Конспект занятия на развитие внимания

Обновлено: 06.07.2024

Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте.

  • сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность развить основные свойства внимания;
  • объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;
  • развить основные виды внимания: слуховое и зрительное.

Исполнитель:

Методические рекомендации:

Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, после основной учебной нагрузки. Занятие длится 30 мин. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Цикл включает в себя 6 занятий. Повторение цикла возможно 2 раза в год.

Примерный конспект занятий

II. План развивающих занятий

Занятие 1. “Давайте познакомимся”

Цель занятия: создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.
Вступление. Научить ритуалу приветствия в группе – дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов группы.

Цель- снятие напряжения, скованности.

Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.

Цель - познакомить членов группы друг с другом.
Стимульный материал для игры:
Кто родился в Петербурге, а кто в другом городе?
У кого есть родные братья и сестры, а у кого нет?
Кто любит ходить в школу, а кто нет?
У кого дома есть питомец, а кого нет?
Кто ходит в кружок, а кто нет?

Объяснить детям, что группа сейчас все время будет делиться на две части по разным признакам. Задается вопрос “Кто родился в Петербурге марш в правый угол”, “кто родился в другом городе – марш в левый угол” и. т.д.
После каждого деления просим детей замечать, кто с ними в группе. Можно предложить детям самим задать вопрос группе.
По окончании в кругу вспоминаем, кто, где родился, у кого есть собака и пр.

Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Научить ритуалу прощания группы – все встают в круг, берутся за руки и хором говорят “до свидания!”.

Занятие 2. “Мы все замечаем!”

Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.

Цель – усиление концентрации внимания.
Стимульный материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”.
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.

Цель – развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: ”Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, что происходит за окном.

Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)
Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.
Ритуал прощания.

Занятие 3. “Фигаро здесь, Фигаро там”.

Цель занятия: тренировка переключения и распределения внимания.
Ритуал приветствия.

Цель – тренировка активного внимания.
Каждому ребенку присваивается одна буква. Ведущий называет слово. Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, ребенок должен выйти к доске.
Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон.
Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.

Цель – развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.
Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
Далее дети начинают бегать по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательные выбывают.

Занятие 4. “ Стойкий оловянный солдатик”

Цель занятия: развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.
Ритуал приветствия.

Цель – развитие устойчивости слухового внимания.
Дети под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановится. Невнимательные выбывают из игры.

Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Дети стоят в ряд. Один ребенок – ведущий. Задача ведущего внимательно посмотреть на ряд детей, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли.
Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что изменилось в одежде, прическах? Какие новые предметы?
Ритуал прощания.

Занятие 5. “ Смотри- не смотри”

Цель занятия: тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.
Ритуал приветствия.

Цель – развитие способности распределять зрительное внимание.
Стимульный материал для упражнения: Таблица с определенным количеством разных предметов. Дети рассчитываются на 1–4. Каждому ребенку в соответствии с его числом надо сосчитать количество определенного предмета в таблице.

Цель – тренировка избирательности внимания.
Стимульный материал для игры: таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.
Детям предлагается найти в таблице слова и закрасить их.

Цель – развитие способности переключения зрительного и слухового внимания.
Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет музыка – день, когда ее нет – ночь. Днем каждый игрок должен активно передвигаться, разговаривать и наблюдать за другими. Ночью все должны молчать, не ходить и закрыть глаза – уснуть. Ночью нужно внимательно слушать, что происходит вокруг.
Через 4 мин. (по две минуты на каждое время суток), ведущий собирает детей в круг и спрашивает: кто что видел и слышал.
Ритуал прощания.

Занятие 6. “Подведем итоги”

Цель занятия: рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.
Ритуал приветствия.
Схема этого занятия зависит от детей. В кругу мы обсуждаем, чему научились, что нам понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.
Основная направленность этого занятия оставить у детей благоприятные воспоминания об их успехах и тем самым закрепить наработано

Индивидуальное занятие с учеником 2 класса, обучающимся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.2 (АООП НОО НОДА).

Развиваем внимание

Цель занятия: Развитие свойств внимания – устойчивость, концентрация, объем.

Обучающие: формировать представление о внимании как способности человека и о значении внимания в жизни и деятельности.

Развивающие: развивать произвольное внимание.

Воспитательные: формировать навыки позитивного общения.

Планируемые результаты коррекционно-развивающей деятельности:

Предметные: развитие произвольного внимания.

Личностные: проявлять самостоятельность, испытывать потребность в получении новых знаний, внимательно слушать педагога-психолога.

Метапредметные:

Познавательные: следовать образцу, инструкции; овладевать приемами сравнения, сопоставления; включаться в творческую деятельность под руководством педагога-психолога.

Регулятивные: определение темы и цели деятельности с помощью педагога-психолога, принятие цели занятия, нахождение путей ее реализации, оценивание своей деятельности.

Коммуникативные: формирование навыка позитивно проявлять себя в общении, строить речевые высказывания в устной форме; работа по инструкции в паре.

Ход занятия.

Настроение каково? Во! (показываем кулачки с поднятыми вверх большими пальцами)

Подведение к теме.

Проговаривание темы и цели занятия учеником.

Возможно, ты уже догадался, какая тема нашего сегодняшнего занятия? (Внимание) Зачем оно нужно человеку? Зачем нужно быть внимательным? (Отвечает)

Внимание помогает нам учится, помогает в повседневной жизни. Для того, чтобы наши руки стали сильными, мы делаем зарядку. Чтобы стали сильными ноги – мы много ходим. Как ты думаешь, можно ли улучшить внимание? Что для этого нужно? (Тренироваться)

Я думаю, ты можешь сформулировать цель нашего занятия. (Отвечает)

(Предлагаю карточку с заданием). За 2 минуты расставь в фигурах знаки, так же как в образце. Старайся не пропускать ни одной фигуры, выполняй упражнение, пока я не остановлю тебя.



(Предлагаю карточку с заданием). Посчитай и запиши, сколько раз встречается каждая фигура.


(Предлагаю карточку с заданием). Соедини линиями фигуры, так же как это сделано на образце.



Найди в таблице названия 10 фруктов и зачеркни их (они располагаются по горизонтали и по вертикали)

Цель: Развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).

• Учить соблюдать правила в игре;

• Учить находить одинаковые предметы;

• Воспитывать уважительное отношение к педагогу, к сверстникам;

Коррекционно-развивающие :

• Развивать произвольное внимание, его устойчивость, концентрацию, переключение, объем, распределение;

• Развивать сенсорное, слуховое, моторно - двигательное внимание;

• Развивать познавательный интерес;

• Развивать связную речь.

Методы и приемы:

2. Игровой метод:

• игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания;

• игры, направленные на развитие слухового внимания;

• игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания.

Ход занятия

I. Вводная часть

Цель: Создание эмоционального настроя.

Цель: Развивать наблюдательность.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Предлагаю вам по очереди побыть в роли этой обезьянки, а все остальные будут зеркалами.

II. Основная часть

Цель: Формирование внимания, воспитание выдержки.

Оборудование: Обруч, маска совы.

Цель: Развитие сенсорного внимания, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Посмотрите, на этом рисунке изображены бабочки. Каждой бабочке можно найти пару. Соедините линиями две одинаковые бабочки и объясните, в чем их схожесть.

Работать будем в парах: один ребенок, который сидит слева ищет пару бабочек в первом ряду (1-4 бабочки, а второй ребенок, который сидит справа проверяет, затем меняемся.

Цель: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

III. Заключительная часть

Цель: Выразить свое эмоциональное отношение к занятию, сделать вывод о том, что узнали нового, чему научились.

Детям предлагается рассказать, что понравилось и что не понравилось на занятии, что нового узнали, а также высказать свои пожелания на будущее занятие.

А теперь давайте улыбнемся, поблагодарим друг друга за работу и попрощаемся до следующей

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие коммуникативной сферы для детей дошкольного возраста старшей группы Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие коммуникативной сферы для детей дошкольного возраста старшей группы Материалы :Цветные.

I. Вводная часть
1. Здравствуйте, ребята! Прослушайте и посмотрите, пожалуйста, отрывок стихотворения С.Я. Маршака

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Посмотрите на нашего героя. Как вы считаете, мы помогли ему?… Какой он стал? (аккуратный, внимательный, опрятный). Молодцы, Мы с вами помогли нашему герою быть внимательным. Он стал уже не таким рассеянным.
А сами мы чему научились. И вместе с нашим героем мы сами учились быть внимательными. Тяжело было помогать герою?
Скажите, что вам больше всего понравилось, что не понравилось?
Спасибо. Я вас всех благодарю за активное участие. Давайте друг другу поаплодируем.
Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет из себя занятие педагога-психолога для учащихся 5-6 классов на развитие внимания. Занятие состоит из интерактивной беседы "Внимание и его особенности" и игрового блока.

Конспект занятия на развитие внимания для учащихся 5-6 классов.

Цель: создать условия для осознания детьми необходимости развивать свое внимание, мотивировать на самостоятельную работу по развитию внимания.

2. Научить распределять свое внимание между несколькими делами;

3. Показать необходимость умения вовремя сосредотачиваться на нужном деле, звуке, изображении.

4. Пробудить у детей интерес к самосовершенствованию, саморазвитию.

Оборудование и материалы:

Бланки с игровым полем 10х10 клеток.

Бланки с восьмью квадратами 4х4 клетки.

1. Ребята, сегодня мы поговорим о внимании. У каждого из вас на парте лежит лист бумаги. Чтобы показать, что вы меня внимательно слушаете, возьмите его в левую руку и поднимите вверх. Вот мы и увидели, насколько вы внимательны. Кто-то сосредоточился и все понял с первого раза, а кому-то нужно повторять задание дважды. Примерно то же самое происходит на уроках. Если бы все ученики могли управлять своим вниманием, в вашем классе учились бы одни отличники.

- Как вы поняли, о чем у нас с вами сегодня пойдет речь? Чтобы вам помочь ответить на этот вопрос - посмотрите на доску – там зашифрована тема нашего занятия.

ОЙМ КОПОЩИМН – АВИНМЕИН !

- Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

- Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то. Как вы понимаете, что такое внимание?

Внимание – это умение собирать, сосредотачивать, концентрировать свои мысли. Но, как знаем, не всегда это у нас получается. Что же помогает нам сконцентрироваться, а что мешает?

- Мы видим, что удержать внимание иногда очень нелегко. Как же можно бороться с этими врагами на уроках?

- Ребята, внимание – это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. Сегодня мы потренируемся развивать внимание. Это можно делать играючи.

3.Игровой блок.

Игровая пауза.

-Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое. Мы постараемся отвлечься, и немного подвигаемся. Ребята встают около своих мест и выполняют несколько шуточных упражнений.

Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.

К доске приглашается один ученик.

- Он на доске, а вы, ребята, на своих листочках нарисуйте, пожалуйста, одновременно, левой рукой 5 кругов, а правой -5 треугольников. Старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружности были плавными. На это вам дается одна минута. Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на двух объектах. Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат. А кто нарисовал больше? (предложить детям оценить рисунки друг у друга: мало, но аккуратно; много, но небрежно).

2. …пела песни на сцене.

3. …купил тетради малышам.

Дети анализируют в течение 1 минуты.

- А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям:

- Кто же сказал про свист соловья в листве? ( Вера)

- Кто пел песни на сцене? ( Нина)

- Кто купил тетради малышам? ( Дима)

- Кто сказал о зайце, которого ищет лиса? ( Саша)

- Наш классный час подходит к концу. Сегодня мы с вами увидели, что тренировать свое внимание совсем не сложно, а очень даже весело. Теперь вы можете для этого использовать все игры и упражнения, которые мы выполнили сегодня. Не забывайте, что развивать внимание можно и в школе, и дома, и на улице.

Читайте также: