Конспект занятия на развитие фонематического слуха у детей 4 5 лет

Обновлено: 05.07.2024

К.о.з.: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать участие в ней.

К.р.з.: активизация речевой деятельности. Развитие фонематического слуха, тонкой и общей моторики, слухового внимания, зрительного внимания, творческого воображения, подражательности.

К.в.з.: формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитывать желание говорить правильно и красиво.

Материал к занятию: ёлочки разной высоты, комочки ваты, бумажные снежинки.

Игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

Мультимедийное устройство – показ на нём силуэтов животных: зайца, волка, медведя, лисы и лошади. Показ картинок: лес, ветер, снег, сова, синичка, воробей, ворона, волк.

Предметы: зонтик, ленточка, варежки, мелки.

Коврики для выполнения релаксации, игрушечные резиновые ёжики для выполнения массажа кистей рук.

Магнитофон, кассета с записью звуков природы.

Ход занятия:

Организационный момент.

- Дети, я очень рада вас видеть.

Приветствие.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

(Дети садятся на стулья, поставленные в ряд.)

Педагог: - Дети, вы любите путешествовать? (Да, любим.)

- А сказки любите? (Да.)

- Тогда давайте отправимся в путешествие в сказочный зимний лес, нас там ждёт очень знакомый вам, герой. Он приглашает нас в свою сказку. Нам надо на чём – то путешествовать. А давайте поедем на волшебном паровозике? Согласны? (Да.)

Приготовьте руки, сделайте их хоботком. Вероника, ты будешь машинистом, объявляй:

Машинист: - Осторожно, двери закрываются.( ууууу… не громко, без напряжения)

Педагог: - И закрутились колёса (Руки согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам.).

Поезд мчится и шипит

И колёсами стучит.

Дети: - Чух – чу, чух – чу.

Я лечу, лечу, лечу.

Я качу,качу, качу.

Педагог: - Ну, вот мы и подьехали к лесу. (Дети садятся на стулья.)

- Какой красивый зимний лес. Всё покрыто снегом, снег искрится на солнышке. Зелёные ёлочки стоят в снегу. А это, кто лежит под ёлочкой? (Колобок.)

- Дети, поздоровайтесь с колобком (здравствуй колобок).

И так, испекла бабушка колобок и поставила его студить на окошко. Полежал колобок, полежал, выпрыгнул в форточку и покатился по снежной дорожке. И прикатился колобок в лес, на снежную полянку. Остановился и слушает. Давайте поможем колобку, расскажем какие звуки можно услышать в лесу.

- Как шумит лес? (шшш…)

- Как свистит ветер? (ссссс)

- Как скрипит снег под ногами? (сссс)

- Как ухает сова? (ууууу)

- Как поёт синичка? (зинь – зинь – тан – 2 раза)

- Как чирикает воробей? (чик – чирик)

- Как каркает ворона (кар – кар)

- Как воет волк? (ууу)

Пальчиковая гимнастика.

1. Покажем, как бабушка собирала муку для колобка (широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак).

2. Месим тесто – дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке.

3. Раскатываем тесто – трут ладошкой о ладошку.

4. Лепим колобок – кладут ладонь на ладонь и сжимают их, меняя при этом положение рук, накладывая сверху, то правую, то левую руку.

Молодцы, ребята, колобку понравилась игра.

- А теперь, колобок просит вас догадаться, каких зверей он вам покажет . Силуэты: волк, лиса, заяц, медведь, лошадь - показ на экране.

Педагог: - Колобок говорит, что всех этих зверей он встретил в сказке. Правильно? (Нет.)

А, кто лишний? (Лошадка.)

Дети, вспомните, кого повстречал колобок первым? (Зайчика.)

Правильно, зайчика. А вот и зайчик, давайте поздороваемся с зайчиком. (Здравствуй, зайка.)

- Ребята, зайчик какой – то грустный, видимо что – то случилось, давайте спросим?

Дети: - Что с тобой зайка?

Педагог: - Ой, дети, он оказывается простудился, ел снег. Давайте оденем зайку, чтобы он согрелся. (Педагог надевает зайке шубку.)

Дети хором: - Шубка – шубейка, зайку согрей - ка.

Педагог: - Ну, вот зайка согрелся и говорит вам, спасибо. А мы, давайте скажем зайке, чтобы не простужался.

Ребёнок: - Зайчик – побегайчик, больше по сугробам не бегай, снег не ешь. Дети хором: - До свиданья, зайка.

Педагог: - Покатился колобок дальше, а навстречу ему серый волк. Покажите, какой он страшный (дети показывают). Волк спрашивает у вас, какой первый звук в его имени (звук – в).

Массаж кистей рук (самомассаж с помощью резинового ёжика)

- Дети, потрогаем колючки у ёжика. Возьмите сначала одной рукой, потом второй, вот так – показывает педагог (дети попеременно, то правой, то левой рукой сжимают резинового ёжика).

Катится колобок и видит кого – то: большой, неуклюжий, в берлоге сидит. Колобок говорит, что это заяц. Правильно он описал зайца? (Нет, это медведь.)

Педагог: - Наших ребят не проведёшь, они знают, что это медведь. Давайте поздороваемся с мишкой (здравствуй, мишка).

- Медведь говорит, что он очень проголодался и с удовольствием съел бы колобка. Давайте попросим медведя:

Дети: - Не ешь мишка колобка, лучше давай мы тебе чем-нибудь поможем.

А, пока мишка придумывает нам задание, мы немножко отдохнём.

Физкультминутка.

Дети, давайте сделаем колобок, он у нас весёлый, любит катиться по дорожке. Возьмитесь за руки и покатимся по дорожке.

1. Колобок встретил зайку, он мягкий и любит прыгать (прыгают).

2. Колобок встретил волка, а волк злой и любит бегать (дети бегут друг за другом).

3. А теперь идёт медведь, он большой и неуклюжий (ходят - руки в стороны).

4. А лиса хитрая, рыжая, ходит на носочках (идут на носочках).

Педагог: - Ну, мишка придумал для нас задание? Ты, что такой растерянный? Ребята, оказывается у него в стихах перепутались звуки, давайте поможем ему. Я буду читать стихи, а вы будете подсказывать, какой нужно поставить звук, чтобы было правильно.

1.Ой! Кричат вокруг хозяйки, в огород забрались шайки (нет зайки).

2. Здесь хорошее местечко, протекает рядом печка (нет речка).

3. Слёзы льются у Оксанки, у неё пропали банки (нет санки).

4. Мишка спрятался под горку и грызёт тихонько норку (нет корку).

5. Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки (нет лапки).

- Дети, мишка благодарит вас за помощь, теперь он будет спокойно спать.

Дети: - До свиданья, мишка.

Педагог: - Покатился колобок дальше, вдруг видит кто – то тихонько крадётся, к земле пригибается, а сама пушистая, золотистая, на груди жилет, на шее белый галстучек. Кто это, ребята? (Лисичка.)

- Правильно, лисичка. А какой характер у лисы? (Хитрая, злая, коварная.)

- Лисичка хочет съесть колобка.

Дети: - Не ешь, лисичка, колобка.

Педагог: - Дети, лисичка не будет есть колобка, если вы скажите с какого звука начинается её имя. (Со звука-ль.)

Педагог: - Дети, в русской народной сказке лиса съела колобка, а у нас сказка со счастливым концом, потому что вы, помогли колобку. Давайте на прощанье подарим зверюшкам, подарки. Смотрите, что у меня есть (показывает).

Дети выбирают предметы, название которых начинается с такого же звука, как и имя героя.

Педагог: - А лесные зверюшки и колобок, вам тоже передают кое – что. Смотрите, это вкусные лесные орешки.

Дети: - Спасибо! До свидания!

Педагог: - Нам пора возвращаться домой.

И закрутились колёса (руки согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам).

Поезд мчится и шипит

И колёсами стучит

Я лечу, лечу,лечу.

Я качу, качу, качу

Вот , мы и дома. Дети, вам понравилось наше путешествие? (Да.)

- Что, мы делали? (Мы думали, мы говорили, мы играли.)

- Дети, вы молодцы.

Релаксация.

Дети сидят на ковриках скрестив ноги, закрыв глаза и слушают звуки природы.

Дети, пройдите и сядьте на коврики, закройте глаза и послушайте звуки природы.

Цели:

- Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений в условиях семьи.

- Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования фонематического слуха.

Материал: буклеты, игры на развитие фонематического слуха, бочонки, крупы.

2. Игры на развитие фонематического восприятия и речевого слуха у детей – учимся и играем с мамами.

3. Практическая часть.

Ход семинара-практикума:

- Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три.

Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д.

Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.

Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Чаще всего не- сформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

На начальном этапе формирования фонематического восприятия у детей можно выделить 6 ступеней:

1. Узнавание неречевых звуков;

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Дифференциация слогов;

5. Дифференциация фонем;

6. Развитие навыков звукового анализа.

Игры на развитие первых трех ступеней в формировании фонематического восприятия

- Я предлагаю вашему вниманию игры на развитие первых трех ступеней в формировании фонематического восприятия.

Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных

местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.

Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.

Цель: — дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки (колокольчик с низким и высоким звучанием);

Определить на слух направление звука, источник которого расположен справа — слева – сзади – спереди.

– запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.

Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах.

– дифференцировать неречевые звуки.

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.) (Игра проводится с родителями).

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо.

Игры на развития речевого слуха:

Игры и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса.

Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: — Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме? И т. п. (Игра проводится с родителями.)

Называются слова, сходные по звучанию;

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные. (перина, подушка, рубашка)

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол

Поздним вечером (сбежал, ушел, ускакал) .

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне — мячик.

Ты девочка, а я (игрушка, медведь, мальчик).

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я (сыр, мясо, книжки).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую(лису, белку).

Опустела мостовая, и уехали (автобусы, трамваи, такси).

(Игра проводится с родителями).

Игры на дифференциацию по ритму:

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Описание игры: Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

(Игра проводится с родителями)

Практическая часть: родители изготавливают шумящие бочонки из разных круп, гороха , фасоли и. т.д. и бочонков от киндер сюрпризов.

В конце семинара — практикума родители получают буклеты с играми на развитие фонематического слуха, которые они могут провести с детьми дома.

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Хорошая новость — на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.

Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты и тембра произносимых звуков;
  • различение в речи слов, близких по своему звучанию;
  • определение длины слова и количества слогов;
  • правильное определение фонем в слове.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза

Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.

- Закрепить навыки правильного произношения звуков А, У, И.

- Дифференцировать звуки А, У, И.

- Совершенствовать навыки слияния гласных.

- Формировать подвижность и координацию движений органов артикуляции.

- Учить владеть своим голосом.

- Развивать фонематическое восприятие.

- Развивать общую и мелкую моторику.

- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.

Оборудование: Карточки-символы к гласным звукам (большой кружок (А), маленький кружок (У), горизонтальный узкий овал (И),шарики СУ Джок, картинки (арбуз, уточка, индюк, автобус, иголка, улитка, апельсин), 3 красных домика, 5 карточек с символами двух гласных звуков, картинки (птичка, жеребенок, ослик девочка кричит Ау, малыш плачет) .

1. Оргмомент.

Логопед: К нам пришла кукла Аля. Она приглашает нас в гости к гласным. Ребята, давайте расскажем кукле Але, какие гласные звуки мы с вами знаем (А, У, И).

2. Артикуляционная гимнастика.

Вокруг себя покружись

И в городке окажись.

А теперь вместе со мной:

(Дети встают в круг и произносят волшебные слова вместе с логопедом).

Логопед: Вот мы и очутились в городе гласных звуков. Посмотрите, тут все дома красные, как думаете, почему?

Дети: Потому что гласные звуки обозначаются красным цветом.

Логопед: Давайте мы посадим куклу Алю рядом с домиком и внимательно посмотрим, какие звуки живут в домиках и кто там выглядывает из окон. (Логопед предлагает рассмотреть изображения и угадать, какой звук произносит каждый из них, как кого зовут и объяснить свой ответ). – Как вы думаете, какой звук живет в первом домике? Правильно – это звук А. Давайте вместе произнесем ААААА. И так с каждым звуком.

Логопед: В страну гласных звуков мы приехали с подарками. Надо внимательно посмотреть на картинку и подарить ее тому гласному с которого начинается название картинки. Например, у меня на картинке нарисован автобус. Слово автобус начинается со звука [а]. Эту картинку я поставлю рядом с домиком А.

(Дети дарят подарки, затем идет разбор о правильности подарка того или иного ребенка). Мы с вами молодцы – у домика со звуком [а] стоят картинки, которые начинаются со звука [а]. У домика со звуком [у] – картинки, начинающиеся со звука [у]. У домика со звуком [и] – картинки, начинающиеся со звука [и].

А теперь мы немного поиграем. Вот стоит красивая коробочка, а в ней шарики. Они тоже красного цвета. Возьмите по одному шарику и встаньте в круг.

4. Упражнения с СУ - Джок шариками.

Логопед: (Выполняются движения в соответствии с текстом)

Это шарик не простой, (любуемся шариком на левой руке)

Он колючий, вот какой. (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем (шарик катаем вертикально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем (шарик катаем горизонтально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем, (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

В ручку правую возьмем,

В кулачок его сожмем.

Раз сжимаем, два сжимаем,

Шарик мы не выпускаем. (то же самое с левой рукой)

Мы положим шар в коробку

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясем свои ладошки

И немножко отдохнем.

Карточка с узким овалом и маленьким кругом ИУ – это птичка поет.

Карточка с двумя узкими овалами ИИ – жеребенок голос подает.

Карточка с узким овалом и большим кружком ИА – ослик кричит.

Карточка с маленьким и большим кружочком УА – малыш плачет.

6. Фоноритмика на гласные звуки.

А теперь споем песенки звуков. Встаньте удобно, на расстоянии друг от друга.

Логопед: Жители остались очень довольные тем, как хорошо вы их знаете и благодарят вас.

Теперь пора нам возвращаться в Д/С, а кукла Аля еще хочет погостить у своих друзей.

(Логопед вместе с детьми произносят волшебные слова и возвращаются в детский сад.

Читайте также: