке моей
Восемь славных детей,
Восемь милых, послушных цыплят.
Кто умеет считать?
Кто мне может сказать:
Сколько птиц поспешило гулять? (девять).
- Ребята, а какой девятый месяц года? ( сентябрь).
- А какой девятый день недели? (такого дня нет: в недели семь дней).
- На что похожа цифра девять?
Я важней всех потому,
Что запутать вас могу
Если я перевернулась
То другою окажусь.

Пальчиковая гимнастика:
Вот все пальчики мои
Их как хочешь поверни
Вот так вот так не обидеться никак
По стучали
Повертели
И работать захотели
Дали пальцам отдохнуть
А потом обратно в путь.

Воспитатель:
- Давайте пропишем в воздухе. А теперь потренируемся на листке в написание цифры девять.

- Я сейчас я вам загадаю арифметические задачи.

1. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенков? (Дети отвечают: два).

2. Дружно муравьи живут
И без дела не снуют
Три несут травинку,
Три несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под елкой? ( девять).

3. Пошла курочка гулять,
Собрала своих цыплят
Шесть бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоиться их мать
И не может сосчитать
Посчитай- ка, ребята,
Сколько было всех цыплят? ( девять).
4. Три пушистых кошечки.
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало? ( четыре).

5. Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
Пять румяных наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их? (восемь).

Выполним задание № 2.
- Рассмотрим картинку.
- Что на ней изображено?
- Что необычного вы увидели в изображение гусениц?
- Давайте раскрасим наши гусеницы. Верхнюю гусеницу красным карандашом раскрасим, а нижнюю синим.
- Кто сумеет их сосчитать?
- Какая гусеница длиннее?
- Какая короче?

Выполним задание № 3.
- Фея ужасно не любит беспорядок. Рассмотрите цепочку чисел.
- Что не так?
- Давайте поможем ей навести порядок в замке. Приведем примерный ход рассуждений по первой цепочки: в цепочке потерялись цифры – надо их восстановить.
- Вторая от бантика бусинка с цифрой какой ? ( два).
- Пятая? ( пять).
- Шестая? (шесть).
- Девятая? ( девять).
- Значит все бусинки надо нумеровать как ? ( по порядку).
- От куда начиная? ( от бантика).
- Что ж получилось? ( 1,2,3,4,5,6,7,8,9).

Выполним задание № 4.
- Рассмотрим первую нитку с бусами.
- Сколько синих бусинок? ( восемь).
- Сколько красных? (один).
- Сколько всего? ( девять).
- Из каких двух чисел составлено число девять? ( восемь и один).
- Что нужно дописать в пустую клетку? ( число один).
- Как вы думаете, что нужно делать дальше? ( дорисовать красные бусинки, чтобы их получилось девять. И дописать нужное число).
- Дорисуйте и допишите.
- Что получилось во втором случае?
- А в третьем?
- А в четвертом?
- На какие части можно разбить число девять? ( восемь и один, семь и два, шесть и три, пять и четыре).

Выполним задание №5.
- А сейчас вам небольшое задание. Рассмотрите фигуры и объясните, почему каждая фигура может быть лишней?
- Красный квадрат – отличается от остальных фигур по цвету.
- Круг – у него нет углов.
- Прямоугольник – у него полоски вертикальные, а остальных фигур – горизонтально.
- Треугольник – у него полоски отличаются шириной.

Логический диктант:
- От начало точки начинаем идти.
- Три клетки вправо.
- Три клетки вверх.
- Три клетки влево.
- Три клетки вверх.
- Три клетки вправо.
- Три клетки вниз.
- Какая у вас цифра получилась? (девять).
Итог: - С кокой цифрой мы сегодня познакомились?
- Кому мы сегодня помогали?
- Какие вы молодцы! Я очень вами довольна. Все вы были внимательными, активными, старательными.
- Давайте скажем нашем гостям до свидания.

Воспитатель: Раз, два, раз, два начинается игра.
Ребята, у меня в руках сейчас волшебная палочка, мы будем эту палочку передавать друг другу по очереди говорить числа до 10 и обратно отсчитывать до 1.
Дети передают палочку друг другу и называют последовательно числа, а потом наоборот. После счета дети присаживаются за столы.
Воспитатель: К нам в гости пришел нарисованный человечек. Ребята, вы угадали кто это?
Дети: К нам в гости пришел Емеля.
Воспитатель: Правильно, это он. А хотите узнать, что Емеля делал в течение недели.
Дети: Да
Воспитатель: Я буду читать стихотворение про Емелю, а вы будете выходить вперед с цветными карточками, обозначающими дни недели.
Красная - понедельник, оранжевая - вторник, желтая - среда, зеленая - четверг, голубая- пятница, синяя- суббота, фиолетовая- воскресенье.

Воспитатель читает "Каков Емеля, такова и неделя", автор А. Усачев
Мы спросили у Емели:
- Назови нам дни недели
Стал Емеля вспоминать
Стал Емеля называть
- Дядька крикнул мне: "Бездельник!"
Это было в понедельник.
На чердак я влез и дворник
Гнал меня метлой во вторник.
В среду я ловил жука
И свалился с чердака.
Воевал в четверг с котами
И застрял под воротами.
В пятницу дразнил собаку,
Разорвал себе рубаху.
А в субботу - вот потеха!
на свинье верхом поехал.
В воскресенье отдыхал,
На мосту лежал, скучал,
Да с моста свалился в реку.
Не везет же человеку!
Так у нашего Емели
Дни недели пролетели.

Воспитатель: А теперь проверим, в том ли порядке вы встали.
Ребята проверяют.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А теперь, ребята, подойдите все ко мне. Нам нужно разделиться на пары.

Воспитатель предлагает детям делиться жеребьевкой. У воспитателя в руках геометрические фигуры, квадраты и треугольники. Их воспитатель кладет в чудесный мешочек, а дети вытаскивают по одной фишке, и у кого совпадут, то они составят пару и садятся вместе за стол. Дети разделились.

Воспитатель: У вас на столах листы бумаги и цветные карандаши. Я вам буду говорить задания, а вы будете выполнять на листах.
- В правом нижнем углу нарисуйте маленькое голубое озеро.
- В левом верхнем углу нарисуйте солнышко.
- В правом верхнем углу - птичку
- В левом нижнем углу - цветочек
- В середине листочка нарисуйте девочку из геометрических фигур.

Вопросы воспитателя:
-Где нарисовали голубое озеро?
Пара отвечает, если неправильно дают ответ, следующая пара поправляет их и т. д.

Затем воспитатель предлагает провести физминутку:
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке (дети садятся на места)

После выполненных заданий воспитатель предлагает детям старшей группы нарисовать девочке в подарок воздушные шары, а с детьми подготовительной группы продолжается занятие.

Воспитатель: Раз – два, раз - два начинается игра.
Дети встают в круг.
Воспитатель: Поиграем в игру "Угадай "соседей". Я сейчас дам волшебную палочку кому-нибудь из вас и назову месяц, а должны назвать "соседей" данного месяца. Например, месяц-май.
Дети: Апрель. Июнь.

После игры воспитатель показывает карточки с примерами, на которые дети должны будут дать ответы.
Дети думают и отвечают

Назови четные числа.
Назови нечетные числа.
Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8.
Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3.

Воспитатель: Ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Посмотрите у меня письмо, а в нем спрятан сюрприз. Вы хотите узнать, что же за сюрприз находится в письме? Тогда подойдите ко мне, и я покажу вам сюрприз
- Какое задание мы выполняли? А какое задания было самым трудным? Почему?
- Кому что понравилось? Важно ли то что вы сегодня узнали?
- Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?

Итог
Ну а теперь обещанный сюрприз. Вы мне, сегодня, очень понравились, и я хочу наградить вас такими пятёрками, чтобы вы и в дальнейшем получали только оценку 5 или 4

Цели : упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10; формировать умение составлять четырёхугольники из счётных палочек; распознавать различные геометрические фигуры; решать задачи; согласовывать прилагательные с существительными; развивать мелкую моторику пальцев рук, память, мышление; упражнять в составлении простых предложений; прививать любознательность, умение помогать ближнему в трудных ситуациях.

Оборудование : наборы геометрических фигур различных цветов, изображения сказочных героев, ковёр-самолёт, волшебный паровозик, счётные палочки.

Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас будет занятие по математике.

Начнём занятие с нашего стихотворения.

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

Воспитатель учит нас.

Давайте, ребятки, учиться считать,

Делить, умножать, вычитать, прибавлять.

Запомните всё, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

-Сегодня у нас необычное занятие. А почему необычное, узнаете немного позже.

3. Основная часть.

-Ребята, ко мне на улице подошёл почтальон и передал вот это письмо. Что в нём я не знаю, но на конверте написано детям старшей дошкольной группы. Сейчас я открою и прочитаю, что в нём. (Воспитатель открывает конверт и читает вслух)

- Ребята, мы поможем сказочным героям?

-Тогда приготовьтесь в путь.

-Но на чем же мы отправимся в путь?

На пароходе - глубоко,

Пешком - как? ( долго ),

На поезде - как? ( шумно )

А знаете что, давайте полетим на ковре - Самолете

Вот он раскинулся. Посмотрите, какой он необычный.

1,2, 3, 4, 5 - мы готовимся взлетать,

Но при этом все фигуры мы должны пересчитать.

Здесь квадратов сколько? - ровно 6, прямоугольников? -4, про круги мы не забыли? - на ковре их ровно 5, треугольников -7 - приготовились совсем!

Потихонечку садитесь, осторожно шевелитесь:

Чтобы наш самолет поскорей летел вперед! ( звучит музыка) -

Вот летим мы над полями

Вот и море перед нами

Вижу лодку рыбака,

Море шире. иль река?

Один, 2, 3, 4 - ну, конечно, море шире.

Вот под нами темный лес

Ветки тянет до небес.

В нем дровишек целый груз,

Выше дерево иль куст?

Дерево выше, а куст ниже. Один,2,3, 4,5 - не ошиблись вы опять

Справа горы высоки. Покажите и скажите где?

Слева - реки глубоки. Покажите и скажите, где реки?

Ой! Ковер клонится назад!

Чтоб на нем удержаться, нужно всем вперед наклоняться.

Все опасность миновала, продолжаем мы полет.

Вижу остров я, ребята, встреча с кем-то нас здесь ждет.

( подходят к цветочной поляне)

Интересно, куда мы попали?

Таких цветов мы давно не видали.

не топчите их ногами.

-Ой, что это? Ребята, мне эта мелодия кажется знакомой? Что это за мелодия? Какая это сказка?

-Про Буратино? Верно. А вот и первое задание от Бабы-Яги. (К одному из цветков прикреплен листок с заданием)

1.Под кустами у реки жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать? ( 4 )

2.Вдруг упал Сережка, а за ним - Алешка, а за ним – Игнат. Сколько здесь всего ребят? ( 3 )

3.У стены стоят кадушки, в каждой ровно по лягушке, Если было 5 кадушек, сколько было в них лягушек?

-Молодцы, справились с задачами. Мы помогли Буратино освободиться от злых чар Бабы-Яги. Но наше путешествие только в самом начале. Теперь отправимся дальше.

Садимся на свои места. Закройте глаза, мы взлетаем.

Такое лишь в сказке волшебной случается:

Карета из тыквы большой получается!

В чудесном наряде, легка словно пёрышко,

Со сказочным принцем не встретится…(Золушка )

Она обязательно встретится, если мы выполним следующее задание Бабы-Яги.

ЗАДАНИЕ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ

У вас на столах лежат счётные палочки. Отсчитайте 4 палочки и сделайте из них четырёхугольник.

- Какую фигуру вы сделали?

-Как её можно назвать по-другому?

- Из скольких палочек сделана фигура?

-Чем похожи ваши фигуры?

-А рядом сложите прямоугольник.

-Сколько вы взяли палочек для второго четырёхугольника?

- Где расположен прямоугольник? Справа или слева?

-Какие ещё геометрические фигуры вы знаете?

Я вам покажу карточки с геометрическими фигурами, а вы назовете лишнюю фигуру.

(Дети показывают лишнюю фигуру и объясняют свой выбор)

Тут несколько вариантов:

1. Лишний желтый прямоугольник, остальные фигуры красные.

2. Лишний маленький треугольник, остальные фигуры большие

3. Лишний тонкий круг, остальные фигуры толстые

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Освободили Золушку.

ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ .

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому

Вела за собою

И малого, и большого

(загибают безымянный, большой палец)

И среднего, и меньшого (средний и мизинец),

И самого любимого (указательный)

Наше путешествие продолжается. И снова для вас загадка.

На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился … (Колобок )

Чтобы спасти Колобка, нам надо выполнить задание: показать Бабе-Яге как мы умеем считать.

СЧЁТ ПО ЗАДАНИЮ

1. Посчитать от 1 до 10 и обратно

2. Посчитать от 10 до 1.

3. Посчитать от2 до 6.

4. Посчитать от 5 до 1.

-Молодцы, справились. Помогли Колобку.

-Посмотрите, ребята, вас колобок благодарит. Он радостный и довольный.

-Мы ещё должны помочь одному сказочному герою. Послушайте кому.

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее .

-Чтобы спасти красную Шапочку мы должны выполнить очередное задание Бабы-Яги.

Я буду хлопать, а вы показываете карточку с нужной цифрой (или просто фигурку-цифру из счётных палочек)

А теперь мы сделаем привал и немного отдохнём.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть .

Отдохнули и снова в путь. Слушайте следующую загадку.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор . (Айболит ).

Если мы не выполним задание Бабы-Яги, то добрый доктор Айболит не сможет больше лечить зверей. Поможем доктору Айболиту?

Баба-Яга предлагает нам поиграть .

Я буду называть слова, а вы говорить слова наоборот.

Громкий Широкий Влево Горячий

Высокий Холодный Большой Внизу

Чистый Сладкий Узкий Аккуратный

-Молодцы, и с этим заданием справились. Айболит очень рад, что вы ему помогли.

-У меня есть волшебный паровозик, который увезёт наших друзей в сказочную страну. Поможем героям занять свои места.

-Золушке досталось место в первом вагончике.

-Айболит должен сидеть в третьем вагоне

-Колобок во втором

-Красная Шапочка в пятом

-Буратино в четвёртом

(Дети помогают рассадить сказочных героев)

Давайте попрощаемся с нашими сказочными героями.

(Включается музыка, и герои под неё уезжают)

И последнее задание – это логическая задачка. Послушайте, пожалуйста, очень внимательно. Сядьте правильно. (Воспитатель читает задачу вслух)

Заспорили карандаши в коробке.

-Я самый главный, меня дети больше всех любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.

-Нет, я самый главный, - сказал красный карандаш. – Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.

- Ну нет, уж это я самый главный, сказал зелёный карандаш. – Моим цветом раскрашивают траву и листья на деревьях.

- Спорьте, спорьте, - думал про себя жёлтый карандаш. – Уж я-то знаю, что самый главный – это я. И меня дети любят больше всех, потому что раскрашивают моим цветом хлеб и солнце.

Читайте также: