Конспект занятия на развитие внимания
Обновлено: 06.07.2024
Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте.
- сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность развить основные свойства внимания;
- объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;
- развить основные виды внимания: слуховое и зрительное.
Исполнитель:
Методические рекомендации:
Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, после основной учебной нагрузки. Занятие длится 30 мин. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Цикл включает в себя 6 занятий. Повторение цикла возможно 2 раза в год.
Примерный конспект занятий
II. План развивающих занятий
Занятие 1. “Давайте познакомимся”
Цель занятия: создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.
Вступление. Научить ритуалу приветствия в группе – дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов группы.
Цель- снятие напряжения, скованности.
Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.
Цель - познакомить членов группы друг с другом.
Стимульный материал для игры:
Кто родился в Петербурге, а кто в другом городе?
У кого есть родные братья и сестры, а у кого нет?
Кто любит ходить в школу, а кто нет?
У кого дома есть питомец, а кого нет?
Кто ходит в кружок, а кто нет?
Объяснить детям, что группа сейчас все время будет делиться на две части по разным признакам. Задается вопрос “Кто родился в Петербурге марш в правый угол”, “кто родился в другом городе – марш в левый угол” и. т.д.
После каждого деления просим детей замечать, кто с ними в группе. Можно предложить детям самим задать вопрос группе.
По окончании в кругу вспоминаем, кто, где родился, у кого есть собака и пр.
Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Научить ритуалу прощания группы – все встают в круг, берутся за руки и хором говорят “до свидания!”.
Занятие 2. “Мы все замечаем!”
Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.
Цель – усиление концентрации внимания.
Стимульный материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”.
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.
Цель – развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: ”Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, что происходит за окном.
Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)
Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.
Ритуал прощания.
Занятие 3. “Фигаро здесь, Фигаро там”.
Цель занятия: тренировка переключения и распределения внимания.
Ритуал приветствия.
Цель – тренировка активного внимания.
Каждому ребенку присваивается одна буква. Ведущий называет слово. Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, ребенок должен выйти к доске.
Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон.
Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.
Цель – развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.
Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
Далее дети начинают бегать по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательные выбывают.
Занятие 4. “ Стойкий оловянный солдатик”
Цель занятия: развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.
Ритуал приветствия.
Цель – развитие устойчивости слухового внимания.
Дети под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановится. Невнимательные выбывают из игры.
Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Дети стоят в ряд. Один ребенок – ведущий. Задача ведущего внимательно посмотреть на ряд детей, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли.
Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что изменилось в одежде, прическах? Какие новые предметы?
Ритуал прощания.
Занятие 5. “ Смотри- не смотри”
Цель занятия: тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.
Ритуал приветствия.
Цель – развитие способности распределять зрительное внимание.
Стимульный материал для упражнения: Таблица с определенным количеством разных предметов. Дети рассчитываются на 1–4. Каждому ребенку в соответствии с его числом надо сосчитать количество определенного предмета в таблице.
Цель – тренировка избирательности внимания.
Стимульный материал для игры: таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.
Детям предлагается найти в таблице слова и закрасить их.
Цель – развитие способности переключения зрительного и слухового внимания.
Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет музыка – день, когда ее нет – ночь. Днем каждый игрок должен активно передвигаться, разговаривать и наблюдать за другими. Ночью все должны молчать, не ходить и закрыть глаза – уснуть. Ночью нужно внимательно слушать, что происходит вокруг.
Через 4 мин. (по две минуты на каждое время суток), ведущий собирает детей в круг и спрашивает: кто что видел и слышал.
Ритуал прощания.
Занятие 6. “Подведем итоги”
Цель занятия: рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.
Ритуал приветствия.
Схема этого занятия зависит от детей. В кругу мы обсуждаем, чему научились, что нам понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.
Основная направленность этого занятия оставить у детей благоприятные воспоминания об их успехах и тем самым закрепить наработано
Индивидуальное занятие с учеником 2 класса, обучающимся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.2 (АООП НОО НОДА).
Развиваем внимание
Цель занятия: Развитие свойств внимания – устойчивость, концентрация, объем.
Обучающие: формировать представление о внимании как способности человека и о значении внимания в жизни и деятельности.
Развивающие: развивать произвольное внимание.
Воспитательные: формировать навыки позитивного общения.
Планируемые результаты коррекционно-развивающей деятельности:
Предметные: развитие произвольного внимания.
Личностные: проявлять самостоятельность, испытывать потребность в получении новых знаний, внимательно слушать педагога-психолога.
Метапредметные:
Познавательные: следовать образцу, инструкции; овладевать приемами сравнения, сопоставления; включаться в творческую деятельность под руководством педагога-психолога.
Регулятивные: определение темы и цели деятельности с помощью педагога-психолога, принятие цели занятия, нахождение путей ее реализации, оценивание своей деятельности.
Коммуникативные: формирование навыка позитивно проявлять себя в общении, строить речевые высказывания в устной форме; работа по инструкции в паре.
Ход занятия.
Настроение каково? Во! (показываем кулачки с поднятыми вверх большими пальцами)
Подведение к теме.
Проговаривание темы и цели занятия учеником.
Возможно, ты уже догадался, какая тема нашего сегодняшнего занятия? (Внимание) Зачем оно нужно человеку? Зачем нужно быть внимательным? (Отвечает)
Внимание помогает нам учится, помогает в повседневной жизни. Для того, чтобы наши руки стали сильными, мы делаем зарядку. Чтобы стали сильными ноги – мы много ходим. Как ты думаешь, можно ли улучшить внимание? Что для этого нужно? (Тренироваться)
Я думаю, ты можешь сформулировать цель нашего занятия. (Отвечает)
(Предлагаю карточку с заданием). За 2 минуты расставь в фигурах знаки, так же как в образце. Старайся не пропускать ни одной фигуры, выполняй упражнение, пока я не остановлю тебя.
(Предлагаю карточку с заданием). Посчитай и запиши, сколько раз встречается каждая фигура.
(Предлагаю карточку с заданием). Соедини линиями фигуры, так же как это сделано на образце.
Найди в таблице названия 10 фруктов и зачеркни их (они располагаются по горизонтали и по вертикали)
Цель: Развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).
• Учить соблюдать правила в игре;
• Учить находить одинаковые предметы;
• Воспитывать уважительное отношение к педагогу, к сверстникам;
Коррекционно-развивающие :
• Развивать произвольное внимание, его устойчивость, концентрацию, переключение, объем, распределение;
• Развивать сенсорное, слуховое, моторно - двигательное внимание;
• Развивать познавательный интерес;
• Развивать связную речь.
Методы и приемы:
2. Игровой метод:
• игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания;
• игры, направленные на развитие слухового внимания;
• игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания.
Ход занятия
I. Вводная часть
Цель: Создание эмоционального настроя.
Цель: Развивать наблюдательность.
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
Предлагаю вам по очереди побыть в роли этой обезьянки, а все остальные будут зеркалами.
II. Основная часть
Цель: Формирование внимания, воспитание выдержки.
Оборудование: Обруч, маска совы.
Цель: Развитие сенсорного внимания, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.
Посмотрите, на этом рисунке изображены бабочки. Каждой бабочке можно найти пару. Соедините линиями две одинаковые бабочки и объясните, в чем их схожесть.
Работать будем в парах: один ребенок, который сидит слева ищет пару бабочек в первом ряду (1-4 бабочки, а второй ребенок, который сидит справа проверяет, затем меняемся.
Цель: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
III. Заключительная часть
Цель: Выразить свое эмоциональное отношение к занятию, сделать вывод о том, что узнали нового, чему научились.
Детям предлагается рассказать, что понравилось и что не понравилось на занятии, что нового узнали, а также высказать свои пожелания на будущее занятие.
А теперь давайте улыбнемся, поблагодарим друг друга за работу и попрощаемся до следующей
Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие коммуникативной сферы для детей дошкольного возраста старшей группы Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие коммуникативной сферы для детей дошкольного возраста старшей группы Материалы :Цветные.
I. Вводная часть
1. Здравствуйте, ребята! Прослушайте и посмотрите, пожалуйста, отрывок стихотворения С.Я. Маршака
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Посмотрите на нашего героя. Как вы считаете, мы помогли ему?… Какой он стал? (аккуратный, внимательный, опрятный). Молодцы, Мы с вами помогли нашему герою быть внимательным. Он стал уже не таким рассеянным.
А сами мы чему научились. И вместе с нашим героем мы сами учились быть внимательными. Тяжело было помогать герою?
Скажите, что вам больше всего понравилось, что не понравилось?
Спасибо. Я вас всех благодарю за активное участие. Давайте друг другу поаплодируем.
Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?
Данная разработка представляет из себя занятие педагога-психолога для учащихся 5-6 классов на развитие внимания. Занятие состоит из интерактивной беседы "Внимание и его особенности" и игрового блока.
Конспект занятия на развитие внимания для учащихся 5-6 классов.
Цель: создать условия для осознания детьми необходимости развивать свое внимание, мотивировать на самостоятельную работу по развитию внимания.
2. Научить распределять свое внимание между несколькими делами;
3. Показать необходимость умения вовремя сосредотачиваться на нужном деле, звуке, изображении.
4. Пробудить у детей интерес к самосовершенствованию, саморазвитию.
Оборудование и материалы:
Бланки с игровым полем 10х10 клеток.
Бланки с восьмью квадратами 4х4 клетки.
1. Ребята, сегодня мы поговорим о внимании. У каждого из вас на парте лежит лист бумаги. Чтобы показать, что вы меня внимательно слушаете, возьмите его в левую руку и поднимите вверх. Вот мы и увидели, насколько вы внимательны. Кто-то сосредоточился и все понял с первого раза, а кому-то нужно повторять задание дважды. Примерно то же самое происходит на уроках. Если бы все ученики могли управлять своим вниманием, в вашем классе учились бы одни отличники.
- Как вы поняли, о чем у нас с вами сегодня пойдет речь? Чтобы вам помочь ответить на этот вопрос - посмотрите на доску – там зашифрована тема нашего занятия.
ОЙМ КОПОЩИМН – АВИНМЕИН !
- Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
- Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то. Как вы понимаете, что такое внимание?
Внимание – это умение собирать, сосредотачивать, концентрировать свои мысли. Но, как знаем, не всегда это у нас получается. Что же помогает нам сконцентрироваться, а что мешает?
- Мы видим, что удержать внимание иногда очень нелегко. Как же можно бороться с этими врагами на уроках?
- Ребята, внимание – это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. Сегодня мы потренируемся развивать внимание. Это можно делать играючи.
3.Игровой блок.
Игровая пауза.
-Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое. Мы постараемся отвлечься, и немного подвигаемся. Ребята встают около своих мест и выполняют несколько шуточных упражнений.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.
К доске приглашается один ученик.
- Он на доске, а вы, ребята, на своих листочках нарисуйте, пожалуйста, одновременно, левой рукой 5 кругов, а правой -5 треугольников. Старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружности были плавными. На это вам дается одна минута. Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на двух объектах. Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат. А кто нарисовал больше? (предложить детям оценить рисунки друг у друга: мало, но аккуратно; много, но небрежно).
2. …пела песни на сцене.
3. …купил тетради малышам.
Дети анализируют в течение 1 минуты.
- А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям:
- Кто же сказал про свист соловья в листве? ( Вера)
- Кто пел песни на сцене? ( Нина)
- Кто купил тетради малышам? ( Дима)
- Кто сказал о зайце, которого ищет лиса? ( Саша)
- Наш классный час подходит к концу. Сегодня мы с вами увидели, что тренировать свое внимание совсем не сложно, а очень даже весело. Теперь вы можете для этого использовать все игры и упражнения, которые мы выполнили сегодня. Не забывайте, что развивать внимание можно и в школе, и дома, и на улице.
Читайте также: