Конспект занятия на тему добра и зла детей для старшей группы

Обновлено: 07.07.2024

Занятие направлено на обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.

Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.

Задачи:

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.

Ход занятия

Дети стоят в кругу.

Воспитатель читает стихотворение:

Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
Он ужасно одинок,
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой,
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты,
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? О чём в нём говорится? ( О доброте).

Воспитатель: Это слово возникло давно. Потому что это в природе людей заложено делать добро. Ребята, скажите, пожалуйста, а мы с вами занимаемся благотворительностью? Кому мы можем помочь? (Ответы детей: птицам зимой, маме, когда она болеет, бездомным животным и т.д.)

Я совершенно с вами согласна. Мы помогаем тем, кто нуждается в нашей защите, поддержке, когда сильный помогает слабым.

Воспитатель:Ребята, вспомните и назовите сказки, в которых совершаются добрые дела.

Воспитатель: А ещё, что такое доброта, нам помогут разобраться пословицы и поговорки.

Я зачитаю вам несколько пословиц и поговорок, а вы попробуйте объяснить их смысл.

Пословицы и поговорки о доброте:

  • Делай добро и жди добра.
  • Добро творить — себя веселить.
  • Добрые слова дороже богатства.
  • Добрый человек добру и учит.

Доброе утро! – птицы запели. (дети машут руками)

Добрые люди встают с постели; (показывают, как просыпаются, потягиваются)

Прячется все темнота по углам, (разбегаются, прячутся за мебелью)

Солнце вошло и идет по делам! (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)

Игра “Вежливые слова” (на ковре)

Я начинаю фразу, а вы продолжаете:

– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)

– За доброту, любовь и книгу, скажем маме мы … (Спасибо.)

– Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)

– Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)

– В разных странах на прощанье говорят … (До свидания.)

– В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)

А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, у меня есть карточки, на которых изображены разные действия.

(Раздаёт карточки). Вы внимательно рассмотрите карточки и объясните, правильно ли поступают герои, изображённые здесь, и как поступили бы вы в этой ситуации?

Воспитатель: Ребята, вы прекрасно справились с этим заданием!

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

Рефлексия в кругу

Ребята, посмотрите друг на друга и подарите свою улыбку.

А теперь расскажите, что вы сегодня для себя поняли самое главное?

Воспитатель:Ребята, никогда не забывайте говорить добрые и вежливые слова и совершать добрые поступки. Говорите ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m786509fd.jpg

Способствовать формированию творческого воображения.

Развивать связную речь, работать над выразительностью речи.

1. Формировать представление у детей о добре и зле .

2. Развивать умение правильно оценивать поведение людей и героев произведений.

3. Поощрять детей за желание делать добрые дела и предотвращать злые.

4. Развивать эмоциональный отклик через рисунок на понятие добра и зла .

5. Воспитывать доброе отношение к близким людям, друзьям.

6. Формировать положительное отношение к искусству. Развивать художественное восприятие.

-беседа с детьми о дружбе, об отношении друг к другу;

-чтение художественной литературы о дружбе;

-организация совместной прогулки и общих игр с детьми другой группы;

-разучивание стихотворений, пословиц, поговорок;

-подбор аудиозаписей с песнями о дружбе для сопровождения.

Оборудование и материалы : ИКТ, картинки с изображениями отрицательных и положительных героев, музыкальные инструменты (ложки, бубны, колокольчики, погремушки, шаблоны пригласительных билетов, цветные карандаши.

Воспитатель : Ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей! Давайте пожелаем всем доброго утра !

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром ! (руки в стороны)

Желаем, здоровья, счастья и добра

Всем гостям, детям с самого утра!

Воспитатель : посмотрите кто это у нас в гостях.

Сижу одна я дома,

Очень грустно мне без Гномов

Я решила не скучать,

Сказочных героев на бал к себе позвать.

Но Гномы мудрые меня предупреждали

Герои ведь не только добрые бывают ,

Средь них и злые могут быть,

Испортить праздник могут,

Дети помогите, героев добрых от злых отличите .

Воспитатель : ребята поможем нашей Белоснежке отличить добрых героев от злых . Все вы любите сказки. В сказках встречаются добрые и злые герои . Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Разделитесь, пожалуйста. Одна группа выбирает добрых сказочных героев , а другая -злых.

Кощей, баба-яга, бармалей, волк, лиса – злые.

Иван царевич, петушок, доктор Айболит, кот в сапогах, Золушка.

Как вы думаете, почему эти герои добрые ?

Воспитатель : Белоснежка, ребята помогли тебе выбрать кого пригласить на бал, а кого не стоит.

Воспитатель : ребята, давайте вместе с Белоснежкой вспомним вежливые слова.

Есть одна игра для вас,

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

1. Выглянет солнышко, спрячется тень, если с улыбкой сказать …. ( добрый день )

2. Мальчик вежливый и грамотный говорит, встречаясь… (здравствуйте)

3. Если мама нас бранит за шалости, мы ей говорим… (прости, пожалуйста)

4. Растает даже ледяная глыба, от слова теплого …. (спасибо)

5. Уходя, обернись на прощанье. Что ты должен сказать? (до свиданья)

6. Встретив друга, наш сосед говорит всегда…. (привет) .

А какие еще вы знаете вежливые слова? ( Доброе утро , добрый вечер , доброй (спокойной) ночи, доброго пути , в добрый час , будьте добры )

Не забывайте волшебные слова говорить, они вам будут очень помогать в жизни.

Возьмите музыкальные инструменты.

Белоснежка : ребята, а как же мне пригласить на праздник моих друзей?

Ответы детей (можно позвонить или послать пригласительные билеты)

Воспитатель : давайте поможем Белоснежке сделать пригласительные билеты, но сначала подумаем, какого цвета может быть доброта ? Какими красками мы разукрасим билеты? Наверно, яркого, тёплого цвета, как солнышко или всё- таки серого и злого, как волк, чёрного, как туча? Дети предлагают.

Дети разукрашивают пригласительные билеты.

Воспитатель : Белоснежка, ну что ты готова теперь устроить праздник? Ребята помогли тебе разобраться каких героев приглашать тебе, вспомнили вежливые слова и помогли сделать пригласительные билеты.

На этом наше занятие наше заканчивается . Что мы пожелаем Белоснежке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята! По какому внешнему признаку мы можем определить настроение человека?

Скажите, у доброго человека чаще какое выражение? У злого?

Какое у меня? а вы ответьте таким. Вот в этом настроении задержитесь.

Родился человек. … Какой он? Хороший? Плохой? Пока ничего сказать нельзя.

Пройдут годы, и тогда о нем скажут, замечательный он или никудышный человек.

Каким он стал? От чего это зависит?

Конечно, родители – пример для своего ребёнка, педагоги, друзья и знакомые. Но, в определяющей степени зависит от него самого: будет ли он воспитывать в себе доброе и гуманное или станет на путь злого и подлого.

Что такое добро?

Вы какими хотите стать?

Каждый человек должен оставить добрый след на земле?

• Я предлагаю вам построить дом. Но не обычный. Это дом Доброты.

Что является основой дома? Фундамент.

У нашего дома фундаментом будет ДОБРОТА.

Как вы думаете, какого человека можно назвать добрым?

1. Человек, про которого говорят, что у него добрая душа…

2. Человек, который всё делает по совести, доводит дело до конца…

3. Человек, на которого всегда можно положиться, он не подведёт, у него всегда во всём порядок…

4. Человек, который всем желает добра…

Вот мы укрепили наш фундамент (модели прикрепляются магнитами на доску)

• Переходим к 1 этажу.

Что зарождается в наших головах? что в голове может родиться (МЫСЛЬ)

Что помогает нам жить хорошо, стараться думать о хорошем?

Итак, 1 этаж – ДОБРЫЕ МЫСЛИ.

• За мыслью следует… слово.

Наш 2 этаж – ДОБРЫЕ СЛОВА.

Часто вы говорите добрые слова? Да, ребята, слово может ударить очень больно. Нужно быть внимательными к своим словам. Послушайте стихотворение Т. Дашкевич.

Обидное слово, обидное слово!

Как больно ударить умеет оно!

Змеёй ядовитой ужалить готово,

Ужалит – и станет на сердце темно.

И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,

И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,

Хотя миновала уж ссоры гроза,

Молчат и не смотрят друг другу в глаза.

Послушай совета, мой милый ребёнок,

Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,

Хорошее только старайся творить

И слов унизительных не говорить.

Давайте встанем в круг и скажем добрые пожелания, передавая шарик.

Скажите, во что превращаются добрые мысли и слова?

В ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ. Вот и крыша нашего дома.

Я думаю, что каждый из вас уже совершил добрый поступок, а может и не один. Можете назвать?

Наш дом Доброты построен. Помните - из чего он состоит.

Я хочу вас познакомить с историей человека – женщины, которая всю свою жизнь посвятила заботе о других. Вся её жизнь – это мировой добрый поступок.

История матери Терезы рассказывает нам о важном понятии, неотделимо связанным с добротой.

Добрым и близким человеком может оказать любой человек с которым у вас хорошие отношения.

Кто для вас самый близкий добрый человек?

В каком литературном жанре есть добро и зло? (Сказки). Предлагаю вам поиграть. Если называю положительного героя – хлопаем в ладоши, если отрицательного, злого – топаем.

t1604762152aa.jpg

Цель: ф ормирование представлений дошкольников о существовании в жизни добра и зла и нравственной ответственности человека за поступки.

дать понятие добра и зла;

поощрять детей за желание делать добрые дела и предотвращать злые;

воспитывать доброе отношение к близким людям, друзьям.

Ход занятия.

Организационный момент

- Дети, какие поступки вы называете добрыми? Почему? (ответы детей)

- Какие поступки – злыми? Почему? (ответы детей)

2. Основная часть

Воспитатель называет слова. Дети поднимают руки (добро), присаживаются на корточки (зло).

Слова: нежность, забота, зависть, внимание, предательство, месть, верность, дружба, жадность, злость, любовь, ласка, радость, трусость, лень.

- Молодцы. Ребята! Присаживайтесь и послушайте сказку.

Добро и Зло

Жили с древних времен на земле Добро и Зло.

Добро по городам и деревням ходило и старалось людям помочь, словом ласковым ободрить, из беды выручить. А за Добром черной тенью кралось Зло. Оно- то как раз хотело всем навредить, все испортить, всех погубить и перессорить.

Добро разные облики принимать могло: то теплым лучиком света проникнет сквозь щель в темницу, где пленники томятся, то обернется белой голубкой и добрую весть принесет в клюве, то станет красной девицей и даст воды путнику, чтобы жажду утолить, а то и белоствольной березкой обернется: подарит людям тень и прохладу.

А Зло всегда черное. То вороном черным обернется и беду накаркает, то черной болотной трясиной на пути ляжет, то черной тучей налетит.

Шла как-то по дороге старушка. Сгорбленная, седая. Идет, на палку опирается.

Притомилась она, еле ноги волочит. Увидело бабушку Добро и стало на ее пути кудрявой зеленой березкой. Ветвями береза зашелестела:

— Присядь, старая, отдохни, о своей кручине-печали расскажи!

— Ох, и устала я, родимая березка! День жаркий, путь-то дальний, — вздохнула старушка, присела под березкой, да и задремала.

Березка ее ласкает, зелеными ветвями от жарких лучей укрывает, ветерком обдувает. Отдохнула старушка, а береза ее и спрашивает:

— Какая у тебя, бабушка, на сердце печаль-кручина? Расскажи — я тебе помогу.

— Внучек мой, Ванюша, заболел. День-деньской на лавке лежит и стонет. Сказывали мне люди добрые, что за черным болотом, за зыбучей трясиной, в сосновом бору волшебная трава растет. Она силу дает и болезнь прогоняет. За ней-то я и иду.

— Я тебе, бабушка, помогу волшебную травку отыскать, — сказала березка.

Обернулась она белой голубкой и говорит:

— Иди следом за мной. Я полечу и тебе в тот бор заповедный путь укажу.

А Зло весь разговор слышало, оно ведь неподалеку в канаве пряталось. Побежало Зло вперед и легло на пути бабушки болотной трясиной.

Подошла старушка к болоту, а как через него перебраться — не знает. Решила с кочки на кочку переходить, да поскользнулась, чуть трясина ее не засосала. Стала бабушка на помощь звать. Услышала голубка, созвала журавлей со всего болота, попросила птиц помочь старушке. Журавли вытащили ее из трясины, подняли своими клювами и перенесли через болото.

Пошла она дальше. А Зло взбесилось, что не удалось старуху погубить! Обернулось оно огнем и сожгло заповедный бор, в котором волшебная травка росла.

Подошла бабушка к бору, а вместо него — черное пепелище. Села она на обгорелый пень и заплакала горючими слезами.

— Не плачь, старая, — говорит голубка. — Видишь, не весь бор выгорел! Там за рекой сосны остались, огонь через реку не перепрыгнул.

Полетела голубка за реку и разыскала там волшебную травку. Принесла в клюве и отдала старушке.

— Спасибо тебе, добрая голубка! Век тебя не забуду!

Положил она травку за пазуху и собралась в обратный путь.

Вдруг откуда ни возьмись налетела черная туча, загремел гром, засверкала молния и хлынул ливень. Это Зло не унималось, хотело старушку погубить.

Но не тут-то было! Обернулось Добро белокаменным теремом, и распахнула перед бабушкой двери девица- красавица.

Та в терем вошла, а девица двери и окна поплотней закрыла.

Долго Зло бесновалось, в окна и двери ломилось, а поделать ничего не смогло!

Красная девица старушку накормила, напоила и спать-отдыхать уложила. А наутро, когда ясное солнышко взошло, дала ей тройку быстрых коней, те и домчали старушку домой.

— Ванюша, внучек любимый! Я тебе травку волшебную принесла.

Бабушка прикоснулась к мальчику травкой, и тот сейчас же вскочил на ноги, засмеялся от радости и обнял бабушку.

— Бабуля, какая же ты добрая, хорошая!

— Ах, Ванюша, кто только мне в пути не помогал: и березка, и голубка, и журавли, и красная девица, и быстрые кони. Все вместе мы Зло и победили!

Беседа по прочитанному.

Куда и зачем шла старушка?

Как помогало ей Добро?

Как Зло старалось навредить старушке?

Удалось ли это Злу?

Как вы думаете, почему победило Добро?

А сейчас мы с вами немного отдохнём и все вместе сделаем небольшую зарядку.

Читайте также: